Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Дмитрий Кастрель "Посвящается подплаву" ПоэзияОтветить
   Уходим под воду
   в нейтральной воде.
   
   Владимир Высоцкий
   
   АТАКА
   
   Мой залп ушёл, и я подвсплыл.
   Старпом добрал балласта. Мы зависли.
   На траектории смертельные послы
   Уже цепляли цели линзой,
   Минута - и мостов оплавятся мослы,
   Сметутся небоскрёбов призмы...
   Как говорится, «иже» вам и «присно».
   
   ...План был обширный и простой.
   Генштаб назначил флотские ученья,
   Где каждый показал, что стоил:
   Стрелял, бомбил, гонялся за треской...
   Акустика визжала нам в обеспеченье.
   
   А в это время наши два макета
   Стояли мирно у причала.
   И всё, что надо, было в них нагрето,
   И всё, что надо, штатно излучало.
   Их спутники фиксировали это.
   
   А мы, как водится, под самый под сочельник
   Бесшумно, медленно, почти что бездыханно
   Ушли под слой холодного теченья
   И растворились в водах океана.
   
   Задание — других не лучше и не хуже:
   Пройти полшарика, себя не обнаружив,
   До точки, где никто из нас не лазал.
   Оттуда доложить и ждать приказа.
   
   Мы пробирались к Антарктиде
   По линии раздела дат.
   Ни белый свет меня, ни я его не видел.
   И океан, наш древний прародитель,
   Хранил в скорлупку запечатанных ребят.
   
   Лишь бледная морская тварь
   Смотрела неподвижным круглым глазом,
   Как нечто чёрное длины несообразной
   Противно всем законам естества
   Явилось, длилось и исчезло разом.
   
   В холодных водах взяли курс на запад.
   Я знал: мы нападём внезапно.
   Они закрыли полюс перехватом -
   Мы будем бить по ним через экватор.
   Мы — методично и нахрапом,
   И тихой сапой или на арапа,
   И с сатанинской хитростью от Янгеля* до вуду...
   Я выполню задачу. Гадом буду.
   
   В Атлантику мы вышли с юга
   И взяли курс на север вдоль хребта.
   За вахтой вахта следовала кругом.
   Мы все почти возненавидели друг друга
   На тренировках течей и атак.
   
   Короче, на намеченную точку
   Я встал по местному в час ночи.
   Забросил буй и, подрабатывая малым,
   Учитывая снос и направленье ветра,
   Завис над пропастью разлома Боде Верде.
   Координаты занесли в журналы.
   
   Всё то же над разломом Вознесенья
   Должна была проделать лодка Алексея.
   
   И тут меня какой-то морок обволок:
   Как будто расступился потолок,
   Мне голову наполнил воздух,
   И я движеньем танцевальным, грациозным
   Оставил пост, покинул корпус
   И бельевой, волнистой пластью ската
   Всплыл и поплыл вдоль звёзд и вдоль пассата.
   Дыша и наслаждаясь оттого,
   Что не несу ответ ни за кого.
   
   Но этот скоротечный парадиз
   Прервал звонок. Звонил радист.
   И ощущенье дежавю: я знал,
   Что скажет он: «Зевс» прекратил сигнал».**
   
   А дальше — цепь технологических шагов.
   За две минуты слили семь потов.
   С отсеков и постов:
   «Проверил — подтвердил — готов!..
   Проверил — подтвердил — готов!..»
   Расписана была, как партитура,
   Бикфордовая эта процедура...
   
   Я, Александр Зимин,
   командир советского подводного
   стратегического ракетного крейсера «Ростов»,
   жизнью и честью отвечающий за страну,
   сказал команду «Товсь!»,
   сказал команду «Пуск!».
   
   * Янгель М.К. - Генеральный конструктор баллистических ракет.
   Разработчик тяжёлой ракеты Р-36("Сатана").
   ** "Зевс" - система сверхдлинноволновой глобальной подводной связи.
   Для передачи информации не пригодна. Важен сам факт приёма сигнала.
   Прекращение сигнала обязывает командиров АПЛ вскрыть "красный пакет" с указанием дальнейших действий.
   
   ПЕПЕЛ
   
   Стратег волну утюжил и бодал.
   Вода не спорила и уважала силу.
   Она, разжатая передней полусферой,
   Из синей становилась серой,
   Окатывала чёрные борта
   И пеною белёсой уносилась.
   Поверхностью лукавилась вода.
   Поверхность, впрочем, - вовсе не она:
   Темнеющим пузырчатым массивом
   Отвесно простиралась глубина.
   
   Припомнилось само собой,
   Как врач знакомый, китобой,
   Рассказывал, что при перитоните
   Он полость промывал забортною водой.
   Такая уж подробность. Извините.
   
   И я представил острова без птиц,
   Гольфстрим, насыщенный осадками частиц,
   Где рыба рыбой обжиралась втрое
   И тут же разлагалась рыбьим белокровьем,
   Озёра в отвратительных разводах
   И хаотичные развалины заводов,
   И нашу базу, школу, двор,
   И белый чистый снеговой простор...
   И снова пустоглазые дома без кровель.
   
   ...Уход с атаки — та ещё задача,
   Инструкции на восемь серий.
   Всё выполнил.
   Акустик слушал север.
   Сидит без майки, раскорячась,
   Потеет широченная спина.
   Уже плевать, кто первый начал.
   «Ну что там, старшина?» -
   «Там, командир, ВОЙНА».
   
   Война. Вой-на. Вой-на. Вой...
   Вон там в наушниках, за той спиной
   Глубины вспенились шумами.
   К едрене Фене и к едрене маме!
   Остервенело и фронтально
   Державы резались флотами.
   
   Пошёл к ребятам по отсекам
   Сказать, что все они герои.
   Но внутренне был как-то не настроен
   И чувствовал себя себе соседом.
   И что-то в воздухе повисло -
   По древу растекались мысли...
   Кто смотрит в пол, кто чуть левее.
   Мне показалось, или впрямь меня жалеют?
   Хотелось всем раздать шампунь для тела -
   Намыль, помой, опять намыль -
   На лицах и в глазах осела
   Тончайшего помола серенькая пыль.
   
   Я говорил, что дома ждёт работа,
   Что спишемся на берег — не до флота,
   Что мы теперь — пожизненные братья...
   А что ещё им мог сказать я?
   И верили: раз сотворил «о боже мой»,
   То лодку должен привести домой...
   
   ВРАГ
   
   Спиной к войне направился на юг.
   Всё как на практике: ходи да изучай приборы.
   Матросам ананасы выдают.
   Кок что-то спрашивал про творог.
   Старпому 35 - откупорили брют.
   
   Под килем банки, котловины, желоба.
   Всплывал под перископ, сверяли звёзды, шли.
   Забудем атом: трёхмачтовый барк
   Бушпритом тычет в краешек Земли...
   
   В глубинах тишина, лишь иногда
   щеглами щёлкали китовые стада.
   Вдруг: «Есть контакт! Гражданские винты.
   В насадках. Два винта,» - «Под перископ!»
   Ого! То ни гроша, то вдруг алтын:
   
   Спасатель океанский жёлто-синий -
   Глазам не верю - тянет на тросу "лося".*
   (714, "Норфолк", Саражжен командиром)
   Весь силуэт, обтянутый резиной,
   Разложен в окуляре по осям.
   Скажите «чиииз». «Второй торпедный! Товсь!"
   Однако этот тир противен.
   
   Враг жалок. Дифферент на нос,
   На треть сухие лопасти винта.
   На палубе в жилетах два матроса
   И три спасательных плота.
   Вот так и мне однажды довелось...
   
   «Отставить «Товсь»! Всплываем!
   Поднять флаг государственный и Флота!
   Оповестить: «Торпедная стрельба!»
   Буксиру: «Хода не менять. В эфир не выходить».
   Лосю: «Пусть примут капитана Зимина».
   
   Зараза-шлюпка завелась не сразу.
   Со мною штурман, особист и четверо спецназа,
   Поправив китель и наган,
   Рванули в логово врага.
   
   У них на огражденье выполз флаг,
   Плеснул и сразу же ослаб.
   Шарнирно развернулся трап.
   Спецназ взбегает по рифлёным плоскостям.
   Честь флагу — честь «гостям».
   
   Без паузы: «Пройдёмте вниз» и лезу в люк.
   Гебешника и штурмана — на связь и коды.
   В отсеках слышно, как откачивают воду.
   Спиною взгляды на себе ловлю
   Далёкие от «Ай лав ю».
   
   Каюта капитана. Сели с глазу на глаз.
   «Сигару?» - «Нет» (я несколько снижаю наглость,
   Но не раскашляться же мне теперь).
   Я закрываю дверь.
   
   * «Лось» - (жарг.) американская ударная АПЛ класса «Лос-Анжелес».
   
   РАЗГОВОР
   
   Он должен был топить меня и Алексея
   В проходах у хребта Уэст-Скоша
   Южнее Огненной Земли.
   Об этом и подумать тошно.
   Мы там не шли, однако же могли.
   
   А он словил всплывающую мину -
   Скорей всего, от Аргентины -
   Привет недавнего Фолклендского конфликта.
   Мог стать героем, да вот фиг-то.
   Чудовищный нефарт.
   
   Сейчас идут на Байя-Бланка.
   Я обнадёжил: мол, дойдёте.
   Ответно расспросил об их Четвёртом флоте.*
   Большая польза от подранка!
   
   А далее
   Мы полтора часа сопоставляли данные.
   В итоге эта распечатка (на английском):
   
   « Кочемасов топил Барбея. Клери топил Глотова. Лазарев топил Эберле.
   Фицтеллер топил Белогрива. Поваляев топил Конноли. Эйнсворт топил Шепеля.
   Казымов топил Смоута и Дюбо. Стрингхем топил Казымова. Баребин топил Фицтеллера.
   Чич топил Лазарева и Мартемьянова. Чернов топил Клери. Винслоу топил Кочемасова»
   
   Для вдов — с примерным указанием квадратов.
   
   Честь флагу. Шлюпке честь.
   
   *На настоящий момент и в дальнейшем, огибая Южную Америку вплоть до экватора,
   АПЛ будет проходить зону ответственности Четвёртого флота США.
   
   ДОМОЙ
   
   На юг! На юг! Вдоль побережья Аргентины.
   Первоисточник танго. Триста миль.
   Пампасы, мериносы, куртки из ратина...
   «Радист, ты музыкальным фоном истомил.
   Пошарь-ка музыку в эфире.»
   
   Но всюду скрипки, хор и слёзы «Лакримозы».
   На длинных, на коротких — Моцарт, Моцарт.
   Не ожидал! Вот так, по всем волнам...
   Но — по кому? По ним? По нам?
   
   Мысль странная пришла, сдвигая времена:
   А может, это я, мальчишка-лейтенант
   В своей морской парадной форме
   И был тот самый «чёрный человек»?
   И мне уже который век?
   
   Но замполиту: «Оцените, как
   Сменились музыкальные пристрастья Аргентины.
   И осветите экипажу этот факт
   С позиций правильных, партийных.»
   
   В проливе Дрейка шторм — не приведи господь!
   А мы на глубине крутили фильмы,
   Где д'Артаньян пел про свою Гасконь
   И Глеб Жеглов был обаятельным и сильным.
   
   У них прошло пять залпов. Наших — два.
   Про шахтных мы с Саражженом не знали...
   
   А чуть погода — мы всплывали
   Проветриться и ощутить великий Океан.
   
   Нас уводила в золотое никуда
   Необозримо плоская вода.
   Ночами звёздам вторили поля планктона,
   А днём мерещились киношные атоллы,
   Где зыркают коричневые очи,
   И девки все роскошны и охочи.
   
   Хватало и без девок тем:
   По курсу пара кашалотов предавалась браку,
   Друг друга восхищая чёрным лаком
   Своих божественно сложённых тел.
   На них смотрел матрос и млел.
   
   Мы шли тылами без малейших признаков войны,
   И океан нам не доказывал вины.
   Он жил своей просторной рыбной жизнью.
   И я бы согласился, окажись в ней,
   Простым марлином выходить из глубины...
   
   Пройдя экватор, я ушёл на полтораста метров.
   Храня опасливость и осторожность смертных,
   В любой момент готовый к схватке,
   Пошёл к Камчатке.
   
   Осталось десять дней.
   
   Четыре.
   
   Завтра.
   
   АЛЕКСЕЙ
   
   Об Алексее - ничего.
   Ни по приборам, ни по слухам, ни по связи.
   Ни от врага, ни персонально от него.
   Но без него рассказ мой недосказан.
   
   Отсутствие следов и всяческих известий
   Указывает только на одно: удар возмездия.
   Недель на пять он затаился в глубине
   В расщелине, во тьме кромешной.
   И будет залп его вполне
   Успееешшшны-ы-ы-ый.
Александр Граков (Лекса)[07.02.2016 18:57:03]
   Галина Пиастро
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на произведение «Посвящается подплаву». Автор: Дмитрий Кастрель
    http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=338502&pid=0
   
   Это произведение о войне. О разных её видах и стадиях.
   О войне? Да, здесь о холодной войне, которая была во время описываемых событий, идёт сейчас и, похоже, срок её окончания не виден.
   Вначале я привожу сведения, безусловно, известные многим. Но у меня нет никакого военного образования, потому это, скорее, для себя и для тех, кто не совсем в теме, то есть для понимания сюжета цикла.
   
   «В начале 60-х гг. командование ВМС США совместно с ЦРУ приступило к осуществлению тайных операций на море под кодовым названием "Хоули-стоун" (в переводе с английского - "драить"). В рамках этой секретной программы американские атомные подводные лодки (АПЛ), используя главное свое преимущество - скрытность, должны были осуществлять сбор разведывательной информации о советском флоте в местах его базирования. С этой целью субмарины ВМС США и стали проникать в территориальные воды СССР, объявляясь у наших военно-морских баз на Севере и на Дальнем Востоке, у берегов Камчатки и Приморья, что периодически приводило к столкновениям субмарин. Со временем мы стали тоже дежурить у берегов США, откуда было удобнее нанести в случае чего ядерный удар возмездия. Правда, в отличие от подводников США, очень близко к их базам не приближались. Так каждая сторона пыталась во что бы то ни стало "надраить" соперника» (http://windowrussia.ruvr.ru/2013_06_18/Protivostojanie-pod-vodoj-5018/).
   
   Подводные лодки играли в «кошки-мышки». Только иногда они менялись местами: кошка превращалась в убегающую мышку, а потом и наоборот.
   «Игры» эти проходили (проходят) или в рамках учений, или выходов на боевое патрулирование.
   Приведу здесь цитату, которую берегла)) для другой части этой рецензии:
    « Кочемасов топил Барбея. Клери топил Глотова. Лазарев топил Эберле.
   Фицтеллер топил Белогрива. Поваляев топил Конноли. Эйнсворт топил Шепеля. Казымов топил Смоута и Дюбо. Стрингхем топил Казымова. Баребин топил Фицтеллера. Чич топил Лазарева и Мартемьянова. Чернов топил Клери. Винслоу топил Кочемасова»
.
   
   Оставила её целиком. Зачем, для чего я вчитывалась в придуманные автором фамилии, прикидывала, а кто кого «взаимно» топил? Когда сведения о неком Кочемасове замкнули круг, это определила как очередную находку автора. Именно подобные подробности делают всё это не стишками на тему, а произведением, которое будет жить (-поживать)).
   
   «В годы "холодной войны" произошло более 20 столкновений американских и советских подводных лодок» – (ссылка выше).
   Установлены и факты гибели наших субмарин по этой причине.
   Уже позже, в 2000 г. – гибель АПЛ «Курск».
   «Согласно … версии, атака на «Курск» была осуществлена во время отслеживания американскими субмаринами «Мемфис» и «Толедо» российского судна» (сайт «Военный вестник»).
   
   И сотни погибших подводников.
   
   «…в реальной жизни у ядерной державы, подвергнувшейся нападению, сохранится некоторая часть стратегических вооружений для нанесения ответного удара, после чего сторона-агрессор окажется примерно в таком же положении, что и её жертва.
   Ответный удар (удар возмездия, устрашения) наносится ракетами, сохранившимися после нанесения агрессором первого ядерного удара».
   http://www.venture-news.ru/44941-prioritetnost-sposobov-naneseniya-yadernyh-udarov.html
   
   Конечно, в настоящее время упоминается и легендарная (залегендованная?) система «Периметр», основанная на полной автоматике. Но я, неплохо знакомая с областью автоматизации, очень даже понимаю важнейшую роль человеческого фактора, особенно, если это «российский фактор».
   
   ОСНОВА СЮЖЕТА
   Прежде всего немного о структуре произведения. Это поэма, потому что все шесть именованных разделов связаны и по смысловому наполнению, и по стилю исполнения.
   Итак:
    «...План был обширный и простой.
   Генштаб назначил флотские ученья,
   Где каждый показал, что стоил:
   Стрелял, бомбил,..»

   
   В подстрочнике:
    «** "Зевс" - система сверхдлинноволновой глобальной подводной связи.
   Для передачи информации не пригодна. Важен сам факт приёма сигнала.
   Прекращение сигнала обязывает командиров АПЛ вскрыть "красный пакет" с указанием дальнейших действий»
.
   Но «красный пакет» получают командиры и на время учений, и для реальных боевых действий.
   Поначалу, безусловно, мне виделись учения – об этом же в начале сказано.
   И:
    «А в это время наши два макета
   Стояли мирно у причала.
   И всё, что надо, было в них нагрето,
   И всё, что надо, штатно излучало.
   Их спутники фиксировали это»
.
   
   Но вдруг такое:
    «Уже плевать, кто первый начал.
   «Ну что там, старшина?» -
   «Там, командир, ВОЙНА».
    Война. Вой-на. Вой-на. Вой...».

   И это:
    «Остервенело и фронтально
   Державы резались флотами»
.
   И это:
    «Спиной к войне направился на юг» .
   Даже это:
    «Он должен был топить меня и Алексея» .
   Ну и:
    «Мы шли тылами без малейших признаков войны» ,
   И наконец:
    «Отсутствие следов и всяческих известий
   Указывает только на одно: удар возмездия»
.
   
   Вот оно: показан настоящий военный кризис – одна атомная сверхдержава нанесла-таки упреждающий удар. И уже начат и должен быть продолжен удар возмездия.
   Что это: идея представить «как будто, как оно будет»? Что-то по типу очень модной сейчас альтернативной истории?
   Честно признаюсь, что при первом прочтении, когда жадно глотала текст, именно это и показалось.
   Смутило только вот что:
    «В любой момент готовый к схватке,
   Пошёл к Камчатке»
.
    Пошёл в Вилючинск?
    в Рыбачий?
   Но если началась атомная война, то неизвестна и судьба этих баз.
   Что, расстрелял все запасы?
   Да и название главы очень мирное: «ДОМОЙ».
    Что-то смущало меня.
   
   Потому я поняла авторскую задумку так: всё, что написано – это и есть учения, потом боевое патрулирование, но идущая воображаемая война не намного отличается от настоящей (я не говорю о потерях населения, разрушениях – не приведи господи).
   Я только о той ответственности за выполнение приказов, за реальность произведённых выстрелов, пусков ракет, хотя и без ядерных зарядов, по удалённым целям на полигонах (своих или в нейтральных водах).
   Ведь это ловится «вражескими» радарами, спутниками. Полученные результаты обсуждают на уровне главкомов. Это становится важным для анализа обороноспособности стран…
   Поэтому возможно такое предупреждение-приве­тствие:­
    «Оповестить: «Торпедная стрельба!»
   Буксиру: «Хода не менять. В эфир не выходить».
   Лосю: «Пусть примут капитана Зимина»
.
   
   Поэтому реальна эта условно-боевая картина:
    «У них прошло пять залпов. Наших — два.
   Про шахтных мы с Саражженом не знали...».

   (Как там сработали пусковые шахты (ядерных) ракет? Неизвестно…).
   И ремарка:
    *На настоящий момент и в дальнейшем, огибая Южную Америку вплоть до экватора, АПЛ будет проходить зону ответственности Четвёртого флота США.
   Не стань мышкой!
   
   Вот такие «игры» идут и сейчас. Низкий поклон нашему подплаву.
   
   ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
   
   Грешным делом, даже поискала данные об АПЛ «Ростов», даже об Александре Зимине – настолько показался мне достоверным ряд приведенных сведений. Нет. И подлодки такой не было («Ростов-на-Дону» – это 2014-го года выпуска, который «Калибрами» стрелял), и командира-подводника­ такого. И «Норфолка» не было. И Саражжена.
   :)
   Думаю, что очень показательно обсуждение этой поэмы на сайте
   Форумы RusArmy.com
   (не я, нет – люди, похоже, хорошо разбирающиеся в тактико-технических аспектах всплытий-погружений и пр. /замолкаю/:)). Просто это важный показатель отличного знания автором тематики и большим интересом к этому произведению читателей, которые в теме. И мне это очень нравится.
   
   Итак, Александр Зимин.
    «Я, Александр Зимин,
   командир советского подводного
   стратегического ракетного крейсера «Ростов»,
   жизнью и честью отвечающий за страну…»
.
   Это на серьёзе, это без шуточек. Хотя ЛГ, от имени которого идёт повествование, представился мне, судя по выражениям-оборотам речи, относительно молодым: лет 35-40 (вряд ли моложе, раз командир стратегического подводного крейсера).
   Но он не похож на седовласого, умудрённого, степенного человека, по-отечески разговаривающего со своими подчинёнными.
   Что-то мальчишеское, немного бесшабашное, щегольское в его речах (как и во всём тексте) мне слышится.
   В чём-то он по духу из таких, как, например, Евгений Таманцев из любимого «Август 44-го» («Момент истины») В. Богомолова.
    «Мы — методично и нахрапом,
   И тихой сапой или на арапа,
   И с сатанинской хитростью от Янгеля* до вуду...
   Я выполню задачу. Гадом буду»
.
   Словечки – блеск.
   
    «Где зыркают коричневые очи,
   И девки все роскошны и охочи»
.
   Ах. И ох.
   
    «Скажите «чиииз». «Второй торпедный! Товсь!"»
   Хорошее сочетание фраз. Добренькое такое.
   
    «Поправив китель и наган,
   Рванули в логово врага».
   «Спиною взгляды на себе ловлю
   Далёкие от «Ай лав ю»
.
   Можно, нельзя, но скажу так: «Элегантное ёрничество».
   
    «Но замполиту: «Оцените, как
   Сменились музыкальные пристрастья Аргентины.
   И осветите экипажу этот факт
   С позиций правильных, партийных.»
– а иначе вслух нельзя было тогда.
   
   Почти ощутима та ответственность, чувство долга (это пишу без всяких «хи-хи»), которые легли на плечи (на погоны) Александра Зимина.
   
   И вдруг всплеск воображения:
    «И я движеньем танцевальным, грациозным
   Оставил пост, покинул корпус
   И бельевой, волнистой пластью ската
   Всплыл и поплыл вдоль звёзд и вдоль пассата.
   Дыша и наслаждаясь оттого,
   Что не несу ответ ни за кого»
.
   Хоть вот так на несколько мгновений сбросить тяжеленную ношу.
   
   Капитан Зимин, командир, мужчина на суровой работе, но и просто человек – таким его увидела.
   Намеренно ли автор хотел, мне ли показалось, что он немного одинок. Понятно, что есть, должна быть некоторая дистанция между командиром и подчинёнными. Но почему-то вот так:
    «Пошёл к ребятам по отсекам
   Сказать, что все они герои.
   Но внутренне был как-то не настроен
   И чувствовал себя себе соседом.

   
   Интересная особенность текста: часто говорится рядом с «мы», «лодка» – «я»:
    «Короче, на намеченную точку
   Я встал»
   «Мой залп ушёл, и я подвсплыл.
    «Он должен был топить меня и Алексея»
   «В любой момент готовый к схватке,
   Пошёл к Камчатке»
.
   Конечно, он командир своего «стратега», все и всё должно подчиняться его командам, он и подводный корабль неотделимы и т.д.
   Но почему-то в ряде мест мне ощутилось какое-то его одиночество. А может быть, по масштабам океанов, лодка – песчинка, «скорлупка». И она, лодка, при всём своём вооружении и т.п. так же одинока среди глубин, расщелин…
   Среди чужой водно-подводной жизни:
    «И океан …
   Он жил своей просторной рыбной жизнью»
.
   
   Ну и про Алексея, командира другой АПЛ.
   Ничего почти о нём – и очень много, в то же время.
    «Всё то же над разломом Вознесенья
   Должна была проделать лодка Алексея»
.
   
    «Он должен был топить меня и Алексея
   В проходах у хребта Уэст-Скоша
   Южнее Огненной Земли.
   Об этом и подумать тошно»
.
   Ну, и последний раздел. Он так и назван «Алексей».
   То есть Зимин часто (хоть «вслух» и не много об этом) соотносит свою ситуацию и ту, что, возможно, у друга.
   Примечательно, что само слово «друг» или что-то в этом роде автор не использует. Никаких словоизлияний, никаких всплесков рук и тревожащихся возгласов, но состояние волнения, опасения за Алексея создано. Вкус автору и здесь не изменил.
   Зимин догадывается (знает?), что именно Алексею приказано нанести «удар возмездия» (может быть, один из таких ударов). А это значит, что требования к скрытности самые серьёзные. Что есть реальная опасность для самой лодки и экипажа, конечно. Что всё это не игры-игрушки.
   Ведь:
    «Недель на пять он затаился в глубине
   В расщелине, во тьме кромешной»
.
   
   Наверное, о всплытии до того и мечтать нечего.
   А чем это может закончиться – один Нептун знает.
   «Всплытие покажет» – шутка такая ходит. Если будет оно.
   
   ЛЕКСИКА. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
   Понятно, что на бытовой, городской (сельской) лексике в этой поэме далеко не уедешь (здесь – не уплывёшь).
   Но используемые морские термины в большинстве своём знакомы по воспитанию-образован­ию,­ по чтению художественной литературы, понятны. Некоторые специфические автор вынес в подстрочники. На мой вкус – нас не глушили военно-морским тезаурусом, не выпячивали его. Одобряю.
   Для меня не слишком знакомым – стыдно, наверное – оказалось слово «подплав». Всё больше как-то «подводники».
   Словари неохотно дают синонимы к «подплаву», хотя само это слово легко находится. Так что – спасибо за науку.
   Маршрут следования «Ростова», острова и разломы – всё реально. Что-то пришлось поискать в справочниках, по карте. Но ведь это так интересно! Не хочешь – пропусти мимо ушек.
   
   СТИЛЬ. СТИЛЬ. СТИЛЬ
   
   Сначала немного о жанровой принадлежности поэмы.
   Можно, конечно, отнести её к военно-приключенческ­ой,­ ведь напряжённость событий, некоторые перипетии, да и ситуационная основа склоняют к этому определению. Но есть ещё и военно-политическая составляющая, и патриотическая (в хорошем смысле), и познавательная. И глубоко человечная. И – скажу так – высоко человечная.
   
   Каковым мог быть стиль представления сюжета подобной поэмы?
   На мой взгляд, в истинных, настоящих, стОящих произведениях невозможно, порой, чётко разграничить содержание и его изложение.
   Особенно, в стихотворных.
   В принципе, это мог быть сплошной разрыв тельняшки на груди)) на фоне
   морской романтики, грозящих опасностей, технических характеристик подлодки и отдельных устройств.
   Ура-показной патриотизм.
   Призывность: «Смерть врагу!»
   Безудержное нагнетание ужасов при описании возможного мирового катаклизма.
   Необязательные разговоры по душам.
   Матросские байки в кубрике.
   Описание океанических красот.
   Воспоминания о доме-семье, мечты о девушках-подружках.
   Да, мало ли.
   Но вот найти нужную степень использования подобных тем, определить нужный баланс достаточно сложно. Но это сделано. И отличается от безвкусного (читай, невкусного) пересказа тех или иных, пусть даже очень серьёзных, военных событий и занимательностью, и познавательностью, и поддержкой уверенности, что нас, жителей страны, тогда (да и сейчас) надёжно охраняют такие вот Александры, Алексеи…
   Что нанесут возможному агрессору удар возмездия.
   Ну, или хотя бы отомстят за нас, штатских)).
   
   Что же с архитектурой поэмы, рисунком строф, с вожделенной для части поэзоманов строгой метрикой, ритмикой, подсчётом числа слогов в строчках?
   Приведу достаточно известные сведения, которые всегда при мне, которые греют мою некоторую стихотворную вольность.
   Чего не сделаешь для хорошего человека, вернее, для этой замечательной, неординарной поэмы!
   
    О тонике и силлабо-тонике. Сведения и размышления
   http://refdb.ru/look/2801146-pall.html
   Тонический стих В. Маяковского. Автор В. В. Корона
   «Маяковский сознательно отказался от силлабо-тонической ритмики как основного носителя стихового ритма и перешел на другой носитель – интонационную ритмику. В отличие от силлабо-тонического,­¬­ интонационный порядок непосредственно не наблюдаем, но легко ощутим при чтении вслух, поэтому он и обозначается слуховым образом – «гул», а не зрительным – «луч"….
   Новая форма стиха, созданная Маяковским, выглядит вызывающе небрежной, если ее рассматривать со стороны традиционной силлабо-тонической системы стихосложения….
    Специальное выделение автором интонационных единиц в виде отдельных строк позволяет предполагать, что именно они служат основными носителями ритма произведения…».
   
   «Однородность слововязанья уныла –
   Стихи не должны проскальзывать мылом» :) / «Кредо». Авт. Г.П./
   
   Добавлю, что такие стихи нужно именно прочитывать, шевеля губами, хотя бы (хорошо, если и мозгами:)), хотя бы бормоча, про себя.
   
   Взяла наугад. Подсчитала число слогов. И что? Читать надо, а не подскакивать в такт стыкам рельсов – в поезде это хорошо убаюкивает:).
   А мы, как водится, под самый под сочельник --------12
   Бесшумно, медленно, почти что бездыханно -----------13
   Ушли под слой холодного теченья --------------------­----11­
   И растворились в водах океана. ------------------------­----11­
   Две последние строчки чуть короче предыдущих – подстать скорости действа (allegro)). Там, где «медленно, почти что бездыханно» и слогов больше (lento)).
   
   Нет. Я не против ямбов и хореев, но эта поэма, думаю, только потеряла бы во вкусовой строгости, будучи от и до в едином ритмическом стиле.
   Или вот:
    «Привет недавнего Фолклендского конфликта.
   Мог стать героем, да вот фиг-то»
.
   
   Ещё один довод в пользу интонационных (акцентных) стихов – расширение используемой лексики. Двух-, трёхсложные слова (изредка четырёхсложные) – верные держатели силлабо-тонической ритмики – увы, не исчерпывают весь нынешний словарный запас.
    «А дальше — цепь технологических шагов.
   За две минуты слили семь потов»
.
   
   И начались бы тут ахи и охи по поводу того, что вот тут пиррихий, а тут спондей, пэон, анакруза…
   В этой поэме стихам вольно, раздольно, дольно:).
   
   И очень органичны несколько прозо-текстовых вставок.
   Например, автор, думаю, понял, насколько нелепо звучала бы зарифмованная (очень нужная!) вставка – рифмовать фамилии хорошо разве что для спича на корпоративе)).
   А здесь (полная цитата была в начале):
   « Кочемасов топил Барбея. Клери топил Глотова. /….опускаю…/ Чернов топил Клери. Винслоу топил Кочемасова».
   
   Вообще, мне услышался отдалённый аромат прозы В. Пикуля: «Крейсера», «Реквием каравану PQ-17».
    «Стратег волну утюжил и бодал.
   Вода не спорила и уважала силу»
.
   
   По формату текста чуть-чуть от «Авось!» А. Вознесенского.
   В. Высоцкий. «Я – "Як"- истребитель…» (другие песни о войне, суровой мужской работе). Но только приглушённо, без надрыва, немного иронично.
   Это всё комплименты Дмитрию Кастрелю, думаю. Большущие комплименты.
   
   ТЕКСТЫ И ПОДТЕКСТЫ
   Теперь об одном из самых вкусных для моего ума (души, сердца) впечатлений: слова, обороты, фразы – текст! Глубоко серьёзный и сплошь подёрнутый лёгким юмором. И авторской самоиронией.
   Остановлю себя – иначе просто-напросто закавычу всё (за очень небольшим исключением) и вставлю сюда.
   Дальше чуть-чуть дам комментов к выборочным фразам, иначе можно бы отделаться единым воплем: «Нра-а-а-а!!!» (почти «Ура-а-а-а!»).
   
    Минута - и мостов оплавятся мослы».
   Тут по смыслу: будут выглядеть, как мослы, то есть, как обглоданные кости – зримый такой образ.
   
   «Зараза-шлюпка завелась не сразу»[/i].
   Тут надо фасон держать, а «поведение» шлюпки снижает пафос момента. А с буксира-то, небось, всё примечают: мол, не всё и у вас ОК.
   
    «А в это время наши два макета
   Стояли мирно у причала.
   И всё, что надо, было в них нагрето,
   И всё, что надо, штатно излучало.
   Их спутники фиксировали это»
.
    «Штатно» [/i] – ну, обычное дело. «Мирно» – с невинным таким видом. На приколе мы, мол.
   
    «Лишь бледная морская тварь
   Смотрела неподвижным круглым глазом,
   Как нечто чёрное длины несообразной
   Противно всем законам естества
   Явилось, длилось и исчезло разом»
.
   Погрузились на большую глубину: твари-то там часто вообще белёсые. А донная морская-океаническая­ рыба (камбала, например) сплющена – один глаз и смотрит. А может, и кальмар гигантский.))
   
    Честь флагу — честь «гостям» .
   Встреча – с опаской: «гости» здесь закавычены.
   ……………………………
    Честь флагу. Шлюпке честь.
   Прощание: обошлось.
   Но приветствие Зимина в обоих случаях одинаково. Спокойно. С достоинством. Понятно, что это всё обе стороны выражают одинаковыми жестами «под козырёк», но нам показаны и подтексты восприятия ситуации.
   
   Вот эта точность в мелочах, в подробностях, ёмкая выразительность – везде.
   Автор и себя уважает, и нас, читателей)).
   
   Всё понятно сказано в тексте, но ещё чуть-чуть и междустрочно )).
   «И с сатанинской хитростью от Янгеля* до вуду...
   Я выполню задачу. Гадом буду»
.
   Сноска – это хорошо. Только человек, хоть чуть знакомый с историей отечественной оборонной промышленности, при чтении сразу хитренько прищурится: отлично сказано, мол.
   
   Не знаю почему, но как-то раз (или два))) я прочитала весь текст на предмет: а какова цветовая гамма вообще использована.
   Что-то не усмотрела я ни ярких цветов, ни фейерверочных всполохов. Строгие цвета и оттенки морской волны, морской… войны)).
   Киты упомянуты чёрные, лаковые.
   Вот… глубинно-морские краски:
    «Она, разжатая передней полусферой,
   Из синей становилась серой,
   Окатывала чёрные борта
   И пеною белёсой уносилась.
   Поверхностью лукавилась вода»
.
   /Ха! А я-то думала, что одна только изобрела возвратный глагол от «лукавить». Юношеское моё: «…лукавься шалостью своей». Ну, дайте… прихвастнуть:)!/
   В одном месте только поярче:
   «Спасатель океанский жёлто-синий…» – так это уже на поверхности океана)).
   
   Простенько так. До остолбенения:
   «Остервенело и фронтально
   Державы резались флотами»
.
   В игры-картишки режутся)).
   
   Вот результат вполне возможный возможной атомной войны:
    «Где рыба рыбой обжиралась втрое
   И тут же разлагалась рыбьим белокровьем»
,
   Интересно:
   Первая строка короче второй. В первой действо быстро, жадно.
   А потом – «разлагалась» (само слово довольно тягуче – четыре слога с буквой «а») – этот процесс дольше.
   
   Вот фрагментик:
    «И бельевой, волнистой пластью ската
   Всплыл и поплыл вдоль звёзд и вдоль пассата»
.
   Первая строчка. «Пласть» – ну, своё от «пластика». А вот теперь по звукоряду: ведь новослово «пласть» хорошо подходит к полёту под водой этой плоской рыбины. Неожиданный, женский)) эпитет: «бельевой» . Ага: простыня, например, которая сушится на верёвке, тихонько полощется на ветерке. И опять ни одного зряшного эпитета.
   
    О рифмах
   Для себя определяю так: покажите мне только рифмы из стихотворения и я сразу скажу, какого уровня оно (в моей градации, конечно))).
    Здесь есть и обыкновенные, даже известные всем, проходные, так сказать (в малой дозе они безвредны))). Есть типа едва слышного эха ( «планктона – атоллы» , к примеру). И, конечно, наиболее органичные для тоники мягкие ассонансы – они и задают тон в поэме. Хороший тон, как говорится, задают!
   Некоторые. Обратившие на себя внимание.
    «ветра – Боде Верде, воздух – грациозным – корпус, парадиз – радист, Ростов – «Товсь!», массивом – уносилась, втрое – белокровьем – кровель, фронтально – флотами, север – серий, с глазу на глаз – наглость…» .
   /А можно я потом ещё буду дописывать и дописывать?:)/
   
    Не поняла. Не понравилось
   Так. Надо прерваться и провести беседу с собой: и сколько так я могу цитировать, вкушая почти совершенные языковые яства?
   
   Надо хоть немного о не впечатлившем меня.
   Начну с не очень интересного названия:
    «Посвящается подплаву» . И не потому, что обычно посвящение ставится после заголовка. Как-то неопределённо. Советов не даю – просто вот не понравилось и всё. Имею право:).
   
   Элементарно не поняла – про «даты»:
    «Мы пробирались к Антарктиде
   По линии раздела дат»
.
   Согласуются между державами только периоды учений, но не боевых дежурств. Так что вопрос мой остаётся.
   
   И здесь тоже, про атом:
    «Забудем атом: трёхмачтовый барк
   Бушпритом тычет в краешек Земли...»

   Это про атомное оружие? Может быть.
   
   Так иногда ляпнем, но всё ж про белочку (мысь) в первоисточнике:):
    «По древу растекались мысли...»
   
   Чем-то не пришлось мне:
    «И нашу базу, школу, двор,
   И белый чистый снеговой простор...»

   Простенько и… без вкуса: «школа, двор» . Да и «двор-простор» .
   
   Совсем не из этой оперы, по стилю, показалось мне:
    «Мысль странная пришла, сдвигая времена:
   А может, это я, мальчишка-лейтенант
   В своей морской парадной форме
   И был тот самый «чёрный человек»?
   И мне уже который век?»

   Вроде, не на святое, не на гениев замахивался в своём подводном походе кэп. Не поняла аллюзии – увы.
   Да и «человек – век» – бр-р-р (этой рифме уже тоже который век)!
   
   Но закончу несколькими цитатами выборочно, которые уже запомнились, которые иногда уже бормочу на ходу:
    «У них прошло пять залпов. Наших — два.
   Про шахтных мы с Саражженом не знали...
   
   Остервенело и фронтально
   Державы резались флотами.
   
   Стратег волну утюжил и бодал.
   Вода не спорила и уважала силу.
   
   Расписана была, как партитура,
   Бикфордовая эта процедура...
   
   И с сатанинской хитростью от Янгеля* до вуду...
   Я выполню задачу. Гадом буду.
   
   И ощущенье дежавю: я знал,
   Что скажет он: «Зевс» прекратил сигнал».**»…

   
   ИТОГ
   Я покорена художественной и содержательной мощью поэмы Дмитрия Кастреля «Посвящается подплаву».
   Я, безусловно, включаю поэму Дмитрия Кастреля «Посвящается подплаву»
   в число тех произведений, которые читаю и перечитываю на протяжении своей жизни.
   Я считаю поэму Дмитрия Кастреля «Посвящается подплаву» значительным событием не только для портала ЧХА, но и для литературы вообще.
   
   Галина Пиастро,
   
    /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Александр Граков (Лекса)[07.02.2016 18:58:23]
   Инкогнит О. В.
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   На произведение «Посвящается подплаву». Автор: Дмитрий Кастрель
    http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=338502&pid=0
   
   Значительная часть нашей жизни проходит в профессии – это далеко не худшие годы, со своими устремлениями, страстями и рискованными приключениями. Только поле это в поэзии практически не пахано, в сравнении с возделанной «в пух» традиционной лирикой. Читать лирику на профессиональную тему – удовольствие редкое. Хочу, однако, быть правильно понятым: мне интересен взгляд человека на свою профессию, его переживания, разрешение ситуаций. Но для того, чтобы поверить автору «профессиональной» темы, я жду от него знакомства и с особенностями профессии, впрочем, не в виде подробного стихотворного технического описания, а с тонкостями, художественно дозированными в степени, необходимой для правильного восприятия произведения. Поэтому я, в свою очередь, с пониманием отношусь к тому, что здесь не обойтись без специфических терминов, и профжаргон иной раз может проявиться. И к примечаниям автору приходится прибегать – много подводных камней. А читатель должен подтягиваться к «профессионализмам» в тексте.
   
   Техническая составляющая стихотворного цикла ˗ метрика и строфика стихов. Метрика здесь ˗ ямб. Чистого ямба относительно мало, на его ритмической поверхности почти повсеместно наблюдаются пропуски системных ударений, нередки спондеи. Вряд ли такую метрику следует считать неудачной. Скорее её можно отнести к авторскому приёму, посредством которого стихи пишутся свободней, не теряя при этом естествен-ности восприятия.
   То же можно сказать и о строфике цикла, которая представлена, в основном, классическими катренами и строфами, содержащими от пяти до двенадцати стихов. Есть и двустишия.
   Рифмы ˗ отдельная статья. В основном, они точные, часто ассонансные от сильной «ветра ˗ «Верде»» до весьма условной «уносилась ˗ массивом». Очень понравилась «ловлю ˗ лав ю». Ещё чуть-чуть ˗ и она могла бы превратиться в совершенно каламбурную «Спиною взгляды я ловлю, далёкие от «Ай лав ю»». (Простите, Дмитрий, не удержался!)
   Есть в цикле и странности: два включения прозы, инородные стиху в принципе, но без которых данное произведение, на мой взгляд, потеряло бы что-то важное: «жизнью и честью отвечающий за страну» ˗ в одном и «распечатка на английском» ˗ в другом.
   И наконец, отмечу некоторые словосочетания, воспринимающиеся не сразу, до неприятия:«смертельн­ые­ послы уже цепляли цели линзой». И только потом, приглядевшись к фразе, понимаешь её смысл. Или: «чувствовал себя себе соседом». Здесь смотрю на это выражение поверх очков и качаю головой. Впрочем, это своеобразие в духе Дмитрия Кастреля.
   
   Цикл стихов посвящается подплаву (морякам-подводникам­).­ В цикле шесть стихотворений, объединённых одной темой − флотским учениям с участием советского подводного стратегического ракетного крейсера. В цикле стихотворений вижу переплетающимися, по крайней мере, три темы: войны, военно-морских учений и тему красоты мира.
   
   Так, в начале, в качестве пролога ˗ изображается атака на вероятного противника как эпизод возможной войны. Противник узнаваем: «мостов оплавятся мослы, сметутся небоскрёбов призмы...». И дальше вспышкой картина: «..острова без птиц, Гольфстрим, насыщенный осадками частиц, озёра в отвратительных разводах и хаотичные развалины заводов, и белый чистый снеговой простор и снова пустоглазые дома без кровель…».И эта возможность едва не превращается в реальность в докладе акустика: «Там, командир, ВОЙНА».
   
   ВОЙНА ˗ учения, на которых «державы режутся флотами». Из-за этого «режутся» так и хочется сказать: уж лучше б просто резались в карты. И в самом деле, за одним столом с разложенными картами, чуть не стукаясь лбами, сидят формальные враги, прекрасно осведомлённые друг о друге, и подсчитывают, кто кого топил, упоминая вдов при этом. В самом деле, война? Вот же: американский «лось» получил взаправду по носу от аргентинской мины времён фолклендского конфликта. И если «океан, наш древний прародитель, хранил в скорлупку запечатанных ребят», то куда пропала лодка Алексея? Репетирует удар возмездия? Готовимся к войне, потому что хотим мира? Лукавая сентенция. И не случайно главный герой Александр Зимин слышит в музыке Моцарта реквием и по вашим и по нашим, ощущая себя «чёрным человеком».
   А между тем, Александр Зимин ˗ командир советского подводного стратегического ракетного крейсера ˗ человек долга, знающий свою точку на земле и профессионально выполняющий свою работу.
   
   Тема красоты мира в цикле играет важную роль:
   
   «Нас уводила в золотое никуда
   Необозримо плоская вода.
   Ночами звёздам вторили поля планктона,
   А днём мерещились киношные атоллы,
   Где зыркают коричневые очи,
   И девки все роскошны и охочи.
   …
   Стратег волну утюжил и бодал.
   Вода не спорила и уважала силу.
   Она, разжатая передней полусферой,
   Из синей становилась серой,
   Окатывала чёрные борта
   И пеною белёсой уносилась.
   Поверхностью лукавилась вода».
   
   А океанская вода такой чистоты, что доктору впору «при перитоните … полость промывать забортною водой». Но строчка «Под килем банки, котловины, желоба», которая сообщает читателю всего лишь о профиле дна, в то же время поворачивает нас к ржавеющим консервным банкам, строительными котлованами, к заляпанным бетоном желобам… Океан засорялся всегда, но в те же времена Дрейка, которые главному герою издалека представляются романтическими («трёхмачтовый барк бушпритом тычет в краешек Земли»), он очищался сам. А теперь на дне его разный хлам, мины плавают, нефтянку льют… Гадят люди сами себе, убивать учатся. Такая вот цепочка размышлений, начинающаяся со слов «Гольфстрим, насыщенный осадками частиц, где рыба рыбой обжиралась втрое и тут же разлагалась рыбьим белокровьем», кончается признанием главного героя:
   
   «Мысль странная пришла, сдвигая времена:
   А может, это я, мальчишка-лейтенант
   В своей морской парадной форме
   И был тот самый «чёрный человек»?
   И мне уже который век?»
   
   В цикле стихов Дмитрия Кастреля слышна авторская интонация, в нем есть многоплановость и увлекательность. Видны глубины и проблемы, лежащие на поверхности. Они видны невооружённым взглядом. Да, именно невооружённым. Решение этих проблем не просто, но, может быть, путь к их решению начинается с этих строк:
   
   «Спиной к войне направился на юг.
   Всё как на практике: ходи да изучай приборы.
   Матросам ананасы выдают.
   Кок что-то спрашивал про творог.
   Старпому 35 - откупорили брют».
   
   И разойдёмся по домам:
   
   «Пошёл к Камчатке.
   
   Осталось десять дней.
   
   Четыре.
   
   Завтра».
   
   
   Инкогнит О. В. ,
   
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Ян Кауфман[07.02.2016 23:39:50]
   Дмитрий, уважаемый!
   Ваша поэма о подводниках разбита по содержанию на ряд отдельных глав своими подзаголовками.
   Вам самому не кажется ли какие-то из них наиболее удачными, более близкими к бардовской конкретике? Лично мне легче воспринимаются эти отдельные главы, нежели поэма целиком.
   Недаром вспоминаются песни этой тематики Юрия Визбора, Владимира Высоцкого и других.
   Я говорю о своём ощущении, поэтому надеюсь без обид.
Николай Бурмистров[08.02.2016 20:16:18]
   Большая удача для автора получить такие содержательные, всесторонние и благожелательные рецензии.
   Во многом согласен с рецензентами в их позитивных оценках этой работы. Галина отнесла её к жанру «поэма», а критик Инкогнит считает циклом стихов. Я бы выбрал жанр: «маленькая поэма».
   
   Хотел бы назвать, пользуясь формулой Г. Пиастро, значительным событием в жизни Литературного портала как появление крупного поэтического произведения, так и получение автором заинтересованных и подробных критических разборов, «хорошей критики», как говорили в старину.
   Не имею возможности оценивать всю работу, но по первой главке «Атака» отмечу, что понравилось:
   ……………………………………….два макета – (наши два – плохо)
    Стояли мирно у причала.
    И всё, что надо, было в них нагрето,
    И всё, что надо, штатно излучало.
    Их спутники фиксировали это.
   
    А мы, как водится, под самый под сочельник
    Бесшумно, медленно, почти что бездыханно
    Ушли под слой холодного теченья
    И растворились в водах океана…
   
   … (Лишь бледная морская тварь) - нерифмованная строка
    Смотрела неподвижным круглым глазом,
    Как нечто чёрное длины несообразной
    Противно всем законам естества
    Явилось, длилось и исчезло разом. – !
   
   Есть, на мой взгляд, и недоработки:
   
    1. На траектории смертельные послы
    Уже цепляли цели линзой, -
   это халтурка в технике стихосложения. Она легко может быть устранена.
   2 ...План был обширный(?) и простой.
   3. Корявый катрен:
   ...План был обширный и простой.
    Генштаб назначил флотские ученья,
    Где каждый показал, что стОил:
    Стрелял, бомбил, гонялся за треской...
    Акустика визжала нам в обеспЕченье.
   Рифмы с браком: простОй – стОил – треской; учЕнья – обеспЕченье (так грамотно)
   4. Здесь автор зарапортовался-зариф­мовался:­
    Они закрыли полюс перехватом -
    Мы будем бить по ним через экватор.
    Мы — методично и нахрапом,(?)
    И тихой сапой или на арапа,(?)
    5. И с сатанинской хитростью от Янгеля* до вуду...- длинно и непонятно. Сказал бы проще:
   И с силой «Сатаны» от Янгеля до вуду…
   6. На тренировках течей(?) и атак. – пробоин и атак.
   7. Забросил буй…
   8. Как будто расступился потолок(?),
    Мне голову наполнил(?) воздух,
   9. волнистой пластью ската…
   10. За две минуты слили(?) семь потов.
    С отсеков и постов(?): - И понеслось с постов:
   11. На Флоте так не говорят:
    «Проверил — подтвердил — готов!..
    Проверил — подтвердил — готов!..»
   И:
    сказал команду «Товсь!»,
    сказал команду «Пуск!».
   Можно:
   отдал команду «Товсь!»,
   даю команду «Пуск!»
   
   Эти мелкие недостатки, конечно, несколько портят общее впечатление от работы. Но все они поправимы. Было бы желание.
   Также поддержу замечание критиков: негоже ставить в заголовок строчку «посвящается». Достаточно у автора способностей, чтобы озаглавить поэму.
   
   P.S. О времена!
   Так совпало, что BBC как раз пиарит свой кино-пасквиль – «Третья мировая».
Николай Бурмистров[08.02.2016 21:00:39]
   Галине Пиастро
   
   Ещё более уважаемая мною поэт и критикесса, Галя!
   Великолепную по содержанию и добросовестности рецензию подарила ты счастливому автору. Мои аплодисменты.
   Но разрешите два слова в антракте.
   Рецензент был не совсем объективен. Известно, что Галина Пиастро – мастер в создании интонационных стихов. Более того, она их страстный приверженец.
   И, уловив в поэме знакомые интонации, она поспешила выписать автору карт-бланш на сбои в ритме и скачки в размерах строк.
   Но, Галя! Мне ли объяснять мастеру, что тонические стихи требуют абсолютного поэтического слуха. И, отнюдь, не облегчают задачу автора.
   Кто же против, если бы наши авторы умели слагать так:
   
   
   Владимир Маяковский "Славьте меня! Я великим не чета..."
   http://www.askbooka.ru/stihi/vladimir-mayakovskii/slavte-menya-ya-velikim-ne-cheta.html
   
   Я раньше думал - книги делаются так: 12
   пришёл поэт, легко разжал уста, ………..10
   и сразу запел вдохновенный простак - 11
   пожалуйста! …………………………………………4
   А оказывается - прежде чем начнёт петься, 14
   долго ходят, разомлев от брожения, 12
   и тихо барахтается в тине сердца ……….12
   глупая вобла воображения. 11
   Пока выкипячивают, рифмами пиликая, 15
   из любвей и соловьёв какое-то варево, 14
   улица корчится безъязыкая - ……………….11
   ей нечем кричать и разговаривать. ……..11
   
   Или так:
   
   1.
   Время мчится вперёд
   скакуном
   взмыленным –
   В туманности превращается
   опавшая пена,
   смешавшись
   с частицами
   космической пыли…
   Время на ось нанизало Вселенную.
   
   Некий огненный шар
   остывал во вращении,
   В твердь уплотнял
   то, что тлело золою.
   Вот пар стал водой,
   и, при солнечном освещении,
   Жизнь зародилась.
   Шар был назван «Землёю».
   
   Галина Пиастро. ПОЛЁТ ЗУЙКА (Поэма. Часть 1)
   ... http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=245319&pid=0
   Но как быть, если у автора встречаются неожиданные сбои. И к тому же со стилистическими и орфографическими ошибками.
   Вот пример:
   
   Авт. текст:
   
   ...План был обширный(?) и простой. 8
   Генштаб назначил флотские ученья, 11
   Где каждый показал, что стОил: 9
   Стрелял, бомбил, гонялся за треской... 10
   Акустика визжала нам в обеспЕченье. 13
    ...
   А в это время наши два макета 11
   Стояли мирно у причала. 9
   И всё, что надо, было в них нагрето, 11
   И всё, что надо, штатно излучало. 11
   
   На мой, непросвещенный взгляд, автору просто надо доработать стихи. Хотя бы, как-то, примерно, так:
   
   Мы шли в поход с задачей не простой - 10
   Генштаб назначил флотские ученья, 11
   Чтоб каждый показался на все сто: 10
   Стрелял, бомбил, гонялся за треской… 10
   Акустиков гонял до отупенья. 11
   ... ...
   А в это время наши два макета 11
   Стояли, мирно млея у причала. 11
   И всё, что надо, было в них нагрето, 11
   И всё, что надо, штатно излучало. 11
   
   Поэтому пока разрешите мне считать, что в «Платон…» представлена серьезная заявка на создание поэтического произведения.
    ...
Ян Кауфман[08.02.2016 21:38:25]
   Вероятно не зря я напомнил Дмитрию о бардах.
   А что же ты, Николай, скажешь о Высоцком?
   
   Сыт я по горло, до подбородка. -10
   Даже от песен стал уставать. –8
   Лечь бы на дно, как подводная лодка, - 11
   Чтоб не могли запеленговать. - 9
   
   Друг подавал мне водку в стакане, - 10
   Друг говорил, что это пройдет. – 9
   Друг познакомил с Веркой по пьяни – 10
   Мол, Верка поможет, а водка спасет.- 11
   
   Не помогли ни Верка, ни водка. - 10
   С водки похмелье, а с Верки - что взять?- 10
   Лечь бы на дно, как подводная лодка, - 11
   Чтоб не могли запеленговать. - 9
   
   Сыт я по горло, сыт я по глотку. – 10
   Ох, надоело петь и играть! - 9
   Лечь бы на дно, как подводная лодка, - 11
   И позывных не передавать. - 9
Николай Бурмистров[08.02.2016 21:56:00]
   Ув. Ян, спокойно, дружище, спокойно! У бардов поётся все. Даже "Война и мир" в прозе.
   Мне запомнилась опера "Октябрь" в Кремлевском дворце съездов. Там запел... Ильич (Артур Эйзен). И не "Апрельские тезисы" спел , нормальную песню.
   Овация была - ВСВ отдыхает.
Ян Кауфман[08.02.2016 22:11:44]
   Вас, поэтов, понять трудно...
   Если стих легко ложится на музыку - как он может быть плох?!
   Возьми того же Кима - какое удовольствие он доставляет слушателям.
   А вы, поэты, талдычите о размерности...
   :)))
Галина Пиастро[08.02.2016 22:18:02]
   Николай.
   И всё же вопросы:
   1. Имеет ли место быть интонационным стихам, которые – прости, что напоминаю – нужно ПРОЧИТЫВАТЬ?
    Забыть на время, что есть такое понятие – стихи))) – в понимании 19-го века, где-когда строки должны быть симметрично-равными по размеру. Просто их прочитать.
    Если текст нравится – хорошо.
   Если нет – пройти мимо.
   
   2. Не кажется ли, чт на портале давно действует агрессивная:) силлабо-тоническая политика?
   Ведь почти любая критика в конкурсах (и не только) начинается с подсчёта числа слогов и обвинений))) в «нарушении ритма». Как будто автор заранее давал клятву верности определённой метрике, но потом изменил (аки супруг супруге иль наоборот:))
Николай Бурмистров[08.02.2016 22:53:13]
   Галя, а что делать, если традиция восприятия тоники почти утеряна. Ведь и предтеча твой страдал. И не о тебе ли сказано:
   
   Я,
   обсмеянный у сегодняшнего племени,
   как длинный
   скабрезный анекдот,
   вижу идущего через горы времени,
   которого не видит никто.
   
   Где глаз людей обрывается куцый,
   главой голодных орд,
   в терновом венце революций
   грядёт шестнадцатый год.
   
   А я у вас - его предтеча;
   я - где боль, везде;
   на каждой капле слёзовой течи
   распял себя на кресте.
   Уже ничего простить нельзя.
   Я выжег души, где нежность растили.
   Это труднее, чем взять
   тысячу тысяч Бастилий!
   
   В.В. Маяковский. Из поэмы "Облако в штанах".
   http://www.askbooka.ru/stihi/vladimir-mayakovskii/slavte-menya-ya-velikim-ne-cheta.html
   
   
   На практике, думаю, надо предварять такие стихи пояснением, чтобы читатель настроился на их прочтение.
   Говорил тебе, что выбрала тернистый путь. Но не о вас ли сказано: через тернии - к звездам!
Галина Пиастро[08.02.2016 23:55:11]
   Коля.
   Тогда уж надо как в бильярде заказной шар: "Бью третьего в угол". Оповещение перед ударом.
   Здесь будет так:
   "Это стихо будет писано четырёхстопным ямбом и ни чем иным, кроме него":)
   Ведь и ты был "предупреждён" (визульно видом стихов самим автором, критикой тож), что поэма "Посвящается подплаву" не в ритме "Эни, бени, лики, смаки...":)
   Но всё ж предлагаешь где чуток убавить, где добавить - чтобы ровненько всё))).
   -------
   Насчёт этого твоего /см. выше/:
   " И:
    сказал команду «Товсь!»,
    сказал команду «Пуск!».
    Можно:
    отдал команду «Товсь!»,
    даю команду «Пуск!»"
   
   Не спорю: можно здесь и твой вариант.
   Вообще в поэме множество "простых советских))" - вполне разговорно-прозаичес­ких­ строчек. То есть автор не задался целью говорить сплошь... словечками. новословами, жаргонами)) и др. Мера и вкус (на мою меру и мой вкус).
   Но такие вставки)), в том числе, делают текст живым, отличным от рифмованной прозы.
   "Сказал команду...". Не только принимаю это выражение, но и язычком прищёлкиваю - хорошо оно мне! Клянусь.
Николай Бурмистров[09.02.2016 00:18:52]
   "Суша" и салажонок - так оценит моряк "сказителя команды".
   Я присоединюсь, как радист 1 разряда, выпускник Отдельного особого учебного отряда морских специалистов и посткор окружной газеты в Отдельной бригаде сторожевых кораблей в г. Очамчири, на берегу Н-ского моря.
Галина Пиастро[09.02.2016 23:24:48]
   Дмитрий.
   Думаю, что здесь всё же разворачивается бенефис поэмы. Ну, и автора тоже)).
   Так значит. всё, что мне мешало (да и второму рецензенту, похоже) принять кульминацию за взаправдашнюю войну, это не так.
   Крутой ход: дабы ярче нарисовать ЛГ, организуется)) война. Смело.
   Согласна, что встреча с "подранком", как она описана, могла склонить к тому, что здесь реальный враг, хотя и случайно подорвавшийся на мальдивской мине.
   Да. Раненых не добивают. Да, там было, что спецгруппа отправлена "на связь и коды" - заблокировать..., изъять? Не ясно, выдали американцы шифры-коды или гордо ... проглотили шифроблокноты (или что там было).
   И всё же принять, что описана ситуация с Третьей мировой, пока не могу - не получается. Слишком, наверное, вжилась в другую интерпретацию.
   Но самой поэме это неважно, думаю:)
   Да и моё общее отношение к ней не сдвинулось.
   
   Продолжайте, Дмитрий, рассказывать - о ней, любимой - интересно!
   Всегда успеете поблагодарить и уйти марлином на глубину))).
Галина Пиастро[10.02.2016 18:02:44]
   Дмитрий.
   Теперь (если война) у меня возникли вот какие вопросы.
   1. «Я говорил, что дома ждёт работа,
   Что спишемся на берег — не до флота»,
   2. «И верили: раз сотворил «о боже мой»,
   То лодку должен привести домой...»
   
   О каком доме, о какой работе речи?
   И не могу отогнать мысли, что если в поэме «придумана» война, то всё написанное после того, как был вскрыт красный пакет, мне стало казаться менее реальным, чем даже сама эта придумка.
   
   3. Это из Вашего поста: «Всё-таки человек не предназначен вершить божью кару». Прокомментируйте, плиз.
Галина Пиастро[10.02.2016 20:22:59]
   А... Ну, если речь о Посланниках Высшего Разума, то ага)).
   Всё. Пойду лучше опять и опять читать ПОЭМУ.
   До встреч.
   Спасибо, Дмитрий.
Дмитрий Шорскин[22.02.2016 12:35:54]
   Довелось слышать это произведение лично, в авторском исполнении (на память!).
   Даже где-то сохранилось видео.
   Мне кажется, что произведение представляет-таки художественную ценность. Помимо всего хорошего, сказанного выше, я отмечу еще один нюанс: мало кто из современных авторов пишет большие, эпические произведения. Это сложно. Держать на протяжении всего повествования нерв, мысль, стиль, пытаться сделать так, чтобы произведение было одинаково ровным на всем протяжении. Нужно сказать, что порою это не удается сделать и в стихо из трех катренов. Есть, к примеру, какой-то посильнее, есть откровенная "вода" и, допустим, какой-то притянут за уши, и это видно невооруженным глазом. В данной же работе автор взял определенную высоту и держит ее до последней строчки. Здесь нет проходного, затычек, жертвенных слов, в угоду рифмы.
   К тому же написано так, что понятно среднему читателю, а профессионалы - не плюются.
   И тема выбрана и раскрыта. Нет такого: "Сяду напишу поэму... О чем бы?! Начну, а там посмотрим..."
   Автор знает КАК и О ЧЕМ писать. Сюжет выстроен. Видно, что для того чтобы написать эту небольшую поэму Дмитрий продумал свою Вселенную: наверняка у него есть биографии и характеры КАЖДОГО персонажа, карта действий, история, география и так далее...
   -----------
   Очень жаль, что на ЧХА нет "сокровищницы", "хранилища", "золотого запаса".
   Того раздела, кликнув на который, автор или читатель смог бы прочитать действительно те произведения наших авторов, которые можно отнести к ЛИТЕРАТУРЕ, а не к упражнениям для пальцев на клаве. Думаю, таких произведений наберется немного. Может быть 10-20. Я думаю, что "Подплав..." занял бы в этом условном "золотовалютном фонде" Портала свое место.
   
   Спасибо автору за работу, а членам Кагорты - за разбор.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта