Приглашаем к участию в нашем традиционном конкурсе «Самый яркий праздник года». Правила участия в Положении (левая колонка)
Новогодний конкурс
"Самый яркий праздник
года 2022"
Положение о конкурсе
Информация и новости
Произведения конкурса








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Дежурный критик
Алла Райц
Кабинет критика
Диалоги с критиком. Вопросы и ответы
Буфет. Истории
за нашим столом
СИНКВЕЙН
МСП "Новый Современник" представляет
Марина Соколова
Хотела посвятить любви стихи
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Всеволод Круж 
Тема:Открытие конкурса "Тонкие миры". Статья О.ГрушевскойОтветить
   Великая литература идет по краю иррационального.
   А. Набоков
   
   Мистика есть реализм,ощущение реальностей, слияние с реальностями;
   Рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.
   Н. А. Бердяев
   
   Дорогие друзья!
   
   Московский салон Литераторов объявляет новый ежегодный конкурс 2015-2016 гг.
   
   Для начала, чтобы сразу внести ясность, о чем мы будем говорить, давайте посмотрим в Википедии, что означает слово «ми́стика» (от греч. Μυσ&#­964;ικa­2;ς­ – «скрытый», «тайный»): вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также – сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).
   
   Итак, в этом году мы предлагаем тему конкурса: «ТОНКИЕ МИРЫ», и говорить мы будем о сокровенном мистическом смысле бытия.
   
   Мистика и реальности, иррациональное и материальное, фантастическое и повседневное. Эти понятия настолько взаимосвязаны в нашей жизни, что было бы удивительно, если бы такая связь не нашла широкого отражения в художественных образах, символах и сюжетах в живописи, драматургии, кинематографе, музыке и, конечно же, и почти в первую очередь, в художественной литературе.
   
   В силу множества причин, о которых можно говорить часами, мистика как явление уже давно стала одной из наших сторон жизни, несмотря на то, что отношение к этой «реалии» противоречивое, сильно разнящееся и, скорее, философское.
   
   Если же говорить о художественной литературе, то мистическая тема активно использовалась как русскими классиками (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Андреев, М. Булгаков и др.), так и зарубежными (М. Метерлинк, Э. По, Э. Гофман, И. В. Гете, Ф. Кафка и др.). Мистическая литература имеет множество жанров. Это повести Н. В. Гоголя, философские сказки М. Метерлинка и Э. Гофмана, романтические мистические новеллы Э. По, П. Мериме, лавкрафтовские ужасы, английские мистические романы У. Коллинза, А. Радклиф и Э. Бронте, тревожно-абсурдные произведения Ф. Кафки и многое другое.
   
   Нельзя не сказать и о таком направлении, как магический реализм (в некоторых случаях - мистический реализм). Оно появилось в литературе в 20 в. как самостоятельное течение, соединяя в себе два уровня – материально-реальный­ и мистический, этакое художественное двоемирие.
   Вот как трактует магический реализм в литературе французский критик Эдмон Жалу (1931 г.): «Роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, лирического и даже фантастического – тех элементов, благодаря которым повседневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям».
   
   А доктор филологических наук А. В. Злочевская называет самыми яркими представителями этого направления создавших канонические версии «метафикциональной прозы» Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова: «Эпиграфом к их произведениям следовало бы поставить ключевые слова из “Степного волка” Г. Гессе: “Вход не для всех. Только для сумасшедших”… И хотя ”безумие” у каждого индивидуально и существенно друг от друга разнится, объединяет писателей то, что именно мистический подтекст, а отнюдь не поверхностный, физический срез бытия является для них истинным… Цель сочинительства для них — проникновение за видимую поверхность жизни в трансцендентную сущность вещей».
   
   Расцвет магического реализма все же начинается в 60-е годы прошлого века, и ведущую роль в этом играют произведения латиноамериканцев - таких мастеров, как Алехо Карпентьер, Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Хулио Кортасар, Мигель Анхель Астуриас. В современной европейской литературе можно назвать Джонатана Кэрролла, Милорада Павича и Горана Петровича, в русской литературе классиками магического реализма считаются Н. В. Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Булгаков и Абрам Терц.
   
   В произведениях магического реализма обнаруживаются такие характерные черты, как разнообразные символы и необычные образы; детали сенсорного восприятия; элементы «ожившего» фольклора; часто меняются местами причина и следствие, а голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо. Мы почти кожей ощущаем предложенный ряд фантастических элементов при безусловном отсутствии каких-либо расшифровок и разъяснений, т. е. автором не оспаривается логика магических элементов. Широко применяется искажение течения времени (коллапс времени), и на первый план выходит контраст прошлого с настоящим, астрального с физическим, а открытый финал (который часто разочаровывает читателя, ожидающего хоть какой-то ясности) предлагает читателю самому выбрать развязку – фантастическую или обыденную.
   
   Вот и мы обратимся к непростой, в чем-то почти личной, но чрезвычайно магической теме – теме мистического в нашей жизни.
   
   Вы спросите: «А каковы же все-таки очертания этой темы, как глубоко можно копать, как далеко вглядываться в пространство?»
   А вот это жюри оставляет на усмотрение участников. Дерзайте!
   
   Ниже приведены лишь некоторые вопросы, которые мы предлагаем обсудить в рамках нашего конкурса:
   
   • иррациональное и материальное, фантазия и обыденность - не являются ли они двумя сторонами одной медали;
   • может ли человек четко провести границу между реально существующим и мистическим;
   • степень субъективности любого мистического явления – какова она;
   • не являются ли наши внутренние страхи (внутренние драконы) источниками мистических явлений вокруг нас; и не является ли попытка докопаться до истины борьбой с самим собой;
   • не страшит ли человека существование чего-то потустороннего в его стремлении к счастью;
   • мистика и любовь – взаимосвязь и подмена, переживания через призму мистики;
   • время, причина и следствие, пространство – возможно ли нарушение общепринятой логики, коллапс;
   • мистика в литературе - это художественное средство или истинное мироощущение писателя;
   • смысл бытия – носит ли он мистический смысл;
   • сны, видения – ключи к познанию или игры разума;
   • то, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием (Парацельс) – это ирония или печаль.
   
   Успехов!
   
   Ваша Ольга Грушевская
Ольга Немежикова[20.11.2015 16:05:01]
   Очень интересная статья!
   Большое спасибо, Ольга и Всеволод!
Александр Сороковик[20.11.2015 16:51:48]
   Замечательная тема, у меня как раз есть наработка, идея. А когда будут правила?
Иван Андрощук[21.11.2015 09:22:07]
   Я уже высказал одну свою мысль на портале по этому поводу, но был тут же затюкан местными "местечковыми" реалисты. Кстати, наверняка и сюда припрутся. Вот она примерно как звучит (первая часть - не моя):
   Фантастика - это рассказ о вещах и событиях, не реальных, но в принципе возможных: мистика, напротив, рассказ о вещах и событиях невозможных, но реальных.
   Это в литературе. А в жизни - зависит от того, кто что читает, смотрит, слушает, пишет и т.д. То есть да, перенастройка сознания и мировосприятия на другие каналы:)
Ол Томский[22.11.2015 18:50:40]
   Размышления на эту тему всегда, к сожалению, носят спекулятивный характер, потому что мистический опыт любого человека сугубо индивидуален, глубоко субъективен, душа, дух, иррациональное, трансцендентное - познание мистического опыта всегда лежит за гранью человеческого сознания, всегда "ненормально" для земного переживания - насквозь рационального и материального. Человек слишком несовершенный инструмент для познания любого мистического переживания, события метафизического бытия, его практический опыт осознанности контактов такого рода всегда лежит за гранью доступного, так как является вещью в себе.
Владимир Трушков[21.12.2015 20:39:57]
   В положении о конкурсе написано: "приём работ заканчивается 20 декабря". Вопрос жюри: Сегодня 21-е почему приём работ не закончен?
В механической церкви нам будет приют? Давайте обсудим
Артем Виноградов
Евангелие /dev/null
Наши новые авторы
Сергей Седов
Как майор Громов
Кабинет критика
Яна Кауфмана
Кабинет критика Евгения Мирмовича
Кабинет критика
Ольги Уваркиной
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Награды в новых конкурсах МСП "Новый Современник"
Награды крупным планом
Наши награды за талант
Котировка в граммах чистого юмора
Награды крупным планом
Котировка в талантах
Награды крупным планом
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Региональные отделения МСП "Новый Современник"
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"