Форум Литературной мастерской: поэзия | Несколько общих слов перед началом семинара. Ну, должно быть всем очевидно, что научить писать стихи нельзя. Научиться писать стихи через механическое освоение некоторого набора правил - тоже. Самое главное, на мой взгляд, это изначальная выработка вкуса. А для этого - надо читать классиков. И хороших современных авторов. Много. А это работа может быть проделана только вами. Это как настройка пианино - можно владеть сколь угодно виртуозной техникой, но если инструмент расстроен - результат будет соответствующим. А настройка - как раз по хорошим произведениям и происходит. Однако, техника хороша тем - что это как раз то единственное, чему можно попробовать научить :) Итак, переходим непосредственно к заданию. Задание 1. Срок выполнения до 20.00 (время московское) 17 июля (четверг) (уж извините, у нас 4 часа разницы с Москвой :)) 1. Немного теории. Не буду оригинален. Прочтите (или перечитайте) за эту неделю Чуковского "От двух до пяти" Все читать не обязательно (то есть детским авторам обязательно, но можно и позже, если не успеваете). А пока достаточно прочесть глава шестую. "Заповеди для детских поэтов" (первые пять глав - это как раз материал, из которого выросла шестая глава) http://www.2lib.ru/getbook/15382.htm 2. Я предлагаю вернуться в детство, внутрь себя. И отыскать несколько стихотворений детских классиков, чьи слова вас задели вас за живое, повеселили, засели в памяти, в общем, чем-то зацепили. Классиками, условно говоря, будем считать авторов, которые успели издаться у нас в СССР (то есть до распада цензуры, которая была, конечно, идеологична, но художественную планку держала). 3. Я предлагаю вам найти несколько стихотворений доселе неизвестных вам детских авторов (или одного автора). Стихотворения - которые вы смело сможете поставить в ряд с классиками. Желательно найти молодых поэтов (не в смысле возраста, а в смысле авторства) Но тут уж, как получится. Например, для меня молодыми авторами стали многие заслуженные, поскольку их печатная продукция практически не доходила до нашего региона и познакомился я с ними только благодаря интернету :) Искать можно где угодно. Но на всякий случай предлагаю ресурс с качественными текстами для детей: http://www.epampa.narod.ru/ ВНИМАНИЕ!!! Давайте поэмы не предлагать! :) Идеально: небольшое стихотворение, чтобы ваши товарищи тоже могли ознакомится 4. Таким образом вы найдете несколько качественных детских стихотворений. Внимательно рассмотрите их и попытайтесь найти приемы, которыми воспользовался автор, чтобы сделать строчки восхитительными для вас. Для этого вовсе не требуется точная научная терминология. Главное, чтобы было понятно, что вы имеете в виду. Достаточно здравого смысла. Если найдете несколько приемов - тоже хорошо. И опять же: не гонитесь за количеством. Главное, чтобы прием был более менее выразителен и понятен остальным. Постарайтесь, чтобы это были приемы, которые именно и делали бы стихотворение детским. Постараюсь объяснить. Вот есть в поэзии прием инверсии - необычной расстановки слов. Вместо "Я пошел домой", пишем "Домой пошел я" ну и т.д. Зачем инверсия употребляется - это момент относящийся к поэзии в целом и рассматривать его в рамках нашего семинара наверное не стоит. У нас не семинар по поэзии вообще (тем более большинство участников "в теме"), поэтому там, где только можно - сосредотачиваемся на детской составляющей. Например: Автор: Генрих Сапгир "Как-то раз на дне стакана Карлик встретил Великана. - Как же ты пролез в стакан? - Удивился Великан" Используемый прием условно назовем: "Перевертыш". Большое (Великан) неожиданно оказывается в тоже время маленьким (на дне стакана). * * * Выполненные задания присылайте мне на адрес rustamka@bk.ru Обязательно с пометкой "Семинар по детской поэзии", чтоб не пропало!!! Выполненные задания самостоятельно размещать НЕ надо. Я это буду делать сам. * * * Прием выполненных заданий закончен Сейчас произвожу выкладку с минимальной редактурой-форматированием. Разбор будет, естественно, чуть позже. |
| В общем и в целом: от "неплохо" до "блестяще". Некоторые семинаристы не совсем поняли задание, в чем есть часть и моей вины: точнее надо формулировать. Но тут оправданием мне может немного послужить то, что семинар в таком режиме проводится мной впервые. И что уровень у всех немного разный. Отсюда, по видимому, и разные трактовки. В дальнейшем постараюсь формулировать задания максимально точно и просто :) Ну а пока констатирую. Несколько семинаристов ограничились посылкой стихотворений, или же в комментариях сосредоточились на своем отношение к стихам. Уважаемая Галина Пиастро несколько перестаралась и зашла с другой стороны - провела полный разбор. Тут ее, конечно, подвёл автоматизм судейской практики. Ну и много семинаристов справились с заданием вполне достойно. * * * Итак вот список приемов, составленный семинаристами (при моем минимальном участии) во время выполнения первого задания: - Антропоморфизм (Агуф, Немежикова, Кулагина) - Абсурд (Блинов) - Игра слов, юмор (Блинов, Немежикова, Пиастро, Сергеева) - Неожиданный финал (Млынаш, Немежикова) - Преувеличение (преуменьшение) (Немежикова) - Выдуманные слова (авторские неологизмы) (Репенинг) - Повторы (Репенинг, Кулагина) - Ситуация "если бы" (Кастрель) - Превращение (Кулагина) В скобках указаны семинаристы, кто отметил данные приемы (если вдруг кто захочет посмотреть иллюстративно). Если кого-то пропустил, прошу прощения, объем большой, а у нас не конкурс, а работа. Еще два приема были упомянуты. - Антифраз - действительно прием, но довольно редко-специфический. (смотрите у Ольги Немежиковой). В целом, его можно отнести также и к "неожиданному финалу" - Познавательный элемент - это скорее не прием, а содержание. * * * Ну понятно, что во-первых этот список далеко не полон. А во-вторых к литературоведению имеет далеко не прямое отношение. Это набор "сделай сам" или волшебная книга лично для каждого. И каждый записывает в эту книгу свои заклинания. В чем-то они пересекаются. В чем-то нет. Но мы все уникальны - поэтому каждый пишет немного свое. Кому-то легче это сделать в музыкальных терминах, кому-то в визуальных и т.д. Приведенный мной список - чисто рабочий и словесно-нейтральный. Вы вполне можете обозвать эти приемы как хотите - на своем языке. Зачем? Чтобы лучше запомнить, а главное, чтобы найти для него то слово, под которое он для вас наиболее попадает. Михаил Яснов сказал, что есть одно хорошее правило: стихи для детей надо писать в счастливом состоянии духа (хотя нет правил без исключений). А я добавлю: чтобы писать нечто волшебное - надо немного находиться в волшебном пространстве, которое вы создаете себе сами. Поэтому: метафора, анафора (повтор), окказионализмы - это все хорошо, но это все наш поэтский международный (то есть межлюдский) язык. Творите для себя свое пространство, играйте в него, так будет легче прийти в нужное состояние духа :) Момент второй: Итак, у вас уже есть волшебная книжка, куда вы записали несколько приемов-заклинаний. Но записать мало - заклинания надо использовать. Понятно, что эффективность использования - зависит от мастерства, которое нарабатывается практикой. Третий момент: не стесняйтесь под покровом ночи воровать приемы где только можно: у классиков, у врагов, у друзей (да и у себя тоже можно). Воруйте все что плохо лежит, и что лежит хорошо. Может и стихотворение быть так себе - но какой-нибудь один момент будет ой как хорош - воруйте. В хозяйстве все пригодится. Но использование ворованного будет оправданно лишь тогда, когда вы его максимально сделаете своим, произнесете своим голосом. * * * Следующее задание в воскресенье вечером (или в понедельник утром) Дочитывайте Чуковского :). С понедельника дам новую книжку. |
| У меня несколько вопросов к участникам. 1. Не кажется ли вам, что все перечисленные приёмы являются общепоэтическими? 2. Не кажется ли вам, что сначала можно-нужно разделить детские стихи на условные возрастные группы, а в каждой, хоть немного с привязкой к жанрам, и рассмотреть использование разных приёмов? 3. Не было бы интересным определить приёмы, не рекомендуемые (запрещённые:)) именно для детских стихов? |
| Галина, пока я еще здесь минут 20 :) - вопрос к участникам - или ко мне тоже? :) |
| Рустам. Эти вопросы ко всему человечеству:) |
| По большому счету, наверное, многие приемы общепоэтически - то есть встречаются, как во взрослой лирике, так и в детской поэзии. Другое дело, насколько часто они встречаются именно в детской. А насчет возрастных категорий - пока не идет обсуждение ритмики, рифмики и стилистики - смысла делить, на мой взгляд, нет. А, может, и вообще особого смысла нет. Я согласен с Корнейиванычем, что для младшего возраста свойственна бОльшая строгость того и другого. Для взрослой лирике - меньшая. Кривая от детства к взрослению - нисходящая (строгость ослабевает). Но как она конкретно идет - это уже все-таки каждый вырисовывает сам. По своему вкусу. И потому что - дети разные. Единственное - что эта кривая должна быть :). К сожалению или к счастью, здесь единого подхода быть не может. Есть только общий принцип. |
| Галина, мне кажется, так или иначе все приемы стихосложения являются общепоэтическими. Хорошее предложение по поводу не рекомендуемых приемов. Почему бы не попытаться их в рамках обсуждения определить? Очевидно, детские стихи не рекомендуется писать сложными и "длинностопными" размерами типа гекзаметра; хотя только на хорее (как учил Чуковский) останавливаться тоже не стоит. Например, стихотворение Мезинова "Я хочу покататься! // На ком? На слоне! // Я хочу покачаться // На могучей спине" написано анапестом, но воспринимается отлично. Некрасовское "Однажды в студеную зимнюю пору", написанное амфибрахием, - тоже. Очевидно, детские стихи не должны быть перегружены сложной лексикой - размышлениями о смысле жизни и о любимой многими "душе". Хотя "Идет бычок, качается" - это самая что ни на есть философская лирика разве нет? )) Инверсий тоже хотелось бы поменьше в детских стихах. Особенно неоправданных. У меня перед глазами, множество примеров, когда авторы ради того, чтобы зарифмовать, скажем, "Дед Мороз" и "принес" так каверкают текст, что волосы дыбом встают. Рассуждая об антропоморфизме и фантастике, нужно вот что отметить: да, животные в детской литературе могут говорить, испытывать человеческие эмоции и т. п. Но не нужно делать из них мутантов, придавать им нереальные морфологические черты. Припоминаю стихотворение на ЧХА, в котором, кажется, гусеница вытягивает шею (или что-то вроде того). На мое замечание, что у гусениц шеи нет, мне ответили: стихотворение-то детское... Гениальная отмазка)) |
| Андрей. Согласна, что должны быть естественные ограничения на метрику – на тот же гекзаметр: маленькому ребёнку просто не удержать в голове длинную-предлинную строку. Но также мне кажется, что формы детской поэзии так же не застыли, как и взрослой. Что сейчас постоянно расширяется лексика. Что бодрый «зубодробительный»:) темп не является непременным для детских стихов. Правы: уж столько этих Дедов Морозов да Снеговиков - просто заполонили они «зимние» стишки. А вот насчёт наличия шеи у гусениц – вопрос непростой. М-м-м…, вообще-то гусеница может её вытянуть:))) |
| Я поняла задание именно так, как оно было написано. Поскольку детство моё было слишком давно, то и воспоминания обрывочны. В своём посте я поделилась теми мыслями и стихотворениями, которые легли на душу, менее всего заботясь об авторских или стихотворных приёмах. Это искусственность в искусстве меня менее всего заботит, когда я и сама пишу. Не знаю, как у вас, но у меня в процессе создания стиха, часто, если не всегда, сразу виден финал. А потому- какие приёмы?)) Может быть, я и не права. Только мне кажется, что стихи для детей должны быть добрыми, волшебными, смешными или грустными...познавательными. |
| Дмитрий. Мой 2-й вопрос касался того, что важно ли при выявлении в чужих (и своих) стихах примеров применения тех или иных приёмов, понять: а значимо ли, качественно ли этот приём здесь использован. Короче, не только его обнаружить, но и проанализировать. К Вашей «запретительной» лексике я бы добавила и противоположное: некоторое ограничение на поток уменьшительно-ласкательных словечек:). Оля. Первый семинар ведь посвящён выявлению приёмов в стихосложении – раз пришли сюда, значит, должны верить, что руководитель семинара знает, для чего это нужно. По кр. мере, чтобы понимать судейские замечания (а я их, ох, наполучала в ВКРе:)). |
| Галя, я не оправдываюсь, но где в задании есть намёк на приёмы? 1."отыскать несколько стихотворений детских классиков, чьи слова вас задели вас за живое, повеселили, засели в памяти, в общем, чем-то зацепили". (что я и сделала) 2."найти несколько стихотворений доселе неизвестных вам детских авторов (или одного автора). Стихотворения - которые вы смело сможете поставить в ряд с классиками." ( и это- тоже) 3." попытайтесь найти приемы, которыми воспользовался автор, чтобы сделать строчки восхитительными для вас. Для этого вовсе не требуется точная научная терминология. Главное, чтобы было понятно, что вы имеете в виду. Достаточно здравого смысла." ( не справилась с заданием в том разрезе, что требовал куратор. Написала о том, что восхищает в избранных стихах). Ну, что поделаешь, если нет особых приёмов в них. Они просто восхитительны и фсё...)) Тогда уж надо было бы писать не о любимых, а просто соответствующих заданию, с приёмами... |
| Да, Оля, мы обе на сегодня двоечницы:): ты не увидела требований к разбору, выявлению приёмов стихостроения, я за них взялась, как оказалось, слишком широко и глубоко... Ох, тяжела ты, ноша школяра. Однако интересна. Прорвёмся! |
| Ольга, я уже извинился, что недостаточно внятно для всех сформулировал задание, и впредь буду расписывать максимально подробно. Но насчет отсутствия приемов в приведенных вами стихотворениях, это вы напрасно. Это вы или поленились (что вряд ли). Или действительно не заметили - ну тогда, мне кажется, вам как раз и нужно попробовать немного расширить свою точку зрения. Никто не говорит (и в предваряющем слове перед семинаром я писал про это), что можно механистически создавать стихи используя приемы. Однако, умение если вы их не видите, то это вам если и не в минус (можно ж, конечно, и так писать), но и не в плюс. Видя конкретный прием - вы можете осознанно его усилить, подправить и т.д. Повторяю - все это можно делать , конечно, и неосознанно. Просто КПД в целом будет ниже. Что касаемо "ваших" стихов (в смысле, найденных), то там кроме приема "повтора", очень интересный и перспективный прием объединения разных объектов по детали - улитка и бык соединены наличием рогов. Убери этот прием, замени улитку на черепаху - и стихотворение рассыпается. |
| Рустам, извини меня, пожалуйста, если обидела своим ворчанием...) Ты прав. Конечно же, рисуя поэтическую картинку будущего стихотворения, автор осознанно/неосознанно ставит акценты на деталях, описываемых событиях. Иначе и картинка (стих) будет достаточно пресным. Ну, как блюдо без приправы)) |
| Рустам. Прежде чем мы вслед за героями стихотворения Автор: Сергей Балиев «Карусели» http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=326341&pid=211&nom_id=600 продолжим, т.е.: «И "поехали" кричим!» :), мне был бы интересен, полезен анализ приёмов, которые использовал автор. То есть, что именно привело Вас, Рустам, к выводу в последней фразе (если можно, конечно) /выделено мной – Г.П./: См. Сводный обзор номинации «Поэзия для детей» ВКР-11 (1 этап) http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=446694&project=88 Рустам Карапетьян Опять вижу только микроскопические шероховатости: «Над домами» - иначе не скажешь, но жаль, что возникло это «д_д». Может, вместо домов попытаться найти что-нибудь другое? «Вы - от космоса ключи!» умом согласен, но в контексте стихотворения (несмотря на предыдущих космонавтов), несколько пафосно и заумно. «И гоняться друг за другом Мы готовы целый день!..» здесь, кстати «другоМ_Мы» – тоже сливается, но это уже нисколько не ошибка, поскольку разные строчки. То есть разделено ритмической паузой. Простое, но совсем не примитивное стихотворение. Очень близко к тому, что я называю настоящей детской поэзией (а скорее всего, даже не близко, а просто – она и есть). |
| Галина. Не во всяком стихотворении можно найти приемы. Но как правило. Здесь допустим можно определить: Превращение (всадники, космонавты) Или Оживление (Мчатся кони и олени) |
| Рустам. Конечно, здесь использованы ещё и такие приёмы как сравнение, повтор, гипербола, олицетворение. Но моя просьба – «… мне был бы интересен, полезен анализ приёмов, которые использовал автор. То есть, что именно привело Вас, Рустам, к выводу в последней фразе (если можно, конечно)…» – наверное, требует более широкого ответа. Ведь если это «настоящая детская поэзия», то хорошо бы понять, как это определилось (значимость и единство содержания и формы). Возможно, мы это сможем понять к концу семинара. |
|
|