Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
Первая тема застолья с
бравым солдатом Швейком:
Как Макрон огорчил Зеленского








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Обсуждения в режиме онлайн и на встречах в городе Рязани
Блиц-конкурсы дежурных по порталу
Буфет. Истории
за нашим столом
Пишем лимерики
Россия-Украина:
мнение наших авторов
Владимир Папкевич
С кем вы, люди мира?
Владимир Шишков
День гнева
Николай Риф
Имперская поступь…
Константин Евдокимов
А мы ставим на любовь
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Андрей Нерный 
Тема:В поисках поэтической правды (индивидуальный обзор поэзии "Мы помним все...")Ответить
   Еще один год позади, и ещё один, очередной, конкурс стихов о Великой Отечественной войне. Оценки представленных работ, как водится, субъективны. И, если кого-то из проигравших это утешит: сумма трёх субъективных мнений в три раза объективнее, чем каждое единичное мнение частного критика.
   Данная статья есть выражение моего личного представления о качестве всех работа в целом и каждой отдельно упомянутой, мои субъективные копейки в кассу литературы.
   Что такое – мнение одного частного лица? Ничего, по сравнению с коллективным бессознательным. Но так же, как поэт интересен сам по себе, а не в строю себе подобных, точно так же заметки критика хороши неповторимостью восприятия и независимостью суждений.
   
   Название конкурса предполагает, что поэт помнит всё. Вот некоторые из приславших работы на конкурс так и решили: что помню, о том и пишу. То есть, многие стихи совершенно не соответствовали тематике конкурса, а именно: Великая Отечественная война. Нынешние политические события так возбудили разум некоторых авторов, что они начали действовать по принципу: утром в газете – вечером в куплете. Но тем и хорош конкурс о событии давно прошедшем, что позволяет добавить более зрелую, философскую ноту, осмыслить великие и малые подвиги. Ваш критик искал в строках глубоко личное, а не плакатное восприятие войны. При том, что всем понятно: слишком мало осталось живых участников великих событий. Значит, слышали рассказы, видели лица, глаза тех, кто пережил, видел, воевал. Именно личное впечатление было для меня наиболее ценным.
   
   Сейчас уже поговаривают, мол, нужно помнить то, что велено, а не всё подряд. Поэтому, вспоминая «неправильные события», рискуешь выпасть из общей струи. Но поэту вольно всё, на то он и поэт. Потому, даже когда м-м-м… мировоззренческие представления критика не совпадали с авторскими, критик не спорил. Напротив, он погружался в чисто литературные изыскания.
   
   Некоторые авторы, стараясь не погрешить против правды, пытались поэтическим языком изложить историю события в том виде, в каком она были представлена свидетелем. Но время неумолимо, а люди – вот творческие натуры! - склонны приукрашивать серую действительность. За далью лет событие в устах рассказчика становится эпохальным и обрастает деталями. А поэт и рад стараться – нижет строку, режет правду-матку. Но забывает стихотворец, что он не историк, не репортёр и даже не романист. Поэтическая правда есть в высшей степени проявление правды литературной, когда созданный силой метафоры мир, не совпадая с границами реальности, убеждает читателя в своей правоте, увлекает и ведёт за собой. Поэтому не нужно, неправильно заниматься жизнеописаниями, корпеть над подробностями. Такой абсолютный реализм находится за пределами литературного процесса.
   
   В целом, распределение призовых мест совпадает с представлениями критика о хорошей и плохой литературе. Первые семь произведений, набравшие максимальное количество баллов, содержат в себе ту поэтическую «искру», которая отличает поэзию от рифмотворчества. И даже за недочётами, она, эта «искра», видна.
   
   Высшее место по праву заняло небольшое, красивое, вроде бы только лирическое, стихотворение Валерия Крылова «Звездопад». «… Это к счастью», - друзья говорят» - такими мы помним звездопады с юности. Ещё было: «мне звезда упала на ладошку» и т.д. Но изложение того же августовского события перетекает у автора в размышления о войне. Прекрасная задумка! Не пафосное, почти бытовое описание. Слегка наивны глагольные рифмы, но тут они вполне соответствуют речи героев.
   Перебивка в видах глагола также вполне органична – неотвратимость происходящего совершенным видом, размышления – несовершенным. Это тот случай, когда грамматическая форма незаметно способствует главному – раскрытию авторского замысла. Именно поэтому здесь:
   «С ответом бабка не спешила,
   Поправила седую прядь:
   – Кто их считал? До звёзд ли было…
   И в дом ушла. – Ложись-ка спать»
   
   я избавился бы от глаголов совершенного вида, например, так:
   «… седую поправляя прядь:
   Кто их считал, до звёзд ли было.
   Озябнешь тут, иди-ка спать».
   
   Но в результате на малом пространстве В. Крылов смог рассказать о трёх поколениях (бабка – отец – ЛГ), их отношении к войне, о гибели родных, о страшной, немереной цене Победы, о простой человеческой памяти в виде романтических представлений подростка о звездопаде. Очень хорошая работа!
   
   Совершенно иной, свой взгляд – реальные личные воспоминания автора в стихотворении Льва Кропоткина «Бомбёжка». ЛГ – тоже мальчишка, подросток. Его глазами, живо и непосредственно переданы моменты поездки в эшелоне беженцев. Иная стилистика, иные, но очень личные, что ценно, впечатления. Не кровь и взрывы будоражат память пожилого уже человека, а детские воспоминания об эвакуации. Процитирую самые убедительные на мой взгляд, самые яркие строки:
   «А на разъездах – вёдра ягод
   И довоенных бабок прыть.
   Им, бедным, за минутку надо
   Продать и не продешевить.
   Я верю, что бы ни вещали
   Все репродукторы: вот-вот
   Пойдут, «сверкая блеском стали,
   Машины в яростный поход».
   
   В отцовской до полу поддёвке,
   Над шпалами в дверях присев,
   Ору, не чувствуя издёвки,
   Тот бронетанковый припев.
   Не чуя, что страна у края,
   Не устрашась худой молвы,
   Победным маршем оглашаю
   Те вёрсты бегства из Москвы».
   
   Столкновение реальности убегающих от войны обывателей и бравурных сталинских маршей воссоздаёт неповторимую горечь бытия и не даёт заснуть ни рассказчику, ни читателю.
   Мне показалось, что стихотворение затянуто, есть недочёты. Но волей коллективного разума коллегии судей оно встало на второе место. Быть тому!
   
   Следующий шедевр - «Купила баба танк» Натальи Колмогоровой. Замечательное в своём роде, в духе народной песни, может, сказки, может, даже песни-плача, весьма самобытное, оригинальное произведение. С повторениями-рефрена­ми,­ с моралью в конце, с нечёткими, как в частушках, рифмами. Читателя в этом лубке подкупает всё: прочитай сто работ, такой не найдёшь больше. Именно так: поэтесса создала свою картину, картинку, военной жизни в тылу, в деревне. Мало того, что двенадцать родила, так ещё и танк Родине купила. Баба превращается в некий символ неиссякаемой силы народной, скрытой до поры в простой женщине. Мне понравилось.
   
   Далее идёт стихотворение Дмитрия Волжского «Два солдата». По первому впечатлению, с подобным сюжетом есть много стихов о войне. У уже процитированного мной Дольского – песня «Два мальчика», где так же сравниваются две жизни – немецкая и русская. Признаться, я сначала ожидал привычной развязки сюжета. Исправил орфографические и пунктуационные ошибки. Перечитал, стихотворение показалось длинным. Тема не нова, но раньше её раскрывали иначе, проще, по крайней мере, не ставя на одну доску две идеологии вождей, которые, по мнению автора, оба и одинаково виноваты в главном и самом страшном – войне. Автору респект за мужество в выражении собственных мыслей. Кстати, почитал другие стихи автора. Тоже интересные. Есть в произведениях Дмитрия Волжского нечто притягательное. Поэзия, наверно.
   
   В число призеров вошло произведение Валентины Панасовской «Хатынь». Сразу признаюсь, что поставил тут невысокие баллы, в отличие от своих коллег.
   Стихотворение написано ровно и уверенно – результат хорошей поэтической работы.
   Иногда подкрадывается ощущение, что простое перечисление событий, элементов интерьера или пейзажа – штрихами – позволяет автору не очень-то напрягаться, собирая строку. Впрочем, этот приём вполне соответствует творческой задаче: сознание жертв затуманено страхом, безысходностью, взгляды движутся хаотично, выхватывая первые попавшиеся объекты. И рефрен – фраза ребёнка – тоже вполне уместен. То есть, поэтическая задача автором решена.
   Содержание не ново. О трагедии Хатыни уже написано немало. Зверства карателей неизбежно вызывают у читателя однозначное возмущение, ненависть к убийцам невинных людей, детей.
   К моему сожалению, за годы, прошедшие с тех пор, стал самостоятельным этот жанр: драматическое описание казней, как средство в очередной раз возбудить справедливые чувства обывателя. Тем не менее, считаю, что подобный приём, да ещё облечённый в поэтическую форму, - неправильный, запрещённый. Есть исключение. Человеку, пережившему трагедию, ставшему её свидетелем, не могу отказать в праве рассказать жестокую правду. Ведь он сам это видел, своими глазами. Нужно рассказать в назидание потомкам – чтобы помнили. Но все иные не могут, не имеют морального права пересказывать.
   Читатель, наш современник, как бы глазами поэта, рассказчика, «видит» трагические моменты прошлого. А поэт в подробностях рассказывает нам о войне, о гибели людей. Так и хочется спросить рассказчика, который «видел» гибель женщин, детей: а ты-то сам, если был там, как ты спасся? Или: почему не помог несчастным? Да, незримое присутствие автора – литературный приём, условность. Но в данном случае, такая условность неуместна. Вот этой заведомой неправдой в описании реального факта поэтическим языком, этой возвышенной ложью мне и неприятны подобные стихотворения. Концептуально не согласен с подходом.
   
   За танковой группой призёров следует рота обладателей грамот.
   
   Передо мной работа «Был май…», автор – Геннадий Гималай. Весьма необычная, сильная работа, которая сильна как раз своим образным, метафорическим языком, уверенными изысканными рифмами. С другой стороны, есть ошибки. Иногда кажется, что автор представил на конкурс набросок стихотворения, над которым ещё работать и работать. Поэтический потенциал громадный, это видно уже по двум-трём четверостишиям, но реализация замысла ушла в пустословие, в игру, в упоение собой, видимо, из-за отсутствия чёткого плана произведения. Иначе к чему эти все «называлось – понималось – называлось», «мудрые мужи, не расстрелянные в срок» (!) или рассуждения «о пользе здорового сна». Что означает фраза «картина о мире, где мир не привычнее войн»? Она, как сейчас выражаются, выносит мозг. Красивые метафоры должны по замыслу (если он есть) выстраиваться в нечто единое, служить общему замыслу, а не быть вещью в себе, ребусом для пытливого читателя. А тут иногда кажется, что лихо закрученная фраза просто нравится автору и всё. Вот, мол, как закрутил. Иной раз и раскрутить трудно. Игры разума талантливого человека на тему о войне.
   
   Стихотворение Евгения Иваницкого «Солдатики», несмотря на его очевидные недостатки, значительно ценнее своими достоинствами. Рифмы примитивны порой, но на них уже не хочется обращать внимания. Перед читателем то, что называется «философская лирика».
   Маленькая игрушечная война маленьких людей становится большой войной взрослых.
   
   «Не оловянные сражались лейтенантики.
   В чужой земле гниёт зерно романтики…
   Так далеко от мам своих зарытые,
   Изломанные мальчики, забытые –
   Не вспомнить имени, не вспомнить отчества.
   Служить отечеству – путь одиночества…»
   
   От каждой строки дух захватывает. Можно комментировать и спорить, но… оставлю это удовольствие читателям. Понятно, что, будь моя воля, я бы номинировал его повыше.
   
   Вот Николай Максиков в «Поцелуе» порадовал экспрессией, необузданностью, архетипами. Заварил такую густую страсть, драматически правильно построил произведение… Закончил, правда слабо, а замах был мощный.
   
   Сергей Ворошилов в бытописании ветерана на исходе его жизни прибегнул к некрасовским мотивам, растопил гражданские чувства читателя. Хотя многое из написанного вызывает вопросы по сути, да и мысль как таковая осталась незавершённой, - работа крепкая.
   
   Наталья Капустюк в нескольких строфах создала целую мифологию. Образ двадцатилетней вдовы, призванной судьбой мстить за мужа на поле боя, в артиллерии (!) настолько далёк от реальности, что… переносит читателя в мир мифов. Старик Гомер удивлённо вскинул брови.
   И язык под стать. Метафора со снарядами, которых как детей малых, вдова качала на руках – находка. Аллюзия с «синим платочком» - прекрасна. «Летите с верою», как и «за убиенного» - на грани кощунства. Но что наша вера для древних греков, язычников!
   Стихотворение производит странное впечатление. Редко, когда встретишь автора, так хорошо владеющего формой, но с такой неоднозначной философией.
   
   И ещё раз о правде жизни и правде поэтической можно порассуждать, читая произведение Надежды Цыплаковой «Из памяти не вычеркнуть». Тут всё правда. Но это правда жизни. Поэтому стихотворение воспринимаю скорее как воспоминания – яркие и образные. Можно фильм снимать по этой несколько наивной, хорошей ученической работе. Но, если судить её как художественное произведение, то…
   «Лежит в руинах раненый» - в руинах, значит, уже не раненый. К тому же два раза «раненый».
   «Я врач в больнице – раненых лечу» - ну просто Агния Барто! Врач в больнице – взрослому читателю и так ясно, для чего он там находится.
   Зачем в стихотворении был нужен Фима? В пересказе – да, – но стихотворению от этого образа только хуже. Длиннее.
   Зачем писать про бритьё волос на груди? Эта больничная подробность тут ни к чему. Вообще, есть некоторые подробности, которые не добавляют смысла строчкам. Правда жизни, например, в отправлении естественных надобностей. Но поэту-лирику это зачем описывать? Хотя, конечно, Джеймс Джойс…
   У полковника не дозор, конечно, ну ладно.
   «Полной мерой» - фразеологизм, а у поэтессы «полной горстью» – ошибка.
   А вот «фюрер с ним» - очень хорошо!
   «Мир скомкан» - прекрасно. Одна беда – не читается с «пепелищем», и с «израненной». Нужно свести смысл нескольких, стоящих рядом метафор к одному знаменателю: или ломаем-комкаем, или убиваем-раним, или жжём-палим.
   Так, примерно, литературные законы правят текст вроде бы честный, но… Кстати вопрос к Н. Цыплаковой и многим другим авторам, тем, кто решился на поэтический пересказ: а почему вы выбрали именно стихотворную форму? Может, легче бы было документальной прозой изложить?
   
   В число работ, отмеченных жюри, попали ещё несколько стихотворений, из которых мне особенно понравились «У Берлинской стены» Сергея Гамаюнова и «Баллада о ветеране» Израиля Рубинштейна. Они интересны новизной темы, ну, по крайней мере, особым ракурсом. И хотя там есть что поправить, работы читаются легко, окончание нетривиально, язык изложения прост.
   
   Остальные работы, на мой вкус, имеют недостатков больше, чем достоинств. Часть из них написаны искренне, но неумело. Часть – пафосные до ломоты в зубах. Этакие стихотворения «к дате». Неприятно читать пустые дежурные фразы. Что же – никаких мыслей о прошедшей войне нет? До сих пор гремят в обществе дискуссии, выплёскиваются в СМИ споры, депутаты витийствуют… А поэту написать нечего, кроме как «деды-победы», «раны-ветераны», «стране-войне»? Это грустно.
   Некоторые работы я вообще, в отличие от коллег, оценивать не стал. Читаешь – вроде о войне. Только строки эти можно отнести к любой боевым действиям, любым солдатам, любой стране. Это брак.
   Есть пара-тройка, с позволения сказать, «стихов» которые вообще при прочтении вызывают здоровый смех. Спасибо, конечно, авторам за поэтические перлы – им есть над чем работать.
   
   Подробный разбор каждой работы на этих страницах я считаю излишним.
   
   Поздравления призёрам!
   
   С праздником!
Геннадий Гималай[11.05.2014 04:37:14]
   "Игры разума на тему войны".
   
   Ну да – Игры. И вся поэзия, и вся литература, и все виды искусства, наука, религия – да всё – Игры разума. Вне игры – только жрачка, срачка и трах. Разве не так?!
   
   Однако местами Ваши критические замечания к моиму опусу на этот раз кажутся мне дельными.
   
   Впервые порадовали итоги конкурса вообще, обошлось без свадебных подполковников. Среди победителей – для кого-то новые, а для меня наоборот – старые, проверенные, так сказать, кадры. Особенно – Наталья Колмогорова с ее замечательной Игрой разума. Ведь даже если этот Танк был на самом деле (а мне смутно вспоминается, что Наташа где-то об этом говорила), то все равно – разве стал бы он таким достоверным без виртуозной Игры авторского разума?!
   
   Хотя и к победителям есть мелкие претензии. У Валерия Крылова, например, в последней строке совершенно лишнее словосочетание «та самая» (звезда). «Та самая» - предполагает упоминание ее в предыдущих строках, а этого нет. Согласен и с Вашей правкой строфы, где проглядывает некая комичность ситуации, когда бабушка уходит в дом спать, а глупого внука бросает одного в ночи.
   А у Натальи , меня, напрягает или спотыкает смысловая чехарда, неподготовленное перепрыгивание с контекста на контекст.
   Но все это , я бы сказал, - плохие мины при хорошей Игре. Главное, что у победителей (вполне заслуженных) есть Поле: очищай от «мин» и сей себе – разумное, доброе, вечное.
   (Отличный конкурс! Хотя в идеале на пьедестале хотелось бы все-таки видеть хорошие стихи без плохих мин)
   --------------------­----------------­
   Прочитал то, что как-то пропустил раньше и теперь не пойму – как среди призеров оказались «Два солдата» - ведь в этих стихах - концепция Войны , которую продвигают безродные, но расплодившиеся, ревизоры истории.
   
    «Что правдивее было – кресты или звезды? – несуразный вопрос».
   То есть для автора – вопрос: что было правильнее – уничтожение десятков миллионов славян, евреев и др. народов? или освобождение этих народов от фашизма? - является несуразным.
   Как это сочетается с танком Натальи Колмогоровой или «Хатынью» В. Панасовской или… не понимаю. А главное - и не хочу понимать. На Украине по этому поводу уже кровь льется, а мы здесь дурочку валяем – идеологическую глупость в призеры поэтического конкурса возносим. Да, в конце концов, пусть «трупами фашистов забросали», - но своими трупами, а не трупами сожженных детей и стариков!
   
   Ну вот, начал за здравие… Выходит, что нехороший конкурс.
Андрей Нерный[11.05.2014 10:20:00]
   С одной стороны - хороший, с другой посмотреть - нехороший. Неоднозначный, как жизнь наша.
Алла Райц[11.05.2014 13:29:13]
   прям булгаковщина какая-то...:))
Геннадий Гималай[15.05.2014 00:39:39]
   Булгаковщина, Алла, мне видится в другом. Вот А.Нерный поставил мое конкурсное творение на 4 место (это, оказывается, легко увидеть), а Д.Шорскин – на 16. Однако Дмитрий хвалит, а Андрей ругает. Вы тоже поставили меня на 4 место и по логике мужиков должны хаять. Но Вы – женщина и действуете совершенно нелогично: пишете обзор, который всех примиряет, как 9 мая, хотя 9 мая уже давно никого не примиряет, а наоборот – разводит по разные стороны баррикад.
   С уважением.
Мнение. Критические суждения об одном произведении
Ол Томский
Завеснеть
Читаем и обсуждаем.
В жанре ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Алик Затируха
Святое дело
МСП "Новый Современник" представляет
Галина Киселева (Кармен)
Обида, Вера и ЛЮБОВЬ
Наши новые авторы
Ева Пожидаева
Маскарад души
Презентация книги Юрия Юркого
По велению музы
Сергей Малашко: творчество и достижения
Рыбалка начинается в одиннадцать утра
Помолвка на операционном столе
Альбом достижений
Участие в Энциклопедии современных писателей
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"

Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"