Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Алексей Хазар 
Тема:Итоговый обзор номинации поэзия финала ВКР-10 ("Юбилейный")Ответить
   Я неоднократно декларировал свою нелюбовь к компилятивным обзорам. Зачем, скажите, ведущий обозреватель должен пересказывать соображения других членов жюри, попутно их неизбежно искажая? Остальные судьи, что, лишены голоса? Каждому следует высказаться самому, при этом, конечно, не возбраняется по ходу дела упомянуть и мнение коллег, если надо и хочется. На этот раз, казалось, что компилятивный обзор вообще не возможен – слишком большое жюри образовалось. В поэзии у нас работали, кроме вашего покорного слуги
   Надежда Стрелкова (Солнечная женщина) - судья с «Золотой Мантией,
   Юрий Щуцкий - судья с «Золотой Мантией»,
   Надежда Цыплакова - судья с «Серебряной Мантией»,
   Уваркина Ольга - судья с «Серебряной Мантией»,
   (По техническим причинам не участвовал изначально заявленный FIMA HAYAT – судья с «Золотой Мантией»). Собрав в одну кучу столько мнений, рискуешь не только утомить, но и безнадежно запутать читателя. На мой настойчивый призыв написать индивидуальные обзоры коллеги в массе своей прореагировали спокойно, вот, только, Надежда Стрелкова взбунтовалась, указав, что изначального договора публиковать индивидуальные обзоры не было. Поскольку отказать ей в чем-либо я, в принципе, не в состоянии ( ибо боюсь изгнания из ее проекта «Живое авторское слово», который очень люблю), пусть этот обзор будет сравнением двух взглядов на конкурсные произведения – ее и моего.
   
   1. Александр Граков (Лекса). Цикл «Женский портрет».
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318184&pid=204&nom_id=581
    Хороший, разноплановый цикл о женской судьбе, в котором интонация меняется от глубокой драмы до разухабистой комедии, демонстрируя незаурядный диапазон дарования автора. Многое уже было в ВКР (и это - минус). Более всего поразила трактовка «загадочной улыбки Джоконды»: «Что-то спёрла, не иначе… ишь как лыбится, змея»! Автор слукавил, записав первое и последнее стихотворения по две «натуральные» (т.е. рифмуемые) строки в одну строку. Если бы запись была без выкрутасов, то он не уложился бы в ограничения по объему. Однако судьи – не фраера, они все видят, и это ему тоже даром не пройдет!
   Ну, это мой мужской взгляд. А вот Надежда, как женщина, оценила работу совсем по другому и довольно нелицеприятно: «Попытка написать женский портрет похвальна, но разгадать женщину не получилось, хотя ракурсы были и в фас, и в профиль, и в разных костюмах, разных временах и декорациях... Я не нашла в стихах ни глубины, ни откровения... "Не греет" и "не цепляет" такой женский портрет».
    2. Инга Сташевска. Осень
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318042&pid=204&nom_id=581
    Поэтично, эмоционально. Довольно затейлив пятистопный тонический стих, использованный автором. Из него, правда, начисто выпадает четырехстопная строка «И в янтаре тает короткий день», в которой к тому же еще и спондей. Жанр заявлен как «философская и религиозная лирика». На мой взгляд, все же это, скорее, пейзажное стихотворение. Из философии тут только короткая сентенция, звучащая в последних двух строках - "И вдруг понимаешь, как равнодушен Бог.
    И как - нечеловечески – справедлив» - не как вывод из ранее сказанного, а как некое озарение лирического героя, посетившее его на фоне осеннего пейзажа и настроения.
    Надежда же пишет: «Красиво и очень образно написано, даже не мешает постоянно меняющийся ритм стихотворения.
    Замечательная по красоте строчка:
    "И в янтаре тает короткий день."
    Размеренные рассуждения, мысли вслух, даже не мысли, а подсознательная психотерапия красотой природы. Но иногда этого лит. героине мало, тогда подключается сознание:
    "Всё - забывай. Намеренно - забывай!" Но переход к этой фразе не слишком гармоничен, не понятно, почему и что надо забывать и остаётся только строить догадки. Наверное, это уже неважно, раз рекомендуется забывать, но тогда надо было переход делать мягче, что-то где-то намекнуть, подготовить читателя.
    Мне очень понравилась по смыслу последняя строка».
   Короче говоря, спорную строчку про янтарь, в котором тает день, мы с ней оценили совершенно по-разному (в том числе и критерии были разные – у меня чисто технический, а у Надежды образно-художественн­ый).­ Что ж, это вполне нормально! Недавно я пытался пробиться на один конкурс (не на нашем портале), подав туда свое стихотворение «Одиссей», и судьи (оба два) его зарубили на отборочном этапе, причем один за то, что я отступил в трактовке ситуации от Гомера, а другая, наоборот, за отсутствие особой авторской трактовки! Как ни крути – восприятие стихов дело сугубо индивидуальное.
    3. Наталья Прилепо. Так не умирают
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318412&pid=204&nom_id=581
    Нарочито мрачные неясные авторские ассоциации пугают и удручают читателя. Сосредоточиться на субъективном, внутреннем, на темной бездне подсознания, чтобы «надавить на психику» и, таким образом, оставить впечатление – прием довольно распространенный и достаточно действенный. Я, правда, не поклонник такого творческого метода. Хочется, чтобы в произведении субъективное было не само по себе, а выступало отражением реальности, как это всегда бывает в нашем мире, а поток туманных образов выстроился в какой-то сюжет или концепцию.
   И опять эмоциональный женский взгляд отличается от рационального мужского: «Мне понравилось стихотворение своей живописной образностью, сюрреалистическое, по впечатлению напоминающее страшную сказку на ночь... Не очень понятное содержание с лихвой возмещается красочностью и фантастичностью. Оно будит воображение читателя».
   
    4. Виктор Курильчук. В покосах розового клевера
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=268899&pid=204&nom_id=581
    Совсем маленькое стихотворение из трех коротких катренов. Автору удалось блестяще передать ритм косьбы: замах – проход. Вместе с тем, текст не показался мне отточенным и выверенным. «Музыка кос» - довольно сомнительно… Скорее шум, чем музыка, хотя не буду спорить. Автор имеет право на собственное восприятие. «Смородины морс» звучит так, как будто морс принадлежность смородины, а не продукт из нее. «От вёсен до осени
    Качается мост» - образ не особо удачный. Если «качание» уместно, как образ косьбы, а «мост», как временной промежуток от весны до осени (т.е. лето), то вместе они как-то не складываются… Вот это я просто не понял: «Босым по всем росстаням:
    С концовкой, покос». И еще финальная рифма «покос – гость», мягко говоря, не очень хороша.
    Тут мы с Надеждой близки в оценках: «Самое замечательное в этом стихотворении это аллитерация. В остальном маловато поэтической глубины, когда нет точных образов. К тому же в первой строфе один ритм, в других - другой. Больше всего мне понравилась первая строфа, она получилась очень удачной и давала надежду на хорошую середину и эффектную концовку, но к сожалению. ..»
    5. Ляховецкий Аркадий. Баллада о нейтральности
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289434&pid=204&nom_id=581
    Хорошая получилась баллада о реалиях гражданской войны и о собственном деде автора. Чувствуется живая связь с тем жестоким и легендарным временем. Есть некий философский подтекст, утверждающий первенство человека труда перед человеком войны. Читается работа легко, благодаря простому, чистому и звучному авторскому языку в сочетании с правильно выстроенной сюжетной составляющей. Замечаний практически нет. Единственно, вызывает некоторое сомнение употребление термина «шимоза». Насколько мне известно, он относится к временам не Гражданской, а Русско-Японской войны, и означает взрывчатое вещество (тринитрофенол), использовавшееся японцами в артиллерийских снарядах (фугасно-осколочного­­­ действия), названное по фамилии инженера-изобретател­я.­
    Возможно, впрочем, что ко времени Гражданской войны он приобрел значение, которое имеет в виду автор - бризантный бронебойный снаряд. Хотя, опять же, насколько мне известно, сам тринитрофенол к тому времени уже вышел из употребления из-за своей нестабильности и склонности взрываться самопроизвольно.
   Надежда вполне со мной солидарна: «Замечательное стихотворение по накалу, по энергетике, живущей в нём . Я ничего не имею против слов, на которые в конце текста даётся ссылка, но не будешь же читать дальше, не узнав смысла слова, а пока смотришь что и как, теряешь впечатление».
   
    6. Валентин Алексеев. Mes mythologiques I-IV (подборка на Финал ВКР-2013)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318461&pid=204&nom_id=581
    Небольшой цикл, наполненный сюжетами и образами кельтской и скандинавской мифологии. Как всегда у Валентина все не просто и не поверхностно. Первое стихотворение prolegomena Mean Geimhridh («Ман Геври») построено на метафоре, в которой время зимнего солнцестояния, самой длинной ночи в году, становится образом состояния души. В эту ночь землей владеют духи, и сами люди зачастую становятся оборотнями. Ман Геври – душевное состояние лирического героя, при котором тайное и темное выходит из закоулков неосознанного и проявляет себя. «А в мои декабри ты не верь» призывает лирический герой, обращаясь к возлюбленной, чтобы мрачные частности не отождествлялись с сутью.
    Во втором стихотворении - «Epistole» - перед нами возникает сама Судьба - «бронзовая девочка с весами, Берущая Хароново весло». Она везет лирического героя в «соленую эпоху», где уже «гремит» его «жребий в полом шлеме», и где вереница теней далекого прошлого напоминает о неразрывной связи и памяти поколений.
    В третьем стихотворении «Великое переселение» дан впечатляющий образ великого переселения народов как мощного природного явления, грозного и тщетного стихийного движения. Возникает ассоциация с наступлением ледника. Этому способствую такие авторские намеки, как «моренный шаг», «землю разметав… перепашешь тропы», «на юг. К теплу. К погосту», а также упоминание вечной мерзлоты в метафоре.
    В четвертом стихотворении – «Сумерки времен» - опять появляется персонифицированный образ судьбы. На этот раз это скандинавская волшебница Норна.
    И, наконец, пятое стихотворение «Другие берега». Кажется, здесь главное – ощущение разочарования. Стихотворение перекликается с «Великим переселением», как бы подводя итог этому безудержному стихийному движению.
   Что скажет Надежда? Всего несколько слов: «Мне очень понравился весь цикл стихов. Написано красочно, выпукло, образно».
    7. Евгений Петропавловский. Над волнами времени. (10)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=269961&pid=204&nom_id=581
    Прежде всего, поражает богатая мистическая фантазия автора, хотя костяк фабулы достаточно традиционен. Тут вспоминается, прежде всего, А.Вертинский
    «В синем и далеком океане,
    Где-то возле Огненной земли
    Плавают в сиреневом тумане
    Мертвые седые корабли»
    и т.д. Надо признать, правда, что у Е.Петроавловского фабула богаче. Душа старого маячника, превращающаяся в птицу, улетающую, чтобы вести призраки давно погибших кораблей к спасению и покою - интересный сюжетный ход и интересный образ. Герой и по ту сторону жизни продолжает свое привычное, важное и милосердное дело – указывает безопасный путь кораблям. Образ не упокоенных призраков, бродящих по морям в поисках окончательного пристанища, позволяет еще провести параллель с фабулой фильма «Пираты Карибского моря» со всеми его продолжениями.
    Упоминания старого маячника и «Титаника» лично меня заставляют, кроме всего прочего, вспомнить собственную «Балладу о «Калифорниане».
   «Задумано и выполнено мастерски, - пишет Надежда, - но показалось, что главное в стихотворении это эффект, связанный с фантастическими образами знаменитых затонувших кораблей. Возможно, поэтому концовка кажется самым слабым местом».
   
    8. Тейт Эш. Питерский альбом
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318549&pid=204&nom_id=581
    Триптих, судя по комментариям автора, отрывок из поэмы.
    Питер, грустно-тревожное и в то же время чуть восторженное настроение ЛГ. Мне это близко и понятно. Сам примерно с такими же чувствами каждый раз приезжаю в этот город. Масса интересных образов («души заперты в тиски ведущих в небо лестничных пролётов» или «За поездом бегут скелеты крон. Метель всю ночь с подножки не слезала») в сочетании с массой точных и реалистичных деталей создают фактурную завораживающую и в то же время узнаваемую и осязаемую картину.
    Нельзя равнодушно пройти мимо мрачно-ироничного: ««Поэт в России – больше, чем поэт», Когда рождён, убит и похоронен» или изящного «Смотрю, как сотни маленьких не-встречин сплетаются в большое «Не судьба».
    Несмотря на сравнительно небольшой объем произведения, в нем отчетливо прослеживаются две параллельные сюжетные линии. Первая (назовем ее «городская») – лирический герой и город,
    вторая (пусть будет «личная») – лирический герой и близкий ему человек («мой друг»), которого он, скорее она, безуспешно пытается отыскать в городе.
    Композиция достаточно четко выстроена по обеим сюжетным линиям. В «городской» сюжетной линии это: приезд в Питер –Питер и прошлое – Питер и страна сегодняшнего дня. В «личной»: надежда на встречу – безуспешные поиски – «не судьба».
    В целом весьма впечатляюще. Придраться не к чему. С чем и поздравляю автора!
   Надежда Стрелкова тоже высоко оценила эту работу: «Питерский альбом мне понравился. Много интересных образов. Поэзия неторопливая, созерцательная и побуждающая к размышлению».
   
    9. Израиль Рубинштейн. На почве секса
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318567&pid=204&nom_id=581
    Жанр обозначен, как «ирония», но я бы, скорее, признал это сатирой. Мысль на сегодняшний день, в общем-то, достаточно распространенная и злободневная: сексуальные меньшинства столь агрессивно и успешно добиваются равноправия, что скоро начнут гонения на гетеросексуалов как на извращенцев. Хотелось бы более аккуратной отделки стиха. Хотя, в любом случае, эта злободневная «прикладная» поэзия рядом с «высокой лирикой» будет в проигрыше. Таковы издержки жанра.
   «Нельзя не согласиться с автором стихотворения, которое вызывает улыбку и чувство солидарности. Написало достаточно остро и весело», - это мнение Надежды.
   
    10. Мари Прусак. Старуха под оливой
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=128335&pid=204&nom_id=581
    Трогательный, хотя и довольно распространенный, сюжет. Старуха и олива, посаженная в день ее рожденья. Написано достаточно аккуратно, хотя мне не нравятся строки
    «Явившись на свет, криком дом огласила, и кончилась трудная ночь...» и «В день свадьбы своей в косы ленты вплетаешь и в крону оливы, любя». В них «криком» и «в косы» остаются без ударения и, в результате, «крикомдом» и «косыленты» сливаются при чтении.
    Вся жизнь героини прошла под этой оливой, но почему-то создается ощущение, что в этой жизни, кроме свадьбы, собственно, ничего и не было… Во всяком случае, стихотворение говорит нам сколько-нибудь подробно только о свадьбе и о текущем моменте, т.е. о старости…
    Не вполне доработан и финал: «Она еле ходит уже,
    Но юная девушка с гордой осанкой танцует фламенко в Душе». В принципе, конечно, понятно, что имеется в виду, но, если строго формально, то сказано нечто совсем другое. Связь «юной девушки» с героиней никак не обозначена. Да и написание «Души» с большой буквы в такой стандартной семантической конструкции как «что-либо делать в душе» озадачивает. Вот если бы было «Она еле ходит уже, но девушкой юною с гордой осанкой танцует фламенко в душе», то все встало бы на свои места.
   Вердикт Надежды короток: «Стихотворение больше повествовательное, в нём маловато поэтической глубины».
   
    11. Евгений Агуф. Я помню (8)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318373&pid=204&nom_id=581
   Начну с комментария Надежды (он более развернутый): «Хорошее стихотворение. Вот эта строчка особенно понравилась:
    "И кладбище – как старое село –"
    Когда читаешь строчки, которые я привела ниже, то понимаешь, что наверное, говоря " нас", автор подразумевает своих "родных, врагов, друзей" , но всё-таки слово "нас" здесь не очень точное, т.к. оно шире по смыслу, да и родные, как и друзья, вполне могут быть и молодые, и старые.
    "Всё меньше нас, кто не ушёл сюда.
    Всё больше тех, кто в памяти, как прежде."
    А вот с этой мыслью я не могу полностью согласиться, что смерть "сильней
    Любви, вражды и слёз моих в придачу." Автор пишет, что смерть сильней любви, но видимо сила любви ему кажется недостаточной и, чтобы любовь и смерть были в одной "весовой категории", он добавляет силу вражды и силу своих слёз.
    Здесь понимание любви бытовое. Оно в контексте стихотворения не нарушает гармонию, но и подчёркивает непритязательность на глубину поэтического взгляда».
   Здесь хочется вспомнить хрестоматийное «любовь и смерть всегда вдвоем».
    Что я думаю по поводу этой работы? Очень неплохое, хотя и горестное стихотворение о смерти. Точнее даже о неизбежной долгой череде потерь, об отношении к ритуалам, связанным с памятью ушедших, о боли, которую они оставляют живым.
   
    12. Вера Соколова. За окном январь
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318793&pid=204&nom_id=581
   «Стихотворение - живая картинка январской ночи, – пишет Надежда. - В целом мне понравилось.
    "Тенью серою по холсту зима
    Разбросала свой первый снегопад."
    Выбор палитры очень важен, но на мой взгляд, сравнение снега с серой тенью обеднеет палитру январской ночи.
    "Над крыльцом метель завела мотив:
    Провожала ночь, привечала день."
    Ночь уже провожала, однако ночь и не думала уходить, ведь заканчивается стихотворение наступлением "ледяной мглы".
    "Кисти белой взмах - ледяная мгла,"
    На первый взгляд не очень логично белой кистью рисовать мглу, но поскольку рисуют цветом краски а не кисти, поэтому в общем случае можно махать и красной или зелёной кистью и спокойно рисовать мглу».
    А вот мои соображения. Стихотворение чисто пейзажное. Это, конечно, не беда, но всегда очень хорошо, когда пейзаж выводит на какой-то второй план, на ассоциации с личными или историческими коллизиями, либо на какие-то философские размышления. Многоплановость сразу поднимает произведение на совершенно другой уровень. Здесь этого нет. Увы!
    Интересный небанальный размер у стиха. Моих теоретических знаний не хватает, чтобы его классифицировать. Каждая строка распадается на две половины, в каждой половине ударные третий и пятый слоги. Получается четырехстопный стих с чередованием трехсложной и двусложной стоп.
   
    13. Рустам Карапетьян. На странной маленькой планете
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=309279&pid=204&nom_id=581
    Маленькое стихотворение с философским подтекстом. Незаметная жизнь неизвестного гения, которого только бог оценит по таланту… Хотелось бы чего-то более масштабного в финале ВКР.
   «Стихотворение, пронизанное иронией, о скульпторе который "шельма, словно Бог", - пишет Надежда и не без иронии же продолжает. - Сразу же встаёт вопрос, а что Бог шельма? А как шельмует скульптор? В дальнейшем узнаём, что скульптор - редкий кадр. Кадр не в смысле изображения, а в смысле работника, которого регулярно метил Бог. Интересно как? Но об этом ни слова, зато в конце становится ясно, что скульптор лепил и выпивал водку.
    Если не придираться, то стихотворение в целом хорошее, талант от Бога и убогое существование тесно переплетённые в сюжете дают определённое ощущение поэтической глубины».
   
    14. Аркадий Млынаш. Синицы во всем виноваты
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=311244&pid=204&nom_id=581
    «Замечательно написано. Ещё бы парочку таких или хотя бы одно...» - написала Надежда.
    «Синицы, клюющие время из рук» - отличный образ! На его раскрытии и построено это маленькое стихотворение. Этой совсем не плохой работе, также, как и предыдущей, не хватает масштаба, чтобы выигрышно смотреться в конкурсе.
   
    15. Светлана Моисеева. Лету вышел срок.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=308458&pid=204&nom_id=581
    Аккуратно сделанное, бесхитростное, как восприятие ребенка, стихотворение. Это в данном случае уместно и естественно, поскольку лирический герой – ребенок. Отсюда и все образы самые простые и очевидные, отсюда и обилие уменьшительно-ласкат­ельных­ форм. Реконструкция детского мироощущения, пожалуй, удалась автору. Упоминания «кузин» (слово, практически вышедшее из употребления) и, отчасти, перезвона с «колокольни-свечечки­»,­некоторые­ нюансы лексики создают ощущение, что действие происходит не в нашу эпоху, а где-то в девятнадцатом веке. Произведение, таким образом, оказывается стилизацией в духе «золотого века».
   Надежда отреагировала на эту стилизацию весьма иронично: «Солнышко, лучики, свечечка, брючки, лесок, шоколадка, варенье... Кажется что всё стихотворение шоколадно-сладенькое­­,­­ порой приторное... Что-то в нём есть декорационно-постано­­вочное.­­ Не верится в "горькие слезинки", не верится ни во что, кроме шоколадки».
    16. Елена Куприянова. Ода фотоаппарату
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287386&pid=204&nom_id=581
    Стихотворение довольно простое по содержанию и ясное по смыслу. Фотоаппарат, как средство фиксации мгновений жизни, заменил лирической героине умение рисовать. Особых претензий к технике нет. Разве, что вот это:
    «Лёг в руки фотоаппарат -
    То, с "птичкой", чудо» - очень уж трудно читается вторая строка!
    Автор большое внимание уделяет сделанным очень простыми художественными средствами, без изысков и, практически, без метафор описаниям того, что лирическая героиня хотела бы зафиксировать в рисунке, и что фиксирует в фотографии. Тут некоторой оригинальностью отличается, пожалуй, только «зим оголтелость».
   Надежда в главном со мной согласна: «Хорошее стихотворение, а если бы его сократить, то было бы гораздо лучше, а так есть ощущение сильно "разбавленной поэзии" и не хватает глубины, когда есть первый прямой смысл, помимо есть ассоциативные, аллитерация и т.д.»
   
    17. Надежда Кутуева. Но ты помнишь улыбку.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=319230&pid=204&nom_id=581
    « Хорошее искреннее стихотворение, пожалуй, более повествовательное, чем образное», - пишет Надежда. Я в целом согласен с этой оценкой. Судьба жены (или вдовы?) пропавшего без вести солдата. Хорошо передана атмосфера многолетнего скорбного упорного ожидания без реальной надежды.
   
    18. Вячеслав Анчугин. Сказ о том, как Поэту предлагали ударить в колокол, чтобы разбудить Россию
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=315553&pid=204&nom_id=581
    Интересная работа. Автор, по существу, полемизирует с хрестоматийным «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», ввязываясь в вечный спор апологетов гражданственности в поэзии и сторонников чистого искусства. Автор недвусмысленно относит себя к последним. Что ж! Это позиция и она достойна уважения, даже, если кто-то с такой позицией не согласен!
    Особенно мне понравилось краткое художественно определение текущего состояния страны, данное в первом катрене:
    «Под журчащие складно потоки речей
    Каждый час нас пугающих завтрашним днем,
    Под удушливый запах церковных свечей
    Спит Россия своим летаргическим сном».
   Надежда со мной и на этот раз не будет спорить: « "Поэт в России больше, чем поэт". Долг поэта - "глаголом жечь сердца людей". Так считают многие, но не все. Кому-то надо и холодное солнце описывать. И это правильно. Написано качественно, добротно, но не восхитительно».
   
    19. Кривонос Сергей. «Живет на свете улица. Она…»
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=318583&pid=204&nom_id=581
    Брошенное село. Тоскливая атмосфера запустения с пронзительными знаками ушедшего отсюда человеческого быта («букварь, утюг, велосипед») перемешанными с признаками одичания:
    «И заяц, бесприютности назло,
    Примчался на заросший луг пастуший,
    И весточкой из дней минувших кружит
    Поблеклое гусиное перо».
    Вся эта картина нарисована рельефно и мастерски, хотя и довольно простыми художественными средствами.
    Для произведения выбрана нехитрая, но строгая форма – чередование двустишия и двух катренов. Весьма достойная работа!
   Но вот Надежду обеспокоила одна странная деталь: «Улица из прошлого... Всё написано очень хорошо и образно, но возникает вопрос, если улицу давно покинули сельчане, то откуда взялась собака, да ещё в будке? Чем она там питается в этом старом дворе? Мне эта собака "хоть удавись" покоя не даёт».
   
    20. Владимир Безладнов. Из цикла МОНОЛОГИ [2]
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=319758&pid=204&nom_id=581
   Надежда Стрелкова: «В большом объёме особенно хорошо видно насколько хорошо владеет автор поэтическими мастерством».
    Что тут скажешь? Блестящая поэзия на благодатном материале. Масштабно, поэтично, глубоко. Разбирать эту работу можно долго, открывая пласт за пластом, тем более, что каждый из трех монологов абсолютно своеобразен.
   
    21. Сергей Гамаюнов. Из размышлений о вечном (9,5)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=319771&pid=204&nom_id=581
    Цикл философской лирики. Первое стихотворение - «Все было в юности…» - ностальгическое рассуждение на вечную тему о том, что в юности «и трава была зеленее, и солнце ярче светило». Вывод в финале, развенчивает этот посыл:
    «Не так уж плохо всё, чудак!
    Что было в юности не так…?»
    Что ж! Вполне здравая философия!
    Второе стихотворение – «И жизнь, и смерть, и всё-таки любовь…» - мне показалось несколько слабее остальных. Некоторые сентенции тут сомнительны.
    «На циферблате стрелка круг очертит,
    Но так незрима времени черта…» - не понимаю, что такое «времени черта» и как ее «незримость» связана с безостановочным ходом времени, о котором говорит первая строка?
    «Кто полюбил – тот знает счастья вкус» - любовь может быть и пыткой! Здесь бы как-то аккуратнее выразиться бы…
    Остальные два стихотворения очень хороши. «Я однажды уже умирал…» - захватывает достоверным изображением переживаний человека, оказавшегося на гране смерти и чудом выжившего. «Я хотел бы вернуться…» - в каком-то смысле это форма мечты о бессмертии, желание сохранить свое «я» после смерти, сохранив то, что дорого в этом мире.
   Надежда высоко и очень по своему оценила эту работу: «Очень хорошо написанный цикл стихотворений на тему размышлений о вечном. Эта тема сама является вечной. Мне очень понравилось то, как Сергей отыскивает смысл без использования высокопарных рассуждений, а делает все открытия универсальным ключиком - любовью. С её помощью он находит глубину там, где на первый взгляд всё привычно и обычно, а найдя глубину, поэзия обретает высоту».
   
    22. Александр Сухих. По календарю истекающего времени.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320046&pid=204&nom_id=581
   «Замечательная поэзия Александра Сухих доставила мне истинное удовольствие, - пишет Надежда. - Я бы уже за первые три строчки поставила десятку:
    "Ветер сметает
    с вечных дерев семена –
    сеет бессчетно."
    Но такими строчками, пропитанными поэзией и с глубоким смыслом наполнена вся подборка. Грусть и тоску, звучащие в стихах, оттеняют, позволяют сделать ярче жажду жизни и понимание невозможности её утолить».
    Любимая форма автора, по моим наблюдениям – японский сонет-рэнга. В этом не маленьком цикле мы найдем четыре стихотворения в этой форме. Они равномерно распределены по циклу, разбивая его как «сверхстрофу» на «сверхстроки», выполняя роль «сверхрифмы». Здесь много достойных произведений. Изящно-грустное «Беспечально осенняя», пронзительно-ранящее­­­ «Под уклон», но особенно обращает на себя внимание «Послесловие», пронизанное грустью, любовью к творчеству и чувством собственного достоинства. Здесь очевидна параллель с цветаевским «Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед». Хоть автор и не так оптимистичен, как Марина Цветаева, но настанет! Верю!
   
    23. Сергей Ворошилов. В ночь на Репорез
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320134&pid=204&nom_id=581
    Не хитрая, в общем-то, и не новая тема, о природном сезонном цикле, сопоставленным с жизненным циклом человека, но как изящно и богато она раскрыта!
    В основу положен народный календарь, связывающий сезонные природные явления с религиозными праздниками, дополненный чудесными пейзажными и философскими элементами.
   Надежда написала практически тоже самое немного другими словами. Судите сами: «Всё настоящее, живое, звонкое, сочное, искрящееся... Перечислять определения своих впечатлений от природы, которая живёт в стихах Сергея, особого смысла нет, да и невозможно, потому, что он настоящий мастер описывать её непостижимую и притягательную красоту, понимая, что каждый человек тоже частичка этой красоты. Тема быстротечности и бесконечности жизненных циклов не новая, как не новы все вечные темы поэзии, но сделано замечательно».
   Все-таки при всей субъективности восприятие поэзии может быть практически одинаковым у разных читателей!
   
    24. Александр Кноль. Это счастье я пью по глоточку
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304189&pid=204&nom_id=581
    Чисто сделанное, но вполне традиционное стихотворение о родной стороне, сдобренное, как положено «этнографическими атрибутами» - тройка, метель, свадьба и т.д.
   И тут Надежда со мной солидарна: «Такое впечатление, что стихотворение не о современном герое и не о прошлом, а так просто, дань народной моде. Конечно, сейчас тоже есть тройки, кулачные бои, пляски на природе, колокола.. Это всё верно, но сейчас такое уже скорее аттракцион, чем реальная жизнь. Одним словом - стихотворение "не греет"».
   
    25. Владимир Колодкин. Твори поэт!
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=319672&pid=204&nom_id=581
    Яркое и афористичное стихотворение на тему, волнующую здесь многих. Чего стоит творчества каждого из нас – интернет поэтов? Что останется после нас «в заброшенной ячейке интернета»? Зачем все эти писания, которым не дано «стать хлебом»? Автор дает убедительный и обнадеживающий ответ – пусть крохи, но останутся. Сохранится и будет жить подспудно самое яркое и удачное.
   Вот и Надежда написала: «"Нам не дано пред угадать, как наше слово отзовётся" и когда... В этом смысле интернет это очень хорошая возможность оставить след, ведь даже забытый поэт может быть не раз и не два прочтён не сегодня, так завтра или послезавтра, потому, что поисковые системы нет-нет да и выдадут адрес сайта забытого поэта... Вряд ли он навесил пароль на свою страничку со стихами. Поэты творят просто потому, что душа этого просит. Если поэт будет думать зачем, кому это нужно, всё равно признания не добиться и проч. , то это будет простая потеря времени. Стихотворение мне понравилось».
   
    26. Юрий Юркий. Дом Романовых
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320211&pid=204&nom_id=581
    Я бы сказал, что это ода к 400-летию династии Романовых. Вполне традиционная, со всеми типовыми атрибутами – исторической справкой и славословием. Жанр не предполагает особенной глубины, он по определению предназначен для одностороннего (позитивного) представления событий и явлений. Соответственно, вряд ли можно автору поставить в вину несколько упрощенный взгляд на историю. Замечаний по технике стихосложения нет.
   «Стихотворение написано повествовательно и эта повествовательность очень сильно превалирует над образностью», - замечает Надежда.
   
    27. Владимир Сухов. Печь русская. Инструкция пользователя.
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=240963&pid=204&nom_id=581
    Отличная идея написать инструкцию пользователя, а за одно и оду, русской печи! Исполнение тоже под стать – остроумно, очень подробно, доходчиво и вполне поэтично.
   Надежда анализирует текст, как истинный знаток предмета: «У нас на даче настоящая русская печь. Инструкция вполне подходящая и написана с таким мастерством, пониманием и любовью, что согревает в процессе изучения. Всё верно, а главное передан русский дух - гармоничное сочетания дела и отсутствия суеты, неторопливость, основательность, чуткость к красоте и верность надолго.
    "Мешает арка, впору разозлиться.
    Дым мечется, поддавливая вниз,
    Огонь зажат, ему нужна подмога!
    Не зазевайся, к топке наклонись,
    Подуй на пламя, помоги немного..."
    Наверное, у нас арка другая, но самой мне не приходиться дуть, я просто открываю пошире поддувало и всё».
   
    28. Ухалина Ольга. Чайный сон
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320307&pid=204&nom_id=581
    «Очень доброе и славное стихотворение для детей». Это слова Надежды. Солидарен.
   
    29. Грановская Ирина. Гуппи (8)
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320343&pid=204&nom_id=581
    Лирический герой сравнивает свое отношение к рыбкам, живущим в аквариуме с отношением бога к людям. Модель интересная, хотя, конечно не новая. Аналогия обнаруживается по многим моментам. Работа заявлена как верлибр. Тут, конечно, спорить довольно трудно и, скорее всего, не нужно, но я бы скорее назвал это прозаической миниатюрой… В оправдание сошлюсь на статью http://www.neizvestniy-geniy.ru/trainings/r3/t314/ в которой утверждается, что «верлибр - это система стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной­­­ (непредсказуемой) сменой мер повтора. Обратите внимание: сменой, даже непредсказуемой, но ПОВТОРА мер!».
   Мнение Надежды Стрелковой: «Несомненно, это очень интересно:
    "Кто же мы для того, кто сотворил небо и землю?"
    Автор проводит аналогии с аквариумом. Такая аналогия многократно используется в книгах по изотерике, но в поэзии я читаю первый раз. Написано очень симпатично. Особенно мне понравилось вот это:
    "Я не слышу рыбьих голосов, но легко читаю по их губам:
    "Хлеб наш насущный даждь нам днесь..."».
   
   
    30. Игорь Лукшт. Под хриплые вздохи студёного норда
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320430&pid=204&nom_id=581
    Зимний цикл стихов. Стиль Лукшта ни с кем не спутаешь. Характерная ритмика, сложная строфа, изысканная лексика, удивительные и очень «плотные» в тексте образы и метафоры:
    «над алыми стигматами рябины», «ангел мой, спасатель» (вместо стандартного «спаситель»), «облаков кочевых» (они, как бы, становятся и «кочевыми» и «кучевыми» одновременно), «мир светел, как лунь», «в сугробах млечной гречи».
    Чуть смущает вот это место: «Лишь белая чайка, в смятенье и хладе,
    над нами поводит крылом в снегопаде,
    и горние крохи ей клюв серебрят». Это, конечно, метафора (какая «чайка» зимой?! Тут колыхание метели сравнивается с птицей машущей крыльями), но не вполне очевидная.
   «Стопроцентная поэзия, - пишет Надежда . Впрочем, она тоже указывает на сомнительную метафору: «
    "жизнь бренчит монистами в аорте, –" вот как это не очень понятно...»
    31. Ольга Королева. Утро Ивана Купалы
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320486&pid=204&nom_id=581
    Красиво, образно с подробным и выразительным пейзажем и выходом на любовно-лирическую тему, вписанную в поверья, связанные с праздником Ивана Купалы. В целом такое легкое и изящное стихотворение получилось. И Надежда повторяет почти дословно, но с добавлением метафор: «Очень красивое стихотворение лёгкое, как парашютики сныти, тёплое, как прогретый плес, наполненное светлым чистым счастьем».
   
    32. Сергей Балиев. Слова и строки
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320756&pid=204&nom_id=581
    Вроде бы и не плохие стихи о роли слова и о поэтическом творчестве, но уж больно небрежно автор обращается с языком.
    «где - что бы не снимай - все будет негатив» - должно быть либо «чтобы ни снимали», либо «что ни снимай» ( «Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин)» http://www.gramota.ru/spravka/rules/?rub=gl&text=19_13 )
   
    «А сбудется начать - без горести и фальши?
    А сбудется понять, что с жизнью - повезло?» - оба тире просто лишние
    «Вдруг с ужасом поймем - ничто нам не вернуть!..» - по-русски «ничего не вернуть», а, если «ничто», тогда «не вернется».
    Вот и Надежда о том же:
   «Приведённые ниже строки вызвали моё недоумение:
    "где - что бы не снимай - все будет негатив."
    Зачем здесь "бы"?
    "А сбудется начать - без горести и фальши?
    А сбудется понять, что с жизнью - повезло?"
    Эти строчки даже трудно осмыслить.
    "И все пути заграждены"
    В этой строке всё вроде правильно, но при чтении возникает ощущение необработанного нагромождения слов, а ведь хочется филигранности.
    Кстати, строчки, приведённые ниже, мне очень понравились:
    "чуть наметится, чуть затеплится,
    слово за слово - и зацепится.
   
    да не встанет в ряд, да на полочку,
    а под сердце прям, да осколочком.
   
    невесомая, безымянная,
    пустяковинка филигранная..."».
    33. Серафима Руссинская. Декабрьские вечера
    http://www.litkonkurs.com/?dr=17&luid=52728
    Хорошие стихи, лиричные, красивые… каждый в отдельности, но как цикл не смотрится. Вся беда в повторениях. Автор постоянно возвращается к одним и тем же мыслям, темам, образам и это утомляет читателя. В целостном произведении должна быть динамика, развитие мысли, сюжета, образа. А тут возвращения на круги своя.
    Работа похожа на личный дневник в стихах. Каждое стихотворение – короткая запись мгновенных впечатлений и мимолетных мыслей. Даты, которыми она помечена (07.12.13 - 31.12.13), подтверждает эту версию. М.б. название «Декабрьский дневник» было бы более подходящим? Впрочем, автору виднее.
    Библейско-рождествен­ские­ мотивы неизбежно выводят читателя на сравнение с пастернаковской «Рождественской звездой», а оно не в пользу автора. Коротенькие авторские заметочки с одной стороны и развернутое, цельное, фундаментальное произведение с другой. Подобные невыгодные аллюзии желательно предвидеть и избегать их.
   Надежда дала довольно короткий комментарий: «В целом цикл стихотворений оставил приятное впечатление. Вот эти строчки показались не слишком удачными, тяжёлыми для восприятия:
    "Небо низкое темнеет,
    Плюща тяжестью свинца"»
   
    34. Владимир Плющиков. Готика
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=320954&pid=204&nom_id=581
   
    Да, захватывающая готическая история. Как мастерски нагнетается настроение, сгущаются краски, сколько выразительных деталей! Достоинства работы подчеркнуты великолепным языком и соответствующим четким ритмом. Помнится мне, дактиль – излюбленный размер автора.
   «Мастерски написанное произведение, словно спектакль, в котором всё хочется запомнить и рассмотреть подробно, а потом ещё раз и ещё», - написала Надежда.
   
    35. Павел Мухин. Вечер
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=319176&pid=204&nom_id=581
   «Понравилось автору слово "вечер", - иронизирует Надежда, - настроение, наверное, было хорошее, он покрутил это слово и так, и эдак, и... стихи готовы».
    Да, живо, жизнерадостно, эмоционально. Однако…
    Персонификация вечера оборачивается некоторым конфузом, если можно так сказать, гендерного характера:
    «Носит стильные рубашки,
    Шляпы, галстуки, зонты.
    Носит куртки нараспашку
    И очки (до темноты)…
   
    Вечер ходит в желтых бусах…
    В ожерельях фонарей…»
    Слышу! Уже слышу! Автор начинает доказывать, что это образ! Да, кто бы спорил! Но образ должен быть не противоречив! А тут персонифицировав вечер, сиречь, сравнив его с человеком, и не двусмысленно (как мне кажется) обозначив его как мужчину, вдруг навешивает ему бусы и ожерелья…
    Еще вот этот катрен:
    «Раздавайся звон трамвая,
    Звуки скрипки, гул молвы…**
    Вечер ветрами вздыхает,
    Кружит мысли головы…»
    Во-первых, зачем надо было в сноске по двум звездочкам указывать, что тут зевгма?
    «Раздавайся» не согласуется со «звуки скрипки»? Вместо того, чтобы написать «раздавайтесь» (а дальше просто перечисление «звон трамвая,
    Звуки скрипки, гул молвы»), автор решил выйти из положения эдаким, прямо скажем, извращенным способом.
   И еще вот это: «мысли головы»… Конечно, существуют фигуральные выражения, в которых подразумевается, что мысли соответствующего качества могут быть плодом другой части тела, однако это лишь литературный прием. Даже, если речь идет о диплодоке, который, как известно, располагал двумя мозгами с двух сторон позвоночного столба, уточнение не требуется и в этом случае, ибо оба мозга были слишком малы для производства мыслей.
Александр Сухих[15.04.2014 23:17:26]
   Спасибо за добрые слова, коллеги!
   
   Но почему перед комментариями у всех Авторов есть ссылка на их текст, а моя подборка обделена? Прошу исправить дискриминацию:))
Алексей Хазар[18.04.2014 12:27:02]
   Прошу прощения за техническую накладку! Исправил.
Владимир Сухов[15.04.2014 23:54:07]
   Моя искренняя благодарность уважаемым Судьям за понимание и тёплый отзыв. Спасибо! И, персонально, для Надежды: в конструкции "русской печи" отсутствует поддувало. Приток воздуха, как и выход дыма, происходят через единую "арку", единовременно, но в разных уровнях. У вас, видимо, осовремененная печь. С уважением.
Сергей Балиев[16.04.2014 04:08:58]
   "...но уж больно небрежно автор обращается с языком."
   А примеров этому всего ничего. Согласен с одним - НЕ-НИ в "что бы нИ снимай". Каюсь, проглядел. Остальное, по-моему, довольно спорно.
   ---
   Сегодня решил поинтересоваться, заглянул в свой авторский сборник, вышедший в конце прошлого года, куда вошло означенное стихо, всё верно - там стоит НИ в строке "...что бы НИ снимай...". Так что, можно считать это просто опечаткой.
Надежда Кутуева[16.04.2014 21:33:39]
   Спасибо судьям конкурса за интересный обзор!
    С уважением и благодарностью.
Павел Мухин[27.04.2014 02:28:28]
   К сожалению, в настоящее время я очень занят и захожу на сайт редко. Причин несколько и внешний конкурс (уже 4 номинации отсудил), и статьи нужно написать в помощь юго - востоку (моральная помощь славянам сейчас очень важна).
   
    Надеюсь, более подробный разбор я дам позже, когда буду более свободен (очень занят). А сейчас навскидку по своей работе. Если где пропустил знаки препинания уж извините, спешил.
   
   Честно - не хочу обижать судей, но и оставлять их ошибки не намерен.
   
   Надежда, но зачем же ирония? Я, кажется, к вам никогда плохо не относился. И вообще стараюсь обходиться без иронии и сарказма, ибо эти приемы ссорят людей.
   
    «Понравилось автору слово "вечер", - иронизирует Надежда, - настроение, наверное, было хорошее, он покрутил это слово и так, и эдак, и... стихи готовы».
   
   Да нет, Надежда, не так просто пишутся стихи где упор делается на акустику, на звукопись, где нужно чтобы был особый звукоряд, особое звучание и ритм. Это не очень простое произведение.
   
   В этом плане мне нравятся пару последних звуковых стихов у Ворошилова. Не скажу что они длинные или с особой смысловой нагрузкой, но звучат великолепно. И в этом их оригинальность. Видно что их автор работал именно над этим.
   
   "Но образ должен быть не противоречив! А тут персонифицировав вечер, сиречь, сравнив его с человеком, и не двусмысленно (как мне кажется) обозначив его как мужчину, вдруг навешивает ему бусы и ожерелья…"
   
   Но надо же мыслить шире. Вечер, это же суммируемый образ и конкретно с мужчиной или женщиной я его не сравнивал и однозначно не отождествлял. Этот образ намного шире, он многокомпонентный.
   
   Вот навскидку, для рассмотрения подобного образа возьмем самое-самое знакомое и близкое образ Родины. Вот как его описал ученик 7 класса.
    Родина это и любящая мать, и верные друзья , и воин стоящий на посту и охраняющий покой мирных граждан, это и родная школа и родной город и любимая работа и тд. и т.п. и все это Родина, и никаких в этом противоречий или ограничений нет! Нельзя же все сводить к конкретным половым признакам или говорить о принадлежности к чему-то одному, конкретному и тем самым ограничивая это понятие. Образ Родины намного шире и включает многое. Помните знаменитую песню на слова Михаила Матусовского. А он же тоже отвечает на вопрос что есть Родина и отвечает довольно широко, многокомпонентно.
   Неужели вы этого не знали? Это же все изучают еще в школе.
   
    Аналогично подойдем и к образу вечера.
   Вечер ходит и в одном, и во втором, и в третьем, это как раз говорит о том, что вечером разные люди ходят в разном. И вечер это не только люди! Вечер это и скрип качелей и багровый закат. И кроме этого происходят разные события и все они происходят вечером и все это входит в его палитру, в его особенности. Все это и есть вечер.
   
    Подобные образы были: у Блока, Ахмадулиной, Маяковскоского, Симонова..., да и у современных поэтов их немало.
   
   «Кружит мысли головы»… но не в прямом же смысле... Есть, например аллюзия: от обилия мыслей (или желаний) голова закружилась (и это вариация на эту тему. т.е означает, что от обилия впечатлений "вечера" голова кружится). Мысли вообще продукт нематериального мира и к голове и мозгу, если уж говорить конкретно и в прямом смысле, отношения никакого не имеют. У Ленина, как определили врачи, последние годы мозг был заизвесткован, но Ленин тем не менее прекрасно мыслил. Поэтому прямой смысл отпадает и по этой причине.
   
    "Во-первых, зачем надо было в сноске по двум звездочкам указывать, что тут зевгма?
    «Раздавайся» не согласуется со «звуки скрипки»? Вместо того, чтобы написать «раздавайтесь» (а дальше просто перечисление «звон трамвая,
    Звуки скрипки, гул молвы»), автор решил выйти из положения эдаким, прямо скажем, извращенным способом. "
   
   Звездочки я использовал, потому как сомневался в том, что об этом приеме многие из судей знают.
   По поводу «Раздавайся» не согласуется со «звуки скрипки»? Вполне все согласуется (этот прием называется «анаколуф». Читайте мои лекции в круглом столе). Автор имеет право использовать любые художественные приемы и они не будут ошибкой или извращением. Подобные приемы не раз использовал, например, Пушкин. Он мог написать и проще, и как-то иначе, но его право использовать анаколуф, раз это позволено теорией. Вы видели чтобы я кому-то без оснований запрещал литературные приемы и снижал за это оценки? А вы это делаете. Я использовал зевгму и анаколуф из соображений фоники (в этом стихотворении особый упор на акустику, звучание и используется сразу несколько соотв. художественных средств): окончание у слова "раздавайся" мне понравилось в данном сочетании больше, чем у слова "раздавайтесь. Необычность сочетания в анаколуф повысило и яркость фразы. Эти моменты использовали многие классики. Почему же, Алексей, мне это делать воспрещается? Никому не позволено запрещать любые художественные приемы, но у нас все равно снижают за них оценки (я и в прошлом году лично вам за это замечание делал, а вы опять за свое). Вы назвали художественные приемы извращением, но это ваше , ошибочное мнение, в теории эти приемы вполне законны и извращением не называются. Ими пользовались и пользуются и классики, и современные поэты. Даже у Ахмадулиной видел , а она была почти современным классиком. Почитайте внимательно мою первую лекцию в круглом столе(да и вторую не лишним будет) , там есть и о стилистическом приеме анаколуф, и примеров я там немало выложил. Если вам лично непонятно, то могу еще примеры поискать . Лекции я писал конкретно для вас судей по просьбе Галины Пиастро. И писал в Круглом столе о том, что если вам что-то непонятно по лекции , то задавайте вопросы (вопросы задали всего 2 или 3 человека и я на них подробно ответил). Но мои лекции, как видно, мало кто читает, да и не будут их читать судьи, пока не включат соответствующий пункт в Положении о СК. О чем я не раз говорил и Галине Пиастро, и Илье Михайловичу. О чем прошу их и в очередной раз.
   
    Извините Надежда и Алексей за эмоциональность, обидеть никого не хотел, но досадно когда специально пишешь лекции ( для вас же судей стараешься) , но вы их не читаете, и снижаете оценки за специальные поэтические приемы, которые я объяснял. Но судьи и сами обязаны знать теорию если уж берутся судить. Но у нас качество судейства, увы, не имеет значения. Порою мне кажется, что мы все мало любим людей (завидуем, обижаемся, мстим, иронизируем..все это мелко, не по людски как-то....) и в этом основная причина и наплевательского отношения к теории, и того негатива, что рождается в обществе на наших глазах. Еще раз извините за эмоциональность, может в оценке человеческой психологии я и не прав: в принципе, если мои лекции не нужны, могу их больше и не писать.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта