Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Мнения, диалоги, интервью
К темам проекта
Автор:Алена Рогинская 
Тема:ИНТЕРВЬЮ.Владимир Чигринов: " Сколько себя помню- хотел писать прозу."Ответить
   Алёна Рогинская : Авторы нашего Портала- Владимир Чигринов и Виктор Шилов, приступив к дежурству , вспомнили о «перекрёстном» интервью, изготовленном Владимиром ещё к его октябрьскому дежурству.
   Грех не «уступить» место таким активным мужчинам!

   
   
    Владимир Чигринов: Этот “перекрёстный допрос” по моей инициативе был изготовлен ещё в сентябре месяце, как раз к началу первого моего октябрьского дежурства на портале ЧХА. С Виктором до того я был знаком лишь заочно, по горячей дискуссии насчёт запятых в его стихотворении. Интервью это наша матушка-координатор Татьяна планировала «тиснуть» в газету ЧХА во время моего дежурства. Однако Анжелика свет Дозорцева, тамошний редактоp, не смогла найти наборщика своего, затерявшегося где-то на просторах Черногории (или уплывшего куда -то в тамошнем морe).
    Так сие несчастное произведение и осталось пылиться в загашниках наших компьютеров. Пока, опять же , матушка наша не предложила оживить его своими дежурствами. Тем более что своими интервью начала напирать на Портал уже поросль молодая, незнакомая… Алёнушкой называемая… Да и протрезвели мы уже вполне с Виктором, с первого-то. Так что могём и подежурить… А заодно вспомнить и тот наш трёп сентябрьский...
   
   
   
    Владимир Чигринов: Здравствуйте, Виктор! Смотрел на Портале некоторые Ваши стихи - Вы помните, мы подискутировали с Вами немножко, - которые мне в общем-то понравились. И, в соответствии с темой недели «Профессия и литература - отдельно или вместе», у меня возник вопрос: кто Вы, «Виктор Шилов»?
    Виктор Шилов: Я биолог, по узкой специальности энтомолог. Профессионально занимаюсь жуками. Окончил Иркутский Госуниверситет в 1972 году, затем учился в аспирантуре в ЛГУ, фактически занимаясь в ЗИНе. Все последующие годы работаю на кафедре зоологии беспозвоночных в ИГУ. Защитил кандидатскую диссертацию, доцент. Преподаю различные биологические дисциплины, а последние годы, как ни странно, большая часть моей нагрузки состоит из Информационных технологий и Геоинформационных систем. Создаю сайты, занимаюсь компьютерной графикой, фотографирую профессионально, в основном макро. Пишу научно-популярные статьи и книги, редактирую. Жена, две взрослые дочери, два внука, старшему 15 лет.
    Теперь Ваша очередь, Владимир.
    Владимир Чигринов : Поскольку я на пенсии, и ничего уже не создаю, я могу подвести некоторый итог. Имею жену-декабристку, две дочери, три внучки и внука. Старшенькой уже 19, учится в Штатах. Сам я из Норильска, родители были репрессированы. Воронежский СХИ закончил тоже в 1972 году, как и Вы. Агроном, селекционер, иммунолог. Уехал работать в Красноярский НИИ сельского хозяйства, куда через год привёз из Москвы и жену. В Восточной Сибири прошли наши лучшие годы. Там я стал кандидатом и доктором наук по иммунитету зерновых.
    В 1993 году всем табором выехали сюда, в Европу, в Пензенский НИИСХ, который создавали с его директором почти с нуля. Здесь меня выбрали член-корром, а затем академиком по экологии, занимался селекцией технической конопли. А в 2001 году, опять же по конкурсу, переехали с женой в частный НИИ подсолнечника, это в Вейделевке Белгородской области. С научными докладами был во многих странах, стажировался в Америке, мои сорта возделываются в Сибири и европейской части страны, «Изобретатель СССР». Везде параллельно преподавал в ВУЗах.
    Ладно, всё это лирика. Скажите, Виктор, а почему Вас так «зацепили» насекомые? Я, например, когда в студентах собирал пьявицу на пшенице для сдачи зачёта по энтомологии, явственно слышал жалобный писк этих крошечных жучков, когда они попадали в коробочку с ваткой, смоченной в формалине. Это было так неожиданно и страшно!.. А как у Вас?
    Виктор Шилов : Забавно, что несколько лет назад у нас была тема по вредителям дикой конопли. Искали насекомых, которые могли бы сократить численность этого сорняка и источника марихуаны. Несколько перспективных видов нашли.
    К природе, к насекомым интерес с детства, много читал литературы на эту тему. В старших классах начал собирать коллекции, познакомился с иркутскими энтомологами, ходил в кружок при Иркутском Университете. И при поступлении у меня не было сомнений в выборе специальности. Собирательство насекомых легко переходит в страсть, что хорошо описано у Аксакова, Набокова. Последний, кстати, может считаться профессиональным энтомологом, писал научные статьи, описывал
   новые виды бабочек. У одних увлечение энтомологией проходит, у других становится профессией. Поэтому я счастливо сочетаю профессиональную деятельность с хобби.
    Я много поездил по миру, собирал насекомых в Европе, Монголии, Северной
   Америке, в Таиланде. Обменивался с коллекционерами из разных стран. Поэтому у меня очень приличная коллекция жуков, бабочек и других насекомых, включая крупные тропические виды, которая неоднократно экспонировалась в музеях Иркутска и области.
    Другое увлечение - содержание дома и на работе всякой мелкой живности, начиная от тараканов, сверчков и пауков и заканчивая лягушками и змеями ( - Фу, какая гадость, скажут некоторые.) Когда этот домашний зоопарк вырос до ощутимых размеров, мы с другом в годы перестройки создали что-то вроде кооператива и стали устраивать выставки. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда это была экзотика. Живность доставали самыми разными путями. Помню, как вёз из Германии полный чемодан маленьких черепах, пауков-птицеедов, гигантских многоножек, палочников и ещё чего-то, которых мне надарили в нескольких зоопарках.
    Позже возня с выставкой стала меня утомлять и всё это хозяйство перешло в руки настоящих профессионалов, которые и создали в Иркутске зоопарк. Безусловно, в моих увлечениях сыграли роль книги Дж. Даррела.
    А как у Вас складывались профессиональные интересы? Почему стали селекционером?
    Владимир Чигринов: Нет-нет, Виктор, подождите - а как же Информационные технологии, Геоинформационные системы, сайты, фотографии макро, Ваши книги?.. Изучаете ли Вы на своей кафедре экосистемы Байкала, тайги? Хотя бы пару слов обо всём этом.
    Виктор Шилов: Два моих главных детища в интернете - сайт «Зоологические экскурсии по Байкалу» (http://zooex.baikal.ru) и сайт биолого-почвенного факультета ИГУ (http://biosoil.isu.ru), которые я создал и поддерживаю. Есть и другие, помельче. Собственно потому, что владею компьютерной графикой и сайтостроением, и читаю Информационные технологии, пытаясь научить студентов тому, что знаю сам. Геоинформационные системы - не мой конёк, но разобрался и преподаю.
    Все молодые годы каждое лето проводил в экспедициях, а когда была возможность - захватывал весну и осень. Объездил юг Сибири от Алтая до Забайкалья, несколько раз бывал на Дальнем Востоке, на Курилах. Также посещал Казахстан, Таджикистан, бывал на Кавказе. Как началась перестройка, бюджетные деньги на экспедиции закончились, и стали мы в основном изучать свой край, где тоже открыли много нового. Ведь это Хамар-Дабан, Восточный Саян, сам Байкал с его безбрежным разнообразием.
    Фотографирую со школьных лет. Сначала «Сменой», а в 1964 г. отец подарил мне зеркалку «Зенит», и с тех пор стал снимать с кольцами своих любимых насекомых. Потом было много других камер, а потом настала цифровая эра и стали доступны такие штучки, о которых раньше только мечталось. Свои фотографии использую для публикаций, наполнения сайтов. Были и персональные выставки. Но это долгий разговор.
    Владимир Чигринов: Я попал в агрономы не случайно. Вернее, сначала хотел быть геологом, как родители. И литератором, конечно. Дневники начал писать в классе восьмом. Но в 1965 году, перегоняя всей семьёй нашу новую «Волгу» из Норильска в Воронеж, увидел, как живёт рабочий люд в деревнях, и ужаснулся - на Севере мы жили не так!.. А тут ещё фильм «Председатель». В общем, это та же история, что и во второй половине XIX века, когда разночинцы, да и некоторые дворяне ходили «в народ» - много читал и их, и о них. Из нескольких вариантов желаемых профессий, преимущественно гуманитарных, сельское хозяйство получило в таблице у меня больше всех минусов. И пошёл я туда. И ни разу в жизни не пожалел!
    Вы знаете, это необыкновенное ощущение - видеть в поле зрения микроскопа, как патогенный гриб поражает зародыш пшеницы!.. После многих бессонных ночей анализа цифр вдруг ощутить, что да! ты его ухватил за хвост! вот он, доминантный ген устойчивости этого сорта к болезни… Кастрировать, опылять пшеничку, ячмень, коноплю, создавая новый организм, которого до тебя не было в природе - чувствуешь себя Богом!..
    Я счастливый человек, Виктор, я всё это пережил. У меня были прекрасные учителя, Щербак Серафим Николаевич, зав. кафедрой селекции и генетики Воронежского СХИ, Неттевич Энгель Данилович из НИИСХ в Немчиновке, где я проходил дипломную практику. И многие другие достойные учёные. И прекрасные коллективы селекционеров, аналитиков, генетиков, друзей по жизни, с которыми создавали новые сорта. Ведь каждый сорт - это плод коллективных, многолетних и, порой, мучительных усилий.
    Когда здесь, в Вейделевке, из-за неумеренных амбиций и раздутого самомнения владельца ВИП в 2006 году развалился этот институт подсолнечника (его предшественница, опытная станция была организована ещё в 1914 году!), пришлось поработать главным агрономом в одном из хозяйств «Русагро», инспектором на хлебозаводе в «Райкопе», инструктором Дома пионеров в райотделе народного образования, заведовать сортоучастком. Так что писать есть о чём!..
    А теперь давайте поговорим, наконец, о литературном творчестве. С какого это перепугу мы вдруг им занялись? как это было у Вас? Вы поэт, Вам и песнь запевать.
    Виктор Шилов : С юности, как и многие, писал стишки. В основном по поводу, редко по вдохновению. Читал их родным, дарил подругам.
    В экспедиции часто брал гитару, но свои песни стал сочинять позже. Вообще сочинительство стихов для меня не является постоянной потребностью. Хотя с годами что-то накопилось, но в основном это были «датские» произведения, т. е. написанные к определённым датам. Прозу вообще стал писать только несколько лет назад, видимо, дозрел. Но, скорее, это был вызов со стороны знакомых и интернета. Если многие пишут, почему мне не попробовать. Безусловно, накопились истории, которые можно рассказать людям. Но будет ли это им интересно? А главное, будет ли мне интересно этим заниматься.
    Оказалось, процесс захватывает. Быстро написал несколько рассказов, по мнению коллег достаточно удачных. Начал писать воспоминания о своих приключениях в поле. Но потом как-то охладел, и уже больше года ничего прозаического не идёт мне в голову.
    А стихи пишу. Это такая эквилибристика для ума. Не хочу сказать, что не вкладываю в них душу, но предпочитаю ироничные или даже едкие стихи. Не люблю слащавость, излишний пафос и прочие «розовые сопли». Однако мы уже
   начали говорить о «кухне» сочинительства, а это требует отдельного осмысления.
    Владимр Чигринов : Сколько себя помню - в здравом уме уже, конечно, - хотел писать прозу. Впрочем, переживая очередную свою влюблённость, пытался кропать и стишки. Однако взаимности не получил, потому и зарёкся от пиитства. А вот с прозой прям беда: не смог я, увы, в течение всей жизни своей сидеть на двух стульях - научном и литературном (хотя кое-что и написал «в стол»). Потому оскомину сбивал в дневниках. И в чтении запоем. Эту трясучку можно посмотреть на моей страничке на портале ЧХА, «Из дневника…» и «Семья» называется.
    Страстно люблю поэзию. И всегда считал, что если хорошего прозаика Бог в темечко поцеловал, то такого поэта он поцеловал трижды. Ведь поэт одной строфой может сказать то, на что у прозаика уходят порой несколько абзацев. Я говорю банальности, но это мои банальности, выстраданные. Поэтому постоянно читать поэзию не могу, млею. Ей я отдал юность. Поэтому же читаю прозу. В последнее время это серия книг под редакцией Г. А. Касабовой «О времени, о Норильске, о себе…» И, конечно, Толстой, Чехов… Уделяю внимание и противостоянию неосталинистов – антисталинистов, красных – белых (в том числе и теперешних). Мне кажется, многому в нашей жизни надо искать корни именно там. Жена обогащает меня Пушкиным и о нём.
    Я человек эмоциональный, в отрочестве – юности самокопающийся. А это психологическая основа литературного творчества, по-моему, толчок для него, спусковой крючок. Тем не менее всю жизнь занимался наукой, где в силу её специфики эмоции крайне противопоказаны. Быть может поэтому мне и не удалось «усидеть на двух стульях», как я говорил выше. И «лень» здесь ни причём. Может быть, был бы я «токарь-пекарь», такое сочетание и удалось бы мне. Хотя вот Вам, Виктор, удалось, я вижу, и наукой заниматься, и литературой. Но, насколько я понимаю, у Вас труд преимущественно всё-таки преподавательский, а это уже меняет дело. У меня преподавательство было всё же хобби. Однако это тема отдельного разговора.
    И только оставшись не у дел, появилось время свободное. А тут ещё внучка приставала, опиши да напиши про наших предков. А потом увлёкся созданием своей странички в Одноклассниках. Вот с тех подписей под выложенными фотографиями и закусил я удила.
    Начал шевелить дневники. Пытать – выпытывать у тётушек по телефону историю рода нашего: ведь когда были живы родители, руки-то до всего до этого не доходили, увы. А потом, в конце лета, засел за дневники, бумагу, компьютер, и в феврале 2012 года всё оформилось окончательно в роман «Пятый дневник». Дневниковых записей в нём не более двадцати процентов оказалось. Просто всё стилизовано под «дневник», подсмотрел у кого-то из великих. А оформление завязки, «От издателя» взял у Пушкина, «Повести Белкина». «Послесловие» и «Письма» вылились сами, по логике, так сказать. В целом в «Пятом» описаны последние годы учёбы в институте и начало работы в Красноярском НИИСХ. И пожелания Насти учтены.
    Вот так вышел «один я на дорогу» сочинительства. Разослал электронкой свой труд родственникам – друзьям и знакомцам из Одноклассников. Появились отзывы. И в четыре московских издательства отослал. «В романе нет мужчины и женщины», уже летом говорили мне по телефону из одного из них (видимо, потому, что
   прилюдно под юбку своим дамам не заглядывал?) «Не будет коммерческого успеха» (а мои пенсионеры писали, что проживали жизнь свою на моих страницах, а нас вон сколько миллионов!..) И так далее. А одно даже не ответило, проглотил его автомат мой роман - и с приветом!..
    Я не в обиде, пробиться новичкам всегда было нелегко, всегда годами пробивались. Тот же Чехов, Булгаков… Только сколько у меня осталось, годов-то этих?.. Так я набрёл в интернете на портал «Что хочет автор». А что хочет?! козе понятно - увидеть своё произведение напечатанным. Желательно в типографии и, естественно, не в десятках – сотнях экземпляров за бешеные бабки.
    Вот такие пироги, Виктор. Теперь хотелось бы услышать от Вас, как Ваша профессия энтомолога отражается в Ваших стихах. И влияют ли они на Ваше научное, преподавательское творчество. У Вас есть камерные, тёплые стихи; в то же время не брезгуете Вы и откровенным «стёбом», сатирой. Имеются интересные эксперименты…
    Виктор Шилов: Я начал читать и комментировать Ваши произведения с самого первого. Надеюсь постепенно осилить, ведь в автобиографической прозе я хочу отыскать черты Вашего характера, чтобы задать нужные вопросы. Выяснилось, что у нас много общего, вплоть до увлечения музыкой. Я начинал учиться тоже на аккордеоне, потом в доме появилось пианино и с шестого класса занимался на нём.
   Гитара появилась в старших классах - дворовые песни, тёплая компания, желание произвести впечатление, все дела.
    Конечно, как биологу мне близки рассуждения о генетике и селекции, о познании тайн природы, от которых захватывает дух. У Вас получился хороший роман, глубоко личный, может быть перегруженный именами и от этого более понятный знакомым с ними людям. Но я читаю с интересом. Не опускайте руки и найдёте своего издателя.
    Что касается меня, то в моих стихах и рассказах насекомые фигурируют довольно часто. Пишу о том, что знаю, не стараясь нагружать наукообразием. В детстве и юности запоем читал фантастику, и до сих пор люблю перечитывать Стругацких, Лема, Воннегута, Шекли, можно список продолжить. Из современных фантастов, конечно, образец для подражания - Сергей Лукьяненко. Поэтому большая часть моих рассказов - это фантастика. Всегда с элементами юмора и иронии, иногда сатиры. Это же проявляется и в стихах.
    А вот отражается ли моё творчество на научной деятельности и преподавании, сказать затрудняюсь. Во всяком случае на лекциях студентам я свои стихи не читаю. Но всё же желающие могут с ними познакомиться по ссылке на сайте факультета. А, нет, отражается! Однажды написал рапорт на имя декана - тогда была женщина, - и в конце приписал «Целую». Заметили не сразу, но потом пришлось переписывать…
    Я редко пишу стихи «по велению души». Наверное, мне важен элемент соревновательности, в том числе участие в конкурсах. В этом смысле портал ЧХА вполне подходит. Когда поставлена конкретная задача и её нужно выполнить в срок, это очень дисциплинирует. Или задачу могу поставить себе сам - написать стих определённым метром, в определённом стиле, или только на одну букву (смотри «На С»). Люблю писать пародии, когда вижу ляпы в чужих стихах, или когда понятно, что автора занесло. На чужие пародии не обижаюсь, особенно на умные и смешные.
    Ну, то, что Ваша профессия селекционера и генетика отражается в творчестве, Владимир, нет сомнения. А вот наоборот? Может, приходилось писать научный отчёт в стихах, или что-то в этом роде?
    Владимир Чигринов: Да, Вы правы, конечно, в моём «Пятом дневнике» научное и литературное творчество просто неразделимы. Но прежде всего он о людях науки и сельскохозяйственног­о­ производства, врачах, моих родителях, родных и друзьях , их порой нелёгких судьбах. О городах и весях, где меня судьба носила. И этих людей, их «рабочих будней» не больше, чем в любом другом произведении мемуарного плана, будь то о театре, путешествиях, военных или политических событиях. Как бы там ни было, мне всегда нравились «производственные» рассказы, повести, романы с чётко выраженной гражданской позицией автора. Вспомните «Битва в пути», «Председатель», «Укрощение огня», «Коллеги», «Иду на грозу»… да нет числа им! в советское время прославление труда людского было делом доблести и чести.
    Зацикливание на «цветочках», извращённых душевных терзаниях «Молодого Вертера», постельной акробатике, сведениие блестящей фантастики (люблю до трясучки!) до уровня бредовой «фэнтэзи», а потрясающих детективов (слов нет, как люблю!) до бесконечного высасывания из пальца всякой бредятины обеднило, думаю, литературу «новой» России. Быть может потому, что не стало свободного труженика, коллектива? появились «работодатели»? исчезли профсоюзы? человек труда стал беззащитен и никому не интересен, если у него нет «миллиарда»? Трудно сказать. Эти вопросы уже к экономистам, психологам, психиатрам, философам, политикам, быть может. Да и к писателям маститым нашим тоже.
    Знаю одно, что если у тебя нет в кармане какого-нибудь Шока, Экзальтации, Зубоскальства по поводу и без оного , Вывертов в кровати, Хука добротного по «вымени мозговому», то, козе понятно, любое твоё произведение в любом виде искусства, в том числе и в литературе не будет иметь «коммерческого успеха» и «массового зрителя – читателя». Потому что «потребителей» искусства и литературы усиленно дебилизируют, превращая нас в смачно чавкающих из лоханки … ну Вы сами додумайте, кого.
    В этом плане, полагаю, тема наша сегодняшняя «Профессия и литература - отдельно или вместе» очень актуальна, особенно для молодёжи, для начинающих писать, вернее.
    Что касается влияния моих литературных устремлений на мою профессиональную работу, то как-то однажды моя бывшая коллега из Пензенского НИИСХ, проживающая сейчас в Питере, после прочтения «Пятого дневника» сказала мне по Скайпу, что им с сестрой всегда нравилось читать годовые отчёты института перед РАСХН, писать которые приходилось мне как зам. директора по науке. Писал их всегда и здесь, в Вейделевке. С удовольствием редактировал кандидатские и докторские, писал в газеты, выступал по телевидению. Видимо да, такое влияние есть (теперь уж было).
    Я теперь знаю, что «Виктор Шилов» - Ваш псевдоним, Виктор. Как он родился и почему «Шилов»? это не киношный ли Шилов из «Ментовских войн»?
    Виктор Шилов : Ох, как много вопросов Вы подняли сразу! Попробуй объясни, что стало со страной, почему, куда катимся и что делать. Давайте постараемся не залезать в политику, а будем говорить больше о литературе и профессии. Хотя всё это трудно обойти, когда говоришь об уровне печатной продукции, и тем более о
   вседозволенности интернета. Грустить о падении нравов и хаять низкопробные издания можно, но малопродуктивно. Это рынок, а он должен регулироваться на государственном уровне. Опять политика!.. Как показала недавняя дискуссия на ЧХА о графоманах и средствах к их истреблению, дать чёткое определение невозможно, как и выбрать механизмы для их распознавания и отсечения от читателей. Ввести цензуру - портал загнётся, да и кто будет вершителем судеб? Поэтому каждый находит своего читателя и каждому воздастся по трудам его. Аминь!
    А псевдоним Шилов просто короче и более ёмкий, чем моя фамилия. Ничего не имел ввиду, когда так назывался, и не собирался примазываться к известным художникам и писателям (писательницам ).
    Владимир Чигринов: Ну да, я уже понял, жена подсказала. Что касается моего «Чигринова», то это девичья фамилия моей матери, которую я носил, по ряду обстоятельств, со дня рождения больше 10 лет. Когда-то дал себе зарок (см. «Чистилище»), что если рожу что-то «приличное литературное», то выпхну его на гора под таким псевдонимом. И совсем недавно закрепил этот зарок, написав одной редакторше, что пусть моя теперешняя фамилия остаётся в науке. А всё литературное пойдёт под псевдонимом. Так произошло моё «раздвоение личности», которое Вы лихо раскусили в своём комменте к главке «От издателя». А ведь меня некоторые мои читатели спрашивали, что Чигринов ещё написал и где найти его книги!..
    Теперь о деле. Поэт сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Первая часть этой строфы к Вам не относится, разумеется. Почитав Вас побольше, думаю, что пора Виктору Шилову всё своё творчество выпустить отдельным томом - такие разные жанры, что просто ах! и всё так органично смотрится… А как Вы, как гражданин, как учёный, преподаватель относитесь к реформе РАН? ЕГЭ? реформе образования в целом? Стыдно ли Вам было в загранке со своим «советским багажом» знаний? чувствовали ли Вы какую-либо научную ущерблённость в окружении своих зарубежных коллег?
    Виктор Шилов : Я, как и все, смотрю ТВ и читаю прессу, где эти дискуссии идут. Понятно, что реформы нужны, и если мы считаем себя частью мирового процесса, то нужно к нему пристраиваться. Поднимать престиж науки, индекс цитирования и т. д. Но как это обычно у нас бывает, сначала всё до основания разрушим, а потом… Есть серьёзные опасения, что под шумок многое разворуют, как это было при реформе оборонки. Стали больше денег выделять на науку. Другой вопрос, как их расходуют. Как я понимаю, Сколково оказался мертворожденным проектом. Но по сравнению с США в бюджете на науку выделяются очень малые средства в процентном отношении. Не нужно много науки, чтобы обслуживать нефтяную трубу.
    Западная модель проведения научных исследований более рациональна, меньше формализма для получения денег, которых тоже значительно больше. Молодые исследователи, поработавшие на Западе и вернувшиеся в Россию, решительно настроены на слом нашей системы - половину уволить, ненужные темы закрыть, финансировать прорывные направления. При наших скудных средствах на науку и общем отставании, наверное, это рационально. Жалко старшее поколение, которое никуда не уехало, а работало за нищенскую зарплату. Они уже не могут соревноваться с молодыми качеством мозгов, но у директора института, например, не поднимается рука уволить своих учителей. А давать дорогу молодым нужно, и сокращаться нужно для увеличения зарплаты.
    Вот и у нас в Университете установка такая - при фиксированном фонде заработной платы можете держать большой штат при маленьких деньгах, или сократить народ, а оставшимся платить больше. Радует то, что сейчас обещают доплаты за науку. Напечатал статью в журнале с высоким импакт-фактором, получи надбавку к зарплате. Даже обещают выделять деньги за перевод на английский. У меня, положим, с этим проблем нет, много публикаций в зарубежных журналах. Обидно то, что отечественный индекс научного цитирования (РИНЦ) в мире не котируется, не знают зарубежные учёные русского языка! Другой вопрос, что многие преподаватели наукой не занимаются, зато тянут большую учебную, воспитательную и другую работу. Но для переизбрания вынь да положь научные публикации…
    В переходе на двухуровневое образование (бакалавры и магистры) пока большой пользы не вижу. У нас ещё не было выпуска бакалавров, а в магистратуре в основном учатся люди уже с высшим образованием. По идее, при таком подходе должны отмереть учёные степени кандидата и доктора наук в традиционном нашем понимании. Отсюда реформа ВАК и брожение в умах, как нам сидеть на двух стульях, когда существуют одновременно две системы. Падение общего уровня образования всем заметно, вносит свой вклад в этот процесс и ЕГЭ. Коммерческие наборы на новые «модные» специальности, появление целых коммерческих вузов, где не учат, а просто продают «корочки», размывает стандарты образования и развращает молодёжь. Короче, не дай вам Бог жить в эпоху перемен, и не факт, что эти перемены будут к лучшему. А ведь наша система образования была одной из лучших в мире. И Китай её с успехом воспроизводил, и учиться к нам ехали из многих стран.
    Мне отнюдь не стыдно за своё классическое образование, которое шлифовалось на производственных практиках, а затем в аспирантуре в крупный научных центрах, в окружении блестящих учёных. И при общении с зарубежными коллегами я не чувствовал своей ущербности и отставания от мирового уровня.
    Владимир Чигринов: О реформе академии, науки в целом много говорить не приходится - всё сказано уже Жоресом Алфёровым, Михаилом Угрюмым, Михаилом Веллером, в том числе и по радио (наш дебилизатор сгорел). Тем не менее Думой закон принят. Скажу только, что реформа эта - намордник, даже удавка для российской науки. То же касается и ЕГЭ, годного лишь для взращивания лакеев, реформы образования в целом, примитивизирующей неограниченные задатки школьных поколений. Реформаторы наши, по-моему, это новые большевики, разрушающие всё, что было построено предыдущими поколениями. Те царское «до основания» порушили, эти советское. Да, со временем советская наука, образование, медицина стали одними из лучших в мире. Но каких это жертв и потрясений в 20-30-40-х годах стоило и стране, и людям, в ней проживавшим?!..
    Но наши реформаторы хуже даже, чем большевики, которые «реформы» свои делали на национальной почве с учётом социальных аспектов. Они уничтожают главное достижение советских поколений - социальную составляющую науки, образования, культуры. Они делают всё это по западным, во многом примитивным, на мой взгляд, лекалам. И в этом, очевидно, самая большая беда для настоящего и опасность для будущего страны. Полагаю, глобализация ведёт в тупик.
    Необходимость проведения реформ в наших науке и образовании перезрела уже давно, ещё в мой поздний красноярский период. И ведь были же попытки как-то
   реформировать их, вспомните хотя бы хозрасчёт в прикладной науке… За полгода в Университете штата Северная Дакота, в учебных и научных центрах Канады, Германии, Франции, Италии я убедился, что перенимать западный опыт организации науки и высшего образования надо вдумчиво и осторожно. Писал об этом в отчётах.
   В том числе и о том, что наука там сосредоточена не в университетах, как сейчас нам рассказывают сказки, а в НИИ при университетах. Так и у нас уже второе десятилетие дышат на ладан мощнейшие в прошлом научные центры с гроздьями научно-исследователь­ских­ институтов при «процветающем» Сколково. Исторически так сложилось, что наука у нас функционирует отдельно от образования. Тогда как в царские времена она тоже ведь была под крышей университетов. Ну и что? какое это имеет принципиальное значение, тем более что всегда ведущие учёные вели курсы лекций и практических в ВУЗах. Да и на Западе в разных странах по-разному. Нет, надо всё порушить… И так коснись любого вопроса.
    Что касается «стыда» за свои мозги, т. е. советское образование… В 1988 году, познакомившись с моей работой в журнале «Генетика», в Красноярск из Канады приехал коллега по головнёвым грибам зерновых культур и впоследствии большой мой друг Енс Нильсен. На следующий год, проходя стажировку в США, я был у него в Виннипеге. И потом мы совместно сделали красивую работу по генетике взаимоотношений в системе пшеница – головня. Которая является теоретической
   основой для создания непоражаемых этой болезнью сортов. Не стыдно мне было за своё «мозговое вымя» ни в одной стране, ни в любом окружении зарубежных коллег. Наоборот, мы взаимно обогащали друг друга, вели многолетние переписки. Ведь наука не имеет национальности и границ.
    А сейчас больно смотреть на «рецессию», как сказал на днях один стоматолог на Фейсбуке, отечественных научных кадров, их нищету, кадровый и материально-техничес­кий­ голод. Молодые учёные варятся в своём соку, тогда как трудно показать место на карте страны, где бы я ни побывал в 70-80-х годах в научных командировках. Придумали фетиш: хочешь поднять зарплату - сокращай своего собрата, «золотого запасу» вроде нет. А подкупить академиков ума и «запаса» хватило!.. Да то же и в высшем образовании. У нас младшая дочь преподаёт английский в Университете. Но отнести её по достатку к среднему классу нельзя, грех…
    А теперь предлагаю Вам самоинтервьюироватьс­я.­ Что любим, что не любим и тому подобное. Назвался груздём, поэтому и начинаю.
    Самое любимое: фильм - «Волга – Волга»; песня - «Комсомольцы – добровольцы»; сказка - «Царь Никита и сорок его дочерей»; стихотворение - «Выхожу один я на дорогу»; цвет - жёлтый; музыкальный инструмент - сучок, кларнет, то есть, и все остальные; ягода - малина, брусника; напиток - коньяк; Шекспир - сонеты; артист - Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Кирилл Лавров, советские, в общем, голливудовские, французы, итальянцы; актриса - Элина Быстрицкая, Наташа Гундарева, Татьяна Доронина, Вия Артмане, Валентина Титова, несть им числа; повесть - «Степь», «Белый Бим, чёрное ухо»; роман - «Мастер и Маргарита», ой, мама! много чего; царь - Алексей Михайлович; герой - Гамлет, герои Джека Лондона; черта характера - доброта, оптимизм; вид спорта - бокс, футбол, пиво; танец - вальс и все остальные; стрепня - блины, вареники; мясо - по Тихомировски; море - подводная охота; река - рыбалка; писатель - Чехов, Шукшин, Вересаев, несть
   им числа; поэт - Лермонтов, Шандор Петефи, Гейне и много ещё других; художник - Репин, импрессионисты, в том числе русские, и другие; скульптор - Роден, Фальконе; композитор - Рахманинов, Чайковский, Вивальди, Брамс, Штраус…
    Нелюбимое: болезни, лицемерие, вороватость, охота, заглядывание через плечо, «Ты не поверишь!..» и аналогичные программы ТВ, «Чёрный квадрат», Пикассо, инсталляции, театральные и балетные выверты, зубоскальство Ивана Урганта.
    Виктор Шилов : Блицопрос: черты характера - лёгкая меланхолия, ироничность; еда - неприхотлив, люблю японскую кухню; ягода - морошка; напитки - сухое красное, при отсутствии - крепкие напитки, кроме китайской водки, которую пью при отсутствии всего остального; на море - плаваю, у реки - ловлю жуков; любимое место отдыха летом - дача, зимой - диван; цвет - тёмно-синий; звук - детский смех; форма - овальная; музыкальный инструмент - пианино, гитара (семиструнная); музыка - The Beatles, Cris Rea, Eurythmics, Земфира, Тимур Шаов; классики - Пушкин, Гоголь, Булгаков, Мандельштам, Стругацкие, Высоцкий; современники - Улицкая, Рубина, Веллер, Лукьяненко; сказки - не очень люблю, разве «Про Федота -стрельца»; стихи - одно из любимых «Ламарк» Мандельштама; песни - слишком много, чтобы выбрать, советские, бардовские; фильм - Приходи на меня посмотреть; сериалы - Игра престолов, Jericho, Глухарь; артисты - Янковский, Миронов, Никулин, Мастрояни, Бельмондо, Джек Николсон, Раневская, Гурченко, Купченко, Ардова, да разве всех перечислишь?; скульптура - в основном равнодушен, как и к балету; живопись - реализм, классика, традиционная китайская живопись.
    Не люблю, когда болеют родные и друзья, когда предают, пугают беспричинная агрессия, рост насилия и наркомании, раздражает «Кривое зеркало».
    Владимир Чигринов : Ну вот мы и добрались с Вами до противоположного берега. Совместными усилиями мы выяснили, что «просто жизнь», как обозначена одна из рубрик прозы на нашем портале, существенную часть которой занимают наши профессии, не может не влиять на наши литературные усилия. Так же как и литературное творчество сказывается, порой в причудливых формах, на наших профессиональных заботах. Это взаимовлияние прослеживается как в поэзии, так и в прозе. Так что профессия и литература шагают по жизни вместе. У кого в большей степени, у кого в меньшей, но вместе.
    Выяснилось также, что нас с Вами многое объединяет. Оба мы лабухи, оба снимали и «Сменой», и подаренными отцами «Зенитами», оба «ботаники», оба азиаты мы, оба дважды ювелиры, на двоих у нас три внука и три внучки (пока),
   да и вкусы схожи. Рядом с нами любимые жёны (со стаканами воды, так, «на всякий случай»). И литературные творчества наши пересекаются где-то. Спасибо, коллега. С Вами было интересно.
    - -
    Вл.
   
    28 сентября, во субботу 2013 года. 8 : 27.

 1   2   3   4   5 

Малашко Сергей Львович[20.01.2014 13:45:16]
   Володя,закрытие лавочки не препятствует личному общению .Рецепты будут.
Владимир Чигринов[20.01.2014 13:47:54]
   По Северу знаю, что к холодной оленятине нужно побольше хренку... И с водочкой идёт она, родимая, за милую душу...
    А к строганине нужен только спиртик...
    И рецепты советского северного застолья можно посмотреть, если будет охота, в "Родычи" - у меня за печкой.
    Два дня, блин, был без инета. А сегодня лавочка закрывается.
    По всему поэтому большой Поклон! Вам от нас с Виктором и Спасибо!! Алёнушка свет Рогинская за то, что приютила здесь, у себя, аж на две недели, аж двух мужиков-ботаников!!!­
    "Век не забудем Вашу доброту!", сударыня.
    И Спасибо всем, кому было интересно с нами!
Виктор Шилов[20.01.2014 15:42:10]
   Присоединяюсь к Володе с благодарностью всем тем, кто нас читал и заинтересованно расспрашивал.
Алена Рогинская[20.01.2014 17:23:42]
   Владимир, всегда пожалуйста!))
   Было очень интересно узнать о вас и Викторе побольше.
Малашко Сергей Львович[20.01.2014 14:07:49]
   Володя .лови рецепты в виде четырех работ в личке.
Владимир Чигринов[20.01.2014 18:43:21]
   Если кому интересны рецепты Серёги, скажите, могу вывесить здесь.
Николай Бурмистров[20.01.2014 19:21:24]
   За дарвинизм не скажу, но дело вейсмани́зма-ме­ндели́зма-морга­ни́зма­ в надежных руках Виктора Шилова и Владимира Чигринова!
    А всякие мичуринско-лысенковс­кие­ штучки они пригвоздят в стихах и в прозе.
   С уважением, ботаник в душе, Н. Бур.
Владимир Чигринов[20.01.2014 20:11:45]
   Спасибо, Николай! Гвоздили, см. "Агробиология и камень" и др. Кроме того, дарвинизм преподавал. Не говоря уж о "продажных девках".

 1   2   3   4   5 

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта