Обзоры и итоги конкурсов | Номинация ПОЭЗИЯ приняла много разных по тематике, по стилю, по уровню исполнения стихотворных произведений. Отмечу большой ряд замечательных стихотворений, на мой вкус, были менее удачные, часть – совсем слабые, типа девичьих альбомных. Широкий диапазон жанровых вариаций: гражданско-патриотические, философские, чисто религиозные, ну и, естественно, любовные, пейзажные. Стихи написаны в большом диапазоне: от саркастической манеры до нежно-воздушной лиричности. Работы участников мной оценивались по следующей шкале, принятой в номинации. Приведен максимальный балл: 1. Тема (оригинальность, актуальность) .......................10 2. Глубина раскрытия заявленной темы (логическая связность, четкость сюжетной линии)...........................................................................10 3. Качество стиля (рифмы, ритмы, образность, формы, др.поэтические приемы)..................................10 4. Эмоциональное воздействие (неожиднность, свежесть стихов, мелодичность, экспрессивность, негатив-позитив и прочие эмоции,если есть)..............10 5. Грамотность...................................................................5 Итого..............................................................................45 Я привожу под каждым названием линейку оценок, соответствующих списку из пяти упомянутых выше аспектов. Некоторым весьма и весьма слабым, на мой взгляд, стихотворениям выставлен так называемый «единый ноль». Здесь публикуется первая часть Индивидуального обзора (всего будет 5 частей – такими группами я представила оценки, а также комменты на произведения, в форуме жюри в качестве Рабочих обзоров). Буду их немного «причёсывать» и по очереди выставлять на обозрение. ------------------------------------------------------------------- Колокольный звон Автор: Людмила Калугина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296949&pid=187&nom_id=499 6 7 5 5 2 Не слишком ново. Немного поверхностно, нет особого вклада в подобную лирику. «Жил ты, как и что бы ты не делал Надо верить, помнить и любить! » - что в первой строчке – загадка. «Звон, он приглашает в небеса, Посмотреть и о душе подумать» - запятая после «небеса» не просто не нужна – она ломает смысл. «Звон и сердце верит в чудеса И от сердца отступает сумрак» - а здесь тире бы после «звон», иначе бессмыслица. Весьма бедна лексика. Повсеместно слабые рифмы. Спроси меня - кто я такой? Автор: Валерий Панфилов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298186&pid=187&nom_id=499 9 8 7 6 4 Интересная идея. Есть очень веские, очень напряженные, глубокие образы. Что же помешало этому стихо оставить более глубокий след у меня в памяти, сильно всколыхнуть душу? Думаю, некоторая однотонность исполнения: одна и та же строка в начале всех катренов, сначала прекрасно воспринимаемая, но уже через некоторое время ставшая навязчивой, навязывающейся. Вызвавшая желание поскорей посмотреть конец: уж не бесконечен ли этот «Паниковский», хватающий за полы пиджака, чтобы задержать внимание:). Не очень хорош неожиданный, неоправданный сбой ритма: «Спроси меня – кто я такой? Я тень за собственной спиной. Я ненаписанная повесть, Я не проснувшаяся совесть» - хотя везде рисунок ММММ. Хребет Гуннерус Автор: Израиль Рубинштейн http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=273582&pid=187&nom_id=499 9 9 8 8 4 Темповое стихотворение. Создаётся даже ощущение холода. Хороши подводные пейзажи. Аллюзия на шиллеровскую балладу. Неизбитая тематика и лексика – приятно и познавательно читать. Отсюда и отличные рифмы: «звёзд – зюйд-ост, акафист – батискафе, стыни – латыни и др.» Прослеживается интонационная ритмика: «Мы погружаемся в стылый покой, В отблески рыб-привидений... Бездна молчит и дышит тоской, Холодом, забвеньем...» Последнюю строку здесь неплохо бы разделить на две: показать паузу. Есть ещё подобные места. «Только электромоторы поют..» – напомнило из Высоцкого: «А кажется - стабилизатор поет: "Мир вашему дому!" …»:) Следы Автор: Светлана Моисеева http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296045&pid=187&nom_id=499 9 9 8 7 5 Как необычно: образ возлюбленного героини создаётся, в основном, на основе описания его следов: «Почему, чуть помедлив, следы повернули назад? » И название всего стихотворения: «Следы». Вот ещё «след» : «Что он сделал со мной, заклеймив дикой болью предплечье». Тоже неплохо. И это: «Кем он был для меня? И которым из ста наказаний Пригвоздить мне его? Не к столбу, а к следам на земле!» Но это несколько грубо сколоченный образ: «И забыв про тропу, что на сердце моём протоптал? » А вот уж это совсем не к месту: «Точно пепел Клааса, …» Как правило, эти слова употребляются как память о погибших в борьбе и как призыв возмездия врагу. Очень удачным эпиграфом взяты прекрасные слова Анны Ахматовой «Был он ревнивым, тревожным и нежным...». Пчела Автор: Никита Брагин http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298192&pid=187&nom_id=499 8 7 8 6 5 Примечательно точное попадание темы стихотворения в название конкурса. Не связалось: «Но взор мечтателя поверх голов Летит за мной, и на пути к разгадке Искать мой мёд по-прежнему готов!» Какой-то очень деятельный мечтатель. Мечтатели более созерцательны, мне кажется. А тут почти преследование. Если пчела это образ поэта, то уж, скорее, не мечтатель, а преданный читатель готов искать «мёд» -- стихи автора-пчёлки. Не связалось: «Среди простора солнечного луга» и «Где в небе тесно и луне-облатке.. .» - Облатка кругла – полнолуние, значит. Так день ли, ночь ли? Очень хороша строка: «Надрывный голос душных городов» Подруга Автор: Валик Владимир http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298202&pid=187&nom_id=499 0 Очень слабо: содержание, рифмы, ритмы. Лексика слишком уж бедна. Не впечатлило, простите, автор. О, Женщина! Автор: Бекет Карашин http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298217&pid=187&nom_id=499 0 Не очень удачно: «Пришла весна, она красна, красивы женщины весной. Проснулся зимний наш покой, а андроген лишает сна». Перескоки с одного рисунка ритма и рифмовки на другой. Не впечатлило, простите, автор. Колосья спелой ржи Автор: Яков Ерманок http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=40237&pid=187&nom_id=499 4 5 4 4 3 Слишком общо сказано, да и стандартно: «Родимые края, вы снова мне приснились - И речка, и поля и небо в облаках». «Покинул отчий дом, поднявшись на крыло. Родимые края, простите, что не к спеху» Странная: немного картина: «Где солнце над стрехой который день восходит, А я все жду, когда оно зайдет в мой дом». «Я зайчик на полу в ладошки собираю», - неверный падеж. Ветер и волны Автор: Борис Поляков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=263199&pid=187&nom_id=499 6 6 5 5 5 Представлен «закольцованный трио-сонет». Всё же прочитываю это примечание как «закольцованное трио сонетов». Высокий слог, достаточно высокий. В то же время, есть ряд избитостей: «сердце пыл угас, ветерок сомнений, печаль утрат» и др. Не понятно, почему факт сравнивается с судьбой «Сражённый этим фактом, как судьбой». Есть достаточно чёткие и необычные образы: « Я в сотый раз смолкаю пред тобой, И только сердце в чудо слепо верит И бьётся, бьётся, бьётся, как прибой, О твой спокойный, твой высокий берег. .....здесь «она» сравнивается с берегом Как можешь ты, чей мир привольем полн, Безропотно существовать в неволе?.............. Как смеешь не расслышать в гуле волн........ резко так: «как смеешь ты...» Мой зов, мой крик смятения и боли? Довольно же! - теперь хочу, чтоб ты Ушла, как остров в пелену тумана,............. сравнение уже с островом Пусть волны, ослепительно пусты, Покатят вспять, в просторы океана», Не слишком подходят для столь романтических излияний результаты подсчётов (при всей их формальной условности, они строго здесь определены): «Будь это в первый или в сотый раз, » «Я в сотый раз смолкаю пред тобой», «Зачем же я опять, в сто первый раз». Есть отличные рифмы: «утрат – по утрам, верит - берег». Есть неинтересные: «напрасно -- прекрасна, судьбой – тобой, ветер – на свете». Есть и «полн - волн». Всплыло: «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн»:) За что же мне любить тебя Россия? Автор: Александр Мецгер http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298253&pid=187&nom_id=499 6 5 5 5 4 Всё правильно, только многовато общих слов. «За беспредел живущих олигархов, Что быдлом называют свой народ? А может быть за наших патриархов, Елеем, нам, заклеивавшим рот?» Об олигархах сказано в настоящем времени. О патриархах – в прошедшем. Показалось, что просто так продиктовал ритм, а не логика стиха. (Позволю себе сказать, что насколько стихотворение Александра тривиально, настолько его рассказ в номинации ПРОЗА произвёл на меня огромное впечатление своей оригинальностью. Я об этом напишу, Александр). ЛЕГЕНДА Автор: РОМАН АЛИЕВ http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298271&pid=187&nom_id=499 0 «И джин оттуда сне в зашёл» -?? (снизошёл?) Очень слабо. Простите, автор. СУДЬБА-А... Автор: Владимир Шестаков 03 http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=212423&pid=187&nom_id=499 5 5 5 5 5 Впечатление, что первоисточник самопародии много интересней, чем самопародия – и это при восьми строках пародии на четыре строки источника. Из чего следует, что ЛГ: «Поиграл с судьбой изрядно в прятки»? Почему «Все искал нездешний идеал...» - нашёл ведь, похоже, если уже хотел укатить с мулаткой. Рождественский вертеп Автор: Наринэ Карапетян http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=276934&pid=187&nom_id=499 8 8 9 5 5 Отличный стихотворный слог, замечательно написано. Очень хорошо: «Прозрачная синеет мгла, И вертикалью колокольни Мир дольний устремился в горний, И снеговая тьма легла На городской район окольный». Показалось странным утверждение: «Для чуда не нужны слова, Оно в кружении снежинок Являет неопровержимо: Христова истина жива И с Богом связь нерасторжима»........... почему «кружение снежинок являет» и т.д.? Здесь не поняла: «Но как бы вьюга ни мела, Не одолеют ее рати......................................... не понятно, кого «её» (выше ничего ....................................подходящего нет – не вьюгу же) Вертеп – обитель Благодати, Земля который принесла Чтобы родился в нем Создатель» Странно, почему это Земля (или земля?) принесла вертеп? Ну, и насколько понимаю, Создатель никак не мог родиться в вертепе, ибо Создатель это всё же Бог-отец. А родился сын божий. Желтел акациевый май Автор: Виктор Курильчук http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294284&pid=187&nom_id=499 7 7 8 8 5 Славная жужжалка, шуршалка, шипелка – звукопись очень хороша. Но всего-то 12 строчек. Очень мило, но мало:) Виденье царственного лика... Автор: Татьяна Данилова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295563&pid=187&nom_id=499 5 5 5 4 5 Чёткая ритмика. Рифмы, правда, зачастую беспомощны. Смысловое содержание нечётко. «Теперь в тумане предрассветном, Меж туч, наполненных дождем, Благою вестью дышит небо, Страх канул в лету миражом». Ну, например, страх Божий никак не должен исчезнуть. «Людей без вражеских доспехов, Друзей объятьями встречать,- Отныне чистая утеха,- С любовью думать и внимать». Автор, вероятно, хотел сказать о добросердечии к людям вообще, но выражено весьма коряво. Да и друзья здесь причём? Не поняла, увы: «Шедевр не помнящей свободы Вложил Ты…» Выгуливать кота Автор: Наталья Колмогорова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298309&pid=187&nom_id=499 8 8 9 9 5 В небольшом стихотворении несколькими штрихами создан образ «дамы в преклонном возрасте». Интересная характеристика: «[i]не умеет стареть». За этим кроется то, о чем дальше сказано: «не взрослеет душа». Автор нигде не скатывается:) на обычные, давно принятые образы. Тонко, грустно, неброско, как будто, но меня тронуло: «ей очень неловко стареть рядом с любимым котом». Прошу простить меня за такой комплимент – редко встретишь в стихах знак «;», а он здесь так к месту: «Дама в преклонном возрасте выгуливает кота; ветшает…» Очень понравилось! СЕМЬСОТ СТИХОВ ТОМУ НАЗАД Автор: Вера Соколова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297098&pid=187&nom_id=499 8 8 7 8 5 Очевидная находка: «Семьсот стихов тому назад - …» Своеобразный отсчёт времени для поэта. Если правильно поняла, то речь, в том числе, идёт и о молодости ЛГ. Но тогда не понятен образ про честность:) зеркал, сам по себе, очень красивый: «ещё в двадцатом веке, когда не лгали зеркала и не тянулась ночь». Тогда им и не нужно было «лгать», отражая молодую ЛГ. Интересно описание постепенного окончания романтики отношений – «листопад» (осеннее увядание, причем, активное) и «волшебные истории»: «Но не вернуться в листопад волшебных тех историй» - только грубовато, смазано: «тех историй». Кораблик Автор: Вера Быстрова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297289&pid=187&nom_id=499 6 6 6 5 5 Почему «пустая ворожба» об «удачной судьбе», если дальше обозначены, в общем-то, довольно успешные жизненные моменты – не тишь да гладь, но и трагедий не было. «Много видел искристого света И нависших темнеющих туч. Впереди еще много простора:… » Интересно сказано: «Почему не корабль, а кораблик Пущен был по течению реки?» Есть не совсем оригинальные образы: «широкий простор, искристый свет, темнеющие тучи» Да и сравнение жизни с широкой рекой не ново. Исполнение не на высоте, простите. SORRY Автор: Ирина Горбань http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295347&pid=187&nom_id=499 8 8 8 8 4 Не совсем правомерен знак «?» в конце второй строки – искажает смысл: «Легко ли ветру в чистом поле? Легко ли тучам? Признать, что не подвластны воле, Что правит случай». Кому отдать: «И беды все отдать на откуп, Пожалуй, стОит» - если случаю, то не совсем чётко это прописано. Очень правильно и оптимистично: «И снова я противоречу В неравной схватке. Пусть бой с судьбою будет вечен, Победа – сладкой». «Кому легко лежать в грязищи» - «Е», Хорошее стихотворение, но автору стоило бы отнестись чуть строже к тексту. О, сколько строк написано России! Автор: Хабарова Юлия http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297619&pid=187&nom_id=499 6 4 3 3 5 Выспренне. Стиль, рифмы вообще, тем более, в большинстве своём, глагольные, не впечатлили совсем. Работайте над стихами, Юлия, и они начнут получаться у Вас. речка Белокуриха Автор: Зоя Соснина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=243484&pid=187&nom_id=499 7 6 7 6 5 Странно, для чего задан вопрос: «И как же, скажи, называть мне тебя?», если на него в стихотворении автор так и не даёт ответа. Этот риторический вопрос так и повис. Обычно, при использовании такого приёма в поэзии, сам автор, его ЛГ, даёт ответ на поставленный им же вопрос. Если, конечно, это не обращение к эпохе, не воззвание ко многим её представителям. Про «разорванную кем-то страну» - здесь, в чисто пейзажной зарисовке, несколько чужеродно. Исполнено неплохо. Создаётся впечатление, что автор не столько описывает реалии, сколько предполагает, что может быть с этой речкой. Довольно гладко и приятно написано. Вопросы Автор: Алексей Алексеев http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298543&pid=187&nom_id=499 9 7 7 8 5 Прекрасные образы в попытке нарисовать ось времени. Что ж, автор вправе не соглашаться с общепринятым в математике изображением временной оси. Хорошо ещё, что ему не пришло в голову задавать вопросы и про «снизу вверх или сверху вниз»:). Мне совсем не хотелось бы думать, что несколько не связанные между собой вопросы, обращённые, вероятно, к читателю, закончились лишь потому, что иссякли рифмы к наречию «направо (вправо)»:). А. Владимиров. Асуры и Дэвы. Приведу некоторые сведения-пояснения из индийского эпоса: «Если Пандавы по "небесной" родословной и в своих действиях ассоциируются с ботами-дэвами, то Кауравы — с демонами-асурами». И это: «Поскольку эволюционные круги входят как в более широкие круги, так и сами образуют более мелкие, то соотношение Асуров и Дэвов постоянно изменяется, и эта борьба, или противоположение Асуров и Дэвов, питающее всю жизнь, пульсирует бесконечно, меняя лишь формы». http://www.plam.ru/ezoter/asury_i_dyevy/p1.php Так о чём же тогда так беспокоится автор: «Кто там на очереди, потомки, Семя пандавов и кауравов?» КОГДА РОЖДАЮТЬСЯ СТИХИ Автор: Пётр Грановский http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298544&pid=187&nom_id=499 6 5 4 4 3 «Когда ты счастлив и здоров, успешен, полон оптимизма, Тебе, мой друг, - не до стихов, не до душевных катаклизмов». Так как катаклизм это катастрофа, то, думаю, ни при каких условиях человеку не до него:) Орфоошибка уже в названии. И ещё есть. Выспренне. Общие фразы. Если горе и тоска у ЛГ, похоже, что это его обидели, а не он кого-то, то о каком «раскаянии» он говорит, чью ложь собирается хоронить и как? Я вернусь Автор: Надежда Николаевна Сергеева http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297853&pid=187&nom_id=499 6 6 6 5 4 Я могу и ошибаться, но если «дом на улице Заречной», то всё же хоть какой-никакой забор у дома, а не плетень. Если «Храню в душе я эту благодать - » (кого? что?), то все перечисления дальше должны идти в винительном падеже. Но здесь, наряду с правильным, например: «И еле слышные раскаты грома» и эта строчка «И в роднике звенящая вода» - воду бы. Много-много общих, типичных для описания деревни, фраз: «И запах трав, и дух печной из дома, И на заре веселый птичий гомон», Что всё-таки унесли птицы «за окоём». Ну, а рифмовать «дорога и ей-богу» (иногда просто «бога») – совсем уж скучно должно быть:). Топор Автор: Андрей Ишков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=197082&pid=187&nom_id=499 0 «С чего начать, чтоб было не зазорно, Чтоб в дела суть, меня поняв, ты вник. Я не молю, но попрошу покорно, Поставить мне не бюст, а памятник». Ну, и дальше не очень. Хорошую идею, увы, автору изложить не удалось. Ода самому дорогому человеку Автор: Матюша Марина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298561&pid=187&nom_id=499 0 «Чтоб крепко обнимал вночи, Не говорил: "Чё ты кричишь?", Чтобы спокойной была я, Как никогда» Очень-очень слабо, увы. Нам некуда спешить... Автор: Сергей Кофанов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=282301&pid=187&nom_id=499 7 7 7 6 4 Стихотворение романс. Надрывно. Но, в целом, неплохо. Наверняка, этому стихотворению найдутся благодарные читатели-почитатели. Немного странный призыв к любимой девушке: «И не пылить в глаза, и не пылить в глаза....» Ещё один странный образ: «Нам снова дарит ночь, которая бесцветна, Палитры черный цвет, который есть шаг вниз...» Слегка грубовато про «щит и латы», но своеобразно: «Жасмин вновь догорит, оставив ароматом, Все те мои люблю и нежных слов ответ, Которые тебе для сердца щит и латы, А для меня сейчас расплаты алый след...» Романтично. Лирично. Ну, почему так жизнь... Автор: Николай Вуколов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=266585&pid=187&nom_id=499 5 4 4 4 4 Лиргерой искренен в своём признании: «Я часто шел не той дорогой, Ошибок много совершил, Молить осталось только Бога – За те грехи, что нагрешил…» Всё на месте: «Бога-дорога» есть:), значит, стихо про жизнь (жисть-жестянку – Г.П.) Но в художественном смысле нет нового, почти всё, как уже было в других подобных стихах. Не обижайтесь, автор. Пробиралась весна между спящих ветвей Автор: Протоиерей Василий Мазур http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=261309&pid=187&nom_id=499 5 4 4 4 4 Конечно, воля автора, но почему дано именно такое название стихотворению, если всё дальше идёт сплошь благодарение Богу «за всё». Вот типичный катрен: «Слава Богу за все. За хороших друзей, За врагов, налетающих, как воронье, За улыбки счастливые наших детей, За болезни и скорбь. Слава Богу за все». Очень сбивают разные схемы рифмовки в разных катренах: то МЖМЖ, то ММММ Незнакомому поэту Автор: Андрей Земсков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298720&pid=187&nom_id=499 9 6 7 7 5 Есть своеобразие: «Нас вырубают из жизни, а мы не успели Важное дело доделать, услышать друг друга. Время не ждёт, по проспектам беснуется вьюга, Спит под застрехой грядущее время капели. Нас высекают из камня, как будто мы – искры, И отливают в металле, как будто мы – пули. Всем говорили мы правду, себя – обманули... Встречи стремительны были, прощанья – небыстры». В этих двух катренах «лишние» или притянутые строки 3 и 4. А так бы очень даже хорошо. И катрены 3 и 4 (мистика цифр:)) – немного лишние. Особенно, если учесть название – почти послание: «Незнакомому поэту». Потенциал у автора есть. Большой. Мой корабль Автор: Филиппова Ольга http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298881&pid=187&nom_id=499 7 5 5 4 4 Наличие этих строчек (всего 2 катрена в этом стихотворении): «На палубе я так неистово каюсь, Что даже колени у мачты прогнулись» Относят его, скорее, к юмористическому жанру, нежели к заявленному «философская и религиозная лирика». Почему ветры должны кого-то (чего-то) бояться, неведомо: «А ветры шальные, не ведая страха, Врываются в душу, ломая преграды». И что же преграждает им путь? «Невзирая» пишется так. Маме Автор: Марина Соколова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287959&pid=187&nom_id=499 9 6 4 4 4 Пожалуй, только последняя строфа неплоха: «Ты видишь? Мышка прошмыгнула, И птичка глазками моргнула – Везде живое торжествует. И мне пора. Ты не зови меня оттуда, Ведь жизнь – таинственное чудо… Иль впрямь – жестокая, как роды, Своя игра?.» В этом горестном стихотворении ряд строк – уж простите – вызывают просто недоумение и подозрение: уж не насмешничает ли автор над читателем? «А бор стоит, как царь спесивый, Торжественный и молчаливый, А в нём лежит родное тело – Надолго ли?» «Я через силу процветаю, Люблю, улыбчиво страдаю». «Тебе ограду подарила И памятник соорудила». И рифмовать такое количество глаголов… Быт: 11.4-8 Автор: Валентин Алексеев http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=193559&pid=187&nom_id=499 8 8 8 6 5 Человеческое и божественное – их взаимодействие, – так я определила для себя основную мысль этого вполне религиозного стихотворения. РПЦ так приводит Бытие, главу 11, параграфы 4-8 http://calendar.rop.ru/bibliya1/01gen11.html 11.4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 11.5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 11.6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 11.7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 11.8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. ............................................ Спасибо автору – названием стихотворения он обозначил источник темы. Мне кажется, что в более правильной нотации название стихотворения могло быть записано как «Быт. 11: 4-8» Выражение "через тернии к звездам" – общеизвестно: образное преодоление преград при движении к высокой цели. Но здесь «по звездным терниям». То есть впечатление, что не обрёл за муки свои Христос успокоения там…, ну, где он сейчас находится. Опять ему испытания уготованы – то есть препятствиями звёзды (в прямом ли, в переносном ли смысле) лучами своими, как колючками, цепляют. Далее, через запятую следует «по россыпи словесных рос» (но это не уточняющий оборот к «звёздным терниям» - они сами по себе). Итак, второе препятствие, причиняющее страдание – эти самые словесные россыпи, иначе говоря, разные языки, на которых говорят люди после того, как их рассеяли по свету. Не очень представились, правда, «росы» над ЛГ. Может быть, росы – это россыпи? Как и россыпи звёзд. Но здесь уже «россыпи ... рос». «зову я встречного по Имени, -» – имя с заглавной, значит, похоже, ЛГ обращается к Спасителю (да святится имя Твое). Нет. Нет ему ответа. Но ожидался? И хотя бредёт в «обетованные края» – так написано – один ЛГ: «И прозревая выси горние, в грязи и муках бытия бреду чрез заросли и корни я в обетованные края.», но «скорбя о нас, идет Христос» – формально, не очень связаны «я» и «нас (о нас)». Образ «тени мира предвечерние» – думаю, не о сумерках природно-погодных речь идёт, а о закате мира, жизни вообще, бытия как такового. Ну, что ж: раз всё в руках божьих – что тут скажешь. Примечание, не относящееся к комментариям. Я бы с удовольствием узнала, как толкуется эта временная последовательность – первичность сказанного и вторичность осуществлённого 11.4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 11.8 И рассеял их Господь... =============================================== Продолжение следует. |
| «Кто там на очереди, потомки, Семя пандавов и кауравов?» - автор не должен разъяснять, что он хотел сказать теми или иными строками. Будем считать, что это "темное место" - снижает уровень стихотворения. Кстати, "ты" - это обращение ЛГ к себе и себе подобным. |
| По вопросу обозревателя: понятия не имею. :) Думаю, строки не должны давать ответы на все вопросы. Они могут и просто побуждать читателя ставить вопросы (не обязательно впрямую вытекающие из текста) и искать на них ответы самостоятельно. |
| О, Валентин, вот спасибо, что откликнулись. Вдруг меня заинтересовало, зачем понадобилось "Бытиеписцу (Бытиеписцам)" давать текст о том, что люди могли предвидеть деяние Создателя? Но ответа пока у меня нет. |
|
|