Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Лана Горбачевская 
Тема:Индивидуальный обзор произведений литературного конкурса "О прекрасном. Поэзия"Ответить
   Называя очередной литературный конкурс «О Прекрасном», организаторы, вне всякого сомнения, рассчитывали на то, чтобы предоставить авторам простор для творчества. Прекрасное – основная позитивная форма освоения бытия, связанная с такими важными понятиями, как гармония, совершенство, красота. Попытка творить в рамках этой категории накладывает целый ряд обязательств и, как ни странно, ограничений. Мало, очень мало просто раскрыть выбранную тему, необходимо представить её так, чтобы у читателя не было возможности усомниться в её отнесённости к прекрасному.
   
   
    Коль скоро я завела речь о тематическом разнообразии, с него и начну. Стихотворения, представленные на конкурс, были довольно разнообразны: тут и пейзажная, и духовная, и интимная лирика. Поэтов сайта интересует красота во многих своих проявлениях: природа, родина, духовная жизнь, искусство, любовь, куда же без неё. Среди всех этих стихотворений остро отозвалось во мне одно, внешне, казалось бы, не очень привлекающее внимание, «Семь жёлтых хризантем» Веры Соколовой. Должна повиниться перед автором в том, что поставила в качестве оценки 0 баллов. Это связано с тем, что я почувствовала в нём вовсе не прекрасное, а самую настоящую горечь, которая проявляется как в остром запахе хризантем, так и в неловкой попытке автора шутить над тем, что, по его мнению, вовсе не смешно. Как бы то ни было, стихотворение заслуживает того, чтобы сказать о нём несколько слов. То, как автор пытается доносить свою мысль, вызывает уважение: здесь избранный центральный образ чрезвычайно важен, ибо все в нём: цвет, запах, картинка – работает на авторский замысел. Вот тут браво! Хорош здесь и избранный шутливый тон, работающий прямо на противоположное восприятие. Даже вычурная французская фраза, как ни странно, тут к месту, ибо je vous aime beaucoup здесь показывает, что лирическая героиня произносит на французском то, что, в силу своего душевного состояния, не может сейчас озвучить на русском, предпочитая все свои эмоции прятать за шутливым тоном.
   
   
    Давая оценку содержательной стороне лирических произведений, хотелось бы сказать, что не всем поэтам удалось, на мой взгляд, раскрыть тему. Я согласна с тем, что и счастье, и любовь, пусть и несчастная, могут быть прекрасны, однако задача автора – показать, раскрыть суть подобной красоты. Классическим примером, на котором следовало бы поучиться и современным авторам, я бы назвала стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»:
   
   
   Среди других играющих детей
   Она напоминает лягушонка.
   Заправлена в трусы худая рубашонка,
   Колечки рыжеватые кудрей
   Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
   Черты лица остры и некрасивы.
   Двум мальчуганам, сверстникам её,
   Отцы купили по велосипеду.
   Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
   Гоняют по двору, забывши про неё,
   Она ж за ними бегает по следу.
   Чужая радость так же, как своя,
   Томит её и вон из сердца рвётся,
   И девочка ликует и смеётся,
   Охваченная счастьем бытия.
   
   Ни тени зависти, ни умысла худого
   Ещё не знает это существо.
   Ей всё на свете так безмерно ново,
   Так живо всё, что для иных мертво!
   И не хочу я думать, наблюдая,
   Что будет день, когда она, рыдая,
   Увидит с ужасом, что посреди подруг
   Она всего лишь бедная дурнушка!
   Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
   Сломать его едва ли можно вдруг!
   Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
   Который в глубине её горит,
   Всю боль свою один переболит
   И перетопит самый тяжкий камень!
   И пусть черты её нехороши
   И нечем ей прельстить воображенье,-
   Младенческая грация души
   Уже сквозит в любом её движенье.
   А если это так, то что есть красота
   И почему её обожествляют люди?
   Сосуд она, в котором пустота,
   Или огонь, мерцающий в сосуде?
   
   
   В ряде стихотворений, представленных на конкурс, речь шла не столько о Прекрасном, сколько о личном понимании счастья, угасании былой любви, обретении душевного и телесного здоровья. Разговор о неправильно расставленных акцентах кому-то может показаться мелочью, но Ключевский говорил: «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей».
   Не смогли, по моему мнению, должным образом раскрыть конкурсную тему следующие авторы: Татьяна Продайвода, Владимир Бобров, Ирина Грановская.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297728&pid=183&nom_id=492
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296857&pid=183&nom_id=492
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296491&pid=183&nom_id=492
   
    К сожалению, я не смогу остановиться подробно на каждом представленном на конкурс стихотворении, посему оставляю за собой право привести здесь рабочие заметки, которые, возможно, послужат отправной точкой для дальнейшего разговора.
   
   «В дворцах старинных на балах» Михаил Игоревич Петухов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=50397&pid=183&nom_id=492
   
   
   Такое впечатление, что автор слабо представляет себе предмет своего описания. Сразу должна заметить, на балу бывали не только офицеры, но и статские. Статские танцевали в бальных туфлях, специальных ботинках.
   Помнится, упрекая своего отца в скупости, А. С. Пушкин сокрушался, что вынужден донашивать его бальные туфли.
   Военным разрешалось являться на балы в сапогах, но без шпор. На эполеты дамы руки не клали, хоры песен не пели. Уже одно это лишает данное стихотворение достоверности. Как говаривал Станиславский: «Не верю». Прекрасное не бывает фальшивым.
    Позволю себе привлечь внимание читающей публики и к некоторым фразам из стихотворения Михаила Петухова.
   
   
   И сводят головы с ума их аксельбанты.
   Если мы говорим о фразеологизмах, то голову обычно кружат, а с ума сводят. В данном случае автор слил воедино две существующие в русском языке идиомы.
   Кружатся пары, и танцуют адъютанты.
   
   Грамматически неверно выстроенная фраза, так как создаётся впечатление, что адъютанты танцуют отдельно, не в парах.
   «Женщине» Михаил Бычков
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=277698&pid=183&nom_id=492
   В первом катрене автор обращается к женщине в единственном числе, а во втором читаем «пронзаете сердца мужчин» (нет грамматической связи между катренами, а она обязательно должна быть).
   А вообще, это какой-то поток сознания, где слилось все: нимфы, Эдем, испанские серенады…
   Очень много грамматических ошибок: «струилась вашим воплощеньем», «ее присутствием светлеет», «и это может получиться лишь нашей нежной к ним любовью»… Короче, «сумбур вместо музыки». В ритмическом отношении – сбои.
   
   
    Если говорить о наиболее удачных стихотворениях, в которых содержание получило достойное формальное выражение, то я бы выделила работы Элианы Долинной и Людмилы Клёновой.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=161970&pid=183&nom_id=492
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=177190&pid=183&nom_id=492
   «Под вечер» Элиана Долинная
   
   Автор заинтересовал тем, что обладает несомненной способностью видеть прекрасное в простых, обыденных вещах. Начало стихотворения отсылает к японской традиции, можно даже представить первые строки в форме танка:
   
   Листья щавеля (5)
    Тонкие, тянутся ввысь... (7)
   Созерцательная манера прекрасно поддержана таким приёмом, как использование рядов однородных членов:
   Как отведаю, вспомнится прошлая жизнь:
   кукованья минор, цвет сиреневый в мае,
   лягушачьи концерты – виденье, продлись! -
   и рыбалка с друзьями, и... мама живая.
   Конечное пятистишие звучит выводом, этого же впечатления автор прекрасно добивается за счёт использования особой системы рифмовки: а б ааб.
   Здесь явно ощущается наличие поэтического вкуса, чувство слова. Хорошо. Очень хорошо.
   
   «ОСЕНИ» Людмила Клёнова (Лютэль)
   Стихотворение построено на рефренах: повторении слова «имени» и фразы «Я люблю тебя так, словно ты меня Можешь тоже в ответ полюбить», закольцовывающей стихотворение. Ясно сразу, что пишет поэт, имеющий изрядный опыт, ибо хорошо продумана лирическая система образов, случайных тут нет. Строфическая организация стихотворения также очень интересна: восьмистишие, четверостишие, восьмистишие, намеренно переделанное в десятистишие, дабы создать коду. Но чего-то не хватает мне в этом стихотворении, и это что-то связано не с формой, а с содержанием, с тем, какое развитие получает лирический монолог.
   «Вдохновенно, в устремленье смелом» Кривонос Сергей
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=201673&pid=183&nom_id=492
   
   Очень хорошее стихотворение, но, на мой взгляд, чуть недоработанное. Тема розового коня (мечты) оказалась не раскрытой до конца.
   «Молитва» Владимир Колодкин
   
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=253354&pid=183&nom_id=492
   Очень искреннее, внутренне чистое стихотворение, что называется, без подвоха. И всё же свои 40 копеек вставлю. Святыня – предмет не просто любви, но и поклонения. Поклонение человеку в корне противоречит идее христианства ( «Не сотвори себе кумира»).
   
    Хотелось бы обратить внимание авторов на тот факт, что участие в конкурсе предполагает очень тщательный отбор текстов. На мой взгляд, участники не смогли отнестись критически к собственному творчеству. Количество произведений, содержащих различного рода ошибки, просто ужасает. Я не буду сейчас говорить об орфографических и пунктуационных ошибках, они напрямую не связаны с поэзией, хотя неверная пунктуационная оформленность может очень сильно повлиять на восприятие текста читателем.
   Поэтическая речь – речь осмысленная, выверенная и чистая. В этой связи особо хочется сказать о значении грамматики и такой вещи, как лексическая сочетаемость.
   
   
   «Земная муза» Татьяна Данилова
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297835&pid=183&nom_id=492
   Бессловесным шепотом стиха
   Времена пронзающего мира,
   
   Обратимся к значению слова «шёпот». Согласно словарю, шёпот – это либо тихая, приглушённая речь, либо слабый шум, шелест, журчание (метафорический перенос значения). Стих же – это ритмизованная речь. Как видно из анализа лексических значений, в данном случае поэтическая строка алогична. Кроме того, совершенно непонятно, кого или что пронзает мир.
   
   Когда юной порослью ландшафт
   Покрывался вдаль от вод прибрежных.
    Слово «покрывался» предполагает ответ на вопрос чем? (покрыться пеной, пятнами, платком тоже можно покрыться), но отнюдь не куда? Создаётся впечатление, что автор совершенно не знаком с законами грамматики и лексической сочетаемости.
   
   Наречие «симфонично» применительно к словосочетанию «сотворить стадо» также не укладывается у меня в голове. Симфония – это гармоничное созвучие. Симфоничное сотворение стада вызывает улыбку, ибо звуки, издаваемые им, скорее, несимфоничны.
   Здесь трудно давать оценку как содержанию, так и форме, ибо они тесно переплетены.
   Сам по себе замысел автора понятен, но его художественное воплощение оставляет желать лучшего.
   «Странносмазанный пейзаж» Вадим Соколов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297660&pid=183&nom_id=492
   Эдакий пейзаж в восточном стиле: иероглифы деревьев, искривлённый позвоночник бонсай.
   Странно, что автор прибегает к сравнению с картинами Утамаро Китагавы, который прославился, прежде всего, изображениями гейш.
   Чуть поодаль – вдалеке
   
   Вот бы разобраться, поодаль или вдалеке? Похоже, Вадим не чувствует особой разницы в значении этих двух наречий.
   Поодаль – это в некотором отдалении или в относительной близости. Вдалеке – это на значительном расстоянии.
   
   Облака там налегке
   Подымают вверх затворы,
   А это как? Налегке означает «без груза». А у автора облака поднимают какие-то затворы.
   Дуб – почти бонсай. Это означает «недобонсай», наполовину бонсай? С трудом могу себе это представить.
   Грустно, что автор использует набор «красивостей» абсолютно без всякого смысла. Японская эстетика этого не заслуживает. Я бы сказала, что разговора о прекрасном не получилось.
   « Заря - поет!» Еготинцев Павел Иосифович
   
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297211&pid=183&nom_id=492
   Ритмика стихотворения, а также образный строй напоминают детский стишок. Проблемы в грамматике:
    Да затейливым куплетом
   Лученосно напевала!
   Напевать можно куплет, но ни в коем случае не куплетом. Наречие поставило в тупик: лученосно петь ( такое возможно?) А так довольно мило.
   
   «За сказкой» Галина Куткова
   
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297180&pid=183&nom_id=492
   Стихотворение теме соответствует. В целом серьёзных огрехов в ритмике, рифме я не увидела, однако следует отметить ошибки грамматические и синтаксические.
   И растоплю пейзаж в своей любви
   Тут либо растоплю ( чем?) любовью, либо утоплю ( в чём?) в любви
   Смысл второго катрена просматривается не сразу. На мой взгляд, прослеживается явное противоречие: автор сначала описывает красоту заката, неба, вероятно, в один конкретный день, а потом вдруг упоминает о нескольких днях, в которых «и устье, и исток». Алогично.
   Струится золотом и гасит свет,
   Как апельсин висит на тонкой нитке
   В прощально - замирающей улыбке
   И, уходя, последний шлёт привет.
   В предложении отсутствует подлежащее, либо, если это «свет», оно подобрано неверно. Что там висит, как апельсин? Что уходит и дарит свет? Рассогласованность образных средств, синтаксических построений полная. В последнем катрене также ошибки, но, думаю, и предыдущих достаточно. Набор красивостей с потерей смысла.
   «Я тебя сберегу...» Константин Еланцев
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=281398&pid=183&nom_id=492
   
   Грамматически неверная форма слова «сглаз» (не имеет множественного числа). Словосочетание «отчаянный мир» вызывает у меня целый ряд вопросов. Дело в том, что это прилагательное имеет значение «выражающий отчаяние» или «не знающий страха, способный на рискованный поступок». И то и другое не вполне вяжется с существительным «мир». Также вызывает вопросы инверсия в последней строке, ибо фраза подразумевает двоякое толкование: феникс ли встал вновь, или пепелище вновь погасло. Слово «встаю» означает «принять стоячее положение». Фениксы обычно восстают. Здесь ошибка, скорее, стилистического свойства.
   
   
   «Снег» Ульяна Яворская
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296130&pid=183&nom_id=492
   А наутро пошел вдруг снег.
   Тихий-тихий, как сон ребенка.
   Ты сопел чуть слышно во сне
   И струилась прожилка тонко
   Ручейком на твоем виске.
   В доме жарко и пахло печкой.
   Автор неумело обращается с категорией времени: сначала всё в прошедшем, как воспоминание, а потом вдруг «в доме жарко» - настоящее.
   «Зима-лето» (стих-двойник) Александр Граков (Лекса)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=282593&pid=183&nom_id=492
   Карат – мера веса. Как лучик может быть каратом? Не любитель я и подобных экспериментов над стихом, не оценила. Возможно, кто-то другой оценит.
   Автор использует сравнение озарения с бумажным самолётом, употребляя глагол «плеснёт» (произвести плеск). Весьма странная ассоциация.
   
   Что может быть прекрасней и народней
   Исполненная суть подобных фраз…
   Нарушены законы грамматики: народней (чего?) сути. Или же исполненная (чего?) сути.
   «Северный городок» Владимир Шишков
   
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294181&pid=183&nom_id=492
   Понятно, что это песенный текст, явно рассчитанный на исполнение под гитару.
   В Арктике снежной кусочек России
   В сердце застрял навсегда?-
   Грамматически неправильно. Либо «Арктики снежной кусочек в сердце застрял навсегда», либо «Этот кусочек России в сердце застрял навсегда».
   Попробую пояснить: кусочек застрял где? В Арктике? В сердце? Если «в Арктике» - это определение, то следует убрать предлог «в». Концовка с гнёздами мне непонятна: какие гнёзда и кто будет вить? Дом? Далее опять грамматическая нестыковка: черпают в доме или в гнезде?
   
    Характеризуя различного рода ошибки, следует особо остановиться на такой ошибке, как избыточность. Избыточность может проявляться как на уровне образности, так на уровне, например, синтаксиса. Проиллюстрирую свои слова несколькими примерами.
   
   «Земная муза» Татьяна Данилова
   
   Стихотворение обращает на себя внимание огромным количеством «красивостей»: тут тебе и оксюморон ( «тишиной воспетая»), и огромное количество эпитетов, и инверсия, и параллелизм в первом катрене. Если автор думает, что обилие сосредоточенных на пространстве одного четверостишия приёмов поэтической выразительности – залог успеха, он сильно ошибается. Это только затуманивает смысл, создаёт ощущение сумбурности.
   Тишиной воспетая земля
   Отражает эхо древней лиры-
   Бессловесным шепотом стиха
   Времена пронзающего мира,
   
   Когда юной порослью ландшафт
   Покрывался вдаль от вод прибрежных.
   Выползавшим первым тварям рад
   Был служить укрытьем праздник нежных
   
   Крон, не знавших стука топора,
   Расцветавших буйно, беспреградно.
   Наслаждалась музыкой земля,
   Первозвучье встретив благодарно.
   
   Не рожден был пишущий поэт,
   Из любви стихи слагала муза,
   Кропотливо сочинив дуэт
   Каждой паре в древних чащах шумных.
   
   Симфонично стадо сотворив,
   Напевала оды одиноким,
   Под луной тоскующим в ночи,
   Утешала малых и убогих.
   
   И сегодня отзвуком струны
   Человеку в сердце проникает
   С первозданной нотой тишины
   Поэтично истина земная.
   
   
   
   «РАДУГА» Владимир Голубчиков
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295647&pid=183&nom_id=492
   
   Сколько бы раз не пришлось в Жизни встретить,
   На небе увидеть в буйстве цветения,
   Яркую радугу, - люди, как дети,
   Не в силах сдержать свои ощущения
   От Чуда, что Души, волнуя и радуя,
   Другим показать заставляет: "Там - радуга!"
   
   Обращает на себя внимание избыточный синтаксис: первая строфа перенасыщена различными осложняющими элементами ( однородные члены, сравнительный оборот, обособленное обстоятельство, прямая речь, сложноподчинённое предложение). Это создаёт неоправданные сложности в восприятии теста.
   Обилие физических терминов в этом и без того усложнённом автором стихотворении не добавляет ему прелести. Мы говорим о Прекрасном, о лирике, здесь царствует красота и гармония. Автор же использует следующие слова, разрушающие, на мой взгляд, лиричность: преломление лучей, фокус, спектр. Употребление таких слов в стихотворении требует от автора настоящего мастерства. Чуда не случилось: наукообразие задушило его в самом зародыше. И не спасёт это чудо обилие восклицаний.
   Должна сказать, что бывает очень обидно за автора, когда он собственноручно разрушает мир, пространство своего стихотворения. К сожалению, подобный казус произошёл со стихотворением Ивана Габова «Хрустальной осени пора»
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=266158&pid=183&nom_id=492
   
   Хорошая пейзажная зарисовка. Всё зримо и осязаемо. В который раз хочется сказать о стилистическом контексте. За счёт определённых слов «опальный», «сусальный», «спальной» создаётся ощущение, что прорисованное принадлежит другому времени. И в этом есть своя магия. Однако слово «популярно» в конце стихотворения эту магию разрушает бесцеремонным вторжением настоящего. Мне, как читателю, очень жаль потерянного состояния.
   Кроме того, здесь есть алогизм. Автор описывает то, что происходит внутри дома, описывает в деталях и подробностях, а затем вдруг в последних строчках мы читаем про конюха и понимаем, что произошёл выброс вовне. Та бесцеремонность, c которой автор разрушает им же самим созданную атмосферу, заставляет задать вопрос: «Зачем?» Думаю, он и сам не знает. Жаль…
   Далее попробую очень коротко охарактеризовать оставшиеся стихотворения, поскольку обзор затягивается.
   «ПИСЬМО МАМЕ» Марина Соколова
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293932&pid=183&nom_id=492
   Это стихотворение очень ярко иллюстрирует необходимость точности поэтического выражения. Наиболее ярким в этом отношении примером является последний катрен:
   Часто в воду окунала
   Я заплаканные глазки
   И, срастаясь, оживала,
   Как в волшебной детской сказке.
   Автор представлял себе, как звучат образы в едином контексте? Думаю, нет. Это что же за «расчленёнка» такая? Очень неумелая попытка соединить рассказ о походе с русской фольклорной традицией. Если выдерживать фольклорную стилистику до конца, необходимо было бы убрать слова, принадлежащие к другой стилистической группе (келья ). Более того, здесь смешение происходит даже на уровне разных жанров: народная песня и сказка. Сказочный элемент появляется только в конце и связан с образом живой / мёртвой воды, но появляется, вырастает он из ниоткуда, от этого очень противоестественными­ выглядят образы, они не вписываются в единый стилистический контекст.
   Ритмический сбой во второй строке первого катрена (был хорей со строгой фиксацией ударного слога, а потом ритмика распадается - --- -- )
   
   Вижу в этих катренах явное противоречие:
   В ярко красном сарафане,
   Нежнолица и пригожа,
   Расцвела я на поляне,
   На большой цветок похожа.
   
   Сколько пчёлам и стрекозам
   Надо мною не кружиться –
   Не ожить на ткани розам,
   И бутонам не раскрыться.
   Если героиня сама говорит о том, что расцвела, то зачем тогда нужно четверостишие о сарафане? Но настроение есть, передано.
   «ОТЕЧЕСТВО» Сергей Гамаюнов (Черкесский)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=236860&pid=183&nom_id=492
   
   В целом стихотворение неплохое, в нём нет надоевшей уже лубочности.
   Слово «Батя», написанное с большой буквы заставляет предполагать, что речь не идёт о родном отце, это, скорее, прозвище. Не стоило этого делать.
   Подкупает использование автором народной лексики, использование со знанием дела, а не пустое подражание. Все слова: «рубака», «однова», «вечор», «знамо» и т.д. – очень органичны и создают соответствующий контекст и настроение. Слово «валко» покорило: одно из тех слов, про которые современный русский язык постепенно забывает, на мой взгляд, в ущерб самому себе, ибо нет равным этим словам по выразительности. Несколько покоробило слово «вечор», употреблённое в качестве существительного: «А вечор далече». Дело в том, что слово «вечор» - наречие, означает оно «вчера вечером». На это бы автору следовало обратить внимание. «Щиколки» - это щиколотки, лодыжки? В конечном итоге нашла это слово в одном из словарей с пометой «устаревшее».
    Хотелось бы также обратить внимание автора ещё на одну особенность этого стихотворения. Она связана с употреблением в тексте местоимения «мы».
    В самом начале стихотворения автор пишет о своём отце, вспоминает его. Далее следуют строки:
   
    Сколь дорог вдвоём прошли
    Мы по щиколки в пыли?
   
    "Мы" подразумевает отца и сына, шедших вместе по жизни. Далее же местоимение "мы" приобретает более абстрактный характер, не подразумевает отца и сына. Подкрепляется это и следующими строчками:
   
    Мы от гнезд оторвались,
    Ран, да шишек набрались...
   
    "Мы" - это уже поколение автора. Как видно из сопоставления, данное местоимение несёт разную семантическую нагрузку. Так просто пренебрегать законами грамматики нельзя. По этой причине я и снизила оценку до 8.
   «Витражи» Ляховецкий Аркадий
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=265714&pid=183&nom_id=492
   
   Должна сказать, что в этом стихотворении много того, за что автора следует похвалить. Во-первых, в стихотворении прекрасно передано впечатление, настроение, которое тотчас же передаётся читателю. В этом смысле Аркадий знает предмет описания и довольно умело подбирает краски, создавая своё живописное полотно. Во-вторых, хочется похвалить автора за весьма редкий приём внутреннего хиазма(крестообразно­го­ расположения синтаксических конструкций): « Крест и меч, и снова, меч и крест». Не уверена, что Аркадий сделал это намеренно, но от этого ценность приёма не становится меньше.
   Из «минусов», безусловно, следует отметить проблемы с ударением: блАговест, атлАс, нарочИтой. Далее следует отметить стилистические нестыковки: книжный, возвышенный стиль едва ли уживётся с жаргонным «по гражданке» или разговорным «зажечь» толпу. Подвела автора и грамматика.
   Аве, Вам, «причисленные к лику»,
   Разменявшим,с лишком, семь веков!
   
   
    Понятно, что второй причастный оборот относится к местоимению, однако наличие перед ним другого причастного оборота затрудняет понимание фразы. Тут осмысленнее использовать однородную связь: причисленные к лику, разменявшие семь веков. ИМХО
   Есть вопрос и другого порядка: «Все ли изображённые на витражах были причислены к лику святых?» Если следовать логике стихотворения, то все. Так ли это на самом деле?
   
   «ОТКРОВЕНИЕ» Владимир Макарченко
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293983&pid=183&nom_id=492
   Сумбурное стихотворение. Прекрасного не получилось. Не увидела яркой картинки, образа, всё сведено к дешёвеньким фразам: «Такого не может быть!», «Никогда ещё так не любил». Фраза «не всегда было то, что стало» грамматически не верна. Есть варианты: так было не всегда, например, раньше было не так.
   В захолустье скуки завалов?
   Фраза читается так: В захолустье скукИ завалов.
   Автор не прорисовывает состояние лирического героя, а зарифмовывает штампы и «общие места». Слабенько.
   
   «О ЧЁМ ПЕЛА СКРИПКА…» Илья Морозов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294896&pid=183&nom_id=492
   Основная стилистическая окрашенность стихотворения – разговорная. Автор в обилии использует именно разговорные слова: обмер, чепуха, как вкопанный… При этом допускает вкрапления книжного высокого стиля:
   И вечны думы навевала, Бежав от суетного мира
   Штрих – не слишком удачный образ для смычка, ибо штрих – короткая линия.
   «Здесь Отчизна моя...» Николай Вуколов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=265567&pid=183&nom_id=492
   У меня создалось впечатление, возможно, ошибочное, что автор соединил между собой два стихотворения: пейзажное и патриотическое. На мой взгляд, получилось не слишком удачно. Я бы оставила только пейзажную часть, из которой получилась бы неплохая песня.
   И читают письма, хоть не раз читали-
   Это ведь частица родины для них.
   Когда вижу в тексте частицу ведь, сразу возникают подозрения, что автор использует её, чтобы соблюсти размер. В целом довольно гладенько.
   
   «Лета пик!» Регина Канаева
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=284912&pid=183&nom_id=492
   Автору удалось передать ощущение радости, праздничности за счёт использования зрительных, обонятельных, осязательных образов. Это всегда делает стихотворение очень ярким и выразительным. Однако у меня создалось впечатление, что каждый из катренов писался отдельно и логически не связан друг с другом.
   Во втором катрене речь идёт об утре, когда возлюбленный приносит лирической героине охапки луговых цветов. Далее следует катрен, начатый автором с союза «и», в котором речь идёт о возвращении домой уже самой героини. Более того, ощущается связь последнего четверостишия с вот этим предложением: «Луговых цветов охапки,
   Ты приносишь утром мне». То есть получается, что возлюбленный принёс ей и цветы, и студёной воды.
   Лета пик - тепло и грозы,
   А в душе веселья крик.
   Не смотрю я на прогнозы.
   Мне б запомнить этот миг.
   
   С земляничным духом сладким,
   И с росою на траве.
   Луговых цветов охапки,
   Ты приносишь утром мне.
   
   И воды испить студеной.
   Родниковой, голубой,
   И домой идти влюбленной.
   В этот мир - такой земной!
   Для того, чтобы не возникло подобной нелогичности, следовало бы подобрать другую синтаксическую конструкцию или вставить между этими четверостишиями другой катрен, обусловливающий переход к подобному заключению.
   
   «Поляны ромашково-белые» Николай Шумов
   
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296036&pid=183&nom_id=492
   
   
   На мой взгляд, в первой же фразе наблюдается семантическая избыточность: «бродить не спеша». А спеша бродить можно?
   Автор собрал в этом стихотворении, как сказали бы «рекламщики», все образы – аттрактанты (те образы, которые абсолютно у всех вызывают положительные эмоции): тут тебе и поляны с ромашками («ромашковая Русь»), и церковь с крестом, и Богородица с Иисусом.
   Я бы определила образный ряд как спонтанный:
   
   Здесь юность с ночною бессонницей
   Дав силы, сказала: «Держись!»…
   Потом разудалою конницей
   Умчала во взрослую жизнь.
   
   Автор весьма неумело сравнивает юность с конницей. Если говорить о лексическом значении слова «конница», то это конное войско, кавалерия. Но ведь юность у автора одна, даже если предположить, что в соседстве с ней бессонница, то на кавалерию как-то не наскребается.
   Весьма хрестоматийное стихотворение с претензией на душевность.
   «Осень» Борис Поляков
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=263198&pid=183&nom_id=492
   Сам автор определил форму своего стихотворения как секстину. Принято считать, что секстина – это любое шестистишие, однако это не так. Секстина относится к известным твёрдым формам в стихосложении.
   
   Классическая секстина предполагает шесть строф по шесть строк с добавочной полустрофой в конце; строки во всех строфах кончаются на одни и те же шесть слов; при этом каждая строфа повторяет порядок заключительных слов предыдущей строфы в последовательности 6—1—5—2—4—3.
   Борис Поляков использует в своём стихотворении 6 слов: ветер, туманы, звёзды, улыбка, солнце, начиная каждое последующее шестистишие с конечного слова. На мой взгляд, автору удалось поместить опорные слова в разный контекст несколько раз, что, несомненно, делает ему честь. Однако места сочленения секстин отчётливо проступают, что равносильно торчащим швам или ниткам в сшитом изделии. Это не удивляет, ибо секстина- одна из сложнейших форм.
   Создаётся впечатление, что взор лирического героя петляет, блуждает в туманах.
   
   ...Она стояла близкая, как солнце,
   и платьицем играл проказник-ветер,
   цвели ромашки, и её улыбка
   звала в дорогу к счастью сквозь туманы
   тревог, ещё не затянувших небо,
   страстей, ещё далёких, словно звёзды.
   
   Я знаю - всё проходит, даже звёзды,
   и, словно утомившись верой в солнце,
   всё холодней предутреннее небо.
   Зачем же, словно неуёмный ветер,
   и плачу я, и ухожу в туманы
   тех грёз, где лето и её улыбка?
   То есть сначала милый образ оживает в воображении лирического героя, а затем он опять оказывается в холодном настоящем, мечтая наяву увидеть её улыбку. Далее мысль делает поворот и герой просит:
   
   Пока в глазах не покачнулось небо
   и на губах не замерла улыбка,
   умчи меня в её страну, о ветер!
   
   Зачем? Ведь образ возлюбленной уже возникал перед его глазами, он уже уносился в прошлое.
   Как следствие создаётся эффект, о котором автор, возможно, не подумал: его лирический герой боится возвращения в прошлое, предпочитая предаваться самоедству. У меня по крайней мере подтекст прочитался именно так.
   
   «Настоятель Антарктиды» Олеся Атланова
   
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=292600&pid=183&nom_id=492
   Задумка стихотворения хороша, но выполнена небрежно с точки зрения формы.
   - Как дела, отец Каллистрат?
   Вот зашёл в церкОвь на досуге (ритмические сбои)
   Не совсем понятна роль эпитета «сокровенный» применительно к словосочетанию духовный друг.
   Сокровенный – тайный, составляющий внутреннюю сущность. Сколь я поняла, духовный друг отец Каллистрат – друг явный.
   Слово «пьяный», мне кажется, в этом тексте лишнее. Пьяный – одурманенный, а духовная беседа, напротив, просветляет.
   
   В заключение хотелось бы поблагодарить участников конкурса и пожелать им дальнейшего творческого роста. Постигайте прекрасное. Оно кроется буквально во всём. Стихотворение не является исключением. Познав законы, по которым оно выстраивается, приведя их в гармоничное соотношение со своим собственным чувственным и жизненным опытом, вы обязательно приблизитесь к постижению истинной красоты.
Михаил Игоревич Петухов[02.05.2013 10:29:16]
   Ланочка!
   Я уже высказал свои коментарии о твоём разборе моего произведения в обзоре "Завтрак...". Не буду повторяться, только ещё раз посоветую: почитай темы "Истории балов" и "Бальный этикет". Просто уверен, откроешь для себя очень много нового.
   Я высказал своё мнение, что как филолог ты лучше, чем, как историк.
   Ланочка! Ну не хочу я тебя обижать. Да и вообще кого либо.
   Позволь вернуться к произведению к произведению Олеси Атлановой "Настоятель Антарктиды". В тему конкурса было подано много текстов положенных на музыку. С Олесей у меня дружеские отношения, её великолепные песни я слушаю с огромным удовольствием.
   Итак, Ланочка, где ты видишь РИТМИЧЕСКИЙ сбой (у тебя сбои мн. ч.)? Да нет их! Эпитет слова "сокровенный", кроме "тайный, скрытый" имеет ещё значение (Толковый словарь Ожегова, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.) "свято хранимый". Я не буду вдаваться в разбор слова "со крово венный" - человек в чьих венах, кровеносных сосудах, течёт такая же кровь как и у автора. В смысле, у людей одинаковая духовная сущность. Это аллегория.
   "Пьяный", "опьянённый", "пьянит". Опять обратимся к Ожегову или наберём в поисковике. оказывается "пьянить" (т.е. делать человека "пьяным") может многое: алкоголь, аромат, улыбка, звуки, локон (наверное, имеется ввиду женский), танец (движение) и т.д. Почему не может опьянить беседа?
   Ланочка! очень хочу, что бы мой пост ты восприняла без обиды. Мы все учинимся друг у друга, ошибаемся, набираемся опыта....
   С теплом,
Блинов Андрей Вячеславович[02.05.2013 11:21:27]
   А давайте я отвечу про ритмические сбои.
   
   На роду, виднО суждено
   Ну, а если честнО сказать
   здесь – нести Божью благодать (смыслообразующее слово "Божью" вообще не содержит ритмического ударения)
   Вот зашёл в церкОвь на досуге (о котором уже было написано)
   
   Достаточно?
   
   Простите, что вмешиваюсь. Ненавижу, когда в пренебрежительно-пок­ровительственном­ тоне пишут ерунду. причем дважды.
Михаил Игоревич Петухов[02.05.2013 15:41:10]
   Андрей!
   А в чём ерунда? Причём, двойная?
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта