Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Блинов Андрей Вячеславович 
Тема:Обзор конкурса «Вернисаж»: От общего к индивидуальномуОтветить
   Дорогие друзья!
   Подзаголовок этого обзора - «От общего к индивидуальному» - говорит по крайней мере о двух вещах:
   1. Общая часть, то есть «Статистика», совсем не плавно перейдет в мой индивидуальный обзор – это связано с тем, что остальные члены жюри также готовят свои обзоры.
   2. Содержание конкурсных произведений дает мне повод поговорить о доминировании в работах индивидуального над общим, о индивидуализме и одиночестве современного Героя – и на этом фоне – о проблемах мышления современных сетературных авторов. Ниже об этом немного подробнее и с примерами.
   
   ____
   
   Статистика
   
   Из 41 прозаического текста, поданного на конкурс, оценивались только 26. Остальные были сняты из-за несоответствия условиям Положения (вторые размещенные работы, отсутствие членства автора в МСП).
   Тексты оценивались четырьмя судьями по десятибалльной системе, затем вычислялся средний балл.
   В итоге средние баллы
   ХОРОШИЕ и НЕПЛОХИЕ от 7 (включительно) до 9 получили 6 авторов (23%),
   УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЕ от 6 (включительно) до 7 получили 5 авторов (19%),
   СОВСЕМ НЕВАЖНЫЕ от 5 (включительно) до 6 получили 14 авторов (54%),
   ПЛОХИЕ менее 5 – получил 1 автор (4%)
   Отрыв победителя от ближайших конкурентов был большой - 1 балл.
   
   ____
   
   Одиночество Героя и простота Мышления
   
   Итак, не секрет, что произведения делятся, в частности, по содержанию на те, где доминирует коллективный разум, и на те, где автора интересует Личность отдельная или типаж. (Конечно, такое деление, как и любая попытка классифицировать литературу, - условность.) К первой группе можно привести произведения соцреализма, пьесы эпохи Возрождения или, например, древнегреческие трагедии, средневековые мифы (саги и т. п.). Во второй группе ярко выделяются герои Романтизма, а также современного постмодернового «потока мысли». Интерес романтика – сильная личность, ее противоречивость и внутренняя сложность (примеры: Алеко и Дубровский Пушкина, Мцыри и даже Печорин Лермонтова, Корсар Байрона, Данко Горького). У постмодернистов речь о другом: внутренний мир раскрывается с присущей этому направлению тягой к игре и литературным экспериментам. В любом случае, герой в данном случае обособлен, отделен от «толпы». Часто такое произведение – театр одного актера (убедительный пример – так назывемые моноспектакли: «Контрабас» Зюскинда, «1900-й» Баррикко).
   Читая работы, размещенные на конкурс «Вернисаж», я невольно отметил для себя, что мировосприятие современных авторов в большинстве своем представляет собой компиляцию, смешение всего, о чем шла речь выше, - и романтизма, и постмодерна, и реализма… В первую очередь это связано с тем, что авторы не нашли еще собственного стиля, предпочитая пользоваться тем, что уже было открыто до них.
   Об индивидуализме героев современной сетературы. Примеры.
   Гришенька у Ивана Габова живет в каком-то непробиваемом, косном мирке, где ему по-детски уютно и удобно. Всё действие рассказа сосредоточено вокруг него.
   «Endstation» Вадима Россика и «Я дышу, мама!» Анатолия Резнера посвящены теме смерти – очень личной и камерной теме. Оба повествования, конечно, от первого лица.
   «Лабиринт» Николая Вуколова – страдания одинокого человека: «Одиночество - неустроенность… Нет семьи… Даже нет друзей».
   То же самое настроение, но уже с проблесками оригинальной интерпретации – в рассказе «И был вечер, и было утро» Владимира Едапина.
   Даже кот Сема – герой рассказа Евгения Ткаченко – как-то обосабливается от членов семьи, становится чуть ли не архетипическим образом.
   «Приехал твой любимый!» Ольги Королевой – внутренний монолог, поток мысли.
   «Человек несбывшихся желаний» Анны Старикович страдает от повышенного самомнения, чрезмерных амбиций. Надо ли говорить, что даже в кругу любимых учеников он одинок.
   Вадим у Константина Еланцева вроде бы имеет друзей и даже сына. Но ряд особенностей выделяет его из толпы (не переносит водку; мечта купить сыну деревянного коня выдают в нем романтика). В самые знаковые моменты жизни, когда происходят в нем перемены, он один (поезд, спальня).
   У Наташи Северной действие происходит в утробе матери.
   «Прощай, мама» Талгата Ишемгулова – исповедь.
   Генька у Надежды Николаевны Сергеевой – детдомовец.
   Вита Владимира Волковича – ребенок с паранормальными способностями - невольно приговоренная к одиночеству.
   Конечно, есть и произведения, где на первом плане – коллектив. Так, у Юрия Александровича Шурупова очень ярко выражена тема семьи. Тяга к патриархальному, исконно коллективному быту присутствует в рассказе Николая Петровича Зайцева. Но таких произведений гораздо меньше.
   Часто происходит как бы «препарирование» литературного героя (Гриша у Габова, Степан у Старикович), в другом случае единственным связующим звеном рассказа являются мысли героя.
   Но стиля – почти всегда нет. Почти всегда это компиляция.
   Из этого я могу сделать вывод, что одиночество героя в современной сетературной прозе вызвано в первую очередь не следованием современным тенденциям (постмодерну, андеграунду), а неумением авторов писать по-другому. С одним персонажем легче «справиться», не нужно создавать сплетение каких-то сложных сюжетных линий, не нужно работать над прямой речью… И, кроме всего, за литгероем порой несложно угадать самого автора. То есть тут вообще думать не надо.
   В большинстве своем сюжет сетературного рассказа строится по простейшей схеме: предыстория – событие – последствия. Конечно, хорошо то, что эти части сюжета в рассказах вообще есть! Но насколько это всё разжевывается – уму непостижимо! Автор думает за читателя и подсказывает ему выводы! Это происходит по-разному: открытым текстом – при сопоставлении априори хорошего и априори плохого («Молоко раздора», «Последний поезд смерти»), в виде притчи, в виде последствий поступков.
   Примеры.
   Рассказ «Подарок сыну» заканчивается так: «Но было почему-то немного грустно. Ведь главный подарок сыну он так и не купил». Зачем нужна вторая часть, которая всё «разжевывает»? Что мешает написать: герою было грустно – а почему – пусть читатель сам догадывается!
   «Человек несбывшихся желаний». Вадим мучается-мучается из-за своих несбывшихся желаний и в конце концов умирает. Занятный, хронический регресс. И заметьте – ни единого шанса на выживание! А хотелось бы, чтоб такой шанс представился. Иначе скучно.
   Скучно! Вот почему на этом сером фоне выгодно выделяется, например, работа Вадима Россика: герой, представьте себе, не умирает! – это уже плюс. И притом существует какой-то подтекст, игра слов, юмор, в конце концов.
   У Евгения Сычева, при всей академичности изложения, есть отличное, интригующее начало – поверьте, это смотрится!
   А кто-то просто перечисляет свершившиеся факты. Фу.
   А кто-то просто ведет читателя за веревочку от начала и до конечной точки. Тоже фу.
   Скучно, когда всё понятно. Человек обожает разгадывать загадки и головоломки! А у писателя такой простор для создания головоломок – начиная с игры словами, заканчивая неординарными сюжетными поворотами и т. п.!
   Может, будем отходить от косности? Хотя бы потихонечку? Маленькими шажками?
   
   ____
   
   И вот, наконец, онЕ – собственно рецензии.
   
   Марина Соколова. Происшествие в Великом Устюге
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293933&pid=182&nom_id=489
   
   Новогодний сюр (не путать с детской новогодней фантастикой, когда снеговики оживают и белки разговаривают) – редкое явление. В первую очередь, потому, что он непонятно для кого предназначен. Для детей слишком невнятный сюжет и непривычная лексика. Взрослым откровенно скучно. Мораль? Да ладно…
   Заглавие неточное: в Устюге происходит меньше половины всех описанных событий.
   Неважное качество текста видно, например, здесь: «кишмя кишел оживленным народом».
   «Сначала на лице Кудесника отразилось сочувствие, а затем – самокритика». Каким образом самокритика может отразиться на лице – непонятно.
   «Неожиданно для Любавы Дед Трескун повёл её не к расписанию, а в тамбур» - эта фраза невольно напрягла – слишком по-взрослому криминально, пугающе это звучит. И далее: «не притрагивайся к ее покойницкому угощению». Какие там после этого сказки…
   
   Иван Габов. Гришенька
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=291890&pid=182&nom_id=489
   
   Первое предложение реально классное. Но потом…
   Абсолютно пресное повествование: родился, учился, умер. Ненужные подробности (например, что Ане было стыдно за отца на свадьбе), и в то же время убийственные по своей наивности и продолжительности временные лакуны несколько раз: «прошло пять лет» (за которые ничего не произошло?) А в итоге герой засыпает, пьяный, на диванчике, чтобы увидеть себя в детстве. Пафос, непонятно откуда взявшийся.
   Добрый совет автору: прочитайте короткий рассказик «Петерс» Татьяны Толстой, чтобы понять, как нужно подводить к такому финалу.
   Очевидные повторы и двусмысленность: Гриша «смотрел на мир своими большими черными удивленными глазами», потом «оглядываясь на мир удивленными и заспанными глазами». То есть сначала он стоял к миру лицом, а потом спиной? И как это – «оглядываясь глазами»? И потом: «Гриша смотрел на Юру преданными глазами». А жена Григория «смотрела на происходящее своими печальными серо-голубыми глазами». Понятно, что автору очень нравится эта фраза: «смотрел на мир своими глазами».
   В музыкальной школе мальчика прямо вот так вот сразу взяли на скрипку? Не верю.
   Повеселила невольно зарифмованная фраза «точь-в-точь как у актрисы Гузеевой Ларисы».
   
   Малашко Сергей Львович. И чего же я бегу? Он ведь мертвый...
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=262649&pid=182&nom_id=489
   
   Предисловие и разные лирические отступления занимают процентов 80 этой довольно непритязательной охотничьей байки.
   Помимо опечаток и несвязных предложений (невычитанный текст), есть и речевые недочеты: «отнимал рыбу из сетей» (вынимал? таскал?), «шарахались по морскому побережью» (шатались?), «занялся ненавидимой бумажной работой» (ненавистной).
   Знаю (наблюдал лично в «Вердикте»), что автор способен на большее. Причину, по которой им на конкурс подаются сырые тексты, я понять не могу. (Тем более, что еще в 2011-м автору советовали править данный текст).
   
   Шурупов Юрий Александрович. Бывших хиппи не бывает
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294000&pid=182&nom_id=489
   
   В описаниях – сплошные клише: «тяготы повседневной жизни», «морозная свежесть», «власть эмоций»…
   Мне кажется, автор не понимает значения слов «аншлаг» («панно с поздравительными аншлагами») и «увертюра».
   Много лишних слов, избыточных предложений.
   Морализаторство.
   Видимо, автор пытался показать, что человек приходит к вере по-разному, и если она сильна, то ничего для человека не остановит на этом пути.
   Но, как ни глупо, для меня выводы получились противоположные: человек не меняется по своей сути, пришел он к вере или нет. Вера не вытеснила в отце Константине подростковой болезни хиппаря, и вот после «Господи, слава Тебе!» он распевает «Йе-е-е, Пинк Флойд! Йе-е-е, кайф!». Вот знаковая фраза: «отец Константин вдруг встряхнулся всем корпусом, как бы сбрасывая с плеч что-то мешающее, лишнее и запел…» Не Бог ли был для Константина «мешающим, лишним»? Интересно, почему о курении дудок и беспорядочных половых связях, без которых хиппи – не хиппи, автор умолчал?
   
   Василий Юдов. Тайны легендарного комдива
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294107&pid=182&nom_id=489
   
   Была бы у автора лаконичность Хармса (с его миниатюрками о Пушкине, Гоголе), было бы замечательно. Была бы у автора постмодерновая нарко-философичность­ Пелевина («Чапаев и Пустота»), было бы интересно.
   Здесь же, как видится, исключительно словесный стеб. Потому после первой главки стало неинтересно. Да и ошибки попадаются частенько.
   
   Смирнов Михаил. Внутри рассвета
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294337&pid=182&nom_id=489
   
   Замечательная, классическая пейзажная проза. Хотя описания природы тяготеют к вторичности («буйно цвела сирень», «дома давно осиротели»…), как, впрочем, и образы в целом (осиротевшие дома, запах земли, колодец), и идея (про любимое место) но это очень хорошая «вторичность». Если проводить параллели с изобразительным искусством, то это идеальная копия левитановского пейзажа (или даже импрессия Моне?), возможно, в чем-то превосходящая оригинал. И интересная мысль: «я стал частью утра».
   И не менее важно: на протяжении всего текста сохраняется нужный, размеренный слог.
   Единственное, что я бы здесь поменял, - в первом предложении вместо «с тех пор, когда я впервые попал» лучше «с тех пор, как я впервые попал».
   Удивлен, что не читал Михаила Смирнова раньше – с учетом его длинного «послужного списка» на ЧХА. Буду восполнять.
   
   Вадим Россик. Endstation
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293673&pid=182&nom_id=489
   
   Фельетон в стиле ироничного репортажа «с больничной койки». Какой-то идеи, кроме как идеи болтовни «за жизнь», я не заметил. Чувство юмора у автора, безусловно, есть, но присутствуют и грубые речевые недочеты, очевидно влияние другого языка. Например, «спал возле родного бока моей жены Анке» - по-русски надо бы приблизительно так: «прикорнул под родным бочком жены Анке». «Блондинистая Марина» - надо бы «блондинка Марина». Резануло словечко «пипец», совершенно чуждое стилистике, пусть даже стебу. Да и юмор, надо сказать, своеобразный, какой-то прошловековой, что ли: «сопел в две дырочки», «заботятся о тебе как две родных бабушки и четыре двоюродных». Примерно такой юмор, насколько я помню, был еще у старика Флобера (в переводе, конечно).
   Концовка исполнена трагикомического пафоса, что в данном случае большой плюс. И опять же это типичный признак фельетона.
   
   Анатолий Резнер. Я дышу, мама!
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294505&pid=182&nom_id=489
   
   Выставляя на конкурс отрывок произведения, автор в некоторой степени хитрит. Мы, естественно, не знаем, кто такая Оксана Белова, какова предыстория и т. п. Соответственно, большее внимание читатель обращает на стиль. О стиле можно сказать одним словом: обыкновенный. Расшифрую: обыкновенный, каким пишутся многие длинные вещи. Но (!) короткий рассказ или новелла требуют большей работы над словом, и поэтому отрывок на фоне рассказов смотрится беднее лексически.
   Рассуждаю о примечательности данного отрывка как рекламы целого романа и понимаю, что после «Ракового корпуса» Солженицына мне роман «Изгой» будет читать неинтересно. Опять же подчеркну, что это мнение после прочтения только данного отрывка.
   
   Татьяна Данилова. Секрет эволюции
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293918&pid=182&nom_id=489
   
   Можно немного поразмышлять о логике авторской мысли. Например, я совершенно не вижу связи между фразами «все реально жизнеспособное, что сделали когда-либо люди,- они делали вместе!» и «Любовь, а не сила разума делают человека царем природы». Уверен, что людям не обязательно любить друг друга, чтобы делать что-то полезное вместе. Это идеализм. А фраза – «Слабого- не растопчут, упавшему помогут подняться» - это переделанный коммунистический лозунг «кто был ничем, тот станет всем». Увы, утопия.
   
   Николай Вуколов. ЛАБИРИНТ… Рассказ — быль
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=282237&pid=182&nom_id=489
   
   Нет-нет, да и встречаются у Николая не шедевры, конечно, но в каком-то ракурсе очень интересные вещи. Здесь попытка осмысления происшедшего в форме коротких тезисов – примерно так, думаю, хранится информация о прошлом в нашей памяти (мы редко запоминаем подробности). Получается облегченный вариант «потока сознания». Форма интересная, по крайней мере, нетривиальная.
   Содержание… могло быть менее пресным. Ну опять это нытьё! Зачем?
   И совершенно непонятная концовка: «И только на лице маска - улыбчивого, веселого, неунывающего и успешного человека». Перед кем герою эту маску надевать, если ни друзей, никого у него нет? Не перед матерью же, которая всё знает и понимает?
   Одним словом, вечная перепевка: «my make-up may be flaked, but my smile still stays on…».
   
   Георгий Туровник. Последний поезд смерти
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=270747&pid=182&nom_id=489
   
   Согласен с тем (да и можно ли отрицать?!), что большевики действовали жестоко и порой беспринципно. Не согласен с тем, что белогвардейцы должны быть «героями» и «патриотами России». У каждого была своя правда, и все действовали жестоко в то время. Это лишь одна из точек зрения, явная крайность.
   Вообще, конечно, исторический очерк, ворошение документов и воспоминаний с натяжкой подходит под формат конкурса.
   Есть ошибки, например, «мое предчувствие оправдало».
   Вот это удивило своей наивностью: «Недисциплинированны­е­ партизаны постоянно нападали на японских военнослужащих, отнимали у них ценные вещи, деньги…» (ай-ай-ай, плохие партизаны! встаньте в угол!)
   
   Владимир Едапин. И был вечер, и было утро
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=292493&pid=182&nom_id=489
   
   Путем подсчета на калькуляторе расшифровываем первую фразу: герою сегодня стукнуло 35.
   Трагикомичная исповедь, диалог героя-неудачника с самим собой. Самокопошение. Фраза «в твоём захолустье намного проще стать жертвой преступления, чем найти работу» - типичная отмазка лентяев. Сочтем за самоиронию. Найденные 10 копеек принимаются за благосклонность Судьбы – явная гипербола. Не покидает вопрос: зачем создан этот текст? Продукт постмодерна – игра, текст ради текста? Что ж, неплохая попытка, но ребусов здесь – увы – мало.
   
   Евгений Ткаченко. Жизнь Семы
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295068&pid=182&nom_id=489
   
   Сразу ремарка: семья испытывает общероссийские «трудности», но, между тем, катается на собственной машине – в 95 году все-таки роскошь.
   Очень подробно, скурпулезно описывается обычная жизнь обычного кота – и преподносится как уникальная. Кот адекватно реагирует на ласку, правильно не переносит грубость… а о различных причудах, свойственных котам – по типу того, что он каждый день катался у папы на плече – каждый заводчик может рассказать и не такие истории.
   К плохим людям кошки относятся соответствующе: царапают, писают в тапки. Это не проявление уникальности, отнюдь. Кстати, каким образом выяснилось, что тесть сбросил Сему с колена, если в комнате, кроме них, никого не было? Вряд ли тесть сам поведал бы об этом.
   Вокруг ухода Семы тоже много непоняток. Почему он «посчитал, что выполнил свою задачу среди людей», если мама с папой развелись?
   Словом, история, которая с успехом полнит кладезь добрых семейных воспоминаний, не всегда может стать красивым, неординарным художественным произведением.
   
   Лазарева Людмила Викторовна. Кофейная пара
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295400&pid=182&nom_id=489
   
   Вроде бы живое, громкое, киношное начало, когда «всё кружится, всё вертИтся кувырком» (с). Но давайте воспроизведем эту ситуацию покадрово. Мальчик наливает в чашку кипяток – он, обжегшись (схватил ведь всей ладонью!), не успел бы поднять ее настолько, чтобы донести до края стола. Далее: если горячий напиток залил нетбук, то он ошпарил бы и кота (спавшего под ним) – а об этом в рассказе не говорится. Наконец, место действия - кухня – расширяется до невероятных размеров, в ней спит папа и висит клетка с попугаем… Или в квартире нет межкомнатных дверей? А входная есть или нет? Каким тогда образом кот мог скатиться по лестнице во двор?
   Идем дальше. Над мальчиком склонилась бабушка, гладя его по голове – как он смог «незаметно схватить осколки»?
   И так далее по ходу чтения – много-много нестыковок, несуразностей и косноязычия. «Макушки курчавых волос» не бывает, есть, в крайнем случае, «макушка с курчавыми волосами». Совершенно выпадает по стилистике книжное «испив горячего кофе». И так далее.
   
   Ольга Королева. «Приехал твой любимый!»
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295400&pid=182&nom_id=489
   
   Наверное, потому, что слово «верлибр» французское, мне чудится здесь французский шарм, и одновременно пикантность, интимность ситуации. Увы, я не вижу здесь изящности, изысканности. Натурализм, в чем-то обыкновенная попса. А желание близости, выраженное именно в ритмических строках, усиливает двусмысленность момента. Конечно, есть здесь и не слишком скрываемая волнительная «любовь с пол-оборота», и искусно выписанные чисто женские повадки… Но не цепляет почему-то – вот так, о таком, в столбик…
   
   Старикович Анна. Человек несбывшихся желаний
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=295751&pid=182&nom_id=489
   
   Вернее было бы написать «несбывшегося желания», поскольку оно было всего одно – «стать балетной звездой».
   По сюжету, неудавшийся артист балета, будучи не в силах сдерживать самолюбие, утопические амбиции, заболевает раком мозга и умирает. По сути, автор показывает медленное, символическое умирание Личности. Хорошо в плане выразительности, психологично, но написано неважно, доработать надо бы.
   «Два месяца назад, в день тридцати трёхлетия он решил, что всё-таки исполнит свою мечту и станет балетной звездой» - эта авторская посылка никак не развивается в рассказе. (Плюс ошибка в слове и пропущенная запятая.)
   «Сам он смущался тех, кто был выше ростом» (неверное управление, надо «смущался при общении с теми, кто был выше ростом» или «его смущали те, кто…»). «Девушки не соглашались идти с ним на свидания» («на свидание»; а лучше - «не соглашались гулять с ним»).
   Два раза допускается комическая двусмысленность: «Степан наклонился к левой ноге, стал рассматривать узор на ковре. Постепенно он расплылся…» (Степан или ковер?) «Степан лег на спину и посмотрел в потолок. Он был весь покрыт мутными разводами» (Степан или потолок?)
   «Степан почувствовал что-то необычное под шеей, немного подумал и понял, что нет волос» - под шеей растут волосы?
   И снова (продолжая тему, поднятую мной в прошлом обзоре) приходится говорить о том, что убийство «собственноручно» выдуманного персонажа должно быть трижды обоснованно. Если у Степана был рак, то при чем здесь его стремления и амбиции? Это медицинский случай.
   
   Зайцев Николай Петрович. Молоко раздора
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=269088&pid=182&nom_id=489
   
   У Николая Зайцева, как у автора, есть очень серьезная беда – многословие. Тяга к плетению словес, в результате которого появляются совершенно нелепые сочетания типа «давно надорвавшись от натянутости отношений», «мужик тот, что бил корову, и ударенный той же монтировкой», «увязла в салоне через разбитое стекло».
   Тема паразитического влияния города на деревню – постоянная в творчестве автора. И каждый раз патриархальный, естественный, идиллический уклад сельской жизни противопоставляется грубому, давящему, несвободному городскому укладу. Каждая строка наполнена болью и гневом, и ностальгией. Всё это очень импонирует, но пока автор не научится сдерживать поток эмоций, пускать их в нужное русло и с нужной скоростью, эффект от такого воздействия будет невелик.
   Если, говоря о рассказе Михаила Смирнова, я хвалил его за размеренный ритм, то здесь, наоборот, страдаю от постоянных спотыканий – о запятую, о четвертое подряд придаточное, о неловко брошенное словечко.
   Соответственно, часто предложения избыточные. Например: «множество ненужного людям хлама» («ненужного людям» - лишнее), «уголок окраины земли»…
   Образы также нелепы: корова «своим молоком ещё кое-как скрепляла родство станицы и города».
   
   Евгений Сычёв. Энциклопедия на шее
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=294915&pid=182&nom_id=489
   
   Простая история типа очерковой заметки или сочинения, но мне понравилась. Колоритно и лаконично, можно сказать, что тема «сыграла». Есть речевые недочеты («пастухи знали, как называется в лицо, сотни оленей»), однако подкупает некая непосредственность автора-рассказчика, а также, конечно, нетривиальность обстановки. «Чукотский» такой стиль: деловая описательность, короткие предложения. Респект за название.
   
   Дмитрий Чепиков. Молот гнева
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296059&pid=182&nom_id=489
   
   И не то люди сочиняют, насмотревшись мистики в телевизоре! На мой взгляд, абсолютно беспомощная работа, за исключением того, что красиво употреблена археологическая терминология. Такими рассказами только детей пугать: не ходите, мол, по курганам гулять!..
   И прокатила бы, наверное, эта история, по-киношному тяп-ляп сочетающая любовную линию, мистику и детектив, если бы не чудовищный язык.
   С самого первого предложения: микроавтобус «прыгал между ям» - да не мог он прыгать между! «Вилял», «финтил» – как угодно, но не «прыгал».
   «остановился возле ржавой зеленой колонки подле двух глиняных покосившихся домов» - как неудачно автор решил разнообразить речь, поставив рядом «возле» и «подле» (братья-близнецы!)
   Контекстуальные неологизмы авторские вызывают улыбку: «обруливая», «отрисовывать», «засерело»… Такие слова выдумывают, когда не могут подобрать подходящего нормального слова. Это школьный прием.
   «в свете почти севшего светила», «предчувственный озноб» - как вам? Всадник не может «неподвижно стоять», просто потому, что он сидит – на лошади!
   
   Константин Еланцев. Подарок сыну
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=281864&pid=182&nom_id=489
   
   Прочитав рассказ, я задумался о том, какой «главный подарок» не купил сыну Вадим. Мне показалось, здесь кроется какой-то подтекст. Например, лишил сына счастья в свой первый месяц быть с отцом. Но потом я понял, что автор имел в виду всего лишь деревянного коня. Всё, рассказ потерял последнюю привлекательность, потому что в нем не стало вообще никакой интриги, никаких перипетий. Просто история, поведанная скудным языком, но зато с большим пафосом.
   Первое предложение всегда для меня многое говорит о целом тексте. «Вагон мерно покачивался и убаюкивающе постукивал на рельсах» - первая часть клише, концовка избыточная («на рельсах» - лишняя добавка). Так же избыточно и третье предложение, где в конце «улетали в далёкое прошлое, напоминая о прошедшей жизни» (прошлое – прошедшей). Ясно, что автор «тянет резину», насыщая текст ненужными словами, вроде бы придающими рассказу некий вес, весомость. Увы, это лишний вес, он выражается только в мегабайтах, ни в чем другом.
   Прием смешивания настоящего и прошедшего времен усложняет чтение, не имея никакого концептуального значения. Можно было рассказать то же самое в более упорядоченной форме. А так получилась каша.
   Финал открытый (примут? не примут?), но желания угадывать развязку сюжета или сочувствовать молодому папе у меня нет.
   
   Наташа Северная. Дождись меня!
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293156&pid=182&nom_id=489
   
   Это произведение уже появлялось в конкурсах ЧХА под другим заглавием. И тогда, и сейчас я утверждаю, что это плагиат. Скорее всего – более, чем уверен, - неосознанный. И мне очень обидно за Наташу - очень талантливого автора! Но тем не менее: есть в Сети как минимум два рассказа с практически (местами - абсолютно) идентичным сюжетом, с абсолютно идентичной идеей, размещенные по времени раньше данного:
   http://www.sandrianov.ru/?s=content&id=8
    http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=280742&pid=0
   
   Талгат Ишемгулов. Прощай, мама
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=269724&pid=182&nom_id=489
   
   Убежден, что такие личные переживания выставлять на суд читателя кощунственно – это как возить открытый гроб с покойником по городу и всем показывать. Автор, ну где ваше чувство меры? Читатель сможет высказать свои соболезнования - как человек – и всё.
   Я не первый раз сталкиваюсь с такой дилеммой, к сожалению. Если я что-то плохое скажу про эту работу, меня тут же обвинят в бесчувственности, бессердечности и цинизме по отношению ко всем матерям мира. Поэтому промолчу.
   
   Александр Граков (Лекса). Про мышей
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289262&pid=182&nom_id=489
   
   Занятно. Хоть и «ниачем», но занятно. С разговорной стилистикой автор перебарщивает, получается практически речевая безвкусица, а этого не должно быть даже тогда, когда мы имеем дело с речью «типа рядового обывателя». Вспомните хотя бы Зощенко.
   
   Надежда Николаевна Сергеева. Ты только верь, Генька!
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=293253&pid=183&nom_id=491
   
   Снова работа, которую мне уже доводилось читать. Мальчик-детдомовец в Новый год загадывает желание обрести родителей, и оно, конечно же, дивным образом осуществляется. Рассказ тематический, в основе несколько общих сентиментальных мотивов (чудеса под Новый год, мальчик сирота обретает семью...), поэтому нет никакой новизны, к сожалению. Рассказ из числа многих себе подобных.
   
   Александр Лозяник. Речка и камень
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297750&pid=183&nom_id=491
   
   А-а-аа-а! вот и до притчи мы добрались, а я так надеялся, что притч на этот раз не будет!.. Тем более таких примитивных – не умудренный жизнью автор, а детский сад просто!
   Без комментариев (но если сильно потребуется, могу дать).
   
   Владимир Волкович. Маленькая целительница
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297876&pid=182&nom_id=489
   
   Сюжет есть, стиля нет – хоть тресни. А если нет стиля, то чтение не доставит удовольствия. Жаль, конечно. Кроме того, разные мистические картины про паранормальных детей и по телеку каждый день идут.
   
   ____
   
   Вот и всё. Спасибо за внимание.
   Андрей Блинов
Старикович Анна[15.04.2013 15:45:17]
   Спасибо огромное! Когда указано на ошибки - все становится совершенно очевидно. А герой, к сожалению, не вымышленный. Степан был моим преподавателем и умер в тридцать с лишним лет от рака мозга.
Блинов Андрей Вячеславович[18.04.2013 17:58:36]
   Здравствуйте, Анна. Сочувствую. Мне действительно нужно было обратить внимание на посвящение.
Николай Вуколов[16.04.2013 08:11:40]
   Спаибо Андрей, за разбор моего "Лабиринта", с чем-то согласен, конечно, с чем-то нет, но все равно спасибо,что признали его не совсем неудобоваримым, и не отмели даже без разбора... Хоть и в Шорт не вошел - все равно приятно от упоминания...
Блинов Андрей Вячеславович[18.04.2013 18:01:54]
   Здравствуйте, Николай. А обозревателю всегда приятен отклик на его творение. Спасибо))
Смирнов Михаил[16.04.2013 12:41:26]
   Андрей Вячеславович, благодарю за разбор моей работы! Я показал то, что видел и чувствовал - природу.
Блинов Андрей Вячеславович[18.04.2013 18:03:07]
   Здравствуйте, Михаил. Поздравляю с заслуженной победой.
Малашко Сергей Львович[16.04.2013 15:25:13]
   Андрей.приветствую.Б­лагодарю­ за разбор работы и сделанные замечания. В данном случае- точно и по сути. Поэтому- с благодарностью.Серге­й­
Блинов Андрей Вячеславович[18.04.2013 18:05:38]
   Здравствуйте, Сергей. А та Ваша работа на Вердикте ("Необычная прогулка", кажется) была и правда очень достойная.
Георгий Туровник[18.04.2013 14:56:15]
   Здравствуйте Андрей. Прочитал Ваш отзыв. Можно по разному относиться к белым и красным. Но Ваш перл " Вот это удивило своей наивностью: «Недисциплинированны­е­ партизаны постоянно нападали на японских военнослужащих, отнимали у них ценные вещи, деньги…» (ай-ай-ай, плохие партизаны! встаньте в угол!)" Надо было обратить внимание, что материал написал по архивным документам. И о "дисциплинированных партизанах" тоже. Это источники со стороны большевиков. Когда они разбирали причины японского выступления в Приморье 4-5 апреля 1920 года, то среди иных называли и "наивные" причины, примеров оказалось очень много. Я не счел возможным перечислять их, поскольку речь шла об иных событиях.
    С уважением Туровник.
Блинов Андрей Вячеславович[18.04.2013 17:56:35]
   Здравствуйте, Георгий. Упомянутая фраза стоит в тексте без кавычек. Следовательно, ...
Николай Вуколов[19.04.2013 03:24:41]
   Я соглашусь со своим другом коллегой Георгием в том, что то время "партизаны" были действительно не дисциплинированы, так как в этих отрядах были "разномастные" , и не были не за "красных" не за "белых" - они в то время были в ПРиморье не в том представлении, что мы знаем в Великую Отечественную войну...
   И, в двадцатые годы здесь были и Американцы, и Чехи и Японцы, так же и уже красные комиссары и отряды наших "белогардейцев", было заключено определенное перемирие и договор, которое нарушалось этими партизанами, что повлекло некоторые боевые действие с Японскими войсками во Владивостоке и в некоторых районах Приморья... Так же точно в то время и комсомольских ячеек было несколько, и у каждой были свои представления о комсомоле, партии и Советской власти, которая и установилась-то только в 1922 году...
   И, как я вижу, и понимаю - он это говорит не своими словами, а приводит цитату из воспоминания современника и очевидца того времени, которые были в архивных документах...
   Прошу прощения, что встрял, но за друга не за себя, да и знакомо мне кое-что из истории Приморья... С уважением и удачи! :)
Блинов Андрей Вячеславович[19.04.2013 05:06:59]
   Ничего страшного, я не в обиде.
Николай Вуколов[19.04.2013 15:49:23]
   Андрей! Я, Вас умоляю - мы же не должны обижаться друг на дргуга.... Почему? Да, потомо, что мы все "гениии", но признаться стесняемся...
   :)
Наташа Северная[19.04.2013 17:07:45]
   Не могу удержаться... совершенно не понимаю почему мой рассказ (в отличии от первой выкладки во многом переделанный и с новой сюжетной линией и смыслом) опять назвали "невольным плагиатом"? Речь не об аборте, а о жизни в ее многообразии, о нашей вечной связи с родовым древом и вечном выборе. И беда в том, что есть период в нашей жизни, когда выбор делают за нас, хотя мы уже пришли к собственному. Что ж еще поработаю с текстом, чтобы идея стала более выпуклой. Хотя я была уверена куда уж выпуклей...
Блинов Андрей Вячеславович[19.04.2013 22:01:36]
   Здравствуйте, Наташа. К сожалению, не могу сравнить старую и новую редакции Вашего рассказа. Но его сходство с приведенными по ссылкам текстами для меня по-прежнему очевидно.
Евгений Ткаченко[17.05.2013 12:03:02]
   Здравствуйте, Андрей Вячеславович. Спасибо за рецензию.
   Ваша ремарка: «Сразу ремарка: семья испытывает общероссийские «трудности», но, между тем, катается на собственной машине – в 95 году все-таки роскошь».
   В 80-х годах СССР имел вторую экономику в мире. Она была в основном созидательной, а не сырьевой как сейчас. Состояла из проектных институтов, КБ, заводов. В них директора, главные инженеры, главные конструктора. В стране были сотни тысяч людей состоятельных, в первую очередь, профессионально, и имеющих Жигули.
   Возьмем, например, самолетостроение. Куда-то исчезли корпорации Туполев, Ильюшин, Микоян, Антонов, Миль, Яковлев. Страна выпускала 400 современных самолетов в год. При Путине 1 пассажирский самолет старой конструкции.
   В 95-му году разгром созидательный сектор нашей экономики был в разгаре. Сотни тысяч ученых, конструкторов, инженеров были выброшены на улицу. Они, порой нищенствовали, выживали с трудом, но Жигули имели.
   По поводу самой рецензии.
   Господь всемогущ, простых рыбаков Он сделал ловцами душ человеческих. Бывает и так, что для спасения людей Он может послать существо в виде обычного животного. Рассказ как раз об этом. Ведь Семе не интересны мыши, он занят людьми.
    Это рассказ не о коте.
Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта