Ох, здорово, что вы – последний участник конкурса – под номером 59. Пока завершила все рецензии, выдохлась, если честно. Собираю последние силы для вашего замечательного стихотворения. Так как рецензирую уже после подведения итогов (мне разрешила председатель жюри, так как у меня семейные обстоятельства), уже знаю и автора, и общий результат, но притворюсь, что пока ещё ничего не знаю. Сразу отметила, при первом же прочтении, народный стиль, великолепно выдержанный как с помощью лексики, так и с помощью тропов и стилистических фигур (как и полагается данному стилю, литоты совершенно шикарно подобраны). Вообще, очень запоминающееся стихотворение, одно из самых ярких в нашей номинации. Как говорится, написанное о народе и для народа, не побоюсь этого слова, выражение души русского народа. Стихотворение сродни обрядовому фольклору, свидетельствующему о высокой художественной одарённости русского народа. Вы знаете, фольклор, как вид искусства, – одна из форм общественного сознания. Отражая действительность, искусство воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды и чувства. Хочу привести одну цитату: "Народное искусство – это отношение народа к жизни, к природе. В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания мудрости. Народная мудрость в сказках, песнях, танцах, различных обрядах выступает через поэтические образы как реальная жизнь с её нуждами, горестями, печалями, радостями и обязательно в стремлении к красоте. Во все времена естественным для любого народа было стремление к красоте, которое шло от природы, целесообразности, гармонии в ней (человек – часть природы) - красивый поэтический слог в песнях, слившийся с мелодией, вышивка, узор, как повторение красок и линий природы и т.д. Красоту в произведениях народного творчества человек создавал себе и людям на радость. Но не только эстетический взгляд на мир, природу руководил его помыслами в творчестве, но и духовность, нравственность, вера в силу красоты перед силами зла (красота как оберег). Мы часто поражаемся, как при лучине, в тесноте, в своей многотрудной жизни человек умел радоваться жизни: пел весёлые песни, плясал, ткал яркие узоры, лепил, вытесывал, украшал детские игрушки, кухонную утварь, предметы труда яркими красками. Во всём этом чувствуется праздничное ощущение мира". (Лукина Ольга Николаевна, "Воспитательная проблематика фольклора", Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, 2003) И данное стихотворение как раз и воспитывает русского человека в его любви к своим корням и традициям. Стихотворение замечательно показывает черты русского народа. А заключение – почти императив, великолепно: <Пусть худые валенки, лишь бы не душа!> За что снизила оценку: <Ой, вы, люди добрые с браги-кулича, Одолжите варежку с царского плеча.> Пунктуация неверна. Обращение "люди добрые" надо было выделить запятой: <Ой, вы, люди добрые, с браги-кулича Одолжите варежку с царского плеча.> А то иначе смысл всей фразы искажён, если запятая в конце второй строки стоит. Да вот как-то строчные и прописные буквы в начале строк в беспорядке. |