Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Алексей Хазар 
Тема:ВКР-9. Поэмы и циклы. Итоговый обзор.Ответить
   По должности мне положено делать общий итоговый обзор, однако, как уже не раз писал, не очень понимаю, что это такое. Делать компиляцию из рабочих обзоров коллег смысла не вижу. Лучше, если они сами представят свои обзоры, причем, именно в том виде, в каком сами хотят. Я же ограничусь общей информацией о ходе конкурса в номинации и своими личными замечаниями по конкурсным работам.
   Итак, на конкурс было подано около сорока работ, причем, как это обычно бывает часть из них явно не соответствовали положению о конкурсе по формальным признакам. С этими работами все ясно и просто. Сложнее с работами, которые не совсем очевидно не соответствуют номинации. Это главным образом циклы стихотворений, которые при ближайшем рассмотрении таковыми не оказываются. Тут уж каждый судья решал по-своему. Однако, поскольку оценки судей в итоге суммируются, подобное подозрение со стороны хотя бы одного судьи практически лишает произведение шансов даже на попадание в шорт-лист. Это на будущее авторам. Цикл стихотворений должен быть циклом, а не подборкой. В результате в конкурсе оказалось около тридцати работ. Надо сказать, что это не слишком много, поэтому мы решили ограничить наградной список за счет сокращения шорт-листа. Должен еще сказать, что в жюри не обошлось без ЧП. К моменту подведения итогов бесследно исчез один из судей. Пришлось срочно искать замену. Занявшие освободившееся место добровольцы Николай Бурмистров и Вадим Соколов не только спасли номинацию, но и ухитрились в условиях очень ограниченного срока, выполнить работу качественно и профессионально, за что им огромное спасибо!
   Ну, а теперь к работам.
   
   1. Николай ДАНИЛКИН. О, размазня я, размазня! (Исповедь)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=282220&pid=177&nom_id=470
   Сюжет острый, интересный, трагический, но исполнение очень слабое, к сожалению.
   
   2. Валерий Писарев. Илиада
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=285535&pid=177&nom_id=470
   Вольный иронический пересказ истории Троянской войны. Много остроумных моментов. Технические огрехи в основном не слишком грубые. Вместе с тем структура стиха предельно проста и непритязательна. Возникает вопрос, в чем суть произведения? Ради чего оно написано? И, честно говоря, нахожу только один ответ: ради забавы, ради смеха. Нет бы, немного философии добавить. Глядишь, и получилось бы нечто значительное, а так – веселая безделица…
   
   3. Александр Даннилюк. Бородино (воспоминание ветерана)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=283098&pid=177&nom_id=470
   «Скажи-ка дядя…». Стихотворение хорошо, добротно сделано и момент публикации подходящий – в сентябре 200 лет бородинской битве. Жаль, что автор не нашел собственного, более свежего подхода к теме. В таком виде произведение воспринимается как парафраз хрестоматийного лермонтовского «Бородино».
   
   4. Никита Брагин. Зимний пейзаж в стиле Питера Брейгеля Старшего
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=279435&pid=177&nom_id=470
   Насчет Питера Брейгеля – не знаю… Тут Россия во всей красе. Будто два фотоснимка, сделанные в новогоднюю ночь с интервалом в сорок лет. Все обозначенные точными и выразительными мазками (уж, если проводить параллель с Брейгелем) язвы времени уже, кажется, давно навязли в зубах и их поминание вызывает только вялое раздражение, тем не менее, автор - честь и хвала ему за несклонность к модному мазохизму! – заканчивает вполне оптимистично с верой и надеждой глядя в будущее.
   
   5. Сергей Гамаюнов (Черкесский). Туркестанские зарисовки
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=285980&pid=177&nom_id=470
   Хорошие зарисовки. Сочные, содержательные, глубокие, тематически разнообразные. Тут и судьба Арала, и труд хлопкороба, и соколиная охота. Очевидно, что автор не претендует более, чем на зарисовки, а жаль! Можно было бы из этого материала и более масштабное произведение сделать. Поэму, скажем.
   
   6. Владимир Колодкин. Осенние капризы.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=279841&pid=177&nom_id=470
   Нежные певучие стихи осеннего цикла. Тонко переданы переливы настроения осени :
   «Ах, осень, зачем твою тихость в печали
   Так часто сменяет неправедный гнев?»
   Вместе с тем, начиная анализировать эти стихи, производящие такое приятное впечатление, обнаруживаешь, в основном, джентельменский набор образов. Осень – рыжая девчонка, девы-березы, ветер – сорванец… Впрочем, первое стихотворение цикла заметно выделяется свежестью метафор. В нем, правда, меня смутила фраза: «Обиженный лес в замирающей плоти
   И дышит с опаской – повсюду вода». Что-то тут не понятно с «замирающей плотью»…
   
   
   Янна Белова. Ушла любовь - не соответствует положению о конкурсе.
   
   
   Лой Михаил. Письмо ангелу. – аналогично
   
   Николай Вуколов. Настало время ЧИ. - это тоже не цикл, а подборка.
   
   Тальяна Иванова-Юртина. Морозная ночь – тоже вне номинации! (41 строка – мал объем для поэмы)
   
   7. Александр Рандэльф. Крымский пляж
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=286672&pid=177&nom_id=470
   
   Поразительное свободное и свежее по форме произведение! Блестяще с иронией воспроизведены сценки пляжной жизни. Особенно хороши сочные пассажи тинейджерского жаргона. Гимн морю, вплетенный в текст и сюжет тоже хороши. Но главное, конечно, это эмоциональный контрапункт. Он просто ошарашивает, когда выясняется, что за этим расслабленно беззаботным курортным передним планом скрывается безысходная трагедия лирического героя. И раскрывает автор ситуацию мастерски - исподволь, сдержанно без надрыва и истерики. Браво!
   
   8. Карапетьян Рустам. Словно бы нет у него и других забот.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=281576&pid=177&nom_id=470
   Цикл стихотворений на тему ангелов «управляющих» человеческими судьбами. Помимо сочных образов, хочу отметить меткие глубокие философские сентенции. Интересную «ангельскую диалектику» предлагает нам автор:
   «Он не злой, а просто служба его такая:
   Научить ходить, терпя синяки и грабли».
   
   А вот это вообще шедевр, если за поверхностным мистически-эмоционал­ьным­ смыслом увидеть второй план:
   
   «На то ведь оно и Чудо,
   Чтобы случаться не на заказ,
   А иногда. И совершенно случайно»
   
   Это, ведь, (без шуток!) картина мира с точки зрения второго закона термодинамики и квантовой механики! Во как!
   
   9. Зоя Соснина. Отшельник
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=279779&pid=177&nom_id=470
   
   Эта работа была в первом этапе ВКР этого года и получила от меня очень высокую оценку, однако поощрять авторов на повторы не считаю возможным, тем более, что в СК зреет мнение, что повторы, вообще, надо запретить.
   
   10. Владимир Безладнов. Ладыжичи.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=248005&pid=177&nom_id=470
   Трогательное, печальное и, в сущности, бесхитростное повествование о реальной трудной судьбе женщины, прошедшей через самое пекло войны, пережившей бедственное послевоенное время, да еще потом оказавшейся жительницей Чернобыльской зоны. Если бы не конкретика и достоверность повествования (практически документального, насколько я понимаю), можно было бы порассуждать о типичности лирической героини, и о литературной традиции «писателей-деревенщи­ков».­ В данном же случае автор не придумал судьбу своей героине, а описал реальную человеческую жизнь, которая оказалась одновременно и выразительной, и типичной, и трудной.
   Впрочем, и герои «деревенщиков» тоже вполне достоверны и типичны. В этом и заключена их сила.
   
   11. Олли. Железнодорожное.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287581&pid=177&nom_id=470
   Несколько раз прочел и остался в некотором недоумении. Вроде и поэтично, и грамотно, и достаточно свежо, и находки есть весьма удачные («опять упаду, зацепившись душою за подлое "нет"). – а, вот «ах» сказать не могу… Дочитываю с некоторым усилием, изъяна не вижу, но сам себя спрашиваю: « Ну и что?...». Отнести это за счет особенностей моего лично восприятия? Но должна же быть какая-то, хотя бы субъективная причина? Чего мне не хватает?...
   Может быть, композиции и внутреннего единства цикла? Первое и второе – «интровертные» стихи. Полностью обращенные внутрь ЛГ и «зацикленные» на ее душевном состоянии. «Железнодорожная» тема здесь абсолютная частность.
    «Монолог проводницы», на мой взгляд, самое яркое и интересное стихотворение. Здесь и ситуация, и состояние, и характер лирической героини, и фактура вагонной обстановки – все передано превосходно. Причем, без надрыва и крайностей, с равнодушием усталости (что соответствует состоянию ЛГ), а значит – достоверно.
   «Мой поезд». Здесь поезд – аллегория жизненного пути, не более того.
   «От рассвета до рассвета» - стихотворение настроения. Здесь, в сущности, нет ни сюжета, ни идеи. Они автору были просто не нужны. Есть формальная фабула, служащая для создания настроения…
   И все-таки, наверное, это не цикл, а подборка стихотворений, в которых как-то упомянута железнодорожная дорога. Не более того…
   
   12. Игорь Лукшт. Баллада серебрянной ноты
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=101082&pid=177&nom_id=470
   Блестящая работа! Помимо «фирменной» сложной рифмовки в строфе, тут многое можно отметить. Для начала – интрига. Автор умело ее поддерживает до поры до времени. Далее – сюжет. Это печальная сказка в духе Андерсена, в которой мастерски очеловечены лесные птицы.
   Добавим сюда великолепные образы. Ну, например: «В бойницах сумрачного бора день полоскал небес заплатки». А как изображено падение с дерева: «И иглы воздуха впились в мою разъятую гортань, И в вверх струящуюся ткань стволы листвяные слились».
   
   13. Елена Куприянова. Одуванчики (памяти мужа)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287755&pid=177&nom_id=470
   Совсем небольшой триптих, наполненный не столько скорбью, сколько теплотой и любовью. Написано просто, но гладко, без огрехов. Очень хорошее впечатление оставляет работа, несмотря на отсутствие в ней литературных изысков.
   
   14. Захар Правдин. Колымский цикл «мемориал»
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287822&pid=177&nom_id=470
   При всем уважении к теме и эмоциональному отношению к ней автора, должен констатировать, что стихи очень слабые и не выдерживают никакой критики.
   
   15. Галина Пиастро. Юнона
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=271211&pid=177&nom_id=470
   Стихотворения цикла удачно стилизованы в духе античности. Пятистопный размер (в начале дактиль, в конце – анапест) для этого очень даже подошел. Сразу вспомнился перевод «Илиады» Н.Гнедича.
   Содержательная и добротная работа! Тут и философские темы бессмертия, сущности и смысла веры, взаимоотношения божественного и человеческого. Тут и весь генезис мифической героини от шумеро-аккадской Иштар до римской Капитолины Юноны и Юноны Монеты, которая становится символом и идолом культа нового времени – поклонения деньгам.
   Основная мысль (еще не известно чей удел предпочтительнее человека или бога ) тоже отсылает нас к античности, перекликаясь с «Одиссеей», в которой герой выбирает долю смертного человека, возвращаясь от Калипсо к Пенелопе.
   Особо отмечу форму. Автор не поклонница силлабо-тонического стиха, тем не менее, в данном случае демонстрирует прекрасное владение им. Более того, еще и жесткой формой. Два стихотворения цикла написаны в форме сонетов, причем один из них итальянский, а другой французский.
   Есть, правда, и мелкие огрехи технического плана.
    Все словари дают ударение «насквОзь», а не «нАсквозь», как у автора. В строке «Ему храмы не строили, его имя не носит планета» не все в порядке с размером. Тут два лишних слога (18 вместо 16-ти) и, соответственно сбой ритма.
   
   16. Владимир Сухов. Только не о войне
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=276302&pid=177&nom_id=470
   Страшная жизненная история о послевоенных жертвах войны с определенным философским наполнением. Остроты и скорби добавляют повествование от первого лица и обилие деталей. Сюжетность произведения приближает его к поэме, хотя объем, пожалуй, несколько маловат для этого жанра. Стих гладкий, певучий. По технике замечаний нет.
   
   
   Юрий Ласковый. Пение Коноплянки. Объем менее 80 строк, что не соответствует положению о конкурсе.
   
   17. Алексей Коваль. Перерождение поэта
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=288080&pid=177&nom_id=470
   Впечатление противоречивое. С одной стороны - звучные стихи, наполненные интересными поэтическими находками («Я жизнь создал себе из капелек росы»). С другой - обилие ошибок типа «Я преклонялся Музе» (должно быть либо «поклонялся Музе», либо «преклонялся перед Музой»!) и далее «Я был прозрачный яркий силуэт» ( вообще-то, должно быть «я был … силуэтом» может сойти, конечно, за архаичную форму, но тогда возникает вопрос: к чему она здесь?)
   Однако это полбеды. Гораздо хуже полный сумбур мысли. Драматические восклицания никак не раскрыты, сюжетно не подкреплены. Мутные намеки не только не проясняют смысла написанного, но вызывают раздражение и желание воскликнуть «Король то – голый!».
   Получилась масса эмоциональных и многозначительно поданных, но бессодержательных сентенций. На первый взгляд красиво, а, по существу, пусто. В построении сюжета можно идти от общего к частному или от частного к общему, но нельзя ограничиваться только общим.
   Еще есть затруднение с жанровой классификацией. Общий объем меньше требуемого для поэмы. Текст разбит на четыре пронумерованные части. Можно было бы его рассматривать как цикл, но некоторые части совсем не тянут на самостоятельные стихотворения. На всякий случай, оценку все же поставил.
   
   18. Сергей Кривонос. Цветы и поле
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=288171&pid=177&nom_id=470
   Достойное во всех отношениях произведение вполне традиционное для автора. Стихи, как обычно, наполнены ощущением красоты и радостного покоя природы средней полосы. Нежная интонация и плавная музыкальность звучания зачаровывают. Выраженный философский подтекст создает второй план и придает глубину произведению. Генетическая связь со стихами Николая Рубцова, видная невооруженным глазом, подчеркнута эпиграфом к одному из стихотворений цикла и названием (цитатой из этого эпиграфа). Сама собой вспоминается и «Звезда полей».
   
   19. Николай Шумов. Музыка тишины
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=288391&pid=177&nom_id=470
   Триптих на осеннюю тему. Первое стихотворение называется «Музыка Тишины», при этом название не то, чтобы противоречит содержанию, но с ним совсем не коррелирует. Можно сослаться, конечно, на Умберто Эко, назвавшего свой роман «Имя розы» и отвечавшего на недоуменные вопросы критиков и читателей в том духе, что название в принципе не должно иметь никакого отношения к содержанию. Однако я не сторонник такой точки зрения.
   В шести катренах только в двух местах есть указания на внутреннее состояние лирического героя:
   «Душа спокойствием полна» и (с некоторой натяжкой) «Осенней лени благодать». В остальном это чистое описание природы, длинная череда случайных деталей пейзажа, попадающих на глаза автору (или ЛГ), снабженных кое-где нехитрыми сравнениями. Автор, как бы, блуждает взглядом по сторонам, не задерживаясь ни на чем. Ни что не наводит его на размышления.
   Вряд ли таким образом поданный пейзаж может быть интересен читателю. Он должен ассоциативно выводить читателя на философский или лирический контекст. Открывать ему стороны проблем другого плана – личных, глобальных. Для этого стихи должны содержать соответствующие смысловые параллели. А без них стихотворение получилось одномерным, как отчет о проделанной работе. Еще отмечу достаточно неудачный катрен:
   «В траву упавшая листва
   Шуршит тихонько под ногой…
   Всего лишь миг для торжества
   Осенней выдумки такой»
    Непонятная «осенняя выдумка такая» крайне неловко заменяет в контексте осень. И почему до торжества именно «миг» тоже не понятно…
   
   «День тепло ещё дарит порою» - второе стихотворение цикла, на мой взгляд, интереснее. Автор здесь изображает уже не случайный набор взаимно необусловленных картинок, а вполне логичный сюжет – осенний суточный цикл. Здесь мелькает даже некий персонифицированный герой, которым становится у автора «холодок».
   Есть, правда, и достаточно неудачные места. В частности:
   «И уже ощущается солнце
   В золотистых лучах торжества»
   Предложение построено неопределенно. Тут, вроде, «торжество» само по себе с «золотистыми лучами», в которых появляется солнце. Это довольно странно с моей точки зрения …
   В строке «Своей сочно-зелёной красой» довольно грубый спондей.
   Еще меня озадачила сентенция:
   «Осень, осень, с тобою сравнится
   Только осень, такая точь-в-точь»
   Возможно, я придираюсь, но, кажется, сравнивать абсолютно одинаковые сущности дело совершенно бессмысленное.
   «Ты всё еще приветлива» - третье стихотворение. Тут персонифицирована сама осень, к которой обращается автор. Задумано стихотворение совсем не плохо, автор мысленно движется по временной оси от осени к зиме, глядя на настоящее и предвкушая ближайшее будущее. Кое-где сбит ритм (выпадают слоги). Есть еще пара мелких замечаний по деталям и содержанию.
   «Кричат с берёз об осени,
   тоску рождая, вОроны»
   ВОроны (в отличии от ворОн) птицы не стайные, живут в лесах подальше от человека, и представить их сидящими во множественном числе на березах можно только предположив, что где-то рядом образовалось много их любимой еды. Что это за еда, думаю, каждый сообразит, вспомнив известную песню «Черный ворон». Таким образом, прорисовывается не слишком приглядная картинка…
   И наконец
   «И ёлку Новогоднюю
   пойдем искать в лесу»
   Давайте не пойдем, а!? Людей на земле все больше, а лесов вокруг все меньше… Не говоря уже о том, что это пропаганда правонарушения.
   
    Владимир Ковалев. Думы, мои думы. О предательстве
   По положению о конкурсе это не поэма, поскольку строк меньше 80-ти. И циклом это тоже нельзя признать. Не считать же отдельным стихотворением отделенное звездочками последнее четверостишье!
   
   20. Ирина Геращенко. А было ли счастье?
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287552&pid=177&nom_id=470
   
    Цикл любовной лирики. «Сложные отношения» - вполне традиционные стихи о любовной, скорее даже семейной, неудаче. Причем, концовка мне не приглянулась:
   «Получившим семейный венец,
   Нужно выйти на площадь влюбленных
   Вдоль аллеи разбитых сердец
   И отчаянья душ опаленных».
   Получается, вроде, сначала свадьба, потом разбитое сердце и опаленная душа, а уж потом «площадь влюбленных». Обычно все-таки порядок чередования событий и душевных состояний другой.
   Еще обратила на себя внимание строка: «Упакую в коробку фату». Не брошу на дорогу, не сожгу, а «упакую в коробку»! Правильно! Она ведь еще пригодится! Замечательная предусмотрительность­ лирической героини! Только вот в глубину ее переживаний уже не веришь… Поэзия не терпит подобных семантических неточностей!
   «Правда и ложь» - очень неплохое, хоть и маленькое стихотворение. Хорошо обыграны и удачно вплетены в ткань стиха идиомы «горькая правда», «сладкая лож» и выражение «мягко стелет, да жестко спать».
   «Перемирие» - еще одно маленькое стихотворение с достаточно четко выстроенным сюжетом и ясно прорисованной ситуацией. Однако концовка мне не понравилась.
    «Снова на судьбу мы тихо ропщем,
    Разгребая от углей золу».
   Если точнее, то финальная метафора. Состояние временного примирения, как-то не очень ассоциируется с «разгребанием от углей золы». Пожалуй, тут наиболее неудачен глагол. Вот, если бы сказать «Сметая золу от сгоревших углей» (размер, конечно, не тот, но речь сейчас о другом). «Разгребать» значит рыть ямку, делают это обычно для того, чтобы там что-то найти. Здесь же речь о другом: была ссора – горевшие угли (кстати, упоминания о горении в авторском варианте метафоры тоже явно не достает), осталось неприятное душевное состояние – зола. От него надо избавиться, т.е. смести, удалить. Опять мелкие, казалось бы, семантические неточности убивают поэзию.
   «Удар судьбы». Задумано хорошо. Есть композиция (ночь – нервные дни - новый рассвет не несут перемен и по-прежнему «умирает душа»). Есть ощущение текущего времени и неизменного тягостного состояния лирической героини. Но может ли душа так долго умирать? Болеть, страдать, рыдать и т.п. – да, но умирать?.. «Умирание» процесс прогрессирующий и конечный. Вот если бы в третьем катрене душа умерла, тогда все было бы логично. Не очень хорошо в таком маленьком стихотворении повторение рифмы «вены-перемены», причем предложение
    «А новый рассвет, не спеша,
   Крадется, забыв перемены»
   Опять семантически неточно, поскольку допускает толкование в смысле «забыв, что произошли перемены», что прямо противоречит контексту.
   И, наконец, «будоражить вены» - сомнительное изобретение автора. Есть устойчивое выражение «будоражить кровь», есть близкие по смыслу выражения, построенные на сочетании «кровь в венах» («бурлит кровь в венах», «вскипает кровь в венах» и т.п.), но делать из них эклектичный гибрид не стоит.
   «Уезжаю я». Здесь сразу режет слух произвольно плавающий размер, придающий стихотворению вид довольно беспомощный. Можно было бы привести достаточно много замечаний, но я уже устал. В основном это семантические неточности, являющиеся следствиями где-то неудачных грамматических конструкций, а где-то неудачных метафор или определений. К чему, скажем, употреблено определение «выцветшая» по отношению к двери? Ради размера?
   Тут уместно напомнить об одном табу поэзии: она не допускает пустословия. Информативность поэтического текста существенно выше информативности текста прозаического. Это не я придумал, а Ю.Лотман. Отсюда и недопустимость всяких слов связок, вставок и т.п. не несущих семантическую нагрузку.
   «Память». Опять хорошая задумка. Содержательно, сюжет с логическим развитием, за таким интересно следить читателю. И опять целый ряд сравнительно мелких замечаний.
   Ну, вот строка:
    «Но она вцепилась в душу намертво
   И поет, как прежде, о своем»
   Разве не видно невооруженным глазом, что «поет» здесь не тот глагол? Тем более, что рядом слово «душа». Тут же всплывает ассоциация с выражением «душа поет». Автор! Оно вам нужно?! Память у вас в контексте не поет, а шепчет, кричит, ворчит, бубнит – что угодно!
   Помните у Есенина:
   «…Водит пальцем по мерзкой книге
   И, гнусавя надо мной,
   Как над усопшим монах»?
   Вот, как должна вести себя память в вашем контексте!
   Теперь концовка:
   «Вспомни, было в жизни и хорошее!
   Память приняла надменный вид
   И мое, перебирая прошлое,
   До утра, задумавшись, молчит».
   Мнится мне, что тут внутреннее противоречие: если память перебирает прошлое, значит, она не молчит, если она молчит, то, стало быть, ничего не перебирает. Суть в том, что автор незаметно подменила память неким воображаемым внутренним собеседником (опять же, как в «Черном человеке» Есенина), но не отделила одного от другой и перепутала их свойства.
   
   21. Виктория Викторова. Послелетья темная вода.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=288898&pid=177&nom_id=470
   
   Я бы сказал, что это августовский триптих. Август присутствует в каждом из трех стихотворений цикла как символ предчувствия осеннего увядания, носитель настроения прощания, разлуки.
   Недостатком работы представляется «одинаковость» всех трех стихотворений. От триптиха можно было бы ожидать три разных взгляда на одну и ту же сущность (предмет, ситуацию, время года и т.п). Здесь же, отчасти за исключением первого стихотворения, где, помимо прочего, четко прорисован любовно-лирический сюжет, все как-то одинаково. Вероятно, стихотворения были написаны каждое само по себе, и поэтому автора не беспокоила их похожесть. Они и хороши каждое по отдельности (в них, действительно, все в порядке с языком, настроением, мыслью и образным строем), а вместе не очень смотрятся.
   
   22. Вера Соколова. Венок сонетов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=288985&pid=177&nom_id=470
   Сонеты, взятые по отдельности, безусловно, хороши там почти не к чему придраться. Да и канон венка сонетов соблюден, насколько я могу судить. Не могу, правда, спокойно пройти мимо рифмы «пытаясь – стараясь». Что касается венка как целого, то он страдает типичной болезнью жанра - многословием. Причем, ощущение это усиливается из-за того, что в первых трех сонетах просматривается четкая композиция, которая настраивает читателя на ожидание логичного продолжения. Тут явно видны вступление, завязка, намек на развитие сюжета и … все расплывается. Начинаются тематические скачкИ и смысловые повторения. Словом, автор «растекается мыслью по древу». Возможно, я слишком много хочу от этой типично средневековой формы – предельно жесткой, объемной, многословной, велеречивой? Кажется, в современной поэзии она годится только в качестве упражнения на технику…
   
   23. Булатоф Федор Валентинович. Мысли слов
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=285956&pid=177&nom_id=470
   С большой натяжкой эту подборку кое-где слегка рифмованных афоризмов можно считать стихотворным циклом. Объединяющим принципом здесь будет, конечно, форма. Однако всерьез эти двадцать семь коротких строк в данной номинации, конечно, принять нельзя. Тем более с такими перлами, как «Чтоб слеза прошибала и жуть /Там, под ложечкой где-то сосало» или «Потом над собой смешно». Кстати, авторское название «цикла» из той же серии…
   
   
   24. Ляховецкий Аркадий. Машина времени.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289152&pid=177&nom_id=470
   Цикл имеет четкую композицию, построенную по круговому принципу от философской аллегории к эпической балладе и снова к философской аллегории.
   «На встречной полосе» и «Ночные шоферы» - философские аллегорические стихи.
   Обратила на себя внимание довольно вольная рифма «трасса – бояться».
   «Баллада о дяде Васе» - стихотворение совсем другого плана. Это живое повествование, наполненное фактурой эпохи, начиная с полуторки и кончая непростой, но такой типичной судьбой ее водителя. Все это дано через призму детских воспоминаний лирического героя.
   Несколько удивили строки «Жгли костерок, испеченный в золе
   Картофель запивали квасом хлебным». Показалось странным, что автор так хорошо владеющий языком и техникой стихосложения не нашел довольно очевидный вариант «…печеную в золе картошку запивали…» и т.д. - и без спондея, и ближе к живому языку. Может тут есть смысл, которого я не уловил?
    «История Опель-Капитана» оказалась в жанровом плане где-то посередине между чисто философскими стихами цикла и эпической балладой. Это, пожалуй, притча, основанная опять же на детских воспоминаниях. В сущности, здесь речь о проходящем времени, не только незаметно и кардинально изменяющем нашу систему ценностей, но меняющем саму суть вещей.
   Последнее стихотворение «За рулем» снова, вроде бы, чисто философское. Я, однако, обратил внимание на то, насколько хорошо в нем передана смена темпа движения от «полета» по автобану до остановки у первого городского светофора.
   
   25. Сергей Ворошилов. Край озерный, север дикий.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289876&pid=177&nom_id=470
   Цикл о севере. Скорее даже о северной осени. Красив, поэтичен, хорош. Обманчиво простой авторский стиль хорошо узнаваем. Здесь довольно простая на первый взгляд форма, без изысков, умело насыщенная глубокими образами и смыслами, находится в абсолютной гармонии с остальными составляющими произведения. Блеснули бриллиантами замечательные аллитерации:
   «Шуга шуршит ли,
   голоса
   ушедших душ из Заонежья».
   Браво!
   
   25. Ольга Королева. Моя славянская неоромантика
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=289939&pid=177&nom_id=47
   Неплохой романтический пейзажный цикл на темы славянских легенд. Постараюсь не обращать внимания на то, что первое стихотворение «Утро Гипербореи» я видел в ВКР уже раз пять, наверное, в разных редакциях. В остальном очень даже хорошо - выразительно, насыщенно, образно, остроумно, со знанием этнографического материала.
   
   26. Лысенко Михаил. Божественная комедия или баллада о менте
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=243522&pid=177&nom_id=470
   Большой объем, динамичное интригующее связное повествование, неплохой язык (можно пенять на обилие жаргонов, но это отдельный разговор, связанный с фабулой) – это в плюсе. В минусе фабула по шаблону сериала НТВ, однообразное и достаточно примитивное построение стиха, отсутствие художественности как таковой. Ну, как говорят тинэйджеры, «постебался» автор, мы поулыбались и на том разошлись…
   
   27. Наталья Лунева. Невстреча
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=287657&pid=177&nom_id=470
   Семь совсем маленьких фрагментов (даже не назову это стихотворениями) с эпилогом. Все они построены на игре словами, причем достаточно интересной зачастую. На мой взгляд, это скорее поэтический материал, чем произведение. Автор экспериментирует с этим материалом и смотрит, что получается.
   
   28. Александр Граков. Память
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=290316&pid=177&nom_id=470
   Цикл, посвященный судьбам поэтов прошлого, по замыслу и сути тесно перекликается с известной песней В.Высоцкого «О фатальных датах и цифрах».
   «Погоня» (памяти Владимира Семёновича Высоцкого). Энергично, с болью, горечью и пафосом написано. В стихотворении постоянно звучат и выразительно переплетаются сюжетные и образные мотивы произведений Высоцкого.
   «Ведь его место в рае
   Кто-то перекупил на Земле» - надо бы «в раю»!
   «Домой» (памяти Есенина).
   Стихотворение удачно выдержано в есенинском стиле и в есенинской интонации. Написано проникновенно и трогательно с чувством и даже блеском. Однако одно место меня немного смутило.
   «Рвану стоп-кран, скачусь у Перевоза -
   в траву по пояс, в лето – кувырком»
   Здесь довольно трудно отделаться от совершенно посторонней ассоциации – «на дальней станции сойду, трава по пояс» - помните? Хотя, с другой стороны, и в этом фрагменте есенинская стилистика налицо с достаточно характерными «рвану» и «в лето кувырком».
   Еще один момент отмечу:
   «с родимой хаткой, хламом у порога,
   (его всё недосуг, видать, прибрать)…» - случайная внутренняя рифма во второй строке несколько портит рисунок стиха и, я бы сказал, затеняет смысл излишне звонкой фонетикой.
   «Я знаю, мне не светит рай». Еще одно стихотворение, посвященное памяти В.Высоцкого. Присутствие в цикле двух стихотворений, посвященных Высоцкому и заимствование у него самой идеи цикла , подчеркивает особое личное отношение автора к своему герою. В ритме, лексике и настроении произведения легко узнаются «первоисточники-прот­отипы»­ песни Высоцкого «Тот, кто раньше с нею был» и «Дорожная история». Да, пожалуй, именно так мог бы писать Высоцкий в наше время…
   «Я насчет члена не допер
   И на партком вовсю попер» - тут, вынужден констатировать, грубый спондей и достаточно примитивную рифму, хотя нарочитая грубоватость и простоватость стиха вполне соответствует стилистике прототипов, написанных в жанре «дворовой песни».
   «Памяти Виктора Цоя» - последнее стихотворение цикла. Мастерски выполненный акростих с названием знаменитой песни в качестве ключа – «Звезда по имени Солнце».
   
   29. Александр Богайчук. Из цикла стихотворений о войне
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=290455&pid=177&nom_id=470
   
   Не могу не обратить внимание на то, что заголовок не соответствует подзаголовкам каждого из трех включенных в цикл произведений. Каждое из них названо автором поэмой. При желании, к этому можно было бы придраться. Если на конкурс подается поэма, то она должна быть одна.
   Однако, при ближайшем рассмотрении, по чисто формальным признакам выясняется, что все-таки это скорее три стихотворения, т.к. объем каждого менее 80-ти строк, требуемых для поэмы.
   Если говорить по существу, то, при всем уважении к теме, энтузиазма и эмоционального заряда у автора значительно больше, чем мастерства, чувства поэтического слова, владения языком, умения выстроить сюжет логично и связно. Можно было бы долго разбирать огрехи автора, но это, в основном, повторяющиеся элементарные ошибки, а потому заниматься ими не интересно.
   
   30. Алекс Кавин. Пустое
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=290698&pid=177&nom_id=470
   
   Не впечатлило. Даже после высокой оценки одного из коллег. Перечитал – опять не впечатлило… В начале наворочена откровенная бессмыслица, наверное, для пущей значительности, потом постепенно проступает достаточно банальный и унылый содержательный пласт на тему о несчастной судьбе России, в которой, как известно все очень плохо.
   Когда я читаю такие сентенции, то вспоминаю свой давний разговор в компании бельгийцев об особенностях национальных менталитетов. Тогда я задал вопрос: «А мы-то, русские, какие?», на что последовал замечательный ответ: «Да, в общем-то, вы нормальные, только, как евреи, все время жалуетесь, на то, как вы страдаете».
   
   31. Александр Кноль. Иду к тебе сквозь бешеные вьюги... (светлой памяти русской поэтессы
   Светланы Александровны Кузнецовой)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=290715&pid=177&nom_id=470
   
   Красивый, выразительный, скорбно-эмоциональны­й­ триптих памяти поэта Светланы Кузнецовой.
   Впечатление от работы очень хорошее, не смотря на печальную тему. Чувствуешь, что прикоснулся к настоящей поэзии. Одно только место вызывает возражение:
   «Облокотилась вдруг на сердце
   Во мрак летящая звезда…» - глагол тут, на мой взгляд, не удачный. Как может «летящая» «облокотиться»? Кроме того глагол «облокотиться» несет еще и грубовато-иронически­й­ оттенок из-за ассоциации с устойчивым жаргонным выражением «на фига оно мне облокотилось?». Поправить тут, кажется, достаточно легко.
   
   32. Наталия Иванова. Возвращение
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=282983&pid=177&nom_id=470
   Ностальгический цикл, возвращение в город детства. Написано правильно, гладко и аккуратно (кто бы сомневался, когда речь идет об авторе такого уровня!), но, как-то уж больно простенько. Может быть даже нарочито просто. Я бы сказал, что это стихи для детей – звонкие, с редкими и очень простыми метафорами, с простым, прозрачным, почти идиллическим смысловым наполнением и в целом вполне оптимистичным настроением. В основе произведения один единственный (зато, правда, глобальный) конфликт: мы и уходящее время.
   
   33. Рамиль Шерланов. ЦИКЛ СТИХОВ. ТАЛАНТЫ НЕ ГУБИТЕ В ДЕТЯХ (памятка для родителей и учителей)
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=273597&pid=177&nom_id=470
   Вопреки подзаголовку жанр обозначен, как «стихи для детей». Цикл по содержанию, конечно, поучительный, но с детскими стихами вряд ли стоило выходить в эту номинацию. Надо сказать, кроме того, что довольно много слабых рифм, а огрехи типа «пострИг», вместо «пОстриг» или «Рисовал он без прикрасы», вообще, на мой взгляд, не допустимы в стихах для детей. Нельзя забывать, что в отличие от «взрослой» поэзии они выполняют еще и дидактическую задачу, в частности должны учить правильно писать и говорить. Развернутые прозаические комментарии тоже, на мой взгляд, не к чему, особенно для стихов, размещенных в интернете, где можно моментально получить любую справку по любому вопросу.
   
   34. Татьяна Богатырева. Ты и я.
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=290944&pid=177&nom_id=470
   В этой работе, безусловно, есть поэтический потенциал. Автор чувствует и пишет, как поэт, при этом владеет словом и стихотворной формой, чувствует их. Что касается темы и содержания, то они, конечно, очень характерны для молодых авторов (особенно женщин). Однако искушенного читателя, переросшего возраст «любовного безумия» может повергнуть в уныние эта зацикленность на «ты и я». Любовные переживания часто становятся первичным поводом поэтического творчества. Однако большая поэзия начинается, когда проходит любовный бред и автор начинает видеть вокруг себя весь мир, а не только предмет своей страсти. Ну, как говорится, каждому свое и в свое время!
Ольга Королева[18.12.2012 20:38:01]
   Алексей, спасибо за добрые слова в адрес моей работы. От того, что стих побывал на ВКР уже раз пять - он только лучше раз за разом :))))
Алексей Хазар[19.12.2012 14:46:15]
   Это точно! :)))
Александр Граков (Лекса)[18.12.2012 22:00:00]
   Спасибо, Алексей!
   Я всего два раза в жизни встречался с Владимиром Семеновичем. Один раз мельком - на "канатке" в Пятигорске. Второй раз повезло больше - в шахтерском ресторане мы с другом почти два часа писали его импровизированный концерт на катушечный маг"Романтик". Он разрешил.
   О таких людях сложить собственное мнение можно лишь при личной встрече - его энергетика и обаяние сшибают с ног, озадачивают... и тут же вызывают ответную улыбку - помимо воли.:)
Алексей Хазар[19.12.2012 14:48:56]
   Да, я читал твои воспоминания об этих встречах и имел их в виду, когда разбирал цикл. Тебе повезло!
Никита Брагин[18.12.2012 23:16:28]
   Спасибо за обзор, Алексей!
Кривонос Сергей[19.12.2012 09:48:08]
   Алексей, спасибо за добрые слова, за обстоятельный обзор!
Александр Богайчук[21.12.2012 07:06:22]
   В свою очередь не могу понять, в чем видит Алексей не соответствие названия моего цикла «Стихи о войне» названию каждого из включенных стихотворений: «Ветеранам фронта и тыла посвящается…», «медаль «За отвагу», «Битва за Берлин»? И при чем тут одна поэма которая должна быть выставлена на конкурс, если мной на конкурс выставлена часть моего цикла стихов о войне (который состоит из 8 произведений), которые, в большинстве своем, написаны в виде поэм и, не иначе, так как «Поэма – это роман в стихах, а значит охватывает большой отрезок времени и включает в себя множество событий, в поэме много действующих лиц, тогда как стихотворение, даже крупное, рассказывает, как правило, об одном событии…» (интернет, «Википидия»).
   Далее, если быть последовательным, опять не понимаю почему менее 80 строк в каждой поэме? Счетчик (сверху страницы) показывает, что все поэмы в сумме составляют 289 строк – это, даже в среднем, составляет - 96 строк, не говоря уже о том, что статистика каждой поэмы следующая: 67, 110, 120 строк, следовательно, только одна поэма менее 80 строк. Это говорит о том, что Алексей судит о моих произведениях лишь прочитав первое из них и возможно даже не до конца… А, ведь, именно этой поэме на портале ЧХА в прошлом году на конкурсе о войне было присуждено жюри 3 место (хотя в номинации поэмы конкурс не состоялся, но итоги были все равно подведены и объявлены), а в этом году на конкурсе «Золотая строфа 2012» именно этим 3 поэмам, в номинации «Стихи о войне», жюри был присужден диплом лауреата. Как же так? Эти литературные критики менее компетентны, чем Алексей? Столько огрехов, элементарных ошибок, отсутствие мастерства: владения словом, построения сюжетной линии, логики и связности текстов – это все они упустили? А может это просто личное субъективное мнение Алексея, которое не стыкуется с другими мнениями и стоит доказать свою правоту (а мы поспорим…), даже если этим заниматься не интересно. Я считаю данные критические замечания предвзятыми и несправедливыми, по отношению ко мне и моим произведениям, выставленным на конкурс, поэтому не принимаю их.
    А. Богайчук
Александр Граков (Лекса)[21.12.2012 10:40:16]
   Саша, не горячись.
   "Платон мне друг, но истина дороже".
   Я знаю не понаслышке - Алексей слов на ветер не бросает.:) Поэтому просто взял твое первое стихо и пересчитал в нем строчки. Получилось - 61.
   А потом взял из него первые две строчки:
   "Земля ходила ходуном, горели танки, мины рвались…
   И весь ближайший водоем кипел от взрывов и окалин…
"
   Согласись, "рвались" и "окалин" как-то не очень рифмуются между собой.
   Далее Википедия:
   Окалина — это смесь оксидов, образующихся прямым действием кислорода при накаливании на воздухе металлов. Обычно термин применяется к оксидам не всех металлов, а только железа и меди.
   То есть, окалина - это уже конечный холодный продукт взрыва-рекции. Зачем тогда ты их слил до кучи в одной строке?
   Ну и далее по тексту...:):)
   Стихо хорошее, но его нужно дорабатывать. Ведь оно же о самом наболевшем. Тут с бухты-барахты нельзя подходить.
Александр Кноль[21.12.2012 16:27:48]
   Алексей, спасибо за обзор! Всё по делу и к месту, грамотно и доходчиво! Одним словом - профессионально. Впрочем, как всегда.
   Все замечания обязательно будут учтены и проанализированы!
   Спасибо организаторам и всей команде жюри конкурса!
   С наступающим Новым годом!!!
   С уважением, Александр.
Игорь Лукшт[22.12.2012 01:54:19]
   Алексей, сердечно благодарю за тёплые слова и высокую похвалу моей маленькой балладе, тронут сочувствием и умением сопереживать. С приязнью и уважением - Игорь Лукшт
Карапетьян Рустам[02.01.2013 16:24:16]
   Алексей, пойду вспоминать второй закона термодинамики и квантовую механику! :) Спасибо и с Новым годом!
Алексей Коваль[18.01.2013 12:46:06]
   Спасибо Алексей за разбор, и примите мои извинения за орфографию. Это моя самая больная тема. Стараюсь, исправляюсь . По не многу. Что касается смысловой оценки, то каждому свое.
   С Уважением Алексей.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта