Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" Автор: | Дина Исаева | | Тема: | А не заимствовал ли П.П. Бажов сюжет своих сказов из «Ночи на Ивана Купала» Н.В Гоголя? | Ответить |
| Если брать во внимание легенду о цветке папоротника, то можно найти много общего в этих двух произведениях. Сначала о самой легенде. Зачем на Ивана Купалу надо искать цветок папоротника? Какое счастье он должен принести? Сведения такого рода: «тот, кто завладеет этим цветком, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц и животных» не внушают доверия, источник сомнителен: «по народным повериям», сайт «Русская ведунья» http://znaiev.narod.ru/mail016.html. Или вот это: «До полуночи нужно отправиться в дремучий лес и отыскать там растение папоротника. Нужно очертить вокруг него круг и встать в него. Ближе к полуночи на папоротнике появляется цветочная почка, а ровно в полночь раскрывается сам цветок, который необходимо как можно быстрей сорвать. Именно в это мгновение появляется нечистая сила....». А вот другой вариант: «Чтобы сорвать папоротник, нужно в эту особенную ночь разостлать около растения священную скатерть, очертить вокруг себя круг освящённым ножом, окропить папоротник святой водой и молиться. Сорвав цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать без оглядки, или бережно положить его на раскрытую ладонь и нести до дома, не оглядываясь назад.) http://alsker.livejournal.com/516091.html Здесь даже и фото цветка прилагают. С домашнего подоконника. Он у них в ночь на 7 июля дома расцветает. Очень уж эти «народные поверия» неопределенные: ни то деньги найдешь, ни то ведьмой станешь, ни то еще что-то… Так что искать-то? Не говоря уже о «как»? Теперь посмотрим, что у классиков. У Гоголя вполне реальная любовная история с цветком. Бедный Петрусь влюбляется в прекрасную Пидорку. Корж, отец Пидорки, видит, как Петрусь целует его дочь, прогоняет жениха из хаты. Но сюжет развивается дальше. У Пидорки появляется богатый жених. Пидорка слезами обливается. Любит Петро. Клянется, что не будет танцевать с женихом: умрет. Что делать несчастному Петру? Сначала хочет идти в Крым и Туречину, честно навоевать золота и с добром просить руки Пидорки. Да не быть тому. Недобрый глаз подглядел их. Вместо Крыма бредет жених в шинок, где и встречает черта – Басаврюка. Говорит Басаврюк: «Завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник». И место встречи назначает: в Медвежьем овраге. Темно в овраге, хоть в глаза выстрели. «Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, все чудных, все невиданных; тут же и простые листья папоротника…Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая, движется. Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». Дальше на пне показался Басаврюк, весь синий, как мертвец, почудилось, что послышался свист, будто трава зашумела, цветы начали между собой разговаривать голосом тоненьким, будто серебряные колокольчики. Разделил Басаврюк палкой куст терновника, и перед ними показалась избушка на курьих ножках. Выбежала собака, оборотилась в кошку, а потом в старуху. Ведьма и указала место, где надо копать. Петро и стал копать. Уже хотел он золото достать рукой, как сундук стал уходить в землю, а позади него слышался хохот, более схожий с змеиным шипением. «Нет, не видать тебе золота, пока не достанешь крови человеческой!»- сказала ведьма. Не устоял перед богатствами ведьмы Петро и ударил ножом брата Пидорки. Дальше у Гоголя описывается шабаш ведьм. Все покрылось перед Петром красным цветом. Бежит он со всех ног домой. Спит два дня мертвым сном. Проснувшись на третий, видит два мешка с золотом. Тут и Корж его сыном родным признает, свадьбу готовит. Однако, от черта не будет добра. Недоброе творится с Петрусем. Петр оброс волосами, одичал, стал страшен. Бешенство овладевает им. Жизнь не в жизнь стала Пидорке. По Гоголю, сатана отрывает клады, а так как клады не даются нечистым рукам, вот он и приманивает к себе молодцов. У Бажова история цветка проходит не через один сказ. Нет у Бажова никакого черта, но есть Хозяйка Медной горы, клады стерегущая. Девка ладная, одетая в из шелкового малахиту платье, со своим войском – ящерками. И дело есть у нее к мастеровому. Нужен ей такой, чтобы никого не боялся. Если мастеровой сделает, как она наказывает, замуж за него выйдет. Сделал Степан, как она велела. Хозяйка ему свои богатства подземные показывает. Но не согласился Степан Хозяйку замуж взять, невеста у него была. Похвалила его Хозяйка да малахитову шкатулку подарила Насте – невесте Степана. С тех пор и пошел камень Степану. Сама Хозяйка ему помогает, богатства свои открывает. Только Степан счастья в жизни не имел. Невеселый стал, здоровьем стал чахнуть. Хворый придумал на охоту ходить к руднику, где Хозяйку опять повстречал. А осенью ушел с концом. Нашли его мертвым у высокого камня, а рядом с ним ящерку зеленую видели. Сидит, будто над покойником, голову подняла, а слезы из глаз капают. В руках у мертвого нашли изумруд. Но когда доставали, камни превратились в пыль. Это слезы Хозяйки Медной горы были. А в сказе «Таюткино зеркальце» Бажов говорит, что в одной руке у Хозяйки горит цветок, как хорошая охапка смолья, а дыму нет». Кто Хозяйке приглянется, тому она этот цветок и отдаст, а у самой сейчас же в руке другой появится». В сказе «Каменный цветок» рассказывает бабушка Вихориха Данилке про цветок Папоры. Будто цветет он на Иванов день. «Тот цветок колдовской. Клады им открывают. Для человека вредный. На разрыв-траве цветок – бегучий огонек. Поймай его – и все тебе затворы открыты. Воровской это цветок. А то еще каменный цветок есть. В малахитовой горе будто растет. На змеиный праздник полную силу имеет. Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит». Данилушка хочет выточить чашу по дураман – цветку, чтобы камень полную силу имел. Нельзя этого делать, а то к Хозяйке Медной горы в мастера можно попасть. Повадился Данилка в шахту ходить. Там и повстречал Хозяйку. Данилушка просит Хозяйку показать ему каменный цветок. А после не могли его найти. Кто говорит, что он ума лишился, а кто опять сказывал – Хозяйка взяла его в горные мастера. Бесспорно, что все изложенные здесь легенды о цветке папоротника очень похожи, хотя нанизаны на определенное время и место действия. Да и подход один: не приносит богатство счастье человеку. По-видимому, П.П. Бажов взял за основу изложение легенды о цветке папоротника у Н.В.Гоголя. Но, наверно, был и другой источник, который использовал Гоголь в своем рассказе? В комментариях к ППС Н.В.Гоголя Н. С. Тихонравов пишет, что сюжет Купалы был взят по-видимому Н.Гоголем из «Книги всякой всячины». Трудно указать какой-нибудь труд по этнографии и фольклору конца XVIII — начала XIX столетия, из которого Гоголь мог бы получить необходимые ему сведения. Более оправданными надо считать поиски в другой области — в травниках, цветниках, лечебниках и подобных памятниках письменности, которые были в большом ходу еще и в XVIII и даже в XIX веке. В подобных тетрадках нередко заключались не только наставления и рецепты медицинского характера, а сообщались сведения иного порядка, например, о папоротнике и других растениях, давались советы по практике кладоискания. (http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps1/ps1-491-.htm ППС Т.1. 1940) По другому праздник Ивана Купала называется (Праздник Ивана Травника). В ночь на Ивана Купала необыкновенная сила пробуждается в травах, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета – цветка папоротника. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор. Деревенские лекари и знахари никогда не пропускают этот день и за ночь собирают целебные растения на целый год. А о том, как искать его, опять ссылаются на Н.В.Гоголя. Н. С. Тихонравов пишет, что из того, что известно в ученой литературе о травниках, страницы „были“ Гоголя напрашиваются на сравнение с „Сказаниями русского народа“ И. Сахарова (т. I, кн. 2. Изд. 3-е. СПб., 1841, стр. 43), где автор, не любивший называть свои источники, всё же делает ссылку на какой-то „чародейский травник“ (стр. 42). Разумеется, Гоголь не мог пользоваться трудом своего сверстника, „Сказания“ которого вышли первым изданием в 1836 г., но не лишено оснований предположение о том, что оба они пользовались одним и тем же источником или источниками очень близкими. Ясно, что здесь речь может идти не о текстологическом совпадении или близком сходстве страниц Гоголя и Сахарова, а о близости объема сведений, образов, сравнений, отчасти — порядка в расположении материала. Пока читала, не заметила, как захватил цветок. Много в нем и правды, и таинственности. Может, цветет папоротник на Ивана Купала? Да не каждый его видит? Бажов рассказывает не только легенду о цветке по Гоголю, но и рассказ о Хозяйке Медной горы тоже строит по Гоголю: несметные богатства скрываются в земле, цветок папоротника, каменный цветок, змейки укажут на них, но не принесут они счастья человеку. А сколько богатства языка, проникновения в тайны построения сюжета можно найти и у Бажова и Гоголя – не счесть. Вот где настоящие сокровища сокрыты! Только ищи. |
| Странно это читать... Обвинения Бажова в плагиате у Гоголя.. А откуда Гоголь взял эти сюжеты? Я набрала в поисковике - сказания, легенды о папоротнике - и мне выдали массу ссылок на русские, японские, арабские, греческие, римские, английские и так далее сказания, легенды об этом цветке и о других цветах, почитаемых в разных странах ЗАДОЛГО до появления Гоголя и его произведений.... И у многих современных писателей (в основном детских) есть сказки о волшебных силах папоротника.... Что дальше?????? Все плагиатят у Гоголя? Бред НЕ хотела я писать в этой теме, так как глубоко уважаю и люблю творчество Павла Петровича Бажова и подобные "исследования" просто неприятны Больше я в этом разговоре не участвую |
| Думаю, что Бажов совсем в защите не нуждается. У него с оригинальностью изложения все нормально. Разве это плагиат? А вот легенда о цветущем папоротнике не у всех народов встречается. Даже если в том месте растет папоротник. |
| Солидарен с Надеждой Николаевной! Сужать тему о "волшебном цветке" до конкуренции всего двух знаменитых писателей - слишком современно по уровню незнания и неэтично по сути. Приведу только один параллельный пример. Кто из россиян не читал или не слышал страшилки с участием то ли демона, то ли колдуна по имени Волколак? "Не ходите, детки, в лес! Колдун-то обернётся волком да и загрызёт! И душа осквернённая в Рай-то не попадёт!" Мало кто в курсе, при этом, что сия легенда сложилась во времена колонизации русичами областей, ранее занятых скандинавскими племенами (от р. Москва и на север). В языческом пантеоне скандинавов было-таки божество по имени Локи. И существовало оно в двух ипостасях: Человека и Волка. Так вот, искать корни легенды о цветущем папоротнике следует в языческих взглядах древних славян. Что и делали, очевидно, великие русофилы. А нам и невдомёк. |
| Согласна, что корни легенды следует искать в языческих взглядах древних славян. Но речь идет не просто о легенде о том, что папоротник цветет на Ивана Купалу или нет, а о довольно развитой любовной истории, где герой погибает. |
| Уважаемая Дина! Даже я, израильтянин, прочитал в интернете о "быличках", на праздник Купальницы. Каждая из них предупреждает ищущего цветок папоротника о колоссальном риске для его жизни. Если я запросто ознакомился с содержанием "быличек", так неужто мальчики Коленька и Павлик ничего не знали про Перунов Цвет? |
| Папоротник мужской: размножается спорами. В народной медицине применялся в глубокой древности, как противоглистное средство и лечения болезней половых органов. Ран, язв и сухом плеврите. Внутреннее применение препаратов папоротника, как сильно ядовитого растения, требует осторожности. Вот и весь секрет, почему герой погибает от алчности. Кстати, любовные истории тоже связаны с половыми органами, а следовательно, в данных произведениях и с папоротником.. А был ли это плагиат или нет? В этом смысле, мы все занимаемся плагиатом (ведь не родились одинокими в пустыне и источник знаний у нас один, каждому по способностям). Главное не легенда, а художественная ценность произведений. В чем Гоголь и Бажов преуспели, каждый по своему. |
| А далась вам Дина Исаева. )) Она мелкая и неинтересная. Пишет из своей мелкой и неинтересной жизни. Мир повернулся на том, что ищет у кого-то плагиат. И оскорбляет другого этим. Я просто проанализировала и сравнила. Вот и все. Никто никогда не обвинял П.П.Бажова в плагиате, (и правильно делал). Там его и нет. Может вас оскорбляет чувство, что вы тоже кого-то обвинили не заслуженно? А может присутствовали при этом? Меня вот лично не оскорбляет такой заголовок. Я очень люблю и Бажова и Гоголя. И других в плагиате не обвиняю. |
| к Николаевой Елене. За что же Вы нас, коментаторов эдак то: "А читаешь комментарии... Знаете что? Товарищи, я предлагаю созвать экстренное партсобрание и осудить Дину Исаеву по полной. Из рядов исключить, имущество конфисковать и передать голодающим. Кто за, поднимите руку." Спасибо, что напомнили о горячо любимом ПРОШЛОМ. А сам ЗАГОЛОВОК, прекрасно написанной статьи автора, Вы как-то забыли процитировать. Очевидно, понимаете, что ИНСИНУАЦИЯ в нём и спрятана. к Дине Исаевой: К Вашей статье ни у кого из комментаторов никаких претензий нет и не было. Название бы поменять... |
| Если и есть в заголовке ИНСИНУАЦИЯ (я в словаре посмотрела!), то очень уж робкая и неуверенная (а не...ли). За таким вопросом всегда очень уверенное НЕТ !высказывается. А может Басаврюк у Николая Васильевича попутал. Тема такая. |
| Николаевой Елене: Статья Дины действительно прекрасная, уже потому, что она является результатом компиляции фольклора, кем-то собранного и размещённого в интернете. Я сам пробежался по тем страницам с огромным интересом: вот уж точно, - обрывки древне-славянских корней, разбросанные по просторам России. Вот только никакого Анализа этой информации я у Дины не нашёл. Зато, Заключение (со знаком вопроса) не заставило себя ждать: читайте заголовок статьи! И обновите в памяти термин "инсинуация"! Дине Исаевой: Дина, поверьте, я - не враг! И Кулаковский не желает Вам зла. Просто он по-своему процитировал библейскую заповедь "Не суди! Да судим не будешь!" С уважением и пожеланием успехов. |
| Дине Исаевой: Диночка! Забудем провокатора Басаврюка! Повинную голову и меч не сечёт! Не обижайтесь на коллег. Они пытаются Вам помочь. Ну, возможно, несколько жестковато. Не стесняйтесь обращаться за критикой. Как там у Чуковского? - Вот теперь тебя люблю я... |
| Спасибо, за доброе! Но, Вы хотите сказать, что таких тем не надо брать? А если они сами в руки идут? Знаете, заимствование, использование сюжетов или их элементов – это нормальное явление в искусстве. Не они определяют ценность и самобытность произведения. Сколько замечательных произведений написано на один и тот же сюжет! Не счесть! Почему это вдруг стало плагиатом? Возможно еще и появление сразу двух очень похожих произведений. Что ли два автора это одновременно услышали сами по себе (как открытие можно совершить одновременно). И время одно и то же, ну никак нельзя обвинить в плагиате. Да много ли странных и необычных явлений происходит. Если в науке: кто раньше – того и право, то в искусстве – кто лучше. А тут два совершенно разных прекрасных произведения с единым сюжетным стержнем. После Бажова вдруг Гоголя взяла и нашла то, что я долго вычитывала у Бажова. Будто что-то совместилось. Мне, если честно, подход Бажова к этой теме ближе. Без чертей. |
| Нет, Дина! Этого я не скажу! Но напомню, что Михаила Шолохова пытались обвинить в плагиате "Тихого Дона", что называется, "всем миром". Трудились многие годы с использованием методов Статистического Анализа, с расчётами на ЭВМ. А вышел из этого один "пшик". Материала не хватило. А у Вас ДОКАЗАТЕЛЬСТВ хватит? Ну, не считая "примата" Михаила Васильевича в связи с тем, что он имел счастье родиться раньше? Разве что, Вы покажете читателю, что Павлуша Бажов в своих творениях использовал не уральские, но полтавские "былички"... Но и в этом случае место Вашего Заголовка - в конце столь разгромной статьи. С уважением |
| Рекомендую "Жар-цвет" Амфитеатрова, как раз на эту тему. Прекрасное сочинение. |
| Не то, что заимствования, а и преемственности в рассматриваемых произведениях не нахожу. :( Вот, с сайта "Мифология Славян", малость откорректировал: Мiфiчная кветка, што iснавала ў фантазii беларусаў. Паводле народных уяўленняў, чалавек, якi здабыў кветку папарацi, набываў незвычайныя якасцi, ён разумеў мову жывёл i раслiн, яму адкрывалiся месцы захаваных скарбаў i розныя iншыя таямнiцы. Паданнi пра П.к. вельмi пашыраныя ў Беларусi i звязваюцца з купальскiм абрадавым комплексам. Менавiта ў Купальскую ноч самотна, босым i распранутым, смелы чалавек мог выправiцца ў пушчу шукаць гэтую кветку. Знайшоўшы яе, трэба было пакласцi на разрэзаную далоню (аб папаратнiк вельмi лёгка парэзаць руку, нават не хочучы гэтага) i несцi дамоў, нi разу не азiрнуўшыся назад, хоць нячыстая сiла будзе страшыць, выць, скуголiць, клiкаць. Вытрымаўшы такое выпрабаванне, чалавек будзе здольны чуць i бачыць тое, што iншым недаступна, ён здабудзе веды. Падставай для мiфа пра П.к. паслужыла свячэнне спораў папарацi, але не кожнай, а асаблiвай, у якой споры не на нiжнiм баку лiсця, а на асаблiвай мяцёлцы, якая нагадвае кветку. Такая папараць каралеўскi папаратнiк захавалася яшчэ ў Белавежскай пушчы i занесена ў Чырвоную кнiгу Беларусi Мне эта легенда в оригинальном виде знакома чуть ли не с пеленок, и папоротник такой я видел. Кто не верит, вот он :)) http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st091.shtml А каменный цветок- это совсем другой уровень фантазии. Не про любовь и бедность, а про любовь творческой личности. Нам не нужнен кокаин и опиум, Даже водка или никотин. Мы уходим жить в свою Утопию Всякий раз, как только захотим. Вот, я честно разъяснил, насколько, Милая, тебе не повезло: Лучше выходить за алкоголика, Если он с деньгами и не злой. Интересно, чье влияние сказалось: Гоголя или Бажова? :)) |
|
|