Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | недавно попалась в Инете интересная статья. http://www.openspace.ru/literature/projects/107/details/37739/?expand=yes&attempt=2 Рассмотрев эту статью в преломлении к нашему сообществу, подумала, что есть некоторая похожесть. Вспомнилась яркая полемика Ильи Рубинштейна и Галины Пиастро, реплики Николая Бурмистрова, Елены Николаевой, Наталии Акоповой по поводу результатов конкурса "Нам не уйти от этой даты..." Полагаю, что есть о чём поговорить. |
| Галя, добрый день. Очень интересный пост. О видео записи. В моей любимой Alma Mater (Кубанский мединститут) в бытнось ректором Б.Ермошенко на вступительных экзаменах в холле стояли мониторы и транслировался ход экзамена для болеющих за своё чадо родителей. Но...ректора ушли и... всё вернулось на круги своя. Теперь о сайтовом судействе:) Объективно оценивать всегда сложно, но НУЖНО. Предлагаемая открытость работы судьи по произведению конкретного автора с адресными аргументированными комментариями - это, возможно, беспроигрышный вариант. Вижу здесь важную составляющую для роста автора - этакий лифт для движения к более высокому этажу мастерства. Да, работа судьи усложнится: время работы с конкретным произведением увеличится (общение с автором может затянуться, если последний не будет соглашаться с доводами), придётся выкладываться по максимуму. Поэтому, как мне кажется, судья должен не только иметь опыт литератора, но ещё иметь соответствующее образование. |
| Добрый день, уважаемые жители ЧХА. Я только приехал с балаклавской "Пристани менестрелей", судил номинацию "Редкий жанр". В принципе сильных поэтов, которые способны что-то написать интересное в смысле по форме ни так и много, но вот его Величество случай. Приехала никому не известная поэтесса из города Токмака Галина Смирнова (Ким Смирганд) и выдала такие комбинаторные стихи, что меня грешного зависть заела: акро - мезо (три строки) - телестих. Плюс классную тавтограмму. Со мной в паре была Валентина Яровая, которая предпочитает избегать комбинаторики. Мы на пару долго цеплялись, но ведь это были стихи, не супер шедевр, но вполне внятные и имеющие местами образность. Конечно, мы отдали ей лауреатство. Устал от фестиваля страшно ( в сутки спал по 3-4 часа), но морально зарядился надолго. |
| Полагаю, Равиль, что усталость эта приятная. :) |
| Кондратьев Николай [01.07.2012 13:59:38]. Николай. Лифт, как подъёмник на этажи любого толка – всегда механизм, только различной физической природы и самого его устройства. Наш портальский «лифт», делающий авторов известными в среде его постоянных обитателей и гостей, вознесёнными на определённую ступень, во многом зависит как раз от деятельности судейского корпуса, можно сказать, и является «механизмом подъёмника». Впрочем, считаю, что высказанные мной пожелания увеличить прозрачность всякого судейства (СПР – системы принятия решений – о выдвижении на очередную ступень к Парнасу:)) могли бы более успешно применяться для жюри всех уровней. Реала, в том числе. |
| ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка) [01.07.2012 08:28:40] «Поэтому, как мне кажется, судья должен не только иметь опыт литератора, но ещё иметь соответствующее образование». Полностью и безоговорочно согласна со сказанным. Всё, Ириша, наповал: придётся мне, технарю до глубины души (что ниже этой глубины – тоже без официального литобразования:)), держаться подальше от СК. В этой горькой шутке достаточно серьёза: уверена, что некоторые из нас, членов Судейской Коллегии, также не могут предъявить дипломы ВУЗа по соответствующей специальности. Безусловно, работа многих на портале в качестве судей возможна только потому, что не нашлось достаточного количества профи, которые бы на общественных началах:) взвалили на себя сей тяжкий труд. Насчёт судейства. Мне кажется, что формат обычных конкурсов на портале должен проходить по апробированной общей схеме, когда Председатель жюри публикует Итоги конкурса, затем Ведущие номинаций представляют Обзоры (насчёт увеличения прозрачности оценок, выставленных каждым членом жюри, я говорила раньше). Далее возможна небольшая полемика (автор – член жюри). В отдельных случаях автор может направить апелляцию в адрес Руководства СК (об этом сказано в Положении о СК). Но более полное «общение с авторами» (цитирую тебя) конкурсами не предусмотрено. Для этого на портале есть другие проекты, например, литпроект «Вердикт» - вот ужо поле для гольфа:) Прости, для общения автор – критик. И по приведенному тобой примеру о Кубанском мединституте. Очень даже замечательно было. Так и должно бы. Ой: это - другая тема (опять нас поругают:)). |
| Галя, так критик тем более должен быть профи. Или я ошибаюсь:) |
| Ира. Критик должен быть профи. Знак "точка". Даже "!" Согласны ли настоящие, дипломированные профи-критики дружно прибыть на наш портал в нужном количестве для обслуживания бесплатных конкурсов - знак "?" Даже "??" |
| Вопрос риторический. Ситуация понятна - не согласны. Тогда вопрос - имеем ли моральное право выступать в этой роли? |
| Думаю, что в нашем, портальском случае, все имеем такое право: выполнять работу критиков. Такое же, как играть в любительских спектаклях, петь в народном хоре, даже как играть на скрипке в подземных переходах. Если мы все - именуемые авторами - имеем право писать. |
| Галя, ты права, что "... мы все - именуемые авторами - имеем право писать". И пишем. Но все ли имеем право критиковать. Если о себе - пишу давно, интересуюсь специальной литературой, уже более 10 лет посещаю литературное объединение, которым руководил до недавнего времени профессиональный литератор, но тем не менее считаю, что это не даёт мне морального права судить и критиковать. Но это моё мнение. А пребывание на портале, пусть не частое участие в конкурсах, внимательное прочтение обзоров помогает двигаться вперёд, а иногда вверх ( когда бываю отмечена), в своём творчестве. |
| Я тоже технарь (инженер-строитель), но, как мне кажется, неплохой поэт. Да, профильное образование даёт базу, но и шоры, которые не позволяют шагнуть за рамки привычного. Как показывает практика экспериментируют с формой и ритмикой как раз непрофи, а профи ищут необычного в обыгрывании смысла слов ( особенно словосочетаний). Это моё мнение. |
| Ира. Не занимаюсь софистикой, но право высказывать своё мнение, критиковать произведения искусства дано всем – мне так кажется. Если к нашим баранчикам:), то ведь на портале есть возможность каждому автору оставить своё мнение (отклик, рецензию) под произведением любого другого автора. Точно так, на любой художественной выставке, если есть книга отзывов, посетитель имеет право написать, что он думает об экспонатах. И т.д. Некоторое количество хвалебных или, наоборот, негативных отзывов тоже создают автору произведения определённую заметность, известность. Конечно, в этой теме идёт речь, прежде всего, о жюри конкурсов, о том, кто имеет право в них состоять. Безусловно, замечательно, когда в жюри входят специалисты. Но и это определение неоднозначно, для меня не однозначно. Ведь может быть дипломированный специалист-критик, вооружённый лозунгом: «Это мы не проходили, это нам не задавали:)». Причём, это может относиться даже к некоторым формальным признакам организации художественного произведения. Например, выученный на сугубо реалистическом искусстве, не воспринимающий никаких новых «веяний», всегда «зарубит» нечто новое, необычное. Ни в коем случае я не ратую и за критиков-дилетантов как вершителей судеб наших произведений. Всё правильно говоришь: учиться, повышать уровень, читать и писать:) стоит всем нам. Ты знаешь, что на нашем портале сложилось так: уже существует коллегия критиков – Судейская коллегия, где не все профи, далеко не все. Вот скоро начнётся приём новых членов в СК. Одно могу сказать уверенно: члены СК всегда должны показывать, доказывать выставляемыми ими критическими работами свою состоятельность, своё действительное право решать судьбы конкурсных произведений – оправдывать оказанное им доверие коллектива. Аллюзию на реплику Джабраила из «Кавказской пленницы» прошу не считать таковой:) |
| Галь, отклик, рецензия и даже критические замечания прочитавшего произведение - это, действительно, МНЕНИЕ. Согласна, что и критики - профи тоже разные - одни шагают в ногу со временем, другие затормозились в своём развитии и напрочь отвергают новые течения в литературе. Подписываюсь под твоими словами: " Одно могу сказать уверенно: члены СК всегда должны показывать, доказывать выставляемыми ими критическими работами свою состоятельность, своё действительное право решать судьбы конкурсных произведений – оправдывать оказанное им доверие коллектива." Да будет так, тогда подняться в лифте на новый виток своего творческого развития и получить известность в рамках портала смогут многие наши авторы. Галя, мне понравилась наша полемика:)))))) |
| Может быть, существуют, всё-таки, нюансы между понятиями: судья и критик? По моим многолетним наблюдениям)) в конкурсах присутствует 2/3 работ авторов, не знакомых с основами стихосложения ( я буду говорить о поэзии). Иначе, почему бы среди часто попадающих в поле зрения замечаний, типа: плохая рифма, либо не рифмуется, вовсе, сбой ритмики, либо полное отсутствие оной...Разговор идёт о "мелочах" без которых нет стихотворения. Для того, чтобы понять и отсудить ЭТО не нужно быть профи, а вот дальше идёт работа посложнее. Ладно скроенный стих -первая ступень к успеху, потом начинается волшебство. И оно или есть или -нет. Возможно, небольшие ростки, так и неоформившиеся в веточки, бутоны, цветы... Я -технарь по образованию, но душою всю жизнь- лирик. Признаюсь, что никогда не смогу написать таких блестящих обзоров, как некоторые авторы нашего Портала -гуманитарии, но разобраться в стихотворении и оценить его на уровне нашей самодеятельности, отчего бы и нет? Если направление деятельности нашего Портала напрямую завязано с конкурсами, где ж взять столько профи? Профи работают в других жюри и комиссиях уже другого масштаба, где речь идёт о серьёхных премиях и публикациях и нет места таким замечаниям, о которых я упомянула выше. |
| Оля, нюансы, несомненно есть. "...среди часто попадающих в поле зрения замечаний, типа: плохая рифма, либо не рифмуется, вовсе, сбой ритмики, либо полное отсутствие оной...Разговор идёт о "мелочах" без которых нет стихотворения. Для того, чтобы понять и отсудить ЭТО не нужно быть профи, а вот дальше идёт работа посложнее. Ладно скроенный стих -первая ступень к успеху, потом начинается волшебство. И оно или есть или -нет. Возможно, небольшие ростки, так и неоформившиеся в веточки, бутоны, цветы..." Всё верно. Что касается обзоров, то , наверное, для этого нужен опыт. Я тоже не взялась бы за обзор. Разобраться же в стихотворении - могу, а вот с оценкой такого разбора - сложности, одолевают вечные сомнения... Спасибо за участие в дискуссии.:))))) |
| Благодарю всех за участие в дискуссии. Приятного всем летнего отдыха. С уважением и теплом. Ирина:))))))) |
|
|