Приглашаем к участию в нашем традиционном конкурсе «Самый яркий праздник года». Правила участия в Положении (левая колонка)
Новогодний конкурс
"Самый яркий праздник
года 2022"
Положение о конкурсе
Информация и новости
Произведения конкурса








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Дежурный критик
Алла Райц
Кабинет критика
Диалоги с критиком. Вопросы и ответы
Буфет. Истории
за нашим столом
СИНКВЕЙН
МСП "Новый Современник" представляет
Марина Соколова
Хотела посвятить любви стихи
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Ольга Грушевская  
Тема:Обзор произведений конкурса "Что правит миром: добро или зло?". Проза - рассказы.Ответить
   Дорогие друзья,
   
   Прочитав все конкурсные рассказы, у меня, как у члена жюри, сложилось следующее впечатление. Все рассказы можно разделить, пожалуй, на две основные группы (я не говорю о тех, которые не отвечают теме, они отмечены ниже в Обзоре):
   1. Рассказы, в которых авторы ставят своей задачей ответить (или попытаться ответить) на поставленный в конкурсе вопрос. При этом используются различные художественнее приемы и структурные, и образные, и стилистические.
   2. Рассказы, в которых представлено зло (или добро, но этого мало) в повествовательной форме, как явление современного мира. Очевидно, здесь по умолчанию принимается тот факт, что раз автор поднимает такую тему (война, насилие, агрессия и пр.), то он уже не равнодушен. Задачи ответить на вопрос конкурса у автора нет, он – «комментатор.
   
   С первой группой, в целом, все понятно. Здесь есть работы совершенно разные и с точки зрения стилистики, и аспектов авторского анализа, и художественных приемов. Рассказы первой группы разные и по мастерству, но все они объединены попыткой найти ответ на вопрос конкурса: «Что правит миром: добро или зло?», попыткой показать противоречивость, многогранность и перетекание одного понятия в другое. Рассказы, таким образом, как бы являются некими философскими взглядами автора, преломленными в художественную образность.
   
   Вторая группа демонстрирует, как я называю, абсолютное зло нашего мира – война, смертельные болезни детей, жестокое отношение с нашими меньшими братьями и прочие ужасы. При этом констатация зла в некоторых рассказах передана образно, на хорошем литературном уровне, что, безусловно, оставляет читателя под впечатлением. Однако ни ответа на вопрос конкурса «Что правит миром: добро или зло?», ни попытки ответить на этот вопрос, ни какого-либо анализа истоков, первопричин, противоречивости добра-зла в этих рассказах нет – есть факты, воздействующие на читателя, есть зло и… хочется спросить: «И?» и что дальше? Что с этим делать? Нет ответа. Мне лично не виделся наш конкурс, как перечисление и изображение фактов абсолютного зла. От авторов в первую очередь хотелось услышать ответ на поставленный в конкурсе вопрос (во всяком случае, я ожидала) или хотя бы попытку с помощью художественных методов проанализировать, что же противопоставить или как противостоять существующему злу, как найти силы, чтобы удержать пусть и слабый, но баланс между злом и добром. Иначе вопросы повисают в воздухе, а рассказ превращается в репортаж из вечерних новостей.
   
   Итак, что получается:
   
   1. Зачем. Ветер
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85482
   Сразу возникает вопрос: Миром правит зло? Если автор возразит, отослав меня на финальный аккорд: «Я смогу встать…», я не соглашусь - звучит не очень убедительно. От главного героя ждешь какого-то нестандартного поступка, неожиданного хода, который повергнет в стопор и недоумение всю плохую компанию – иначе, зачем тогда писать этот рассказ, давайте сразу дадим фатальный исход и все тут. Показать, что есть плохие компании, есть грязь - не очень сложно. Может быть, стоило подумать над линией: как слабость превратить в силу? Или: в чем сила слабости? Наконец, как «сила Хама» может превратиться в ничто …
   В отношении языка. Читается легко, но есть мелкие замечание: в первом абзаце неоправданное смешение прошедшего и настоящего времен, «убыстрил» шал – может быть, «ускорил»? Что-то с повтором во втором абзаце?
   
   2. Кесарю- кесарево. Глава из романа "Условно, досрочно...", Мила Пельцева(Лукия)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85525
   Рассказ (глава из романа) – пример «перевертыша»: история, как наказано зло его же методами. Все просто: понятные персонажи, понятная ситуация, зло наказано… Незатейливая работа, незатейливая ситуация. Язык простой. Есть небольшая проблема с запятыми. Работа полностью отвечает теме, но что-то в ней не хватает – изюминки какой-то, чертовинки, которая оставила бы за кадром некоторую недосказанность. Ведь жизнь – она всегда что-то оставляет недосказанное. Хочется взять кисточку и чуть-чуть добавить в работу яркости.
   
   3. Ангел-Дева и Золотой Всадник. Злата
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85549
   Историческая ретроспектива, путешествие в прошлое – прошлое войн и борьбы под Господними знаменами, за официальное «Добро» против официального «Зла», а в принципе борьбы за власть и вседозволенность.
   Работа состоит из четырех зарисовок-миниатюр, «качественно» выписанных, словно срисованных со средневековых картин. Вновь задумываешься над вечной темой – что же есть добро и не зародился ли так всем хорошо знакомый лозунг «Цель оправдывает средства» еще в те далекие времена, когда мнимое добро и пути его достижения, оправдывались официальной церковью и благословлялись имением Бога.
   «Женщин, детей, старцев хватали безжалостные руки палачей и волокли на спешно воздвигаемые, на возвышенностях костры. Кто-то поджег ближайший дом с соломенной крышей, и пошла потеха! Некоторые молодые крестоносцы, вопреки установленным правилам, успевали попользовать особенно приглянувшихся девиц и по иному назначению. А что терять? Все равно за такое богоугодное дело, как уничтожение еретиков, грехи святая церковь отпустит».
   Работа полна философского смысла, колоритна, интересный исторический материал. Язык стилистически выдержан. Хороша пара-противоположнос­ть:­ Ангел-Дева и Золотой Всадник. Сомнение и уверенность, ирония и серьезность. Автор почти вплотную подошел к природе дуальности добра-зла, показал историческую подмену одного понятия другим, еще один шаг и…мы подойдем к вопросу о Единстве этих понятий. Но, наверное, уже в другой работе этого автора. (Крошечное замечание: кое-где в прямой речи дефис смешивается с кавычками – хорошо бы привести к единообразию).
   
   4. На грани. Хельга Янссон
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85560
   Рассказ представляет собой рассуждения главного героя, фэнтэзийного персонажа, на тему Добра и Зла. Он думает о делах, которые его народ нес (творил), отстаивая благие дела. Народы, которые обращались к им за помощью, называли их Светоносцами и просили о заступничестве.
   С одной стороны, работа соответствует теме конкурса, звучит торжественно, хорошо читается, легкий язык (по тексту: «прохожие» - прохожие бывают на улице; здесь, может быть, просто «случайные люди»?). С другой стороны, у меня сразу возникает ряд вопросов к некоторым «выкладкам» главного героя, которые представляются спорными, а посему их «торжественность» сразу снижается и остается лишь красивой оболочкой.
   Например, герой утверждает: «Когда молитвы слишком сильны, и доходят до нас, мы посылаем сюда посланников, и обидчик всегда бывает наказан. Зло уничтожается нами в любой форме, стоит нам об этом узнать». То есть Светоносцы – просто исполнители тех, кто хорошо молится. А кто молится? Хорошие или плохие люди? И что такое любая форма Зла – зла для кого?
   «Так было и на Земле, и на других планетах, где границы добра и зла нечётко означены». – То есть стоит обозначить четко границы добра и зла, так все сразу встанет на свои места? Где тот арбитр, который примет решение о границах? Или: «Зло - это разрушение, нарушение запретов и чистоты мыслей». Запретов, разработанных кем? Так все-таки нарушение запретов – это зло! И самое неожиданое: «До недавнего времени я жил на планете, где всё дышало гармонией, и было расписано, как по расписанию. Везде царило одно благочестие». Гармония и расписание, как это? Расписание ведь это что-то, спущенное сверху. Хотя… времена года – тоже гармония по расписанию, но это исключение. О таком расписании идет речь?
   Мне показалось, что под красивой формой, за словами «добро» и «зло» потерялся их смысл.
   
   5. Сто дней красоты. Анна Семироль
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85617
   Интересная работа. Поскольку добро нашими авторами представляется в различных формах, то тут мы встречаемся с Красотой, как одной из форм добра. Красота представлена во всем своем великолепии и буйстве, дурманящая и обезоруживающая – красота пьянящая. Автору прекрасно удалось передать не только все тонкости понятия «красота», но и то, к чему красота побуждает: «С упоением фанатичного усердия он охаживал своих жителей – детей своих! – незримым бичом, под стоны и рыдания вбивая в них жажду жизни», «Опьянённые дармовым небесным нектаром красоты, мужчины в возбуждении хватали нимф и богинь дома, на работе, шатаясь по переулкам, проспектам и бульварам», «Исчезла грязь с улиц и обветшавшие дома – первую заботливо укрыл снег, а вторые торжественно перевели в ранг «памятников архитектуры» и провозгласили «благородными руинами».
   Автор говорит о том, что красота, как и любовь, как и вообще добро в целом может носить разрушающий характер - прекрасно показано перерождение красоты, перерождение добра во зло: «Наркотическому обаянию красоты наступал конец. Город лихорадило и выворачивало в корчах неэстетичной ломки», «Красота металась над опустевшими дворами, билась в судорогах под ногами прохожих, валяясь в каше из грязного снега и уличного мусора. Она не понимала, как могут люди не хотеть её более. Королева скиталась по дорогам – босая, оборванная, потерявшая голос и рассудок. Её не замечали, а иногда и вовсе грубо отталкивали. Она гнила заживо, словно прокажённая – не жила, не умирала».
   Тут автор вводит нечто нейтральное – возрождение – весну – возвращение к саму себе.
   Удачная, на мой взгляд работа, где эмоциональность идет рука об руку со смыслом. Музыкальный язык, прослеживается определенный ритм построения предложений. Есть, правда, некие изыски, которые так накручены, как бусы на нить, что теряется разумность и смысл. Например: «воздух обернулся вдруг небывалой чистотой и свежестью» - в смысле обернулся покрывалом или обернулся – превратился, явился? «Роем незримых маленьких мух красота летала из дома в дом, всюду сея в сердцах и умах глянцевые семена кривых зеркал» - очень красиво, но … «глянцевые семена кривых зеркал» - авторские изыски, понимаю. Эти семена кривых зеркал проросли в конце рассказа, помню. Порой красота эпитетов и образных оборотов нам строят ловушки.
   
   6. Будни Гаишника. Величко Андрей
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85631
   Веселый незатейливый рассказ. Читается легко, с улыбкой. Ситуация стандартная: «злодобрый» гаишник всегда ждет нас на дороге, а там уж - как повезет. Без пафоса и особой торжественности автор показывает нам относительность всяких оценок на простом жизненном примере. На мой взгляд, рассказ несколько притянут к теме добра и зла.
   
   7. Ученик Христа. Автор: К.А. Прохоров (Сектант
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85674
   
   Библейская тема. Всегда чувствуешь себя не совсем уверенно, берясь комментировать работы на такую тему – предполагается глубокое знание материала и не только. Трактовки, авторские изыскания, индивидуальное видение…
   Прочитала с огромным любопытством и, прежде всего, получила колоссальное удовольствие от языка – отлично, сбалансировано, никаких лишних эмоций, каждое слово имеет свою «нишу», ощущение, что сказать по-другому и не возможно. Во всей работе есть свой ритм, полностью передающий исторический колорит. Я не знаю, как тогда говорили, но, похоже, что ТАК. Прекрасный диалог Каиафы и Иуды Искариота.
   Тема соответствует конкурсу: извечное столкновение Бога (Добра) и Сатаны (Зла) через их «представителей»: Христа и Иуду. Казалось бы, все просто: тема раскрыта (или предложено ее решение), зло наказано. Однако мне кажется, что рассказ намного глубже общепризнанной схемы. Здесь есть подводные философские камни. Не прост вопрос: в чем смысл предательства Иуды? Жадность, деньги? Всего то? Многие авторы пытались с разных сторон рассматривать это «предательство» и давали самые неожиданные ответы. Есть разные мнения.
   В данной же работе автор пытается предложить свой подход (во всяком случае, я так поняла). В связи с этим, хочу привести отрывок – великолепная сцена по ее значимости и изложению – сцена ожидания чуда. Иуда действовал искренне, в интересах Христа (так Иуда рассматривал свой поступок), ожидая чуда и славы для Учителя – увековечивание имени через муки и смерть – добро через зло.
   «В небесной синеве не было различимо ни единого облака. Огромная серая толпа, словно взволнованное море, плескалась и охватывала Лобное место со всех сторон. Но вот красные плащи римских воинов бесстрашно прорезали её, выталкивая вперёд, на высокий каменистый берег, ослабевшего Иисуса. Иуда возбужденно наблюдал за происходящим. «Давай же, Учитель! – то выкрикивал, то страстно шептал Искариот. – Вот, наконец, пришло время Твоей настоящей славы! Сейчас, сию минуту, и не по деревням где-то, а для всей столицы разом, Ты можешь явить Свою великую небесную силу… Ещё только одно маленькое чудо, – и Ты признанный всеми Мессия и Царь иудейский… Давай же, не медли, уже пора! От этого теперь зависит не только Твоя жизнь, но и моя…». Очень интересная работа.
   
   8. Ночной гость. Регина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85699
   Милый, забавный рассказ, ироничный, читается легко, без заумностей, язык «слаженный». Автор предлагает читателю посмотреть на нашу бедную Землю со всеми ее грехами сторонними глазами фантастического героя - коричневого карлика. Главная героиня – современная девушка, с долей юмора, находчивая (ее презентация достоинств нашей планеты: парикмахерская для собак, одежда из контейнеров, приют для бедных, и пр.), но не глубокая – добро, которое все-таки существует, она почему-то не замечает, поэтому оно так и не продемонстрировано. Героиня не отстояла нашу планету – финал пессимистичный. Хочется воскликнуть: подождите, все не совсем так! Любой минус имеет плюс – героиня пыталась что-то сделать, но… не довела до конца. Не хватает четкости, концовка вообще размыта. Нет боли (а ведь больно за Землю).
   «Жаль…Я могла бы Вам еще очень много интересного рассказать…
   Так что же Вы молчали, автор, у Вас было время!
   Но автор заканчивает, категорично подводя черту:
   - Спасибо! Мне достаточно…вполне! – гость внимательно посмотрел на хозяйку дома и быстрым шагом направился в ночь…».
   И кстати, карлик тоже не очень вникает в ситуацию – какая-то поверхностная ревизия у него получается, формальная, как у министерского чиновника. А ждешь от него умных вопросов…
    9. Поц в сапогах. Михаил Нейман
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85706
   История о том, как некий персонаж – бомж, отчаявшийся в жизни, «страшно озлобленный, задиристый и неудачливый», резко меняет отношение к жизни, сталкиваясь с неизвестным ему явлением – добром. «Поц (Кот) в Сапогах» - намек на сказку, чудо? Опять «перевертыш» – ждешь очередного пинка судьбы, плевка, а получается с точностью до «наоборот» – зло и неверие оборачивается добром и раскрытием души (Поц теперь сам может помогать другим).
   Язык добротный, автор – хороший рассказчик – в начале рассказа сразу создает «интригу», привлекает читателя к повествованию. Хорошо выписаны главные герои, проникаешься к ним симпатией, слушаешь их истории внимательно, они рассуждают о смысле человеческой жизни, о своей жизни, у каждого - своя история, грустная, но они не озлобились, как их друг, они нашли свой «пятый угол» и смогли жить, несмотря на невзгоды, с удовольствием: «Вы правильно определили, что мы никакие не бомжи, хотя, знаю, многие нас принимают за них. Мы просто очень любим море. И проводим здесь на берегу целые дни, а иногда и ночи, особенно летом. А для моря... Сами понимаете, на пляж во фраке не ходят». Хороший рассказ.
   
   
   10. Когда небеса плачут. Арт-Pain
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85708
   Рассказ построен из трех частей: тяжелый путь раненного главного героя Александра, чудом уцелевшего после боя и пытающегося выбраться из леса, диалог двух незнакомцев и финал – смерть главного героя.
   Первая часть, штрихастая, состоит из обрывочных воспоминаний страшного боя, в котором погибли почти все друзья Александра. Картина войны – зла – выписана реалистично, тяжелые «кадры» раненных, погибших… Здесь хочется отметить удачный кусок – лирическое описание погружения в сон: «..В мире царило затишье, наполненное чарующей неизвестностью дикой природы. …Все звуки, чувства и мысли сливались с тишиной в одно неосязаемое единство и становились чем-то большим, чем просто тишина. …Реальный мир терял свою материальность и превращался в ясные, но обрывочные образы, порождённые сном…»
   Вторая часть, отстраненная, есть философские размышления о добре и зле, о людях и их доброй природе – просто все дело в выборе. Автор ставит вопрос: «Отчего убийства, жестокость, плачущие голодные дети, равнодушие, чёрствость…?» И тут отвечает, что все дело в некой третьей черной силе, которая нарушает соотношение добра и зла, уничтожить которую не возможно. Есть очень удачные мысли (на примере лечения наркомании): внушить больному, «что только он сам способен справится с болезнью, а доктор – это всего лишь его помощник» - единственно возможный путь.
   Однако сам диалог обезличен. Кто эти участники диалога? Вопрос остается без ответа – читатель решает сам.
   Концовка короткая, торжественная. Хотя несколько смазанная, т.к. война несет смерть и вот она смерть уже и в финале, а где же «отголосок» жизнеутверждающего центрального диалога о добре? Но я нашла для себя ответ: очевидно страх смерти (любой страх несет в себе долю зла) переходит в слезы очищения главного героя (очищение, избавление от страха – добро). Но я это сама притянула. Не знаю, подразумевал ли это автор.
   Стоит поработать над слогом, чуть охладить эмоции, (а, кстати, реки могут «гудеть», при этом лаская слух?).
   
   
   11. Дядя и племянник. Автор: Шуляк Станислав
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85750
   Будем считать, что этот отрывок из романа - самостоятельная работа, без привязок к «закадровому» тексту. Общее впечатление – очень емкий, необычный и, безусловно, спорный рассказ. Прочитала с искренним любопытством по принципу: а что же будет дальше?
   Радует мастерский язык – живые, диалоги, ирония и комичность в одном флаконе (простите за сравнение). Совершенно «видимые» персонажи. Хорошо известный прием, но который не всем удается, - создание образа через речь персонажа. Вам удалось.
   Читаешь и ведь до конца не веришь, думаешь, игра, автор играет с читателем – истерическая игра на публику (которая не опасна для жизни – резать вены тупым ножом, напр.) с реальным намерением самоубийства (тихим, затаившимся) ничего общего не имеет. Не совсем верится, что Дима прыгнет. Но все свершается и… тут и поворачивается все та же медаль другой стороной: зло (самоубийство) избавляет старичков-родителей от психологических мук, страданий и страха, в которых они жили все это время:
   «– Вася, Аня!.. – позвал он. – Ступайте уже сюда! Все кончено! Хватит вам там на кухне прятаться!», «Это даже не поддается описанию, что им пришлось пережить за последние годы!.. «Павел Васильевич сделал такое большое дело!.. Если б не Павел Васильевич, вся эта история, должно быть, еще не один год тянулась». Предложено радикальное - черное - решение выхода из создавшейся ситуации.
   В представленном рассказе автор не берется за грандиозную картину жизни и судеб, нет – это всего лишь зарисовка (без первопричин и анализа) печальной жизненной ситуации, из которой один только выход – через смерть (очевидное зло) – она, оказывается, тоже несет добро.
   Работа написана гротескно, громко, эпатажно, очень динамично.
   
   12. Бога нет. Инна Лирваг
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85860
   Рассказ почти на бытовую тему, выражающий взгляд на жизнь многочисленных людей – все плохо (плохо выглядишь, набрал лишние килограммы, опоздал на работу, не успел, не сделал), кто виноват – все, только не я. Скорее всего, Бог. Действительно, почему же, если он всех так любит, то я живу не так, как хочу? Значит, Бога нет. Такой вывод и делает героиня рассказа вначале своего повествования, обвиняя во всех своих неудачах Всевышнего.
   Затем автор создает встречу героини с Богом в белом костюме, который все-таки таким извиняющимся тоном уговаривает ее поверить в свое существование – «Нет, просто я хотел показать, что не всегда виноват я», «Мне почему-то захотелось доказать тебе, что я есть, и я хороший», «Это не я. Это все вы – люди», «…я не виноват…». Пришлось и Богу оправдывать, что он хороший и ни в чем не виноват. Как только героиня в Бога поверила (он ее все-таки уговорил) сразу все стало хорошо: и на работу она не опоздала, и деньги за моральный ущерб выплатили и т.д. А, может быть, добро и зло (удачи и неудачи) живут в самом человеке и важно, как человек их в себе соотносит? Но это общие вопросы. На них в рассказе нет ответа. Но есть очень удачная мысль: «И… сделай свой рай красивее, а то уж слишком темно».
   
   13 Пророк. Вир Вариус
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85942
   Небольшой рассказ, в центре внимания оказывается таинственный незнакомец и юноша-студент. Студент произносит сумбурный монолог, манифест обрывочных знаний. Очевидно, автор пытается представить некую систему взглядов современной молодежи на ее же языке, хотя, на мой взгляд, есть очевидные противоречия:
   «По моим понятиям, Бог и дьявол – две стороны одной всемогущей Силы» - согласна, «которая в ответе за наш беспонтовый мир», – в ответе может быть только человек. «И, вообще я считаю, что эмоции присущи только человеку. – более, чем согласна. «Поверьте, нет ни рая, ни ада. Просто Бог кому-то после смерти оказывает уважение, а кого-то ссылает на задворки у космической параши» - противоречие. «Меня за это сатанистом обозвали» - юноша себе льстит, за ЭТО сатанистами не называют.
   Речь молодого человека, наводненная словечками «фуфло», «беспонтовый», «дерьмо» и пр., на мой взгляд (на основе личного опята), не типична: современные молодые люди, беседующие на подобные «философские» темы со «старшими», уже давно не используют такие эпитеты в качестве аргументов, прежде всего, потому что это уже не модно и не убедительно.
   Рассказ завершается таинственным исчезновением незнакомца и словами маленькой девочки «Цапля чахла! Цапля сохла! Цапля сдохла!».
   Наверное, автор, таким образом, оглашает приговор всему суетному миру, но это не очевидно, это лишь мои домыслы. Название рассказа - «Пророк», но кто Пророк, я не поняла, простите ради Бога.
   
   14. Митя (невыдуманный случай из школьной жизни) Автор: Антон Владимирович Кайманский
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85954
   Актуальный рассказ. То, о чем пишет автор, типично и часто наблюдается в современной школе. В данном случае родительская любовь, которая должна по своему определению нести добро и учить добру, оборачивается настоящим злом. На примере истории о мальчике Мите, которого якобы обижают все учителя (травят, выгоняют из класса и пр.), автор сумел продемонстрировать слепую, «неглубокую» (и, на мой взгляд, «формальную») материнскую любовь – мама Мити не может и не хочет видеть правды, ее ребенок во всем и всегда прав. Ее любовь основывается на непогрешимости своего чада. Это приводит к тому, что ребенок – плод такой установки - представляет для общества настоящее зло («…постоянно изводит новенькую девочку, причём всегда придумывает изощрённые формы издевательства. …распустил слух, что у девочки вши», «…утащил из рюкзака одной из девочек сотовый телефон и подложил его в портфель новенькой», «…пытался на глазах у друзей убить щенка. …думал отрубить ему голову лопатой,… решил использовать верёвку и едва не задушил щенка. Один из друзей не выдержал и спас животное. Теперь Дима считает его «предателем» и натравливает на него друзей» и т.д.).
   К сожалению, мама Мити остается глухой, не хочет видеть правды, требует «расправы»: «Мой сын ничего плохого не сделал! А вы ответите! Я на вас управу найду!...Вы ненавидите моего сына! Он что, крайний?». Такие родители плодят себе подобных – и вот уже образуется большая толпа людей, творящих зло, не желающих нести никакой ответственности за свои поступки, уверенные в своей безнаказанности.
   Идея очень хорошая, современная. Рассказ написан легко, по теме конкурса.
   
   15. Белый ангел. Валентина Черняева
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85999
   Добрый, теплый рассказ о белых (добрых) и черных (злых) ангелах – хорошая форма, найденная авторам, чтобы доступно и аллегорично рассказать детям, что же это за понятия – добро и зло. Рассказ-нравоучение,­ достойный для включения в книгу для детей для «домашнего чтения». Центральный монолог бабушки – «А вот станешь ты добрым человеком или недобрым зависит от того, какой ангел, белый или черный, станет тебе другом» и далее, - читается с интересом. Сначала ей вроде бы и хочется возразить: это что же, так все на ангелов и свалить можно? Я, мол, тут ни при чем, во всем ангелы виноваты. Но вот автор дает, на мой взгляд, ключевые слова: «И каждый человек в душе, то есть внутри себя, решает с кем ему по дороге жизни — с белым или черным ангелом».
   Уточнение (автор перечисляет дуальные пары): «…есть сладкое и горькое,…веселое и печальное,…мир и тьма…». Может быть, свет и тьма?
   Однако есть вопрос к автору: можно ли случайность расценивать, как плохой поступок (под мальчиком сломалась ножка стула, и он, падая, ухватился на скатерть, «утаскивая» на пол весь праздничный стол). Ребенка за такой поступок ставят в угол, не разговаривают и пр. Оправдано ли такое наказание за досадную случайность? Мальчик говорит: «Прости меня, пожалуйста, мамочка. Я совершил плохой поступок по неосторожности». Встает вопрос, а что такое плохой поступок? Может быть, это СОЗНАТЕЛЬНОЕ (неслучайное) действие (детское воровство, обман, жестокость по отношению к животным, жадность), когда ребенок знает – «это есть плохо». Но это мои мысли вслух, и я никоим образом не навязываю свою точку зрения автору.
   
   16. Обречённый стих, или талант его автора. Светлана Ливоки
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86025
   Автор пытается показать «муки творчества», процесс стихо-творения, сравнивая вынашивание стихов с вынашиванием ребенка.
   На мой взгляд, рассказ не соответствует теме конкурса.
   
   17. Во саду ли в огороде. Виктор Корсуков (Алекс)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86193
   Рассказ в рассказе: автор невольно подслушал в электричке рассказ старика. Здесь автор как бы объединяется с читателем - мы слушаем вместе, не вмешиваемся. Старик сразу обозначает тему своего монолога: «Интересная все-таки жизнь человеческая. Сучкастая. Мало у кого гладко бывает. Да и не бывает совсем. Это только с виду гладкая. И хоть пиши - запишись книги разные, кина сладкие ставь, всё равно про каждого не отгадаешь. Разная она. Случается, ну вроде хорошее дело сделаешь, а в конце окажется худо. Или наоборот. Вот оно как».
   И далее идет яркая иллюстрация тому, как добрый поступок повлек за собой печальную развязку. Добро превращается в зло? Вот и автор остается вместе с читателей под впечатлением стариковского рассказа, рассказа, похоже, о самом себе:
   «Я еще посидел на перронной скамеечке, вспоминая детали дедова рассказа. Не забыть бы. Нет, не забуду.
   Все мы кажемся себе добрыми да правыми. А всегда ли? Это только думается, что всегда. Кто-то нам жизнь укорачивает, мы кому-то».
   В рассказе есть четкая структура, все в нем увязано во едино, все гармонично. Работа отвечает теме конкурса. Прекрасный колоритный язык, певучи; с одной стороны, разговорный – речь старика так и льется, словно на пленку записана, с другой стороны – язык совершенно художественно выверенный. Читается легко и с удовольствием.
   
   18. Борьба. Элла Ольха
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86301
    Вне конкурса.
   
   19. Святыня. Игорь Симонов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86336
   Тема поиска смысла жизни, поиска прекрасного. Работа построена на известном тройном варианте, три узника пытаются определить, что же стоит за понятием «прекрасное». Каждый дает свое определение, свойственное, по мнению автора, трем периодам жизни человека.
   Работа интересна с точки зрения построения сюжета, философских рассуждений, представленных образов. Но рассуждения несколько размыты, нет выраженной увязки с темой добра и зла.
   Надо поработать с текстом, уж очень много ляпов. Если заинтересует, можно обсудить отдельно.
   
   20. Дедушка. Кузина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86433
   Очень теплый, добрый рассказ, легко читается. Дедушка, «маленький сухонький старичок», с доброй и чуть виноватой улыбкой, похож на сказочного персонажа, который приносит в приютивший его дом добро и мир: после его исчезновения в доме «практически не переводился свежий душистый хлеб», вернулся живым сын из Чечни.
   Конечно, сразу задаешься вопросом: а кто же этот старичок? Каждый решит для себя сам – покровитель, ангел, абстрактное добро…
   
   21. Отец и сын. Анна Никольская
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86713
   Тяжелый рассказ. Собачьи бои – отец, питбуль Крюгер («Такого ласкового и в то же время жестокого пса я больше не встречала»), против сына Файта. Рассказ произвел на меня тяжелейшее впечатление.
   Написано технически хорошо, «увлекательный» сюжет, интересен информационно, эмоционально насыщен. Но теме конкурса отвечает, на мой взгляд, лишь с точки зрения демонстрации зла – человек воспитывает собаку для убийства и наживы. Добро не присутствует. Вернее оно присутствует в животных, но истребляется человеком, который выставляет на ринг двух бойцовых псов, отца и сына, которые некоторое время до поединка проживали вместе, проявляя трогательную заботу друг о друге и были «не разлей вода». Автор проводит аналогию с узниками Дахау, где «начальство концлагеря для увеселения высокопоставленных нацистов, приезжавших в лагерь с инспекционными проверками, устраивало между заключенными бои без правил. Особая жестокость этой «забавы» состояла в том, что на ринг выводили родственников: отца против сына, дочь против матери. Бои велись на смерть. В случае отказа, расстреливали обоих, поэтому ради спасения детей, обычно родители жертвовали собой...».
   Прочитав рассказ, сразу хочется воскликнуть: Человек – это зло!
   В рассказе нет рассуждений или попытки найти выход, дается констатация печальных фактов, заставляющих читателя задуматься и самостоятельно сделать выводы.
   
   22. Час Свиньи. Коробкина Елена
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86798
   Необычная работа-аллегория. Завораживающий язык, «золотистая вязь письма». На мой взгляд, полностью отвечает теме конкурса – красота («прямой аналог добра») и безобразное («аналог зла») – есть одни и те же образы. Автор приходит к выводу, что важно уметь разглядеть и то, и другое в одном явлении – в этом мудрость и высшие знания. Зло умеет имитировать красоту! Красота представляется нам, как совершенство, которое оборачивается своей другой стороной: легкокрылые бабочки превращаются в свиней, а прекрасная женщина – в старую ведьму с морщинистым лицом. Иллюзии. С одной стороны работа романтическая, легкая, с другой – несет в себе глубокий философский смысл.
   
   23. История о Маленьком Карлике. Алла Февральская
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87700
   На мой взгляд, очень интересный романтический рассказ-аллегория о маленьком человеке, карлике, с большой и красивой душой. Живет такой человечек с маленькими радостями и маленькими мечтами, смотрит на «большой город» - «Поздним-поздним вечером, любой человек, идя по улице, мог увидеть маленького карлика с большими глазами, смотрящего из окна в окружении радужных мечт». Карлик мечтает жить легко и просто, но «Но на самом деле он жил ужасно тяжело. Он жил со скрипом и хрустом, с противным звуком ногтя по стеклу. Он не летел и даже не шел, а тащился по жизни, неся свое тело, душу, как что-то ужасно тяжелое, бесполезное и оттого раздражающее. На маленького карлика давили со всех сторон. Его придавливали большие, сильные и властные руки и слова, его мяли и теребили словно глину, пытаясь слепить из него красивого пупса, хотя он уже давно был карликом, и попытки вызывали только горечь и раздражение у творца и боль у карлика. Карлика расплющивали, придавливали, от него все время чего-то хотели и требовали, его все время к чему-то принуждали и что-то заставляли».
   В конце рассказа автор находит выход – Карлик выпускает свою душу в большой город – «Он выкинул ее, надеясь, что быть может хотя бы она долетит до тех красивых и далеких огней. И душа летела. Она летела со странным звуком боли, горечи и страха маленького карлика».
   Автор подчеркивает, что человек очень уязвим перед обстоятельствами, чужой волей, может превратиться в слабое ведомое существо, если не будет верен себе, и это есть зло, поскольку чужая воля уничтожает человека не только физически, но и душевно. Подавление воли – есть зло. Единственное добро и спасение – быть верным самому себе и своей душе. Тема добра и зла здесь рассматривается на очень личностном психологическом плане.
   Рассказ, на мой взгляд, отвечает теме, интересная задумка, написан неплохим языком (хотя некоторые повторения можно все-таки убрать, сделать рассказ более компактным и емким)
   
   24. Лейкотическая дилогия. Bulgator
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=87766
   Тяжелый рассказ - от лейкозов в мире умирают дети, и Бог этому злу не противится и, более того, ничего с этим не делает. Рассказ заканчивается страшной сценой. После похорон ребенка убитый горем отец обращается к священнику: «Скажите, батюшка, о каком Господе может идти речь, когда пятилетние дети умирают от лейкозов?». Получив от того ответ: «Пути господни неисповедимы, сынок», герой рассказа в исступлении забивает священника ногами (до смерти?).
   Не знаю, что сказать на все это. Могу сделать только один вывод (причем самостоятельно, без помощи автора): зло порождает зло. Именно поэтому Арсен мне видится опасным человеком в принципе – ничто не оправдывает насилия, а он уже в его плену. Зло «зависает» в воздухе…
   
   
    25. Зло и добро приемля равнодушно? Эрнест Стефанович
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=88682
   Два персонажа Тишеедис и Дальшебудис ведут «диалогики не без логики» о современном мире и нашем обществе. Ироничная работа, мысли вслух, выводы и заключения изложены с юмором.
    Забавная игра слов – опять словотворение – «Казнокрадис», «охлократия – от греческого "охлос" – толпа, чернь…», шарада: «первый слог – первое блюдо, второй – плод…Щ и с л и в а!». Но все таки, на мой взгляд, не совсем по теме конкурса.
   
   
    26. Листья на ступенях. Владимир Борисов (Vladimir)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=88719
    Рассказ об искушении молодого священника Отца Сергия. Хорошая работа. Написана просто, незамысловато, интересный сюжет - читается легко, технически грамотно (хотя есть небольшие замечания). На мой взгляд, чуть затянута первая часть (до необычной находки).
    Есть некая предсказуемость в развитии событий (автор сам предупреждает читателя: «Но вместо обычной молитвы, в голове вертелась странная, видимо от кого-то давно, может быть еще в детстве слышанная народная примета. – Крест чужой найти - не к добру», в описании Ольги – «…необъяснимый сплав выражения идеальной чистоты и порочности одновременно», ее брата – «…циганоподобной внешности, …вел себя как-то уж очень развязано, …все любовался найденным крестом, допытывался, не страшно ли Отцу Сергию ночевать одному в церкви, да когда начнется роспись потолка, да какие в его храме есть иконы. Свой интерес, он легко объяснил тем, что является выпускником Суриковского училища»). Как бы почти уже все понятно. Читатель ждет развязки, конечно, трагической. Что и происходит.
    Изложение темы добра и зла на примере истории отца Сергия – не нова, уже встречалась в литературе. Здесь же автор дает свое личное видение – не просто констатация фактов. Его герои выражают отношение к понятиям «добра» и «зла» через свои поступки – трагические поступки (любовь, внутренние метания, предательство, воровство, убийство, самоубийство).
   
   27. Восставший Каин. Кирилл Нагишкин
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=89287
   Честно? Не знаю, что сказать. Рассказ на меня почему-то впечатления не произвел, и вообще он мне тяжело дался. Мне кажется, что «библейские» темы можно трактовать как угодно (что и делается) и при этом обнаружить множество противоречий. В принципе, рассказ - в рамках темы конкурса: есть борьба добра со злом, зло наказано: «И сказал Енох отцу своему: «Не прервется род твой вовеки! Исполнит он завещание твое, и проклянет Бог тот день, когда создал он человека!» И упал Каин бездыханным у ног первенца своего. Так покарал Бог рода человеческого того, кто посмел восстать и стать Богом, презрев проклятие». Неоднозначное отношение.
   
   28. Зеркало души. DASHA.
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=89312
   Нравоучительная притча-сказка о том, что красота истинная, которая несет добро, есть красота не внешняя, а внутренняя – красота души человека.
   « - Так, что же правит миром, художник, - через год спросила его Анна, - люди, красота?
   - Добро. И любовь ко всему прекрасному, только простыми глазами этого не увидишь. Нужно не иметь чего-то, для того, чтобы обладать всем, - затем он улыбнулся и обнял девушку, чьи волосы были заплетены в косу».
    Рассказ добрый, по теме конкурса, но глубокой философской мысли я не обнаружила, милая наивность, герои выписаны не очень внятно. Сам текст требует стилистической работы.
   
    29. Вниз. Олег Крыжановский
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=90284
   Профессиональный киллер находит возмездие – автобус, в котором он едет, взорван. Души погибших, затем, «распределяются»: кто – по автобусам, кто - еще по какому транспорту в зависимости от грехов. Киллера увозит на мотоцикле некий персонаж, очевидно, задуманный автором, как Дантес: «Душа ваша, мон ами, действительно отправляется к чертям», «Боже мой, но хоть мать свою я увижу? – надежда придала киллеру сил. - Нет там ни бога, ни вашей матери, я же сказал, нам в противоположном направлении, – голос незнакомца стал мягче, – зато компания подобралась весьма интересная».
    В целом, неплохой рассказ - зло наказано. Есть некоторые интересные моменты: сама «транспортировка» душ – нестандартное решение: «Ах, что это был за автобус!», «И если есть на свете рай, то он должен выглядеть так, как те места в Крыму. А попасть туда можно, сев как раз на подобный старинный автобус. Такие давно не выпускались, да, собственно, и видел-то он подобный агрегат лишь раз – в далёком детстве».
    Однако, главный герой – проф.киллер, на мой взгляд, не выглядит правдоподобным, что-то не хватает ему - всего нескольких штрихов. Что-то в нем надуманное. Например, с одной стороны автор пишет о хладнокровии киллера, что отличает профи (отсутствие всяческих оценок), и тут же идет оценка: «Нет, его рука пока не ведает дрожи, нос и язык знают своё место. Вот и во время последнего заказа по устранению этого грёбаного писателя, как обычно, никаких проблем не возникло». На вопрос, поставленный конкурсом, автор отвечает лишь отчасти.
   
   30. Выбор. Ятвяжская Л.
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=90374
   Хороший рассказ о возможных тяжелых последствиях добрых поступков. «Дьявол, я бы все отдал, лишь бы Ёлка жила!» - говорит главный герой рассказа, и Дьявол откликается на его слова. Герой идет на сделку во имя жизни возлюбленной. Да, доброе дело сделано, жизнь девушки сохранена, но развязка трагическая. Не могу сказать, что автор пишет о борьбе добра со злом, об их противостоянии. Скорее, в центре внимания интересная идея: делая добрые дела, можно одновременно спровоцировать тяжелые последствия – сразу вспоминается крылатая фраза: «добрыми намерениями вымощена дорога в ад». Таким образом, автор подчеркивает, относительность добра и зла, а так же то, что за все свои поступки - и добрые, и злые, человек несет ответственность и расплачивается.
   Интересная мысль, читается легко, с интересом, неплохо выстроенные диалоги.
   
   31. Рыцарь и шляпа. Тамара Шаркова
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=90871
   Теплый рассказ, незамысловатый, написанный технически хорошим языком. Рассказ-зарисовка о добром поступке – у героини рассказа улетает соломенная шляпа, а прохожий незнакомец вытаскивает ее из воды, да еще приносит букет кувшинок: «А рыцарь между тем возвращался обратно. На его голове красовалась моя шляпа, а в зубах сияли крупные жёлтые цветы. И на фоне всё более сгущающейся темноты они казались маленькими яркими солнышками». В конце автор делает вывод: «Слава богу, не перевелись ещё рыцари в наше время».
    Очевидно, отвечая на вопрос конкурса «Что правит миром: добро или зло?» автор отвечает: добро. Поскольку это скорее зарисовка, чем глубокоысленное повествование, то говорить о том, что тема раскрыта полностью или интересно подана, не приходится. По теме – лишь отчасти.
   
    32. НОЧНОЕ ПРОИШЕСТВИЕ ИЛИ КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА. Дубенко
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=91422
   Читала с напряжением. Увеселения уличных подростков: кража кроликов, пьянка, зашкаливающая жестокость, драка со скинами, милиция, смерть крольчихи и ее малышей. Наверное, такие истории происходят… часто. Не уверена в «оздоровительной» концовке, но вполне допускаю, что изменения в человеке могут произойти, а, следовательно, возможно и переосмысление своей жизни.
   Рассказ по теме, в названии заложен смысл всего повествования: ночное происшествие привело к изменению человека; зло, царившее в его душе переродилось в нечто иное – уже «незло». Автор предлагает «метод воздействия» на человека. Старик не мстит подростку за его жестокость, не набрасывается на него с кулаками, не сдает в милицию («…Лихой приготовился к встрече с очередным народным мстителем, который сейчас обрушит на его голову поток ругани и проклятий, а то и с кулаками броситься»). Старик, наоборот, невольно вовлекает подростка в свою боль («Лихой, не вытерпел и, приподнялся на цыпочках. И то, что он увидел на устланном соломой дне ящика, навсегда перевернуло его жизнь»), делая его, таким образом, соучастником своих страданий – он показывает Лихому обратную сторону жестокости: «Пойдем. Похоронить поможешь, раз уж так вышло… – Тихо произнес он, и оттого, как спокойно, беззлобно было это сказано, на сердце у Лихого стало еще тяжелее».
    Автор рассуждает: «Ведь не жестокие побои скинхедов, ни хитрые козни ментов не разрушили их (с друзьями) дружбы. Что же случилось теперь?» - и отвечает: «Возможно, если бы в тот день они оказались с ним в сарае и увидели все то, что видел он…Но никого из них там не было». Да, Лихой изменился, но остальные остались прежними, и сколько понадобится таких вот «ночных происшествий», чтобы изменить его дружков?
    И все-таки, несмотря на тяжелые события, концовка рассказа позволяет вздохнуть чуть облегченно и воскликнуть: Ну, хоть кто-то изменился!
    Написано достаточно «гладко», легко читается (есть непринципиальные огрехи).
   
   33. Графоман. Павел Отставнов.
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=91875
   Для героя рассказа, писателя, смерть жены явилась причиной переосмысления своего места в жизни. Герой приходит к выводу, что все им созданное, есть пустое графоманство, где нет ни мысли, ни души, одни перепевы форм. Боль утраты заставляет его перестать быть «выравненным» (Вместо того чтобы поддерживать нового Автора, поделившегося своей Болью Души, мы его ВЫРАВНИВАЕМ! Самые оголтелые «сбегаются» и «втаптывают» злыми, хамскими словами!»). Герой рассказа рассуждает о «своем Пути в Жизни», утверждает, что писатель должен нести Добро и избавится от Зла, которому все «следуют и поклоняются», поскольку оно «уже в нас».
   Актуальные и нужные мысли. Я так поняла, что тема конкурса спроецирована на один из самых важных аспектов нашей жизни – культуры (роль художника в широком смысле слова) и ее назначения. Если это так, то «заявка» серьезная и ожидается что-то большее, чем рефрен начала и конца. Концовка в рассказе ни о чем не говорит.
   
   34. Пройти мимо. Автор: Ясинская Марина
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=91891
   Рассказ, описывающий ситуацию, достаточно часто встречающуюся в нашей жизни, а точнее, в каждой семье. Не даром существует поговорка: «хорош для других – плох для семьи» и наоборот. Главный герой помогает своим друзьям, не задумываясь, ущемляет ли это его карман или «интересы» подруги. Он помогает людям и это для него единственно приемлемая форма существования – он так дышит, он по-другому не может. Совсем другой человек - его подруга. Автор показывает две позиции в жизни, каждая – имеет право на существование и имеет свои аргументы. С одной стороны: «Ну, тебе ведь никто из них ничего хорошего не делал! Ты многих из них совсем не знаешь! Тебе никто не помогал – ты все сам. Через трудности, через проблемы. А они чуть что – сразу к тебе. Уже и незнакомые обращаются, будто ты рекламу дал - служба спасения, приходите, всех облагодетельствую. Зачем тебе это надо? Я не понимаю, зачем? Зачем усложнять себе жизнь чужими проблемами?». С другой стороны: «Всегда легче пройти мимо. Только когда помощь будет нужна тебе, мимо тебя тоже будут проходить любители более легкого выбора». Каждый в жизни выбирает сам, имея свои представления о добре и зле.
   Есть некоторые замечания по тексту, но не значительные.
   
   35. Разговор с бетономешалкой. Сергей К.
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=92885
   Забавный диалог, что-то вызвало улыбку, но большей частью – недоумение. Пыталась изо всех сил что-то «увидеть» или «услышать», но тщетно. У меня лично не получилось, хотя старалась. Диалог с бетономешалкой и внутренние переживания главного героя мне разгадать не удалось. Кроме того, на мой взгляд, к конкурсу отношения не имеет.
   
   36. Баллада о солдате. Ваня Кузнецов
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93333
   Не знаю, как оценивать этот рассказ. Безусловно, оставляет читателя под впечатлением. Автор где-то написал, что он пишет о страшных реалиях жизни. Наверное, факты имеют подтверждения в жизни… Рассматривая же данный рассказ в рамках конкурсной темы, я не нашла ни ответа автора на поставленный конкурсом вопрос, ни рассуждений на заданную тему: представлено абсолютное зло, «ужасный ужас», как факт, а что с этим злом делать – на усмотрение читателя. Безусловно, сжалось до боли сердце при словах отца: «Для кого же я его растил». Ужасные факты из жизни без авторских «комментариев» мне лично видится как неполное раскрытие конкурсной темы.
   
   37 .Познайка в пещере страха. Юрий Митяков
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93433
   Рассказ для детей, очень добрый. Милые персонажи: барсучок Познайка, крот Федот, мышка Малышка. Рассказ учит добру, взаимопомощи и дружбе. Автор говорит детям (да и взрослым тоже), что, делая добрые дела, в нашем сердце зажигается внутренний фонарик, который и указывает нам дорогу в жизни «Добрые дела всегда приносят пользу тому, кто их делает», «Смотри, никогда не выключай теперь свой внутренний фонарик. Ведь без него легко потерять дорогу даже при солнечном свете».
   
   38. Мой маленький братик. Елена Шуваева-Петросян
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93524
   Трепетная работа – воспоминания, переживания, мысли вслух о младшем брате, который для автора всегда будет «маленьким братиком». С теплом и любовью приводятся воспоминания о детских и школьные годах, о периоде взросления, о превращении мальчика в юношу. Брат вырос скромным и сильным человеком, к своей сестре он относится с искренней любовью и заботой. Детские игры, «войнушки» постепенно превращаются в реальную жизнь, реальную войну – брат оказывается в Чечне. Автор восклицает, что это уже «Взрослая игра в войнушку», но никто не думает, что «солдатики» живые, «солдатики» чувствуют, у «солдатиков» есть семьи... Молюсь за тебя, а в сердце - боль. Страна, окроплённая невинной кровью и не услышавшая стоны и слёзы матерей и сестёр, будет уничтожена своей же ненавистью!». Да, единственное, что можно сделать, – молиться, чтобы наши дети, братья и мужья вернулись живыми. В конце рассказа автор делает вывод, что войны – это страдания матерей, у них общее горе, «а кто-то, свысока, передвигал хрупкие фигурки солдатиков, разрабатывая очередную стратегию; порой ход был весьма удачен, порой нет – проливалась кровь, наполняя кого-то своеобразной жаждой...».
   Так что же правит миром? Наверное, в самые тяжелые минуты, в минуты отчаяния, невзгод, смертельной опасности людей поддерживает и спасает любовь, тепло и молитвы близких.
   
    39. Пожар. Эри Миллер
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93584
   Интригующий рассказ, необычный, заставляющий задуматься и найти свои ответы. Пожар – аллегория, пожар реальный и пожар душевный, сжигающий все мосты с прошлым. Не до конца понятно, кто же главный герой – источник зла или добродетели? Сцены пожара прерываются отстраненными диалогами о любви, новый пожар – новая ступень. И опять намек на извечную тему: события в прошлом, пусть плохие и роковые, могут дать толчок к новому позитивному повороту в жизни. Интересная работа, но хорошо бы ее чуть отредактировать – есть «нескладные» предложения. Воздушная фраза «Холодные утренние лучи солнца падали на мокрые парковые дорожки, окрашивая росу в золотистый цвет» сопровождается вдруг приземленной: «Из кухонного флигеля доносился звон кастрюль…».
   
   40. А у кого есть крылья? Леонид Рябков
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93634
   Небольшой рассказ, наполненный историческими фактами, ссылками на события, именами, воспоминаниями – все связано с именем Фаддея Булгарина, литератора и редактора «Северной пчелы», друга Грибоедова и оппонента Пушкина. Хорошо написано, грамотно, добротно, в центре внимания актуальный вопрос о роли литераторов и журналистов в «обозначении» и формировании понятий добра и зла. Во всяком случае, я так для себя определила.
   
   41. За что? (быль). Игорь Байкальский
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93694
   Рассказы о братьях наших меньших никогда не оставляют меня равнодушной. Вот и опять трагическая история о маленьком песике-болонке по кличке Цуцик. Хозяева ошпарили малыша кипятком и завели мастиффа: «Да надоел он, толку никакого, зато у нас сейчас другая собака – квартиру стережёт!».
    А чуть позже автор вновь видит малыша, уже бездомного: «Безобразным розовым островом зияла голая кожа на боку собаки…Он не подошёл ко мне, как прежде, а лишь взглянул прямо в глаза и побежал догонять своих новых друзей, таких же свободных и помеченных жизнью».
    Что на это скажешь? Ничего, факт остается фактом, как и множество других подобных. Грустно. Что же с этим делать? Человек – зло?
   
   42. Закончить и уйти. ФОМИН ЕГОР
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93823
   Теплый рассказ. Наверное, о человеческом одиночестве, о разрозненности людей в большом городе. Вот заходят по одному в последний автобус пассажиры – их мало и все они одиноки, каждый - в своих мыслях, и выхода из них нет. Автор создает уютную, почти камерную обстановку («За окнами сыро отблескивал в свете фонарей асфальт. Издалека ночь приносила отблески горящих вывесок»). И вот уже возникает потребность подсесть к другому человеку и поделиться с ним своим мыслями. Может быть, в этом выход?
   Немного не понятна сцена в конце – кто пришел? Куда ушел? Важна ли эта сцена для самого рассказа я так и не поняла, т.к. не совсем в ней дело. Название рассказа подсказывает, что у водителя автобуса стоит некая задача свыше, после выполнения которой, он сможет спокойно уйти. Но, на мой взгляд, по теме лишь отчасти.
   
   43. Менеджер по покупкам душ . Спокойный Созерцатель
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93886
    Хорошая задумка – компания ООО «Избавление» предлагает свои услуги по покупке человеческих душ. Герой рассказа, молодой, чуть циничный и смекалистый молодой человек, решил откликнуться на предложенную компанией вакансию. Есть в рассказе «замечания», которые заставляют задуматься: «Простите, а разве души изначально может не быть? – подыграл ей Старцев….- душа приблизительно у семидесяти процентов москвичей уже отсутствует, причем еще до обращения к нам. Души, мой друг, вовсе не бессмертны, и, как и человеческое тело, могут умереть от голода, в данном случае – от недостатка духовной пищи. Поэтому наиболее выгодными для нас клиентами являются дети, а лучше всего – новорожденные. Жаль только, что группа интеллекта у данных клиентов, как правило, последняя, что несколько снижает ценность души…», «У нас огромные очереди из молодых мам, молодой человек, - отчитывающе проговорила Бенсозия – И вообще, несмотря на то, что вся процедура продажи души занимает не более получаса, люди стоят в очередях месяцами». И люди получают за проданные души хорошие деньги.
    Читала и мне было интересно, что станет с Игорем Старцевым…А в конце приключение из жизни превратилось в нравоучительную картину загробной жизни. Мне кажется, что концовка стилистически не стыкуется с рассказом, как-то все «свернуто» и образ главного героя с его боевым и ироничным характером мгновенно смазывается.
   
   44.В мире больше нет обмана. Ronofox
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93891
   Не совсем уверена, что рассказ по теме конкурса. Может быть, сама идея подписывать на каждом углу бесконечное число договоров и была изначально хорошей (во имя удобства покупателей и клиентов), но она обернулась злом, надувательством и пр. Наверное, так. Написано неплохо, но больше всего мне понравился финальный диалог:
   «Я поднялся из-за столика, взял свои вещи и пошел к дороге, ведущей на хутор. Обернувшись, увидел, что собачка-лисичка провожает меня грустным взглядом.
   – Пойдешь со мной? – спросил я.
   – Пойду, – сказала она.
   И мы пошли».
   Я вижу и слышу эту собачку.
   
   45. Борьба со светом. Единство
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93954
   Чрезвычайно интересная работа. Черт вместе со своими бесами ищет пути борьбы со Светом, который исходит от учения Спасителя и людей, которые руководствуются в своей жизни этим Учением: «Они (бесы) не могли близко подойти к этим людям, а когда пытались сделать это, их обжигал такой сильный огонь и освещал нестерпимый свет, исходящий от их любви и чистоты, которые они не в состоянии были вынести, так что они бросались в бегство». Черт со своей свитой борется за власть над человеческими душами – его советники пробуют разные методы: и гонения на христиан, и репрессии, но все напрасно: «Прошли года, христиан гнали отовсюду, их бросали в тюрьмы и казнили, но, не смотря на это их количество, всё возрастало. Они старались жить чистой, доброй и светлой жизнью, как было завещано в их учении. Бесы были измучены от долгой борьбы, в которой они терпели поражение. Им не удавалось совратить христиан с пути, указанного им их Учителем. Его ученики с радостью принимали побои, тюрьмы и шли на казнь, но никто и не думал отрекаться от Учения Любви».
   И тогда бесы пошли по другому пути – они организовали «церковь наместницу Бога на земле, - и теперь люди слушаются людей, а не Бога, а священнослужители стремятся властвовать над людьми и распространять сферу своего влияния, при этом, забывая слова своего Учителя, который завещал не называться наставниками и быть слугою тому, кто хочет быть большим».
   В работе высказано много интересных мыслей, автор поднимает много вопросов, дает ответы «от обратного» – нужен посредник между человеком и Богом, почему существуют различные конфессии, обрядность и пр.
   Образы чертей и бесов созданы очень колоритно, каждый советник имеет свой «облик», свои «мятые крылья», свой характер.
   На мой взгляд, работа глубокая, аналитическая (хотя и художественная), полностью отвечает теме – борьба добра и зла и методы борьбы показаны во всем своем размахе, - это, действительно, борьба за человеческие души. Есть минус – рассказ не отредактирован, много ошибок, опечаток и громоздких предложений. Надо бы все хорошенько вычитать, а по сути и содержанию – рекомендую.
   
   46. Ромео и Джульетта. Алексей Славич
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93976
   Рассказ о возможном варианте любви между андроидами и людьми. Оказывается, даже инопланетяне, имеющие способность отключать сексуальное влечение и контролировать чувства, не могут устоять перед эмоциональными землянами. В рассказе автор описывает город будущего: «За массовым вооруженным сопротивлением властям явно стояли пока непонятные, но объективные социо-психологически­е­ процессы. Поэтому инопланетяне хотя и реализовывали свои рекомендации человечеству через официальные власти, однако, как правило, не вмешивались в разборки между противоборствующими сторонами за исключением экстраординарных ситуаций доступа террористов к ядерному или бактериологическому оружию и тому подобных».
   История любви заканчивается трагически, увековечивается памятником (?): «Так и стоит с тех пор скромный кенотаф с именами Дарьи Марченко и Алексея Кречетова. Почему-то, несмотря на незначительность этой короткой истории, так сказать, в глобальном контексте, она стала довольно широко известна и среди людей, и среди андроидов. И оказала влияние и на тех, и на других».
   Рассказ написан, как мне кажется, с некоторой долей иронии, неплохо читается, но отвечает ли теме конкурса?
   
   Вот и все рассказы.
   
   А это мой Long-list:
   
   1. Ангел-Дева и Золотой Всадник. Злата
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85549
   2.Ученик Христа. Автор: К.А. Прохоров (Сектант)
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85674
   3. Листья на ступенях. Владимир Борисов (Vladimir)
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=88719
   4. Ночное происшествие или как изменить человека. Дубенко
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=91422
    5. Борьба со светом. Единство
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93954
   6. Во саду ли в огороде. Виктор Корсуков (Алекс)
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86193
   7.Час Свиньи. Коробкина Елена
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=86798
    8. Сто дней красоты. Анна Семироль
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85617
    9. Дядя и племянник. Автор: Шуляк Станислав
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85750
    10. Выбор. Ятвяжская Л.
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=90374
    11. Поц в сапогах. Михаил Нейман
    http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=85706
   12. Мой маленький братик. Елена Шуваева-Петросян
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=93524
   
   Всем огромное спасибо. Надеюсь, никого не обидела, писала без злого умысла.
   С уважением ко всем авторам-участникам и членам жюри конкурса ,
   Ольга Грушевская
Ирина Фаер[22.06.2006 19:11:47]
   Ольга, спасибо большое Вам за довольно развернутое резюме! Если позволите, мой комментарий к нему пост фактум. Не в оправдание, а лишь с целью показать ход моей мысли. Тема задания : Что ПРАВИТ миром: добро или зло?».
   Вопрос стоит не в том, СУЩЕСТВУЕТ ЛИ в мире добро или зло, а именно, какая из этих (объективно существующих) категорий ПРАВИТ. У каждого из авторов есть на этот счет СВОЕ субъективное мнение. Оно может быть объективным лишь при условии наличия единого мерила в отношении зла и добра. Конечно, девушка могла бы обратить внимание карлика на научно-технический прогресс, некоторые успехи в медицине, это действительно в какой-то мере добро…но, можно ли сказать, что оно ПРАВИТ, если достигнув космических высот, деградация общества в нравственном, морально-этическом отношении достигает нижнего предела…а существующие болезни, несмотря на усилия современной медицины, уносят миллионы жизней! Если человеку, рожденному с желанием жить, приходится умирать? Это правление добра или все-таки зла? Сегодня мальчик купил розочку маме, а завтра взял автомат и пошел убивать…Вы говорите, что не хватает четкости и концовка размыта…а она не может быть не размыта, если размыты границы добра и зла. И время у Автора было, только не было, в отличие от героини, Что рассказать интересного карлику, дабы весы склонялись в пользу добра…И Вы правы в том, что автор категорично подводит черту: карлик – специалист в своей области, ему и не надо было проводить глубокой ревизии, все что его интересовало лежало на поверхности. Скорее всего, не следуя единому образцу в отношении добра и зла, планета развивалась по схожей с другими планетами схеме... И поскольку, как говорится, словами делу не поможешь, я не стала вкладывать в уста карлика «умные» вопросы, а заменила их практическим действием.
   Оля, финал не пессимистичный, а реалистичный…конечно­ в другой теме, я могла бы прослюнявить уси-пуси, но не в этой…Пожалуйста, умоляю, не обижайтесь, просто не смогла смолчать…
Ольга Грушевская[23.06.2006 13:54:56]
   Регина, я не обижаюсь, что за глупости! Мы рассуждаем и обмениваемся мыслями - все имеют право выссказываться! Рассказ Ваш мне понравился (я это написала), понравилась сама идея, да и то, что Вы уточнили в комментариях совпадает с моей точкой зрения. Но если идея хорошая, то ждешь и более емких персонажей. Хотя их канва понятна - пару фраз бы добавить в их диалоге... подумать надо. Спасибо за участие в конкурсе - тема была очень сложная!
   Ваша Ольга
Ирина Фаер[23.06.2006 14:18:10]
   Уф-ф-ф...прямо камень с души...Ольга! Уже думала написать вам на мейл, но решила глянуть на страничку и увидела Ваш ответ...Я рада, Оля, что мне удалось ( я надеюсь это так) не обидеть...После вчерашнего моего "откровения" разгорелись такие баталии! И я подумала:"Неужели это я!.. Мама, родная!.." Но, если баталии разгорелись, видимо, какие-то проблемы действительно назрели...А раз назрели, значит будут решаться... Это даже хорошо. Оля, если бы Вы знали, что для меня значит Ваш ответ... Спасибо за то, что поняли! И дело-то здесь не проигрышах или выигрышах...
   С УВАЖЕНИЕМ, Ирина
Ятвяжская Л.[26.06.2006 20:18:32]
   Спасибо за рецензию:) Ещё раз убедилась, что каждый видит по-своему, и этот рассказ кто ругал, кто хвалил. Мне радостно, что Вы меня поняли:)
Петр Дубенко[29.06.2006 12:43:57]
   Большое спасибо за рецензию, Ольга. Единственное, о чем хотелось бы Вас попросить, если есть время и желание просветите поподробнее насчет незначительных огрехов. Понимаете, я многого не знаю и не умею и на портале зарегистрировался именно для того, чтобы узнать и научиться. Поэтому резенции с конструктивной критикой будут самыми желанными. А их все нет. Поэтому буду благодарен, если откликнетесь.
   С уважением Петр Дубенко.
В механической церкви нам будет приют? Давайте обсудим
Артем Виноградов
Евангелие /dev/null
Наши новые авторы
Сергей Седов
Как майор Громов
Кабинет критика
Яна Кауфмана
Кабинет критика Евгения Мирмовича
Кабинет критика
Ольги Уваркиной
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Награды в новых конкурсах МСП "Новый Современник"
Награды крупным планом
Наши награды за талант
Котировка в граммах чистого юмора
Награды крупным планом
Котировка в талантах
Награды крупным планом
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Региональные отделения МСП "Новый Современник"
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"