Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Читальный зал Литературного портала
К темам проекта
Автор:Николай Бурмистров 
Тема:Римма Казакова: «Я пробивная баба! Я пробьюсь до самого Генштаба!»Ответить
   27 января исполнилось бы 80 лет известной советской поэтессе.
   
   Евгений ЧЕРНЫХ
   
   Казакова - из поколения «шестидесятников», в одном ряду с Евтушенко, Рождественским, Вознесенским, Ахмадулиной.
   О подруге вспоминает секретарь Союза писателей Москвы поэтесса Татьяна Кузовлева.
   Кузовлева: - Жизнь Риммы была настолько яркой, стремительной, полной неожиданностей, что невольно возвращаешься к моменту ее рождения - в военном городке под Севастополем. Отец – офицер как-то забыл портупею на кровати. Жена была уже на сносях. Пришла подруга в гости. Достала из портупеи наган: «Ну, он наверняка не заряжен, иначе бы его не оставили». Балуясь, прицелилась в беременную Казакову и нажала курок. Пуля, по счастью, пролетела мимо, лишь обожгла волосы на виске. Тут же начались преждевременные роды. На свет появилась девочка.
   Всадница новой надежды
   Корр: - Ей дали цыганское имя - Рэмо.
   - Цыгане здесь не при чем! Родители назвали дочку в духе той поры: Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. Когда поступила в Ленинградский университет, однокурсницы подтрунивали над странным именем. Студентка решительно отправилась в загс, менять документы. Ее прогнали: «Как не стыдно? Гордиться надо таким революционным именем!» Через год она все же настояла на своем. И в поэзию входила как Римма Казакова. На Дальнем Востоке, куда сама уехала после окончания университета. Там, на краю света, родились ее первые стихи, полные оптимизма, молодого задора. Работала в хабаровском Доме офицеров. Часто по линии общества «Знание» ее посылали в лагеря читать лекции заключенным. Раз кто-то из зэков решил смутить лекторшу: «Говорят, что животные во время любви склещиваются. Что вы об этом думаете?» Римма не растерялась: «Не знаю, со мной такого не случалось». Дальний Восток выковал не только ее характер, но и упругость строки, твердость позиции.
   В самый разгар застоя Казакова прочитает со сцены в Киеве:
   Лупите, полновесные дожди,
   Чтоб и в помине этого не стало!
   Аминь, вожди! На пенсию, вожди!
   Да здравствует народ, да сгинет стадо!
   - Это как раз в духе «шестидесятников».
   - Крамолой сразу занялось КГБ, Римму долго обсуждали в Союзе писателей.
   Когда же пришли новые демократические времена, которые то поколение поэтов приближало, как могло, молодежь стала поносить ветеранов. И Казакова бескомпромиссно ответила «младому племени» от имени своего поколения:
   
   Шестидесятники, шестидесятники!
   Новой надежды первые всадники.
   Нам наше дело было не в бремя.
   В ближнем бою меж светом и тенью
   Вы отмываете грязные деньги…
   Мы отмывали грязное время.
   Так же пронзительно, иронично писала она в стихах о грязи новых времен: «И пусть нам общим памятником будет построенный на днях капитализм!» «Моя милиция меня не бережет» и т.д. Хотя сами новые времена она приняла.
   Ненаглядный мой
   - Но у Казаковой потрясающая любовная лирика! И много песен.
   - Началось со стихотворения «Ненаглядный мой». Его случайно прочитала в журнале «Юность» Александра Пахмутова, написала музыку. Первой исполнительницей стала Майя Кристалинская. Песня имела огромный успех. Римма тогда решила проникнуть в песенный «клан». Жаловалась мне, что поэты-песенники стоят, расставив локти и чужих в свой круг не пускают. И все же она пробилась. Такой уж был характер. Не зря писала в одном из любовных стихотворений: «Я пробивная баба! Я пробьюсь до самого Генштаба!»
   - И не просто пробилась. Песни на стихи Казаковой исполняют Пугачева, Киркоров, Басков, Аллегрова, Лещенко, Пьеха, другие звезды эстрады. Ее «Мадонна» - визитная карточка Александра Серова.
   - У самой Риммы любовь была трудной. Как правило, мужчины любят слабых женщин, зависимых. Потому ей, обладавшей очень твердым характером, нелегко было найти достойного мужчину, более сильного. Георгий Радов, знаменитый в 60-е публицист- «деревенщик», увез Казакову с Дальнего Востока в Ленинград, потом – в Москву. Римма поступила на Высшие литературные курсы. У них родился сын Егорка. Очень одаренный мальчик, невероятно начитанный. Я помню, еще в школьные годы он прочитал массу философских книг, великолепно знал западную литературу. Но у Риммы не сложилась жизнь с Радовым. После развода она несколько раз пыталась создать новую семью. Ей, как каждой женщине, очень хотелось защиты. И люди вроде попадались хорошие, любившие ее. И она их любила. Но семьи не получалось именно из-за сильного характера Казаковой. А тут еще беда с сыном.
   - Говорят, он был наркоманом?
   - Окружение, в которое попал Егор в юности, было склонно к алкоголизму. Когда же он вернулся из армии, друзья уже перешли на наркотики. И он не избежал этой участи. Наркозависимость и погубила талантливого писателя Егора Радова.
   Римма лечила его, вытягивала из самых трудных ситуаций. Но он, к сожалению, возвращался к своему пороку. Казакова страшно переживала, что уйдет из жизни раньше сына. Как же он будет без нее на этой земле? Егор умер ровно через девять месяцев после матери. В Гоа, куда поехал со своей дочкой.
   Два года назад на могиле Риммы и Егора на Ваганьковском кладбище установили две стелы из черного карельского гранита и православный крест. С памятником, оградой помог композитор Игорь Крутой, написавший немало песен на стихи Риммы Казаковой.
   http://kazan.kp.ru/daily/25824/2801511/
   
   ЧТО Ж СО СТРАНОЮ ВЫ СДЕЛАЛИ, ... ДЯДИ?!
   
   Стихи Риммы Казаковой
   
    * * *
   Отечество, работа и любовь –
   Вот для чего и надобно родиться,
   Вот три сосны, в которых - заблудиться
   И, отыскавшись, заблудиться вновь.
   
    * * *
    Моя милиция меня не бережёт...
   Смотрит милиция очень сердито:
   пойманы два с половиной бандита.
   Но и суровая мафия бдит;
   дорог и важен ей каждый бандит!
   Двум не позволит выкручивать руки,
   и половину возьмёт на поруки.
   Да и милиции быть не в накладе…
   Что ж со страною вы сделали,… дяди?!
   
    ВОЖДИ
   
   Гадай: какая там под хвост вожжа,
   куда опять натягивают вожжи...
   Послушные — хоть веники вяжи —
   шли за вождем, как за козлом овечки.
   Пещерный век, анахронизм, вожди!
   Последней веры оплывают свечки.
   Лупите, полновесные дожди,
   чтоб и в помине этого не стало!
   Аминь, вожди! На пенсию, вожди!
   Да здравствует народ, да сгинет стадо!
   Я, может, и не так еще живу,
   но верю в совесть. По ее закону
   Я больше лба себе не расшибу
   ни об одну державную икону.
   
   МЕЖ СВЕТОМ И ТЕНЬЮ
   1990-2008
   
   * * *
   К прошлому я не вернусь,
   Мне не нужны его трели.
   Не трепещу, не винюсь
   И ничего не боюсь:
   Больше уже не подстрелит.
   Как бы мне только стерпеть
   Стыд всех восторженных буден
   И поцелуй тот Иудин
   С губ неразумных стереть?!..
   
   К БИОГРАФИИ ПОКОЛЕНИЯ
   
   Мы начинали в шестидесятых.
   Не замечали мнений предвзятых.
   Дух не смущали страхом — обжечься.
   День диктовал; не мудрствуй лукаво.
   Будь то прямая или лекало,
   главное — правда слова и жеста.
   Было ещё товаров не густо.
   Было в карманах грустно и пусто,
   а в головах — раздолье и дерзость.
   За пестротой уколов досадненьких
   не сознавали мы, шестидесятники,
   кто мы? — стремясь, сражаясь, надеясь.
   О, повторить бы сказку счастливую,
   не меркантильную, не суетливую,
   о, возвратить бы ветер побед!
   Там мы в обнимку с истиной были,
   там нас взахлёб, всецело любили
   на переломе жизни и лет.
   Там осенило меня, что поэзия —
   не стихоплетство, да и не профессия
   вроде вылепливания горшков.
   Молния вспыхнула и озарила,
   чем наше время нас одарило,
   стойко выпутываясь из оков.
   Чашу свою до капельки выпили,
   время из рук безвременья выбили,
   высшего промысла юное войско.
   Вам ли о нас теперь разглагольствовать,
   собственной долею не довольствуясь
   и вымещая на нас недовольство?
   Не называли ещё нас по отчеству,
   ни к попрошайничеству, ни к челночеству
   мы отношения не имели.
   Ни перед кем колен не сгибали,
   мусор эпохи из душ выгребали,
   и, как ни странно, что-то сумели.
   И ни за что с нас больше не спрашивайте,
   разных подлянок в душе не вынашивайте!
   Прочее — дело других поколений.
   Голос некрепкий, чистый, лирический
   выполнил грозный долг исторический
   в самом немыслимом преодоленье.
   Шестидесятники, шестидесятники!
   Новой надежды первые всадники.
   Нам наше дело было не в бремя.
   В ближнем бою меж светом и тенью
   Вы отмываете грязные деньги…
   Мы отмывали грязное время
    * * *
   О, эпоха, одичалая эпоха!
   Мы считали: лучший цвет на свете — красный,
   свято верили, что флаг трехцветный — плохо,
   а звезда пятиконечная — прекрасно.
   Машки — лапушки, и так себе — Мадонны...
   Взмыть! — «Рябинушка», а в роке — падать низко.
   Я стою под наглой вывеской «Макдоналдс» —
   патриотка, обормотка, коммунистка.
   И не знаю: Герцен, Ельцин, с маком, с перцем,
   и без компаса, и в платье, что мало нам...
   Что нам делать, если что-то делать с сердцем?
   Что нам делать, озверевшим миллионам?
   Может, взять равненье строгое на Бога?
   Но боюсь, что Бога тоже опоганим.
   О, эпоха, безнадежная эпоха!
   Если выдюжим — по-новой все сварганим!
   
    ВИД СО СТОРОНЫ
   
   Читающая публика читает,
   болтающая публика болтает,
   торгующая публика торгует,
   ворующая публика ворует.
   Гармония! Такая благодать!
   Работающих что-то не видать
   
   * * *
   Знакомый бизнесмен позвал в кабак
   с улыбкою всесильной на губах.
   Я не пошла. Мне страшно одного:
   потянет что-то клянчить у него...
   
   СЕКРЕТ УСПЕХА
   
   Секрет успеха:
   лишнего не брать —
   в стремлении к достатку
   слишком смелом,
   в чужие игры не играть,
   не врать
   и не своим
   не заниматься делом.
   * * *
   Ничего от меня государство не хочет.
   Век коммерции…
   Видно, ему не нужна:
   мало платит,
   не жалует
   и не хлопочет,
   если я одинока,
   больна
   иль бедна.
   На любовь отвечать не спешит государство.
   Утепляю пространство
   сердечным теплом.
   Что собой согреваю я:
   барство,
   дикарство?
   И, как доктор, лечу
   перепад,
   перелом?
   Наглый рок
   надо мной не смеется —
   хохочет! —
   всем подобен
   садисту,
   рвачу,
   палачу.
   Ничего от меня государство не хочет!
   Что же я от него
   всё чего-то хочу?..
   
   ПОДРУГА
   
   Подруга, мы с тобой друзьями были,
   но скрылись эти славные деньки.
   Подруга, наши взгляды стали злыми
   и острыми, как бритва, языки.
   Повздорили. Взбесились, что ли, или
   свихнулись неизвестно отчего?
   Когда б мы мужика не поделили!
   А то ведь поделили мы его.
   * * *
   …И он сказал —
   я думала, что шутит,
   а это был почти что афоризм:
   «Пускай нам общим памятником будет
   построенный на днях капитализм!»
    * * *
   …И вот я в зале бизнес-центра.
   Всё так богато и бесценно
   на фоне бедных россиян.
   Скорей всего — не помудрела,
   всех тайн глубинных не узрела,
   но с удовольствием смотрела
   кино
   из жизни марсиан.
   
    ВЫБОРЫ
   
   Демократичны будем впредь мы.
   Ведь было как до перемен?
   То в хрены выбирали редьку,
   то в редьки выбирали хрен.
   Теперь, в эпоху плюрализма,
   так вразнобой за все взялись мы,
   коль в выборе душа вольна,
   так каждый сам своим кичится,
   что как бы там не очутиться,
   где нет ни редьки, ни … хрена
    ***
   
   ИЗ ПЕРВЫХ КНИГ
   
   Из первых книг, из первых книг,
   которых позабыть не смею,
   училась думать напрямик
   и по-другому не сумею.
   Из первых рук, из первых рук
   я получила жизнь, как глобус,
   где круг зачеркивает круг
   и рядом с тишиною — пропасть.
   Из первых губ, из первых губ
   я поняла любви всесильность.
   Был кто-то груб, а кто-то глуп,
   но я не с ними — с ней носилась!
   Как скрытый смысл, как хитрый лаз,
   как зверь, что взаперти томится,
   во всем таится Первый Раз —
   и в нас до времени таится.
   Но хоть чуть-чуть очнется вдруг,
   живем, как истинно живые:
   из первых книг, из первых рук,
   из самых первых губ, впервые
   * * *
   
   Мы молоды. У нас чулки со штопками.
   Нам трудно. Это молодость виной.
   Но плещет за дешевенькими шторками
   бесплатный воздух, пахнущий весной.
   У нас уже — не куклы и не мячики,
   а, как когда-то грезилось давно,
   нас в темных парках угощают мальчики
   качелями, и квасом, и кино.
   Прощаются нам ситцевые платьица
   и стоптанные наши каблучки...
   Мы молоды. Никто из нас не плачется.
   Хохочем, белозубы и бойки!
   Как пахнут ночи! Мокрым камнем, пристанью,
   пыльцой цветочной, мятою, песком...
   Мы молоды. Мы смотрим строго, пристально.
   Мы любим спорить и ходить пешком.
   Ах, не покинь нас, ясное, весеннее,
   когда к нам повзросление придет,
   когда другое, взрослое везение
    нас по другим дорогам поведет!
   От лет летящих никуда не денешься,
   но не изменим
   первым «да» и «нет».
   И пусть Луны сияющая денежка
   останется дороже всех монет.
   Жизнь — наковальня. Поднимайте молоты!
   На молодости — главные дела.
   Мы молоды. Мы будем вечно молодо
   смотреться в реки, в книги, в зеркала...
   
   
   
    УРОКИ ЛЮБВИ
   * * *
   Как я тебе благодарна за эту
   нашу дорогу — размером в планету,
   где мы вдвоем до того набродились,
   что наперед сапоги прохудились!
   Как я тебе благодарна за силу —
   бросить мне в ноги такую трясину,
   после которой любая дорога
   будет прекрасной и пресной немного!
   Как благодарна за холод тебе я!
   Так я продрогла, что станет теплее
   мне от любой мимолетной улыбки
   после моей благородной ошибки.
   Как я тебе благодарна за муки!
   Опыт любви — это опыт разлуки.
   А небольшое количество боли
   служит всегда воспитанию воли
   * * *
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта