Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Буфет. Истории
за нашим столом
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЧАСТЬЯ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Форум Литературной мастерской: проза
К темам проекта
Автор:Надежда Николаевна Сергеева 
Тема:Долгожданный обзор от Валерия БелолисаОтветить
   НОВЕЛЛА – ОТМЫЧКА ДЛЯ ВАШЕЙ ДУШИ
   
   
   Новеллы читать легко! Только завязка и сразу развязка. Но, не все так однозначно.
   
   Я вырос на толстых книгах по семьсот страниц каждая, в светло-коричневой затертой обложке, выпуска 1959 года. «Французская новелла 18-19 века». Мериме, Нодье, Мюссе, Жорж Санд, Стендаль, Бальзак, Готье, Флобер, Поль Арен, Альфонс Доде, а главное – Эмиль Золя, Жюль Ренар, Анатоль Франс. Это настоящие истоки современного развития этого направления. Настоящих новеллистов сейчас найти непросто. Видимо, считая этот литературный жанр чем-то половинчатым, переходным, однобоким, современные авторы относятся к нему несерьезно. А тогда, когда новелла была элитарным искусством и принадлежала к «наиважнейшим из искусств», писали новеллы почти все и почти везде.
   Бессонные ночи с книжкой в коричневой обложке…
   
   А не французские? Для меня непревзойденным новеллистом является С. Цвейг. Мало кто знает, что цикл новелл написали даже браться Стругацкие. Переберите «художников слова», и почти что каждый «баловался» новеллой. Мое убеждение, что у любого вдумчивого читателя, тем более читателя-автора, должен быть «свой» новеллист, «своя» новелла. И не беда, что вряд ли мы добьемся «чистоты жанра». Важно другое. Важно, чтобы захотелось и самому написать новеллу. Это желание возникает, когда внутри вас открывается потайная дверь в глубины ваших чувств и переживаний, в глубины памяти и вашего тонкого мира. Ключик же, почти отмычка, это новелла, хорошая новелла.
   Когда дверца открывается, мы начинаем жить по-настоящему.
   
   При написании рассказа и новеллы у автора должен быть совершенно разным подход, процесс и, конечно же, задача. Если вы пишите обо всем и не о чем, то новелла от этого будет несравненно дальше, чем рассказ. Помните Бунина? Сюжет, задача, цель повествования для него не очень были важны. Гораздо больше наслаждения читатель, да и сам Бунин получали от течения, нежели от устья или источника. Ни от начала, ни от конца читатель не бился в истерике и не смахивал, всхлипывая, слезы в темноте полуночной темной комнаты. Бунин был строг к своему творчеству и говорил: «Какой у русского сюжет? Так только, картинки из жизни…» Но именно он написал самую истинную для меня новеллу – «Солнечный удар» (http://prozaik.org/prose_/prose_rus_classic/ivan-bunin-solnechniy-udar.html). Прочтите и оцените свое творчество. Я так иногда делаю. Получается очень отрезвляюще.
   
   Итак!
   «Новелла - короткое, стихотворное или чаще прозаическое повествование о новом, неслыханном, однако фактическом или возможном, без эпической широты и обрисовки характеров, присущих роману или рассказу.
   В эпоху романтизма термин «новелла» под влиянием Гофмана, Новалиса и Эдгара По приобрел значение «фантастическая сказка». Немного позже в произведениях Мериме и Мопассана этот термин стал употребляться в более узком смысле, обозначая короткие реалистические рассказы, как правило, драматического содержания, заканчивающиеся каким-либо неожиданным событием. В конечном счете, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка
   Новелла, от итальянского novella — новость. В новелле обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. Действие новеллы развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней.
   Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета — сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа — жанра новой литературы, выдвигающего на первый план изобразительно-слове­сную­ фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности.
   
   
   
   Перейдем теперь к вашим работам. Размер позволяет размещать их целиком и комментировать сразу же. Так и поступим.
   
   Евгения Шапиро? ОПАВШИЙ ЛЕПЕСТОК
   
   Комментарий. Да, Вы правы, Евгения, «Метель» и «Выстрел», в 19-м веке назвали бы новеллами. Но сам Пушкин назвал их повестями. И мне кажется, он ближе к истине, чем Вы. Где начинается раскрытие психологической, нравственной и моральной составляющей поступка героя, это путь к повести, рассказу. Там же, где читателю дается право самому составить такого рода портрет героя, дофантазируя начатое автором, это причал новеллы. Это не ошибка. Скорее, это путь. Писатели, которые делали ставку на сюжетную составляющую в своих произведениях, часто писали новеллы, как заявку на повесть, на роман. И если замысел так и оставался нереализованным, свет видел гениальные новеллы. Новелла – спрессованное время. И это нужно дать почувствовать читателю.
   Вы, Евгения, как автор «Опавшего лепестка», формально выполнили все, что характеризует новеллу. Есть новость, есть движение к ней, есть психологизм, размышления, герои, описания. Но новелла ли это? Отсутствует главное: сюжет и действия. Помните? «…новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме»Миниатюра, зарисовка – не более. Весь путь к новости, апофеозу произведения скомкан, сшит наспех, как одеяло из лоскутков. Не совсем понятно, зачем диалог в начале текста? Какая его цель? Вывод: новелла не состоялась.
   И кое –что, что коробит, заставляет спотыкаться:
   «В последнее время эти цветы трогали её своей робкой нежностью, поэтому и для дочери в подарок их выбрала» – иногда неправильно расположенные слова в предложении меняют акценты. Так здесь, глагол, расположенный в самом конце, выглядит инородно.
   «… странно, как это событие напрочь потерялось в её памяти» – простонародное выражение, не свойственное литературной речи.
   «А потом старания приводят к тому, что ты оказываешься прямо перед ним, выбором, лицом к лицу» – стилистически не точно выстроено предложение.
   
   Евгения, Вы выбрали правильный путь. Но это только его начало. Если будете писать по одной новелле в день, у Вас все получится. Успехов!
   
   
   Алла Райц? БУКЕТ НЕВЕСТЫ
   
    Комментарий. Хороший литературный язык, даже, сказал бы, слог. Знаете, иногда по стилю можно определить автора, не зная точно, кто написал. Автор постепенно сможет овладеть авторским почерком. Нет мест, где читатель может запнуться. Плавно, легко, точно. Порадовался, читая.
   Да, это новелла. Да, есть вертикаль развития сюжета, есть пик в повествовании, неожиданный и все меняющий (даже очень, кардинально). Есть одно нелогичное белое пятно – почему именно охранник? Причем, тот, который впускал? Явно, что это не его прерогатива, не его уровень принятия решения. С другой стороны, а почему не он? Он ее видел, он ее легко опознает. Правильно, автор, от сюжета новеллы отклоняться не стоит. Только одна линия, неукротимо приближающаяся к развязке.
   Откровенная удача! Поздравляю.
   
   А может, это был жених, и от ревности…? – это лишнее, в конце. Или другое найдите, или… вообще не надо. И так, акцент на сдаче есть. Не нужно его размазывать. Сдача в бытовом плане и сдача – в планах Шутника. Хорошо замкнулось, закольцевалось. Есть о чем подумать.
   
   
   
   Олег Быстров? КАМЮ НАПОЛЕОН
   
   Комментарий. Хороший интонированный с некой народностью литературный язык. Читается легко, читатель будет увлечен до конца. Ям потери интереса не наблюдается. Стилистических и орфографических явных промахов также нет. Но… это не новелла. Можно назвать рассказом, можно даже байкой. Хороший рассказ. Немного затянутый, по моему субъективному мнению, конечно. «Сушки» текст требует. И сокращения где-то на треть, а может и больше. И если это рассказ, то желательно добавить интриги и психологизма на поворотах. Да и маловато для морали и выводов одной «дорогуши». Чего-то нужно еще придумать. Совершенно анормального и непредвиденного. Успехов!
   
   Шутилова Елена? БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ
   
   Комментарий. У авторов есть «любимые словечки», частое употребление которых делает текст непрофессиональным, любительским. Свой взгляд замылен на эту тему, а читателю все видно. Здесь таким словечком является «травили». Это сродни штампам и с этим нужно бороться. Кстати, о штампах. Они тоже здесь присутствуют. Нужно искать и править. Все, что даже близко к штампованной речи повседневности – убирайте. Ищите свое. Литературный стильный язык не должен быть похожим на язык общения или речь диктора по ТВ. Это уже не литература. Многие думают, что на бумагу нужно перекладывать обычную жизнь. Это большая ошибка. Никто читать это не будет.
   Примеры штампованной речи:
   Она широко распахнула руки, и Маринка утонула в её объятиях.
   … и она, сияя от счастья
   Радостное возбуждение, охватившее их компанию, нарастало.
   … острая как бритва мысль,
   … спрятавшись в глубине сознания. Мысль, которую осознавал, но отказывался произносить её воспаленный мозг
   Сердце бешено стучало. Дыхание сбивалось с ритма.

   А вот это хорошо:
   Но юность с трудом находит нужные слова, если это касается взрослого человека, даже такого дорогого, каким была для Маринки мамина подруга.
   
   Да, это новелла. Наверно, должно было бы достать читателя, заставить задохнуться. Но… этого не случилось. Предсказуемость была за углом. Читалось все, даже предугадывалось. Не скажу, что это удача. Не скажу, что это индивидуальность. Хотя, идея, сама по себе, хорошая. Работа вся впереди.
   
   
   Надежда Николаевна Сергеева, ЭТО МОГЛО СТАТЬ ЛЮБОВЬЮ
   
   Комментарий. Возможно, для новеллы, такое вступление лишнее. Новелла не терпит сентиментальности. Сюжет с первых строк. Новелла также относится и к портретам персонажей. Только мазками, намеками, штрихами узнаваемости. Для нее все равно кто так поступает. Только подготовка и событие. Неспешное приближение к единственной развязке и сама развязка. И практически сразу конец, без размышлений, философствований и морали. Такая она, новелла. Изобретение страстных итальянцев, спешивших жить, а не читать, рассуждать и разъяснять. Наверное, поэтому любовные приключения часто превращались в новеллу в те времена. С помощью новелл ловеласы запоминали свои многочисленные приключения, а истинные женщины – свои измены. Без боли, без помутнения рассудков, без любви. Любовь без любви – это новелла. Суть Европы 19-го века. «О, нравы!» - говорить бы о них, а не о нас. Шучу.
   Так вот. «Алексей проснулся…» - это начало новеллы.
   Совет. Избавляйтесь от излишества вопросов. Лучше утверждать или вопрос давать интонацией, а не вопросительным знаком. Попробуйте, увидите так лучше. И от троеточий. Недосказанность в трех точках и знак вопроса – это признак ограниченных возможностей слова автора. Сам борюсь.
   Все остальное – новелла. Настоящая, вырванная, рваная, дикая непредсказуемостью следующей секундой нашей вялотекущей жизни. Находка – с полетом после взрыва. Разделение миров. Чисто, легко, и, одновременно, холодно и пусто.
   Город страдал. Город плакал…
   
   
   Сергей Постылый? СИНТЕЗ
   
   Комментарий. Даже в редакторе Word при проверке орфографии присутствует понятие «разговорная форма» и подчеркивается кривой волнистой линией, чаще зеленой. Предлагается исправить. Разговорная форма – это как упрощенчество из понятия «простота – хуже воровства». Автор должен вычитывать и править свои тексты. На то он и автор, то есть, пишущий для других. Это же не дневник для себя. Мне так кажется.
   Совет. Пишите для других.
   С орфографией беда. Понимаю, что Word не все подчеркивает. И троеточие, как призрак, раз за разом, преследует. Боритесь!
   Это не новелла. Но даже для рассказа много не ясного для читателя. Попытка добавить обычному «быть или не быть» статус общения с дьяволом. Не удалось. Мораль тоже рассыпалась на многочисленные «черт!».
   Жаль.
   
   
   Мария Сидлер? БЕЗ НАЗВАНИЯ
   
   Комментарий. Много не акцентированных восклицательных знаков. Акцент можно поставить не только пунктуацией. Иногда правильно расставленные слова и постепенность их восприятия читателем рождают непередаваемый эмоциональный удар, схожий на бросок к небу.
   Про троеточия, разговорный язык я уже говорил ранее, в комментариях к другим размещенным здесь текстам.
   На новеллу похоже лишь отчасти. Скорее, притча, или даже байка. Мораль на поверхности.
   Да и приближение к развязке слишком скоротечное. Зато точное.
   Не обижайте ангелов-хранителей невнимательностью. Он же тоже человеком… был.
Алла Райц[26.10.2011 12:45:50]
   Валерий Белолис.
   Большое спасибо за интересную тему урока, за неординарный подход к подаче задания, а также за подробный и тактичный анализ представленных работ.
   Отдельное спасибо за высокую оценку моей работы. Уже разместила на страничке - новелла (в скобках), так как пока в поисковике подрубрики "проза" обозначенного жанра, к сожалению, нет.
   Также благодарю Надежду Николаевну за приглашение к такому интересному уроку! Желаю всем творческих успехов и вдохновения
Сергей Постылый[26.10.2011 18:56:42]
   Уважаемый Валерий Белолис, спасибо Вам за то время, которое уделили моему произведению. Я обязательно учту, сделанные Вами замечания. Отдельная благодарность за совет.
Евгения Шапиро[26.10.2011 20:38:44]
   Спасибо за замечания. По новелле в день - это вряд ли сумею. Это была первая и единственная попытка. Но согласна абсолютно, что надо работать, чтобы что-то получаться началось.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта