Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Блинов Андрей Вячеславович 
Тема:О Севере бедном замолвите слово... Впечатления о конкурсе "Непокорённый Север"Ответить
   Друзья!
   
   Зима не за горами, и вспомнил я будто бы случайно о конкурсе «Непокоренный Север», который вроде завершился, но итоги подвели со скрипом. Увы, определенные политические и технические проблемы портала свели на нет энтузиазм Судейской Коллегии, и многие обратили на это внимание. Что ж, чтобы хоть как-то загладить вину перед авторами, я хотел бы изложить мои собственные размышления по поводу конкурсных работ – с пометкой под ними «и. о. конкурсного обзора».
   Хочу начать ироническим экспромтом на тему писательского энтузиазма наших авторов, только не обижайтесь.
   
   
   В Полярную звезду упрямо веря,
   Как в самую надежную примету,
   Запечатлеть Непокоренный Север
   Взялись неугасимые поэты.
   
   Стихию обуздать умелым слогом,
   Лед растопить теплом волшебных строчек,
   Облагородить почву мудрым словом,
   Путь людям осветить полярной ночью…
   
   Задачу разрешить казалось просто:
   Пиши про страсти северной природы,
   Про снегом занесенные березки,
   Про медведЕй, и что-то в этом роде.
   
   С утра в тахте и вечером у лампы
   Поэты «прогреметь» пытались сильно,
   Но выходили то сплошные штампы,
   То ляпы, то вообще стихи про зиму.
   
   Поэт – не бог, ему не всё на свете
   По силам сделать мудро и со вкусом.
   Кому-то нужно только Музу встретить,
   
   Кому-то - позабыть вообще про Музу,
   Забыть о том, что есть на свете рифмы,
   И думать о делах своих насущных:
   О том, что сто пудов приносит прибыль,
   О том, что огурцы пора окучить.
   Варить себе на завтрак макароны;
   Под вечер – сериал и ноги в тазик…
   
   А Север - как и был непокоренным, -
   Так он непокоренным и остался.
   
   
   Мне, наверное, неловко говорить и писать о Севере с большой буквы. Я его не покорял: не ездил на собачьей упряжке, не мерз в какой-нибудь иглу и – бог миловал – не пережидал полярных ночей. Моя родина – на Северо-Западе, и пусть это означает «почти-Карелия», но всё же – не то.
   Зато мне было очень интересно, сумеют ли наши авторы, многие из которых действительно связаны судьбой с этим краем, открыть мне его так, чтобы я понял: вот оно!
   Непокоренность. Обязательно ли это слово должно ассоциироваться с военными действиями? Край не покорился врагу. А если поискать корни? Непокоренный, непокорный, (безукоризненный?), (неукорененный?), (непокрытый – читай - необъятный?)…
   Стихи – рифмованные строки – это еще не поэзия, не единица творчества. В раскрытии любой темы, помимо самой темы, завязано множество факторов – стиль, композиция, украшение, и не менее важное – новаторство.
   А в данном случае, в данной теме, новаторский взгляд мог стать точкой опоры: Север, предстающий с неизведанной стороны – с художественно неизведанной. Кому-то это удалось (тогда стихотворение выше не про них). Но далеко-далеко не всем.
   
   
   Сергей Ворошилов. Край озерный
   
    «Есенинская» строфа. Никаких претензий по форме. Короткие односоставные предложения в первом катрене, создающие «картинку», плавно перетекают в описание состояния ЛГ, создающее настроение.
   Плюсы – лаконичность, камерность, точность образов.
   При всём этом здесь нельзя говорить о каком-то «покорении». Покорение всё же предполагает движение, преобразование, открытие. Здесь же – статичность, фиксация.
   Оценка могла бы быть и выше, если бы…
   
   
   Елена Сичак. ДУХ СЕВЕРА
   
   Размер мутирует от 5-ст ямба до 3-ст амфибрахия, включая невообразимые и трудночитаемые переходные ступени. По форме стихотворение никакое, здесь про ошибки можно полстраницы исписать, только зачем?
   Какие-то отголоски баллады. В целом – ниачем.
   
   
   Валеев Равиль. Вот прилетели гуси на Таймыр
   
   Про этого автора нужно сказать особо. От нелепых синтаксических конструкций («Теплом чуть дышит бесконечный день, // Как сладкий мох полезен для гусят») ему так и не удается избавиться. Не всегда «правильно» оформлены строки («Теплом чуть дышит день»). Однако это один из самых своеобразных и нетривиальных авторов, которых я знаю. Он имеет на поэзию, кажется, собственные взгляды, с которыми имеет смысл порой считаться.
   В то время, как другие слагают ровные и совершенно «обычные» строчки, для Равиля «обычность» не свойственна совсем. Его Север – это находка, нестандартный ракурс. Взять хотя бы гусей, которые (в качестве действующих субъектов) явно выигрывают по сравнению с двадцать раз «пережеванными» уже лебедями. Фразы иногда колючие, неудобные, почти что натуралистичные описания («Клочьями линяющий песец»). В этом я нахожу соответствие теме: «непокоренность» как собственное вИдение, которого еще не было.
   
   
   Дмитрий Шорскин. Ночной Омск
   
   Зима «камень точит» - при чем тут деревья? Лайнер «проскочит» - хм. «Клин снЕга»?
   Последняя строфа дается как бонус?
   Стихотворение не производит впечатления цельной работы, и тем более непонятно, что же брать в качестве «непокоренности». «Аэр», «изразцом» - такая лексика скорее усложняет картину, чем создает образность.
   
   
   Ольга Фокина. Иркутск в моей крови
   
    «Туристов больше не найдут» - вот здесь стало смешно, кровожадный какой ЛГ... А в остальном было грустно. В принципе, без комментариев.
   Поскольку пятиклассники могут написать такие же строки про любой город Земли, стихотворение вне конкурсной тематики.
   
   
   Ян Кауфман. Я завидую вам, журавли...
   
   Работа хороша и как песня, и как стихотворение. Единожды по непонятной причине (не закономерно) во вторую строку четверостишия вклинивается лишний метр: «Проплывает извечной небесной тропою». Третья строка вариативна по длительности. За ошибку это не считаем, конечно. «Журавлиный ваш строй» - я бы подобрал какой-нибудь более интересный эпитет, поскольку «журавлиный» при обращении к журавлям - фактическая данность, чуть ли не тавтология. Не нравится, как звучит «В знак привета». Не уверен в правильности выражения «осевшие набок»: набок, кажется, накреняются, а оседают вниз (хорошо бы проверить). Кстати, «набок» по любому нужно бы слитно.
   Мотив очень и очень благодатный, если уметь его раскрыть. Здесь «крепко сколоченное» произведение, образностью ассоциирующееся с «советского периода» классикой (ну, Рубцов с его «Журавлями», к примеру). Вряд ли Север играет существенную роль в развитии темы, он представлен фоном, отсюда не слишком высокая общая оценка.
   
   
   Валентин Алексеев. "Северное семицветье" (вне конкурса)
   
   Безусловно, будь это стихотворение «сеяным», оно бы претендовало на пьедестал. Прежде всего бросается в глаза лексическое богатство и ритмическая стройность. Север представлен как край, свободный от «пороков цивилизации»: усложнения, тривиальности (герой ощущает себя «не таким»), приспособленчества (в отличие от мест, где поля предназначены, скажем, для хозяйственных нужд – читай: торговли, выгоды, - здесь вольное «раздолье»). Главная опорная фраза – «простая красота».
   Вопросы возникают в нескольких местах. В первую очередь, омонимы. «Тем, что вырос…» можно прочитать: (кем?) – тем и (кому?) – тем. «Осуждаем» читается как пассивный залог, но имеет место и такое: (мы что делаем?) – осуждаем. Естественно, логика целого предложения позволяет нам без труда догадаться, какая форма здесь употреблена. Но разбиение на строфы диктует более строгие требования к таким местам, поскольку подсознательно каждая строфа читается как отдельная синтаксическая единица.
   «Он милее мне…» - кто всё-таки, шалфей или василёк? «Не похожий» - вместо напрашивающегося «не похож» прилагательное стоит в «противоестественной­»­ полной форме, не айс.
   Зато явные есенинские аллюзии, мотивы, особенно ярко проявившиеся в строке «Всё равно я пою веселей» - само собой всплывает «Всё равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы».
   
   
   Юрий Кузнецов Дмитриевич. Шестьдесят шестая широта
   
   Чтобы попасть в размер, нужно читать «Шисят шестая широта», разговорное, почти что насмешливое употребление не вяжется с темой. «Дожди осЫпали листву» - первый раз вижу, чтобы вода сыпалась. Хотя знаю такую шутку юмора: «Насыпь-ка мне чаюсупа». Это пародия, что ли? «Несмелый», «незнакомый» пишется слитно. Суета у автора пугается вьюги. В том же 4-м катрене третья строка на два ударных слога длиннее, чем надо. В последнем катрене пропадает одна из рифм. В общем, из-за большого количества мелких погрешностей получилось неважно совсем.
   
   
   Кулаковский Серафим. Север опять торжествует
   
   Я так и не понял, про кого написано «Край свой он сильно любил». Откровенная беспомощность изложения. Много перлов: «проходит одежду твою» (по какому предмету?), «к дому дойди» (либо до дома, либо подойти к дому), «брось с головы». Рифмы «твою – свою» и т. п. – ужас.
   Формально – соответствие теме конкурса, Север не покорен. Однако это сомнительное преимущество автора.
   
   
   Владимир Шишков. МАЛАЯ РОДИНА
   
   Понравилось. Серьезный подход, крепкое формально и уверенное содержательно произведение. Переплетение мотивов: Север как «малая Родина», повод для гордости и не открытая до конца земля. Основное, самое «на виду» преимущество работы – ее непосредственность, «душевность», связь времен. Плюс неординарная форма, близкая к песенной. Рифмовка часто неординарная, звукопись («поморском – подростком», «раздеться – детство»).
   Единственный «минус», что бросился в глаза: в последней строфе «Ты вновь на нее положись», а далее не совсем логично идет предлог «где». Не лучше ли, например, «Там крепкие нити…»?
   
   
   Марина Анастасия. Расснежила...
   
   Начну с конца: «варила чай». Я предполагаю, конечно, что некоторые травы для чая нужно варить (например, есть рецепт варки мате; чифир вот тоже варят, вроде), но здесь-то явно подразумевается «заваривала»… Призраки лета отражались в Луне, как глаза Сатаны – как это себе можно представить? «В глазах стекленела сталь», «с ресниц сдернув печаль» - то же самое. Про ритм молчу, он есть только в первом катрене.
   Про зиму, а не про Север. Неформат. Похоже на грандж в его «не самые лучшие годы».
   
   
   Наталья Ахонен. Карельской осени неведом перебор
   
    «Броский – наброски» и «набор – перебор», к сожалению, рифмы однокоренные. Учитывая то, что ради рифмовки автор допускает инверсию, от нее в итоге оказывается мало толку. «Сереет влажным зеркалом» - разве влажное зеркало сереет (с такой именно формулировкой)?
   Патриотично, лирично. Но опять же: всё описанное не дает нам картины именно неповторимости Севера. Есть маркер «карельский» - и всё. «Клин за клином» - намек на журавлей? Есть некоторая безликость в описаниях: куст – просто куст, птицы – просто птицы, вода как вода. Интересная метафора: плодовые ожерелья куста. Последняя строка содержит сильный риторический прием (короткие утвердительные предложения); это несколько избито, но в целом хорошо.
   
   
   Николай Ананьченко. Танцуют языки огня
   
   Из плюсов отмечаю передачу настроения таинственности, мистичности. К форме претензий нет, читается с интересом. С другой стороны, как мне кажется, стихотворение будто бы обрывается, хочется продолжения какого-то.
   Главный минус – несоответствие теме Непокоренного Севера.
   
   
   Георгий Томберг. Зима
   
   Зима «легла красотою», да еще и «легла на Сибирь» - что-то очень неудачное, как мне кажется. В принципе, лексика для зачина выбрана неплохо тематически, чтобы создать первоначальный посыл, но выглядит как школьная отписка.
   Дальше - гораздо лучше. Третья строфа хороша – здесь и рифмовка выше похвал, и образы, и ирония.
   К сожалению, снова фиксация, безо всякого движения. Не могу сказать, что работа показалась цельной: 3 и 4 строфы по содержанию кажутся вставными.
   
   
   Батый Ирина. На русском Севере (вне конкурса)
   
   Формой напоминает русский фольклор и созвучные с ним некрасовские песни («Ты и убогая, Ты и обильная…»). Показалось, что «много воздуха» - грубовато (ср. с идиомой «проще дышится», например). Отходят в мир иной // Страдания тропой» - двусмысленность: «в мир иной» или «иной тропой». «Отживших на погост» читается (в строке) как единое целое, я бы для верности поставил между тире. «Глас – мольбы – братии»: скопление существительных не делает стихотворение красивее, а только запутывает.
   Начиная с пейзажа, взгляд вроде бы переносится на социальные нюансы жизни северян, но об этом упомянуто вскользь. Конфликт намечен, но не раскрывается, застыв на этапе зарождения, будто бы нарочно, чтобы указать на свою «извечность». Обрамляющая конструкция кажется искусственной, просится эффектная концовка, хотя такой вариант, как есть, конечно, тоже приемлем и не создает дискомфорта. Настроение сурового, холодного, застывшего (во всех смыслах), звенящего Севера передано.
   
   
   Александр Жданов. Душой внимаю море
   
   Масса претензий. Ну, во-первых, внимать – (комучему) морю. «Магический катрен» моря - это что-то невообразимое; видимо, автору просто понравилось красивое слово «катрен». «Юность волны» - это явление тоже представляется с трудом, поэтому и сравнительный оборот (про подружек) вызывает удивление. В пятой строфе повторение «немножко – немного». «Немножко накатить» можно водки, а когда накатывает грусть, то это совсем не «немножко». «Шурша ракушкой» - улыбнуло. Рифмы «сила – игриво», «волн – времен» и т. п. некрасивые. «Волна смиренна и нежна, шурша ракушкой» - деепричастие должно быть связано с глаголом, а в данном случае глагол отсутствует (вернее, формально здесь глагол «быть», но это не спасает).
   Теме конкурса не соответствует. Описания, переживания, настроения знакомые, но не более того. Стихотворение по-детски наивное и несамостоятельное. Штампами можно считать «след былых времен», «белый парус», «в ярости слепой», «вечерний час» и т. д. «Как я люблю твои порывы», пишет автор. Логично предположить, что ЛГ обращается к морю, но в тексте нет указаний на это.
   
   
   А. Невишневский. Доказано, жизнь есть во льдах
   
    «ЖиЗНЬ еСТь ВоЛьДах» трудночитаемо. В целом, трудночитаем текст целиком, поскольку нарочито экспериментален как формально, так и содержательно.
   Заслуживает внимания и поощрения то, что работа написана, видимо, непосредственно для конкурса, с присущими авторскому стилю иронией, замысловатостью и пародийностью (в данном случае – пародия на сонет с какой-то незаурядной рифмовкой).
   
   
   Александр Богайчук. Бывают чудеса, еще бывают
   
   Бывают же чудеса – из 32 запятых 13 поставлены неправильно.
   «Взмахнув крылом» (одним!), «увидишь сверху горы»: или горы сверху, или ЛГ – в контексте непонятно. Нелепейшие фразы типа «чище экология», «вдохнуть с материка». «Так хочется их чаще ощущать» - сплошное «чоканье» и «щоканье».
   Север упоминается, но стихи о чем-то другом.
   
   
   Владимир Папкевич. Нет, дорогие, здесь я не скучаю
   
   Заслуживает внимания: такой ностальгии, выраженной в стихах, поверить можно. Стихотворение–обраще­ние­ – друзьям? близким? Искренняя привязанность ЛГ (человека явно сильного духом) к родному краю невольно заставляет его сравнивать «здесь» и «там» и убеждаться, что далекий и казалось бы навек потерянный Север – особый во всём. Он незабываем, не забыт и, соответственно, не покорен (если объект стирается из памяти, значит, забвение сильнее привязанности). Вторая и третья строфы по стилю особенно хороши: размеренный разговорный слог, смена тональности и ракурсов, «сильные» мысли.
   «Я, словно летчик, отлучен от неба» - логический перевертыш (второе – не атрибут первого, а наоборот). По всей вероятности, автор имел в виду «словно летчик, отлученНЫЙ от неба», разница критическая. «Магом дан» - здесь, кажется, в угоду сложной рифме не слишком удачное выражение (маг взялся как-то ни с того ни с сего).
   Оценка много выше среднего.
   
   
   Эдуард Учаров. 36, 6 °C
   
   Своеобразно, местами кажется абсурдно с точки зрения логики. Но, как ни странно, сложность восприятия привлекает – близостью разгадки. Наверное (буду осторожен), я должен догадаться (по лексике), что это про арестантов, отбывающих срок на Колыме. Приходится доверяться ощущениям и догадкам, поскольку тема-то скользкая. Начинаешь смутно понимать, что это за «одичалый крот», что за «латы»…
   Стихотворение сильнО нестандартным ракурсом, беспощадной прямотой и жестокой точностью образов. Читается как призыв, без вступлений и заключений. Технически замечательное.
   
   
   Светлана Илларионова. Циклон
   
   Мне показалось, или стихотворение начинается с неверной посылки? «В ссылку отправлено лето» - недвусмысленно означает, что лето кончилось. В дальнейшем всё переворачивается: горы мешают (наступающему!) потеплению – значит, лето всё-таки приходит? Чайки скучают по аншлагам – значит, лето прошло? Циклон должен смениться антициклоном – так лето или где??
   Тучи «сбиваются в кучи» «оленьей упряжкой» - логическая ошибка в сравнении: ну никогда оленья упряжка (тем более одна) не сбивалась в стаи (в стаи оленьих упряжек?)) Или это оленья упряжка сбивает тучи в кучи? Если «хорей» контекстно означает «порыв ветра», то строку следует понимать «Как ни стараются ветер-каюр и порыв ветра»???
   «На пути потепленью заслоном» - нанизывание существительных, головоломка с инверсией. «Камни по дну» - можно подумать, что по дну реки. «Вальяжно» и «хмурится» трудно сочетаются в одном объекте. «Волны преследуют палубы» - кто кого преследует?
   «Реки – гремит» - слабая рифма. Если уж употреблять ассонансы, то не единожды.
   Неформат. Оленьи упряжки, данные здесь метафорически, не в счет. Есть еще некие «горы», но информативности, узнаваемости в них маловато.
   
   
   Алексей Хазар. Остров Ромбак
   
   У меня промелькнула крамольная мысль, что идея стихотворения состояла в обыгрывании этого топонима – «остров Ромбак». То есть, по сути, произведение – искусная игра и всё… но что-то ведь за этим должно крыться?
   Видимо, это в первую очередь стихотворение-впечат­ление,­ а не описание, как может показаться. И впечатление это сильное, иначе не было бы призыва в последней строфе.
   Не понравилась полная или частичная неинформативность отдельных частей. Например, третьей строфы. Не совсем понятно, что же всё-таки так «зацепило» автора – кромешная тишина острова, маяк какой-то особенный или что? Наверное, это что-то совсем личное, мистичное, непередаваемое.
   Неоднозначное стихотворение. Вопросы возникли относительно таких фраз, как «название откликается», «сиреневый флаг заката», «лихая погода» (лихое море, лихой ветер?).
   
   
   Наталия Иванова. Морошка
   
   Снова ностальгия; на этот раз атрибутом Севера (говоря о тематике) становится ягода морошка. Однако здесь, как мне кажется, воспоминания (и соответственно основной мотив) касаются больше детства, чем местности. ЛГ тянется к прошлому, но где оно проходило – вопрос второй.
   Стихотворение без изъянов, чудное. Однако не могу полностью признать его соответствующим номинации.
   
   
   Никита Брагин. Северный крест
   
   Технически (лексика, рифмика, ритмика) – понравилось очень. Настоящий гимн Северу. Многозначие символики (круг, крест…) Финал чудесный. Мотивы вечности и творчества, пути и успокоения, неравнодушия, покоя, воскресения души.
   
   
   Ляховецкий Аркадий. Строим памятник
   
   Вероятно, единственная работа, автор которой подошел к теме со всей ответственностью. Стихотворение сюжетное, в основе лежит эпизод установки памятника на месте, где русские солдаты сдержали наступление немецких войск. Полуостров Рыбачий. Мне нравится тон автора – тон рассказчика, нравится архитектура стихотворения и его «простота» (в хорошем смысле), стилистическая цельность. Произведение «говорит» гораздо больше, чем сумма заложенных в нем слов, поскольку отсылает и к героизму русских солдат, и вообще к воспоминаниям о войне.
   Немного смутило только прилагательное «скальный», а также «в граффити» (наверно, имелся в виду графит, тогда «в графите»). Немного поправить запятые.
   
   
   Илья Морозов. Воркута
   
   «Узнал Воркуту озябшим телом» - во как!
   Какой-то агитационный стих для комсомольской газеты.
   
   
   Эльдар Ахадов. День рождения
   
   Достаточно качественные строки, за исключением «тостов» (различаем тОсты и тостЫ) и выражения «притихнувшие шутки», которое и с более кратким «притихшие» звучит нелепо (возможно, автор путает «притихли» и «приУтихли»?) Можно предъявить претензии еще к фразе «мне снится свет ночника ИЗ комнаты твоей»: всё-таки правильнее было бы «в комнате», да и снится, видимо, не только свет, но и по умолчанию сам ночник.
   Существует четкая архитектура, сюжет, соразмерность повествования, как на уровне сюжета, так и на уровне эмоций. Вначале есть ощущение «открыточности», простите, тема допускает. Видимо, делается намеренный контраст между красивым «там» (праздник, веселье) и «здесь» (пурга, грусть и чувство вины), автор постоянно перемещает ракурс между этими «локациями».
   Север здесь далеко не ведущая тема, скорее, он проходит организующим проблематику фоном.
   
   
   Владимир Узланер. Остановить снег
   
   Снег «притормозил свой бег»?? По-моему, «вечный бег» - это о времени, о снеге так говорить ошибочно. Не уверен, что автор понимает и может объяснить, что в данном контексте означает слово «разнузданный». «Толпе» - чего? «Время встало»? Встают часы, время – останавливается (переделывать эту идиому неправильно, за исключением случаев нарочито абсурдного употребления типа «время устало и встало» (с)).
   Очередной шедевр «про снег», но не про Север. Вне тематики.
   
   
   Анатолий Кулак. Комариная охота
   
   Стихотворение необычно красочное фонетически: то и дело рифмы-находки («смогли – перелив», «тепло – полотно», «вишня – слышен», «ещё – щелчок»…)
   По содержанию могло бы сойти за пародию, если бы автор не смог уверить нас в обратном. Нет, уж точно не мазохист перед нами, готовый отдать последнюю кровь на питание жадным сосущим, а просто человек, искренне и целиком влюбленный в северную природу, во всех ее проявлениях. Но, конечно, юмор-то и здесь присутствует, но он имеет не идейную функцию, а оживляет текст.
   При всём этом не могу найти аргументов в пользу того, что работа полностью соответствует тематике.
   Сомнения в тексте вызвали следующие моменты: «цветами звезд дозор» (нанизывание существительных, да еще и с инверсией), «звенят предельно тонкою» (обладая нестандартной фантазией, можно «предельно» отнести и к «звенят» - синтаксис позволяет), «в час ночИ» (правомерно ли ударение?), «размять суставов хруст» (это сознательный каламбур? «размять хруст?»).
   
   
   kaskad. Непокоренный дикий и манящий Север
   
   Размашисто, штампованно («бескрайние просторы», «зверь не доходит», «идти за горизонт», «наперекор снегам», «пока хватает взора» и пр.), повторения «льды», «полярный», «просторы». Рифмовка зачем-то кое-где присутствует слабая, но лучше б ее совсем не было.
   «Торосы» - это те же льды. «Произрасти» - здесь как-то неуместно (насколько знаю, такая форма сейчас употребляется больше в переносном значении, чем в прямом). «Новый путь» скорее не «открывают», а «прокладывают».
   Зачем-то дважды упоминается о том, что птицы застывают на лету – это для тех, кто с первого раза недопонял? Причем во второй раз формулировочка совсем замечательная: «как камень на лету в полете застывают».
   Оценка немножко повышена за соответствие теме.
   
   
   Валерий Белолис. Белое море (край земли)
   
    По-моему, это больше проза в столбик, чем стихотворение в прозе. Ритм есть, но едва обозначен, при этом есть места совершенно «не попадающие» в него. И если учесть, что автору не нужно было искать подходящие по размеру слова, хотелось бы бОльшей лаконичности и «зримости». Так, безличное «кто-то» я бы заменил. Подражание комарам по-доброму улыбнуло. Не совсем наивизм, но что-то похожее. Не слишком хорошо смотрится следующее: «Одна из точек… идет к берегу… посидеть у костра, выпить рюмку водочки…» Понятно, что метонимия, но слишком далеко «заплывшая».
   Работа выполнена в едином ностальгическом тоне, поэтому оставляет приятное впечатление.
   
   
   Сергей Гамаюнов (Черкесский). Зима. Февраль. Приполярье
   
   Мистический пейзаж. Двойственное впечатление. С одной стороны, образы (позёмка «закипает молочною пеной» и т. д.) достойны похвалы, но они соседствуют с множеством клише, таких, как «вечный холод», «бесконечная вселенная», «неземная красота», «душу с сердцем». Не сказал бы при этом, что употребление архаизмов здесь уместно («вежды луны», по-моему, звучат нелепо и их появление на 99% обусловлено рифмой). Непонятки вызывает фраза «забрал душу с сердцем сияньем небес». Ну, и, наконец, исправим опечатку «чуть теплится».
   
   
   Феликс Лукницкий. Здесь не растут фруктовые деревья
   
    «Здесь не растут фруктовые деревья…» Далее идет переключение на частности: клены, дуб, липа. Можно подумать (особенно при восприятии на слух), что во второй строке перечисляются фруктовые деревья. Синтаксический ляп.
   «Доверенный издревле» - кем, простите? Знает ли автор значение слова «редут» (и особенно в сочетании «природы вулканический редут») или употребил его для красивой рифмы?
   «Их с детства припечатывает снег» - детство, вопреки желанию автора, относится здесь к снегу, а не к березам.
   «Реальность» плохо смотрится во множественном числе. Можно было бы без потери смысла заменить на «Действительность куда волшебней снов».
   Рифмовка, ритмика – на хорошем уровне.
   Несмотря на указанные выше неточности, стихотворение смотрится неплохо: яркая картинка, зримые образы. Изменение ритма в третьей строфе не сбивает, а как бы «готовит» к финалу. Единственное: не уверен, что занесенные снегом ели и мишки со смертельными отпечатками – это и вся «специфика» края.
   
   
   Рамиль Шерланов. Песня о Севере
   
   Здесь много сказать не получится – автор занялся подбором эпитетов к слову «Север», и, кажется, ему это удалось. На первый взгляд, ничего особенного, но зато оригинально и показательно. Не в обиду – напоминает песенки северных народов (в переложении, видимо), которые я когда-то в детстве читал или слышал.
   
   
   
   Владимир Безладнов. Север
   
    Класс автора виден сразу – это и образность, и лексическое богатство (подбор слов), и рифмы. Отдельная похвала за сравнения, создающие потрясающую по настроению (грусть, мистическое самосознание, беспокойство) и «зримости» картину. Правда, нелегко определить смысл последнего катрена, что автор хотел показать этим.
   Не совсем понятно также, как иней может сковать сопки. Удлинение четных строк в последнем четверостишии – авторская вольность – так ли необходима? (Например, убрав «только» и «алых», мы вернемся к исходному ритму, а нарушится ли смысл?)
   
   
   Пыжова Ольга. Умная снежинка
   
   Автор не умеет (пока?) организовать связное и размеренное повествование, похожее на стихи.
   Неформат. К тому же, два стих-я подано.
   
   
   Зоя Соснина. Белые кораллы
   
   В целом – достаточно приятное, немножко детское (по мировоззрению и технике), незамысловатое, но не «штампованное» стихотворение. Правда, синица прыгает обычно «по ветвям», а не «на…» «Ветки ствола» - тоже не слишком удачно. «В матовом свеченье // Солнечный поток» - непонятное выражение.
   Из несомненных плюсов отмечу яркие описания природы: «тополиная вязь», «хрупкие штрихи» на серебряной ветке, «ажурные ветви». Ритм четкий, лексика на уровне. Стилистика детской поэзии (напоминает Благинину, например).
   Но увы, совсем не про Север.
   
   
   Людмила Лутаева. Унесет за собой меня ветер
   
    «Закует в мерзлоту» - понятно. «Закует глыбой льда» - что-то невероятное. Нагромождение символики сомнительного качества: темные (!) волны разольются свеченьем (!) Луны. Невероятные конструкции, не связанные с грамматикой русского языка: «Искуплю так, грехов половина…», «В первозданности может быть леса…» Перебор с инверсиями: «Дух пристанище мой обретет». Рифмовка банальная. Вывод: над стилем еще работать и работать. О покорении говорить не приходится.
   
   
   Николай Вуколов. Родные места
   
   Думаю, неуместно писать «возвратился», ведь существует же слово «вернулся». Невообразимые инверсии в угоду ритму: «Все знакомо до боли мне с детства кругом». Плохо во всех отношениях.
   ЛГ видит отчий дом, калитку, затем падает куда-то в траву, а в концовке подходит к «родному двору». Где логика?
   Если предисловие написано не на чукотском (поди разбери), то безусловно неформат.
   
   
   Геннадий Михлин. Заполярное побережье
   
   Белый, как снег, стих с шикарным выводом – монументально, цельно. Природные явления антропоморфны, находятся в движении, жизни, борьбе, из-за чего простая пейзажная зарисовка обретает конфликт. Непокорность и непокоренность Природы.
   Богатые, многословные предложения тяжелы для восприятия (в основном из-за причастных оборотов), но это, как ни странно, видится не стилистической погрешностью, а приемом. Солнце спешит «уйти восвояси»? Север – не свойственное и не особо приятное для Солнца место, оно заходит туда изредка, недовольным… Видимо, так?
   Маленькой стилистической погрешностью можно считать дважды подряд употребленное «шторм» (не заменить ли второе на «шквал», например?), трижды подряд – «солнце».
   
   
   Павел Великжанин. Песня геологов
   
   По вкусу придется всем, кто имел дело с походами, палатками, песнями у костра… Романтика походная и связанный с ней жанр бардовской песни безусловно притягательны, востребованы.
   Форма. «В кроне у сосны» - зачем предлог? Не совсем понятно, как звезда может «наклониться» (может, точнее будет хотя бы «склоняются»?) «Тихо убаюкивая» - эти слова я разделил бы запятой, чтобы одно дополняло другое, а не являлось его эпитетом.
   Техника ничем особенным не привлекает, но и не раздражает. В качестве песни, наверное, звучит хорошо. Понравилось сравнение рюкзаков с якорями.
   Есть тут напрямую и про покорение (исследование, изыскание).
   
   
   Кононов Евгений. Югра
   
    «Следы от медведей» - из-за предлога – не синоним «медвежьих следов», к сожалению.
   Стихотворение философское, осмысленное, язык показался мне тяжеловатым.
   
   
   Гука Гукель. Уходим
   
   В форме есть нечто таинственное и притягательное. «ухОдим закАты в спИну с тревОгой прощАльно смОтрят» - каждое слово будто бы обособлено, будто бы произносится с трудом, нехотя. Лексика подобрана соответственно теме: «уходим», «стылый», «старый», «взволнованный». Караван ассоциируется с пустыней, в данном случае – снежной. Описания четкие, образные. «Осенеет» - неологизм, почему нет?
   Из «минусов» - рифма «смотрят – хороводом» (чересчур, имхо, вольная) и опечатка «вперемежку».
   Не совсем понимаю, кто именно уходит – это какая-то экспедиция, беженцы или где? Но это «как бы» неважно, вернее, вариативно. Благодаря множеству деталей стихотворение «зримо», и при этом не теряет мистического оттенка. ЛГ является участником описанных событий, соответственно стихотворение – внутренний монолог-послание. Тундре? Видимо, так. Отсюда непокоренность как невозможность забыть, выбросить из памяти. Концовка хороша – сразу же всплывает в памяти рубцовская «лошадь белая в поле темном». И пусть она всплывает не совсем в тему, но это иллюстрация того, что для эффектной концовки необязательно пафосных излияний, достаточно лаконичного штриха. Одна из немногих работ в конкурсе, которая впечатлила.
   
   
   Александр Петруша. Лес горит на сопке Известковой
   
   Еще одно стихотворение для пионерской стенгазеты. Со всеми своими атрибутами: лескикой с одной стороны бедной, с другой – насыщенной терминологией и названиями ничего не говорящими; с нарушениями ритма и простыми рифмами (не говоря уже про «окопан – окопа»); с нелогичным или просторечным синтаксисом («Близко расположен он к реке», «очередь – в конец», «офицеров штаба и отца»). Видно, что задачей «художника» было передать содержание, частично – эмоции. Форма при этом была по важности месте на десятом. Беда в том, что содержание становится ярким (и индивидуальным!) только в сочетании с яркой формой подачи – стилистическими фигурами, нагнетанием настроения и т. п. Увы, не тот случай.
   
   
   Наталья Малинина. Унежма
   
   Симпатично, северно)) Чудесные словесные кружева, вытканные из деревенского быта. Несколько запутанный сюжет, полунамеки, недосказанности. С другой стороны, открытость, непосредственность, естественность ЛГ (каким образом это достигается – лексикой, стилизацией - отдельный плюс). Обыгрывание топонимики создает ощущение необычности, индивидуальности этого места.
   Всё же не уверен, что целиком в тему.
   
   
   Кульков Михаил. Русский Север
   
    «СеребрЯным», конечно же.
   Игра слов и стилизация под народные сказания – интересный ход. Стихотворение красочное, красивое («Пятиречье наполнили речью» - чудесно), но вот «струей языка» и «краЯ крАя» - уже на грани фола, как мне кажется. Хотя уровень слово-творчества в целом - замечательный.
   Показалось, что не только первая строфа, но и весь этот отрывок является зачином, поскольку его информативность сводится к одной строке: «Разливается слово, звучит…» Далее этого утверждения сюжет не движется.
   
   
   Иванченко Игорь. Полевой городок СУ-17
   
   Пейзажно-философская­ лирика, выполненная в «классической» манере, что в данном случае, наверное, не совсем плюс. Если настроение, картинка переданы хорошо, ритм выдержан, то вот рифмы более чем простые, неинтересные. Среди грамматических (которых большинство) есть даже однокоренная («восходит – приходит»). Из других замечаний фразы: «угол городка» (лучше бы «край», «сторона»); «совы ветров бьют крылом» (смущает число сов и крыла). Не могу назвать стихотворение цельным (описания, лирические вставки, сравнения перемешаны без каких-то связок). Однако в целом впечатление приятное.
   
   
   Луцкий Марк. Суриков
   
   Отмечаю в первую очередь хорошо выстроенную композиции: идея автора передана посредством размышлений его героя, и «картинку» мы видим глазами Сурикова. Таким образом, функция героя не просто действие, но и мысль, и обрамление композиции (стихотворение начинается и заканчивается фактами его жизни и творчества, которые вплетены в сюжет). Упоминание «Утра стрелецкой казни» создает необходимое настроение, удачно подводит итог невеселым размышлениям.
   
   
   Королева Ольга. Утро Гипербореи
   
   Если в шутку определить жанр стихотворения, получится какой-то «этно-сюр». Здесь всё необычно, но и всё «зримо». Картина просыпающегося леса. Хорошая техника, лексика богатая. Немного резанула слух строка «Налетевшие с дальних мест» (навскидку – не лучше ли, например, «Обитатели дальних мест»?).
   К сожалению, не совсем «в тему» конкурса.
   
   
   Вот, собственно, и всё.
   Искренне почти-всех-ваш.
Никита Брагин[14.09.2011 11:06:17]
   Спасибо, Андрей. Я рад Вашей оценке стихотворения.
А. Невишневский[14.09.2011 11:41:22]
   Полагаю, что моё стихотворение не «пародия на сонет», а триолет-октавный сонет, действительно написанный к конкурсу НЕПОКОРЁННЫЙ СЕВЕР после замечания о том, что моё первое стихотворение НЕ В ТЕМУ.
    Мне представляется, что автор и.о. обзора не имеет представления о покорении Севера, поскольку, цитирую: «Я его не покорял: не ездил на собачьей упряжке, не мерз в какой-нибудь иглу и – бог миловал – не пережидал полярных ночей. Моя родина – на Северо-Западе, и пусть это означает «почти-Карелия», но всё же – не то.» уместнее отнести не к ПОКОРЕНИЮ, а к ОСВОЕНИЮ Севера.
    Полагаю также, что действительно в тексте триолет-октавного сонета есть ирония, связанная с темой конкурса!
Ян Кауфман[14.09.2011 11:49:31]
   Спасибо, уважаемый Андрей.
   Вы верно всё подметили и достоинства, и недостатки стиха. Но согласитесь, что последние при песенном исполнении - исчезают. Это порой заметно даже у известных бардов.
   Относятся ли "Журавли" к теме Севера? Я исходил из соображений, что с наступлением весны журавли летят на Север, что вызывало у меня определённые переживания и воспоминания.
   Ещё раз благодарствую.
Наталия Иванова[14.09.2011 18:14:18]
   прочитала с интересом не только о себе, любимой. Поскольку многией из конкурсных стихотворений мне знакомы, то готова согласиться с Вами по многим пунктам. В том числе, и по своей "Морошке". Насчет ностальгии - да, пожалуй. Но разве морошка не северная ягода? Вы встречали ее на юге России или в центральной полосе? Лично у меня морошка ассоциировалась именно с севером нашей страны. Впрочем, кому север Крыма, кому юг Таймыра))))
   
   спасибо, было интересно и полезно.
Сергей Гамаюнов (Черкесский)[14.09.2011 22:12:36]
   Интересный, предметный и весьма корректный обзор!
   Учиться никогда не поздно и всегда полезно...
   Спасибо за науку, Андрей, и тем более, за труд!
Ольга Королева[16.09.2011 18:16:51]
   Андрей, спасибо за несколько слов о моем стихотворении.
   с уважением,
Анатолий Кулак[20.09.2011 17:51:19]
   Спасибо, Андрей, за вполне глубокий разбор конкурсных работ, за дерзкое в глазах кого-то обличение отдельных "шедевров", за терпение, которого наверняка понадобилось немало, чтобы пропустить через себя и не доброкачественный поэтический продукт. Здоровья Вам!
Александр Богайчук[22.09.2011 05:52:56]
   Я не понял, а где Вы в моем произведении насчитали 32 запятых?! Может Вы что-то перепутали... Там если половина от этой цифры наберется, то еще хорошо, а следовательно, те которые стоят - стоят правильно...
Александр Богайчук[22.09.2011 06:10:25]
   Хотя, прошу прощения, пересчитал и обнаружил, что количество запятых соответствует указанной цифре - действительно 32, но почему 11, из них, поставлены неправильно пока не разобрался, может поясните свои выводы, Андрей, мне неучу такому...
Александр Богайчук[22.09.2011 06:22:54]
   А за Север в моем стихе много написано, просто тот человек, который здесь никогда не был - не поймет... Север давно покорен и отравлен отходами продуктов добычи ценных полезных ископаемых. Природа в райне Талнаха (города горняков) просто сожжена газами. О каких гусях и утках речь - их нет давно - они сюда не залетают, одни бакланы шныряют по помойкам. Тундра в райне видимости, начиная от аэропорта, завалена грудами металлических отходов... Картина удручающая!!! Может быть глубоко в тундре, в километрах 500-600 что-то иначе выглядит, но в райне жилья именно так как я пишу. Я здесь уже 30 лет и вижу это каждый день. Норильск занимает первое место в мире по загрязнениям. Это и есть настоящее заполярье, а не в районе Архангельска и Мурманска...
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта