Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Литературный календарь
К темам проекта
Автор:Татьяна Кунилова (Stik) 
Тема:17 июня - день рождения Михаила СветловаОтветить
   17 июня 1903 года родился Михаил Аркадьевич Светлов
   
   Он вошел в поэзию и революцию одновременно — в 1917 году. С этого времени революционный романтизм будет окрашивать его творчество.
   
   Вспоминала его стихи, знакомые мне с детства... На ум пришли сразу "Рабфаковке", "Маленький барабанщик" и, конечно, "Гренада"
   
   
   ГРЕНАДА
   
   Мы ехали шагом,
   Мы мчались в боях
   И "Яблочко"-песню
   Держали в зубах.
   Ах, песенку эту
   Доныне хранит
   Трава молодая -
   Степной малахит.
   
   Но песню иную
   О дальней земле
   Возил мой приятель
   С собою в седле.
   Он пел, озирая
   Родные края:
   "Гренада, Гренада,
   Гренада моя!"
   
   Он песенку эту
   Твердил наизусть...
   Откуда у хлопца
   Испанская грусть?
   Ответь, Александровск,
   И Харьков, ответь:
   Давно ль по-испански
   Вы начали петь?
   
   Скажи мне, Украйна,
   Не в этой ли ржи
   Тараса Шевченко
   Папаха лежит?
   Откуда ж, приятель,
   Песня твоя:
   "Гренада, Гренада,
   Гренада моя"?
   
   Он медлит с ответом,
   Мечтатель-хохол:
   - Братишка! Гренаду
   Я в книге нашел.
   Красивое имя,
   Высокая честь -
   Гренадская волость
   В Испании есть!
   
   Я хату покинул,
   Пошел воевать,
   Чтоб землю в Гренаде
   Крестьянам отдать.
   Прощайте, родные!
   Прощайте, семья!
   "Гренада, Гренада,
   Гренада моя!"
   
   Мы мчались, мечтая
   Постичь поскорей
   Грамматику боя -
   Язык батарей.
   Восход поднимался
   И падал опять,
   И лошадь устала
   Степями скакать.
   
   Но "Яблочко"-песню
   Играл эскадрон
   Смычками страданий
   На скрипках времен...
   Где же, приятель,
   Песня твоя:
   "Гренада, Гренада,
   Гренада моя"?
   
   Пробитое тело
   Наземь сползло,
   Товарищ впервые
   Оставил седло.
   Я видел: над трупом
   Склонилась луна,
   И мертвые губы
   Шепнули: "Грена..."
   
   Да. В дальнюю область,
   В заоблачный плес
   Ушел мой приятель
   И песню унес.
   С тех пор не слыхали
   Родные края:
   "Гренада, Гренада,
   Гренада моя!"
   
   Отряд не заметил
   Потери бойца
   И "Яблочко"-песню
   Допел до конца.
   Лишь по небу тихо
   Сползла погодя
   На бархат заката
   Слезинка дождя...
   
   Новые песни
   Придумала жизнь...
   Не надо, ребята,
   О песне тужить,
   Не надо, не надо,
   Не надо, друзья...
   Гренада, Гренада,
   Гренада моя!
   
   1926
   
   
   А кто знает историю написания "Гренады"?
   Не так давно мы с одним портальским товарищем (а вот не скажу с кем, на всякий случай) разговаривали об этом. Интересную версию он озвучил...
Янис Илзе[17.06.2011 16:45:40]
   "— Гренада… Раздули и раззвонили на весь белый свет. А что такое «Гренада»?
   
   Гляжу, как безумный,
   На черную шаль.
   И хладную душу
   Терзает печаль.
   Когда легковерен
   И молод я был,
   Младую гречанку
   Я страстно любил.
   Не надо, не надо,
   Не надо, друзья.
   Гренада, Гренада,
   Гренада моя.
   Вот и вся расхваленная «Гренада». Напел на пушкинскую интонацию. Подтекстовка. Так, кажется, это называется у поэтов?"
   
   "Последняя ступень" Владимир Солоухин
Карапетьян Рустам[17.06.2011 18:44:12]
   Гад Шекспир, сюжеты пачками воровал. Да и Пушкин тоже не брезговал строчку другую утащить... Но создавали они свое.
   
   Поэтому, по моему мнению "Гренада" вполне самостоятельное сильное произведение. Что касается Солоухина, то чувствуется некое лукавство в его словах. В основном он известен, как прозаик, хотя стихи писал. Может, немного зависть взяла.
   
   Да и вообще доверять мнению человека, который сначала клеймил Пастернака и требовал его высылки за границу, а после перестройки вдруг "прозрел" и начал клеймить коммунистов, я бы стал с большой осторожностью.
Александр Балбекин[17.06.2011 18:13:55]
   Геннадий Лагутин (Г. Елагин)
   
   "Солоухин всю жизнь был жёлчным завистником-это всем известно.
    Не стоит оценивать поэтов прошлых лет с мировоззрения дня сегодняшнего. Неэтично это."
   
   Гена, не противоречь самому себе.
Татьяна Кунилова (Stik)[17.06.2011 18:57:22]
   А вот версия от А. Малиновского: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200402908
   "В «Гренаде» трудно не заметить отзвук троцкистской идеи «перманентной революции» – революции общемировой и всеобъемлющей, не знающей никаких государственных границ, готовой перекинуться с Украины в далекую Испанию. Нетрудно связать этот мотив с фактом написания Светловым стихов для подпольных троцкистских листовок в 20-е годы.
   ...не исключено, что в «Гренаде» речь идет о бойцах повстанческой армии Махно, к 1926 году эмигрировавших, убитых или расстрелянных. Если и не имелись в виду конкретно они, махновская эпопея скорее всего произвела впечатление на молодого Светлова, наложила отпечаток на его восприятие революции и Гражданской войны. В 20-е годы, когда Светлов, не принявший нэпа, находился в оппозиции к новой власти, было бы закономерным его обращение к опыту небольшевистских революционных течений. Кроме того, будучи евреем, поэт не мог не помнить: на Украине Махно был единственным полководцем своего времени, расстреливавшим виновников еврейских погромов.
   Но в стихотвворении отразилась не конкретная политическая позиция, а дух эпохи, романтика и драматизм революции."
   
   А подробнее о мнении Малиновского можно прочесть здесь:http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200402908
Янис Илзе[17.06.2011 19:25:23]
   ЕЛЕНА МИХАЙЛИК
   "Гренада" Михаила Светлова: откуда у хлопца испанская грусть?
   
   http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/mi22-pr.html
   Ещё один взгляд на проблему с точки зрения стихосложения и не только (отрывок из статьи).
   
   "Исследованное во всех этих работах влияние «амфибрахической» традиции на «Гренаду» представляется нам доказанным. Однако если мы рассмотрим метрические характеристики стихотворения Светлова и их мотивную подоснову, то обнаружим три обстоятельства, которые не вполне укладываются в рамки описанной гипотезы.
   
   1. Размер, которым написана «Гренада», систематически прочитывался как четырехстопный амфибрахий — то есть тот же размер, которым написана и «Черная шаль». Так воспринимали его читатели, поэты (стихотворение Ольги Берггольц «Побратимы», посвященное «Гренаде», начинается строкой «Мы шли Сталинградом, была тишина…») и даже некоторые литературоведы 7.
   
   Однако «Гренада» написана не четырехстопным, а двухстопным амфибрахием и состоит не из четверостиший, а из восьмистиший 8. Такая разбивка на строки устойчиво воспроизводится в авторских публикациях «Гренады». Ошибка выглядит особенно странно, если учитывать, что аудитория Светлова, столь упорно не опознававшая размер, была знакома с двухстопным амфибрахием — хотя бы по «Цыганским песням» А.К. Толстого: «Из Индии дальной / На Русь прилетев, / Со степью печальной/ Их свыкся напев...»
   
   2. «Черная шаль» и ее непосредственные деривативы написаны в классической силлабо-тонической системе. Из текста же «Гренады» явно следует, что автор в целом ряде случаев пользовался системой тонической («Пробитое тело / наземь сползлo», «Новые песни / придумала жизнь»): это не амфибрахий, а двухиктный дольник. Подобное обращение с ритмом, характерное как для русского песенного фольклора, так и для модернистской поэзии, никак не ассоциируется со строфикой «Черной шали».
   
   3. На уровне сюжета существенное, отмеченное еще Вахтелем, отличие «Гренады» от «Черной шали» и ее деривативов заключается в том, что в светловской балладе не героиня изменяет герою, но герой, погибнув, покидает свою мечту и обрывает песню."
Татьяна Кунилова (Stik)[17.06.2011 19:46:36]
   Да-да, на эту статью я тоже натыкалась)))
   Почитала и поняла - какой из меня судья? Рядом с Еленой Михайлик и встать-то боязно)) Такая статьища, анализ как стихотворения Светлова, так и множества похожих по ритмике стихов... на это не каждый способен)))
Янис Илзе[17.06.2011 20:08:02]
   Товарищ Кунилова, у нас нэзаменимых нэт!))
Татьяна Кунилова (Stik)[17.06.2011 21:03:25]
   Готов на замену?
Янис Илзе[18.06.2011 04:34:48]
   Одна из версий повествует о том, что в стихотворении М.Светлова сквозит лёгкая грусть по тем стародавним времанам, когда некоторые его предки безбедно жили в провинции Гренада. Шла освободительная война испанцев против оккупировавших Испанию арбабов.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта