Обзоры и итоги конкурсов | Конкурс «Мы помним все» 2011 год Обзор В.В.Соколова «О, как же трудно, невозможно Писать стихи не наугад.» Чем дальше отодвигаются от нас в глубь времени события Великой Отечественной войны, тем бледнее становятся тени погибших на полях сражений и, к сожалению, все меньше понимания и сочувствия к тем, кто сумел выжить в той страшной мясорубке войны. Но и те, которых мы называет ветеранами войны - покалеченные, больные, немощные - не могут похвалиться вниманием со стороны своих соотечественников. Среди произведений, присланных на конкурс лишь в одном (Н.Шумов) достаточно скупо нарисована картинка сбора деда на встречу ветеранов. В нескольких произведениях описывается нелегкая послевоенная жизнь ветеранов, в основном людей покалеченных и больных, вынужденных «воевать» у же в мирные дни с неумолимой бюрократической машиной. (Готтрайх. «Во вражеском логове»). Не ..совсем обычное произведение. Написано в форме Верлибра. На первый взгляд кажется, что произведение написано неумело, слегка рифмованной прозой. Но чем больше вчитываешься, тем больше понимаешь, что Автор не так прост. И это раскрывается лишь в последних строках, строго следуя правилам прозаического жанра, соприкасаясь с детективом, в которых развязка обнаруживается в последних, заключительных строчках: …«улыбнулся светло-ослепительно!¬ - Как в сорок пятом во вражеском логове, вновь ощущая себя победителем!» Ю.Шуцкий замечает: «Тема не слишком нова, мы знаем, как порой относятся к ветеранам войны. Но разрешение темы достаточно своеобразно, чтобы обратить на это произведение внимание. Размер вольный, но рифмы интересные, тут автор изобретателен, и ритм необычный, притягивающий. После слов «Действует до», на мой взгляд, следует поставить многоточие. Но это право автора. Мысль о том, что старик ещё раз оказался победителем в другой, более страшной войне, войне с бюрократами, меня тронула. Еще одно произведение, которое показывает и несколько иных ветеранов: тех, кого надломила жестокость мира и страны, которую они защищали в Великой Войне и которя осталась безразличной к судьбе своих воинов ( Дрюка Главич.). Что привлекает внимание читателя? Уж, конечно, не форма произведения, и не стиль, который бы мне хотелось назвать корявым. Но вот что интересно: чем чаще читаешь это произведение, тем ясней становится замысел Автора. Размерность, корявость ритмического рисунка как бы подчеркивает физическое ( и душевное) состояние основного персонажа стиха – безногого солдата ветерана. Да, питие на Руси почти всегда было признаком неустроенности, неудовлетворенностью¬ собственной жизнью. Тем более это касается тех, кто прошел войну и не получил ничего взамен, кроме, может быть, медалей и орденов, да и то не всегда… Этот стих – эпитафия по таким солдатам Великой Войны. А девочка здесь – символ того народа, который был в стороне от полей сражений, но нес свою, очень нелегкую, ношу.» Ю.Шуцкий « Сама тема не слишком оригинальная. В поэме о Тёркине тоже есть целая глава о том, как дарят гармошку погибшего командира. Но, тем не менее, есть в этом стихотворении какой-то особый нерв, который, собственно, и зовётся талантом. Здесь мне и к рифмам придираться не хочется, и ритм кажется верным. А сочетанья слов: «хлюпанье толкушки», «охрипший от басов аккордеон»… дорогого стоят. Не очень внятное стихотворение представила Т.Коновалова. Совершенно непонятны строки: Не годится тянуться проселком В домовине к вечерней росе. Домовина – это гроб. То ли гроб несут на захоронение, то ли это типа пожелания не умереть до Дня Победы. Скорее всего – последнее. Я бы характеризовал это произведение как бытовую зарисовку. Не более и не менее. С темой конкурса связано достаточно слабо.» Комментарии Ю.Шуцкого «Вроде бы всё понятно, и в ситуацию автор вошёл. Но как-то не слишком убедительно получилось. Много невнятицы. «Столько лет отбренчавши осколком, Что когда-то под сердцем засел». Во-первых, почему «отбренчавши»? Во-вторых, не понятно, воевал, или просто умирает от сердца? И почему кто-то должен крикнуть: «Пехота!»? Это спасло бы, что ли? И откуда герой знает, что «пара дней до Победы»? И «старуха с косой» вдруг перепуталась с «сестричкой с косичкой» и с «безглазой невестой»… Не случилось стихотворения. Да и рифмы: «напасть-пропасть», «щедрот-народ», «сестричка-косичка»…¬ А.Ляховецкий коснулся темы семей2ных альбомов. Кажется, что этот вид семейных архивов скоро уйдет в небытие. Молодежь не очень интересуют старые фотографии тех, которых они никогда не видели, да и к старикам и солдатам-ветеранам они относятся с недоумением и раздражением. А вместо того, чтобы доставать из какого-то шкафа давно забытый альбом, молодежь идет к компьютеру и показывает гостям на мониторе отсканированные фотографии, равнодушно взирая на эмоции стариков. Молодым совершенно непонятно то соприкосновение с временем, когда берешь в руки те старые фотографии и ощущаешь связь с давно прошедшим временем и людьми, населявших это время. Ю.Шуцкий «Удивительное стихотворение! Мысль и душа соединились в хорошей поэтической форме. Лёгкий и даже легкомысленный четырёхстопный ямб, но за ним роятся такие интересные раздумья. Я помню немецкий трофейный альбом моей матери, фронтовички. Какие прелестные и нежные там были открытки и фотографии. Каким чудом фото немецкого солдата оказалось в семейном альбоме? Какая интрига могла бы завязаться в прозе, а здесь автору хватило четверостишья: «Каким чертовским катаклизмом Вдруг изогнулась ось времён? И вместо белокурой Лизхен Передо мной явился он!» Автор нашёл слова, не разъединяющие людей, а соединяющие их через поколения. А как хорош финал! «Лицо войны. Трофейный снимок. Как грома дальнего раскат.» И.Рубинштейн . в 16 строчках автор ухитрился, хоть и очень лаконично, вместить один из эпизодов войны под Вязьмой. В этом стихе нет особенного напряжения (А, кстати, была ли в советских войсках должность почтаря? Кажется, что нет и письма раздавал либо старшина, либо сержант). Но как бы там не было, описанная картина достаточно яркая, что подчеркивается финальными строками. Ю.Шуцкий «Стихи производят хорошее впечатление. Есть главная находка: сорок похоронок не дойдут до адресата, следовательно, сорок будут живы до Победы. Рифмы слабоваты: убитый-перебиты, рассвету-свету…» Двое авторов: З.Соснина и юрвас прикоснулись к теме Пискаревского кладбища. Стих З.Сосниной посвящен Пискаревскому мемориалу и жителям Ленинграда, погибших при блокаде города. Недостатком стихотворения являются повторы слов. Так, например, слово «полмиллиона» появляется четыре раза; слово «война» - аж четыре раза на двух строчках. Такие слова, по мнению Автора, должны способствовать более глубокому проникновению читателя не столько в суть произведения, сколько заставить его пережить блокаду самому, хоть бы и спустя 70 лет. На самом деле, такого вовсе не происходит. Читатель изменился. А пережившие и пока живые свидетели переживают те события в себе. И в этом плане произведение своей цели не достигает.» По поводу этого произведения Ю.Шуцкий высказался следующим образом: «Риторические, неинтересные стихи. Повторяются не только цифры и слова «война», но и «бомбы», и «края», и «память»… Вадим прав: повторы не усиливают впечатление, а только раздражают глаз и слух. Маленький запас слов. Рифмы тоже достаточно скудные… Слабые стихи. О произведении юрваса: Вот достаточно редкий пример того, как можно написать произведение о войне, вовсе не упоминая это слово. Есть приметы войны: «Под свисты пуль, снарядный вой…. Под грохот тысячи сердец…». Повторы слов в каждой 3-ей строке четверостиший лишь добавляют чувство напряженности стиха. В первой и второй частях как бы обращение к отцу и матери, а в третьей заключительной части горечь понимания : «Не смог помочь, не смог помочь!» сменяется утверждением: «Живут они. Живут они! Сегодня честью нашей став» Комментарии Ю.Шуцкого «Неожиданный триптих. Уже который раз в этом конкурсе четырёхстопный ямб доказывает своё преимущество перед другими размерами. Вероятно, в нём действительно кроется много возможностей. И рефрены хорошо исполняют свою роль. И сама мысль о возвращении на то самое место, где прикрыла автора своим телом мать, и безысходное желание исправить, вернуть к жизни родителей… Словом, впечатляет.» И далее мы рассмотрим произведения, которые в той или иной степени мастерства рассказывают о Войне, причем в эту часть обзора попали, конечно, не все произведения, а лишь те, которые показались обозревателю наиболее «удобоваримыми». При это хочется сказать, что слишком открытая и откровенная пафосность отнюдь не является признаком мастерства. Скорее, наоборот. На мой взгляд, это признак неискренности и непременное желание отметиться в конкурсе. Итак - поехали! Ольга Уваркина «У обелиска» Смешение размерности: 1,3,5. строки – дактиль. 2, 4, 6, 8 и далее –двустопный ямб. Рифмовка АВАВ. Рифмы –«карауле-уснули, вверх-навек, стыни-синим, бои-стоит и т.д. Вот казалось бы: Автор сумел избежать слов «солдат, Победа и прочих атрибутных слов. Казалось бы – надо радоваться небанальному подходу. А тем не менее остается некое разочарование: вроде – ждешь одного, а получаешь что- невнятное. Может быть, такое впечатление создается от неверно выбранной размерности. Ю.Шуцкий «Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Первая строка действительно напоминает дактиль, но надо иметь в виду, что первое слово «как» всё же не является ударным, так же, как и в третьей строке «Вы здесь уснули», где ритм уже выравнивается, и ударение не на слове «Вы», а на слове «здесь». Просто односложные слова, которые необходимы автору для своеобразного ритма, вносят некоторую путаницу в определении размера. Стихотворение вроде бы и неплохое, но Вадим прав: в конце испытываешь разочарование, как будто ждёшь большего, а получаешь только эскиз, зарисовку к будущему произведению. Начальный замах не соответствует финалу, который несколько скомкан» Светлана Тишкина «Предостережение» 5-и стопный ямб, рифмовка ААВВ, рифмы точные. Созвучные. Сбой рифмовки в 8-ой строке (заслужили – былью), в 9 и 10 строках (духа-наука). По сюжету – попытка осмыслить Войну как подвиг народа. Кажется, что попытка не слишком удачна. Мешает аффектация и не очень умеренный пафос. Такие стихи можно читать с трибун в дни праздников, дабы народ просто вспомнил свои дедов-солдат. Олег Бачурин «День Победы» 5-и стопный ямб. Схема рифмовки – 1-ый квартет ААВС, дистих – DE 2-ой и 3-ий квартеты – АВАВ. Как-то уж слишком пафостно. Совсем не оправданы скобки в 1-ой строке. Выражение «Страдание, широкое как море» достаточно странно смотрится в тексте., как и выражение «в… дате вечность обрела». Кажется, что в дате нельзя обрести вечность. Есть день памяти – такого-то числа, есть памятные даты, но даты вечности нет…И дальше: «С ней живо… наследство…дедов». Так в ней, т.е в дате, или с ней? Пётр Грановский. «Победа» Двустопный амфибрахий, рифмовка АВАВ. Рифмы банальные, созвучные, точные. В пятом квартете сбой рифмы – мире-примером. Некие странные места: Убийцам нет явки с повинной, Прощения для палачей! На войне любой солдат – убийца по закону, если он убивает солдат противной стороны. Если он убивает мирных жителей злонамеренно, то он преступник. Но и с советской стороны происходило почти то же самое. Тоже убивали гражданских, даже переступив границу СССР и войдя в Германию. Следующий, третий квартет, тоже в некоторой степени не очень внятен. Приведе его целиком: «Для тех, кто, прикрывшись приказом, Орали: «Ни шагу – назад»! Потом, предавая всё разом, Спасали свой собственный зад.» Начало отрывка является продолжением второго квартета. В том смысле, что нет «прощения для палачей». Следующий квартет, по логике должен быть продолжением второго. И что мы читаем? «Но лучшие - спину не гнули, И, бремя стараясь нести, Себя подставляли под пули, Чтоб Родину нашу спасти!» Это кто? Те, которые орали Ни шагу назад? Эти я хочу сказать, что налицо семантические ошибки. Такая же история и в 6-ом квартете: И память о них, о пропавших В ужасном горниле войны, Врага победивших и павших Для нас не имеет цены. Получается следующее: память о победивших врага и павших, т.е. о тех, кто победил врагов и павших….Нелепость какая-то. Еруслан Бахрамов. «Безымянные выли высоты» 1. . Трехстопный анапест. Рифмовка АВАВ. Рифмы точные, банальные. В заключительном квартете сбой размерности. 2. В первой строке несогласование числа: 3. …. выли высоты…. убитых на ней (?). 4. Третья строка второго квартета: И высоты все имя носили…. Несколько туманно: 5. Читается – все высоты носили имена, что неверно – в военных картах возвышенности обозначались цифрами высоты. И даже горы… 6. У Автора беда с пунктуацией, что, впрочем, распространяется почти на всех участников и конкурса, и портала. Ю. Шуцкий Полное презрение к знакам препинания! Если бы этих знаков вообще не было, тогда это приём, а так… сплошная безграмотность. Множество несоответствий: «Высоты выли … плачем убитых» – ???? «Порасписаны граффити доты но реальность сегодня страшней». Вроде, граффити и есть сегодняшняя реальность. «И высоты все имя носили». Наверно, «имена»… Хотя прав Вадим: высоты обозначались цифрами. «Безымянных не помнит герой» – ? «Жизни миг так короток и вечен». «короток» – ударение на первый слог, но тогда ломается ритм. Автор: Валеев Равиль. «Пророс травой войны посев» Название произведения одновременно служит постоянным рефреном октетов. Автор попытался в достаточно небольшом произведении отразить историю войны. По меньшей мере то, из-за чего страна потеряла солдат в несколько раз больше, чем могло быть. Ю.Шуцкий Как удачно в этом конкурсе используется четырёхстопный ямб. Хорошее стихотворение, хотя и слабее предыдущего. Хорошо: «И брали город к "красной" дате, А дата впитывала кровь» Удачен рефрен: «Пророс травой войны посев» «Погибнув в вражеской засаде» – плохо, три «в» подряд, да и не слишком грамотно: «во вражеской». «От боли, горя поседев» – звучит неважно, хотя по мысли и нормально. «От пламени с людьми дворов» – как-то искусственно. «Не замолить великий грех» – безотносительно: чей грех, кто замаливает? «Слеза застыла в каждом взгляде» – банально. Но в целом стихотворение впечатляет. И как песня вполне может состояться Сергей Гамаюнов (Черкесский). «Мальчишечьи забавы» Дублирование слов заметно снижет ценность и восприятие произведения. То же относится к разбивке строк, что почти не оправдано. Если не принимать во внимание на повторы слов и на некоторые стилистические вольности, можно сказать, что произведение оставляет неплохое впечатление целостностью сюжета и умеренной дозой пафостности. Юрий Шуцкий «С ритмами – нормально, с техникой – тоже. Рифмы неважные: «раны-ветераны», «бои-дошли», «старухи-разрухи», «тень-войне»… Слово «пацаны» повторяется слишком часто. Нового в этом стихотворении ничего не нашёл. Открытий никаких не обнаружил.» На этом хотелось бы закончить этот, не слишком длинный и не очень подробный обзор представленных работ В заключение хотелось бы сказать следующее. Конкурс состоялся благодаря усилиям руководства портала и главное – усилиями Судейского корпуса. К сожалению, не все члены жюри проявили должную ответственность и понимание нынешней обстановки на портале. В результате в номинации «Поэзия» жюри состояло из двух человек, суждения которых представлены в настоящем обзоре. |
|
|