Форум Литературной мастерской: проза | Пейзаж (ИЗ БСЭ) Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство П. несёт в себе большой мировоззренческий смысл. При этом в современной трактовке данного определения к изобразительным искусствам можно и нужно отнести так же фотографию. По определению художников в пейзаж входят некоторые основные элементы: Земная поверхность Растительность Человеческие постройки Перспектива вида Картина также может включать: водоёмы (озера, моря, реки) фауну людей свет метереологические образования (облака, дождь) Пейзаж - это состояние природы застывшее в мгновении, миге, в цвете красок или переливах графики. А в литературе? Пейзаж в литературе – это описание природы, внешней среды, окружающего человека мира с целью создания художественного образа внешнего пространства. С помощью пейзажа изображается либо место действия (взаиморасположение объектов природы или среды в пространстве), либо состояние человека и мира. Пейзаж может быть городским, сельским, индустриальным, морским и т.д. Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему, а также помогают глубже проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора. Подробные статьи об истории и анализе литературных пейзажей можно прочитать здесь: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3612 http://www.bukinistu.ru/literaturnyiy-peyzazh.html Но при всей внешней схожести понятий и составляющих компонентов пейзажей литературных и художественных, между этими понятиями есть и громадное различие. Литературный пейзаж редко становится самостоятельным произведением в прозаических произведениях (а вот в пейзажной лирике дело обстоит иначе), чаще – служит фоном, тогда как художественный – почти всегда самостоятельная работа. Еще один важный фактор: литературный пейзаж это ни в коем случае не словесное описание художественной картины (думаю, все помнят школьные сочинения на тему картины Саврасова «Грачи прилетели»? В данном случае это можно расценивать как упражнение по развитию речи, но не как создание литературного шедевра). Исходя из всего вышеизложенного, предлагаю прозаикам попробовать сделать литературные пейзажные наброски по следующим темам (на выбор): А) Радость весны (здесь весенний пейзаж должен быть средством передачи эмоций ЛГ). Б) Грачи прилетели (здесь весенний пейзаж является компонентом художественного пространства, служит фоном для действий ЛГ). p.s. описывать знаменитую картину не нужно! В) Весна пришла, весне дорогу! (здесь весенний пейзаж создает виртуальный мир произведения, является его фоном, а в нашем случае - является самостоятельным произведением. ЛГ в данном задании отсутствует или является частью пейзажа.) Зарисовки могут быть написаны специально для выполнения этого задания или «выдернуты» из текста ваших произведений, главное – выполнение одного из вышеперечисленных условий (самые старательные вполне могут выполнить все 3 или 2 на выбор задания). ОГРАНИЧЕНИЯ: от одного автора не более 3-х текстов (по 1 на каждое задание), объем зарисовки (каждой) не более 3000 знаков с пробелами (по ВОРДУ). Пример моей собственной пейзажной зарисовки: Березка и Лапник(ноябрь) Осенним пасмурным днем неторопливо гуляла я по парку. Осень стояла уже поздняя и под ногами хлюпала размытая земля вперемешку с прелыми листьями. Отдельные лужицы покрыты были тонкой слюдяной корочкой – верный признак того, что скоро зима взойдет на природный трон. Однако видно, что пока еще нынешняя королева не до конца навела порядок в своих владениях – кое-где c деревьев еще не сорваны последние листья, не налилась еще горьковатой сладостью рябина... Да и последние утки на пруду еще кучкуются, кормясь из подачек гуляющих поодаль людей. Проходя мимо малой рощицы деревьев, случайно заметила растущие рядышком березку и ель. Березка была такая бело-прозрачная, так застенчиво пыталась прикрыться голыми ветками, а ель вздымалась таким могучим великаном, что мне невольно пришло сравнение – будто бы стоят поодаль девушка и парень. Она жмется к нему, холодея под моросящим дождиком, подрастеряв под порывами ветра яркие свои одежки. Он же пытается укрыть ее своим зеленым колючим пиджаком. Да вот беда – вроде и близко они друг от друга, но не может никак лапник дотянуться до березки мохнатыми объятиями, потому как с места двинуться им обоим никак нельзя. А тут еще ветер пронизывающий налетел... И березка отчаянно затрясла руками-веточками, будто цыганочку затанцевала, чтобы согреться хоть как-то… Но ничего, осталось немного им еще потерпеть - скоро новое платье, бело-инеевое, подвенечное, получит березка в дар от матушки-природы… Тогда и невеста станет под стать жениху-великану вечнозеленому… Постояла я еще немного около деревьев, помечтала, улыбаясь мыслям своим, да и пошла прочь, пообещав себе вернуться с первым снегом… p.s. Разбор моего текста участниками мастер-класса приветствуется! ВСЕМ удачи в реализации творческих замыслов! |
| Вот приеду к вам в гости!!! (это почти угроза) И тогда напишу про кедр!!!! |
| И я согласилась с необходистью замены лапника. Но не замены дерева! |
| Доброго всем дня и других симпатичных частей суток! Я не буду писать рецензию по форме, а ограничусь замечаниями , пришедшими на ум после прочтения. Поделюсь, в общем, впечатлениями) Миниатюра, без сомнения - грустная, осенняя (впечатление через природу). Тем смелее отношу её к типу А, поскольку ярко выраженного действия, которому природа могла стать фоном, не нашёл. Не хочется, чтобы меня побили камнями, но чувствую яркий гендерный окрас текста (а я неплохо его чувствую:)): то бишь - проза женская. Иногда этот характер сопровождает любовь к сравнениям и красивостям. Я - не женщина, поэтому некоторое увлечение живописными деталями меня не вдохновляет. Я бы скорректировал текст в сторону сокращения "пейзажных нюансов". Интересно, что стиль "женской прозы" обуславливает, в моём понимании, и слог. Поэтому слово "кучкуются", на мой взгляд, здесь стоит заменить, чтобы сохранить общую согласованность. По поводу "лапника" сказали ещё до меня: это - срезаные или отломленные ветки ели. Настроение передано. Берёзка даже цыганочку пляшет - хороший образ. Тем грустнее, что танец немножко прощальный (без листьев не натанцуешь). Немножко пришвинским повеяло. Особенно сменой традиционной последовательности слов в предложении. Это, кстати, тоже - примета "женской прозы", несмотря на то, что я и сам подобным балуюсь) Такие размышления у парадного стихотворения в прозе (элементы его здесь присутствуют). Что касается спора ель или кедр с можжевельником: не думаю, что берёза и ель несут здесь символику "русского парка". Кедр мог быть символом сибирского леса. Очень даже просто. Не хочу навязывать автору выбор флоры - обсуждение именно предложенных растений: кедр и можжевельник могли бы внести некоторую новизну в картину, но, в этом случае, и характер повествования круто бы изменился, - у каждого растения свой менталитет и свои танцы. Замечу вскользь, что задание не ограничивало присутствующих описанием русской природы. Лиственница слабо ассоциируется с "русской природой". Тем не менее - это, кажется, единственное дерево, которое не растёт в других странах. Вот такая ботаническая ностальгия вырисовывается:) |
| Ах, Виктор! Ах, "Зоркий глаз"! Все правильно подметил, даже про стихотворение в прозе :))) на моей страничке оно так и значится :))) За клеймо "женской прозы" не в обиде - а какую ж могу писать, коли сама женщина до кончиков ненакрашенных ногтей? Ель или можжевельник - такой спор у меня никогда не стоял. Писалось с натуры, а у вмоем парке растут именно ель и именно береза :)) Спасибо за ваше мнение - всегда интересно, что мужчины думают о "женской прозе" :)) |
| Уважаемый Виктор! Дело не в задании - русский пейзаж или африканский. Вопрос стоит о символике в конкретной мниатюре. Я свое мнение высказала в предыдущем посте, если интересно. Но настоящий ответ может дать только автор. Лично же у меня после прочтения возникли стойкие ассоциации с осенью в средней полосе России. :) За женскую прозу побивать камнями не буду, оставляю на усмотрение автора, но...:))) Назовите это приятнее - романным дыханием, например. :) |
| Благодарю Вас, уважаемая Елена, за то, что сжалились над бедным прохожим и сэкономили на камнях (шутка). Просто я эту символику не прочувствовал, а про среднюю полосу- совершенно с Вами согласен. Ваш пост я внимательно прочитал до того, как ввязываться в обсуждение. Приятно сделать приятное даме (простите за тавтологию): пусть это будет "романным дыханием", тем более, что живо ассоциируется с моим любимым Буниным ("Лёгкое дыхание"). |
| Не могу сказать, что с любымым, но именно с Буниным - да, у меня так же. А что касается поста, хотела бы уточнить, что имела ввиду мой ответ Надежде Николаевне. То, что всё остальное Вы читали, прежде чем писать, хорошо видно из Вашего обширного комментария :)) Многое зависит от личностного восприятия. Просто помню, как я мучилась с выбором дерева в одной легенде. Но вполне вероятно, что автор не использовала породу как символ. Подождем. :) |
| Конечно, я же в средней полосе живу, потому и мои наблюдения не за африканской осенью :))) |
| Березка и лапник очень узнаваемы и близки моему сердцу. Нераз приходилось стоять возле этой парочки в любое время года. Вообще говоря, иносказательный образ души человеческой, в русской литературе нередко переносится на деревья: тут и тонкая рябина, и высокий дуб развесистый, и клен, ну и т.д. Склонен думать, что это свойственно исключительно нашей литературе. Узнаваема и вся атмосфера, присущая осени. Так что я немного подышал морозным воздухом. Мне нравится. Согласен я и с господином Зориным - за строчками чувствуется женская душа. |
| Большое спасибо за такие теплые слова от женской души! |
| Здравствуйте, уважаемые авторы! В первую очередь прошу прощения за некоторое опоздание с обзором по вашим работам. Поверьте, это было вызвано объективными причинами личного характера, а не моей ленью или незаинтересованностью в проведении этого мероприятия. Теперь я с вами и мы, наконец, подошли к подведению итогов выполнения задания по пейзажной прозе. Я очень рада всем, кто пришел в Литературную мастерскую на мой урок. Вообще, говорить об уроке не совсем верно, потому что у нас получился замечательный коллоквиум, на котором мы обменялись некими знаниями друг с другом. И, несмотря на то, что выступаю сейчас в роли «препода», я тоже из ваших работ почерпнула много интересного для себя: попадались необычные сравнения, приемы подачи текста, точки зрения… Перед началом разбора каждой работы в отдельности, я бы хотела сказать еще несколько слов. Во-первых, пейзажную прозу писать не так просто, как кажется на первый взгляд. А всё потому, что сложно уйти от описания местности или признаков природы в то или иное время года, погодных условий и пр. Хотя, несомненно, и без простых описаний никуда не деться в художественной прозе – ну как еще объяснить читателю, что ЛГ бежал босиком не просто так, а по лужам, а над его головой гремит первая майская гроза? Ещё сложнее органично вписать действия своего героя в окружающий пейзаж, чтобы они не сливались, но не перетягивали внимания читателя каждый на себя. Т.е. в данную минуту времени ни ЛГ, ни гроза не могут существовать друг без друга. Но самым сложным оказалось сделать прозу именно пейзажной, а не просто вставить кусочек природы в текст. Особенно это касается таких заданий как «Грачи прилетели» и «Радость весны» - здесь предполагалось тесно увязать пейзаж с героями и/или их действиями, настроениями. Но есть, есть авторы, которым удалось выполнить задание полностью. Во-вторых, я своих обзорах сравнивала ваши произведения с картинами. Не удивляйтесь, я не сошла с ума. Это первое впечатление от прочтения ваших работ. И если зарисовка по мере прочтения складывалась в законченное художественное произведение, то основная задача этого мастер-класса выполнена: автор написал достойную пейзажную прозу. А теперь к некоторым работам, о которых я хотела бы сказать отдельно. В первую очередь хочу отметить работу Елены Шутиловой – вот где настроение ЛГ отлично передается посредством окружающей среды. Очень понравилась работа Виктории Лукиной. Хоть у нас с Викой и разошлись определения категории её пейзажной зарисовки, тем не менее, работа очень яркая и далеко выходит за рамки учебной работы. Вика! Твоя миниатюра достойна увидеть массового читателя. Не могу не отметить замечательные зарисовки Людмилы Назаренко – жизнь её полянки такая бурная, что будет интересна в первую очередь любознательным и непоседливым детям. Очень меня порадовала участие мужчин в нашем коллоквиуме, потому что чаще пейзажную прозу относят к категории женской, что в корне неправильно. Пейзаж может украсить любой, даже самый по-мужски брутальный текст. И Зайцев Игорь Александрович представил очень крепкие пейзажные зарисовки. К сожалению, они не о весне, а о конце лета и начале осени, но это ничуть не умаляет их достоинств. Порадовала меня и работа Бориса Оболдина – в ней микст из нескольких пейзажных зарисовок по разным направлениям. Но главную ноту «радости весны» Борис сумел передать очень живо на протяжении всего текста. Скажу откровенно – Виктор Зорин задал мне головную боль. Очень интересная работа, в которй я увидела новое лично для себя – интересный художественный прием описания портрета ЛГ путем его взаимоотношений с природой. При этом под портретом я подразумеваю не только внешность, но и внутренний мир ЛГ. И хотя задание лит. мастерской как таковое не выполнено, это не означает, что Виктора не получилось душевного рассказа. Алла Райц представила хороший рассказ для детей. Мне понравился её непоседливый главный герой и его весенние эксперименты. Очень живая картинка получилась и тема задания раскрыта и даже перевыполнена – кроме визуальной картинки, Алла сумела написать и весеннюю симфонию. Её же вторая работа «Хозяюшка-весна» вызвала у меня восторг своей поэтичностью и абсолютно точным выполнением задания «Весна пришла, весне дорогу!» Браво, Алла! Пусть не огорчаются авторы, котрых я не упомянула в обзоре, потому что это не значит, что ваши работы плохи. Даже если что-то не получилось сейчас, то обязательно получится в следующий раз. Более того, каждая работа по-своему хороша и нет ни одной, которая бы не раскрыла \"свою весну\". Подробнее обо всех работах читайте в комментариях под каждой из них. Буду рада ответить на вопросы и поддержать дискуссию по работам. Прошу всех авторов, кто принимал участие в коллоквиуме и имеет что сказать по своей и не только по своей работе - не стесняться и принять участие в обсуждении. Думаю, что любезная директор Литературной мастерской, Надежда Николаевна, не будет против, если мы «задержимся» после уроков. Спасибо еще раз всем, кто сегодня делился своим мастерством со всеми нами! Удачи и новых творческих успехов! Всегда ваша, Мария Сидлер |
| я не против :-) обсуждайте, общайтесь :-) тема открыта |
| "И березка отчаянно затрясла руками-веточками, будто цыганочку затанцевала, чтобы согреться хоть как-то… " Давайте разбирать? Что есть "цыганочка"? Какие ассоциации у меня с этим танцем? В принципе, повторю ту мысль, которую часто вбиваю в головы писателям: "Мы работаем на ассоциации", ну, или попроще "Принцип резонанса". Из средней школы все помнят историю с мостом и солдатами? Напоминаю. По мосту в ногу идут солдатики. Красиво так идут, шаг печатают. Но... попадают в резонанс. И... мост рушится... Вот. Если я читаю, и чтение вызывает у меня ассоциации: воспоминания, созвучие моим мыслям, или совсем наоборот, вызывает у меня раздражение и непонимание - автор попал в яблочко! Меня поразил отклик молодого человека, которому я очень рекомендовал работы мною уважаемого писателя: "Когда я читаю его работы - мне хочется разбить монитор" - во как! Какие шекспировские страсти. Ну, а теперь мягко перейдем к цыганочке? Итак, мои ассоциации: 1) ай, не-не-не 2) гитары 3) разноцветные юбки танцовщиц, т.е. буйство красок. а теперь замерзающая березка с дрожащими голыми веточками. Ай, не-не-не, совсем мимо. Образ не ложится. "То мое, мое сердечко стонет, как осенний ли-ист дрожит" - это мне ближе. Клен, с огромными листьями-платками, от еще зеленых, до бесшабашно-красных. Вот он, в осеннем вихре, может станцевать цыганочку. Но это мое и только мое мнение. |
|
|