Дискуссии на философские темы | Недавно проходила одна из повсеместно возонобновляемых и давних дискуссий на тему: ругаться или не ругаться.На этот раз тему реанимировал известный антрепренер политических склок и телеведущий Соловьев,который в рамках телешоу огородил под себя благоустроенный участок и назвал его "Поединком". Соловьев,содержащий себя в контуре европейского политеса и частично американского,поскольку выступает всегда без галстука как предписано законодателями Нового Света и перенявший от них также свое неприятие мата,как русского стиля и уклада жизни,на этот раз не особенно усердствовал,чтобы победу по рейтингу телезрителей одержала его точка зрения и взял двух известных в культурной среде лиц и противопоставил их друг другу,не задумываясь как развернется дискуссия и чем окончится поединок. Актер Назаров,запомнившийся зрителям по своим судейским ролям и семейным сериалам, - здоровенный плотный дядька,напоминающий патриарха Жарова уверенно гнул свою линию атаки,в то время как его оппонент Гусман - завсегдатай культурных тусовок и кресел жюри КВН взялся держать оборо-ну.Представляя себе,что вы хорошо знаете обоих,меня подмывает спросить:кто из них "ругается матом",а кто и почему воздерживается? Я лично до начала дискуссии склонялся к актеру Назарову по своему антуражу,русской основательности и телесной массе казавшегося мне наряду с Виктором Черномырдиным оплотом русской культуры и словесности, неотъемлемой частью которой являются "нецензурные" слова и выражения,в то время как еврей Гусман должен был по идее поддерживать традиции и ценности европейского политеса вместе с Соловьевым. На деле роли распределились с точностью до наоборот. Прежде всего они оба пришли к соглашению,что мат – это "брань"?? Сразу же решив главный вопрос и выставив абсурдное и глупое утверждение в качестве условия,делающего дальнейший турнир и партию совершенно бессмысленны-ми,противники с размаху выбросили свои козыри и затем тупо перебрасывались ими в течение часа,нагнав изрядной скуки в зрительный зал,ожидавший приколов и веселых историй. Гусман сказал,что все это так,но жизнь вокруг нас берет свое и если спереди нас рать,сзади нас рать,справа нас рать и соответственно слева то же самое,то куда же деваться,как не сунуть голову в песок и не запретить все риэлити шоу,где кроме пиканья ничего не слышно. Назаров нажимал на аргумент,что пиканье в телеэфире,мат на экранах кинотеатров и страницах гламурных журналов присходят от бессилия,отсутствия таланта и духовного убожества сценаристов,писателей,режиссеров и монтажеров. Как только домохозяйки и ученые дамы разобрались кто есть кто в этом споре,они схватились за мобильники,и рейтинг Назарова через десять минут после начала встречи составил 22000 голосов напротив 900 на стороне Гусмана. Время было позднее.Я заскучал и выключил телевизор. Существо спора меня не интересовало.К тому времени я был автором научных и ненаучных работ,где защищал свое право говорить так,чтобы меня правильно поняли и писать таким образом,чтобы адекватно выразить мысли пришедшие в пустую и не захламленную голову.Вопрос этот решен мною однозначно и дискутировать на тему я не собираюсь. Значительно больше в этой дискуссии меня занимает психология и нравственные устои наших с неудачным Гусманом неприятелей. Как я заметил по другим форумам в печати и на телевидении эти нравственные устои составляют два мощных александрийских столпа: НЕвежество и НЕтерпимость,вместе образующих бинарную оппозицию и звено диалектического закона Отрицания Отрицания. Что касается первой части этой оппозиции,невежество любого носителя этого феномена возрастает прямо пропорционально научным степеням и ступеням его карьерного роста,до тех по пока на самой высокой ступени масса становится настолько тяжелой и неуправляемой,что рушится и рассыпается в прах,нередко вынуждая носителя изменить свои взгляды. Происходит любопытная вещь:человек начинает сознавать,что не знает,что такое "вежество" и слова-то такого не слыхивал,зато что такое невежество ведают и стар и млад.Именно на такую высокую ступень и восходят академики,имеющие отношение к филологии,нередко напрямую требующие,чтобы все остальные слои населения отдали на откуп известные слова и выражения для использования в узком академическом кругу,куда рядовой ебени матери вход воспрещен.Нельзя представить себе акаде-мика Лихачева противником русского языка. Сложнее с нетерпимостью,поскольку антоним этого слова в виде терпимости все-таки существует и не так уж часто,но используется всеми нами без исключения для снисхождения к нижестоящим объектам или субъектам.Здесь совсем другие загибоны,кувырки и перевороты,потому что слово нетерпимость абсолютно не терпит никаких синонимов и является универсальной принадлежностью каждого человека на земле.Я могу выказать свою терпимость к мату,за исключением площадного и колченогого, но никто не заставит меня сдержать свою нетерпимость,скажем,по отношению к клопам в доме,где я живу. Наблюдать за проявлениями нетерпимости по отношению к теме языковых запретов и находить за ними пышные заросли невежества – увлекательное занятие для натуралиста,писателя и философа. |
|
|