Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Читальный зал Литературного портала
К темам проекта
Автор:Янис Илзе 
Тема:А. С. Башарин ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ И МАРГИНАЛЬНЫЕ РЕПЛИКИ В ТЕКСТАХ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА Ответить
   А. С. Башарин
   
   ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ
   И МАРГИНАЛЬНЫЕ РЕПЛИКИ В ТЕКСТАХ НОВОГО
   И НОВЕЙШЕГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
   
   
   Солист: — А я не пью!
   Хор: — Врешь, пьешь!
   Солист: — Ей богу, нет!
   Хор: — А Бога нет!
   «Коперник целый век трудился...»
   Старая студенческая песня
   Само по себе наличие в песне «партии солиста» и «пар-
   тии хора», пусть даже и состоящей из одной-двух фраз, для
   традиционного песенного фольклора явление скорее харак-
   терное, нежели необычное. Иное дело — появление «партии
   хора» в произведениях нового и новейшего (XIX–XX в.) пе-
   сенного фольклора, преимущественно базирующегося на
   литературной поэтической традиции и традициях сольного
   пения. Особенно интересны случаи, когда в процессе
   фольклоризации авторского произведения реплики хора не
   выделяются из текста оригинала (разыгрывание диалога «по
   139ролям» — интересный, но чисто исполнительский прием), а
   добавляются к изначальному тексту.
   1.
   На таких песнях, как «Коперник целый век трудился...»1
    ,
   «В гареме нежился султан...»2
   воспитано уже не одно поко-
   ление студентов. И если в первой из них вынесенный в ка-
   честве эпиграфа диалог входит в сам текст песни, то про-
   износимые хором фрагменты второй представляют собой
   добавляемый к нему рефрен-эхо.
   Но он несчастный человек — Человек!
   Вина не знал он целый век — Целый век!
   Так запретил ему Коран
   Вот почему я не султан.
   Но и этом пока нет ничего любопытного. Перед нами
   всего лишь одна из самых распространенных особенностей
   исполнения. С точки зрения текста, перед нами нелиней-
   ное, маргинальное включение, существование которого обу-
   словлено наличием незаполненного текстом отрезка музы-
   кальной фразы. Да и в конце концов, «какая ж песня без
   рефрена»! И это было бы, безусловно, так, если бы в одном
   из зафиксированных вариантов песни не встретился слегка
   видоизмененный повтор, представляющий собой исполни-
   тельское развитие текста:
   Твой поцелуй, душа моя, — Душа моя!
   Султаном делает меня, — И меня! (Вместо более распро-
   страненного «Да, меня!»)
   Когда же водки я напьюсь,
   То римским папой становлюсь!3
   
   Причем замена пустого, необходимого лишь ритмически
   «да» на значимый союз «и» в данном исполнении подчерки-
   валась интонационно. По сути дела изменение одного не-
   большого слова свидетельствует о наличии в процессе ис-
   полнения песни определенной коммуникативной ситуации.
   Особенность этой ситуации состоит в установке на диалог,
   живое взаимодействие между участниками данной комму-
   никации, а также в наличии полуосознанной установки на
   отношение к тексту песни как к инструменту коммуника-
   ции. Такое отношение к тексту повышает уровень его праг-
   140матичности, и, как возможное следствие, делает его откры-
   тым для доработок и видоизменений в соответствии с кон-
   кретными коммуникативными задачами. Более того, отра-
   женная в тексте посредством вторичного диалогического
   включения, подобная модель отношения к тексту может пе-
   редаваться «по наследству» всем, кто знакомиться с песней
   по данному варианту исполнения. То есть, создается пред-
   посылка для возникновения устойчивой традиции отноше-
   ния к тексту, как к открытому для видоизменений. Наличие
   такой психологической установки является, по моему мне-
   нию, одним из наиболее важных условий существования
   фольклорного текста в современной культуре.
   С подобных небольших замен, ориентированных на
   диалогичность исполнения (диктуемую особой, описанной
   выше, коммуникативной ситуацией), нередко начинается и
   освоение, фольклоризация авторских текстов. Так, напри-
   мер, в песне Ю.Аделунга «Мы с тобой давно уже не те»
   (1974) есть следующий диалогический фрагмент: « — Боц-
   ман! — Я! — Ты будешь капитан»4
   В народном варианте он .
   расширен за счет паузы в музыкальной фразе до полного
   диалога: «— Боцман! // — Я! // — Ты будешь капитан! // —
   Есть, сэр! (Yes, сэр!)». В дальнейшем авторский текст был
   дополнен еще одним куплетом, текст которого имеет к на-
   стоящему моменту, как минимум, два варианта. На основа-
   нии этого факта можно предположить, что именно диалоги-
   ческое переосмысление авторского текста, дополненное
   диалогическим включением, отсутствовавшим в первона-
   чальном тексте «раскрепостило» текст, создало установку на
   его открытость для доработок.
   Нередко происходит и так, что, появляясь в одной по-
   зиции, маргинальные добавления «расползаются» и захва-
   тывают весь текст.
   Оранжевый кот5
   А у окна стою я, как у холста,
   Ах, какая за окном красота,
   Словно кто-то перепутал цвета:
   И Дзержинку, и Манеж.
   В.Качан Ст. Л.Филатова6
   Разноцветная Москва
   У окна стою я, как у холста.
   Ах, какая за окном красота,
   Словно кто-то перепутал цвета:
   И Дзержинку, и Манеж.
   141А над Москвой стоит зеленый восход, —
   Заход!
   По мосту идет оранжевый кот, —
   Кошка!
   И лоточник у метро продает —
   Спекулянт!
   Апельсины цвета беж.
   А в троллейбусе большое окно,
   Пассажиры, как цветное кино.
   А мне, товарищи, ужасно смешно
   Наблюдать в окошко мир.
   А этот негр из далекой страны, —
   А это ты!
   Он так стесняется своей белизны, —
   Ну и зря!
   И рубают рядом с ним пацаны —
   А это мы!
   Фиолетовый пломбир.
   И качает головой постовой.
   Он сегодня ошарашен Москвой,
   Ничего он не поймет, сам не свой,
   Словно рыба на мели.
   А я по улице иду, как хочу, —
   С кем хочу!
   Мне любые чудеса по плечу, —
   По колено!
   Фонари свисают, ешь — не хочу, —
   А я хочу!
   Как бананы в Сомали.
   А над Москвой встает зеленый восход,
   По мосту идет оранжевый кот,
   И лоточник у метро продает
   Апельсины цвета беж.
   А в троллейбусе мерцает окно.
   Пассажиры — как цветное кино.
   Мне, товарищи, ужасно смешно
   Наблюдать в окошко мир.
   Этот негр из далекой страны
   Так стесняется своей белизны,
   И рубают рядом с ним пацаны
   Фиолетовый пломбир.
   И качает головой постовой,
   Он сегодня огорошен Москвой,
   Ни черта он не поймет, сам не свой,
   Словно рыба на мели.
   А я по улицам бегу, хохочу, —
   Мне любые чудеса по плечу,
   Фонари свисают: ешь не хочу,
   Как бананы в Сомали.
   Приведенный вариант — не последняя стадия экспан-
   сии маргинальных дополнений. В начале 1990-х был зафик-
   сирован вариант, в котором второй и третий куплеты име-
   ют вид:
   А в троллейбусе мелькает окно,
   Пассажиры, как цветное кино. — Телевизор!
   А мне, товарищи, ужасно смешно — Ну и смейся!
   Наблюдать в окошко мир.
    А этот негр из далекой страны, — Сингапур!
    Он так стесняется своей белизны, — Вот чудак!
    И рубают рядом с ним пацаны — А это мы!
    Фиолетовый пломбир.
   142А на посту стоит, стоит постовой,
   Он сегодня ошарашен Москвой, — Ленинградом!
   Ничего он не поймет, сам не свой, — И не надо!
   Словно рыба на мели.
    А я по улице иду, как хочу, — С кем хочу!
    Мне любые чудеса по плечу, — По колено!
    Фонари свисают, ешь — не хочу, — А я хочу!
    Как бананы в Сомали.
   7
   Данная песня интересна еще и тем, что в ней существу-
   ет такое большое количество вариантов маргинальных реп-
   лик, что это даже создает определенные неудобства при ис-
   полнении, если варианты «солиста» и одного или нескольких
   членов «хора» не совпадают. Выходом может стать только
   предварительная договоренность о том, как исполняется
   песня или перекрикивание друг друга, превращающееся в
   своего рода игру — каждый пытается прокричать свой ва-
   риант.
   2.
   Вместе с тем далеко не всегда маргинальные дополне-
   ния к тексту песни имеют характер диалога. Такая ситуа-
   ция наблюдается, например, с песней «Новобранцы» («Ек-
   сель-Моксель»), в которой, кстати, количество вариантов
   маргинальных реплик еще больше — пропорционально воз-
   расту8
    .
   Ексель-Моксель
   9
   С деревьев листья облетают Ексель-моксель!
   Пришла осенняя пора Вот зараза!
   Ребят всех в армию забрали Хулиганов
   Настала очередь моя Ать-два.
   Пришла повестка на бумаге, туалетной
   Явиться в райвоенкомат, с мешком и кружкой.
   Мамаша с печки навернулась, прямо на пол,
   Сестра сметану пролила — дура Машка, руки крюки.
   и т.д.
   Вполне возможно, что какой-то небольшой набор мар-
   гинальных реплик присутствовал и в изначальном (или
   очень раннем) варианте этой песни10
   , но это ни в коем разе
   143не меняет их функции в реальном бытовании, а лишь слу-
   жит дополнительным объяснением поистине рекордного ко-
   личества вариантов маргинальных реплик в этой песне (мо-
   дель задана!). Есть и еще одна причина их обилия и уни-
   кальной длины: в этой песне маргинальные реплики, в со-
   ответствии с их художественной функцией абсурдной
   вставки, не нуждаются в укладывании в рамки ритма. Это
   приводит к тому, что отдельные реплики могут линейно со-
   единяться друг с другом, образовывая новый, еще более не-
   складный вариант текста. В этой нарочитой нескладности,
   «не-поэтичности» получаемого в результате текста особенно
   явственно видна та самая функция маргинальных вставок,
   о которой уже шла речь — «демократизировать»,­ «разомк-
   нуть» песенный текст, сделать его открытым для доработок,
   т.е. по сути дела превратить из стабильного литературного
   текста в инвариантный фольклорный.
   3.
   Из особенностей функционирования следует отметить,
   что песни с маргинальными репликами чаще всего встре-
   чаются в репертуаре сложившихся, постоянных коллекти-
   вов (необходимо, как минимум, чтобы «хор» знал свою «пар-
   тию»). Их исполнения нередко приобретают характер ри-
   туализованного действа — заранее известно, кто и как дол-
   жен произносить (выкрикивать, пропевать, нашептывать)
   те или иные фразы. Такое «действо» может включать в себя
   обязательные элементы невербального характера: стук кру-
   жек, стаканов, жесты, комическую мимику, гримасы и т.п.
   Часто песни с маргинальными репликами исполняются не
   поодиночке, а «всей обоймой», образовывая своеобразные
   циклы. Например, «кричалки», представленные в «Библио-
   теке Максима Москвина» (Internet) и других собраниях,
   включают в себя целый ряд песен интересующего нас ха-
   рактера. Наличие такой ритуализованной формы исполне-
   ния (в рамках конкретного микроколлектива, компании)
   при общей тенденции к открытости и потенциальной ва-
   риативности текста (на уровне всей среды бытования), а
   также тенденция к «циклизации» (на основе сходности ком-
   муникативной ситуации исполнения) представляются впол-
   144не соотносимыми с характером функционирования ряда
   форм традиционного фольклора.
   Принимая во внимание, что 90 (если не все 100) про-
   центов бытующих в настоящий момент песен, которые
   можно было бы охарактеризовать как фольклорные — это
   песни «литературного происхождения», можно сделать вы-
   вод, что рассмотренное нами явление — один из механиз-
   мов переключения текста песни из литературной парадиг-
   мы в фольклорную. В свете этого переключения становится
   ясной и тенденция к повышению диалогичности, практиче-
   ской коммуникативности текста за счет диалогических
   включений и диалогических переинтерпретаций его фраг-
   ментов. За их счет текст повышает свою прагматичность,
   соотнесенность с конкретной ситуацией, конкретными ис-
   полнителями. Становится понятной также и связь рассмат-
   риваемых текстов с ритуализованным исполнительским
   действом, включающим невербальные элементы.
   Таким образом, рассмотренное явление свидетельствует
   о реальном наличии в настоящее время фольклорной пара-
   дигмы существования песенного текста и являет собой при-
   мер механизма перехода в нее текста, изначально принад-
   лежавшего парадигме литературной.
   
   1
   Популярна в студенческой среде с 40-х годов XIX в.
   2
   Первые публикации встречаются в песенниках рубежа веков.
   3
   Записано в 1993 году от Бохмана И.А. (1924 г/р).
   4
    «Наполним музыкой сердца...» Антология авторской песни. (Песенник) /
   Сост. Р. Шилов, М., 1989. С. 55–56. — Очень возможно, что и приведен-
   ный вариант строчки не является авторским. Такое мнение бытует в
   компьютерных сетях FIDO, Internet, среди «авторитетов» КСП. Так, в
   сборнике «Люди идут по свету» (М., 1990. С. 282–283) эта строчка имеет
   вид: «Боцман — я! Ты будешь капитан», а в электронном сборнике песен
   Ю. Аделунга (FIDO ?) — «Боцман я, ты будешь капитан».
   5
   Записано в 1999 г. от С. Плотникова (1974 г/р). Песня услышана им в
   1986 г. детском летнем лагере Куйбышевского р-на. Похожий вариант
   слышал и я в том же 1986 г. в п/л «Зеркальный».
   6
    «Среди нехоженых дорог одна — моя»: Сборник туристских песен. М.,
   1989. С. 336
   7
   Записано от В. Пежемского (1973 г/р) в 1990 г.
   1458
   К.В. Душенко датирует ее 40-ми годами (Словарь современных цитат. М.,
   1994).
   9
   Библиотека Максима Москвина (Internet). (Разбивка моя. — А.Б.)
   10
   В сборнике песен Ленинградского института киноинженеров 1961 г. (ма-
   шинопись, коллекция автора) текстовые вставки регулярно наблюдаются
   лишь после первой и третьей строк.
   146
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта