Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Форум Литературной мастерской: проза
К темам проекта
Автор:Ольга Грушевская  
Тема:Миниатюра - что это такое?Ответить
   Работая в составе жюри различных конкурсов в номинации "Миниатюра"­;,­ я пришла к выводу, что представление о миниатюре у большинства авторов очень расплывчатое. Именно это и побудило меня подготовить данный материал и поговорить с авторами о миниатюре более подробно.
   
   МИНИАТЮРА — литературный термин, заимствованный из ЖИВОПИСИ. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» — название красной краски (киновари или сурика), которая была в употреблении у старинных мастеров миниатюры.
   
   1) Как и в живописи, первой характеризующей чертой литературной миниатюры служит ее небольшой размер. От двух-трех емких предложений. Напр.:
   
    Мой дом стоит так высоко,
    Что слышен кашель Бога
    (Тонино Гуэрра),
   
    до более объемного текста.
   
   Однако, не всякое короткое произведение - миниатюра.Например, в поэзии: хокку - отдельная форма с определенными задачами и смыслом, хокку не есть короткое стихо. Так и миниатюра есть отдельная форма, а не короткая новелла или рассказ и, уже тем более, отрывок из повести.
   
   2) В прозаической миниатюре (в отличии от поэтической) должно быть некое сюжетное начало. Но миниатюре не нужно действие само по себе, так, как оно необходимо роману, повести, рассказу, новелле и пр., где действие, как хорошо сказал Валентин Алексеев, есть «прагматика текста, способ существования текста». В этом смысле миниатюра не требует такого действия. Действие в миниатюре очень символично, чаще – дается условно, штрихами, детали играю роль не смысловую, а чисто как подпорки для яркости картины. И, вновь как заметил Валентин Алексеев, « законченность действия миниатюры ("фабулы")­ это вовсе не сюжетная законченность. Это смысловая законченность символа! В этом - огромная, принципиальная разница. Иными словами, при сохранении действия можно выдернуть смысл символа - и миниатюра исчезнет. Так и в романе - выдерни действие при сохранении символичности - и роман исчезнет».
   Сюжет в миниатюре служит для законченности символа.
   
   3) Ввиду наличия сюжета, миниатюра отличается и от эссе (воспоминания, философские рассуждения, наблюдения), поскольку
   а) авторское восприятие внешнего мира доминирует над внутренним авторским восприятием. (По сути, миниатюра, если говорить чисто формально, есть произведение эпическое или драматическое, хотя и маленькое);
   б) в ней всегда присутствует динамика. Но динамика это не сюжетная, а смысловая или эмоциональная. Динамика (действие) в миниатюре должно быть для того, чтобы увидеть в макросъемке процесс формирования какого-то явления, которое и есть, по сути, и проблемой и выводом одновременно. Иными словами: типичным примером миниатюры есть кадры рождения бабочки из кокона в фильмах BBC о Дикой природе. Здесь главное не то, «как движется сюжет превращения куколки в бабочку, а тот смысл, который выражен символом перехода куколки в бабочку «(ВА).
   Если не будет авторского восприятия внешнего мира и динамики, то получится чистая зарисовка или эссе.
   
   4) Миниатюра в отличие от байки, анекдота, короткого рассказа и т.д., не повествует, не рассказывает о чем-то, не рассуждает (эссе), не вспоминает, а констатирует состояние или значимое действие, несет в себе конкретный яркий смысл. Таким образом, у миниатюры совсем иная задача: создать картинку в рамке, изящно выписанную, с одним смыслом и с одним действием ради задуманного смысла.
   Примером здесь могут служить задания, которые иногда дают первокурсникам для разминки в театральном училище: изобразить несколькими движениями или поворотами головы Ненависть, Зависть, Нежность, Искренность, Душевную боль и т.д. - несколькими очень точными и значимыми движениями. Короткий талантливый рассказ может быть на стыке (но только на стыке, т.к. его задача в другом) с миниатюрой, а вот миниатюра никак рассказом быть не может.
   
   5) Миниатюра должна быть пропорциональна! Это означает, что она вполне может затронуть глобальную тему, достойную романа, но при этом она не превращается в урезанное произведение – отрывок, ограниченный каким-то отдельным моментом, она как бы сжимается, сохраняя пропорции (напр. Метерлинк „L’intrieur“, где на нескольких страницах разворачивается перед нами мистическая суть жизни, постигнутая тайным видением поэта).
   
   6) Здесь сразу встает важный вопрос: какими же и характерными для миниатюры художественными способами достигнуть такой непростой задачи (глобальная тематика, например)? Для типичной миниатюры свойственен символизм, умение уловить в малом — большое, в случайном — неслучайное, в небольшой вещи — весь мир. Характерный и предельно простой пример приводит Дынник: надо постараться показать «солнце в малой капле воды»
   
   7) В миниатюре нет возможности ввиду малых размеров создать типичность образов, что часто характерно для более крупных форм, поэтому там создаются более символичные образы и аллегории, которые несут за собой универсальный характер. Концептуально рассказы (новеллы, повести) идут от Частного (частная ситуация, частный персонаж) к Общему (типичность). А миниатюры от Общего (символизм - концентрация качеств) к Частному.
   
   8) Небольшие размеры миниатюры несут в себе и другие ее отличительные черты в художественном плане: на первом месте — тщательность отделки, изящество. Здесь — полная аналогия с миниатюрой живописной, которая требует острого глаза и уверенной руки. И я бы еще добавила: как в миниатюрной живописи важны краски, так в литературной работе важна яркая стилистика, ритм/мелодика и структура (об этом говорилось выше).
   
   Итак, миниатюра НЕ ЕСТЬ короткий рассказ или новелла, а есть законченное литературное произведение небольшого размера, построенное на авторских образах и с фабулой в основе, не повествующее, а демонстрирующее, динамичное, пропорциональное, с доминантой в символическом аспекте действия при четко обозначенном смысле.
   
    Суммируя все сказанное, в миниатюре прежде всего видится следующее:
    1. Четкая постановка задачи (задачей может выступать как глобальная тема, проблема, так и частный вопрос)
    2. Структурность (продуманное построение, влекущее за собой законченность, пропорциональность)
    3. Сюжетность, динамика как желательное условие, но не главенствующее - исключительно для демонстрации идеи
    4. Символизм (приветствуется, если того требует тема)
    5. Характерная стилистика, изящество формы
    6. Ритм/мелодика – желательны
   
   Ниже привожу примеры миниатюр Тонино Гуэрра, где отражено все, что изложено выше.
   
   Примечание: Тони́но Гуэ́рра (итал. Tonino Guerra; 16 марта 1920, Сантарканджело ди Романья) — итальянский поэт, писатель и сценарист, писал сценарии для таких выдающихся кинорежиссеров, как Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Лукино Висконти, Франческо Рози и Тео Ангелопулос. )
   
   Ожидание
   Он был так влюблён, что не выходил из дома и сидел у самой двери, чтобы сразу же обнять её, как только она позвонит в дверь и скажет, что тоже любит его. В голове звучал один вопрос: «Ты меня любишь?»
   Но она не позвонила, а он сделался старым. Однажды кто-то тихо постучался в его дверь, а он испугался и убежал, чтобы спрятаться за шкаф…
   
   Будильник
   У одного бедного арабского торговца был только один будильник для продажи, который он выставлял на своем пыльном коврике. Он заметил, что вот уже много дней, как старая женщина интересуется его будильником. Это была бедуинка одного из тех племен, которые движутся с ветром.
   "Хочешь его купить?" - спросил он ее однажды.
   "Сколько стоит?"
   "Немного. Но не знаю, продам ли его. Если исчезнет и он, у меня больше не будет работы".
   "Тогда зачем ты выставил его на продажу?"
   "Оттого, что это дает мне ощущение жизни. А тебе он зачем? Не видишь разве, что у него нет стрелок?"
   "Но он тикает?"
   Торговец завел будильник, и послышалось звучное металлическое тиканье. Старуха закрыла глаза и думала, что в темноте ночи могло бы показаться, будто чье-то другое сердце бьется рядом.
   
   Распахнутые ворота
   Неизвестно, кто побудил больных стащить грязные простыни, белые халаты и фартуки и отправиться на ловлю бабочек. Они соорудили садок, натянув на металлический каркас сетку от комаров. Получилась легкая круглая клетка, где ползало в неволе, перебирая ножками по ячейкам сетки, бесчисленное множество чешуекрылых, слетавшихся из лишенного зелени города на цветущие лужайки и клумбы лечебницы для душевнобольных.
   В конце концов, пациенты потребовали у главного врача направить в центр города монахиню-сиделку и освободить там всех бабочек. Так и было сделано.
   На площадь сбежалось много народу, и, когда монахиня распустила шнур, стягивавший сетку, в воздух взмыла целая туча бабочек. Уличное движение остановилось, потому что всех поразило это необыкновенное событие. А когда люди поняли его смысл, то открыли в знак солидарности ворота сумасшедшего дома, чтобы одарить его узников свободой и любовью.
   
   Фотография
   Как-то вечером он стоял в трамвае и вдруг почувствовал, что кто-то тянет его за руку. Молодой солдат уступал ему место как пожилому человеку. Он смутился и сел: такое с ним случилось впервые. Отвернувшись к окну, за которым ничего не было видно, кроме ночной темноты, он вдруг почувствовал весь груз своих лет. С той ночи он заперся в четырех стенах, но они не могли удержать его тоски. Как-то утром он получил письмо из далекого города. Вскрыв его, он обнаружил фотографию старой обнаженной женщины. Без всякой подписи, и пояснений. Он надел очки и отыскал в морщинистом лице знакомые черты: это была единственная женщина, которую он по-настоящему любил в своей жизни. Зная великодушие своей возлюбленной, он сразу понял смысл ее послания. Догадавшись о его страданиях, женщина не постеснялась показать ему свое старое тело, чтобы он убедился, что чувства сильнее плоти.
   
   Троица
   Одному человеку сказали однажды, что он дерево.
   Испугавшись, побежал посмотреть на себя в зеркало и увидел, что он жаба.
   
   Если говорить об авторах портала ЧХА?, которые работают в жанре миниатюра и работают очень успешно, то хочу назвать таких, как Игорь Бурдонов, Ариадна Радосаф, Сергей Магалецкий. Загляните к ним на страницы - не пожалеете.
   
   Итак... миниатюра - это воздушная вещица, заставляющая своим легким прикосновением задуматься о смысле жизни.
   
   Друзья!
   Семинар "Миниатюра"­;­ - работает в течение 1 месяца: с 1 окт по 31 октября 2010 г.
   Это означает, что в течение месяца принимаются старые (может, у кого-то уже есть готовые работы) и новые работы в режиме он-лайн. т.е. мы с вами сразу смотрим, анализируем, вносим исправления, получаем результат. Это НЕ конкурс и не блиц-конкурс. Это семинар (мастер-класс), где мы учимся писать миниатюру. По завершению месяца - семинар прекращает свою работу.
   Тема произвольная тема. Мы работаем исключительно с формой.
   Объем работы - не более 5 тыс. знаков - строго!

   
   Успехов!

 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 

Сагидаш Зулкарнаева[27.10.2010 14:05:49]
   Вы так тонко, доброжелательно и тактично учили нас:)
   Спасибо Вам большое, Ольга!
Надежда Николаевна Сергеева[27.10.2010 21:52:06]
   большое спасибо,Ольга за прекрасный урок прозаикам!
Олег Францен (Fenix XXI)[28.10.2010 10:50:10]
   Ещё должен сказать, так как у меня последнее (что обычно и запоминается) о неудовлетворённости.­ Она из-за меня же! Мне бы освоить типовое писательство и потом экспериментировать, но на последовательные действия нет времени из-за возраста. Вот и возникаю перед сведущими людьми с сырым. Ольга, мы будем контактировать, постараюсь быть минимально раздражающим.
   Ещё раз спасибо за науку ☺
Ольга Грушевская[28.10.2010 11:03:54]
   Олег, вы вовсе не раздражающий, я вас искренне благодарила. Просто я не могу объять необъятное и не все тексты мне понятны - и не только ваши. Но я буду стараться и учиться понимать! Эксперименты - очень интересны, но всегда стараюсь "откопать"­ смысл/идею текста, но не всегда мне это удается.
   Всех благ!
Олег Францен (Fenix XXI)[28.10.2010 12:55:42]
   Бывает, в одном состоянии пишу и радуюсь: ёмко, многозначно. А в другом смотрю на это и недоумеваю: есть ли хоть какой-то смысл:)
   Успехов, Ольга!

 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта