Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Петр Дубенко 
Тема:Индивидуальный обзор прозы финала ВКР-2009Ответить
   1.МУЖИЧОК-С-НОГОТОК.­ Александр Граков (Лекса)
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=179234&pid=­96&nom_id=235­
    Мне кажется, что наблюдать данную историю «вживую» было гораздо интереснее, чем читать о ней. Суховато получилось и даже «цветастые» обороты не придают работе живости. Вместо рыбацкого колорита они лишь приближают авторский стиль к газетному. Ярко выраженная сюжетность не позволяет автору сосредоточиться на эмоциях несчастных героев, а самое смешное, как всегда, заключено не в каких-то действиях, а в реакции людей. Им же в работе уделено совсем минимальное внимание. И это, на мой взгляд, одна из главных причин того, что работа не веселит так, как могла бы.
   
   2.Кира. Константин Рыбаков
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233414&pid=­96&nom_id=235­
    Повествование скомкана и, как результат, тема не раскрыта. Автор проскакал галопом по опорным точкам сюжета, лишь поверхностно освещая их, выхватил из общей цепи событий несколько звеньев, создал из них хлипкую непрочную цепочку без начала и конца. Многие вопросы остаются без ответов. Не хватает описательности и психологизма, мотивации героев. Как уже было замечено моими коллегами по данному конкурсу, появился вдруг оттуда не возьмись наивный пренаивный дальнобойщик, свалилась откуда-то и так же в никуда растворилась проститутка из эскорта. На мой взгляд, именно то, что у персонажей нет прошлого, помешало сделать интересным их настоящее, а про будущее уж и говорить не чего.
   
   3. МУЖИКИ (сборник из 23 хармсов). Карапетьян Рустам
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=225043&pid=­96&nom_id=235­
    Некоторые высказывания понравились, но не более того.
   
   4.Не бей ужа - солнце заплачет (подборка рассказов для финала ВКР). Джон Маверик
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233430&pid=­96&nom_id=235­
    Жестокая проза. И хотя в ней ирреальность всегда преобладает над привычным, жестока она именно своей реальностью, именно тем, что это о каждом из нас. В каждом рассказе автор рисует разные миры, разных героев, но после прочтения остается стойкое впечатление, что это все об одном и том же человеке, о том, что в той или иной степени переживает каждый из нас – крушение светлой мечты.
    Описательность, когда ей пользуются так умело, как Джон Маверик, позволяет полностью погрузить читателя во внутренний мир героя. Кроме того, автор очень удачно пользуется таким инструментом, как художественная деталь, за счет которых не напрягая, без занудства и долгих пояснений-разжевыван­ий­ воссоздает непростые взаимоотношения, обнажает переживания, рассказывает о мечтах и т.д. Можно ведь многообъемно расписывать отношения двух нелюбящих супругов, а можно сделать это так коротко, но в то же время ярко и понятно, как это сделал Джон в первом рассказе подборки «В моем погребе кто-то живет». «Прошлой зимой я жил здесь один и промерз до самого сердца. Сейчас со мной Анна-Мари, а значит, будет еще холоднее». К этому же разряду (если позволит автор такое сухое слово) можно отнести и запах от явившейся в дождливую ночь бродяжки. «Так пахло от всех бездомных щенков и котят, которых я в детстве каждый день притаскивал домой, от выпавших из гнезда птенцов, от раздавленных машинами ежиков, умиравших под лучами палящего солнца по обочинам дорог. И от пушистого зайчонка, которому упавшей веткой сломало позвоночник...». Эта грань авторского мастерства меня лично всегда восхищает.
   
   5. ПОДБОРКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ФИНАЛА ВКР-6. Борис Михайлович Мейтин (БЕМ)
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233436&pid=­96&nom_id=235­
    Короткий рассказ «Перстень с черным камнем» пропитан ностальгией по ушедшей молодости, в которой герой был решителен и удачлив. Сюжет, по большому счету, значения не имеет, ибо текст соткан из воспоминаний, щедро сдобренных описаниями атмосферы, царившей в стране того или иного периода. Кроме этих достаточно ярких, но разрозненных зарисовок я для себя лично больше ничего в рассказе не нашел. Нередко встречающаяся неточность, недоведенность некоторых высказываний в сочетании с не сосем четким разделением текста на абзацы, придают рассказу скомканности, торопливости, ощущение которой остается после прочтения.
    Второй рассказ «Лялька и бес» подтвердили впечатление от первого произведения. На мой взгляд, главный недостаток авторского стиля – тяга к малозначимым деталям. Очень много в тексте пояснений, штрихов, деталей, но все они настолько неярки и незапоминающиеся, что растворяются в общей массе, не оставляя после себя следа. В итоге, когда дочитываешь, трудно вычленить из большого массива информации самое важное. Ведь оно, самое важное, наверняка, есть, автор его в текст вложил конечно же, но не выделил, не подчеркнул, не обозначил. В этом, повторюсь, на мой взгляд, главный недостаток прозы Бориса Мейтина.
    Третье произведение подборки лишь утвердило меня в сделанных до этого выводах.
   
   6.На конкурс: «Бес попутал», «Неудавшееся ограбление». Александр Мецгер
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233445&pid=­96&nom_id=235­
    К сожалению, больше напоминает собрание хохм и баек о деревенской жизни, чем юмористическую прозу. Особенно это касается первого рассказа о деде Панасе и дьявольском козле.
   
   7.Подборка прозы для финала ВКР. Надежда Николаевна Сергеева
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233481&pid=­96&nom_id=235­
    ИМХО, слишком много автор собрал в одной подборке рассказов. Причем, рассказов разных и по стилистике и тематике, идейному содержанию. Получился калейдоскоп, воспринять который трудновато. Очень понравилась первая работа подборки, понравилась, прежде всего, стилизацией, колоритной, звучной. Подстать была и вторая работа о Черном истоке, но она уже проигрывала предыдущему произведению в яркости созданных образов и колорите языка рассказчика. Дальше автор и вовсе все больше стал уходить в примитив и такой подход, на мой взгляд, не может быть оправдан даже тем, что целевая аудитория таких рассказов, в основном, подростки.
    Еще один существенный недостаток авторского стиля – чрезмерное увлечение сюжетностью, что в большей части работ ведет к пренебрежению описательностью. В первых двух работах такой подход оправдан тем, что повествование ведется от первого лица – некоего рассказчика и, конечно же, для рассказов у костров под ушицу и водочку описательность не свойственна. Но вот в остальном голое действие, лишенное так сказать «внутренних деталей» сильно обедняет общее впечатление.
    Что хорошо в работах Надежды Николаевны так это наличие четко очерченной проблематики и художественной идеи, пусть иногда ее можно считать слишком наивной или простой, примитивной.
   
   8.Она была рыжеволосая, и она была… Владимир Борисов (Vladimir)
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=181533&pid=­96&nom_id=235­
    Истории первой любви всегда отличаются насквозь пропитавшей их романтикой. Однако, в данном случае все не совсем так, привычные сопли в сахаре отсутствуют. Зато есть трагичная история двух влюбленных, разделенных множеством социальных и расовых барьеров, и оттого скрывающих свою любовь. К чему все это приводит? К тому, что «На холодной, застекленной лоджии скучного панельного дома, в молчании растворяясь в серой акварели раннего утра, стоял уже не молодой, усталый мужик в майке и пижамных штанах. А за стеной, при выключенном свете, всю ночь пролежала без сна, его рано состарившаяся и располневшая после родов супруга…».
    Потенциально работа очень эмоциональна, в основе ее сконцентрирована большая сила воздействия на читателя, но… и в этом но кроется, наверное, самый главный недостаток данной работы. Сюжет очень мнагопланов, разветвлен и многие из этих ответвлений я бы назвал лишними. Довольно объемные фрагменты посвящены теннисному матчу (а точнее даже не самому матчу, а его подготовке), описанию нравов, царящих в ИТУ № 48. Не могу сказать, что это бесполезная труха, она, конечно, дополняет главную канву произведения, придает ей дополнительных оттенков и штрихов, но то, что автор посвящает этим подтемам столько слов, приводит к тому, что эта самая главная канва размывается, становится слишком широкой и нечеткой. Однако, ничего не скажешь, как и положено опытному автору, самую сильную сцену Владимир приберег для кульминации и телефонный разговор героя с Израилем, конечно, впечатляет. И конечная точка, предшествующая развязке тоже хороша.
    «- Простите. Я ошибся номером.…И я, я не Володя.
    Наконец проговорил он в трубку и нажал на клавишу.
    - Я давно уже не Володя…»
    Слог несколько тяжеловат, предложения длинны, отчего частенько в них возникает путаница с номинацией, иногда приводящая даже к курьезам. Удивило частое употребление автором избитых выражений на грани штампов. Раньше в работах Владимира это отсутствовало, поэтому в данном случае еще резче бросилось в глаза. Да и просто неточностей немало: «грохнув о землю темно – синею кепочку», например. На грамотность старался не обращать внимания, поскольку знаю, что для Владимира эта тема особая, но ближе к концу рассказа обилие ошибок все превысило «болевой порог»
   
   9.Поздний костер. Михаил Смирнов
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=211704&pid=­96&nom_id=235­
    Да-а-а, навел Михаил на меня тоску-печаль, но такую светлую, с оттенком спокойствия. Хорошие зарисовки с философским подтекстом, впечатляющие картины природы, чувствуется, что создавший их относится к безымянной речке и полянке с огромной любовью. Но кроме того, чувствуется и его необычайная любовь к жизни. Если кто-то скажет, что это просто – любить жизнь, чего, мол, в этом сложного, я не соглашусь.
    Единственное, что иногда портило хорошее впечатление, так это небольшая путаница, возникающая в абзацах. В остальном, стиль, красивый, но лишенный броских яркостей язык автора, все это близко к идеалу. Поэтому зачитываешься, а когда заканчиваешь, так и тянет начать собираться на рыбалку.
   
   10.Рассказы (для финала ВКР-6). К.А, Прохоров (Сектант)
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233506&pid=­96&nom_id=235­
    Первая работа прямо-таки настоящее приключенческое повествование. Читается быстро и легко, потому, как главное в стиле автора – сюжетность. И в этом большой подвох для автора и вложенной в произведение идеи, в этом главная причина того, что полностью раскрыть ее (идею), осветить автору не удалось. Дело в том, что события сменяются стремительно, не давая читателю опомниться и сосредоточится на внутренних переживаниях маленького героя. Переживания эти присутствуют, автор пытается вводить их, но их так мало и они столь скоротечны (а это диктуется как раз доминированием сюжетности, нельзя ведь в приключенческих вещах утомлять читателя психологизмом), что все переживания-сомнения­ Лешки Курочкина и место веры в них, роль веры в его поступках, его самоотверженности, остается незримой. Все воспринимается исключительно как головокружительное приключение и завершающая фраза рассказа «Басмач уже признался, что ты верующий» в итоге повисает в воздухе, остается совершенно не пришитой к делу.
    Сюжетность преобладает над описательностью и во втором рассказе подборки – «Увольнение в город», но в данном случае это воспринимается более уместно, так как упоминаний о религии в рассказе практически нет и его вполне можно воспринимать, как просто веселую историю, хорошо завершенную вопросом «зачем-то она любила этого капитана». Хочу, чтобы меня поняли правильно, я ни в коем случае не против религиозно-философск­ой­ направленности прозы. Ни в коем случае! Просто, коль скоро автор в своем творчестве отводит значимое место вопросам религии и ее влияния на судьбу человека, хочется чтобы эта тема раскрывалась более полно, а не сводилась к нескольким упоминаниям Бога посреди круговорота событий. С другой стороны, конечно, это потребует усиления роли описательности и психологизма в произведениях автора, а это уже коренное изменение стиля, что не всегда идет на пользу. Но в данном виде, меня, например, подобная литература не задевает, она воспринимается мной исключительно как приключенческая.
   
   11.СМЕРТЬ СМЕРТИ. Андрей Тошев
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=50316&pid=9­6&nom_id=235­
    Современная ироничная притча об очередном вмешательстве человека в дела Бога и природы. Самый большой вопрос для меня, наверное, заключен в слове ироничная. Автор, действительно, в большинстве моментов ироничен, но вот хотелось ли самому автору придавать тексту именно этот оттенок? Вопрос возникает у меня потому, что ироничность сменяется, а иногда и соседствует с едким цинизмом.
    Как всегда, все начиналось с благих намерений, и закончилось все тоже как всегда. Большим минусом я бы назвал предсказуемость концовки. Ну, в самом деле, чем все закончится было ясно уже при чтении первых абзацев.
    Из достоинств хочется отметить смелый, свежий стиль повествования, не заполосканный в длинных рассуждениях и занудных нравоучениях, в которые зачастую срываются авторы, берущиеся за глобальные философские темы. Здесь же автор сумел обойти скуку стороной. Несмотря на то, что сюжет как таковой не развивается и все построено главным образом на описательности, чтение не навевает тоску. Хорошо помогает стремительному изложению и очень ритмичный, ударный слог.
   
   12.ДВА РАССКАЗА ДЛЯ ВКР-6. Микаел Абаджянц
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233566&pid=­96&nom_id=235­
    Проза мастера. Два совершенно разных рассказа об одном и том же – о творческом вдохновении, о том, как легко его потерять, разменять на мнимое поклонение или… или просто убить его в другом, как это случилось в первом рассказе «Картина». Этот рассказ мне уже доводилось читать ранее, но во мне до сих пор живы те впечатления, рожденные коротким, но очень емким и ярким текстом. Стиль автора спокоен и нейтрален, в нем нет ярких всплесков и зауми, о которой говорится во второй работе подборки, но назвать его пресным и бесцветным язык не поворачивается. Во-первых, точно подбираемые слова, во-вторых, отточенность слога и ритма, который ни разу не ломается, на дает сбоя.
    Другой момент, вызывающий мое восхищение этими работами – персонажи, воплотившие в себе характеры. Это не просто единичные представители того или иного круга, это образы, впитавшие общие черты, характерные линии поведения, их вполне можно назвать образцами породы. Добиться такой метатекстуальности персонажей сложно, но автору это удалось на все 100, за что ему честь, хвала.
   
   13.М а м а. Людмила Куликова
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=151585&pid=­96&nom_id=235­
    Несмотря на тяжелую жизненную ситуацию, положенную в основу рассказа, и «правильный» конец, завязанный на взаимном прощении героинь, работа меня лично оставила равнодушным. Не то чтобы совершенно, но все же бури эмоций она не вызвала. Причина этого, как мне кажется, в отсутствии развития конфликта. Автор довольно долго и методично завязывал этот конфликт, рисуя перед читателем картины прошлой жизни матери и дочери. Из этого стало вполне понятно, почему между ними сложились именно такие отношения. Но потом, автор от завязки конфликта сразу же совершил стремительный бросок к кульминации, которая тоже прошла стремительно, и наступила развязка. Что, зачем и почему сподвигло героинь к изменению их жизненных позиций? То есть автор показал только начало пути и его конец, сам же путь, полный переживаний и душевных терзаний, от читателя утаил. А ведь самое важное и интересное в рассказах подобной идейной направленности кроется именно в процессе, а не в результате.
   
   14.Нефертити. «Прекраснейшая из женщин идет» отрывок из повести. Наташа Северная
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=212300&pid=­96&nom_id=235­
    Судьба каждого человека, наделенного властью, трудна и полна тяжелых испытаний, но она вдвойне трудна, если этот человек женщина, в душе которой наравне с жаждой власти соседствует жажда любви.
    Очень много работа потеряла из-за того, что на суд читателя выставлен лишь фрагмент, причем заключительный. Отсюда очень много непонятного, необъяснимого в поступках персонажей, их мыслях и тревогах. Понятно, что в упрек автору это не поставишь, так как он был стеснен условиями конкурса, но и заслугой тоже не назовешь, к моему большому сожалению.
    По стилю – очень торопливо. Главной стилевой особенностью в данном случае является описательность, а она не терпит той молниеносности, с которой автор начинает эпизоды и заканчивает их, словно оборвав на полуслове. Еще хуже то, что подобный скомканный стиль применен автором в исторической повести, то есть в произведении, которое в идеале должно быть фундаментальным и развернутым. Здесь же, когда читаешь, то возникает стойкое ощущение того, что автор старался подогнать текст под определенный объем. Как будто автор намеренно сокращал развернутые мысли и урезал картины внутренних состояний героини.
    Также много неточно употребленных слов и выражений. Часто встречаются пропущенные запятые. Это, конечно, не большой недостаток, но все же.
   
   15.Тридцать шесть часов надежды. Ольга Кмит
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=232926&pid=­96&nom_id=235­
    Потерялось все содержание, вроде бы, человеческая трагедия в центре внимания, а остаешься совершенно равнодушным. Причин тому, на мой взгляд, сразу несколько.
    Во-первых, чрезмерное увлечение событиями в ущерб психологизму. Стараясь как можно подробнее восстановить все происходящее, автор увлекается и перегружает текст деталями, отсутствие которых совершенно не сказалось бы на общей картине, художественной идее рассказа. Кстати, недостаточное обозначение этой самой художественной идеи тоже сильно подрывает общее впечатление. Концовка провалилась за счет того, что слишком уж частная получилась история, не позволяющая в финале выйти на более обобщенный уровень.
    Во-вторых, полное отсутствие художественных деталей. Просто деталей хоть отбавляй, а вот именно деталей художественных, крупными яркими мазками создающих характер персонажа или описывающих силу обстоятельств… Этого нет и работа от этого сильно страдает.
    Ну, и, в-третьих, неотработанный, не продуманный стиль – гремучая смесь элементов различных стилей и направлений. Мало того, что текст лишен стилевой цельности, так еще разные по оформлению части вызывают у меня лично (возможно, я и ошибаюсь), искреннее удивление. Порой авторский текст, в большей своей части нейтральный, начинает пестрить жаргоном, при этом прямая речь и мысли персонажей – оперов уголовного розыска – иногда передается правильным академическим стилем. Чем руководствовался автор при выборе таких стилевых особенностей?
    Не избежал автор и проблем с пунктуацией.
   
   16.СЮЖЕТ ДЛЯ НЕБОЛЬШОГО ОГРАБЛЕНИЯ. Константин Кривчиков
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=217211&pid=­96&nom_id=235­
    Эту работу мне уже приходилось оценивать в первом этапе ВКР-6. Прочтя заново, практически согласился со своей прежней оценкой.
    Ироничный детектив, главное достоинство которого – сложность и относительная непредсказуемость сюжетных комбинаций. Относительная потому, что после первого изменения направления развития событий уже становится понятно, что вот на этом автор не остановится и «завернет» еще что-нибудь. Поэтому некоторые «неожиданности», все же, ожидаемы. И все таки, каскад почти головокружительных событий украшает данную работу тем, что не дает читателю расслабиться и заскучать, а это для детектива, согласитесь, одно из главных требований.
    Хорошими получились и герои. На страницах читателя встречают живые люди с чувствами и своими человеческими слабостями, а не персонажи с задачами от автора. Это оживляет чтение, заставляет улыбаться или крутить пальцем у виска. Но равнодушными они не оставляют, это факт.
    Отличает работу в лучшую сторону и авторский стиль. Легкий, непретенциозный, но вместе с тем грамотный и плавный, без провалов. Ритм и стилистика выдержаны по всему тексту, а оригинальные авторские отступления, подчеркивающие ироничность работы (это же детектив-шутка), вносят в работу свой живой колорит, придают ей оригинальность. Не так, чтобы довести читателя до исступления, но все-таки что-то свое проскальзывает.
   
   17.ЗВЕЗДА НА НЕБОСКЛОНЕ РЕКИ. Александр Гусев
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=210346&pid=­96&nom_id=235­
    Очень впечатлило начало. Первые абзацы, рождающие ночную грозу, написано очень зримо, при помощи ярких деталей, которые в несколько приемов воссоздают всю картину. ОЧЕНЬ понравилось. И тем сильнее было разочарование, когда выяснилось, что гроза кончилась и больше никак в рассказе не поучаствует. Выходит, что это впечатляющее описание автор создал только для красоты. Это, конечно, тоже хорошо, но вот опусти эту самую яркую по форме часть рассказа, и ничего в нем не изменится. Если бы рассказ начался с того, что после ночной грозы дед Миша встречает в баркасе Мишку, все дальнейшее воспринималось бы точно так же.
    С позволения автора сейчас я не стану пускаться в более подробный разбор его работы, так как это будет сделано в обзоре коллегии критиков.
   
   18.Подборка прозы «Сказки вокруг нас». Виктория Лукина
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233727&pid=­96&nom_id=235­
    Опять при составлении подборки автор не позаботился о едином стержне, скрепляющем воедино все работы. Очень уж разношерстная получилась подборка.
    В большинстве работ, на мой взгляд, автору не хватает конкретности. Любовно-сентименталь­ная­ проза очень отвлеченна и скорее напоминает зарисовки, хотя яркость применяемых образов делает автору честь. А вот сказки, опять-таки, на мой взгляд, должны быть более символичными. Сказки же автора как-то бесформенно-отвлечен­ные.­ И еще что хочется отметить – неопределенность возрастной категории читателей. Для взрослых – слишком наивно и просто, для детей слишком умно и путано.
   
   19.Соколик. Татьяна В. Игнатьева
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=213166&pid=­96&nom_id=235­
    Работа, на мой взгляд, больше близка к публицистике. За это говорит и отсутствие характерных для художественной прозы приемов, и по большей части нейтральная лексика, наверное, не совсем подходящая для создания такого эпизода детской жизни, как потеря лучшего друга, пусть даже не живого. Если все же рассматривать работу как художественную прозу, то огромным минусом нужно будет признать нераскрытие взрослых характеров и образов. Их поступки – просто поступки, описанные и точно воссозданные, но не более того, и отсутствие эмоциональной подоплеки в описании их позиции, подтекста, сильно обедняет общий фон работы. Не украшает ее и присутствие откровенных авторских оценок этих поступков и явлений, скорее, это тоже можно записать в недостатки, так как в художественной прозе эти оценки сами должны приходить к читателю через полученные от прочтения впечатления.
   
   20.Три миниатюры для ВКР. СЕРГЕЙ МАГАЛЕЦКИЙ
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233736&pid=­96&nom_id=235­
    На мой не слишком просвещенный взгляд, настоящей миниатюрой получилась лишь вторая работа подборки. В первой работе автор для миниатюры слишком много внимания уделил бытовой шутливой составляющей, и в итоге получился короткий незатейливый рассказик на тему «нам шутка строить и жить помогает». Для миниатюры работа слишком насыщена событиями, сюжетность преобладает и это оттесняет идею на второй план. Завершающая же работа больше походит на зарисовку, «сказание о человеке», чей «общий вид», конечно, написан неплохо, но на этом и все.
    Но вот вторая работа, действительно, получилась классной миниатюрой и за это можно простить многое. Хорошая задумка, сравнение замученных пленных и пчел, над которыми ставит эксперимент детское любопытство. В коротком тексте автор сумел сказать очень многое. И не просто сказать, в том плане, что я сказал, а как там мое слово отзовется мне неважно. Сергей сумел заставить читателя задуматься, задержаться у монитора после завершающей точки произведения. И это дорогого стоит.
   
   21.Хранитель пантеона. Из казачьей старины. Рогочая Людмила.
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=141870&pid=­96&nom_id=235­
    Оценить в качестве рассказа не могу, ибо рассказа нет. Есть что-то очень похожее на статью о человеке, человеке, безусловно, достойном и интересном, но только этого явно мало для того, чтобы получился рассказ.
   
   22.Подборка рассказов для финала ВКР. Зайцев Николай Петрович.
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233774&pid=­96&nom_id=235­
    Читая первый рассказ подборки, все ждал, куда же выведет эта кривая. А она так никуда и не вывела. Поплутала, поплутала, да так в чистом поле, на развилке двадцати восьми дорог и остановилась. И получилось просто описание жизни одного человека, причем такое путанное и бесцельно-мутное, что выделить в нем что-то центральное трудно, нет четко обозначенной главной дороги, потерялась она в неясности авторских хитросплетений. А форма произведения лишь усугубляет. Вроде бы описательность доминирует в стиле, но при этом все так пусто и размазано, что и глазом зацепиться не за что.
    Вот второй рассказ порадовал именно хорошо очерченной, понятной концовкой, ясно и четко определившей художественную идею произведения. Единственный, но немалый недостаток – долгая прелюдия, очень затянутое начало, в котором присутствуют моменты, мало связанные с главной идеей рассказа, четко и ясно выраженной в концовке. Пустыня, по которой бредет один из персонажей – отличный образ.
    Акцентированная на идее концовка наличествует и в третьей работе подборки, на примере которой можно четко проследить все недостатки (на мой субъективный взгляд недостатки) авторского стиля.
    Во-первых, диспропорция объемов работы и ее содержания, из-за чего от каждого произведения остается впечатление затянутости. Автор стремится все ухватить, каждую мелочь показать, иногда, как мне кажется, не замечая, что эта мелочь и не важна совсем для произведения и его сути. Это впечатление усиливается оттого, что очень много в тексте рассуждений в стиле «о людях и о жизни». Когда такие мысли присутствуют в рассказе – это хорошо, это просто здорово. Но когда их так много, что порой они начинают подменять сам рассказ, делая из него эссе о смысле жизни, это уже явный перебор. На фоне двух названных особенностей особенно ярко проступает отсутствие коротких, но емких деталей, которые способны одним мазком создать и оживить картину.
    Еще одна немаловажная деталь – смешение стилей. Среди стилизации под «народный сказ», которым выполнена большая часть работ, особенно первой и третьей, вдруг проскальзывают фразы построенные по всем правилам грамотной речи образованного человека, пишущего статью для передовицы газеты и пламенную речь для выступления на митинге. Это сильно калечит текст.
   
   23.Камея канцлера. Вера Трофимова
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=183244&pid=­96&nom_id=235­
    Данную работу мне уже доводилось оценивать в рамках первого этапа ВКР. Прочел еще раз, освежил и согласился с первыми мыслями, возникшими в тот момент, когда увидел, что автор выбрал для финала именно это произведение. На мой взгляд, у Веры Трофимовой есть гораздо более сильные произведения. Как по содержанию, так и по форме. Выбрав для финала именно «Камею канцлера» автор украл сам у себя возможность побороться за достаточно высокое место, поскольку автор необычный, самобытный, сильный. Но в данном случае, увы и ах.
    Интересно задуманная сказка на вечную тему. Самопожертвование, всепобеждающая любовь и, конечно же, колдовство, куда же без него то в сказке. Предсказуемость хеппи енда немного лишала все повествование интриги, о злоключениях юного короля читалось с пониманием «все будет хорошо» и оттого сопереживание не приходило. Не добавило убедительности и отсутствие мотивированности главного героя. Жил был повеса-король, ничем не интересовался, ничем не тяготился, не заботился, а потом вдруг раз… и такое переживание за свой народ откуда ни возьмись. Понятно, сказка, она, может быть, и не требует глубокого подхода к объяснению поступков героев, но мне все же хотелось бы видеть причины того или иного решения персонажа. В остальном же, герои получились не одноликими, со своими чертами и характеризующими их деталями. Канцлер, сам король, поведением и речами точно соответствующий написанному автором образу, немного, на мой взгляд, колдунья обесцветилась на этом фоне, хотя, автор, наверняка, мне сможет возразить.
    Огорчает отсутствие в тексте образности, что отчасти, опять-таки, может быть оправдано жанровой принадлежностью работы. Иногда выпадает из настроя произведения авторский стиль, в котором чувствуется ирония, вообще характерная для стиля данного автора. Ирония вещь сложная и надо сказать, что автору она удается, временами даже блестяще. Видимо, ироничная натура автора дает о себе знать и это не плохо. Но когда ирония проскакивает в таком повествовании, создается впечатление неуместности такого стиля повествования. В остальном же язык свободный, не заштампованный, не перегруженный всевозможными изысками, которые обычно только засоряют текст и не несут в себе никакой нагрузки. Здесь все легко и просто, но простота в данном случае не простая, если позволите так выразится, и не является признаком бедности авторского лексикона или еще чего-то похожего. Это та простота слога и построения, которая позволяет прочесть довольно большой объем, даже не заметив, что подошел к концу.
    В целом же, пусть найдутся те, кто обвинит меня в предвзятости, но все же я честно признаюсь и что Вера Трофимова – один из любимых моих авторов.
   
   24.ГОЛУБАЯ ЗВЕЗДА. Евгений Русских
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=196177&pid=­96&nom_id=235­
    Право, не знаю, можно ли назвать это сказкой, как позиционирует свое творение автор. Очень уж без фантазии подошел он к этой работе. Все непродуманно, разбросано, образы не связаны воедино. Стилевое оформление тоже не впечатляет, как-то уж слишком все просто и вместе с тем коряво, нескладно.
   
   25.Когда-то. Юрий Берг
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=224355&pid=­96&nom_id=235­
    Миниатюра, наверное, самый сложный жанр, в рамках которого нужно в несколько предложений рассказать так много. В данном случае автором почти ничего не сказано, но рассказано почти все. Многозначительная немногословность, наверное, так можно охарактеризовать эту работу.
   
   26.ДВА РАССКАЗА ДЛЯ ФИНАЛА ВКР-6. Елена Николаева
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233913&pid=­96&nom_id=235­
    Конечно, мало кто не придается ностальгии, не скучает по ушедшим детству и юности. Все это понятно. Но одних описаний детских забав и шалостей маловато для хорошего рассказа. Ведь в тех же «Покровских воротах», о которых упоминает автор, присутствует нечто большее, чем просто фотография, картина с натуры и все. В данном же случае автор настолько увлечен воспоминаниями, настолько влюблен в них (и в этом ему, конечно, можно позавидовать), что не считает нужным заботиться об их литературной обработке. В итоге получается не очень интересно.
   
   27.ОШИБКА ВЛАДИМИРА СЕМЕНОВИЧА. илья рубинштейн
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233921&pid=­96&nom_id=235­
    Случай, положенный в основу рассказа, конечно, силен. Так же, как и поднятая проблематика и затронутые эмоции. И именно поэтому у меня возникает желание попенять на автора. Ведь это была основа для такого расклада, хватающего за горло от несправедливости всего происходящего и т.д. А автор не выделил главного, разбавив его полу-жаргонными рассказами про выбор подарков, долгими беседами с Баженовым и т.д. Может быть, все «разбавления» смотрелись бы уместными или даже обязательными в экранизации написанного, но в литературе другие законы и мое мнение устойчиво: есть в рассказе элементы, работающие «против». Если эти элементы вычленить, содержание совершенно не пострадает, а вот объем работы сократиться почти на треть, что сделает ее более сконцентрированной. Особенно сильно это сказалось, на мой взгляд, в момент кульминации – встрече героев на безымянном перевале афганских гор, которой уделано так мало внимания, что она выглядит проходящим эпизодом. А это ведь главная опорная точка композиции.
    Опять-таки, из-за стремления к «зрительности», к «киношности» автор игнорирует психологические моменты, жертвуя описательностью в пользу красивости создаваемой картинки. Непонятным для меня осталось и частое употребление жаргонных выражений в авторском тексте. В прямой речи персонажей это понятно, это даже здорово, но авторский текст все же должен быть более «правильным», тем более учитывая то, что большая часть этого самого текста строится на нейтральной лексике. В итоге получается странное соседство.
   
   28.СПЛЕТУ ВЕНОК ИЗ СЛОВ. Надежда Иволга
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233959&pid=­96&nom_id=235­
    Работа впечатлила. Конечно, ей было очень трудно конкурировать с художественными рассказами в силу многих причин. Автор не новичок и, думаю, Надежда прекрасно понимала, что выставляя на финал работу именно такой направленности, дает соперникам фору. И данную работу можно приводить в качестве примера того, что на портале все жанры ценятся одинаково и имеют равные шансы на победу. Если автор в состоянии справиться с задачей, которую сам перед собой ставит. Надежда Иволга не побоялась пойти по более сложному пути и прошла его очень и очень достойно.
   
   29.ВИШНЕПАД. (сборник рассказов). Елена ШУВЕВА-ПЕТРОСЯН
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=234093&pid=­96&nom_id=235­
    Практически во всех рассказах подборки (исключение «материнская доля») доминирует описательность, но она настолько разжевана автором, что читать скучно, честное слово. Значение каждый поступка героев, каждой их черточки автор подробно расшифровывает, словно, не надеется, что созданный им образ читатель поймет и осмыслит самостоятельно. Из-за нейтральности лексики и общей сухости изложения возникает ощущение пресности, когда даже моменты, потенциально способные зацепить и растрогать воспринимаются безразлично.
   
   30. Торги. Александр Власенко
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=187351&pid=­96&nom_id=235­
    Очередная подмена художественного рассказа просто описанием забавного случая. Да, диалог веселый, но на этом и все.
   
   31. Внук Фанни Каплан. Марк Луцкий
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=234249&pid=­96&nom_id=235­
    Да, Марк Луцкий, конечно, прекрасный рассказчик. И те биографические факты, которые он излагает в данной работе, он излагает с одной стороны грамотно, с другой очень феерично. Но, опять-таки. В который уж раз повторяю в этом обзоре одну и ту же мысль. Должно же быть в художественной работе что-то еще, кроме простого пересказывания, копирования. Одного этого маловато, пусть даже сделано это весьма неплохо.
   
   32. Паразиты. Просвирнов Александр
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=224443&pid=­96&nom_id=235­
    Многоплановость авторской задумки привела к тому, что сюжетной композиции стало тесно в рамках рассказа на 40 000 знаков, и пришлось жертвовать деталями в угоду «спресованности» повествования. Одно событие сменяет другое, не давая читателю опомниться и задуматься над сложной проблематикой, которую автор пытается раскрывать в своей работе. Ну, нельзя, никак нельзя, разрабатывая столь глобальные проблемы, возводить сюжетность на престол стилевой доминанты. В этом самая главная, вопиющая ошибка автора. Описательность и психологизм отсутствуют даже в качестве намеков и работа воспринимается исключительно как приключенческое чтиво, уровень которого ниже среднего. Ниже среднего потому, что порой автор настолько отпускает фантазию на волю, что получается весьма забавно. Например, эпизод, уже упоминавшейся в общем обзоре. Человек, лишившийся ноги и пролежавший долгое время без сознания так лихо вскочил и спеленал двух здоровых людей…
    В общем, при задумке многим могла бы показаться интересной, все составляющие работы без исключения требуют серьезной додмуки и доработки. Тут и сюжетная композиция, и образы героев, да и просто стилевое оформление сильно хромает.
   
   33. Миша и Ребекка и небо в алмазах. Матвей Крымов
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=221007&pid=­96&nom_id=235­
    Опять-таки, данная работа будет подробным образом разобрана Ольгой Грушевской в обзоре коллегии критиков. Так что автору придется подождать еще немного.
   
   34. Дождемся ночи здесь. Наталья Шиндина
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=231957&pid=­96&nom_id=235­
    Хорошо получилось. Поначалу показалось, что это будет очередное нудное чтиво и самокопании. Однако, чтение очень быстро затянуло, захватило внимание и вот уж сам не замечаешь, как начинаешь сопереживать герою, а все его внутренние перипетии пропускать через себя. Великолепная описательность, умеренная, глубокая, но в то же время не размазанная и органично вписанная в общий ход развития сюжета. Хорошо получилось и ненавязчивое, незаметное на первый взгляд противопоставление двух центральных персонажей – актера-любителя и профессионального режиссера. Их «не агрессивное» противостояние проходит через всю работу и здорово обостряет все происходящее внутри Даниила Сергеевича. Хорошо отобран и «сюжетный» материал. Все поначалу казавшиеся бесполезными, пустопородными разговоры и происшествия с незапоминающейся ролью, уроненным сценарием и т.д., по мере развития повествования четко легли в основную канву, стали обязательными звеньями неразрывной цепи.
   
   35. ПОЛЖИЗНИ ЗА ЛЮБОВЬ. Евгений Петропавловский
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=212001&pid=­96&nom_id=235­
    Любовно-сентименталь­ная­ проза в исполнении мужчины это вещь не для слабонервных. Особенно, если мужчина этот прекрасно владеет словом и умеет выстраивать сюжет, не втягивая читателя в шелуху приключений, но и не затягивая в пучину нудных размышлений, от которых скулы сводит зевотой. Нет, в данном случае все построено на описательности, но настолько четко-рационально, что ни о какой скуке и речи быть не может. Сюжетная композиция выстроена грамотно, после казалось бы предсказуемого хода – возвращение Жанны – следует неожиданная кульминация и хорошая, крепкая развязка. Характер главного героя создан мастерски точно, одновременно с индивидуальностью в нем удивительно органично совмещаются и общие типажные черты. Не уступают в этом плане и характеры второстепенных персонажей – очень живые, осязаемые. Очень порадовал и авторский стиль, неторопливый, без лишней экспрессии, которая в данном случае была бы абсолютно неуместной, очень выверенный, сложившийся и устоявшийся стиль.
   
   37. Вентилятор. Николай Новый
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=214163&pid=­96&nom_id=235­
    Двоякое осталось впечатление. С одной стороны, автор не просто рассказывает историю с началом и концом, за которыми ничего не стоит, никакого второго смысла. И это явный плюс. Но с другой стороны, налицо явная вторичность как идеи, так и ее воплощения. Это ведет к полнейшей предсказуемости и, как результат, вещь не трогает, а трогательность – главное условие эмоционального воздействия на читателя. Одним словом, предсказуемость, вытекающая из вторичности и даже третичности общей идеи, это самый большой минус работы.
    Что еще хочется сказать по форме произведения. Нужно обратить внимание на не слишком пропорциональный сюжет, что в последнее время становится характерным для многих авторов портала. В данном случае одной из самых главных составляющих – развитию конфликта – внимание уделено минимально. Основная часть работы посвящена экспозиции и завязке конфликта, после чего сразу наступает развязка. Результатом отсутствия развития конфликта является весьма блеклая и невыразительная кульминация.
    Стиль, конечно, равнодушным не оставил. Не то чтобы шедеврально, но на хорошем уровне. Правда в начале текст пестрит «своей игрой», причем это сильно сказывается на его качестве, ломая и темп и фонетику.
   
   38. "Соседи" Из сборника рассказов о жизни замечательных (и не очень) людей. Татьяна Июльская (Козлова)
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=198619&pid=­96&nom_id=235­
    Работа состоит из нескольких обрывочных воспоминаний о соседях. Что нравится, так это то, что описанные соседи не просто реально существующие личности (что частенько ставится в достоинства рассказа, но зачастую таковым не является), но они воплотили в себе определенные характеры, так части встречающие повсюду в нашей жизни. Именно поэтому работа воспринимается очень хорошо. Автор не уходит в «мелочность» конкретных образов, а, выхватывая главное, создает цельный портрет не одного человека, но целого «братства».
    Чего лично мне не хватило, так это деталей. Опять-таки не скрупулезного описания быта и разной мелочевки, а именно художественных деталей, позволяющих в одном предложении рассказать о том, на что автор порой тратит по несколько абзацев. Кто-то может возразить мне, что умелое использование деталей удел настоящих мастеров и потому не стоит их отсутствие возводить в претензию. Но мне кажется, что Татьяна Июльская уже достигла того уровня, когда можно и нужно смело пользоваться деталями.
   
   39. Подборка произведений для финала ВКР-6. Алексей Тверской
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=233715&pid=­96&nom_id=235­
    Все рассказы подборки мне уже доводилось судить в разных конкурсах прошедшего года. На все я в свое время давал развернутые комментарии, поэтому здесь я позволю себе высказаться по общим характерным особенностям авторского стиля.
    Недостаток первый – немуение выстраивать сюжетную композицию. Часто в рассказах Алексея Тверского отсутствует даже слабый намек на конфликт (зачастую и вообще проблематика как таковая отсутствует) и по этой причине то, что задумывается и позиционируется автором как рассказ, в итоге превращается в банальное пересказывание реальной истории.
    Недостаток второй – абсолютная сюжетность. Описательности, а тем более психологизма нет совершенно, а при том, что основа рассказов в большинстве случаев лишена «приключенческой составляющей», отсутствие описательности и психологизма делают работы скучными и невыразительными.
    Третьим недостатком я бы назвал не устоявшуюся стилистику автора.
   
   40. Воевода Хабар. Велесов Олег
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=217278&pid=­96&nom_id=235­
    Еще одна знакомая работа. С этим рассказом Олег участвовал в историческом конкурсе, и одержать победу ему помешало только то, что конкурс был признан не состоявшимся из-за малого числа поступивших работ. В целом же работа в том конкурсе была вне конкуренции. Однако, здесь ситуация немного другая, так как в историческом конкурсе не участвовали многие авторы финала.
    В коротком рассказе сумел отразить народный дух, призывающий в минуты опасности забывать о раздорах и прежних обидах. Так, двое воевод, раньше не единожды рубившиеся друг против друга на бранном поле, перед лицом опасности объединяют усилия, чтобы спасти Нижний Новгород, оказавшийся в кольце татарской осады. Редкое, к сожалению, ныне явление, чтобы рассказ не просто поведал читателю о последовательности некоторых событий, но и сказал что-то большее, важное, о чем нельзя забывать. Единственное, что меня немного огорчило в общем плане – название. Наверное. В данном случае оно могло бы быть более «говорящим», отражающим суть описанного.
    Очень понравилось построение сюжета. Подробное, насыщенное событиями, но не перегруженное лишними деталями. Все ходы крепко связаны друг с другом, вытекают один из другого, резких скачков из одного смысла в другой нет, все плавно и размеренно, но в то же время динамично, заскучать читателю не приходится. Постепенное нарастание напряжения, постоянно держит в тонусе, заставляет сопереживать героям и с нетерпением ждать развязки, чтобы узнать, чем все кончилось.
    Хорош и авторский язык. Про стилизацию я уже говорил, очень удачная стилизация. Но кроме того, радовали сочные необычные обороты, сравнения. То, чего так не хватает многим работам на портале. Здесь штампов, избытых фраз и привычных образов практически нет. Все в достаточной мере оригинально.
   
   41. Две главы (№6 и №8) из четвёртой заключительной рукописи романа «Тайны пересечений». Снежана Ляшкевич
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=234629&pid=­96&nom_id=235­
    Так же уже доводилось читать в рамках конкурса крупной прозы. Это было одно из немногих произведений, которое я дочитал только на чувстве долга. Очень все растянуто. Очень много того, что я называю «справочной информацией», причем дается она не только в авторском тексте, но и в речи героев. Такая обогащенность образовательным материалом переводит работу в разряд научно-познавательны­х,­ что само по себе не является недостатком, но все таки целевая аудитория у подобных творений очень узка. Для меня же работа просто скучна, а автор чересчур заумен. Не оставляет в восторге и стилистика – абсолютно безликая в своей нейтральности и академичности. Порой автор в плане художественного выражения мыслей кажется просто бессильным. «Горькие слезы стекали по впалым щекам и выпуклым скулам», например, чего стоит. А на подобных фразах построен весь текст.
   
   42. Трудно душам без тел… Пьеса в одном действии. Мария Сидлер
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=228817&pid=­96&nom_id=235­
    Скорее, это произведение стоит рассматривать как веселую шутку, не претендующую на глубину мысли все такое прочее. Если так, то вполне приемлемо. Хороший, здоровый юмор. Однако, для финала ВКР, конечно, одного этого обстоятельства маловато. Хотя, крыса и таракан, конечно, улыбнули.
   
   43. Отец Михаил. Владимир Кузин
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=234869&pid=­96&nom_id=235­
    По сюжетной композиции все сложилось грамотно. Внутренний конфликт обозначен и постоянно развивается, пока не достигает высшей точки кипения. Здесь к автору не придерешься, хорошо сработано. Но вот все остальное.
    Рассказы о неожиданном прозрении всегда отдают душком надуманности. В данном случае, цепочка размышлений героя мне показалась лишенной всякой логики – слишком много мыслей, которые приходят в голову отца Михаила внезапно. Я понимаю, что автору нужно было «расширить поле деятельности», но не так же примитивно и однообразно переходить из одной плоскости в другую. Многие выводы, сделанные автором устами персонажа, совсем не очевидны, а другие очевидны настолько, что остается только диву даваться, как батюшка не задумывался об этом ранее. В результате, очень уж явно в образе служителя церкви просматривается мирской обыватель. Да, конечно, священник мог ошибаться, заблуждаться и так далее, но думать и относиться к жизни настолько обывательски, по-мирскому – нонсенс. Понимаю, художественная правда и правда жизни это не одно и то же, но в случае с данным рассказом, как мне кажется, как раз тот случай, когда художественная правда пострадала из-за того, что автор не удосужился свериться с правдой жизни. Не слепо скопировать ее, а именно свериться, привести одно в соответствие другому. В результате отцу Михаилу не веришь и относишься к нему не как к заблудшему, но прозревшему, а просто как к говорящей кукле, выполняющей волю автора, который задумал прочитать читателю мораль.
    Разбавляют идею и некоторая наивность, проскальзывающая не только в речах-думах отца Михаила, но и в авторском тексте. «Днём, когда шёл на службу, там на деревьях птички пели да солнышко улыбалось, - красота!.. Какой же она оказалась обманчивой!». Ну, что за примитив? Особенно это ощущалось в начале рассказа, пока весь текст не оказался посвящен внутренним переживаниям священника. В первых абзацах стилистическая неопытность автора особенно сильно бросалась в глаза.
   
   44. ЗА ПРАВО БЫТЬ. Тамара Ростовская
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=147329&pid=­96&nom_id=235­
    Больше это похоже на отрывки большой работы-воспоминания.­ Стилизация минимальна, от этого работа очень сильно страдает. Вообще же, рецензировать такое трудно. С одной стороны, реальные события, положенные в основу, конечно, не могут оставить равнодушным, с другой стороны, с прозой, пусть даже мемуаристической, прочитанное имеет весьма мало общего.
   
   45. Состояние ожидания чуда. Александр Надеждин
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=232987&pid=­96&nom_id=235­
    Да, всем бы так, только фишка-то в чем? Веруйте, любите и все вам будет? Автор, конечно, как мне кажется, не стремится поднимать серьезную проблематику (в этом ничего ужасного нет, не всем же), но даже если цель автора – просто рассказать веселую новогоднюю историю без всяких претензий, то назвать получившееся успехом тоже нельзя. Не весело, не смешно. Юморок, мягко говоря, странноватый, причем, как у автора, так и у персонажа. Стилизация так же хромает, многие «изящные» фразы выглядят просто как несостоятельные попытки умничанья. Я в своих комментариях в различных конкурсах не раз говорил свое мнение – писать иронично очень сложно. Если, конечно, по настоящему иронично, то есть тонко и умно, то это удел больших мастеров и единичных талантов. У Александра Надеждина в данном конкретном случае не получилось. Оценивать композицию, образы и т.д., мне кажется, смысла не имеет, поскольку этой стороной вопроса автор тоже не слишком озадачивается.
   
   46. Грустная-грустная сказка. Юлия Артэ
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=195511&pid=­96&nom_id=235­
    Если говорить о сюжетной композиции, то опять налицо отсутствие конфликта, что при поднятии столь серьезной нравственной проблематики просто недопустимо. Конфликт обозначен лишь в самом конце, лишь несколькими фразами убитых горем родителей и реакцией врача. Но внутренние пружины этого конфликта остались вне авторского внимания. А ведь самое то «интересное» именно в этом. Автор же, по большому счету начал рассказ сразу же с развязки, о главном, умолчав. Это самый главный минус работы.
    При использовании в качестве главного инструмента описательности, автор совершенно не уделяет внимания деталям. Его описательность очень поверхностна, я бы сказал «копировальная» описательность, выхватывающая исключительно внешние проявления, причем зачастую выхваченные автором проявления отнюдь не являются основополагающими, показательными.
    Сам текст тоже не блещет, не поражает, средний такой текст, без явных ляпов и глупостей, конечно, но большой удачей его тоже не назовешь.
   
   48. Подборка произведений для финала ВКР-6. Ариадна Радосаф
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=235276&pid=­96&nom_id=235­
    Проза автора вся соткана из чувств. Радость и грусть, идущие рука об руку, счастье и тоска одиночества. Сюжетов в этих произведениях просто нет, да они и не важны совсем, автор достигает поставленных целей за счет совсем другого. При этом, несмотря на отсутствие действия, нагромождения событий, читается все очень напряженно, внимательно, и ничуть не скучно. Потому что, все-таки, читать о переживаниях людей читать гораздо интереснее, чем о погонях, мордобоях и кувырканиях в постели. Хорош и язык автора, не заштампованный, но при этом и не перегруженный излишним «изяществом», которое иногда, бывает, перерастает уже в убожество и кривляние.
   
   49. Истории моего двора (цикл рассказов). Павел Шерстобитов
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=191449&pid=­96&nom_id=235­
   
    Двор – точка пересечения разных судеб. Смешных, нелепых, трудных, горьких. Всяких, одним словом. И автор, сидя за старым столиком с изрезанной надписями столешницей, рассказывает нам об этих судьбах, неторопливо и обстоятельно. Но, как-то неярко. Может быть оттого, что правда жизни не может быть яркой, она всегда такая, неброская. Но автору все же, на мой взгляд, стоило подкрепить повествование чем-то акцентирующим. Без этого получилось занимательно, но не более того. Отсутствие «более того» главная с моей стороны претензия к циклу рассказов.
    Под стать содержанию и форма. Очень серый и безликий стиль, очень.
   
   50. Дядя, дай порулить. Олег Никитин
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=190995&pid=­96&nom_id=235­
   
    Как-то слабовато в художественном плане. По большому счету – морализаторство. Причем положено оно на очень вторичную основу. Уж сколько подобных сюжетов было даже на нашем портале. Согласитесь, когда читаешь рассказ, конец и общая идея которого заранее тебе известна, привлечь может неординарный стиль, интересные метафоры. Но здесь и этого не оказалось.
   
   51. Ура идеализму! Надежда Цыплакова
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=236026&pid=­96&nom_id=235­
    Первая работа очень эмоциональна, даже слишком эмоциональна для публицистики, для эссе-размышления. Отсюда, наверное, такая путаница в мыслях автора и неоднозначность выводов. Второй рассказ и вовсе огорчил. Вроде как художественная проза по задумке автора должна была получиться, а получилось ни то, ни се. Особенно диалоги удручали – сплошной картон.
   
   52. Подборка рассказов для финала ВКР. Нина Роженко
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=236206&pid=­96&nom_id=235­
   
    Мне кажется, что объединяя в подборке публицистику и прозу, автор сам себе оказывает медвежб. услугу. Понимаю, наверное, хотелось показать себя в разных планах, и это не плохо. Но, должно же при этом быть понятие о единстве стиля.
    Проза (первая работа) не впечатлила. Проблема поднята злободневная и очень тяжелая. К сожалению, думаю, подобные случаи, встречаются и не редко. Но вот художественное воплощение авторской идеи подкачало. Да и в чем была эта самая идея, можно только догадываться, потому что, наверняка, читатель, в душе поддерживающий Виктора, останется при своем мнении, даже зернышка сомнения в своей правоте не заронит в его душу рассказ. И финал, в котором ветеран остается в одиночестве, лишь утвердит уверенность подобных Викторов в правильности выбранного курса. Как-то не доработал автор, не продумал композицию, и особенно, кульминацию и развязку. Это даже не открытый финал, оставляющий читателя наедине с собственными мыслями. Автор просто смоделировал некую ситуацию, скопировал ее, и оставил без дальнейшего развития. То есть опять на лицо часто встречающаяся ошибка – есть завязка, конфликт обозначен и на этом все, на этом автор останавливается, считая, что полностью выполнил свою роль.
   
   53. Мастера. Мария Гринберг
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=184576&pid=­96&nom_id=235­
    Хорошо закрученный сюжет не лишен, правда, некоторой доли предсказуемости. Подобные ходы уже встречались и не раз, поэтому предположение о финале рождается быстро и само собой, без особый усилий. Но, с другой стороны, это ведь не детектив, где все должно быть покрыто тайной, поэтому ее отсутствие не слишком портит впечатление. Не портится оно и оттого, что я не впервые читал эту работу. Доводилось делать этов рамках другого конкурса. И все же, перечиталось легко и не без доли удовольствия. Главное, что автору удалось показать внутренние пружины запущенного механизма, при этом каждая пружина получилась одушевленной, со своим прошлым и ярким характером, соответствующим этому прошлому.
   
   54. Откатник. Ольга Моисеева
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=166743&pid=­96&nom_id=235­
    Хорошая научно-фантастическа­я­ проза уровня выше среднего без особой эмоциональной нагрузки и попытки развить серьезную проблему. А без этого мне вот лично читать было скучновато. Не то чтобы через силу и зевоту, но без особого интереса, признаюсь откровенно. За героев не переживаешь, почему-то чувство, что все будет хорошо очень быстро рождается и не проходит до самого конца, даже в сценах с экстримом. «Помогают» этому ощущению и очень схематичны и персонажи, четко разделенные на хороших и плохих. Схема, в которой они живут и действуют, также уже не раз встречалась в произведениях разных жанров, что делает все еще более предсказуемым, а это, в свою очередь, снижает градус восприятия.
    В общем, в качестве развлекательного научно-фантастическо­го­ произведения «откатник» воспринимается очень хорошо, что и позволило ему оказаться среди отмеченных работ. Но отсутствие подоплеки, замешанной на человеческой проблеме, немного обеднило работу. И как раз это не позволило работе шагнуть выше, хотя предпосылки для этого имелись.
   
   55. У нас самые счастливые в мире вдовы. Рассказ. Владимир Штайгман
    http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=202150&pid=­96&nom_id=235­
    Очень много всего. Подобная «запутанность» вообще свойственна данному автору, Владимир часто наслаивает одно на другое и зачастую это дает нужный результат. Но в данном случае, на мой взгляд, этих наслоений оказалось слишком много, чтобы читатель смог выделить для себя что-то одно, главное. И то, что разные пласты не уложены в единую сюжетную цепь, а просто сменяют один другого, усиливает ощущение нагроможденности смыслов. Подобное построение рассказов, кстати, тоже можно назвать характерной для автора. Подстать сюжетной композиции и авторский текст – очень тяжеловесный и порой запутанный до неприличия.
   
   56. Жемчужины русской короны. Дочери последнего императора Николая Второго. Жизнь. Судьба. Легенда. Повествование хроника в документах, версиях, фактах. (Отрывки). Светлана Макаренко (Princess)
   

   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=236391&pid=­96&nom_id=235­
    Весьма познавательно, но не впечатлило, не хватает чего-то. Чего именно? Наверное, чего-то по-настоящему нового, потому что в последнее время тема царской семьи была настолько популярна, что об этом рассказано очень много правды и вымысла (порой правдивого, порой явно абсурдного). Но, конечно, объем проделанной автором исследовательской работы вызывает уважение.
   
   57. Пока хозяева на работе. С. Кусков
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=211702&pid=­96&nom_id=235­
   
    От этого автора я ожидал большего. Намного большего, очень большое разочарование.
   
   58. Чёрный замок Черкол ("Ветерок из Сказочного города"). Ткач Елена
   http://litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=219986&pid=­96&nom_id=235­
   
    Первый серьезный вопрос, возник когда я не добрался еще до середины сказки. Для кого предназначено, на какую возрастную категорию рассчитывал автор. Даже мне, взрослому человеку читать и воспринимать сказу было тяжеловато. Перенасыщенность действиями и персонажами просто «сводит с ума». Представляю, каково же будет детям, ведь предназначено-то все-таки для них. Отсюда, наверное, и недооцененность данного произведения в рамках финала.
   
   
   Вот такой получился обзор. Хочу поблагодарить всех авторов, принявших участие в финале, и пожелать всем без исключения вдохновения и терпения при создании новых шедевров.

 1   2 

Валентин Алексеев[19.03.2010 14:22:32]
   Извините, что вмешиваюсь. Просто очень интересный для меня момент был поднят. Мне кажется, что речь немного не о том, вернее, Петр говорит не совсем о стилизации как литературном явлении. Он имеет в виду скорее вопрос следования законам жанра. То есть им отмечена жанровая неопределенность, незавершенность, размытость, возможно, даже аморфность (с его точки зрения) текста. Иными словами, главное здесь - законы жанра, диктующие те или иные способы организации текста и его составляющих (способа повествования, композиции, места повествователя/расск­азчика,­ отбора лексических средств и прочая).
   
   А литературная стилизация - это немного другое. Приведу определение, которое, на мой взгляд, довольно полное:
   
   "«Стилизация» - произведение, сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы. <…> В наше время в это понятие вносится несколько иной оттенок: стилизацию мы рассматриваем более широко, не только как сознательное подражание в стиле, но и как художественное воспроизведение той или иной эпохи в ее собственных способах выражения, со всеми характерными подробностями и мелочами. Это особый способ создания очень своеобразной эстетической иллюзии, основанной на внимательном изучении и рассчитанном подражании. Образцом в данном случае является стиль эпохи, отличающийся свойственными только ему особенностями выражения, оборотами мысли, словами. Это и есть норма художественной стилизации, т. е. чутье к индивидуальным особенностям времени, а не к нормативному стилю вообще. <…> Кроме основного значения стилизации, как художественного историзма, к стилизованным принадлежат и такие произведения, которые по своим приемам обезличены или типично повторяют какой-нибудь литературный род (например, «авантюрный» роман). Такого рода стилизацию можно назвать условностью».
Петр Дубенко[19.03.2010 15:12:58]
   В общем, да. Согласен, кладу голову на плаху. :-)
Юрий Берг[19.03.2010 15:46:14]
   Спасибо, Пётр, за столь высокую оценку.
   Если честно, я сам "балдею" от сознания того, что мне это удалось сделать.
   Многие, кто читал миниатюру, сравнивают её с романом - так много они "прочли" между строк.
   Я рад, что тебе понравилось.
Петр Дубенко[19.03.2010 17:54:27]
   Вот!!! Я кстати, тоже хотел в обзоре написать: роман в нескольких предложениях. Наверное, точнее и не скажешь.
Микаел Абаджянц[20.03.2010 02:07:24]
   Петр, прочитал с огромным интересом! Вы схватили самую суть проблемы. О проблемах творчества можно писать очень по-разному. Однако для этого нужно хорошо их знать.
   И ваше творчество мне очень нравится. Я читал ваш рассказ «Единым росчерком пера» (так назвался, кажется). Прекрасный рассказ. Даже, помнится, подумал – вот это вещь!
   
   удачи, Вам
Петр Дубенко[20.03.2010 04:48:01]
   Спасибо, Микаел. "Единым росчерком пера" один из первых, и самых любимых моих рассказов. Рад, что он Вам не только понравился, но и запомнился. Вам тоже удачи и успехов в дальнейшем творчестве.
   
   Петр
Наталия Шиндина[20.03.2010 17:08:57]
   Спасибо за теплые слова и глубокое погружение в текст:)
Ариадна Радосаф[29.03.2010 10:01:01]
   Огромное спасибо за теплый отзыв, это чрезвычайно помогает... во всем! :)))

 1   2 

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта