Обзоры и итоги конкурсов | Несмотря на «засоренность» номинации огромным количеством повторных работ от ряда авторов, не имеющих привычки читать и соблюдать положение о конкурсе, в целом результат все же радует. Количество вполне достойных поэтических произведений существенно превышает допустимый объем шорт-листа. В связи с этим рамки обзора будут несколько шире с тем, чтобы упомянуть и те работы, которые при другом стечении обстоятельств вполне могли бы войти в шорт-лист. Итак… 1) Молчанов Виталий Митрофанович. Доктор Йозеф Менгеле Планомерное умерщвление детей в нацистских концлагерях. Это делали конкретные люди («люди» в чисто биологическом смысле этого слова), такие как доктор Менгеле. Очень серьезное и во всех отношениях достойное произведение. 2) Марк Луцкий. Береста. Интересный, трогательный и оригинальный ностальгический сюжет, и к технике никаких претензий. 3) Нион. Придуманному персонажу. Интересная работа, необычная строфа, изящная легкая самоирония, хотя чувствуется какая-то незавершенность, недосказанность. 4) Олли. Аускультация. Работа интересная, хотя возникли некоторые сомнения по поводу соответствия номинации – это похоже не только на одно стихотворение из нескольких частей, но и на цикл из нескольких стихотворений. 5)Евгений Петропавловский. Тайный оператор смыслов сводит с ума. Тут что-то и впрямь на гране безумия. Оператор – активатор – мистификатор смыслов не доведут до добра! Надо искать проявитель и фиксатор смыслов! Однако стихотворение увлекает и впечатляет. 6) Татьяна Рускуле. И сладок шорох вечных слов. Замечательный образец любовной лирики. Тут, кажется, все хорошо, несмотря на лаконизм стихотворения. 7) Людмила Быкова (Мила Славина). Маленький принц. Замечательное стихотворение, но чуть-чуть недоработано технически. «И вдруг неважными станут вопросы серьёзные» - ударение на «И», что явно нехорошо. «И уползёт мудрой змейкою – лучиком лунным...» - тут не хватает слога. Эти огрехи хорошо заметны на полотне гладкого, певучего дактиля. 8) Рустам Карапетьян. Моя Луна – красна. Изящно, глубоко, образно. Сказочная фантазия о далекой, созерцаемой лирическим героем, луне противопоставлена реальной земной картинке мирного сна жены и сына. Здесь нет внутреннего конфликта, неудовлетворенности. Наоборот, лирический герой пребывает в полной гармонии с реальностью. 9) Раиса Лобацкая. Вода. Не удержался от экспромта: Что наши вирши, Господа? Увы – вода! И тут вода! Работа хорошая. Философское стихотворение – размышление о роли и смысле воды в нашей жизни, не только как вещества, но и как понятия и образа. Чуть недоработан, на мой взгляд, финал. Почему звук «пустой»? Лучше – «густой», и вода становится «святой» несколько неожиданно и не вполне логично. «Святая вода» - устойчивое словосочетание, под которым понимается вода, освященная церковным ритуалом. Как любое устойчивое словосочетание употреблять его в другом смысле не стоит. Читатель не поймет. 10) Игорь Лукшт. Лучница. Пейзажная составляющая великолепна, сюжетная же, кажется, едва наметившись, расплывается в густых подробностях пейзажа, оставляя общее впечатление этюдности. 11) Константин Рыбаков. Искорка в глазах. Любовная лирика. Стихотворение написано хорошо. Отмечу эмоциональную и образную насыщенность работы. Сколько-нибудь серьезных замечаний нет. Разве, что тема и способ ее раскрытия не особо оригинальные. 12) Ирина Минаева. В черно-серо-зеленом свитере. Довольно точно и ярко создан образ человека, даже, скорее, восприятие образа человека в сознании лирической героини. Обращает на себя внимание и изящество композиции. 12) Наталья Шиндина. Герда и Каин. Ритмика неидеальна. Мысль тоже выражена довольно сумбурно, хотя и блестящих находок, как всегда, много. 13) Александр Сухих. Небесная водица (стихотворение в прозе). Чуть ли не единственное произведение этого жанра в конкурсе. Все достаточно хорошо и красиво, хотя история сама по себе очень непритязательная. Маленькая пейзажная зарисовка. 14) Людмила Кленова. Этюд в тонах ночного моря. Очень содержательно и логично, эмоционально и образно. 15) Visenna. Кошка Шредингера. Замечательная фантазия на тему знаменитого мысленного эксперимента Шредингера, призванного проиллюстрировать парадоксальность квантовой теории. Подкупает и сам материал, и богатство аллюзий на тему. 16) Владимир Макуров. В твоей столице тихо и светло. Тут есть главное, что может спасти маленькое стихотворение – афористичность. 17) Екатерина Комисарова. Погребальное пиршество цвета и запаха. Стихотворение (точнее, верлибр) посвящено памяти Федерико Гарсии Лорки. Во всех отношениях достойная работа. 18) Готтрайх. Грустное осеннее Певуче, глубоко, мудро, точно. Три строфы проникнутых осенним ностальгическим настроением, наполненных интересными образами и философской грустью. 19) Ленча. Распутывая хитросплетения. Прекрасный образец настоящего верлибра - поэтичный, глубокий, эмоциональный, звучащий. 20) Инга Пидевич. Бог когда-то отправил на Землю Адама и Еву. Хорошее стихотворение с глубоким философским смыслом. Образ дерева развит и логически завершен «сухостоем». Поэтизированный вариант теории эволюции чуть-чуть отдает ламаркизмом, но это издержки художественного подхода к проблеме. 21) Юлич. Семь нот - семь капелек тебя. Замечательная гамма получилась. Каждая нота – совокупность проявлений человека, набор ипостасей, в которых она звучит ( в прямом смысле). 22) Франкенштейн Леопольда Казимировна. Мне не хватает слов. Неплохой акростих! Однако смысл все же отчасти принесен в жертву форме. 23) Ольга Кмит. Мой светлый демон. Яркий образец романтической поэзии в классическом духе. Тут и Лермонтов ощущается, и Байрон. 24) Хазанов Ефим Данилович. До чего же ты была восхитительна… Очень симпатичная стилизация под русскую народную поэзию (или песню). 25) Константин Кривчиков. Здесь не помнят имен. Проникновенное и какое-то болезненное стихотворение в духе «кабацких» стихов Есенина. Жива еще поэзия «кабацкой Руси» с ее неизбывной пьяной тоской, разгулом и одиночеством… 26) Стикс. Старенькое фото. Какая сочная, драматичная и трагическая сцена изображена! Блестяще! Трагедия утраты растянутая на целую жизнь контрастно выведена на фоне массы точных деталей. Тут и холодный зимний город, и мост, открытый ветрам, и старенькое фото в морщинистой руке … 27) Татьяна Архангельская. Уходи без оглядки. Хорошее, эмоциональное и образное стихотворение. Недостатком можно считать обилие смещенных ударений. 28) Litera. Язычница. Интересная работа. Прежде всего, формой. Необычный восьмистопный размер. Настроение, система образов – все очень неплохо. 29) Евгений Ярославцев. Жизнь одна. Молодые ветераны, инвалиды локальных войн, брошенные страной на произвол судьбы. Больная тема, пронзительная история, знакомая каждому. Трогательно, проникновенно, но есть технические недоработки. И еще сомнение: сумел ли автор сказать, что-то новое?.. 30) Странница. Приторность ненужного тепла. Хорошо! Эмоционально, грамотно, как-то необычно, нестандартно в образном плане. 31) Алена Воробьева. Саломея. Почти невозможно удержаться от сравнения с «Саломеей» Люче. И это напряженное навязчивое повторение: «Не танцуй, Саломея!» (у Люче: «Не танцуй, не танцуй для него, дорогая!»). Удивительное, почти мистическое «странное сближение». Работа очень интересная. Несколько смущает вольное обращение автора с ритмом, зато богатство образов и точных выразительных деталей завораживает и увлекает. Композиция, построенная на магическом числе семь, очень изящна. Ритм, кажется, ускоряется вместе с ускорением развития сюжета, имитируя ускоряющийся танец. У меня возникает желание чуть подправить некоторые фразы. «Ты всех лучше сегодня, всех краше, царица – лишь ты, Лишь луна затмевает, настолько прекрасны черты» Тут явно не хватает местоимения «тебя» для полноты конструкции. Можно было бы, например, написать «… тебя, столь прекрасны черты», тут, правда, можно придраться к архаичному «столь». «Не помехой ни хохот, ни пьяные гости – смотри на луну» - я бы написал «не помеха» (попроще), хотя это дело вкуса. «Твой час этой ночи настал». Можно было бы написать «твой час этой ночью настал», подчеркнув единственность этого часа не в ночи, а во всей жизни героини. Но - опять же – это акценты, которые расставляет автор по своему усмотрению. Я же просто фантазирую на тему увлекшей меня работы. 32) Василь Ганжар. Утренняя тишина. Пейзаж вполне хорош, точен и наполнен деталями. Свободный стих не вызывает нареканий. Жаль только, что это чистое созерцание. Самого лирического героя с его аллюзиями, мыслями, ностальгией тут маловато – слабый намек в самом конце. 33) Владимир Макарченко. Маршрут жизни. Образ жизненного пути – маршрут автобуса. И образ этот развит удачно, вполне и до конца. 34) Сергей Ворошилов. Отцы и дети. Блестяще и по форме, и по содержанию. Отцовство как источник вселенской радости, и детство, как воплощение пытливого разума, через который природа познает себя. 35) Светлана Тишкина. Хрустальный грот. Работа интересна глубокими, развивающимися образами (сталактит и сталагмит, соединяясь, превращающиеся в сталагнат), оригинальным синтезом крылатых выражений («О камень преткновения разбит Последний луч моей мечты хрустальной...»). Есть и замечания. «И очарованные тем, что не постичь» - должно быть «чего не постичь». «Огневищ» - авторский неологизм. Трудно сказать, насколько оправдано и уместно его появление. 141) Некрасовская. Наберу в ведро перезвон дождя. Маленькое идиллическое любовное стихотворение. Довольно интересный образный строй, вполне завершенная композиция. Однако, при прочих равных, идиллия всегда проигрывает драме. 142) Владимир Плющиков. От платформы Вчера. Духовный мир поэта наполненный грезами и мечтаниями, в которых витают тени миров Толкиена, сплетен с приземленностью реальности под музыку Procol Harum. Хороши «распятья дорог», «перекрестья зеркал». «Из ветров и песка в небесах возводились хоромы» - какой изящный синтез близких устойчивых выражений «замок из песка» и «воздушный замок»! В заключении хочу рекомендовать несколько работ ( в том числе и не упомянутых в обзоре) для коллегии критиков. Это, конечно, не означает, что остальные, представленные в номинации, не представляют интереса для критического разбора. Просто эти, что называется, попались под руку и обратили на себя внимание характерными достоинствами и недостатками. Елена Кабардина. Яблочное (романс) http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=226706&pid=88&nom_id=215 Лео Гиммельзон. Волшебные слова http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=215928&pid=88&nom_id=215 Владимир Плющиков. От платформы Вчера. http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=226848&pid=88&nom_id=215 Немов. Пустота http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=193056&pid=88&nom_id=215 |
|
|