11 сентября 1842 Родился русский публицист и литературный критик Варфоломей Зайцев. Биографическую статью я, прямо скажу, выбрала не ту, что в словари поисковые положена, а ту, что лично мне была очень симпатична. Сразу видно: хороший человек, деятельный. "Зайцев Варфоломей Александрович - писатель (1842 - 1881). Слушал юридические лекции в Петербурге, потом медицинские в Москве, но курса по бедности не окончил и с 1862 г. стал работать в "Русском Слове" Г.Е. Благосветлова , где писал библиографические и критические заметки и статьи о новых книгах по литературе, истории и естествознанию. Обратил на себя внимание бойкостью пера и крайностью утилитарного и антиэстетического миросозерцания. Весьма характерна статья его о Лермонтове (1863), которого Зайцев обвиняет в "непоследовательности идей и образов, мелочности содержания", достойных восхищения "возведенных им в перл создания юнкеров и золотушных помещичьих дочек". В сфере литературной критики Зайцев являлся подголоском Писарева , отличаясь от него менее развитым чувством меры и меньшей зрелостью мысли. Влияние Зайцева на молодежь было очень велико. В его подчас вандальской критической деятельности было здоровое зерно честного и разумного демократизма, и самые крайности его объясняются обстоятельствами лихорадочно спешившей вперед эпохи. Арест и заключение в крепости (1866), полицейские и цензурные притеснения и, наконец, болезнь, вынудили Зайцева оставить Россию (1869). За границей Зайцев стал одним из основателей первой итальянской секции интернационала и сошелся с Бакуниным в его борьбе с марксизмом. Примыкая к чистому революционизму, Зайцев считал экономическую борьбу пролетариата с капитализмом утопией и советовал ставить и осуществлять ближайшие задачи. Среди различных течений русской революционной мысли Зайцев не создал себе видного положения, хотя принимал деятельное участие в основанном им, Н.А. Белоголовым и А.Х. Христофоровым (1877) журнале "Общее Дело", целью которого было объединение русских революционных направлений. Зная несколько европейских языков, Зайцев усердно переводил на русский язык Шлоссера, Лассаля, Циммермана, написал по новейшим источникам "Древнюю историю Востока" (1879) и "Древнюю историю Запада" (1882); в 70 годах поместил несколько статей по истории в "Отечественных Записках". - См. "В.А. Зайцев за границей" ("Минувшие Годы", 1908, № 11)". http://www.rulex.ru/01080085.htm Добавим. "Критические статьи З., по словам Н.В.Шелгунова, были "не сухим и скучным отзывом о книгах - это была пропаганда и публицистика в форме библиографии, живая, горячая, боевая, писанная кровью сердца и соком нервов"." "По философским своим воззрениям Зайцев был механическим материалистом, последователем Фохта, Молешотта и Бюхнера. С идеалистами он вел резкую полемику, Гегеля называл "невежественным шарлатаном". Лишь Шопенгауэра он считал философом относительно полезным, ошибочно полагая, что его система расчищает место положительному знанию. Явления общественной и психической жизни сводились им к физико-химическим процессам, почему он и считал, что история объясняется без остатка естествознанием. Сторонник Конта и Бокля, видевших в прогрессе знания двигательную причину исторического развития, З. в области этики придерживался утилитарной точки зрения. Сводя все процессы в мире к физико-химическим или физиологическим процессам, не умея различать качественных своеобразий в явлениях, он отрицал особую природу эстетического объекта. Считая себя последователем Чернышевского, он из положения последнего - "прекрасное есть жизнь" - делал неправомерный вывод о необходимости разрушения эстетики вследствие ее бесполезности: "...Реалист утверждает, - писал он, - что вне действительности нет истинно-прекрасного, что она (действительность) вполне удовлетворяет человеческое стремление к прекрасному. Это утверждение равносильно уже отрицанию искусства, потому что им вполне доказывается его бесполезность". Но искусство, по З., не только бесполезно, оно и вредно, ибо отвлекает от полезного служения обществу и силы людей, посвящающих себя искусству, и средства, затрачиваемые на него. Применяя эти свои положения, он попытался развенчать Лермонтова как поэта, даже до появления знаменитых статей Писарева о Пушкине; стихи Фета он критиковал как рифмованный набор бессмысленных фраз. Впрочем, вследствие неразвитости и отсталости общества, неспособного еще к усвоению научных и публицистических идей в их отвлеченной форме, З. считал относительно полезными произведения тех художников, к-рые в поэтической форме поучают общество. Поэтому он считал полезными поэтами на Западе - Гейне (с оговорками), у нас - Некрасова. Но оценивал он их, собственно говоря, уже не как поэтов, а как мыслителей, ценил не само искусство, а верную мысль, выраженную средствами искусства понятным образом для отсталых людей. "Я приступаю к сочинениям Некрасова, - писал З., - с теми же требованиями, с какими приступаю к произведениям критика, историка, публициста, беллетриста. От всех их равно каждый читатель требует прежде всего честной, свежей мысли, верного взгляда на предмет и ясного изложения"." http://az.lib.ru/z/zajcew_w_a/text_0010.shtml :)) Что, говорите, плохо вам живется? Критики замучили? А вот господина Зайцева не желаете?
11 сентября 1862 Родился писатель О`Генри. А надо ли рассказывать про уважаемого новорожденного? Хотя, несправедливо получается. Так вот, в далеком далеком городе Остин. У одного вполне приличного господина, по имени Уильям Сидни Портер, вредные журналисты допытывались: "Скажите, а чего это у Вас псевдоним такой странный. Это, случаем, не ирландская фамилия". "Э-э-э, нет, - говорит - ,голубчики. Не видите, что ли, пишется-то вовсе не так. А вот сижу я, значит, в тюрьме и надо мне уже труд свой выстраданный в типографию отправлять, а псевдоним-то где взять? Ну стал я искать в колонке светских новостей. Вижу - имя вполне симпатичное. А чего имя? А чего бы и не фамилия? А потом смотрю и буква такая очень симпатичная, Ну, думаю, возьму вместе." "А вот, другие источники, - не унимаются журналисты, - говорять, что Вы рассказывали, будто О'Генри - это Оливер Генри, и, вроде как фармацевт такой был". "А чего, говорит, тоже хорошая версия. А ещё, случайно, есть?" Но она появилась намного позже. Впрочем, это все я уже почти выдумываю, но, если подумать, то жизнь не раз разыгрывала с господином Портером весьма недобрые шуточкм. И как, скажите, после всего этого господин Портер проявлял свое весьма немалое чувство юмора? Феноменально! http://lib.rus.ec/a/19100 http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/OGENRI.html |