Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Круглый стол
К темам проекта
Автор:Виг 
Тема:Басе о хоккуОтветить
   Как надо писать хокку - мысли Басё
   
   Басё говорил: отрешась от всего, учитесь медленно дышать. Тогда вы познаете реальность, безграничную в своем источнике, поскольку в ней отсутствуют твердые, абсолютные и независимые сущности, и нет никаких границ и пределов глубокому взаимному проникновению всех вещей. Этот загадочный принцип в Японии называют "югэн".
   Басё аккуратно перенес его из философии дзэн в поэзию хайкай.
   
   Он говорил: живите и творите в соответствии с глубинным движением и непостоянством всех вещей. Это второй принцип. Его тут называют "мудзё".
   
   Третий принцип - "саби". Покой, притушенность красок, гармония, достигнутая скупыми средствами, невысказанное, затаенное. Печаль от необратимо исчезающего мгновения. Точного перевода нет. Суть этого дела выразил один монах в своей молитве, записанной в путевом дневнике:
   "Не дай мне быть ослепленным яркостью, не дай мне быть плененным красками, когда я смотрю на весенние цветы или на багряные осенние листья, но научи меня, что мир непостоянен, когда я любуюсь утренней росой или вечерней луной". Очевидная для Басё буддийская идея бренности и иллюзорности бытия привлекла в поэзию четвертый принцип - родного брата "саби" - "моно-но аварэ" - "грустное очарование вещей", когда в магической формуле слов или в наброске пейзажа внезапно открывается ускользающая красота.
   В последние свои годы Басё в пику подражателям, которые так и норовили наполнить хокку ложным пафосом и фальшивым глубокомыслием, провозгласил новый ведущий принцип: "каруми" - легкость, непритязательность, прозрачность формы, наполненной поистине глубоким смыслом, юмор, теплое сочувствие к людям много видевшего и испытавшего человека. (Кстати, большинство поэтов, даже преданные Учителю ученики, с негодованием отвергли этот революционный принцип за его непредсказуемость и взрывоопасность.)
   
   Басё говорил ученикам: - Твои мысли могут блуждать где угодно: в мире природы, святых мудрецов, можешь описывать императорский дворец или келью отшельника. Не возбраняется даже - нищих и монахов. Но не дай тебе бог слагать стихи о чем-то, что самого тебя не затронуло: это будет иметь дурные последствия и, кстати, в первую очередь повредит тебе самому. - Надобно запечатлеть в слове то мгновение, когда сияние, исходящее от вещи, еще не погасло в твоем сердце.
   
   - Хокку возникает тогда, когда семь чувств и десять тысяч форм запечатлеваются в твоей душе. Например, если говорят о соловье, который поет, опустившись на ветку сливы, то это не хокку. А если сказать: "Соловья опрокинула навзничь первая трель" - это хокку. -
   
   Следует сочинять так же стремительно, как возникают знаки из-под кисти умелого каллиграфа, не допуская посторонних мыслей. Это подобно стрельбе из лука. Однако новичку тут легко можно сбиться с пути.
   
   - В каждом маленьком хокку пускай чувствуется дыхание огромного мира. - Человек, создавший за всю свою жизнь три-пять превосходных хокку, - настоящий поэт. Тот же, кто создал десять, - замечательный мастер. Недоговоренность Басё называл сестрой таланта.
   
   Басё первым провозгласил, а художник Ван-Гог спустя двести лет подтвердил: видеть надо все, как при вспышке молнии. - Сосне учись у сосны, бамбуку учись у бамбука. Забудь о своеволии.
   Когда человек проникает внутрь вещи, она открывается ему вся до самой малости, порождая чувство, которое тут же становится строфой. Еще Учитель говорил, что, высоко воспарив душой, следует возвращаться к низкому. Надо стремиться отыскать истину в повседневности. Хайкай берет все, говорил он, что непригодно изящному искусству слова. Соловей, поющий в цветах, тут превращается в соловья, роняющего помет на лепешку, и таким образом, мы понимаем, что живо еще воспоминание о встрече нового года.
   - Выходит, по-вашему, - кто-то спросил у него, - в стихотворении можно говорить об испражнениях? Учитель ответил: - Ничего дурного в том нет. Однако даже в цикле из ста строф нельзя упоминать об этом дважды.
   
   - В хокку, - считал он, - есть три главных правила: искренность, непричесанность и соразмерность. - В основе всякого творения лежит Учение о неизменно-текучем. Если забыть о неизменном - легко лишиться почвы и опоры. Забудешь о текучем - утратишь новизну.
   - Неверно было бы хокку составлять из разных кусков, - трехстишие надо ковать, как золото. - Пускай твои хайкай рождаются из сердца, а не от мастерства. - Строфы имеют то, что можно назвать "тропинка слов". Это движение, бег строфы. Как вода струится в канаве - следует избегать запруженности и застаивания. Или как развевающиеся на ветру ветви ив - хорошо, когда они податливо гибки. К тому же, в свитке должны быть одна-две строфы неожиданно причудливые.
   
   - А впрочем, в искусстве хайкай есть то, чему нельзя научить. Более того, мешок, в котором спрятано это искусство, еще не развязан! В таком японском духе, но в иные времена закончил свою книгу о природе творчества испанец Сальвадор Дали: "А теперь я раскрою вам главный магический секрет.
   После того как вы научились правильно рисовать карандашом и правильно рисовать красками, мастерски овладели техникой акварели, проникли в скрытые достоинства красок, поняли, как они взаимодействуют друг с другом, и узнали многое, многое другое, я должен вам сказать - от всего этого не будет никакого толка! Ибо последний и главный секрет заключатся в том, что, когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел".
   
   Когда Учитель занедужил и слег в Нанива, он предложил ученикам написать стихи на тему ночных бдений у ложа больного и сказал: - С сегодняшнего дня ваши строфы - это строфы после моей смерти. Я не имею права более ни на один совет. Строф было множество, но Басё отметил одну: Листья плюща Все как один в движеньи. Осенний ветер. - В данное время в душе пробуждаются данные чувства, - согласился Учитель, преподав им последний урок: никогда нельзя быть свободным от вдохновения.
   Его попросили написать последнее стихотворение. - Каждое стихотворение, - ответил он, - которое я когда-либо сочинил в своей жизни, - последнее. И продиктовал: В пути я занемог. И все бежит, бежит мой сон По выжженным полям.
   
   Источник: М. Москвина, "Изголовье из травы", - изд-во "Ретро", С-Пб, 2002
   
   Москвичи и самарцы могут пойти посидеть в дзадзен и научиться правильно дышать здесь:
   http://www.zen-kaisen.ru/
Виг[03.04.2006 10:11:59]
   а киевлянам сюда:
   http://www.ningma.org.ua/russian/dao/kaisen_ukr.html
Мария Даценко (Сударушка)[03.04.2006 23:30:46]
   Спасибо, что поделились. А вообще, если не только по хайку, то очень верно то, что быть поэтом-профессионало­м­ невозможно. Можно быть либо поэтом, либо профессионалом. Это не к тому, чтобы не учиться технике, это к тому, чобы во время учебы ангела не проворонить:-)))
   Ну и, конечно, поэзию нельзя продать, потому что она не твоя, ты - не источик, ты - рупор, ты посредник, ты - инструмент Бога. Так как же ты можешь продать то, что всего лишь проходит через тебя? Спекулянт!:-)
   Это не Вам, Виг, конечно:-)))
Виг[04.04.2006 00:52:20]
   Да я бы продал. Покупатели вымерли.
   
   
   Александр Пушкин
   
    На это скажут мне с улыбкою неверной:
   Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный,
   Вы нас морочите - вам слава не нужна,
   Смешной и суетной вам кажется она;
   Зачем же пишете?- Я? для себя.- За что же
   Печатаете вы?- Для денег.- Ах, мой боже!
    Как стыдно! - Почему ж?
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта