Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Читальный зал Литературного портала
К темам проекта
Автор:Вареник Наталья 
Тема:Братья во литературе! Объединяйтесь! ( 75-летие Литературного Института им. Горького)Ответить
   Многие почитатели романа «Мастер и Маргарита», посетив Москву, тщетно ищут следы реально существовавшего знаменитого ресторана, именуемого Булгаковым «Грибоедов», куда в свое время ворвался со свечой в руке поэт Иван Бездомный…
   Однако все попытки привязать действие романа к известному ЦДЛ (Центральному Дому Литераторов), спокон века обретающемуся на Поварской, позже Воровского, а ныне Большой Никитской, совершенно безосновательны: ничего общего с «Грибоедовым» это заведение не имеет.
   Несмотря на богемную ауру и автографы знаменитых писателей на стенах, ресторан ЦДЛ не сподобился стать прототипом места отдыха пролетарских писателей, описанного М. Булгаковым.
   Следы пребывания Ивана Бездомного и других персонажей романа затерялись в подвале старинного особнячка, некогда принадлежавшего Герцену, на Тверском бульваре, 25, где уже более 75 лет размещается Литературный Институт им. А.М. Горького.
   Это уникальное учебное заведение унаследовало дух гениального произведения М. Булгакова, и не только его – именно в этих стенах в последний раз читал свои стихи
   А. Блок, выступали С. Есенин и В. Маяковский.
   Духовную ауру Литинститута создавали и его талантливые студенты разных поколений – Белла Ахмадуллина, Николай Рубцов, Расул Гамзатов, Роберт Рождественский, Евгения Евтушенко, и целая плеяда не менее знаменитых имен…
   Писательский «лицей» уникален не только своей редкой профессионализацией (это едва ли не единственное учебное заведение в мире, где готовят профессиональных писателей!), но и тем, что он создавался в честь одного-единственного­ человека – великого (как его называли в те годы) пролетарского писателя А.М. Горького.
   О том, что своим рождением вуз обязан не кому-нибудь, а именно «буревестнику революции», свидетельствует текст постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 17 сентября 1932 года, подписанный М. Калининым.
   В нем, в частности, сказано: « В ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького, и отмечая его заслуги в области воспитания писательских кадров из рабочих и крестьян, Президиум постановляет основать в Москве Литературный Институт им. М. Горького».
   Кстати говоря, в том же самом постановлении говорилось и о том, что руководство страны постановляет: «Обеспечить Литературный Институт им. М. Горького собственным зданием, при постройке которого должны быть приняты во внимание специальные задачи института и условия работы»…
   В те бурные годы у молодого пролетарского государства были дела и поважнее, поэтому в постановлении проскальзывает некая оговорка: «Открыть Литературный Институт им. М. Горького до сооружения нового здания, во временном помещении не позднее 1 января 1933 года»…
   Обещанного, как говорится, три года ждут.
   Литературному Институту пришлось ждать более 75 лет, да и сейчас о его переселении из «временного помещения» нынешние руководители России уже не говорят.
   А о том, что «временным» и как оказалось – пожизненным пристанищем молодых писателей станет особнячок Герцена на Тверском бульваре впервые стало известно в 1933 году, на первом историческом собрании в Дубовом зале писательского клуба на ул. Воровского, посвященном открытию Вечернего Рабочего Литературного Университета ( в народе – ВРЛУ). Именно так назывался первый год своего существования Литинститут.
   На первое заседание кандидатов поступить в ВРЛУ собралось не густо – меньше пятидесяти человек. Для зачисления в вуз нужно было заполнить анкету и приложить к ней хотя бы какие-то свои произведения, будь то даже басня или фельетон…
   Никаких подтверждающих документов о среднем образовании не требовалось. Вступительных экзаменов тоже не было, заполнил анкету – и считай, что принят!
   Для сравнения: в 70-80 гг. минувшего века творческий конкурс Литинститута ежегодно собирал около трех тысяч работ. Из этого несусветного количества абитуриентов со всех концов тогда еще необъятного Союза на дневное отделение отбирали всего несколько десятков самых талантливых студентов…
   Но вернемся к первому историческому собранию – в конце его член президиума Гавриил Федосеев объявил, что занятия ВРЛУ будут проходить в здании на Тверском бульваре, 25, где размещается Литфонд…
   С тех пор в Доме Герцена живет и работает самый необычный в мире институт.
   - К сожалению, Дом Герцена на протяжении веков вообще никак не реставрировался, хотя это памятник архитектуры огромного значения – рассказывает нынешний Ректор Литературного Института им. А. Горького, доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Тарасов – План его реставрации и строительства нового учебного корпуса был задуман более 10 лет назад, но существовал только в качестве плана. С моим приходом на должность Ректора Института, одной из наших главных стратегических задач стало воплощение в жизнь этого проекта. Нам было очень трудно вписаться в министерские программы, поэтому мы обратились к тогда еще Президенту России Владимиру Путину. Это было коллективное обращение группы видных деятелей культуры, литературы и искусства, которые нас поддержали. Президент дал соответствующее поручение, и после этого дело сдвинулось. На сегодня уже разработан архитектурный проект, непременным условием которого является сохранение исторического колорита Дома Герцена. Все будет реставрироваться и станет еще крепче и лучше, а новый учебный корпус, который соединит здание заочного отделения и столовую, должен органично вписаться в общий архитектурный ансамбль. Сейчас на месте строительства расположены гаражи и склады, имеющие неприглядный вид.
   Мы согласовывали проект с Москомнаследием и Росохранкульуры, новый корпус должен не превышать 2 этажей, поэтому мы планируем сделать под ним подземный зал…
   Уникальное расположение Литинститута – в самом сердце Москвы – издавна приобщало студентов к писательской жизни. Не всем известно, что «крестный отец» института,
   М. Горький, жил неподалеку от Тверского бульвара, в десяти минутах ходьбы от вуза его имени. Многие студенты тех лет ходили к дому Горького посмотреть на живого классика. А в июне 1936 года всем институтом пришли попрощаться с писателем в Колонный зал Дома Союзов.
   В те годы Литинститут занимал только часть Дома Герцена. Две комнаты на втором этаже занимала редколлегия журнала «Знамя», а в подвале располагался описанный
    М. Булгаковым ресторан, куда порой ходили обедать студенты. Молодым писателям на втором году существования вуза начали выплачивать скромную стипендию, которой хватало только на одно блюдо, больше налегали на хлеб, но посмотреть на писательскую жизнь было заманчиво…
   В корпусе при Институте тогда еще существовало общежитие, в котором жили Мандельштам, Пастернак, Платонов и другие ставшие знаменитыми писатели.
   Из Института до Центрального Дома Литераторов на Поварской вела нахоженная студентами тропа, хотя в то время до ЦДЛ можно было доехать трамваем (в те годы по Тверскому и улице Герцена были проложены рельсы, которых теперь уже нет).
   В ЦДЛ студентов влекла возможность увидеть пришедших на какое-нибудь собрание
   А. Толстого, К. Федина, В. Луговского, М. Шолохова, Л. Леонова, Ф. Гладкова и других классиков пролетарской литературы.
   Встречи с ними описаны в мемуарах выпускников Литинститута, которые недавно изданы в 3-х томнике «Воспоминания о Литературном Институте» вышедшем в свет к его 75-летию. Это красивое и бесценное издание, увидевшее свет в собственном издательстве Литинститута, содержит множество фотографий и документальных иллюстраций.
   Сегодня «пуповина», соединяющая Союз Писателей с его детищем, если и не разорвана, то стала чисто умозрительной…
   - Литературный Институт ныне находится в подчинении Министерства Образования и Науки Российской Федерации, а не Союза Писателей – комментирует Борис Тарасов – это чисто административные изменения. Традиции и специфика вуза остаются прежними: это двустороннее, творческое и гуманитарное образование.
   Перемены в нашем вузе обусловлены распадом бывшего СССР и Союза Писателей. Все начало делиться, образовалось несколько творческих союзов, литфондов, возникли новые имущественные отношения.
   Но…«Времена не выбирают, в них живут и умирают» - в разные периоды существования Литинститута были свои сложности, чаще всего идеологического порядка. Никита Хрущев даже собирался его закрыть, чтобы «приблизить» писателей к земле.
   Однако в Литинституте всегда создавалась особая творческая среда, уникальная атмосфера, в которой развивался и совершенствовался талант писателей.
   Недаром здесь раскрылись такие мастера слова, как С. Михалков, Б. Слуцкий,
   В. Боков, Л. Ошанин, Е. Долматовский, Ю.Трифонов и многие другие.
   Сейчас у нас свои трудности – диктат рыночных отношений, который навязывает молодым писателям свои условия. Мы часто замечаем во вступительных творческих работах этакий «майстрим массовой культуры», который воплощается во всевозможных «фэнтази» с некими «Майклами» и «Джонами». В них нет никакой реальной жизни и ее духовного осмысления…
   К счастью или несчастью, канули те времена, когда бытовало убеждение, что научить писать книги – возможно. Но Литературный Институт, созданный, как «кузница» социалистической литературы, дал миру удивительное созвездие блестящих литературных талантов. Имя практически каждого известного писателя так или иначе связано с Литинститутом, будь то его учеба на Высших Литературных курсах или в самом вузе.
   К. Симонов, В. Тушнова, Ю. Друнина, М. Луконин, О.Сулейменов, Ф. Алиева, К.Ваншенкин, Г. Поженян – все они прошли суровую школу Литинститута.
   Звание его выпускников носят многие известные украинские писатели, в том числе П.Воронько, А. Крым, Л. Костенко, П. Мовчан…
   Не удивительно, что на 75-летие этого удивительного учебного заведения, которое недавно отмечалось в Большом зале Центрального Дома Литераторов в Москве, собралась вся литературная общественность, и не только российской столицы, но и многих стран ближнего и дальнего зарубежья.
   Поздравить свою «Альма-матер» пришли руководители всех российских писательских союзов и их коллеги из стран СНГ.
   Сюрпризом для всех собравшихся стало видеобращение Президента Монголии, который, как и российское руководство, поздравил вуз, выпускником которого он является.
   Хозяев Дома Герцена приветствовали посланники дипломатических представительств, редакторы литературных газет и журналов, театральные коллективы, делегации писателей из разных стран. Украинскую делегацию, которая прибыла в представительном составе, встретили очень тепло и радушно.
   На сцене ЦДЛ сидели старейшины – студенты первых выпусков, преподаватели и руководители творческих семинаров, среди которых можно было увидеть редактора легендарного журнала «Юность» А. Дементьева и орденоносного Е. Исаева. В разные годы творческими мастерскими вуза руководили И. Сельвинский, С. Маршак, П.Антокольский, С. Смирнов, Е. Винокуров, К. Паустовский и целая плеяда мастеров слова.
   В Институте читали лекции известнейшие педагоги, авторы уникальных книг и учебников С. Бонди, М. Еремин, Л. Озеров, С. Артамонов, М. Ишутин, С. Водолагин…
   Жаль, что встреча выпускников разных лет, о которой мечтали многие, в том числе и я, не получилась такой, какой могла бы быть лет эдак 30 назад – слишком сильно разделяют бывших студентов Литинститута границы, экономические трудности и идейные убеждения.
   Добраться до родного Дома Герцена смогли далеко не все…
   - Сегодня к нам продолжают приезжать абитуриенты из разных стран, в том числе и Украины – рассказывает Борис Тарасов – но статистика удручает: в год из той же Украины приезжают всего 2-3 человека, это несопоставимо с временами, когда существовал Союз Писателей СССР. Разорвано информационное поле, подрастающая творческая молодежь просто-напросто понятия не имеет о существовании такого уникального учебного заведения. Есть еще одна особенность: согласно нашему законодательству, иностранные студенты могут учиться только на платной основе. И хотя эта плата достаточно невысокая, нельзя сбрасывать со счетов, что талантливые люди – сплошь и рядом материально незащищенные.
   Кроме того, в прежние годы существовали группы перевода с братских языков, в том числе и украинского. Сейчас их нет.
   Мы планируем воссоздать в том или ином объеме кафедру переводов с языков народов СНГ и некоторых языков народов России.
   Сейчас к нам приезжает больше студентов из дальнего зарубежья, чем наших ближайших соседей, это нужно менять.
   Кроме этой задачи и плана строительства и реставрации, есть еще один проект – создание культурно-просветите­льского­ Центра для молодежи, который бы объединил наши дореволюционные и современные традиции. Способствовать этому начинанию призвана Ассоциация выпускников Литинститута, которая уже зарегистрирована в России и активно создается в Болгарии, Молдове Украине, Монголии, Вьетнаме и других странах. Международное объединение этих ассоциаций задумано, как мощная организация с издательскими программами и назначением именных стипендий для талантливых студентов, а также максимальной поддержкой выпускников Литинститута…
   А пока обитатели особнячка Герцена на Тверском бульваре переживают сложные и непонятные времена. Как бы то ни было, молодые писатели борются и выживают, окруженные сплошным кольцом дикого рынка, хотя писатель, как известно, – самое неприспособленное в жизни существо.
   Дом Герцена по-прежнему стоит, точно такой, каким его описал М. Булгаков: «Старинный двухэтажный дом кремового цвета на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой». Так и кажется, что вот-вот ворвется в зал МАССОЛИТа, где теперь размещается Литинститут, возбужденный Иван Бездомный со свечой, и как в бессмертном романе, возопит: «Братья во литературе! Слушайте меня все!»
   О чем он в этот раз поведает – о финансовом кризисе, новой пандемии или конце света 2012 года – не будем строить догадок…
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта