Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Читальный зал Литературного портала
К темам проекта
Автор:Вареник Наталья 
Тема:"Поэты - менеджеры среднего звена, пишущие замечательные стихи" (Интервью с поэтом Александром Кабановым).Ответить
   В литературной среде имя Александра Кабанова ассоциируется с современной сложной поэзией, которая ныне в моде. Так, в свое время, читатели жаловались на “сложность” Мандельштама и Пастернака...
   Сам Александр по этому поводу отшучивается: "Сейчас нам кажутся простыми Пушкин и Есенин, а через пятьдесят лет - "простыми"­ назовут большинство современных поэтов..."
   Стихи А. Кабанова отмечены многими необычными премиями: он - Лауреат международной литературной премии им. Князя Юрия Долгорукого (2005), премии журнала «Новый мир» (2005) и «Планета Поэта» им. Л. Н. Вышеславского (2008).
   Независимая комиссия из ста российских критиков, ста поэтов и ста прозаиков присудила ему звание «Поэт России 2003 года».
   Александр - главный редактор журнала культурного сопротивления «ШО», один из фундаторов украинского слэма. Его стихи переведены на украинский и немецкий языки Сергеем Жаданом и Энрикой Шмидт.
   Но главное – читатели с удовольствием зачитываются его книгами «Айловьюга», «Аблака под землей», «ВЕСЬ»(2008) и публикациями в таких популярных (в том числе он-лайн) изданиях, как «Континент», «Интерпоэзия», «Новый берег», «Сетевая Словесность», «Топос», «Поэзия. ру»…
   
   - Александр! Существует расхожее мнение, что настоящий поэт – не от мира сего. Вас считают одним из ярких представителей современной поэзии, но вместе с тем, Вы крепко стоите на земле, издаете журнал, книги, проводите популярный фестиваль поэзии «Киевские Лавры». Как Вам это удается?
   
   - Образ поэта, как некоего персонажа – безработного, с грязными волосами, мучающего семью хроническим алкоголизмом – достался нам еще от советских времен. Этот малопривлекательный герой обычно представляется лежащим на несвежих простынках в общежитии, его всячески угнетает советская или иная власть, и за ним тянется целый шлейф друзей и родственников с поломанными судьбами. Возникает образ нищего, но высокого духом человека, который сеет прекрасное, доброе, вечное, но за которым нужно ухаживать и всячески ему помогать…
   Сегодня, опираясь на интервью, журнальные публикации и книги, я утверждаю, что поэты – это состоявшиеся люди, работающие в масс-медиа, переводчики, и т.д. Если проводить серьезное статистическое исследование, то выясниться, что поэты более-менее прилично зарабатывают, то есть это, грубо говоря, менеджеры среднего звена, пишущие замечательные стихи. Например, Алексей Цветков – редактор радиостанции «Свобода», Бахыт Кенжеев – переводчик Международного Валютного Фонда, а Тимур Кибиров, получивший недавно самую крупную литературную премию России «Поэт» (это 50 тысяч долларов!) – редактор радиостанции «Культура».
   То же самое сегодня происходит и в США, хотя до этого там, как и у нас, поэтами были хиппи, битники и прочая богемная публика. Но эта «аура» сохраняется, поскольку ни банкир, ни миллионер в сознании людей не может быть поэтом…
   Со временем, когда общество немного обрастет жирком и происходящее примет форму стабильной демократии, люди начнут понимать, что поэт может быть сценаристом и продюссировать фильмы, зарабатывая миллионы долларов. Можно привести исторические примеры: неприлично-богатый поэт, статский советник Гете, безумно-богатый прозаик Лев Толстой и не бедный Пушкин. Кстати, Достоевский, если бы не проигрывал свои денежки в казино, мог бы вполне прилично существовать…
   Я не призываю богатеть, но необходимо зарабатывать, чтобы существовать – с помощью поэзии это вряд ли можно сделать. Поэт – креативный человек, почему бы ему не быть директором или дизайнером рекламного агентства? Изменились времена – изменились и поэты…
   
   - Ваше имя сегодня у всех «на слуху», а вот о «раннем» Кабанове знают немногие…
   
   - А между тем я пришел в поэзию в очень юном возрасте – пишу стихи с шести лет. Первую в своей жизни поэтическую премию получил в журнале «Парус» (с миллионным тиражом), выиграв ее по публикациям за год, это было по тем временам целых 60 рублей!
   Трудно поверить, но я даже получил премию и грамоту Министерства обороны за стихи о Родине…
   С 1980 по 1992 год у меня вышла масса публикаций, в том числе в легендарном Московском журнале «Смена». Перестроечный перелом «вымел» из сознания людей все эти вещи. Люди бросились выживать, ездить торговать в Польшу – было не до журналов…
   Общество очнулось в 1992-93 гг., а тираж «Нового Мира», который составлял до перестройки около миллиона экземпляров, упал до 7 тысяч. Это показатель того, что произошло в умах.
   Всем казалось, что с наступлением демократии будет опубликовано все, что лежит у диссидентов в шкафах. И возникнет Великая Русская и Великая Украинская литература…
   Ничего этого не произошло: произведения диссидентов были опубликованы в сложный период, когда выживать нужно было самому Читателю!
   Если раньше со слесарем или сантехником можно было рассчитаться томиком Ахматовой, который он преспокойно перепродал бы за 30 рублей (был дефицит книги, имевшей статус товара), то теперь книга стала общедоступной – тот же томик Ахматовой печатают миллионными тиражами…
   Понятие дефицита создавало моду читать – обычный учитель или инженер как бы прикасался к некоему запретному плоду, который мог лежать, например, на столе у секретаря обкома партии…
   
   - Поступать в легендарный Литературный Институт не пытались?
   
   - Нет, окончил мореходное училище, посещал литобъединение и школу молодого журналиста. В 10 классе уже знал, что нужно поступать туда, где пишут, но в Литинститут было сложно – и далеко, и требовались какие-то характеристики, поэтому решил, что журналистика – не менее интересная профессия, да и Киев – под боком. Поступил на факультет журналистики Киевского Национального Университета им. Т. Шевченко.
   Со второго курса забрали в армию, служил в Германии, в так называемой «Черной сотне».
   Занимался разведкой и радиолокацией, поскольку по морской специальности я – радист.
   Вернулся на журфак в совершенно иную страну, где уже пели не запрещенные никем рок-группы. Это был 1989 год…
   С удивлением обнаружил, что в Киеве заработали какие-то театры и литобъединения, а наш Университет начал проводить литературные конкурсы для студентов. Эти конкурсы собирали сотни людей и не возникало понятие языка, которое сегодня имеет место. В том же 1989 году в конкурсе победили трое: Саша Чекмышев, Юра Бедрик (известный поэт-переводчик) и я, т.е. двое авторов, пишущих на украинском и один – на русском. Мы получили от комсомола путевки в Грецию, ГДР и Болгарию, что было очень тепло и замечательно, без всякого разделения по языковым признакам…
   Закончив журфак, проработал два года в легендарной газете «Комсомольское Знамя» (в народе – «КоЗа»), переименованной позже в «Независимость». И тут известный журналист Слава Пиховшик пригласил меня в свой Украинский Центр независимых политических исследований, где я получил грант от фонда «Фридумхаус» - год проживания в Москве, в которой нужно было писать интервью о российской жизни для публикаций в Украине. Так и появились мои интервью с М. Горбачевым, В. Жириновским, Э. Лимоновым, и другими неоднозначными героями…
   
   - После каждого своего отъезда Вы возвращались в Украину, как в другую страну?
   
   - Удивительно, но получалось именно так, это было время больших перемен.
   К моменту моего возвращения все независимые газеты превратились в «олигархические». «Независимость» доживала свои последние дни – изменив название «КоЗа», она сразу растеряла миллионы читателей, тираж упал до 500 тысяч. Хлынул сетевой глянец, толстые глянцевые журналы, которые творили какие-то превращения с домохозяйками и рассказывали о секретах оргазма, параллельно вещая о делах сериальных, набирающих обороты на ТВ…
   Я прекрасно понимаю людей, приехавших с заработков из всех этих Польш и пытающихся обустроиться под перестрелки бандитов и распределение денежных паев в Киеве. Они уходили в эту замечательную жизнь на голубом экране, и им совершенно не нужен был Солженицын или Довлатов, которые тревожили сознание и говорили, что мир – не всегда прекрасен…
   А сейчас мы имеем то, что мы имеем.
   Продолжать писать о политике я просто не мог. И тут начался новый период моей жизни – меня пригласил к себе работать хороший поэт и переводчик, главный редактор газеты «Бизнес» Костя Донин. Это был некий «ключевой» момент в моей биографии – я возглавил созданный нами отдел «Практика предпринимательства»­,­ сразу столкнувшись с новыми для себя темами и понятиями, например, «рынок кроссовок» или «маркетинг производства пуговиц». Довелось общаться с нашими бизнесменами, которые пережили много разного, в том числе и «от тюрьмы – до сумы»…
   Мне было интересно и важно понять – как человек становится успешным?
   Позже Борис Ложкин предложил мне отдельный проект: создать газету «Деловая Неделя», что и было сделано «под ключ»…
   
   - А стихи в то сложное время рождались?
   
   - Я успел издать до 1994 года, периода, когда «замолчал» практически на восемь лет, две первые книги. Это «Временная прописка», которую выпустили ребята с мехмата нашего Университета в 1989 году. В то голодное время, кроме поездок в Югославию, шахматного и картежного бизнеса, они занимались перепечатыванием книг И. Бродского. Вот так, торгуя этими книгами и делая курсовые, они выпустили и мой сборник. Кстати, из среды этих пацанов вышло много миллионеров…
   Вторую мою книгу «Время летающих рыб» издал в 1993 году Слава Пиховшик.
   После этого я ежедневно садился, как и положено поэту, за стол, но получалось одно-два стихотворения в год…
   Однажды в компании с издателем Дмитрием Бураго задумался: что подарить жене на день рождения? И вдруг он предложил: «Знаешь что, собери свою старую любовную лирику и сделай книгу!» Так после долгого молчания родилась книга «Ласточка», прекрасно изданная Димой, который издал в своей жизни много замечательных авторов, таких, как Иван Жданов и Леонид Вышеславский…
   В те необычные времена как раз активизировался интернет, который «захватили» не «физики», а «лирики» - люди, что-то пишущие и получающие мгновенный отклик у читателей.
   Туда сразу кинулись редакторы «толстых» изданий – искать талантливых авторов. Именно таким образом мои стихи обнаружил Александр Житинский, представляющий издательство «Геликон Плюс», который совместно с издательством «Амфора» издал мою книгу «Айлавьюга». Этой книге, по крайней мере, по полиграфии, позавидовали бы многие мэтры поэзии.
   
   - Так пришла известность?
   
   - И закрутилось, завертелось…
   Книгу неоднократно переиздавали, меня начали приглашать на литературные вечера, пошли новые книги, стихи, стало интересней жить…
   В 2005-м журнал «Новый Мир» вручил мне свою премию и параллельно с этим я получил премию для русскоязычных авторов, живущих в Украине - им. Юрия Долгорукого. Символично, что это была премия под номером 001 – я получил ее первым. И хорошо, что в 36, а не в 96 лет!
   Но главное, чтобы стихи получались. Суть поэзии – в удовольствии автора от творения мира, который он придумал и постепенно создает с помощью стихов. Это некая внутренняя страна со своим языком, таможней, законами и правилами. И она потихонечку расширяется…
   
   - О Вашем ночном образе жизни знают многие, поскольку раньше двух часов дня Ваши телефоны не отвечают. Это – чисто поэтическая особенность?
   
   - Днем я работаю журналистом, а это, как известно, суетная профессия. Поэзия не терпит суеты. Сесть за рабочий стол удается не раньше двенадцати ночи, да и то неизвестно – родится ли из дневной сумятицы какая-то строчка или ничего не произойдет?
   У прозаиков совершенно иная творческая «дыхалка», иные творческие «легкие», рассчитанные на длинные дистанции. Я «подбираюсь» к прозе уже 10 лет, но те, кто пишет романы – особый тип людей, которые в большинстве случаев уже знают концовку произведения. А мне так неинтересно. Проза – более коммерческий формат, а поэзия уникальна тем, что небольшое стихотворение может вместить в себя два романа - там все концентрировано слоями.
   Сначала какие-то строчки «выпархивают» из тебя, а потом этот «пафос первого вдохновения» нужно удержать…и вдруг – все закончилось! Слово завело тебя туда, куда ты сам не ожидал…
   
   - Слышала, что Вы много выступаете в других городах…
   
   - В среднем, у меня получается 12-15 выступлений в Москве, 2 – в Казани, 4 – в Питере и 2 – в Удмуртии. Это не считая выступлений в Виннице, Днепропетровске, Харькове, Одессе – всего 30 -40 выступлений в год. Поездки необходимы для новых впечатлений и популяризации книг (учитывая разрушенную систему сбыта). Бывают случаи, когда меня приглашают «голые и босые» ребята, которые сбросились по 5 гривен. Тогда я этих денег не беру. Ну а если приглашает какой-нибудь фонд в Варшаву – можно позволить себе самолет…
   Благодаря поэзии и такому уникальному явлению, как интернет, мы не утратили способность понимать друг друга и говорить на общем языке. Любое государство всегда будет стремиться озадачить литератора неким «госзаказом», например: напишите роман, в котором мамонты будут говорить на украинском языке, или в котором Российская империя покорила полвселенной! Слава богу, что мы живем не при Сталине и можно выбирать: подхватить на лету эту сахарную косточку или нет?
   
   - Что побуждает Вас ежегодно проводить поэтический фестиваль «Киевские Лавры»?
   
   - Когда ежедневно наблюдаешь процесс «обыдления» Киева (сейчас закрываются журналы, галереи и многое другое) это напоминает процесс накопления мусора на кухне, отчего становится затхло. Нужно срочно выметать, чтобы хоть на пару дней стало чисто, потом опять завалят, но тем не менее…
   Мы пытаемся что-то предпринять, чтобы дышать стало хоть немного легче. Должно же быть какое-то сопротивление происходящему!
   
   - Кое-кого шокируют «откровенные» публикации в Вашем журнале «ШО» и некоторые элементы фестивалей, например поэтический слэм, наделавший много шума...
   
   - Нужно просто знать «Серебрянный век» русской поэзии – это Маяковский с татуированными щеками, который дрался с Есениным. Или турниры поэтов, где неизменно побеждал Король поэзии – Северянин. Или солнечные ванны на крыше дома Максимилиана Волошина, которые принимали абсолютно голые Ахматова и Цветаева, в результате чего рождались доносы жителей Коктебеля местному градоначальнику о том, что на их глазах происходит жуткий разврат…
   Сегодня человеческая природа и природа творчества совершенно не изменились. Есть люди, которые возмущаются, увидев на наших страницах «откровенную» картину известного художника. И они же вечером едут в корпоративную баню с голыми девками…
   У нас такой менталитет: за фасадом пристойности обычно скрывается гнусный дебош с публичными домами.
   Слэм – это турнир молодых. Мы первыми в Европе издали книгу «Слэм», это слово американского происхождения, что означает «сдвиг», т.е. отрыв. При этом, конечно, бывает ОМОН, драки и прочее…
   
   - Чем отличались «Киевские Лавры-2008» от предыдущих фестивалей?
   
   - В этот раз мы «умыли руки», профинансировав фестиваль, и предложив концепцию: журналы, издательства и литературные площадки. Каждому участнику дали лимит – 5 человек. Поэтому фестиваль получился более структурированным.
   Главная цель – открыть нового автора.
   Мы всячески отсекали всяких «водочных» спонсоров. Абсолютно чистое искусство – ни сала, ни нефти, ни украденного газа…
   На средства, потраченные на фестиваль, его учредители могли бы трижды обогнуть земной шар вместе с женами и детьми. И вполне возможно, в следующий раз мы так и сделаем!
   Помогали тем, кто не мог приехать сам – студентам, гостям из зарубежья. Например, Владу Клену, который делал программу «Без фильтра» в восточных регионах, бардовской группе «Немного нервно» и другим молодым…
   
   - Говорить с Вами о поэзии, как о хобби, естественно, бессмысленно, поэтому – о других увлечениях…
   
   - Рыбалка. Рыбачу на Днепре, у родителей в Херсоне и в Египте, где жить дешевле, чем в Киеве примерно в пять раз, а море чище. Кандидат в мастера спорта по шахматам. Читаю абсолютно все и с большим удовольствием - будь то хороший детектив или хорошая авторская литература…
   
   - Что бы хотели пожелать читателям в Новом году?
   - Быть подальше от политики и поближе к людям, которые вам дороги!
   
   С А. Кабановым беседовала Наталья Вареник.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта