Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
Первая тема застолья с
бравым солдатом Швейком:
Как Макрон огорчил Зеленского








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Обсуждения в режиме онлайн и на встречах в городе Рязани
Блиц-конкурсы дежурных по порталу
Буфет. Истории
за нашим столом
Пишем лимерики
Россия-Украина:
мнение наших авторов
Владимир Папкевич
С кем вы, люди мира?
Владимир Шишков
День гнева
Николай Риф
Имперская поступь…
Константин Евдокимов
А мы ставим на любовь
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Надежда Цыплакова 
Тема:ОБЗОР произведений номинации "Лирика" конкурса "ЛИКИ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ"Ответить
   Прошу прощения за некоторую задержку Обзора: пришлось заново обратиться к стихам И.А Бунина для поиска перекликающихся ассоциаций и сравнений их описания у великого писателя и наших участников конкурса.
   
   На конкурс поступило около 280 стихотворений, что, несомненно, говорит о популярности темы. В процессе поступления работ жюри пробовало удалять произведения, поданные в количестве более одного от каждого автора, не по теме и прозу, но потом с грустью поняло, что это физически невозможно и смирилось с неуправляемым стихопадом.:)
   
   После окончания сроков приема произведений на конкурс на рассмотрение жюри номинации (Надежда Цыплакова (ведущий обозреватель), Вадим Цокуренко и Ирина Касаткина (kasatka) поступило 262 произведения (7,5 листов наименований).
   Отсев произведений авторов, которые, очевидно, не читали Положение конкурса, и представили: по нескольку стихотворений, не по теме и прозу, составил порядка 50 произведений.
   Наибольшее количество стихотворений было представлено авторами в жанре пейзажной лирики, к которой также более всего тягоьел и Иван Алексеевич Бунин.
   Значительно меньше – гражданской и бытовой (событийной).
   Исключительно слабо была представлена любовная лирика. Большинство размещенных произведений имели уровень «стишков в альбом», т.е., значительно ниже по исполнению и образности (просто несравнимы!) даже самых простых юношеских стихов Вани Бунина...
   
   В результате к рассмотрению было принято 91 произведение (включая стихотворения в прозе).
   Это произведения авторов (в алфавитном порядке):
   Александр Бардин, Александр Сухих, Александр Мецгер, Алёна Грекова, Алла Барлинова, Андрей Глухов*, Антон Бахарев, Арина Родионовна, Бажин Артём, Бирюкова Наталья, Валентин Колот, Валерий Панин*, Василий Модилов (Minimjrum), Василь Ганжар, Вера Трофимова*, ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВА, Виктория Тищенко, Владимир Макарченко, Владимир Плющиков, Власенко Ирина Владимировна, Галич, Григорьев, Громов Игорь, Гука Гукель*, Денис Башкиров(Гордиевский­),­ Дина Лебедева, Дмитрий Шунин, Евгений Петропавловский, Елена Абсентова, Елена Тюгаева, Зинаида Кокорина (Ада Шмакова), Игорь Круглов, Игорь Лукшт, ИРИНА БЖИСКАЯ(Провинциалка­),­ Ирина Гвоздева, Ирина Дружаева, Ириша, Ицхак Скородинский, Ладо, Ленча, Леонид Раев, Лилай Интуэри, Любомира, Людмила Быкова(Мила Славина), Людмила Линдтроп, мактуб, Марк Луцкий, Михаил Литвин, Михаил Путник, М.Янин, Натали Арцеминюк, Наталья Ахонен, Наталья Кудрявцева, Наталья_Радуга, Никита Брагин, Николай Селезнев*, Николай Хлебников (X-nick), Николай Ширяев, Нина Шишкина, Ольга Андреева, Ольга Королева, Ольга Ярома, Полина Гольдфейн, ПТЕРОДАКТИЛЬ, Роман Бердов*, Рита М., Сафронова Оксана, Саша Ирбе, Светлана Аркадьева, Светлана Костина, Светлана Табала, Семен Венцимеров, Сергей Ворошилов, Соловьева Юлиана, Таволгин, Татьяна Игнатьева, Ткач Елена, Феликс Лукницкий, Хилханова Аюна, Эдуард Караш, Элиана Долинная, Юлия Мельникова, юлич, Юрий Абрамов, Юрий Берг, Юрий Козлов (Юрий Юркий), Юрий Лопатеев, Irina, Skarlett, Svet, SwetlanaSN.
   (авторы, отмеченные звездочками, представили несколько произведений, но рассматривалось только первое, поданное на конкурс (вот теперь сами вспоминайте – какое:), а я не скажу, чтобы в следующий раз подавали только ОДНО и не грузили жюри несоблюдением Положения:)!).
   Кроме произведений авторов, ставших победителями, призерами и получивших грамоты и попавших в сводный шорт-лист номинации, были также отмечены произведения:
   Мною:
   Антон Бахарев «Нашёл я оброненный в августе ножик!»;
   Алена Грекова «У окна»;
   Дмитрий Шунин «Отдыхают мужики»;
   Михаил Литвин «Летний рассвет»;
   Нина Шишкина «Милый сердцу пейзаж...»;
   Ирина Дружаева «Степь»;
   Лилай Интуэри «Взрослое слово»;
   Наталья Радуга «До тумана»;
   Натали Арцеминюк «Мой дед».
   
   Вадимом Цокуренко:
    Валентин Колот «О себе (как о поэте)»;
    Юрий Лопатеев «Вот и снег, и лёд, ещё столь зыбкий»;
    Алёна Грекова «У окна»;
    Николай Хлебников «Бобыль»;
    Наталья Радуга «До тумана»;
    Власенко Ирина Владимировна «Ночное»;
    Бирюкова Наталья «Разговор в осеннем лесу»;
    Владимир Макарченко «Заказала осень пряная».
   
   Ириной Касаткиной (kasatka):
    Юрий Абрамов "Полкастрюли макарон";
    Леонид Раев "Блудный сын";
    Ирина Бжиская "Оплот надежды";
    Василий Молодилов "Горят Мещерские болота";
    Любомира "Домовой";­
    Татьяна В. Игнатьева "Край ты мой" ;
    Игорь Круглов "Яблочко крутну на блюдце";
    Ольга Андреева "Поезд Ростов-Москва";­
    Галич "Деревенька&quo­t;;­
    Натали Арцименюк "Мой дед";
    Ирина Владимировна Власенко "Ночное";
    Валерий Панин "Опять беру тетрадный лист";
    Зинаида Кокорина "Там было детство".
   
   Нужно сказать, что мнение и подход каждого обозревателя к выбору произведений в шорт-лист были сугубо индивидуальными и не всегда совпадали…
   
   В результате обработки шорт-листов всех обозревателей и обсуждения мнений был сформирован общий сводный шорт-лист произведений номинации, согласно которому участникам конкурса были присуждены призовые места и грамоты.
   
   В своем обзоре я коснусь произведений, ставших победителями и вошедших в шорт-лист номинации «Лирика» конкурса «Лики русской провинции», посвященного И.А.Бунину.
   
   Владимир Плющиков «Заозерье»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=186340&pid=­66&nomid=142­
   
   Стихотворение, пронизанное болью и тоской по покинутой малой родине…на фоне очевидно, несбывшихся радужных надежд городской жизни: «Я вырос, чтобы не вернуться» в родную деревню, где мама была «красивой, доброй, молодой…», где «Крестами тычется погост»…не в небо, а в убежавшую от родных корней душу… которой этот побег (в смысле – бег, и побег от корней – тоже!) не дает покоя: снова и снова будоража её бесплодными мечтами и чаяниями…той неотступной сокровенной мыслью: А стоило ли всё это покидать и ради чего? Чтобы «киснуть» в городе?
   Я писала когда-то четверостишия, и одно из них:
   Не отзовется цепью журавель,
   Чертополохом тропки заросли…
   Умрет деревня – наша колыбель,
   и корни оторвутся от земли…
   так близко к этому стихотворению, что не могла не привести его… Мы гости не только в родной деревне, но и в городе, и вообще… Ради чего меняем «шило на мыло», и сами не знаем… снова задумалась об этом только, когда стареем, т.е. становимся ближе к земле, которая ждет нас во всех смыслах… За живое, кровное, задела философия сожаления-оправдания­ лиргероя, не способного «Решиться... Раз и навсегда...»
   
   Ностальгия по детству в родной обители - полновесная, закономерная нота в бунинской поэзии, как и нота умирающей без хозяина деревни...и всей России – без крепких столпов монархизма…
   Вот послушайте (прочитайте):
   … Заброшен, забыт,
   Навеки забыт он, родимый наш дом!
   Зачем же я здесь? Что осталося в нём,
   И если осталось – о чем говорит?
   
   …Искал я отцом прсажённую ель,
   Тех комнат искал, где сбиралась семья,
   Где мама качала мою колыбель
   И с нежною грустью ласкала меня…
   («…И снилося мне…», 1893)
   или
   Томит меня немая тишина.
   Томит гнезда родного запустенье.
   Я вырос здесь. Но смотрит из окна
   Заглохший сад. Над домом реет тленье,
   И скупо в нем мерцает огонек…
   («Запустение», 1903)

   
   Рифмы в произведении достаточно просты, без наворотов, как бы припорошенные пылью, создающие настроение тихой грусти… обреченности лиргероя, утратившего исконно родовые, семейные традиции памяти близких людей и родных мест…
   Оценивалось только 1-е стихотворение диптиха.
   Вадим Цокуренко: Пейзажная лирика на стыке с гражданской…Одна из лучших работ конкурса, которой я с легким сердцем отдаю высший балл…
   
    «Когда не в тягость коромысло,
    Когда улыбчивы глаза,
    Когда смешно, губой отвислой
    С ладони хлеб берёт коза».
   
    Что тут сказать!? Блестяще!!!.. Хочется читать и перечитывать, смакуя каждую строчку.
   
   Ткач Елена «И КРАШЕ КРАЯ НЕ НАЙТИ…»
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=190117&pid=­66&nomid=142­
   
   Стандартное песенное начало «Когда, кого бы ни спросили/«Какой дороже край, скажи?»…/Для нас всего родней Россия,/Её и колки, и межи…» несколько разочаровало, особенно, «всего родней», когда нужно бы - всех родней…но потом автор «поправился»&#61­514;):­ А мне для этого пришлось попервоначалу обратиться к словарю, чтобы уточнить значение слова «колки». Итак, кОлок, по В.И.Далю: отдельная рощица, лесок или лесной остров; кустарник на сухом месте. Множественное число, очевидно, имеет место быть с выпадающей гласной…
   Подкупили образы: «дурманящее лето, скрипящее кузнечиком», «откровенье листопада», «бредущий сонным садом/Неспешный иней-чародей…», «Мир, где покров метелью соткан -/Легчайший пух…», автографы мороза «хризантемами на стёкла»,
    хотя и вызвала некоторое недоумение (из серии «борьба с богатым урожаем»:) «напрасная награда шального золота дождей»…
   Не совсем красит стихотворение несколько назидательный тон «Всё с благодарностью прими» и амплификации в виде повтора слов первого и предпоследнего катренов, а также фразы «Дороже всех она» в двух последних катренах, использованных, очевидно, для эмоционально-экспрес­сивного­ усиления смысла стихотворения, как песенный рефрен, но в ущерб лиричности, как мне показалось….
   Об ударении в слове «Благовест» говорить не буду – оно известно, но вполне допускаю применение этого русского слова и с ударением на последнем слоге.
   Несколько озадачил конец стихотворения: не вполне обоснованно звучит фраза «Вновь кто-то, лишь взглянув окрест,/«Дороже всех она», - ответит,-/ Россия…». Взглянув окрест, можно увидеть только красоту нашей Родины, но понятие её ценности для каждого – это сугубо духовная категория (а не материальная, как может показаться прагматикам :).
   Рифмы не очень новые, точные и звучные, но понравились «степИ-скрипит», «дождей-чародей».
   Произведение соответствует теме, но стиль – не вполне бунинский, как мне кажется: он не писал так в лоб, его описаниям природы присуща внутренняя тонкая душевная философия автора…
    Вадим Цокуренко: Очень хорошая пейзажная лирика! Снизил оценку за затертое шаблонно-плакатное вступление:
    «Когда, кого бы ни спросили
    «Какой дороже край, скажи?»
    У нас один ответ: Россия»
   
    И точно такой же конец:
    «Когда, кого бы ни спросили, -
    Пусть нелегко порой в пути,
    Дороже всех она, Россия,
    И краше края не найти…»
   
    Откуда такая уверенность за всех? «..у нас один ответ..» Я всегда говорю молодым авторам, что таких обобщений нужно остерегаться…
    Но оценка моя всё равно – высокая. Это потому, что между приведенными мной цитатами помещена замечательная лирика!
    Эх, поработать бы автору над этим стихотворением!...
   
   Никита Брагин «Симбирский цирюльник»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=185891&pid=­66&nomid=142­
   
   Автору вполне удались ульяновские, т.е. симбирские, «окаянные дни», смягченные просьбой лиргероя о прощении за горькие слова укора….
   Недавно в журнале «Подъем» прочитала стихотворение с таким окончанием:
   …краснеют рябины…
   За Россию краснеют.
   Ощущение от стихотворения Никиты – такое же. Хотя у него саркастически, намеренно гиперболизировано, как мне кажется, показана ульяновская остриженная под ноль действительность бывшего ленинского Ульяновска-Симбирска­,­ историческую славу которого умножали многие деятели, включая выдающихся и не очень. Главный герострат здесь показан сочнее, - впрочем, зло – оно всегда заметней и понятней почему-то…
   Почти дольше всех остававшийся под властью коммунистической идеологии, этот город, ставший в 1870 году местом рождения В.И. Ульянова-Ленина, конечно, более всего испытал на себе все «прелести» перемены идеологии и власти в стране. И, вполне естественно, что дольше других (и больнее) сопротивлялся новой идеологии, низвергнувшей в тартарары бывшую, провозглашавшую славу колыбели вождя мировой революции... а также обеспечивавшей федеральное финансирование мемориала и самого города. Вполне естественно, что новая власть почти под ноль уничтожила всё, что связано с «кровавым гением» в его родном городе. Видимо, убежденные и не очень, коммунисты сопротивлялись здесь дольше всех в стране: им было что терять. Да и идеология капитализма привела к фактическому безвластию в России: базис – экономика, отданная в руки частных хозяев, без обеспечения действенности законов, приводит к утере государством базиса, на доходы от деятельности которого и существует власть. Муниципалитеты у нас теперь не являются госорганами, и полностью предоставлены сами себе и своим Советам депутатам. Именно эти органы местного самоуправления (слово-то какое!) теперь и отвечают за состояние территорий городов и жизнь на этих территориях. Но это – чисто экономический экскурс. Поэтому я не вполне принимаю посылку автора о том, что именно Ленин «выстриг» Ульяновск своей идеологией – власти Ульяновска, да и сами жители тоже немало постарались в этом. Не верю, что даже через 16 лет после распада Союза в городе не открылись новые храмы: в стране их было открыто 20 тысяч вместе с монастырями при патриархе Алексии II…
   Ощущение, что лиргерой очень обижен, ну просто чересчур! на «симбирского цирюльника» и обвиняет его во всех грехах – мыслимых и немыслимых… А мне кажется, что ни от каких «цирюльников» не зависит красота наших городов, а только от нас. Нужно просто любить место, где ты живешь, и по возможности благоустраивать его.
   Стихотворение написано технически безукоризненно, с интересными рифмами.
   Образность присутствует, но жанр гражданской лирики придает ей несколько темноватый оттенок…
   Вадим Цокуренко: А это – не менее умелая гражданская лирика…
    Не берусь гадать: понравилось бы, или нет, стихотворение Ивану Алексеевичу, но мне – понравилось без замечаний и «придирок». А потому – высшая оценка…
    Впрочем, если вспомнить «Окаянные дни», то Бунин бы, вероятно, одобрил!..:)
   
   Сергей Ворошилов «Ягодное письмо»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=143680&pid=­66&nomid=142­
   
   Стихотворение, завораживающее своей кажущейся простотой, наполненное образами уходящего лета («прощальный росчерк»), подарившего лиргерою «душистое письмо»…
   Показалось несколько надуманным и ломающим ритм «Слова вкушая голубицы…» при том, что «слова» здесь ассоциируются с одушевленным предметом и из голубицы-голубики вполне резонно и последовательно можно представить голубицу-голубку (Особенно, после усиленно подаваемой по телевидению, в связи с днем рождения Л.А.Филатова «Сказкой про Федота-стрельца…», где в народном просторечии для обозначения (?) птицы-голубки автор использует слово «голубица»)… Но, возможно, это только мои ассоциации.. ибо тезаурус произведения – совсем другой – ягодный, а не проторечный.:) Сладкий ягодный словарь августа вдохновляет лиргероя своими плодами- словами и строчками, восхищая красотой и насыщая :) неповторимостью вкуса летнего послания..
   Немного споткнулась, ну, чисто по-женски, о «помаду» - но потом подумалось, что это – о лиргероине…близкой лиргерою…:)
   «Ягодное письмо» лета мне понравилось свежими рифмами, естественностью изложения, образностью, заданной названием произведения.
   Теме соответствует. Навевает прохладу наших воронежских лесов, окружавших и ныне окружающих малую родину Ивана Бунина.
    Вадим Цокуренко: Свою репутацию умелого пейзажного лирика автор оправдал полностью!
    Что тут говорить – поэт!..:)
   
   Евгений Петропавловский «ОМУТ ВРЕМЕНИ. РОССИЯ. СТАТИКА»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=186402&pid=­66&nomid=142­
   
   Картина сумерек сельской глубинки показана пространственно, зримо. Но этот образ сумерек у автора гораздо глубже и шире: они не только вместе с рекой поглотили стены церквушки и сковали «зов» колоколов (о помощи?), но и пытаются накрыть звезды над Россией…похоронить и их в омуте времени…вместе с верой.
   Да, в этой ситуации молчание колоколов кажется странным: нужен набат, нужны подвижники веры, но почти утрачены духовные идеалы (не идолы!), а для новых поколений только начинают возрождаться и только великим трудом души, на который не каждый способен…
   Меня несколько смутила осока, растущая на погостах. Присутствие этой травы, растущей на водоносных почвах, считаю гиперболой жуткого запустения кладбища, но верить в такое не хочу: церкви и прилежащие к ним кладбища, всегда строили на высоких местах - преобладающих высотах рельефа.
   В стихотворении чувствуется внутренняя интрига, способствующая размышлениям и потому запоминающаяся и цепляющая.
   И печальное бунинское, но с говорящими колоколами:
   Лишь только колокол вечерний с берегов
   Перекликается, звеня и занывая,
   С могильной стражею белеющих крестов.
   («Кипарисы», 1896)
   
   О, возврати, мой край, мне молодость мою,
   И юный блеск очей, и юную отвагу!
   
   Ты видишь – я красы твоей не позабыл
   И, сердцем чист, твой мир благословляю…
   Обетованному отеческому краю
   Я приношу остаток гордых сил.
   («Подражание Пушкину», 1890)

   
   Технически произведение выполнено без видимых (мне!:)) огрехов, теме соответствует именно благодаря своей внутренней философии связи природы, времени, судьбы…
    Вадим Цокуренко: Тема, означенная в названии, раскрыта в этом коротком стихотворении замечательно!..
    Оценка немного ниже десяти баллов не потому, что есть какие-то претензии, а потому, что работа эта чуть ниже по уровню, чем, например, «Заозерье». Но это – скорее, уровень ощущений, чем конкретные сравнения…
    Возможно, что кто-то рассудит иначе…
   
   Ольга Ярома «В новое чудо не верю теперь…»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php /?dr=45&tid=1789­16&pid=66&no­mid=142­
   
   Одно из стихотворений любовной лирики, весьма скупо представленной (по качеству) в ленте произведений конкурса.
   Стихотворение, где любовь неразрывно связана с родным городом, где эта любовь зарождалась… Городом – обителью любви в радости и её утешением в разлуке…
   Извечная женская тема на фоне живого города… «со странным названием Пермь»…
   Мне глубоко импонирует, что автор нашел в себе такую душевную поддержку: в старых, добрых и надежных образах любимого города абстрагироваться от своей несчастливой любви.
   А чего стоит «Воздух морозный в конце декабря/Башней соборной расколот»! Это - высота Высоцкого из его «Чтобы чаще Господь замечал»…но там совсем другая рифма…
   Чисто по-женски сочувствую и понимаю лиргероиню: рада, что она способна сказать: «Пусть даже если не будет тебя,-/Мне остаётся мой город». Возможно, при неурбанистической доброте живого родного города это будет лучшей заменой…
   Стихотворение живое, ясное, не плакуче- депрессивное, а с лучиком надежды, который греет лиргероиню и её поЧИТАТЕЛЕЙ..
    Вадим Цокуренко: Очень умелое и умное стихотворение из жанра любовной лирики.
    У меня нет никаких замечаний автору…
   
   Наталья Ахонен «Луна застыла спелой тыквой»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=186932&pid=­66&nomid=142­
   
   Короткая, но насыщенная образами, пейзажная зарисовка лунной ночи. Такие огромные желтые (а иногда красные) луны бывают только на юге, где и звезды кажутся намного ближе и крупней, а лиманы – заливы маслянисто переливаются в их сиянии, я видела…
   Царапнули «к которой», в жюри были претензии к неточной рифме «собака-халата», хотя силлабо-тоника здесь формально соблюдена…
   Зато какие сочные образы всего в 8–ми строках: «Луна застыла спелой желтой тыквой», «Петляя, заметался мотылек...», «Широкий лунный след - кушак халата/На талию залива тихо лег»!
   Нарисованная автором образная картина зримо представляется в красоте статики и движения. Тем более, у Бунина:
   Чайка в светлом воздухе блеснула…
   Тень её спустилась надо мной –
   И в сиянье солнца потонула…
   Клонит в сон…
   
   И горит залив меж кипарисов,
   Точно синим пламенем налит…
   («Зной», 1900)
   
   Но меркнут звезды. Даль озарена.
   Равнина вод на горизонте млеет.
   И в ней луна столбом отражена.
   («Багряная печальная луна», 1902)

   
    Вадим Цокуренко: На мой взгляд – стихотворение это по духу своему очень бунинское…Восемь строчек, в которых нет ничего лишнего, в которых удельный вес слова максимален…
   
    «Широкий лунный след – кушак халата
    На талию залива тихо лег»…
    И только вот здесь слово «тихо» не работает. Понятно, что лечь громко кушак никуда не может… Больше подошло бы «мягко», или что-то еще…
    Но … закрываю глаза, повторяя: очень бунинское стихотворение..
   
   Марк Луцкий «В рязанском кремле»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=184582&pid=­66&nomid=142­
   
   Почти публицистический, очерковый - описательный стиль написания этого стихотворения , особенно, в начале, несколько ослабил его лиричность - ту щемящую созвучность слов, которые откликаются в других душах такой же щемящей пронзительностью… приблизительно так…
   Мне показалось, что таких стихов у Бунина я не читала… И не совсем понимаю, как можно быть в гостях на могиле…даже если поэт жив и будет жить… но только в памяти
   потомков… Скорее – у могилы…
   И вот эта инверсия: «Лишь отойдя от города версту,/Костер цыганский заблестит в тумане…» вызвала ассоциации с отходящим от города на версту костром…что никак не могла представить…
   С последним катреном, скорее с ключевой фразой в нем, перекликается бунинское:
   Нет ничего грустней ночного
   Костра, забытого в бору.
   О, как дрожит он, потухая
   И разгораясь на ветру!
   («Огонь», 1903-1905)

   Лапидарность – это лаконизм и точность мысли. Нам кажется, что автор эту грамоту заслужил.
   Ирина Касаткина: Очень теплое стихотворение о замечательном песенном поэте Якове Полонском. Спасибо автору за память. Написано безупречно: ритм, рифмы, образы - чувствуется рука мастера. Немного напрягает "лишь отойдя от города версту". Можно пройти версту или отойти за версту, а отойти версту, с моей точки зрения, не совсем верно. Хотя я могу здесь ошибаться. В названии стихотворения надо бы слово "кремле" писать с заглавной буквы, тем более, что в тексте оно так и написано.
   
   Игорь Лукшт «Дорога на Ярославль»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=144242&pid=­66&nomid=142­
   
   В первом же восьмистишии сложного по построению стихотворении, написанном оригинальным стилем «образно вязи – кудели- канители», как я бы его назвала, автор показывает очень сложную для восприятия картину:
   В метельной мути древняя земля,
   укрытая лавинами печали,
   пластами леденеющих перин,
   во снах блаженных спящие поля
   с бегущими белёсыми смерчами,
   где избы, как сомнамбулы, качают
   дымком седин.
   
   У меня вызвала некоторое непонимание приведенная по тексту антитеза всем предыдущим и последующим образам «во снах блаженных спящие поля», явно несоразмерная по тезаурусу «мути», «лавинам печали», «леденеющим перинам» и «смерчАм»: казалось бы, что при такой печальной жути до блаженства ли полям, занимающим бОльшую часть древней земли?
   Единственный глагол в этом отрывке «качают» стоит просто в сплошном инверсионном пространстве!:) Может показаться, что он относится к «избам, как сомнамбулам», но не вполне понятно тогда, кого или что они «качают дымком седин». Тем более, как мне кажется, именно сомнамбулы качаются в гипнозе, как правило, т.е., здесь – избы, а не наоборот. Если честно, то так и не поняла до конца: что здесь: амфиболия или анаколуф, говоря литературно-специфич­еским­ языком. :)
   Вот так и создалось из-за этого у меня ощущение некоторой надуманной сложности весьма интересных образов, например, «млечной гречи»:).
   Но далее – развитие событий на фоне зимней дороги, которые автор видит, как бы сквозь стекло, посеребренное кружевной изморозью, как на картинах Константина Васильева: завораживающе-мистич­ески-удивительно,­ показано достаточно живо и с использованием архаизмов и апокоф (укорачивания слов) для стилизации народной русской речи.
   И есть у Бунина стихотворение «Художник» (1908), где есть такая строка:
   «Недурно бы на Волгу, в Ярославль!». Автору удалось воплотить эту мысль в действительность.:)
   Более всего мне понравилось окончание стихотворения.
   А в целом – стиль автора вызвал уважение: так писать могут себе позволить только самобытные поэты - экспериментаторы.
   Прямо, как специально обращенные к водителю – дальнобойщику, есть строки у И.А. Бунина:
   Эй, проснися, ветер! Подними пургу,
   Задымись метелью белою в лугу,
   Загуди поземкой, закружись в степи,
   Крикни вместо песни: «Постыдись, не спи!»
   («Скачет пристяжная…», 1897)

   
   Вадим Цокуренко: Пейзажная лирика. Стихи Игоря всегда перенасыщены сложными образами, какими-то вывертами. Читателю не позавидуешь!...:)
    Спотыкаюсь сразу же
    «с бегущими белёсыми смерчами»
    Размер требует читать именно «смерчАми», а не «смЕрчами», как, по-моему, было бы правильнее…
   
    «Под вьюгою склоняя древеса,
    Кресты столбов с куделью бесконечной
    Влекутся вдоль обочин ледяных»
   
    Сказать «древеса» о телефонных столбах вдоль дороги – это, согласитесь, можно только для нужной рифмы к слову «леса».
    И еще…Что же это за столбы такие, если их «древеса» склоняются под напором вьюги?..
    Воля автора, конечно, но не дело это он придумал, не дело… Перемудрил!..
   
    Кстати, в конце стихотворения те же «древеса» очень уместны
    «В тумане Ярославль-златоуст
    Укутан в скань серебряных древес –
    Зима-зима на сотни вёрст окрест.»
    Совсем другое дело!
   
   Андрей Глухов «КРАЙ ЗАПОВЕДНЫЙ»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=184851&pid=­66&nomid=142­
   
   Настоятельно рекомендую прочесть это красивое стихотворение: образы блистают яркими красками и рифмами а общем ощущении покоя и неги.
   Кое-где есть сбои ритма. Царапнуло «наружное» и «меломан», но в целом – хорошо! Почему не очень высокое место? Андрей отправил на наш конкурс не одно стихотворение, и пришлось выбирать первое отправленное – за это, в целом, я и снизила ему свой балл. А как иначе бороться с этим явлением?:) Шутка. Совсем не рассматривать было бы жестоко!.. Тем более, у Бунина есть:
   
   Тонкий туман над стемневшей рекой
   Лёг серебристою нежной фатой,
   И за рекою, в неясной тени,
   Робко блестят золотые огни.
   
   В тихом саду замолчал соловей,
   Падают капли во мраке ветвей:
   Пахнет черёмухой…
   («Туча растаяла.», 1888)
   
   И река в берегах чуть видна…
   Где-то мельница глухо шумит…
   Спит село… Ночь тиха и бледна,
   ВысокО полный месяц стоит.
   («Высоко полный месяц стоит», 1887)

   
   Заметили? У Бунина все строки начинаются с заглавной буквы, а наши авторы решили быть более свободными в выборе, и, видимо, зря...
   Вадим Цокуренко: Пейзажная лирика. Первая часть диптиха – великолепна! Наступление утра выписано очень ярко, образно, выпукло.
    До высшей оценки диптих не дотягивает из-за второй части, в которой сразу же после первых четырех строк вдруг почему-то меняется размер…
   
    Начало:
    «Здесь телом ощущаешь тишину.
    Под легким ветерком вода искрится»
   
    А дальше:
    «Меж стаек рыб резвятся как живые,
    Играют в прятки солнечные блики»
   
    Не украшают вторую часть и такие рифмы, как «стекает – засверкает», и «налетает – пропадает»..
   
    Читаю:
    «Такое счастье и такой покой,
    Что всё наружное куда-то пропадает»
   
    По-моему, «наружное» - не самое удачное здесь слово…Аптекой повеяло…
   
   Эдуард Караш «КИМРСКАЯ РАПСОДИЯ»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=30213&pid=6­6&nomid=142­
   
   Ещё одно стихотворение публицистического, даже где-то фельетонного плана… до последней строки, где ребром – ностальгия по молодости, с лихвой компенсирующей советскую неустроенность быта небольшого городка. Образы, вернее, лики – сочные, даже смачные, я бы сказала… Маловато бунинской лиричности – всё больше – описательность «окаянности»…
   Но к последней строке нашла у Бунина:
   
   О, возврати, мой край, мне молодость мою,
   И юный блеск очей, и юную отвагу!
   
   Ты видишь – я красы твоей не позабыл
   И, сердцем чист, твой мир благословляю…
   Обетованному отеческому краю
   Я приношу остаток гордых сил.
   («Подражание Пушкину», 1890)
   
   Былые дни… Но мне не жаль былого:
   Я не грущу, как прежде, о былом, -
   Оно живет в моем безмолвном сердце,
   А мир везде исполнен красоты.
   Мне в нем теперь всё дорого и близко:
   И блеск весны за синими морями,
   И северные скудные поля…
   («В степи»,1889)
   
   А будут дни – угаснет и печаль,
   И засинеет сон воспоминанья,
   Где нет уже ни счастья, ни страданья,
   А только всепрощающая даль.
   («Спокойный взор…», 1901)

   
   Ирина Касаткина: Потрясающе точно описаны все "прелести"­ российской глубинки. Рифмы, ритм, яркие образы, - все безупречно. Стихотворение мастерски показывает всю безалаберность нашего бытия. И одновременно в нем чувствуется нескрываемая ностальгия об ушедшем. Немного невнятно звучит "чертом перечить" - чертом можно обозвать, а перечить - не знаю. И еще мне представляется стихотворение немного растянутым, - хотя понятно, что автору хотелось раскрыть все нюансы того быта. "Куда лететь - вернуть года?" - мне кажется лучше "Зачем лететь".
    Перечитала несколько раз с удовольствием. Читается легко.
   
   Сафронова Оксана «Всё к лучшему»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=189749&pid=­66&nomid=142­
   
   Пейзажная зарисовка, живая, яркая, зримая… Запахло яблоками – пока не антоновскими – ведь они –позднеосенние, а другими – летними: грушовкой, анисовкой…
   Люблю писать про грозу, поэтому здесь увидела коллегу, которому это удалось! И яблоки так пахнут только после грозы, а перед грозой – им душно!
   После грозы - такая чистота вокруг и в мыслях! Но ощущение, что только вот теперь можно «достать тетрадь и плакать»… Веришь, что всё происшедшее – к лучшему!
   Немного повоображала над образом «зелено-перепончатог­о­ света», но представила, правда, через перепончатость листьев…Нашла у Бунина: «… Свет из-за тучек бежит переливами – яркою желтой волной.», или : «…померк и потонул зари печальный свет…» - у Ивана Алексеевича очень большая палитра красок света.
   Но у автора – зеленый, видимо, по-авторски перепончатый…:)
   Ну и сверчки как-то, не там, мне кажется…
    Вадим Цокуренко: Пейзажная лирика и по духу своему, и по выбранной форме, точно отвечающая бунинскому конкурсу…
    Поставил бы «10», но вот здесь..
    «Трещат сверчки в саду – всё к лучшему устроится»
    Оксана, не трещат сверчки в саду!! Там только кузнечики могут трещать…
    Бунин всегда был очень точен в таких деталях…
   
   Феликс Лукницкий «В зоне нечерноземной…»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=139148&pid=­66&nomid=142­
   
    Стихотворение живое, но техника исполнения оставляет желать лучшего.
    В первом катрене - для ритма вставлено слово «уж» «И шуршит уж неделю»…
    Споткнулась об «Отдалённы веками…». Мне кажется, что укороченная глагольная форма от слова «отдаленный» в данном случае - отдаленЫ.
    Наряду с неплохими рифмами есть вообще очень «оригинальная»&#­61514;­ : «Речисты-не часты».
    Читаешь стихотворение о безысходной жизни русской глубинной деревеньки и слышишь бунинское:
   Грустно видеть, как много страданья
   И тоски и нужды на Руси!
   («Деревенский нищий», 1886)

   
    Вадим Цокуренко: По жанру – гражданская лирика. Хорошо выдержано по стилю. Читаю и представляю эту забытую Богом деревню, в которой «жизнь ползёт еле-еле»…
    С техникой чуть хуже.
    Трудно принять такие рифмы, как «дороги – упругий», «не речисты – не часты»…
   
    Обращает на себя внимание и следующая авторская небрежность:
    «Здесь характеры – камень,
    Сразу с детства куются»
    Я что-то не припомню, чтобы камень когда-либо ковали…
   
   юлич «осень – запах треснувших арбузов»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=185488&pid=­66&nomid=142­
   
   Красивое стихотворение, перекликающееся с бунинским:
   
   И ни звука! И сердце томится,
   Непонятною грустью полно…
   Оттого ль, что ночлег мой далеко,
   Оттого ли, что в поле темно?
   
   Оттого ли, что близкая осень
   Веет чем-то знакомым, родным –
   Молчаливою грустью деревни
    И безлюдьем степным?
   («Как печально, как скоро померкла…», 1886)

   
    Вадим Цокуренко: Авторская песня, так определил жанр сам автор. Но песня – это когда вместе музыка и стихи. Здесь – только стихи, и потому это, все-таки, – пейзажная лирика.
   
    «Я вернулся тенью эха крика,
    Здравствуй осень, обними меня.»
    Неудачное «эха крика» при чтении сливается в одно нелепое «эхакрика».
    ..И над знаками препинания во всём стихотворении не мешало бы поработать..
   
   Семен Венцимеров «Облепиха»
   
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&;tid=184599&pid=­66&nomid=142­
   
   Ирина Касаткина: Захотелось мороженой облепихи – такое вкусное стихотворение. Немножко непонятно, почему ягоды шалые. «Обиндевелых» - есть ли такое слово? Может, лучше «заиндевелых»? «Веселяся» - такого слова в русском языке точно нет, есть «веселясь». Можно было «веселятся». После «шутя», нужна запятая. И после «масличная». Между дефисом и «кисличкой», дефисом и «селами» не нужны пробелы.
   
   Всем – большое спасибо за участие в конкурсе, инициированном нашей Южно-Российской региональной секцией Международного Союза писателей «Новый Современник».
   Думаю, что даже при всей своей критичности и строгости, Иван Алексеевич достаточно высоко оценил бы произведения победителей конкурса его имени и то, что такой конкурс состоялся.
   
   Хочу сердечно поблагодарить за работу в жюри номинации Вадима Цокуренко и Ирину Касаткину и в жюри конкурса: Ольгу Сысуеву (Хельга Янссон, Елену ШУВАЕВУ-ПЕТРОСЯН, Людмилу Рогочую, Юлию Артэ, Олега Велесова, а также члена нашей региональной секции ЮРР Петухова Михаила Юрьевича.
Жемчужная Илона[04.01.2009 11:50:41]
   Серьезный обзор. Прочитала с большим интересом. Спасибо.
Александр Кожемякин[04.01.2009 15:42:02]
   "После отсева по слабой технике и исполнению к рассмотрению было принято..."
   Написав так, уважаемая Надежда, Вы оскорбили и мой труд, и меня и еще массу уважаемых людей. Такие утверждения:
   а) должны быть доказательны;
   б) писаться должны по-русски и без ошибок.
Ольга Ярома[04.01.2009 19:04:05]
   Огромное спасибо жюри за работу, за ответственный подход. А недовольные будут при любом раскладе. Пусть жюри не обращает внимания на претензии. У Бунина была любимая пословица, унаследованная от отца: " Я не серебряный рубль, чтобы всем нравиться"
Евгений Петропавловский[05.01.2009 02:18:09]
   Прочесть 262 произведения! Вот уж не хотел бы когда-нибудь попасть в жюри...:)
   Спасибо за столь титанический труд!
   С наступившим всех!
   Евгений.
Никита Брагин[05.01.2009 18:32:34]
   Надежда, спасибо Вам за труд, очень нелегкий и очень неблагодарный (судя по возмущенным откликам ущемленных авторов).
   По поводу своего стихотворения. Я в Ульяновске был последний раз в 2001 году - там по-прежнему. Собственно, достаточно войти в Гугл-планета Земля и посмотреть. Церкви там на окраинах - новые. Но очень мало. Что касается "цирюльника&quo­t;­ - знаете, я идеалист по убеждениям и предпочитаю искать первопричину, первотолчок, что-ли. Или Большой Взрыв. Остальное, в том числе политика местных властей в России, мне представляется производным. Это мои убеждения, думаю, Бунин с ними согласился бы.
   И еще. Вот сейчас кризис настал и в Москве заморозили строительство "башни Россия". Думаете, от нас что-либо зависело при принятии решений? Или, когда уничтожили Военторг, снесли гостиницу "Москва", чтобы возвести ее копию? Виднейших людей, деятелей культуры, архитекторов заслуженных - думаете, их власти слушают?! Общественное мнение у нас еще слабо развито, придавлено. Такие вот дела.
Надежда Цыплакова[05.01.2009 19:38:25]
   Да, Никита, после огроменного труда возмущенные возгласы более всего ранят...
   О том, что политика местных властей - не только оторвана от политики областных (только через дележку бюджета), но и вообще, не контролируется никем в стране, я и хотела сказать.
   А кризис в мире и у нас в стране осуществил монополистический олигархизм, который не считается ни с кем и ни с чем ради собственной прибыли.
   Согласна, что боль за происходящее на Родине не оставила И.А. Бунина равнодушным: он, будучи в эмиграции как бился и выступал за свою Россию...
   А каждому из нас с нашим извечным идеализмом в этом политико-экономическ­ом­ беспросвете только и остается делать всё, чтобы хотя бы в доме и возле дома было чисто и красиво.
А. Невишневский[10.01.2009 12:19:22]
   Досадно, скопировал страницу рукописи, обратил внимание, что два стихотворения на странице уже после отправки на конкурс, полагал, рассматривать жюри будет первое, да и изменить уже ничего нельзя было. А тут раз... -и отсев!
Эдуард Караш[11.01.2009 05:08:07]
   Надя, спасибо за а-гро-мад-ный труд, проделаный тобой и членами жюри по проведению конкурса и оценке его работ!
   Но почему под моей "Кимрской рапсодией", в отличие от других работ, отсутствует мнение одного из наиболее уважаемых мной поэтов на Портале - члена жюри Вадима Цокуренко?
   Э.К.
Надежда Цыплакова[29.01.2009 07:33:05]
   Эдуард Борисович, очевидно, потому, что Вадим тяготеет к пейзажной лирике... и в его шорте Вашего стихотворения не было...
   С любовью,
Вячеслав Михайлин[27.01.2009 10:19:49]
   Уважаемая Надежда, я хотел бы спросить, по какой причине не было принято к рассмотрению моё стихотворение?
   "Осенний перезвон"
   Видимо, я недостаточно самокритичен и оно выглядит«стишком в альбом»?
   Пожалуйста снизойдите до дилетанта и поясните! Для меня это важно, возможно я не дорос до публикации на этом портале.
   С уважением. Вячеслав.
Надежда Цыплакова[29.01.2009 07:29:03]
   Вячеслав, рецензию на Ваше стихотворение пришлю Вам по почте или в Гостевую.
   С уважением,
   Надежда
Вячеслав Михайлин[01.02.2009 02:25:55]
   Спасибо огромное за ответ. Пока ничего не получил. Уезжаю ненадолго, буду на сайте после 9 февраля. С уважением. Вячеслав.
Мнение. Критические суждения об одном произведении
Ол Томский
Завеснеть
Читаем и обсуждаем.
В жанре ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Алик Затируха
Святое дело
МСП "Новый Современник" представляет
Галина Киселева (Кармен)
Обида, Вера и ЛЮБОВЬ
Наши новые авторы
Ева Пожидаева
Маскарад души
Презентация книги Юрия Юркого
По велению музы
Сергей Малашко: творчество и достижения
Рыбалка начинается в одиннадцать утра
Помолвка на операционном столе
Альбом достижений
Участие в Энциклопедии современных писателей
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"

Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"