Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Юрий Щуцкий  
Тема:ВКР - 5. 1-ый этап. Лирика твердых строфических форм. Сводный обзор и шорт-лист.Ответить
   СВОДНЫЙ ОБЗОР И ШОРТ-ЛИСТ
   
   Щуцкий.
   Сложность оказалось в том, что западные формы и восточные объединили в одну номинацию, назвав ее «Лирикой твердых строфических форм». Но к строфическим формам относятся и Онегинская строфа, и стансы, и частушки… Авторы стали помещать сюда всё подряд, и выбрать, что куда относится, было нелегко. Еще одна проблема: кое-кто вместо одного стихотворения вывесил целый цикл. Я выделил в каждом цикле только одно произведение – первое по расположению.
   После просеивания из ста сорока полетов осталось сорок четыре.
   Брагин.
   Прежде всего, хочу определить свое отношение к теме «Твердые строфические формы».
    Вот что о них сказано на сайте студентов-филологов v_literaturovedenie-­760.doc­
    Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю некоторые «твёрдые формы», как терцина (строфа из трех стихотворных строк), секстина, октава (строфа из восьми строк со строгой системой рифмовки и с обязательным чередованием мужских и женских рифм), сонет (стихотворная форма: стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший и двух трехстиший) и др.
    Вообще же, можно сказать и так - твердая форма характеризуется тем, что заранее определяет объем, метр, рифмовку, строфику стихотворения (а отчасти и образный строй, композицию и пр.). Таким образом, по моему мнению, все твердые формы являются строфическими. В то же время, наоборот не получается. Не все строфические стихотворения могут быть причислены к твердым формам. Например, стансы, или романтическая баллада, безусловно, строфические стихотворения, но ни в коем случае не твердые формы.
    Прочтя большое количество представленных стихов, я увидел среди них множество (больше половины) именно строфических стихотворений, к твердым формам не относящихся. Их я, увы, рассматривать не буду. Остаются собственно твердые формы, но среди них присутствуют как западные (триолет, сонет, французская баллада, вилланель), так и восточные (хокку, кыта). По этому поводу хочу сказать, что было бы целесообразнее разделить конкурсы восточных и западных форм. Почему?
    Потому, что из большого разнообразия восточных форм были избраны лишь немногие. Наиболее сложные формы восточной поэзии, требующие серьезнейшей работы с рифмой (газель, касыда, рубаи, ши) – не представлены. Доминируют имитации форм японской поэзии – у меня особое мнение по поводу таких работ, я готов его высказать, но лучше в отдельной беседе – и так уж получается страшно многословно. Скажем, неплохо было бы объединить все хокку-танка в отдельный конкурс, и никаких проблем.
   Бурдонов.
   1. Прежде всего, сразу оговорюсь, что я вообще не рассматривал работы тех авторов, которые поместили несколько стихотворений в эту номинацию: не важно, в виде нескольких заявок или в виде одной заявки. В начале конкурса не было определено, нужно эти работы рассматривать или нет, а если нужно, то какую – первую или последнюю. Теперь, судя по полемике на форуме жюри, большинство склоняется к тому, чтобы рассматривать первую работу из поступивших от одного автора. Но я уже просто не успеваю это сделать, у меня не осталось времени. Поэтому в вопросе о таких работах я вынужден полагаться на мнения моих коллег, своего мнения у меня нет.
    2. Я уже писал в предварительных обзорах, что в номинации «лирика твёрдых строфических форм» этих самых твёрдых форм оказалось меньшинство, что связано, в частности, с неудачным названием номинации. Насколько я понял, мои коллеги по жюри придерживаются того же мнения. Соответственно, я не рассматривал работы, не относящиеся к твёрдым формам.
    3. Теперь несколько слов о хайку, и о номинациях.
    3.1. Брагин и Щуцкий отмечают, что было бы лучше не смешивать в одной номинации западные и восточные формы. Я соглашаюсь с этим, но с одной оговоркой. На мой взгляд, дело не столько в том, западная форма или восточная, сколько в объёме стихотворения. Мне кажется, стихотворение в 3-4 строки (а есть ведь ещё двустишия и одностишия) и стихотворение, скажем, в 75 строк (ограничение сверху в данной номинации) несоизмеримы. [Кстати, для уточнения этого ограничения мне пришлось обратиться к своему первому обзору, поскольку Положение о конкурсе уже удалено. Мне кажется, было бы неплохо сохранять Положение о прошедшем конкурсе в архиве, а то работать трудно.] Объём, на мой взгляд, оказывается более важным, поскольку большое стихотворение – это совсем другое дыхание, другая сюжетность. Большое стихотворение, по-моему, почти неизбежно сюжетно. Сравнение по сюжетности (сюжет есть – нет, хорош – плох) невозможно, если в маленьком стихотворении, почти по определению, никакого сюжета быть не может.
    3.2. Я бы вместо двух номинаций для отдельных стихотворений сделал несколько номинаций в зависимости от объёма, прежде всего, и формы, а также, может быть, разделил бы восток и запад, хотя при делении по объёму и форме это уже, мне кажется не критично. Это не должно усложнить работу. Авторы получают дополнительный ориентир, они будут меньше ошибаться, помещая стихотворение в ту или иную номинаци. Конечно, число жюри резко увеличится, но это не значит, что увеличится суммарное число членов жюри. Для меня, например, удобнее судить в нескольких более детализированных номинациях, чем в одной номинации, куда попадают разнородные работы, с трудом поддающиеся сравнению.
    3.3. Мне кажется, совершенно неправомерно сравнивать одно хайку и подборку или цикл хайку. Тем более, что для циклов есть отдельная номинация. Поэтому я не рассматривал подборки и циклы.
    3.4. Кроме этого, хайку, особенно русская, на мой взгляд, скорее жанр, чем форма. Точнее, в рамках жанра «хайку» можно выделить твёрдую форму «хокку», отличающуюся жёстким требованием числа слогов в трёхстишии: 5-7-5. Если в хайку иное число слогов, то это свободная хайку. Но тогда такая хайку должна была бы в нашем конкурсе проходить по номинации «лирика свободных форм». Поэтому, хотя я и рассматривал свободные хайку, всё же безусловное предпочтение отдавал формуле 5-7-5.
    3.5. Вообще же, было бы гораздо удобнее судить в номинации «коротких стихотворений»: от 1 до 5-6 строк. Здесь твёрдая форма, конечно, учитывалась бы, поскольку она труднее для авторов, но основное было бы не это.
    4. Наконец, несколько слов об остальных критериях, которыми я руководствовался. Мне нравятся стихи, которые отличаются либо интересным, неожиданным поворотом мысли, либо тонкой лиричностью-поэтично­стью.­ Хорошо, когда это совмещается, но чаще всего в хороших стихотворениях одно на высоте, а другое – не очень. Про плохие говорить не приходится. Конечно, есть мысль или лиричность или нет – дело достаточно субъективное. Здесь моё мнение о некоторых работах может естественно расходиться с мнением моих коллег.
   
   
   1. Заметки на полях календаря. Сентябрь.
   Автор: Мари Прусак 13.06.2008 12:36:46
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=170337&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Это подборка хокку, а не одно стихотворение. Если мы это разрешаем и выбираем первое стихотворение из нескольких представленных, то это хокку хорошее.
   Щуцкий.
   Раз по положению можно было выставлять на конкурс лишь одно произведение, то и рассматриваю только одно, то есть, самое первое. Для циклов и поэм есть отдельная номинация.
   А первое я бы отметил.
   Алексеев.
   Хокку сейчас навострились писать многие. Должен сказать, что убежден в возникновении нового жанра – русского хокку, ибо они в подавляющем большинстве своем весьма далеки от японских образцов. Кстати, последние мне милее. Поэтому скажу так – я всегда считал, что хокку должно действовать как коан. То есть оно не терпит рядом с собой соперника, в особенности другое хокку, поскольку итог постижения хокку – практически едва ли не сатори. И наслаждаться можно только одним хокку; когда же их много, получается эффект, как если бы толпа учеников в притче про Будду и цветок разом заговорила про то, что каждый прочувствовал, глядя на цветок.
   Есть в представленном наборе и неплохие хокку, но, на мой взгляд, явно не первое. А рассматривать, исходя из правил конкурса, следует именно его. Меня оно не впечатлило. Хотя можно дать грамоту за обращение к интересной форме.
   
   2. В одеждах вздохов и теней...
   Автор: Аксель 16.06.2008 18:24:09
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=108723&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Это, пожалуй, одно из лучших стихотворений в нашей номинации.
   Щуцкий.
   Рондель, исполненная в классическом стиле. Мне кажется, что даже очень хорошо сделана. Только вот в строке «Пантеры яростной темней»: понятно, что речь идет о черной пантере, но в связи с предыдущей строкой «Изящнее пугливой лани» можно было бы, как мне кажется, слово «темней» изменить на «смелей», получился бы хороший контраст, а так просто констатация.
   Алексеев.
   На мой взгляд, весьма изящная миниатюра, при всем том, что смысла особого нет. Но здесь скорее именно чистая лирика, то есть передача настроения. Есть один смысловой момент, который хочется как-то исправить, но он не портит картины. Да и вообще вылезает только при тщательном разборе.
   
   3.Без страха и упрека
   Автор: Наталия Шиндина 17.06.2008 09:50:24
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=170679&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Три строфы по 10 стихов и «посылка» из 5 стихов. Рифмовка строф: ababb ccdcd, «посылка» имеет ту же рифмовку, что первая полустрофа ababb. Рефреном идет последний стих строф и «посылки», причем его «рефренность» подчеркивается еще и тем, что он написан по-французски.
    Хорошее стихотворение. Особенно хорош образ в «посылке»: «Свободы ураган, как в полости скульптуры, // Навеки заточен.»
   Щуцкий.
   На мой взгляд, отличная баллада! И написано технично, и темперамент есть, и смысл не примитивный. Прямо, под стать Вийону.
   Брагин.
    Еще одна из лучших работ конкурса. Я здесь могу повторить все то, что сказал об аналогичной балладе Лютель. И добавить – вот пример сильной стилизации (Вийон). Тема не заезжена, форма очень сложна. Автор превосходно справляется с трудной задачей.
   Алексеев.
   Опять воскликну «Ну что сказать?! Блестяще!». В силу того, что тема мне близка, нашел множество шероховатостей, которые бы посоветовал автору поправить. Но видно, что баллада писалась на вдохновении и быстро, почти без правок - отмеченные огрехи характерны для этого. Четкий, за некоторыми исключениями цезурованный размер создает ощущение марша, что еще более играет на руку мне как читателю.
   В общем, не хочется обращать внимание на стилистические, пунктуационные, в нескольких местах логические огрехи, а хочется просто перечитывать и радоваться. Давно считаю, что использование строгих твердых форм только повышает мастерство поэта и выгодно отличает стихи из потока современных произведений.
   Претендент на призовое место.
   
   4. Балетные триолеты
   Автор: Marina Leuschel 31.03.2008 14:37:08
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=162844&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Я уже писал выше, что это спорный случай, так как тут цикл из пяти триолетов.
    Неканоническая рифмовка abbaabab, из-за чего в середине триолета в 3,4 и 5-ом стихах нет единой рифмы
    Триолеты в цикле жестко связаны между собой единой темой, и эта тема развивается от начала к концу стихотворения. Есть поэтические находки: «Как сквозь века пробившаяся фреска», «кожа, как лежалый апельсин» или «И женщины – не белые берёзы, // А жерди исковерканных осин».
   Щуцкий.
   По положению, циклы помещаются в другой номинации. Здесь рассматриваю только один, первый.
   В классическом триолете третья строка рифмуется с первой, а здесь – со второй. Такую рифмовку использовал Ф.Сологуб, написав целую книгу триолетов. Меня резануло сравнение прозрачной ткани с водоёмом: слово какое-то географическое, казённое. Но, в целом, сравнение балетной позы с застывшей в веках фреской мне показалось интересным и достойным внимания.
   Брагин.
   Изящная работа, уверенно сочетающая – точную версификацию, романтизм образов, реализм и иронию. Очень гармонично, и, по-моему, в ряду триолетов это лучшая работа.
   Алексеев.
   Знаю, что автор давно разрабатывает триолеты. Мне самому эта старофранцузская форма импонирует, пожалуй, больше всех остальных, кроме разве что лэ. К тому же она, на мой взгляд, ничуть не легче сонета, являясь весьма строгой конструкцией, предъявляющей жесткие требования к смыслу строк. В этом отношении триолеты Лейшель весьма неплохи.
   К вопросу о том, что считать конкурсным стихотворением. В данном случае убежден, что данные триолеты нужно воспринимать как одно единое произведение, с четким тематическим рисунком и развитием мысли. Я бы сказал, что это тот редкий случай, когда нужно воспринимать триолеты не как набор их, не как даже цикл, а как строфы в составе одного стихотворения. То есть они играют роль тех же тривиальных катренов в других стихах. И именно поэтому стихотворение вызывает еще большее уважение.
   Хотя некоторые стилистические пассажи автора вызывают острое неприятие, особенно во второй строфе.
   
   5. «Сонет к XXI веку» Люче
    http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=171402&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Каноническая рифмовка: abab cdcd efef gg. Пятистопный ямб.
   Стихотворение неплохое, но концовка лишь повторяет то, что сказано выше.
   Щуцкий.
   Шекспировский сонет. Замысел интересен. Не найдена концовка: нет неожиданной развязки, а есть простая констатация, повторение того, что уже сказано выше, что для строгого сонета, как мне кажется, неприемлемо.
   Брагин.
   Тоже одна из лучших конкурсных работ. Шекспировский сонет, и, в данном случае, уже не стилизация, но тонкий парафраз Шекспира, навеянный сразу несколькими произведениями, или, лучше сказать, духом произведений великого драматурга.
   Алексеев.
   На первый взгляд, хороший сонет, без явных огрехов. Традиционные для автора библейские мотивы. Подкупает ясная форма выражения мысли, без излишних нагромождений. Но недостает пронзительности, потому что обращение к веку лично у меня невольно сразу же ассоциируется со знаменитыми строками «Век мой, зверь мой…» И на этом фоне – слабовато.
   Есть претензия к логической структуре сонета – не увидел замка, синтеза, в общем, логического вывода. То есть знаменитая триединая структура, на мой взгляд, не выдержана, а это приводит к мысли, что для выражения сего умонастроения поэта сонет здесь как форма не особо и надобен, довольно будет и обычных катренов.
   
   6. Память. Баллада
   Автор: Лютэль 29.06.2008 23:57:01
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=171841&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Три строфы по 10 стихов и «посылка» из 5 стихов. Рифмовка строф: ababb ccdcd, «посылка» имеет ту же рифмовку, что первая полустрофа ababb. Рефреном идет последний стих строф и «посылки».
   Хорошее стихотворение.
   Щуцкий.
   Отличная баллада! Претендент на пьедестал, как мне кажется.
   Брагин.
   На мой взгляд, одно из лучших стихотворений конкурса. Автор справился со сложной формой. Есть некоторая декларативность и растянутость – но эти особенности, как правило, присутствуют во всех вещах этого жанра – сама форма диктует. В любом случае, работа выделяется патетикой, напряженностью, серьезной работой со словом.
   Алексеев.
   Блестяще! Мелкие шероховатости есть, но на них совершенно не хочется заострять внимание. Великолепный пример того, что и сегодня можно писать прекрасные стихи, используя наследие прошлых веков. Моя душенька радуется. :)
   Единственная придирка – слово «пилот», на мой взгляд, выбивается стилистически.
   
   7. «Кофе для ежиков» Лавинии
    http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=171893&pid=­47&nom_id=103­
   Брагин.
   Приятнейшее название, и, если бы это был правильный сонет – могло бы получиться очень интересно. К имитациям японской поэзии я отношусь с холодцой – но надо же из этой группы выделить еще работу…
   Щуцкий.
   Рассматриваю только первый экземпляр, а он малоинтересен, хотя остальные хокку красивы.
   
   8. Два ронделя «Тишина» Елены Снежиной, связанные общими рифмами и общей темой
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=173143&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Рифмовка неканоническая: abba-abba-baaba вместо abba-abab-abbaa.
   Соответственно, первая строка совпадает не с седьмой, а с восьмой строкой, а вторая строка, наоборот, совпадает не с восьмой, а с седьмой строкой.
   В то же время в такой форме написаны оба стихотворения, и они образуют единство не только в смысле содержания, но и по форме – вплоть до совпадения рифм и последних слов соответствующих стихов в обоих стихотворениях.
   Наверное, это можно считать такой вот особой «твердой формой».
   По содержанию получается диалог двух людей: мужчины и женщины.
   Интересно.
   Щуцкий.
   Стихотворение любопытное. Но, во-первых, вместо одного – два, а это уже цикл, циклы – в другой номинации. Во-вторых, первые две строки должны повториться в конце второй строфы (7,8 строки), а этого нет. И закончиться рондель должна была первой строкой.
   Так что речь может идти о вариации, но твердая форма потому и называется твердой, что вариаций иметь не может, кроме специально оговоренных в правилах.
   Брагин.
   Производят двойственное впечатление. С одной стороны, красиво, гладко написано. С другой стороны, кажется, что это некое круговое движение образов и мысли. Не находящее разрешения, скованное, повторяющееся. Боюсь, что к этому привело «удвоение» ронделей, может быть, одиночный рондель был бы лучше, законченнее.
   
   9. Сонет поэту
   Автор: Сергей Ворошилов 13.07.2008 12:26:48
    http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=173150&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Каноническая рифмовка: abab cdcd efef gg. Пятистопный ямб.
   Ну, стилизация – она и есть стилизация. Новых мыслей и чувств тут я не вижу.
   Щуцкий.
   Мне понравилась эта стилизация. Хотя, конечно, нового тут нет ничего. Но сделан сонет грамотно и, как мне кажется, его можно отметить.
   Брагин.
   Возникает досада – ну, сколько же было сказано на тему 66 сонета? Неужели нельзя найти что-нибудь другое для «стилизации». Тем более, если вчитаться в спотыкливое «когда б не», и вдуматься в смысл коды
   «Но горек привкус пирровых побед,
   Заложником которых ты, поэт!»
   Пиррова победа – победа, не стоящая затраченных на нее усилий. Поэт является заложником побед, не стоящих затрат и жертв. Я думал-думал, но так и не понял.
   Алексеев.
   Стилизация для Ворошилова неудачная. С одной стороны, мысль вполне четко и понятно выражена. С другой – слишком в лоб, слишком прямолинейно, декларативно. Поэзии здесь, на мой взгляд, мало, и то, что является стилизацией, должно оказаться верхом совершенства, чтобы быть признанным наравне с современной поэзией. Есть серьезные претензии в точности рифмы, кроме того, повтор в рифме («поэт») - вещь для сонета недопустимая. Есть огрехи в фонике («С зажатым ртом…», например), есть смысловые неточности, на мой взгляд (в первой строфе)…
   Не впечатлило.
   
   10. Приют очарованья (вилланелла)
   Автор: Вера Хамидуллина 26.07.2008 15:44:52
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=174585&pid=­47&nom_id=103­
   Щуцкий.
   Хорошо выполненная вилланелла. Есть и настроение, и музыкальность, и мысль симпатичная.
   Брагин.
   В принципе, правильно построенная вилланель, и рефренность в ней звучит, но, увы и ах – опоясывающая рифменная цепь, на мой взгляд, неудачна. Эти рифмы – «очарованье – мирозданье – свиданье» - удручающе грамматичны и однообразно-безлики.­ Другое дело – средняя цепь на «карусель» - она получше. В финале нелогичная строфа – исчезают (поочередно?) «жизни канитель», «мир красоты, приют очарованья», наконец, «мой зодиак». Отнесение в один смысловой ряд «канители» и «мира красоты» - неудачно. Да и не исчезает ничего, особенно «канитель».
   Бурдонов.
   Правильная вилланель.
   По содержанию, мне кажется, не так плохо, как написал Брагин, но, действительно, заключительное четверостишие какое-то недоделанное.
   Алексеев.
   Милая вилланелла. Есть ощущение смазанности логики мысли, кажется, что за круговоротом повторяющихся строк, их убаюкивающе-заворажи­вающим­ ритмом нет особого смысла, нет стройности в мысли. Вместе с тем отчетливо узнается стилистика зарубежной романтической поэзии, в том числе благодаря архаизированным рифмам. То есть не вижу ничего выдающегося. Львиная доля очарования этом стихотворением обусловлена моим трепетным отношением к этой твердой форме. :)
   
   11. Хокку
   Автор: Надежда Цыплакова 27.07.2008 22:23:08
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=174688&pid=­47&nom_id=103­
   Брагин.
   представляет собой целую цепь хокку. Есть среди них бесспорно удачные. Но, будучи соединены в некий цикл, они теряются в массе. Хокку должно быть одно, даже одиноко – чтобы им можно было полюбоваться. Вот, хорошо третье хокку. А пятое – просто банально. Седьмое – опять хорошо. Чересполосица, увы..
   Щуцкий.
   Первое, которое рассматриваю, получилось зрительно, точно, образно и лаконично. Одним словом, хокку.
   
   12. Сонет 1
   Автор: Иван Попов 23.07.2008 14:01:18
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=174275&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   В катренах 4 рифмы, в терцетах 3.
   По содержанию: если это запись сна, то, видимо, кошмарного и, главное, сумбурного, что для сна, конечно, естественно, но вряд ли уместно в стихах.
   Щуцкий.
   «Ведущий в бездну мост» – мост может быть через бездну, а в бездну ведет лестница или еще что-нибудь подобное. «Смертельная комета» - комета смертоносна, а смертельным может быть удар кометы. В строке «В реальный мир - корабль мертвецов» не хватает слога. То есть двусложный «корабль» как бы несет в себе трехсложную нагрузку. Рифмы: «кометой – планетой», «отцов – мертвецов», «конец – венец», «во сне – ко мне». Для сонета это плохо. Но мысль о том, что истоки мифологии – во сне, имеет право на существование.
   Брагин.
   Пример нестрогого французского сонета без катренных цепей рифм. Содержание сонета чрезвычайно затуманено и переполнено ложной романтикой – тут и корабль мертвецов, и ведущий в бездну мост, и ужас над планетой, но этим, в сущности, не сказано ничего.
   Алексеев.
   Сюрреалистическая картина сна (написание стихотворения по мотивам сна – частое явление). Всплывают как мотивы героической фантастики и космического боевика (явное влияние современной литературной моды), так и мифологические сюжеты – корабль мертвецов, отсылающий к кораблю Нагльфар в скандинавской мифологии. То же - мост через бездну (ср. Биврёст в Старшей Эдде). Конец времен и начало сходны с Рагнареком и последующим возрождением Бальдра. Вообще ЛГ стихотворения ассоциируется у меня с Бальдром.
   Что касается технической стороны – на мой взгляд, написано гладко, очевидного «сора», пожалуй, нет. Не впечатляют рифменные цепи в терцетах, кроме того, в одной строке сбит размер.
   В целом хорошая техническая версификация на высоком уровне. Хотя сбой размера очень портит впечатление; сонет такого не терпит, наравне с неумелой рифмой.
   
   13. Ветер Алисы
   Автор: Гордиевский 08.07.2008 20:45:20
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=172668&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Каноническая французская рифмовка: abba abba ccd eed. Канонический пятистопный ямб. В первом терцете рифма «накал-океан» очень приблизительная. Неплохое стихотворение, поэтичное, но без особых изысков мысли.
   Щуцкий.
   «Звезда Любви зажжет свет для счастья и измен»? Странное определение назначения Любви. Что-то есть в этом сонете, но требует, как мне кажется, доработки. Помимо глагольных рифм: «прикоснется – проснется – вернется» и слабых рифм: «накал – океан» и «перемен – измен» в строке «и неба темного бездонный океан» лишние два слога.
   Брагин.
   При слабой рифменной цепи с тремя глагольными, и очень спорной рифме в терцетах «накал – океан»), по содержанию – вполне обычная «гладкопись» на любовную тему, слегка нарушаемая странным «светом для счастья и измен» - без избирательности..
   Алексеев.
   Очень заинтересовал сонет, как филолога, потому как история создания «Алисы» Кэрроллом нетривиальна. Терцеты чем-то напомнили Волошина, а второй катрен – Бальмонта. Вместе с тем раздражают имена существительные с большой буквы – это кажется излишним и немотивированным. Еще хотелось бы не увидеть здесь глагольные рифмы – все-таки русская традиция с подачи Пушкина снизила планку требований к сонету. Есть строка, ненавязчиво выпадающая из размера – «И неба темного бездонный океан», хотя ритмически читается вполне органично, посему я бы простил этот технический огрех.
   В целом почему-то впечатление приятное, даже несмотря на некоторую смысловую непонятность.
   
   14. Две попытки терцин
   Автор: ari 18.07.2008 15:05:28
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=173748&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Если это одно стихотворение, то 1-ая и 2-ая части не связаны рифмами: первый стих 2-ой части должен был бы рифмоваться с предпоследним стихом 1-ой части, который вместо этого рифмуется с двумя стихами предпоследней терцины 1-ой части так, что получается не три, а четыре рифмующихся стиха.
   Если же это конструкция из двух стихотворений, то первому недостает завершающего стиха, который должен был бы рифмоваться с предпоследним стихом и т.д.
   А по мысли так и остается не очень понятным, почему это вдруг лирическому герою захотелось терцинами «сорить», и какая из всего этого «мораль».
   Щуцкий.
   Такое ощущение, что просто выполнена схема, а сами стихи не получились.
   Алексеев.
   Сразу создалось впечатление, что это всего лишь два варианта, родившиеся из одного начала. Сиречь черновика. А стало быть, если даже сам автор колеблется в выборе удачного варианта, то его, этого самого удачного варианта и нет. В нескольких местах режут ухо стилистические противопоставления («творить, устарелый высокий слог – сорить», «дева – девица» «величава – убого» и т.п.) В первом варианте многовато глагольных рифм, сюжет выражен весьма банально; второй вариант получше, но концовка как-то смазывает впечатление терцин.
   В целом не впечатлило, хоть заметно лучше, чем остальные не вошедшие в обзор попытки.
   
   15. Кыта о любви
   Автор: Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН 14.06.2008 19:32:18
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=170453&pid=­47&nom_id=103­
   Бурдонов.
   Вообще-то рифмовка в кыте имеет форму ab cb db и т.д. В этом стихотворении вместо рифмы повтор «джан», но первые строки двустиший тоже более-менее рифмуются: «гирей-любимей-тоскл­ивый-гирей».­ Вот и не знаю: это достоинство или недостаток?
   Обычно кыта носит философский характер, а тут – о любви. И опять ведь не знаю, хорошо это или плохо?
   В целом стихотворение какое-то очень простое, но не производит впечатление пустого. Безусловный восточный колорит. В общем, в этом что-то есть.
   Щуцкий.
   Вспомнилось – у Маяковского: «Моя любовь тяжкая гиря ведь весит на тебе, куда не бежала б». Но дело не в этом. Может быть, меня поправят, но это не кыта: в кыте должна быть четкая рифмовка в каждой второй строке бейта, а здесь редиф: «джан». Но тогда должна быть рифма перед этим повторяющемся словом, как в некоторых газеллах. Но этого тоже нет. Так что это какая-то смесь газеллы с кытой. Словам, не понял. И ритм внутри какой-то нечеткий. Нет, кыта не получилась, хотя смысл здесь ясный и достаточно пессимистичный, как того кыта и требует. А, впрочем, вполне допускаю, что Лена, живя в Армении, знает об этой форме несколько больше и имеет достаточное количество примеров, чтобы писать именно так. Но все равно: рифм практически нет, а без них и кыта не кыта, и газелла не газелла.
   Алексеев.
   В целом стихотворение довольно сильное. При том, что с технической стороны к нему много претензий. Специально перечитал Рудаки, Низами, Джами… Общий вывод – стихотворение не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к кыте. Редиф без истинной рифмы выглядит, как правило, несколько беспомощно. Да и бейты не впечатляют философской составляющей, а ведь философское содержание считается одной из особенностей кыты.
   
   ШОРТ-ЛИСТ
   
   1. Без страха и упрека
   Автор: Наталия Шиндина 17.06.2008 09:50:24
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=170679&pid=­47&nom_id=103­
   
   2. Память. Баллада
   Автор: Лютэль 29.06.2008 23:57:01
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=171841&pid=­47&nom_id=103­
   
   3. В одеждах вздохов и теней...
   Автор: Аксель 16.06.2008 18:24:09
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=108723&pid=­47&nom_id=103­
   
   4. Приют очарованья (вилланелла)
   Автор: Вера Хамидуллина 26.07.2008 15:44:52
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=174585&pid=­47&nom_id=103­
   
   5. Хокку
   Автор: Надежда Цыплакова 27.07.2008 22:23:08
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=174688&pid=­47&nom_id=103­
   
   6. Балетные триолеты
   Автор: Marina Leuschel 31.03.2008 14:37:08
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=162844&pid=­47&nom_id=103­
   
   7. Заметки на полях календаря. Сентябрь.
   Автор: Мари Прусак 13.06.2008 12:36:46
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=170337&pid=­47&nom_id=103­
   
   8. «Сонет к XXI веку»
   Автор: Люче
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=171402&pid=­47&nom_id=103­
   
   9. Лавиния «Кофе для ежиков»
   Автор Лавиния
    http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=171893&pid=­47&nom_id=103­
   
   10. «Тишина»
   Автор: Елена Снежина
   http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&;tid=173143&pid=­47&nom_id=103­
   
   Валентин Алексеев – ведущий обозреватель
   Никита Брагин – обозреватель
   Игорь Бурдонов – обозреватель
   Юрий Щуцкий – обозреватель
Аглая Морозова[04.10.2008 12:31:13]
   Спасибо жюри! Обзор хорош, все понятно. Понятно и то, что этой номинации тоже необходимы какие-то видоизменения. Я имею ввиду разделение востока и запада или крупных и малых. И вот что интересно, если хокку должно быть одиноким, то всего 3 строчки заведомо не сравнимы с длинными балладами. И еще я уяснила для себя, что пора снимать с конкурса свои связанные друг с другом 8 хокку, потому что они идут по нарастанию, и то, которое будет рассматриваться - первое, не особо сильно.
   Мне понравилось, что вы, как жюри, старались быть объективными.
   С уважением
Юрий Щуцкий[04.10.2008 13:07:00]
   Благодарю Вас, Аглая, за оценку работы нашего жюри. Мы, действительно, старались подходить честно к любому произведению и добросовестно перечитали всё предоставленное на конкурс. Иногда было невероятно трудно определить, к какой форме относится то или иное стихотворение, а обидеть невниманием никого не хотелось.
   С уважением, Юрий.
Денис Башкиров[04.10.2008 12:41:26]
   Думаю, насчет хокку...
   Только один стих...
   Может разрешить размещать 3-5 хокку?
Аглая Морозова[04.10.2008 12:56:58]
   Так все и так участвовали с подборками, а рассматривалось только первое
Юрий Щуцкий[04.10.2008 13:02:08]
   Мнение о том, что хокку должны быть в гордом одиночестве, высказали все члены жюри. Так же записано и в положении: одно произведение. Для циклов есть другая номинация: туда можно, вероятно, поместить и венок сонетов и цикл японских трехстиший.
   Но этот пункт, безусловно, требует более полного освещения.
   С уважением, Юрий.
Аглая Морозова[04.10.2008 13:09:15]
   Уважаемый Юрий! Так что же делать? Снимать с конкурса пока не поздно?
   
   Очень хорошо, что вы все с разными мнениями. Это придает результатам статус неоспоримости
Юрий Щуцкий[04.10.2008 14:28:16]
   Да, уважаемая Аглая, надо оставить только одно стихотворение. Все равно рассматривать будут только первое.
   С уважением, Юрий.
Злата Рапова[04.10.2008 12:46:01]
   Уважаемый Юрий!
    Спасибо за такой полный квалифицированный обзор. За представление мнения всех членов жюри!
    Отдельное спасибо всем обозревателям:
   Валентину Алексееву
   Никите Брагину
   Игорю Бурдонову
   
    С уважением, Злата Рапова
Юрий Щуцкий[04.10.2008 12:57:54]
   Спасибо, Злата!
   Каждый из членов жюри в нашей номинации настолько своеобразно мыслит и настолько самостоятелен в своем творчестве, что мнение каждого является важным и значимым.
   С уважением, Юрий.
Надежда Цыплакова[04.10.2008 20:14:10]
   Спасибо жюри за прекрасный, профессиональный, познавательный, воистину литературоведческий,­ обзор по стихосложению "твердых форм" и оценке произведений номинации!:)
   Благодарю за приятную оценку моего скромного первого хокку. :)
   Относительно одного хокку в номинацию.
   Конечно, я понимаю, что 1 хокку - это 1 произведение, но 3 строки действительно несравнимы с балладами до 75 строк. Мысль, заложенная и воспроизведенная в таком хокку, чтобы победить, должна быть не хуже мысли Басё! :)
   Но до него - ого-го-го!, и поэтому я, например, дала набор хокку.
   Относительно разделения на "запад" и "восток".
   Как я понимаю, жюри приняло к оценке только 44 произведения, отсеяв более 2/3. Из них бОльшая часть - "запад". Если будет разделение, то "восток" может просто не добрать произведений для признания номинации состоявшейся.
   Учитывая, что есть некоторый дефицит в судейских кадрах ВКР, жюри может сработать вхолостую.
   Полагаю, что в этой номинации должно быть 2 подноминации с одним и тем же жюри и условием, что в номинации "Восточные формы" должно быть не менее 15 произведений, а не 30, по-моему, как сейчас.
   И ещё. Когда я читала для сравнения стихи, выставленные в этой номинации, меня удивляло, что в ней никто не "чистил" (впрочем, как и в друних) дублей (и больше) произведений одного автора. Нельзя ли это делать жюри во время поступления произведений в номинацию?
   С уважением,
   Надежда
Юрий Щуцкий[04.10.2008 21:32:16]
   Благодарю Вас, Надежда, как за добрую оценку работы жюри, так и за предложения, которые Вы высказали.
   Дело в том, что все эти накладки происходят из-за того, что авторы:
   а) не доверяют себе, не уверены, что послали лучшее из того, что имеют, поэтому, на всякий случай, вместо одного стихотворения вставляют цикл, и вместо одного раза посылают несколько дублей: мол, одно из них должно сработать;
   б) не доверяют компетенции жюри: кто их знает, что им там понравится, пошлю-ка несколько штук, а вдруг что-нибудь подойдет этим недоумкам :)
   Разве баллада победила потому, что в ней оказалось много строк?! И почему Вы думаете, что если бы поместили только третье или седьмое трехстишие, то его не заметили бы? Кто знает, может быть, наоборот, в таком случае Вы поднялись бы на одну из ступенек пьедестала…
   А вот предложение по удалению дублей может иметь место, только это лучше бы делать модератору: просто можно разрешить автору вход на конкурс только один раз, а остальные заблокировать. И разделить при одной номинации твердые формы на две части, мне кажется, вполне возможно.
   С уважением, Юрий.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта