Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Круглый стол
К темам проекта
Автор:Марина Черномаз(Kira Lyss)  
Тема:Поговорим о прозе - 3 (рассказ для разбора)Ответить
   НАЛЕТАЙ, КТО ХОЧЕТ БЛОХ ПОИСКАТЬ!
   
   
   ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
   О том, что Лена беременна, первой догадалась ее учительница физкультуры. Правда, я ей не поверила, и даже небольшой скандальчик устроила: наговаривает на мою девочку. Но потом и сама стала присматриваться. А тут медкомиссия в школе. И скандал – уже мне, как это вы допустили, мамаша. Шесть месяцев! Лена у меня девочка полненькая, любит все такое свободное носить, вот вам и допустила. Муж мой на заработки в ближний зарубеж отправился, и там теперь без нас вполне счастлив. Ленке иногда пришлет какую тряпку, и вся помощь. Я сама на двух работах вкалываю, чтоб хоть как-то свести концы с концами. Вытрясти из Ленки, кто это так постарался, мне не удалось. Школу она кое-как дотянула, родила Костика. Прибавилось на мои руки и жалкие гроши еще одно дитя. Ленка работать не пошла, с малым дома сидит. Злющая. Скучно ей. Не выгулялась ведь, девчонки на танцульнки-дискотеки­,­ а она…
   Чуть Костик подрос, она его оставила бабе Кате, тетке моей, на попечение, а сама устроилась работать на кассу, на вокзал. Но проработала недолго – опять с животом. Я ее чуть не убила: когда успела? С кем?
   На этот раз «герой» нашелся: Родька Лаврик. Известный гулена, хоть и сам еще сопляк. Я пошла к его родителям. Пришлось Родиону жениться. Живут у меня – дом большой. На Костика Лена внимания почти не обращает, утром отведет к бабе Кате, как в садик, а сама – к телевизору. С тех пор, как вышла замуж, Ленка стала просто невыносимой.
   - Не вмешивайся в мою жизнь – повторяла она. – Если тебе что-то не нравится, мы можем на квартиру уйти…
   
   Интересно, за какие шиши? Родион работал символически. И зарплату получал тоже символическую.
   Мне это не нравилось, но было жаль Костика. Нужно же ему есть готовить и на прогулки с ним ходить. А молодые этим не хотели заниматься. Им бы только перед телевизором сидеть и пиво пить. Причем и Лена тоже пиво попивала, хоть и беременная. Сколько я ее просила! Объясняла, но все было бесполезно. С рождением Геночки ничего не изменилось.
   Что мне было делать? Я помогала, как могла, ведь она моя дочь. Я сталась покупать пеленки и молоко, а не давать ей деньги. Я знала, что она их спустит на всякие глупости. Я делала покупки, смотрела за внуками, но за взрослыми усмотреть не могла. Когда Ленка в третий раз забеременела, я была в шоке.
   - Ты не переживай. Мы как-нибудь справимся, – сказала она.
   Когда дочь была на четвертом месяце беременности, они с мужем поехали в тот самый ближний зарубеж, к ее папаше. Вроде, он там Родиону работу нашел. Мальчиков оставили у меня. Звонила Лена редко, о себе почти не рассказывала… Спросит скупо: «Как пацаны?» И не очень слушает, как они, собственно, поживают. А потом и вовсе звонить перестала. Я вся извелась: что и как. Ведь уже родить должна! И тут являются, без ребенка. У меня сердце оборвалось. А Лена так спокойно: я его потеряла. Он был очень слабый, недоношенный. И ни капли жалости в голосе. Как о котенке, был, да помер.
   - Боже – шепнула я. – Почему ты мне ничего не говорила раньше?
   - Я не хотела, чтобы ты волновалась. У нас и так много проблем.
   Это все показалось мне странным. Тем более, что у них теперь было много денег. Они купили телевизор и диван. Родька не экономил на спиртном… Работать они не стремились. Правда, Ленка моя какая-то тусклая стала. Больше времени с мальчиками проводила, как нормальная мать: играла, читала им, но мне казалось, что она постоянно о чем-то думает. И с Родионом у них пошли сплошные ссоры.
   Однажды мне в руки попалась газета, и там статья. О торговле детьми. Меня как током ударило. Предчувствие или внутренний голос – не знаю. Там рассказывалось, что существуют целые подпольные агентства, которые скупают еще нерожденных детей и продают их зажиточным, но бездетным парам в Европу и Америку. А ищут они свой «товар» в бедных странах. Одну такую банду недавно в Германии раскрыли, у них там в главных ходила тетка из нашего ближнего…
   Не знаю, как я добралась домой, швырнула газету Ленке: Что скажешь? Втайне надеялась, что она удивится или возмутится, но она вдруг побелела как мел, заплакала:
   - Прости, мама… Дура я, дура, никогда мне моей девочки не увидеть… Родя покупателя нашел, уговорил меня. Мы ж потому и поехали. Я же думала: ей лучше будет у богатых, а нам деньги так нужны. Только Родька денег не дает.
   Супружника ее я в тот же день выставила, шмотки его в чемодан – и за порог. Лена ни слова против не сказала. Так вот и живем. Мальчишки днем у бабы Кати, вместо садика. Мы с Ленкой работаем.
   А тут иду как-то я мимо базара нашего, смотрю: моя Лена. Стоит, платьица перебирает, в оборочках, в кружевцах… Я так и замерла. Она поперебирала, полюбовалась, положила назад и побрела дальше, медленно, сгорбившись. Словно что-то тяжкое несет…
Юрий Берг[11.06.2008 09:25:35]
   не нашёл ни блох, ни тараканов.
Марина Черномаз(Kira Lyss)[11.06.2008 10:06:09]
   Да ну? Ух ты!
   
   Кто еще чего скажет?
Ольга Семёнова[11.06.2008 12:34:38]
   А что здесь можно найти? Это же монолог обычной дворовой кумушки. Зачем придираться к её речи? :)
Марина Черномаз(Kira Lyss)[11.06.2008 13:27:08]
   Сергей, к твоим замечаниям у меня есть одно, глобальное, возражение: ты не учитываешь жанр рассказа. Пытаешься его "вылизать"­ в ключе литературного языка.
   Это так называемая, реальная история, то есть, записанная со слов рассказчика. А следовательно, все шероховатости сленга, просторечные словечки, неудачные повороты фраз - имеют право на существование.
   
   Скажем, если бы все это было монологом героини, вкрапленным в большой роман - ты бы иначе смотрел? Если нет, тогда увы. Нам друг друга не понять.
   
   Тем не менее, real story должна читаться без пробуксовки и спотыкания на явных ляпах. Некоторые из замечаний мне представляются разумными. Особенно повторы =я, я, я= . Хоть это монолог, т.е. от первого лица, но все же надо элегантно избегать излишнего "яканья".
Любовь Кочина (Любава)[11.06.2008 15:23:38]
   Если бы этот "монолог дворовой кумушки", как здесь выразились, был частью романа...то можно было бы принять. Как отдельный рассказ эта работа не тянет.
   
   Это не рассказ. Это перечисление событий жизни. Не цепляет. Не понятно, что хотел автор этим сказать. Нет изюминки, за которую бы читатель мог зацепиться, что мог бы взять на вооружение. Чувствуется только некоторая, скрытая назидательность. Автор не обладает ярким воображением, бедные литературные образы, Нет яркой кульминации .. Повествование тусклое, безликое. Не дающее надежды. Возможно автор молод и неопытен, раз не смог эту историю показать в более образно и занимательно. Так пишут письма в женские журналы или посты на форумах.
    ЭТО МОЁ ИМХО, Прошу автора не обижаться
   
   ДОПОЛНЕНИЕ:
    Думаю, что тема не плохая. Но не раскрыта так, что могла вызвать интерес.
    С уважением.
Марина Черномаз(Kira Lyss)[11.06.2008 16:13:06]
   А разве проданный ребенок - не кульминация?
Марина Черномаз(Kira Lyss)[11.06.2008 16:09:53]
   Вношу дополнительную информацию:
   
   помимо темы, был определен объем - не более, чем, кажется, 4,5 тыс. знаков. детей непременно должно быть трое, и непутевая мамаша обязательно страдать в конце. т.е. "зло наказано".
Любовь Кочина (Любава)[11.06.2008 16:36:34]
   Марина, да технически придраться не к чему. Хотя сейчас, в связи с дополнительной инфой, мне есть возможность и технически придраться. - Произведение, если оно законченное, НЕ НУЖДАЕТСЯ в объяснениях. Оно самодостаточно.
    По поводу того, что "проданный ребенок- кульминация"...­это­ только текст. Кульминация должна отличаться накалом, а не фактом присутствия.
Марина Черномаз(Kira Lyss)[11.06.2008 16:53:07]
   На мой взгляд, кульминация тут ложится на развязку: эмоционально самый острый момент. Хотя просится несколько фраз еще, незакончено немного...
Любовь Кочина (Любава)[11.06.2008 17:05:17]
   Марина, ты жестокая...зачем ды ты не дала последний шанс горе-матери?(если это твое произведение)
    Почему нет развязки...быстрой, неожиданной? Развязки, раскрывающей ещу одну истину бытия...?
    Твоя героина осознала свою неправоту. И потому ее поведение аллогично. Мало того, что она будет жить с этой тяжестью. Так будет в жизни. А на художественное проиведение ложится еще и другая миссия. Особая. Указать выход. Взорвать обстоятельства...или­ ...убить виноватого(не обязательно фактически)
    Это ведь, названо рассказом, а не...просто историей из жизни.
    С уважением.
Марина Черномаз(Kira Lyss)[12.06.2008 12:26:17]
   Люба, ты попала в точку. Определение «рассказ» относительно этого небольшого произведения несколько условно.
   
   Выше я говорила, что данный опус (что по латыни означает произведение) относится к жанру «реальная история» или ИИЖ. Жанр, широко распространенный в периодической печати и постепенно переползающий в традиционную литературу. И очень-очень популярный у широких средних слоев читателей. Так сказать, печатный вариант сериалов. Что само по себе не есть ни плохо, ни примитивно. Важно, как это все сделано. Уставшая после рабочего дня женщина, девчонка, от которой сбежал любимый, старушка, для которой нет другой отрады, кроме мыслей о кладбище, читая эти истории находят в них утешение, ответы на свои вопросы, надежду, в конце концов. И если ИИЖ написана хорошо, если читатель смеется или плачет, или задумывается – цель достигнута, а автор работал не зря!
   
   Многие собратья-литераторы свысока смотрят на «чтиво» для теток и девчонок, присматривая себе лично местечко рядом с Бальзаком. Но я иначе смотрю на этот слой массовой (ага, замечательное определение) культуры. Массовое «трамвайное» чтение – это данность сегодняшнего дня, но ничто не говорит о том, что такое чтение следует рассматривать как произведения второго сорта и презирать тех, кто читает именно такую литературу, а не Достоевского (кстати, лично я его терпеть не могу, считаю скучной чернухой, уж простите).
   
   В общем, я долго могу распространяться на эту тему, потому что сама работаю преимущественно в этом жанре (за зарплату), и то, что пишу для души, а не для зарплаты, тоже ближе к массовой литературе, чем к философии.
   
   ИИЖ имеют некоторые жанровые «фишки»:
   
   - сжатое изложение: минимально пейзажи, рассуждения, размышления, описания
   - непременно сюжетное построение, и непременно от первого лица
   - желательно – свет в конце туннеля. Зло должно быть наказано, или хотя бы наказание предполагается
   - текст должен напоминать рассказ реального человека (устный, в письме , и тп).
   - как правило, редакционное задание (эта ИИЖ написана для журнала) определяет объем, тему, персонажей, и даже направленность финала.
   
   Представленный для осмея… рецензирования «рассказик» - это еще неотредактированный вариант публикации для журнала «по заданию».
   
   От такие пироги. Мне было очень интересно услышать такие разные мнения. Есть, над чем подумать.
   
   С теплом, Марина
Ольга Иванова (Ivolga)[12.06.2008 15:33:20]
   Произведение (не силюсь определить жанр) написано живо, без особых стилистических погрешностей. Тема важная, увы, современная.
    Как образец маскультуры - хороший. Но... ЛИТЕРАТУРА развивается по своим законам, отличным от маскультуры. Я категорически против того, чтобы их смешивать. Этак можно и "Отелло" смешать с "Муркой" - и там, и там героиню "ликвидировал&q­uot;­ горячо любящий ее мужчина за ее предательство (кажущееся ему или явное) ;) Литература - это не только фабула, но и ОБРАЗЫ. Здесь просто пересказ событий. Главной героини (рассказчицы) почти не видно. Ее речь не очень колоритна, образ смазан. Ему не достает выпуклости, киких-то важных штрихов, психологичности, если хотите. Это не требуется в журнале типа "Житейские истории", но это неоходимо в литературе.
Марина Черномаз(Kira Lyss)[12.06.2008 17:33:06]
   А не нужно смешивать. Это два слоя (стороны, этапа, ступени) КУЛЬТУРЫ. в нас все еще говорит взращенное советской идеологией некоторое презрение к массам. Парадокс общества, деклларирующего себя "народными массами".
   
   Массво - не значит плохо. Кажется, именно, в эпоху Шекспира театральное действо считалось плебейским, а превозносились греческие трагедии?
поруТчик[16.06.2008 12:16:52]
   Хотите блох? Их есть у меня.
   
   Слёзовыжимательный текст. Ах! девочка беременна, ах! как ей, бкдняжке тяжко жить на свете одной (ну, плюс матушка), ах! ребёночка продала...
   В общем-то, стандартный наборчик приёмов, чтобы читатель сначала возмущённо задохнулся, потом заинтересованно замолчал, а к финалу скупую слезу выжал. По поводу несправедливости бытия.
   Беспроигрышный, надо сказать, приём, и умело разыгранная, обречённая на успех ситуация. И редактору понравится (гладенько так написано, интересненько), и читатель всплакнёт в нужном месте и по нужному поводу.
   
   Вот только страшно стало... И совсем не там, где Вы думаете.
   Так это, Вы говорите, мама про свою родную дочь рассказывает? Спокойно так перебирает: "у меня девочка полненькая", "Вытрясти из Ленки, кто это так постарался", " ее чуть не убила: когда успела". Чувствуется за версту - равнодушие, если не злоба. Словно не про своё дите родное рассказывает, а про соседскую девку, которую раз в месяц видит.
   Я всё понимаю... две работы (а кому сейчас легко?), муж сволочь (да все они козлы, надо сказать!), а тут ещё эта (мерзавка малолетняя) в подоле приподнесла.
   И вот если это разглядеть - вся история-то с ног на голову становится. Наказания без вины - ох, не бывает. И если ты стала бабушкой в тридцать лет - сама, милая, виновата.
   Вот только нет этого в тексте. За кадром осталось. А туда, надо сказать, очень немногие заглядывают.
Ольга Иванова (Ivolga)[16.06.2008 14:59:44]
   Согласна с бОльшей частью высказывания. Но добавила бы свое. НАСТОЯЩАЯ (ИМХО) литература не вывела бы образ старшей матери - как зло. Вывела бы во всей многогранности, которая рождала бы ПОНИМАНИЕ ситуации и матери-старшей, и матери-младшей. Не вину бы, а беду показала.
    Потому что не может мать своей дочери дать больше, чем имеет. Что в нее саму вложили родители, то она и вкладывает в собственное дитя. Если родители "" старшей матери все силы вбухали в то, чтобы она была сыта и одета (в этом и только в этом проявлялась их любовь или "любовь" - как вам угодно), то старшая мама ПРОСТО НЕ УМЕЕТ любить иначе. При этом она может выворачиваться наизнанку, всю себя отдавать обеспечению дочери... которой всю жизнь будет не хватать задушевного общения. Старшая мать просто НЕ ЗНАЕТ, что это такое...
   
    Черно-белая литература - это социалистический реализм. Там четко: вот враг Страны Советов, вот друг, а между ними - никакой прослойки. В жизни все намного сложнее. Тот, кого мы ненавидим, может оказаться настолько глубоко несчастным человеком, что это может вызвать... даже нашу любовь (она иногда и начинается с сострадания). Люди так неоднозначны...
поруТчик[16.06.2008 12:21:21]
   Я тут посты почитал... вдогонку, так сказать.
   
   Вот Вы говорили: "и непутевая мамаша обязательно страдать в конце. т.е. "зло наказано"."­;­
   А можно уточнить, специально для меня - Вы, простите, какую из двух мамаш в виду-то имели? Когда про "зло" говорили"?
   Зло тут, надо сказать, не те парни, и не "ближние зарубежцы", и не общество с правительством впридачу.
   Так что... кого наказывать-то будем?
Ольга Иванова (Ivolga)[16.06.2008 15:02:40]
   Мне кажется, литераторы не судят и не наказывают. Они показывают. И... сострадают.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта