Обзоры и итоги конкурсов Автор: | Игорь Краснов | | Тема: | Итоги литконкурса "А я любить не перестану" (номинация "Рассказ или сказка о любви") | Ответить |
| ИТОГИ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНКУРСА "А Я ЛЮБИТЬ НЕ ПЕРЕСТАНУ..." (номинация "Рассказ или сказка о любви") ЛОНГ-ЛИСТ Литературный конкурс «А я любить не перестану…» ещё раз убедительно показал, что тема любви неиссякаема, как бескрайное море, и интересна достаточно широкому кругу авторов. Другое дело — как эта тема воплощена на деле. Вот тут-то стоит сказать о следующем. Во-первых, о самом Положении этого конкурса. Как показали обзоры конкурсных работ, оно оказалось поспешным, не до конца разработанным. И всё потому, что мы не учли главного — многогранности, многоликости любви. Да-да, любовь бывает счастливой, безответной, духовной, животной — долго можно перечислять. Отсюда, конечно, если иметь в виду только номинацию «Рассказ или сказка о любви» столь разнообразие форм прозы: просто сказка, рассказ-история, рассказ-признание, рассказ-исповедь, рассказ-эротика. А потому, как кажется, и номинаций в Положении должно было быть больше. Или же, если не избежать недобора по номинациям, можно было, например, разработать новую систему дополнительных поощрений. А так мы всё свалили в кучу — и сами же потом во всё разбираемся. Не дело это, конечно. Во-вторых, о системе оценивания конкурсных работ. Мы так до конца не пришли к определённому решению. Каким образом всё оценивать? По системе баллов, где запросто может довлеть читательская эмоциональность? Или же по новой, так называемой, системе безупречности и безошибочности. Это уже выше уровень, более профессиональное отношение к обзору конкурсных работ. Поэтому, чтобы нам вдруг не пришлось краснеть перед всем авторским сообществом портала за присвоение некачественному произведению призового места, лично я больше склоняюсь ко второму варианту судейства. Потому что, несомненно, именно такой подход может в значительной степени повысить процент нашей непредвзятости в частности и высокого уровня итогов и обзоров в целом. Теперь что конкретно по конкурсным работам. Всего работ поступило 61. Увы, среди них не оказалось такого текста, который бы был идеален со всех сторон: стопроцентное попадание в тему, сюжет, художественное воплощение, стилистика, орфография… — в конце концов. Но особое впечатление осталось от следующих работ: Steigmann (Владимир Штайгман) «Учу летать» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158 762&pid=17&nom_id=79 Рассказ вызывает неоднозначное отношение. Да, по форме изложения он шероховат. Как, впрочем, сама жизнь. В нём, конечно, есть минусы в техничном плане… Но! Но какая жертвенность, какое благородство чувств и самозабвенность, какое бескорыстие любви, какая энергетика, сила исходит от этого рассказа — впечатляет, даже очень. К нему (к рассказу) нельзя отнестись с равнодушием, совсем уж бесчувственно. Он вызывает сопереживание, заставляет мыслить, искать ответы на вопрос «Почему так всё получилось?», а после прочтения не сразу приходишь в себя… Валерий Белолис «Хитрое море» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=418 86&pid=17&nom_id=79 Такое же неоднозначное отношение. Эротично. Но о любви ли (в полном её смысле)? Если иметь в виду, что рассказ «о любви через призму эротических прикосновений» (Хельга Янссон), то, наверное, можно согласиться. Кроме того, здесь есть существенный плюс. А именно, как отметил Эльдар Ахадов, у автора «есть хотя бы своё собственное лицо. Повторяю: оно может нравиться, может активно не нравиться, но … оно есть!». И ещё: «О них (о рассказах «Учу летать» и «Хитрое море» — прим. И.К.) можно спорить, их можно принимать или активно не принимать, но в любом случае, после них есть о чем говорить, эти работы запоминаются. В них нет гладкописи…». И с этим не поспоришь. Татьяна Орбатова «Парадоксы империи чувств» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 563&pid=17&nom_id=79 В целом рассказ после прочтения оставил хорошее впечатление. Автор непросто описал задуманное, но и, как показалось, внёс в него что-то из своего, личностного. Это-то как раз и располагает, повышает читательский интерес. Ты ясно чувствуешь автора, его душу, его чувства — и это, конечно, просто здорово. Хельга Янссон права: «Рассказ будит чувства, эмоции, настраивает на соответствующий лад. Рассказ очень мелодичный…». Единственное к чему здесь можно придраться — так это техничное воплощение авторской задумки: кое-где обнаруживаются отсутствие собранности, смысловой взаимосвязи («Не плеснёт рыба хвостом по воде, даруя небу радужные чешуйки…»), перебор с символизмом… Людмила Рогочая «Звёздная сказка» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 009&pid=17&nom_id=79 Сказка есть сказка! Кто их с детства не любил читать? Да ещё, если неплохо и красиво написано — слов нет. Но в этой сказке явные авторские промашки. Например, неверно дан образ лешего. Тут прав Эльдар: «У Лешего волосы серые с зелена, ходит он, никогда не подпоясываясь, и ухо у него только одно — это и есть славянский Леший по каноническим параметрам общеславянского фольклора…». Плюс, как показалось, концовка текста малоубедительна. Да и сами герои получились какие-то малодейственные, авторское присутствие в сказке оказалось выше, довлеющим… Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон) «Сказка любви» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160 653&pid=17&nom_id=79 Явно обнаруживается ряд огрехов, которые коробят общее впечатление от чтения. Ну, например: «Он пошёл, куда глаза глядят. Они привели к реке…» — как глаза вообще могут кого-то вести? Или «Высох в объятиях солнечного ветра и направился к друзьям…» — разве на самом деле бывает солнечный ветер? Конечно, тексту нужна чистка, редакторская правка. Но, как верно заметил Эльдар Ахадов и что, несомненно, является неоспоримым плюсом, это состоявшийся рассказ «о первой ещё детской нарождающейся любви. Автору удалось передать тот самый воздух между детством и подростковым возрастом, который редко кому удается уловить так точно…». Михаил Нейман «Любви история да с комментариями» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160 110&pid=17&nom_id=79 Путешествие в прошлое, милые сердцу воспоминания. А это всегда трогательно. А тут ещё то, как это всё сделано. Бесспорно, у автора свой, ни с кем не схожий, стиль, своя манера. В целом всё сделано качественно, на должном уровне. За исключением, конечно, некоторых моментов. Ну, например: «Мы сидели на Марсовом поле, в разорванном кольце сиреневых кустов. Над нами свисали огромные её гроздья…» — не может не возникнуть вопрос. Какие гроздья свисали, чего? Литература — не кроссворд, чтоб читатель гадал, что автор своей фразой подразумевал. Поэтому думается, тут немного иначе надо было построить предложение — либо: «Мы сидели на Марсовом поле, в разорванном кольце кустов сирени…» или «Над нами свисали огромные гроздья сирени…», либо ещё как-то. Или вот: «…обнимаемся в неуклюжей лодке на Елагиных островах…» — странная фраза. Разве лодка бывает неуклюжей? Неуклюжим бывает человек… Юлия Краснопёрова «Подоконник» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 845&pid=17&nom_id=79 При первом разе чтения рассказ не производит такого впечатления, что его сразу стоило бы включать даже в Лонг-лист: Милая, красивая сказка для взрослых. К тому же сентиментально-романтическая. Правда, любовь здесь едва зарождается. Ито это из категории домысла… Однако, после двух-трёх прочтений, приходишь к мысли, что не всё так уж плохо. Взять, к примеру, авторскую искренность — в художественном тексте (да ещё о любви!) это много значит. Panda «Он, она и я» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158 916&pid=17&nom_id=79 Неплохо написано. В рассказе автором осуществлена попытка раскрыть перед нами внутреннее состояние героя, его переживания. Думаю, это удалось. Текст читается на одном дыхании. Высок уровень эмоционального восприятия. И ошибок немного можно обнаружить, что, конечно, даёт автору существенный плюс. Но в то же время нельзя не обратить на один момент. А именно —репортажность текста. Пусть и с некой окраской психологизма… Художественности бы побольше! Роман Кузнецов «Лиза» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160 496&pid=17&nom_id=79 Почему бы и нет! Такое тоже запросто могло случиться на самом деле. Мило. Красиво. Романтично. Легко. Рассказ заставляет сопереживать, а это уже о многом говорит. Вот только уж слишком много «Лиза» — коробит зрение… Юлия Гайдар «Прощение» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=159 051&pid=17&nom_id=79 Сильно. Ничего не скажешь. Бьёт по душе, мыслям своей трагичностью. Увы, любовь бывает не только счастливой… В общем, есть о чём задуматься. Технические огрехи в тексте, конечно, присутствуют. Например: «Точнее не ее, а бездыханное тело, в котором томилась 23 года»… Но это обнаруживается только при детальном разборе. Irina Gend «Путешествие в страну любви» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=159 405&pid=17&nom_id=79 Легко написано, интересно. Потому, наверное, читается на одном дыхании, а главное — западает в душу. В этой сложной жизни полезно иногда и помечтать… Михаил Смирнов «Признание» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 030&pid=17&nom_id=79 Первое впечатление от прочтения этого рассказа было сильным, впечатляющим. Но при детальном разборе поймал себя на мысли, что это совсем не рассказ в его чисто-художественном виде. Ведь что предполагает рассказ в своей основе? Прежде всего — наличие героя, его образа, какого-либо действия, диалогов. В «Признании» же ничего этого нет. Перед нами что ни на есть самое настоящее любовное признание, монолог, фантазии на тему любви. Вот если бы у нас была номинация «Любовное признание» — тут бы вообще не было никаких сомнений, рассказ сразу и твёрдо бы претендовал на лидирующее место! Это — во-первых. Во-вторых, в рассказе нигде чётко не прорисовывается чувство «А я любить не перестану». Перед нами, можно сказать, яркая вспышка, очень желаемое, мимолётное чувство. «А я любить не перестану» — это чувство не мимолётное, уж точно длительное, проверенное временем, жизненными обстоятельствами. Кроме того, любовь — это ещё и поступки, конкретные поступки (яркий пример тому рассказ «Учу летать»)… Виктория Крижановская «Потом — значит Никогда…» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=146 562&pid=17&nom_id=79 Житейская история. Трогательно. С элементом трагичности. Есть, конечно, некоторые претензии к техничному исполнению авторской идеи (к примеру, взять хотя бы пятый абзац текста…), но в целом интересно было читать. Любовь Сказкина «Чувства» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=155 869&pid=17&nom_id=79 После прочтения сразу не забывается. И уже это хорошо. Немного, а сколько всего, какая гамма переживаний — «от любви до ненависти» и обратно — поразительно. Только вот перед нами настоящая ли любовь, о которой мы читали ещё со школьной скамьи и так долго мечтаем? На ум невольно приходит сравнение с хозяйкой, у которой есть собачонка: эта гаркнула, — та тут же должна прибежать, незамедлительно, а гаркнула ещё — и чтоб вмиг исчезла... Что-то не хочется оказаться на месте собачонки. По-моему, любовь, замешанная на страхе, привычке и зависимости, — уже не любовь. Что угодно, но только не НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ! Ольга Королёва «Испанский танец» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158 186&pid=17&nom_id=79 Он и Она… Жизненно. Лирично. В целом авторская идея заслуживает внимания. Но вот в техничном исполнении текст явно «хромает» от невнимательности, порождая массу вопросов и противоречий. Тут прав Эльдар Ахадов: «В начале этот молодой человек ничем не отличался. (В начале чего? Не отличался от кого? Такую фразу можно давать не до, а после какого-то текста о чем-то, но не первой же строчкой) Только то о нем можно было сказать, что его лицо среди мужской части балетной труппы обращает на себя внимание особой дерзостью, граничащей с наглостью, — гонором, свойственным юности. (Противоречие: только что говорилось о том, что он ничем не отличался от неизвестно чего и вдруг – прямо противоположное)…» ШОРТ-ЛИСТ 1-е место: Не присуждается никому 2-е место: Steigmann (Владимир Штайгман) «Учу летать» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158 762&pid=17&nom_id=79 2-е место: Валерий Белолис «Хитрое море» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=418 86&pid=17&nom_id=79 3-е место: Татьяна Орбатова «Парадоксы империи чувств» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 563&pid=17&nom_id=79 3-е место: Людмила Рогочая «Звёздная сказка» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 009&pid=17&nom_id=79 3-е место: Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон) «Сказка любви» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160 653&pid=17&nom_id=79 Грамота: Михаил Нейман «Любви история да с комментариями» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160 110&pid=17&nom_id=79 Грамота: Юлия Краснопёрова «Подоконник» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 845&pid=17&nom_id=79 Грамота: Panda «Он, она и я» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158 916&pid=17&nom_id=79 Грамота: Роман Кузнецов «Лиза» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160 496&pid=17&nom_id=79 Юлия Гайдар «Прощение» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=159 051&pid=17&nom_id=79 Irina Gend «Путешествие в страну любви» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=159 405&pid=17&nom_id=79 Михаил Смирнов «Признание» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=157 030&pid=17&nom_id=79 Виктория Крижановская «Потом — значит Никогда…» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=146 562&pid=17&nom_id=79 Любовь Сказкина «Чувства» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=155 869&pid=17&nom_id=79 Ольга Королёва «Испанский танец» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=158 186&pid=17&nom_id=79 В завершении хочется сердечно поблагодарить всех: авторов портала «Что хочет автор» — за активное участие в столь интересном и вечном конкурсе о любви, коллег по жюри — за взаимопонимание и взаимоуважение, титаническую и профессионально сделанную работу. Спасибо вам. И будьте счастливы! Новых вам творческих свершений! И до новых встреч! Искренне Ваш… Игорь Краснов. |
| Спасибо, Эльдар и Игорь, за награду и добрые слова о Leo Himmelsohn (Лео Гимельзон) «Сказка любви» http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=160653&pid=17&nom_id=79 "«Он пошёл, куда глаза глядят. Они привели к реке…» — как глаза вообще могут кого-то вести?" Конечно, в переносном смысле. Общепринятом для слова "вести" даже в прозе. Кстати, именно они ведут нас более, чем остальное, ибо несут нам львиную долю информации. Тем более в состоянии согласно контексту. По-моему, если вжиться в образ и настроиться на заданную волну звучания, надеюсь, лиричного и по содержанию, и по форме, то художественная правда воспринимается вполне однозначно. Однако, может быть, "со стороны виднее"... "Или «Высох в объятиях солнечного ветра и направился к друзьям…» — разве на самом деле бывает солнечный ветер?" Даже в буквальном смысле - движение раскалённого газа на светиле. Здесь - простой, но живой и красноречивый художественный образ. Почему бы не представить себе выход из прохладной воды на солнце с ветерком? Конечно, перед автором нередко стоит задача пройти между Сциллой литературного штампа и Харибдой свежего, неожиданного и непривычного образа... А вот удивительной проникновенности Эльдара Ахадова "это состоявшийся рассказ «о первой ещё детской нарождающейся любви. Автору удалось передать тот самый воздух между детством и подростковым возрастом, который редко кому удается уловить так точно…»" я благодарно удивляюсь. Какая тонкость восприятия и поэтического выражения! Просто поражён! Огромное спасибо! |
| Благодарю Вас, дорогой , Игорь, что Вы сделали подробный и добрый разбор произведений! С уважением. Президент МСП, Злата Рапова |
|
|