Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разрешите не согласиться!
К темам проекта
Автор:Уваркина Ольга 
Тема:Страсти по БрайлюОтветить
   Сразу хочу оговориться, что к написанию этой статьи меня привело не чувство попранной справедливости, восстановление в законных правах произведения Марка Луцкого и не личные обиды.
   Мне просто попался на глаза пост Геннадия Неймана, так называемый детальный «разбор полёта» «Азбуки Брайля», с которым я, в корне - не согласна. Многие, прочитав, мнение Геннадия по строкам и не вникнув глубоко в суть написанного автором произведения, могут согласиться и восхититься деловым подходом Геннадия, мнением зрелого и заслуженного мастера поэзии.
   Мне это мнение показалось предвзятым. Постараюсь объяснить – почему.
   Прежде, я хочу сказать о том, что стихотворение Марка Луцкого не отношу к шедеврам той высокой поэзии с высокой чувственностью обольщения слуха. Произведение просто повествует об открытии учёного, о его вкладе в мировую историю, о значимости его открытия. Автор мог бы выбрать более выигрышную тему о художнике, скульпторе, музыканте, с большим надрывом рассказать о терзаниях непонятой души мастера, но он выбрал другой путь: рассказал о создателе азбуки для слепых, коротко и не очень эмоционально. Какими словами можно рассказать об открытии электричества или радио, в частности?
   Вы знаете, я сама, до соприкосновения с этой темой, практически ничего не знала об этом учёном – практике – Луи Брайле. Теперь знаю. Спасибо Марку Луцкому – открыл глаза.
   Марк Луцкий относится к поколению, воспитанному на хороших традициях советской поэзии и пишет он именно так, а не иначе, как того требует современная мода, желание выразится оригинальней даже скандальней, если того требует обстановка и время. Поэзия тоже бывает разной. Можно душу наизнанку выворачивать и кричать на весь мир, а можно, вот так, спокойно, рассказать миру о том, чего тот не замечает, в силу своей «зашоренности» или душевной слепоты. Можно спорить: что важнее и нужнее человеку.
   Мне бы очень хотелось опубликовать всю статью из Интернета о Брайле, но я не хочу утомлять Вас, прочитаете сами, если захотите. Теперь по порядку о разборе стихотворения.
   
   Геннадий Нейман: «1. итак, текст стихотворения.
    первые четыре строки
   
    Шесть точечных волшебных бугорков,
    И оживает мир литературный –
    Здесь Мопассан и Байрон, и Лесков,
    И музыка – шопеновы ноктюрны.
   
    Нелогичность видна невооруженным, что называется, глазом.
    "Оживает мир литературный -
    здесь Мопассан и Байрон, и Лесков,
    и музыка - шопеновы ноктюрны"
   
    во-первых, с какой стати упоминается музыка? я впервые слышу о том, что слепые люди еще и глухие. и что им, чтобы услышать музыку, требуется прочитать ноты.
    во-вторых, на каком основании музыка попадает в литературный мир? она идет перечислением вслед за особо избранными авторами - за Мопассаном, за Байроном, за Лесковым - через запятую.
    в третьих, откуда такая избранность? именно Мопассан, именно Байрон с Лесковым и обязательно шопеновы ноктюрны? кроме вышеперчисленных авторов ничего более на шрифт для слепых не переводили? или это Брайль их перевел?
    Брайль использовал для своей системы нотные знаки - но шрифт Брайля не применялся и не применяется для нотной записи».
   
   Брайль, Брай (Braille) Луи (4.1.1809, Кувре, — 6.1.1852, Париж), французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте. В 1829 разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт слепых (см. Брайля шрифт). Первой книгой, напечатанной по системе Б., была «История Франции» (1837). В России книгопечатание шрифтом Б. началось с 1885. Кроме букв и цифр, Б. на основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.(Интернет)
   Мой взгляд: Музыку можно слышать, но как её записать, как сыграть, если ты слеп? Автор очень ясно расставляет акценты на мире литературном (Мопассан, Байрон, Лесков) и на музыке - (шопеновы ноктюрны). Почему именно эти, а не другие? Так захотел автор – это его право. Чем эти авторы хуже других, признанных во всём мире? Или надо всех перечислять для полной ясности? Не более, чем придирка к автору.
   
   Геннадий Нейман: « вторые четыре строки
   
    И звуки, и слова несутся вдаль,
    И глаз увидел золотые ветви.
    И это все придумал добрый Брайль,
    Незрячий педагог двадцатилетний.
   
    во-первых, звуки, конечно, могут нестись вдаль. но для звуков не требуется азбука Брайля. а вот слова вдаль нестись не могут, если они не произнесены, а прочитаны.
    во-вторых, откуда взялся глаз, увидевший золотые ветви? я уже спрашивал - эти ветви один глаз увидел? почему не оба?
    опять же нелепость этих строчек видна любому беспристрастному читателю. почему золотые ветви? а не серебряные яблоки? не хрусталь небесной сферы?
    в-третьих, слепые люди не могут ничего увидеть - они могут почувствовать, представить. зрячему человеку не дано знать, КАК слепой от рождения человек представляет себе цвет и форму.
    в-четвертых, совершенно убойная рифма "ветви-двадцатилетни­й"­ - тоже бросается в глаза.
    в-пятых, словосочетание "добрый Брайль" на кого рассчитано? подобная характеристика уместна, когда ребенку объясняют основы личности - добрый дядя, злой дядя, добрый дедушка Мороз, злая Баба-Яга. в стихах для взрослых подобное выглядит неуместно и глупо».
   
   Мой взгляд: Слепой человек научился читать. Он смотрит на мир иначе: глубже, дальше. Он открывает другой, новый мир. Потому и» звуки, и слова несутся вдаль».
   Глаз – это обобщённо. Почему, вполне понятно: »и видит око да зуб неймёт». Это нормально? «Ветви золотые»… А почему – нет. Весь мир для слепого сплошная ночь. «Золотой ветвью» можно считать и эти точечные бугорки – значки, подарившие слепому надежду и возможность видеть мир, знать о нём. О цвете судить сложно, но формы слепой человек чувствует и осязает лучше зрячего. А рифма : ветви – двадцатилетний – не самая худшая из поэтического набора.
   По поводу доброты распространяться не буду. Тут мы во мнениях с Геннадием никогда не сойдёмся. Потому что доброта Брайля на самой высокой ступени человеческой нравственности и самоотдачи. Она определяет сущность человека. Именно, не умом, а самоотрешённостью своей души во имя счастья познания для многих увечных.
   
   
    Геннадий Нейман: «последние четыре строки
   
    Он не свернул с проложенной тропы,
    Шагал вперед, и он не мог иначе.
   
    Бывает, что и зрячие – слепы,
    А вот у Брайля и слепые – зрячи.
   
    Я уже спрашивал - кем была проложена тропа, по которой Брайль "шагал вперед"?
    До Брайля были попытки разработать точечную фонетическую систему для чтения вслепую. Эта система была очень сложной. И говорить о том, что это была уже проложенная тропа - грешить против истины, потому что Брайль разработал совершенно оригинальную систему чтения для слепых.
    Впрочем, читатель может и не знать подобных подробностей. но писать, что изобретатель шел "проложенной тропой" - это лишать Брайля приоритета.
    таким образом две первых строки последнего четверостишия теряют смысл».
   Мой взгляд: А что стоило Брайлю согласиться с уже предложенной до него системой чтения?
   «В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки.
   Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась..» ( Из интернета)
   Да, как видите, не на ровном месте создалась новая система, были и учителя у талантливого ученика.
   Так чем же погрешил Марк Луцкий против истины? Где солгал? Приукрасил?..
   
    Геннадий Нейман: « единственное, что заслуживает внимания в этом стихотворении - это последние две строки, действительно, афористичные.
    но присуждать в номинации призовое место за две последние строчки - это нонсенс.
    присуждать призовое место в номинации за "трогательное отношение к инвалидам" - это заведомо ставить авторов в неравные условия соревнования. ибо в этом случае любую сентиментальную чушь можно будет оправдывать трогательным отношением к чему бы то ни было. ах, стихи о младенцах - в призеры их, невзирая на примитивность. ах, стихи о матерях - святое - в призеры, невзирая на убогость рифм. ах, стихи об ветеранах войны - в призеры их, невзирая на безграмотность автора».
   Моё мнение: А вот тут никакого нонсенса нет! Я, честно говоря, не вижу в авторе человека, желающего разжалобить публику, а в его произведении - произвести впечатление на окружающих. Всё, написанное им об азбуке Брайля, предельно спокойно, тепло и светло.
   
    «Бывает, что и зрячие – слепы,
    А вот у Брайля и слепые – зрячи»
   А это для всех нас, кто в погоне за чистотой и «высокостью» в поэзии не должен забывать о главном: душевной слепоте, которая поражает нас, когда мы не желаем видеть и слышать своего товарища по перу.
Миня Пожарский[13.06.2007 23:16:53]
   Оля! Замечательный разбор стихотворения, несущего глубокий душевный импульс,доброты.Но по технике Г.Нейман прав, стих слабый. Вы отдали предподчение силе эмоционального воздействия.Это ваше право, как и право Г.Неймана оценить его с точки зрения техники стихосложения.
   С уважением,
Уваркина Ольга[13.06.2007 23:27:02]
   Миня! Я всё понимаю и не отспариваю, ведь не глупая же совсем. Мне очень хочется, чтобы и Геннадий кое - что понял. Ведь, важно: КАК сказать автору о своём несогласии, КАК преподнести свою точку зрения. КОМУ БОЛЬШЕ ДАНО, С ТОГО БОЛЬШЕ И СПРАШИВАЕТСЯ...
Марк Луцкий[14.06.2007 08:01:37]
   Спасибо, Ольга. Вы все правильно поняли.
    Только жаль, что все это опубликовано здесь, а не под "разбором" Г.
   Неймана.
    С пожеланием успехов,
    М.Л.
Марк Луцкий[14.06.2007 08:17:14]
   Миня, хорошо было бы, если бы Вы привели конкретные примеры слабой техники стихотворения.
    И неплохо бы сделать это под настоящим именем, а не под клоном. У меня к клонам какое-то брезгливое отношение, Вы уж меня извините.
   Вы кого-то или чего-то боитесь?
Никита Брагин[14.06.2007 07:57:38]
   Видите ли, Ольга, рассматриваемые стихи - бледное описание и не более того. Поэтической мысли, как таковой, я здесь не вижу. Лирического переживания - тоже. Никаких находок - тоже. Знаете, чем, кстати, поэзия отличается от прозы? Во-первых, тем, что ее нельзя объяснить - так как Вы объясняете сейчас эти стихи. Она трансцендентна, она - магия. Во-вторых - ее нельзя пересказать прозой без невосполнимых потерь. Здесь - элементарно. Вы прекрасно рассказали о Брайле, и Ваши суждения куда интереснее и познавательнее этих бедных стихов.
Марк Луцкий[14.06.2007 08:11:43]
   Никита, о Брайле в стихотворении рассказал я, а Ольга привела данные энциклопедии. Полагаю все-таки, что разница в данных сообщениях имеется, и существенная. Во всяком случае, хотелось бы на это надеяться.
   С пожеланием успехов,
   М.Л.
Эдуард Караш[16.06.2007 02:37:49]
   Prinimayu zakazy na razbor na molekulyarnom urovne lyubyx stihotvorenij, v pervuyu ochered6 - laureatov. Pux i prax garantiruyu! IT is FREE!
   ;-:))=<~~~
Никита Брагин[17.06.2007 17:49:58]
   Ежели free, то сие - не заказ. Последний же осуществляться может за мзду денежную или натуральную токмо. А free - таковое можно лишь по благоволению Венеры совершить, сиречь, во любви пребываючи :)
Эдуард Караш[19.06.2007 05:22:14]
   Не "во любви пребываючи",
   А просто живя припеваючи,
   Могу я позволить хоть раз
   Бесплатно исполнить заказ?
   
   Никита, прошу Вас поэтому
   Не видеть в желании странного,
   Есть разница между поэтами
   и торговцами с путанами...
   ;-:))=<~~~
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта