Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Читальный зал Литературного портала
К темам проекта
Автор:Михаил Лезинский 
Тема:ГРАЖДАНСКАЯ ЖЕНА БУЛАТА ОКУДЖАВЫ - исследую жизнь своего КУМИРА . Из газеты «Комсомольская правда»Ответить
   Они оба как-то долго сомневались. Разница в возрасте, всякие комплексы. Наталья не хотела травм. Не хотела, чтобы Булат уходил от жены. Но он ушел. Приходил, возвращался...
   20 лет назад в августе Окуджава написал «Песенку Изабеллы», прозвучавшую в кинофильме «Капитан Фракасс», и одну из самых любимых своих песен - «А юный тот гусар, в Наталию влюбленный, он все стоит пред ней коленопреклоненный..­.».­ Мы решили встретиться с той, кому поэт посвятил обе эти песни.
   
   «Я пропала сразу»
   
   ...Дверь открылась, и зазвенели колокольчики, запахло травами, от потока ветра зашевелились листья диковинных растений и подвешенные всюду на веревочках старинные амулеты. Меня встретила миниатюрная женщина в сарафане - Наталья Горленко, актриса, певица, композитор, поэтѕ
   
   И, усадив за необычно сервированный стол, начала рассказ.
   
   - Так получилось, что, хотя я пою с раннего детства, родители категорически возражали, чтобы пение стало профессией. И я поступила в МГИМО, изучала испанский язык, пела в ансамбле «Гренада», много выступала. А потом устроилась на работу в Институт советского законодательства. И вот однажды вхожу в кабинет, а на моем стуле сидит Булат и общается с нашими девушками! Он должен был давать в институте концерт и просто зашел пообщаться. Я была его поклонницей, любила петь его песни, а тут впервые увидела его так близко... После концерта коллеги меня просто вытолкнули за ним: «Дура, догони! Тебе это нужно!»
   
   Я не то чтобы побежала, а так раздумчиво шла... Он меня увидел, обрадовался: «Куда вам ехать?» А я сказала: «Меня ждут». Меня действительно ждал муж...
   
   Потом у меня в жизни произошло много тяжелых событий. Я металась между защитой диссертации в аспирантуре и сценой. Диссертацию я все-таки защитила, и на следующий день ушла в декрет. Думала, рожу, и это будет решением всех проблем. Но ребенок сразу после родов умер... Рана в душе не затягивалась... Ровно через пять месяцев после этого я позвонила Булату. Мы встретились. В Доме литераторов. И в конце встречи говорили уже чуть ли не как родные.
   
   - Про свою трагедию вы ему рассказали?
   
   - Да. Я думаю, ему легко было понять меня, потому что он сам потерял первого ребенка - девочку в первом браке от жены Галины.
   
   Мы вообще вскоре стали рассказывать друг другу все. У Булата обаяние было настолько мощное, что я пропала сразу!
   
   - Но пропасть можно, допустим, на неделю, а потом происходит отрезвление, - возразила я.
   
   - Увы, неделя длилась годы! Чувство со временем меняется, но когда только становится глубже - это уже не шутки. И хочешь излечиться от этой болезни, да не можешь. У нас была такая ситуация, взаимная. Поэтому все эти разговоры: «Давай расстанемся»... Легко сказать.
   
   Да и вообще понять невозможно, что это за чувство, почему оно такое огромное. Он влюбился. Сразу. Я тоже.
   
   - Он любил какой-то определенный тип женщин?
   
   - Ему нравились женщины с польским шармом. Скуластые, глазастые, скажем так. У меня бабушка полька...
   
   У меня даже есть сборник его стихов, который он подписал так: «Наташе с надеждой, что она когда-нибудь споет это по-польски». Это было в начале нашего знакомства...
   
   - Вы встречались с Окуджавой, когда еще были замужем?
   
   - Да. Муж был порядочный, любящий, преданный. Латиноамериканист, занимался внешней политикой. Я бы, наверное, не решилась с ним расстаться, если бы не это просто тотальное чувство к Булату.
   
   У меня в жизни не было роднее его! О своей любви мужу я сказала перед разводом. Мы объяснились. Было нелегко. Бросать человека - это очень трудно.
   
   - А Окуджава не смог бросить ради вас жену!
   
   - Почему? Он это делал. Просто мы оба как-то долго сомневались. Разница в возрасте, всякие комплексы, ну много всего! Я не хотела травм. Не хотела, чтобы он от жены уходил. Очень все это на меня давило... Но он ушел. Приходил, возвращался. Но это все очень личное!
   
   - А с его женой у вас были конфликты?
   
   - Были. Вообще все было очень трагично и непросто. Он тяжело это переживал. И все мы, участники этой драмы. Чувство вины и ко мне, и к жене. При его совестливости это был очень непростой, тяжелый случай...
   
   Вместе с Булатом мы были плотно почти пять лет. Потом расстались на семь лет. Но я чувствовала его на любом расстоянии! В этот период много ездила с гастролями за рубеж, в Америку, Европу. Пела. А через семь лет встретились и - будто не было разлуки.
   
   - А кто первый позвонил?
   
   - Я.
   
   «Он был как мальчишка»
   
   - У Окуджавы до встречи со мной был очень большой творческий перерыв, восемь лет он вообще не писал - ни песен, ни стихов. Когда мы соединились, у него стали рождаться прекрасные стихи, экспромты, просто фонтан! ...Булат очень критически к себе относился. Иногда шутил ворчливо, если мне устраивали овацию: «После Горленко хоть не выходи!» Но чувствовалось, что ему было приятно.
   
   Умел очень элегантно охладить пыл слишком уж разгоряченных поклонников после концерта. Так это невзначай, но внятно спросить: «Птичкин, ключи у тебя или у меня?» И становилась очевидной вся бесперспективность..­.­
   
   Мы с концертами исколесили всю страну: Питер, Сибирь, Харьков, Таллинн, Баку, Крым... Самолеты, поезда, машины. Он прекрасно водил! Ритм жизни был бешеный. Булат, несмотря на свой возраст, просто летал, как мальчишка! И после каждого выступления обязательно устраивал себе проработку: что не так. Он меня очень дисциплинировал.
   
   - Он любил работать ночью или утром?
   
   - Он часто говорил: «День для любви, ночь для сна».
   
   - Он был главой семьи?
   
   - Ну, он мужчина! Хотя и поэт... Это особое качество. Ему нравилось, что я в нем так... растворяюсь. Он чувствовал себя на коне! В нем было такое сильное начало, азиатское.
   
   - А как он о вас заботился?
   
   - Он все-таки грузин... умел цветы подарить, сделать комплимент. Был исключительно обаятельным. Взгляды, улыбки... Все было настолько потрясающее, индивидуальное! Выдумал какого-то Сысоева - человека, к которому он меня ревновал, которого вообще не было на свете. Широкоплечий кандидат наук, чемпион мира по сбору грибов... (смеется). И, когда он писал мне, передавал этому Сысоеву приветы, рисовал картинки, как Сысоев меня обольщает!
   
   Самое главное - это тяга запредельная друг к другу, чтобы просто быть рядом, слушать друг друга. Все это было с какой-то жадностью.
   
   Самое большое счастье - общение с любимым человеком, растворение в нем, дарение ему себя, взаимопроникновение.­ А если просто страсть ниже пояса, то это, кроме опустошения и горечи, ничего не приносит. А если и то, и это, и все выше, и теснее - то это величайшее счастье! Мы очень чувствовали друг друга даже на расстоянии. Нам снились одни и те же сны...
   
   ...Он был осторожным человеком и опытным. Предчувствовал какие-то мои порывы. Руководил тихо, исподволь, так что я только потом догадывалась об этом.
   
   Мы любили дарить друг другу подарки. Какие-то камушки, шкатулки, книги. Вот золотая роза из магазина странных вещей в Париже... Он тонко чувствовал красоту, не терпел неопрятности. У него была любимая поговорка: «Нельзя обнять неопрятного». Придавал колоссальное значение тому, как накрыт стол и какая женщина хозяйка. Любил, чтобы было чисто, красиво накрыто...
   
   Из письма Булата Окуджавы Наталье Горленко:
   
   «Дорогой Птичкин! (так поэт называл Наташу. - Прим. ред.) В больничной суете выкроил времечко и сочинил стих, который начался с воспоминания, как ты пела романс по моей просьбе, а я в тебя уставился. Вот, оказывается, как бывает, как случайная ситуация отражается в памяти, и там начинается какой-то таинственный процесс, и в результате являются стихи. Мне кажется, что они удались, и я надеюсь, что они явятся началом маленького подъема».
   
   СТАРЫЙ РОМАНС
   
   Когда б Вы не спели тот старый романс,
   Я верил бы, что проживу и без Вас,
   И Вы бы по мне не печалились и не страдали.
   Когда б Вы не спели тот старый романс,
   
   Откуда нам знать, кто счастливей из нас?
   И наша фортуна завиднее стала б едва ли?..
   Когда б Вы не спели тот старый романс,
   Я умер бы, так и не зная о Вас, лишь черные даты в тетради души проставляя.
   
   Я умирала вместе с ним
   
   - После его смерти вы вышли замуж. Это не было предательством, может быть, смешно звучит...
   
   - Это смешно и не смешно. Замуж я вышла при его жизни, больше чем через год после нашего расставания. Казалось, так будет легче перенести разлуку. Надо было продолжать жить и ему, и мне.
   
   - А у вас сейчас есть семья?
   
   - С мужем я развелась. Сыну 17 лет. Когда Булат умер, ему было десять.
   
   - Насколько я знаю, Булат Шалвович остался с женой...
   
   - Да. Но я плохо себя представляю, честно говоря, в роли его официальной вдовы... Я такая непрактичная! К тому же концерты, гастроли. А тут такая ноша. С ней справляется его вдова Ольга.
   
   - Вы с ней общаетесь?
   
   - Практически нет.
   
   - А с его сыном?
   
   - Общалась с первым сыном Игорем, который умер. Он мои песни даже записывал.
   
   - В последний год своей жизни Окуджава был не с вами. И умирал на руках жены в Париже, где лечился.
   
   - Но я умирала вместе с ним! В физическом плане. Была «Скорая». Я еле выжила... А потом узнала, что умер Булат. Я очень тяжело переносила его смерть. Мне стало значительно легче после того, как его опустили в землю... Сейчас он для меня абсолютно живой.
   
   Я чувствую, как он отнесся бы к тому или иному моему поступку. Я думаю о нем, чувствую его присутствие! Он просто часть меня!
Михаил Лезинский[23.03.2007 01:54:48]
   ОТ ГИЛЁВА ИГОРЯ БОРИСОВИЧА :
   
    ПАМЯТИ Булата Окуджавы
   
   Вновь идут часовые любви
   И всегда будет дверь открыта.
   Шарик не прилетит - не зови,
   Маркитантка опять убита...
   
   Вновь собрался в поход король,
   Снова правят страной дилетанты,
   Неуклюже играя роль;
   Те, кто знает, как жить - эмигранты...
   
   Пусть повсюду лишь смерти крыло
   И Земля удивлённо кружится -
   Вновь придут и любовь, и тепло:
   Всё в природе должно повториться!..
   
   Ты словам его не прекословь -
   Пусть поёт он и дальше, как прежде,
   Чтобы снова стала Любовь
   Дирижёром оркестра Надежды.
   
   И пока Земля ещё вертится,
   И доколе Россия жива,
   Пусть останутся в сердце у каждого
   Окуджавы святые слова:
   
   "Давайте понимать друг друга с полуслова -
   Чтоб, ошибившись раз - не ошибиться снова!
   Давайте жить, во всём друг другу потакая,
   Тем более, что жизнь... короткая такая!.."
   
   +++
   
    ХОРОШИЕ , что называется , от души стихи вы написали. Особенно тронули последние четыре строчки. Заковыченные!
    С уважением Михаил Лезинский.
Михаил Лезинский[23.03.2007 02:54:21]
   ПОЛУЧЕНО ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ ОТ КОРРЕСПОНДЕНТА МНОГИХ ГАЗЕТ , РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ и АВТОРА МНОГИХ ПЕСЕН ВОЛОДИ ГУБАНОВА :
   
   
    Булат Окуджава... После выступления в 1984 году в театре им. Луначарского он направляется вместе с нами на ту же самую квартиру. «Вместе с нами» – громко сказано. Нужно было видеть эту великолепную процессию, растянувшуюся на полквартала.
   Впереди с мэтром – Шишкин (встреча с Окуджавой состоялась опять же благодаря его дипломатическим усилиям), а за ними , на некотором расстоянии , и , при этом ужасно робея сократить дистанцию, мы толпой. Когда наша кавалькада пересекала улицу, остановились все троллейбусы и авто. Так бывает, когда дорогу переходит рота солдат или дети в сопровождении нянечки. Помню непреодолимую сумятицу в мыслях, шум в висках и ощущение страха от близости с Поэтом.
   Окуджава песен не пел, устав после выступления в театре. Коротко отвечал на наши глупые вопросы. Конечно, всем очень хотелось поговорить с ним о том и о сем , и что бы он много чего рассказал и песни свои попел, но… но такое же, как и у меня, смятение овладело, похоже, всеми, кто был на этой сумбурной встрече. Пресс-конференции со знаменитостью не получилось. Рядом с Окуджавой даже никто не осмелился сесть. Уходя от нас , он , наверное , так и не понял, зачем эти севастопольские полудурки пригласили его в гости.
АС[23.03.2007 10:19:57]
   Кажется, об незабвенный прошлый год 3/4 века позади... Поздравляю!
   
   Ты ж одессит, Мишка, а это значит,
   Что не страшны тебе ни беды ни года,
   Ты член СП, Мишка, а член маячит
   И не теряет твёрдость никогда !..
   
   Долгих лет и нового вдохновения :)
Михаил Лезинский[23.03.2007 16:48:38]
   СЕВАСТОПОЛЕЦ БОРИС БРУСЕНЦОВ СООБЩАЕТ :
   
   Булат Окуджава был в Севастополе всего один раз. 21 октября 1984 года на сцене театра им. Луначарского состоялось его совместное выступление с Аркадием Аркановым и Натальей Горленко. Севастопольцы, побывавшие на этом концерте, бережно хранят в памяти все подробности незабываемой встречи с Поэтом. И так нелепо получилось — телевидение не запечатлело приезд в Севастополь знаменитого барда, его выступление в театре, его манеру исполнения песен, поведение на сцене. Не было тогда в Севастополе телевидения. Сохранились лишь аудиозаписи концерта. Отразим на нашем сайте это выступление Мэтра. Стихи песен, исполненных Окуджавой, ввиду их нынешней известности, печатать не будем, приведем лишь названия. Представим нашим читателям ответы Булата Шалвовича на вопросы, поступившие ему во время концерта.
   — Навеял ли вам Севастополь какие-нибудь мысли, идеи, которые со временем прозвучат в ваших песнях?
   — Насчет того, прозвучат ли они — я не знаю, но некоторые мысли навеял. Потому что живу в замечательной гостинице, без воды (смех в зале)... Но я — человек приезжий , помоюсь в Москве (смех), а как же вы? ( смех , аплодисменты )
   — Мы знаем, что в огненном сорок втором вы, будучи восемнадцатилетним, ушли на фронт. Близится сорокалетие Победы. Как отразится эта дата на вашем творчестве?
   — Я думаю, что самым лучшим подарком к этой большой дате будет произведение, которое в наибольшей степени выразит мои литературные способности. Но о чем оно будет — это не играет роли, потому что если все мы будем писать к этому дню только об одном — жить будет невозможно! Может быть, я напишу о розах... Но я постараюсь сделать хорошо! И это будет хороший подарок.
   — Какие из ваших книг вам больше всего нравятся?
   — Путь от рукописи до книги столь долог, что она успевает разонравиться. Мне не нравится ни одна из моих книг. Я считало, что лучшая моя книга еще не написана. Я ее буду стараться написать.
   — Как вы относитесь к Валентину Пикулю?
   — Я считаю, что существует большая мировая литература. Кроме того, существует литература вторичная, побочная, иллюстративная. Вот я думаю, что Пикуль относится именно к этой категории. Его можно читать, иногда даже с увлечением, но это не большая литература. Потому что, большая литература — это когда перед художником стоит единственная задача — имеющимися в распоряжении средствами рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем мире. Так писал Пушкин, так писали Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов — все великие наши писатели. К этому должен стремиться каждый... А бывает такая литература… иллюстративного характера... «Вот знаю историю. Сейчас я ее в реалистической форме проиллюстрирую для читателя…». Это тоже, наверное, интересно, люди узнают много любопытного. Но эта литература не делает нашу душу выше, возвышеннее, прекраснее!.. (аплодисменты)
   — Почему так популярен Высоцкий?
   — Ну, прежде всего потому, что это человек очень большого таланта, очень яркое явление в нашей отечественной культуре и, кроме того, потому, видимо, что его творчество соответствовало настроениям, потребностям его слушателей, читателей.
   — Откуда неудовлетворенность у многих творческих личностей?
   — Я думаю, что неудовлетворенность — это естественное состояние человека, вообще любого, не только творческого. Любого, потому, что действительность никогда не бывает идеально совершенной. И наличие всех несовершенств приводит к тому, что человек и чувствует себя неудовлетворенным. И писатель — тоже. Я думаю, что чувствовать себя полностью удовлетворенным может только круглый идиот.
   — Скажите, пожалуйста, как вы понимаете свободу творчества?
   — Ну, если говорить о свободе творчества, то она, как и все, не может быть идеальной. Я думаю, что это — свобода личности от конъюнктурных соображений, прежде всего. Потому, что только время определяет, что есть хорошо и что — плохо. Я вспоминаю сейчас, как очень давно, в пятьдесят девятом году меня пригласили в одну инстанцию и потребовали, чтобы я не пел одну из своих ранних песен «О Леньке Королеве». «Почему?» — спросил я. «Да потому что вы не правильно ориентируете молодежь». «Чем же?». «Ну, вот у вас там есть строчка «он не вернулся и некому оплакать его жизнь». Как, то есть, некому?! А ведь страна осталась, народ — понимаете?». Ну, я после этого разговора упрямо продолжал с этой песней выступать... Прошло года три, и я написал «Песню о дураках». Ну, у меня опять там было свидание... Мне сказали: «Слушайте! Ну, есть же у вас замечательная песня «О Леньке Королеве»! Зачем вам о дураках петь?»... (Смех) Я понял, что время — самый лучший, главный судья. Он оставляет лучшие вещи, отбрасывает слабые вещи. Поэтому нам не стоит самим суетиться.
   — О вас говорят, как о создателе фольклора городской интеллигенции. Как вы сами относитесь к этому определению?
   — Ну, это дело литературоведов. Меня это мало интересует.
   — Булат Шалвович, кого вы считаете своими литературными учителями?
   — В прозе — Гофман, Пушкин, Толстой, Набоков. В поэзии — Пушкин, Пастернак.
   — Какие качества кажутся вам главными в человеке?
   — Много качеств очень важных, но самым главным я считаю — это строить свое благополучие не за счет благополучия других... У писателей? У писателей, я думаю, то же самое... Не изменяется ли этот критерий с возрастом у вас? Нет, не меняется…
   
   В течение своего выступления Булат Окуджава спел песни: «Простите пехоте…», «Солнышко сияет...», «Господин лейтенант...», «Грозной битвы пылают пожары…», «Что-то дождичек удач...», «Если ворон в вышине...», «О Володе Высоцком...», «Антон Павлович Чехов...», «Стать богатеем иной норовит...», «Давайте восклицать…», «Виноградную косточку...», «Пока земля еще вертится...».. В заключение прочитал одно из ранних своих стихотворений «Если ты хочешь стать живописцем...»..
   +++
    В АЛЬБОМЕ СЕВАСТОПОЛЬЦА АНАТОЛИЯ ТАНЫГИНА нашлось и фото ! На нём , если смотреть справа налево:
    Булат Окуджава, Наталья Горленко, Александр Ткаченко, Наталья Троицкая, Аркадий Арканов, Анатолий Таныгин.
   Севастополь, октябрь 1984 г.
Михаил Лезинский[24.03.2007 14:25:32]
   ЭТО СЕЙЧАС Я ПОЗВОЛИЛ СЕБЕ ВЫЛОЖИТЬ МАТЕРИАЛЫ о гражданской жене Булата Окуджавы , - вот какая переписка произошла по этому поводу :
   
   ИЗ МОСКВЫ от Irin S. Kotlyyar получил вот такое письмо :
   
    Михаил Леонидович, Пересылаю Вам обращение Марата Гизатулина с моей странички.
    Irin S.Kotlyyar
   
   ВОТ ЭТО ПИСЬМО :
   
    Уважаемый Михаил Леонидович!
    Не могли бы Вы припомнить, не было ли тогда в Севастополе вместе с Аркановым, Ткаченко и Окуджава ещё и Натальи Горленко? И не хотите ли подготовить Ваши воспоминания для публикации?
    С наилучшими пожеланиями
    Марат Гизатулин
   
    МОЙ ОТВЕТ МАРАТУ :
   
    Марат! Мне и память напрягать не надо, - была Наталья Горленко . И мы все знали , что это была любовница Булата . И пела она булатовские песни на сцене , - хорошо пела! И на Херсонесе была вместе с Булатом , - помню , когда он лежал на херсонесской земле и тихонько постанывал от сердечной боли , Наталья своими музыкальными пальчиками , массажировала ему и спину , и плечи...
    Поскольку я написал свои воспоминания ещё при жизни Булата , то , - по совету Саши Ткаченко , - не стал упоминять об этом , дабы не усложнять жизнь Булата Окуджавы ...
    В Хайфе , где я сейчас живу , мы организовали Конкурс Булата Окуджавы , и по всему Израилю прошёл Конкурс , посвящённый ему , и присутствовала , в качестве почётного гостя, Ольга Окуджава ...
    Всё просто, и сложно в этом мире ...
    С уважением , Михаил .
   
   С Маратом Гизатулиным у меня установилась переписка . И сейчас я подготовлю небольшую биографическую справку о Марате , чтобы разъяснить его повышенный интерес к жизни и творчеству Булата Окуджавы .
Михаил Лезинский[24.03.2007 14:52:03]
   ГИЗАТУЛИН МАРАТ РУСТАМОВИЧ – исследователь творчества и
   биограф Булата Окуджавы. Окончил Московский институт химического машиностроения . Принимал участие в создании народного музея Булата
   Окуджавы в Переделкино, был его Первым общественным директором.
   Автор ряда публикаций о жизни и творчестве Булата Шалвовича .
    ( одну из его работ я здесь воспроизведу - М. Л. ) В настоящее время является сопредседателем Клуба друзей Булата
   Окуджавы . Живёт в Москве .
Михаил Лезинский[24.03.2007 16:38:43]
   В ДОПОЛНЕНИЕ к мини-биографии Марата , добавлю , что помимо отдельных публикаций в многочисленных томах , посвящённых Булату Окуджаве , Марат Гизатулин выпустил отдельным изданием книгу о Булате , назвав её : " ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ " с большим количеством фотографий . Сам же Марат мне написал , что это фрагмент большой работы о любимом певце , композиторе и поэте Булате ОКУДЖАВА ...
   "ОКУДЖАВА" - это не моя оплошность и неграмотность ! Марат намеренно придерживается грузинской традиции склонения имён подобных Окуджаве , хотя за это получал не одну литературную "затрещину " .
Михаил Лезинский[26.03.2007 00:07:52]
   ЭТО ПИСЬМО ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ ОТ ПОЭТА И ПРОЗАИКА ВИТАЛИЯ ФЕСЕНКО .
   
   Здравствуйте, Михаил!
   Суета не позволила отписать сразу после вечера Окуджавы.
   Спасибо за все Ваши хорошие слова о Севастополе и севастопольцах, которые Вас помнят и любят, что подтвердилось на вечере. Когда я передал Ваши приветы, в зале раздались аплодисменты - оказалось много тех, кто Вас знает и помнит.
   На вечере присутствовало достаточно много любителей Окуджавы, в т.ч. севастопольские барды Володя Губанов, Андрей Лубянов и др., поэты Борис Бабушкин, Виктор Ингеров. Почему-то не было Ивана Тучкова, он что-то в последнее время стал тяжеловат на подъем, но по-прежнему задорен.
   Наташа и Света ( библиотекари библ. им. Паустовского ) хорошо подготовили и провели вступительную часть вечера. Потом выступили барды и поэты.
   Я тоже припомнил кое-что из 60-х, когда учился в Москве, а потом прочел Ваши воспоминания (кстати, нашлось несколько человек из присутствующих, которые тоже были на том вечере). Публика живо реагировала на прочитанные воспоминания.
   Наташа и Света публично попросили передать Вам персональный привет и все знающие Вас к этому присоединились. Персональный привет также предали Вам Ник.Тарасенко и его жена Таня (я был у них дня два назад). Так что Вас многие помнят.
   
   Мой лучший друг писатель Анатолий Топерман (кстати, брат легендарного лабуха Пети Рыжего) прожил в Тель-Авиве 2.5 года. Я ему в свое время настоятельно встретиться и познакомиться с Вами и др. севастопольскими литераторами (сам он коренной севастополец). Но он проявил полную инертность и не пополнил севаст. диаспору. Возможно, Вы и встречались с ним на семинарах, куда его приглашал союз (он стал чл.Изр.СП). В прошлом году он вернулся в Подмосковье, так и не успев издать свою книгу (дошло только до изготовления оригинал-макета, на печать уже денег не нашлось).
   
   Михаил, спасибо за присланную карикатуру, думаю, рисунки этого талантливого художника украсили Ваши книги. Кое-какие Ваши книги в Сев. есть, думаю, удастся найти и почитать.
   
   У нас тут все еще не жарко, 13-15, в отличие от ваших краев.
   До свиданья, привет от всех помнящих Вас.
   
   Виталий
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта