Гостиная-мастерская № 3 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Тринадцать бывает и счастливое число) |
| Но как же увидеть героиню, если напрочь отсутствует её портрет. Хотелось бы как-то чувственно, типа: "Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна". Если серьезно, то внешность персонажей в этой хронике имеет значение. Ведь по тексту сначала думаешь, что наша барышня страдает от того, что она с виду "гадкий утенок". Но в ночном клубе она легко снимает сразу трех бой-френдов и получает от них пачку денег. Не Клавдия ли она наша Кардинале, понимаешь? |
| Теперь уже Пушкин в ход пошел. Но наконец-то появилось что-то конкретное и полезное. Пожалуй, соглашусь, пару слов о внешности сказать надо, чтобы читатель мог нарисовать образ. В ночном клубе она сняла лишь одного, остальные были с ним в машине, и им нужна была не внешность, а юное тело. И пачка денег за групповое изнасилование девственницы, а не за внешность. |
| Ну, наконец-то. Только расценки обсуждать не готов. |
| Очень хорошо, что речь зашла про описания внешности. Это важный момент. В этом рассказе о внешности героев почти не говорится, но даже то, что есть, вызвало у меня кислую гримасу. Описание мальчика – сплошные шаблоны, описание подруги героини – примерно так же. Хорошо, но как же нужно описывать внешность? Давайте поговорим об этом. Хорошо, когда внешность героя или героини нестандартная. Например, у неё одна нога, два хвоста и глаза на затылке. Тогда и описание такой внешности хочешь не хочешь получится нестандартным. Но что если ваша героиня белокурая голубоглазая красавица? Как быть, если всё, чем она обладает – махровые шаблоны? Об этом мы уже говорили как-то давно, но универсального ответа тогда не нашли. Попробуем ещё раз. Начнём с того, насколько главная ваша героиня. Если одна из основных действующих лиц, и если вам важно показать её внешность (а это далеко не всегда требуется), то покажите её глазами другого героя. Ведь она появляется не из пены морской, кто-то её видит и оценивает. Добавьте в описание эмоции другого героя. Покажите их через мысли, несобственно-прямую речь, просто словами автора. Не ограничивайтесь действиями, они нужны для другого. В первый момент вам нужно дать представление о новом герое, дать ярко и нестандартно. А каждый человек как правило видит другого нестандартно. Заострите внимание на деталях. Например, героя поразили грустные глаза героини или родинка над верхней губой, как у… кого угодно. Очень хорошо наделить героиню стандартной внешности нестандартной деталью. Но главное – не описывайте её мёртвыми словами. Вдохните в них жизнь (эмоции). Даже если вы как автор хотите остаться нейтральным. Вы можете не показывать своё отношение к персонажу, но добавьте окраски словам, которыми вы её описываете. А если героиня стандартной внешности – главный герой и появляется первой? Тогда превратите шаблонность в достоинство. Покажите типаж. Кстати, это работает и в случае второстепенного героя, но об этом позже. Покажите буквально одним-двумя словами типаж героини, и читатель сразу её увидит. А потом добавьте парочку особенностей, чтобы оживить типаж, сделать его настоящим правдоподобным героем. Например: «Глаза её сияли небесно-голубым цветом, но левого не было». Тогда клише перестаёт быть банальным. Только не берите этот пример))) Как дать типаж? Напишите банальность, но дайте ей эмоцию. Любое клише потому и роняет художественную ценность текста, что в нём уже нет эмоций. Они выветрились за бесконечное количество использований. Ваша героиня модельной внешности? Хорошо, так и пишите «девушка недостижимо-модельной внешности». Вы сразу показали типаж героини – девушка с обложки - и одновременно окрасили его эмоцией. Теперь смело можно добавлять любые клише – про вьющиеся локоны, точёные черты лица и пр. Теперь уже эти клише будут восприниматься иначе. Но не усердствуйте, всё-таки портрет у читателя возник перед глазами уже после первой фразы. И ещё раз подумайте, так ли уж важно, как выглядит ваша героиня? Если важно, то вперёд. Только избегайте пустых, ничего не описывающих описаний (миловидное личико, ангельская внешность, природная красота). Теперь о случае, когда ваша героиня – второстепенный или эпизодический персонаж. И если вам при этом всё ещё важно описать её внешность. В этом случае снова используйте типаж. Сразу сравните её с известной личностью. Точнее, какое-то её качество. Надменно-холодное, как у Снежной Королевы, удивительно красивое лицо. Или некрасивое, но удивительно живое, как у Лайзы Миннелли (при этом вы должны быть уверены, что любой из ваших потенциальных читателей знает, кто такая Лайза Миннелли). Или деревенский румянец. Или вампирская бледность. Вы просто взяли клише и поставили печать на лоб героине. Лучше, конечно, если придумали новое, такое, чтобы незатасканное, но живое и представимое сразу, без вариантов. Но даже если ваше клише старое – ничего страшного. Для эпизодического персонажа. Не тратьте время читателя на ненужные печатные знаки. На самом деле внешность второстепенных персонажей очень редко бывает важна. Зачем нам досконально знать, как они одеты, какие у них причёски, какого цвета глаза? Какая разница, блондин мимо вас прошёл или брюнет? Достаточно выделить всего лишь один штрих. Прохожий в шляпе. Это если были ещё и другие прохожие. Бомж в пуховике. Небритый. С фингалом. Неважно. Это действительно не важно – как он выглядит, главное, чтобы он отличался от других. Я всегда говорю: добавьте автора в текст. Это значит, что пишите так, чтобы читатель чувствовал себя вашим собеседником. Кукольный театр интересен только детишкам, которые пока слаще морковки ничего в жизни не пробовали. Вполне возможно, что ваш рассказ откроет искушённый читатель, который знает даже, кто такой Маркес, и вообще на литературе уже целый служебный питомник съел. И нужно стараться оживить своих героев, оживить свой текст. Не украсить рюшечками, а расцветить эмоциями. Ищите эмоционально окрашенные прилагательные. Именно ищите, не забывайте, что огромное их количество превратилось уже в те же клише (сюда отнесём и доверчиво-раскрытые глаза (глазёнки), по-детски пухлые щёчки, морозный румянец и др.), то есть в хорошие, яркие, эмоциональные образы, которые придуманы были давно и с тех пор использовались бесконечное число раз благодаря своей востребованности. Они уже выдохлись. Дайте им отдохнуть. Поэтому суметь создать небанальные, но и некорявые, описания (в сегодняшнем разговоре, внешности) – весьма нелёгкая задача для автора. Но, поверьте, в случае удачи эффект будет ошеломительным. В случае же неудачи появится ещё один безликий и пыльный труп – ваш текст. |
| Игорь, уважаемый! Вы выдали замечательно-подробную режиссёрско-редакторскую переработку рассказа. Но, даже если автор начнёт переработку текста, следуя только Вашим рекомендациям, (я не говорю даже о замечаниях Галиных коллег), то что же останется от авторства Галины? Чья душа появится в тексте? Чья художественность, на основы которой она нам всем напомнила? Переработка сюжета, образов (даже частичная) тоже имеет свою цель - улучшить рассказ. Но у Гали помимо этого намерение в последствие выставить его на какой-то значительный конкурс, где уж тамошние специалисты-критики выскажут своё резюме. Очередное. Не проще ли и результативнее показать примеры классиков, как это сделал Бур? |
| Ян, я не собираюсь в корне перерабатывать текст. Кое-что добавила, кое-что поменяла местами. Душу вкладывать в ГГ я по-прежнему не собираюсь. А правда жизни тут присутствует. А классики, к сожалению, в наше время отдыхают. Если интересно: http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=368766&pid=0 |
| Я всегда утверждал, что автора следует уважать.. Нельзя в пух и прах раскритиковать сюжгт, художественность, изображение героев, найти множество ляпов и шаблонов, и в конце концов, выдать по всему этому свой вариант исправления всего этого безобразия! Даже если это сделано из добрых соображений. Да иной автор может и обидеться... Автор сам должен работать над своим произведением, как работали гении, которых Вы упомянули в своей сказочке. |
| Ян, Вы о чём? Я о рассказе вообще практически не говорил. Это общие рекомендации. |
| Игорь, так у нас теперь вообще это часто случается. |
| Игорь! Ваше начало ("В этом рассказе о внешности героев почти не говорится, но даже то, что есть, вызвало у меня кислую гримасу. Описание мальчика – сплошные шаблоны, описание подруги героини – примерно так же. Хорошо, но как же нужно описывать внешность? Давайте поговорим об этом." меня вероятно запутало. Спасибо! |
| Именно так, Игорь. Ян в данном случае прав. Очень хотелось бы конкретных достойных примеров, а не общих теоретических слов. И ещё. Не пойму, почему вторая часть моей рецензии не принимается? Галина ответила, что это автор говорит. Именно к речи автора, сидящего в голове героини, относятся мои замечания. Как я поняла, что автор=героиня, я тоже написала. В чём я ошибаюсь? |
| Оля, автор-героиня в дневниковых записях, в авторском тексте - автор. А автор говорит о ГГ в третьем лице. Вот в этом случае согласна, с ней здесь лишнее: "Майя не могла осознать, что происходит с ней". И еще в каком-то случае я местоимение убрала. О внешности ГГ добавила: "Ксюша осмотрела Майю с ног до головы: – Майка, ты же вполне ничего, вон глазищи какие, и фигурка-стройняшка. А подкраситься, бровки выщипать, одеться поприличнее, - цены тебе не будет". |
| Оля, автор не равно героиня. Тут такая фишка использовалась автором: фокусировка или приближение к персонажу. Даже может очень сильно приблизиться - в голову:) Как камера - приближается к одному персонажу, потом отъезжает и фокусируется на другом, к примеру. Вот фраза про Ксюшу - это переход камеры с Майи на её подругу. как я это понимаю. |
| Наташа, совершенно согласна. Пару местоимений я убрала, чтобы не перегружать текст местоимениями. |
| Полезный, однако, коллоквиум-диспут развернулся вокруг попытки литературного опыта, представленного начинающим писателем! Если не автор, то хотя бы участники и зрители в этой теме, найдут для себя что-то ценное. И молодежь узнает то, что мы с Яном успели забыть. --- Коллега Ян! Редактор Н. Бур в литературных дискуссиях всегда делает вывод: текст надо править! Писателей "из раньшего времени" первым встречал издательский (или журнальный) редактор. И с этого момента начиналась профессиональная работа над рукописью будущей статьи или книги. И черкали бедных авторов, и тыкали носами в "ляпы", и заставляли тексты дорабатывать или перерабатывать, но доводили их до печатной кондиции. И каких писателей выращивали редакторы! Богатыри.., понимаешь. В нынешней сетевой литературе авторам легко тиснуть с компа "в свет" свою нетленку. А помощь опытного редактора им бы не помешала. |
| Уважаемый Николай! А кто здесь начинающий писатель? Вы еще цензуру вспомните. Тоже помогла вырастить писателей. |
| Уважаемая Галина! Вы же ещё не издали полн. собр. соч. И в СП вступили год назад. Поэтому я и определил, что Вы не очень маститый писатель. Ваш покорный слуга в СЖ СССР вступил полвека назад и редактор старый, а писатель даже ещё и не начинающий. |
| Дело в том, уважаемый Николай, что моя вторая работа - редактор в книжном издательстве. Требования к редактору ныне иные, чем были в советское время. Очень уважаю журналистов, сама когда-то хотела на журфак поступать. Но мне один человек сказал, что журналистика - враг писательства. И начинающим писателем считается тот, кто только пытается войти в литературу. В СП начинающих не принимают, хотя бы только потому, что для этого нужны публикации (и не за свой счет). Скажем так, я не маститый писатель, но уже и не начинающий. |
| Галя! Вы совершили ошибку. Вы прирождённый криминальный журналист. Я это сразу заметил, прочитав Ваш первый рассказ на ЧХА про девочку, опоздавшую на теплоход, что без неё решил взорваться. Дело было в Одессе. У Вас это лучше получалось, чем нудное писательство. |
| Ян, а вот жюри конкурса с Вами не согласно. Потому как этот рассказ (дело действительно было в Одессе) вошел в тройку лидеров одного из конкурсов, а также вошел в книгу, которая проходила жесточайший отбор. Вот только интересно, какой такой теплоход решил взорваться? Да, трудно говорить с человеком, который не знает историю "Адмирала Нахимова". |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |