Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Игорь Тогунов
Объем: 364 [ строк ]
Тринадцать, или Чёртова дюжина (чужая поэма)
Первое обращение к читателю
 
Заглядывая в старые бумаги, что накопились в ящиках письменного стола, наткнулся на рукопись не моего почерка. Просмотрев написанное, так и не смог понять, почему попали ко мне эти бумаги. Кое-что прояснило тогдашнее мое же обращение к читателям, предваряющее возможную публикацию. И вот теперь, через 25 лет, читая строчки, созданные Д., в некоторых из них нашел созвучие нашему времени. Именно это побудило меня представить рукопись общественности.
 
Май 2001 года
г.Владимир Игорь Тогунов
 
Второе обращение к читателю
 
Публикуя настоящие заметки, любезно предоставленные мне Галиной Александровной Мурмашевой, директором областного государственного архива, прежде всего, надеюсь, что таким образом сумею разыскать автора либо лиц, знающих его; и с благодарность возвращу эти несколько пожелтевшие от времени листки, исписанные мелким ровным почерком.
К сказанному добавлю следующее. Подготавливая к печати рукопись, я взял на себя смелость поместить план произведения, набросанного на оборотной стороне первого листа, не публиковать строки, вычеркнутые карандашом и, частично привести текст письма Д., по неизвестным причинам не отправленного адресату.
Если кто-либо пожелает ознакомиться с подлинником, буду рад представить его ровно через год после настоящей публикации.
 
Сентябрь 1977 год
г.Владимир И.Тогунов
 
 
 
 
Д.
ТРИНАДЦАТЬ,
или ЧЕРТОВА ДЮЖИНА
 
План
 
I. А есть ли Душа?
1. Душа
II. Место действия и вещи, разложенные по полочкам
2. Любовь
III. Святой Петр
3. Формализм
IV. Давность преступления
4. Фашизм
V. Сырье для переработки
5. Бытие
VI. Обеденный перерыв
6. Красота
VII. Песенка лягушонка
7. Идея
VIII. Будни чистилища
8. Труд
IX. Не верьте!
9. Вера
X. Пожар
10. Правосудие
XI. Бег времени
11. Время
XII. Амнезия
12. Память
XIII. Канатоходцы
 
 
Сопричастность любви и гнева
К зарождению ветхой жизни -
Это листный фундамент - ветка ,
В вертикале, растущая мимо
Установленных Богом истин.
Унаследовано пророчем
Кривотолкам - линейность лести,
А движению - либо гласность,
Либо вечность детерминизма.
О, философы верных мнений,
Вы - глянцованность отпечатка:
Переложены из объектов
В плоскость радужных хронологий.
Блик рассудка - то блеск белила,
Не разложенного в спектрограмме
Ювелирно научных рецензий.
Блик рассудка - как блок блаженства
И губительной страсти плоти
На вершине любви и гнева.
 
 
I. А есть ли душа?
 
Хватайте в пару /вне ада/
Котлов отсечено пузатых
За ножку розовощекое чадо
С едва раздвоенным задом.
И потроша из чрева
Нервов электро - схемы,
Артериальное древо
Выбейте из системы.
В клубки собирая метры
Очистных сооружений,
Разъедините диэлектрики
В единоутробность мнений.
И сузив до атомов дело,
До супер-частиц и сверхсупер,
По черной вселенной мелом
Выведите: "УМЕР".
И пряча безделья руку
В тугую подмышку стужи,
Поторопитесь в науку,
Отпрепарировав душу.
 
1. Душа
 
На углу Тупикового переулка одиноко стоял голубой киоск.
Рядом с ним были разбросаны бумажки от мороженого.
Вывеска стерлась, а жестянка с некогда броскими буквами проржавела. Лотошница в накрахмаленном колпаке и фартуке не первой свежести выглядела уставшей и недовольной.
Редкому покупателю она, не торопясь и молчаливо, наливала стакан розовой газированной жидкости и потом привычно продолжала высиживать рабочие часы.
Серый торец пятиэтажного дома смотрелся мрачно и давным-давно не привлекал внимания новшеством и оригинальностью.
У ног лотошницы весь год стояла включенной электрическая плитка.
Но все равно было зябко и томительно.
В голубом киоске на углу Тупикового переулка
на розлив продавались Души.
 
 
II. Место действия
и вещи, разложенные по полочкам
 
Жизни - под зад.
Души - богам.
Плотский парад -
В АД!
 
Славу побед -
Доблестям лет.
Блески наград-
В АД!
 
Смелость идей -
Почестям дней.
Культа наряд -
В АД!
 
 
2. Любовь
 
С Любовью шутки плохи: как бы не ошибиться,
куда же - таки ЕЕ, Чертовку Божественную?
Поиски магнитного диполя - эфемерные удачи в монолитных сенсациях: "ДИПОЛЕ ОТКРЫТО!!"
Но...(который раз портят аппетит непристойностями).
Любовь любая (либо-либо) и лютеранская, и элюаровская.
И либо, и либо.
(Ищите проблеск ассоциации: смысл - игра дружка-дьяволенка).
Итак: поимеем условие:
МЫ - за РАЙ. ОНИ - за АД.
Решение:
Да здравствуют материалисты:
Л Ю Б О В Ь.
 
III. Святой Петр
 
Не важно настроение,
Есть времени веление,
Висело объявление
На высохшей сосне:
"Сверхсрочно ищем сторожа,
Оплата как положено,
Коль будет что предложено,
Стучаться в дверь ко Мне"
И подпись: "Глав. Бес"
 
 
3. Формализм
 
По объявлению явился Петр.
Заполнил анкету:
"Судимости - нет.
Родственники за границей - не имею.
Партийность - не состою, но сочувствую по мере поступления просьб."
Изучили хромосомный набор:
Предки? - Полноценные.
Потомки? - При необходимости рубаночком по заусенцам.
Резолюция: "Утверждаю".
Оклад ночного сторожа +15% надбавка за вредность.
По акту выдали ключи и спец. одежду.
Переходим ко второму вопросу повестки дня:
"План поставки отводов душ на ближайшее тысячелетие."
 
IV. Давность преступления
 
Вверх, стервятники, там, где свет
В новоявленности побед,
Освещая заслугам путь,
Ляжет черным крестом на грудь.
 
Вверх, мошенники, к славе бег,
Геростратов прославим век.
Сапогами культуре в пасть,
Крематориями давясь.
 
Вверх, молодчики, мысли - блеф.
Огнеметами в зрелый хлеб.
Почесав с наслаждением пах,
Крылья в стороны. Вверх. Взмах.
 
 
4.Фашизм
 
Вселенная замкнута сама на себя.
Души святых и мертвых - встретились.
Петру платили за переработанные часы и штурмовщину.
Заканчивалось полугодие века.
Отменили праздники и выходные, обещая отгулы в следующем квартале, где ожидалось потепление без существенных осадков и мирное существование за обеденным столом разрядки
международной напряженности.
 
V.Сырьё для переработки
 
Вся в сказках, сотканных из света,
Меж берегов магнитных волн,
Неслась прозрачная планета,
Похожая на Ноев челн.
 
Там парусами сутки бились
И в теплоте материков
Младенцы молоком кормились
Из нежно-розовых сосков.
 
5. Бытие
То была З Е М Л Я.
 
 
VI. Обеденный перерыв
 
-К вам Красота победы и открытия
В холщовом рубине возвышенных идей
Явилась, заблужденья переплыв.
 
-Подойдите через час
Сейчас
У меня обеденный перерыв.
 
 
6. Красота
 
Не дождавшись, она ушла и в одиночестве состарилась, тускнея медною монетой, которую бросили в стоящую воду зеленеющего пруда, где бледные кувшинки пузырились оспинами, а лягушки безжалостно размалевывали холст тишины абстрактными зигзагами кваканья и движений.
 
 
VII. Песенка лягушонка
 
Тра-та-та, тра-та-та!
Одряхлела Красота,
Донеся под старость лет
Обмусоленный скелет.
 
Тра-та-та, тра-та-та!
Славься, антивысота
Выползающих тузов
К звездам прямо из Низов,
 
Тра-та-та, тра-та-та!
Череп - чудо пустота,
Но страшнее всех пустот-
Не наполненный Живот.
 
Тра-та-та, тра-та-та!
Безыдейность - маята,
А с идеями, ей-ей,
Жить становится трудней.
 
7. Идея
 
Я знавал одну симпатичную Идею.
У нее были стройные ноги, смуглые плечи и глаза широко поставленные и раскосые, словно распавшиеся половинки средне-азиатской дыни.
При встречах она мило улыбалась, говоря о сотнях симпатичных знакомых.
Иногда жаловалась на судьбу, мол, апатия, мол, депрессия, и так хочется в маленький домик на берегу прохладного моря.
Мы не виделись несколько лет.
Но сегодня, просматривая газеты, на четвертой полосе прочел благодарность от имени родственников и друзей всем, кто прислал соболезнование в связи с кончиной дорогой и любимой Идеи.
Интересно, куда она направила свои стопы?
Не в Ад ли?
 
 
VIII. Будни чистилища
 
Каждым утром на рассвете
В деле дяди, в деле дети.
Знать, ученые не врут:
Черта тоже создал труд.
 
"Повышайте моральное состояние
За счет материальных ценностей
Посредством честного труда".
 
"Сегодня подача горячей воды
для КОТЛОВ - прекращена.
(Профилактический ремонт вечности)".
 
"Заменим дрова термоядерной реакцией"
 
Вопрос клиента: "Отправляясь в преисподнюю,
Нужно ли брать шерстяные носки
или сойдут эластик?"
 
Объявление: "Нательное белье сдавайте в гардероб.
Талоны сохраняйте до конца проезда.
На линии работает контроль".
 
8. Труд
 
Он был широкоплеч и упитан.
Мышцы играли, кожа лоснилась.
И на первый взгляд его принимали за жеребца пегой масти.
Он был тощ и колюч.
Зеленые круги под глазами флюоресцировали в непроглядной черноте ночей.
И на первый взгляд его принимали за кактус.
Он был жизнерадостным и непоседливым, пухленьким, словно новорожденный ребенок, упругим и обтекаемым, как тело любимой.
И на первый взгляд его принимали за резиновый мяч в тонкой сеточке из серебренных капроновые нитей.
Он был недвижимым и незаметным.
Приняв горизонтальное положение, походил на лужу, которую все обходили.
И на первый взгляд его принимали за полосатую неотесанную доску.
Таким был Труд.
 
IX. Не верьте!
 
Братаются души в отдушинах смерти.
Не верьте!
И счастливы дети в огненном смерче.
Не верьте!
Не верьте, что яблоко бог для закона ,
Идею вонзившее в череп Ньютона.
Не верьте, что волки в овечьем обличье
Овец одичавших добрей и приличней.
Не верьте, когда на пиру у соседа
Чрезмерно возносится ваша победа.
Но если пробудят однажды вас черти -
Поверьте.
 
9. Вера
 
Мой друг решил, что Вера может половиниться, словно сутки, словно луна, ползущая по фазам, словно зажаренный гусь с яблоками, разделенный на две части.
Вера изворачивалась, прикрывалась неверием и суевериями.
Прошел слух, что мой Друг стал большим человеком, таким большим, что место для могилы пришлось увеличить вдвое, и яму рыли вдвое дольше, вдвое горестнее.
Траурный митинг долго не открывали, ожидали, что появится ОНА в черной вуали и перламутре слез.
Никто из присутствующих не заметил маленького муравья.
Тот муравей был болен и еле двигался.
От мучений избавил его чей-то поношенный ботинок.
Кто же знал, что это был не тот муравей.
То была Вера.
 
X. Пожар
 
Дымят Врата, горят Врата
От брошенной лучины.
Ударил Петр в колокола-
Да где уж до причины.
 
Баграми из столбов - угли:
Рассеян жар по миру.
Трудяги-черти не смогли
Спасти свою квартиру.
 
Лохматым дымом души мчат
Из пекла прямо в лету.
Знать, с той поры бездомный Ад
Пошел бродить по свету.
 
Душа, тайфуном сочным став,
Рыгнет надменно в плаче:
-Прав у кого безмерность прав,
А вовсе не иначе.
 
Обрушит сель душой льстеца
Над фразой недопетой
Слащавость мертвого лица
В покорности нелепой.
 
Штормит душа у берегов
Блаженного покоя,
В тиши наипристойных слов
Святого домостроя.
 
Шуршат дожди, шумят ветра,
Метут снегами стужи...
Из Ада выгнали Петра -
Он проворонил души.
 
10. Правосудие
 
За высоким дубовым столом, у самого старинного и почитаемого Герба, положив пустые рукава на массивные подлокотники, восседала Мантия, наполненная сводами законов, кодексами, конституциями и прочими атрибутами юстиции и правосудия.
Божественный Нимб заменял рулон туго скрученной магнитофонной пленки, глаза смотрели телекамерами, вместо ушей красовались пластмассовые пробки от шампанского, вместо рта был ввинчен никелированный кран с белой керамической ручкой.
Святого Петра осудили пожизненно прислуживать у Врат Рая, заставив сдать пожарный тех. минимум.
 
XI. Бег времени
 
Щекоча светилом пятки,
В алой вечности Любви,
День и ночь играют в прятки
На виду у всей Земли.
 
 
11. Время
 
Бессилие возврата к прошлому, давило сыростью осенних дней, но приходило вначале примирение, которое перерождалось в единственно правильные повороты действий, размышлений, слов.
И, наконец, минуя период минорности и незаметного почкования, силясь и разрастаясь, окружающее взрывалось и, вкусив радость появления на свет, начинало двигаться, слегка опережая действительность событий.
То была Великая Битва со Временем.
 
XII. Амнезия
 
Забудьте! Нам прошлое больше не служит.
Забудьте снега, водопады и лужи.
Забудьте лесов зеленеющих вздохи.
Леса новостроек не так уж и плохи.
Забудьте просчеты в слезах неудачи,
Заставив машину корежиться в плаче.
Забудьте ошибок литые доспехи,
Заставив машину упорствовать в смехе.
Забудьте бесплодные муки рождений:
Под маской наркозной рождается гений.
Забудьте двусмысленность пользы и позы.
Есть только прогнозы и только прогнозы.
Сомкнувшись с системой ракетного дома,
Забудьте раскаты весеннего грома.
Забудьте лоснящийся отблеск прибоя.
Да здравствует крепость супер припоя!
Забудьте желания в листья забиться.
Забудьте забыться, забудьте забыться...
 
 
12. Память
 
Тело сморщится осенним листом, отяжелеют шаги:
в молодости они были подобны прозрачным и быстро испаряющимся каплям июльского дождя.
Теперь стали походить на огромные сгустки воды, что сутками неподвижно висят на оголенных ветвях и делают видимыми стекла окон и машин.
Память мыслей наползает друг на друга неуклюжими тучами.
Но вдруг всколыхнется томительной струной то замирающее чувство первого поцелуя, и мир, как и тогда, неожиданно уплывет и растворится.
Страстное желание бесконечного ощущения любимого человека завладеет вами и долго будет остывать до следующего забвения.
 
XIII. Канатоходцы
 
В сладком звоне мгновений
По канату идей
(Он протянут моими друзьями)
Я иду, наблюдая сменяемость дней,
На ходу балансируя снами.
 
От скалы "Доброта"
До массива "Душа",
Безопорностью мучая стопы,
Я над пропастью Зла прохожу не спеша,
Просто прочие заняты тропы.
 
Нет дороги назад:
За плечами другой,
Моему уподобясь примеру,
Ощущая упругость каната ногой,
Превращает Желания в Веру.
 
Где священный покой?
Где движенью предел?
В фанфаронстве побед
Возносятся звуки,
А Любовь красотой
Утверждения дел
Подает, улыбаясь,
Подошедшему руки.
 
 
Письмо Д. к неизвестному адресату
 
Многоуважаемый и достопочтенный отец семейства, полиглот Полиглотов, энциклопедист энциклопедистов, чей ум немеркнущей Звездою блещет на небосводе познания!
Славный представитель интернациональных побед человечества, в чьих жилах течет кровь двух великих народов! Геракл решительности и меланхолии!
Итак, пропев безголосо здравницы в твою честь, спешу объясниться по поводу настоящего произведения.
Несмотря на некоторую внешнюю фрагментарность "Тринадцати" вещь эту считаю цельной и вполне законченной.
Объяснюсь: можно ли в нашем странном мире увязать события , отодвинутые друг от друга во времени или пространстве? Какое отношение имеет битва при Ватерлоо непосредственно к моему вчерашнему ужину, и как бы поступил Иран Грозный во время коронации, достоверно зная, что в 1969 году Нейл Армстронг первым из землян ступит на поверхность Луны?
Правда, рассмотрев цепь последовательных событий, не упуская из виду ни малейшего движения вообще и в частности, легко придти к выводу, что вымирание мамонтов отразилось на поставке продуктов в текущем году, а последнее повлечет за собой новый переворот в одной из стран Африки.
Поскольку мозг человека орудие в познании не абсолютно Совершенное, то изучение окружающего мира есть в первую голову фиксирование качественных и количественных сущностей и предметов без акцентирования внимания на взаимосвязи их, если предметы отстоят слишком далеко друг от друга в про-странстве-времени. Пренебрегая таким обоюдным влиянием, мы вовсе не теряем способно мыслить разумно.
Но то, что было уместно вчера, не удовлетворяет сегодня. Закономерное развитие познания приводит к изучению именно взаимосвязи предметов и сущностей, к расширению связей этих взаимосвязей.
"Тринадцать" представляется мне одной из таких попыток, где в некой художественной форме связь мыслей подобна связи букв в слове, где порою ассоциации довлеют над логикой изложения.
Удачна ли эта попытка - рассудит время, но какой бы приговор оно ни вынесло - созданное существует с момента создания само по себе, став реальной действительностью.
 
Помнящий тебя Д.
Дата публикации: 22.07.2006 23:31
Предыдущее: Размышления о вдохновении и месте творчестваСледующее: "Закрыв глаза..."

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Константин Лукшин[ 23.07.2006 ]
   мне очень интересно. кое-где решение мне показалось поверхностным (например, где супер припой), но очень многое - достойно восхищения. мастерские фрагментарность и ассоциативность.
 
Игорь Тогунов[ 23.07.2006 ]
   Спасибо, Константин, но в "Амнезии" - подобная техническая терминология, по-моему, вполне уместна.+)))

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта