Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Михаил Лезинский
Объем: [ строк ]
ОБЛАКА ОБЕЩАЛИ ДОЖДЬ ... ( Афанасий Фет )
Над Северной стороной Севастополя плыли облака , обещая дождь.Стояло то знойное время года , когда исстрадавшейся крымской земле влага была жизненно необходима. Но дождя не было.
- Может, переждёте? - сказал возница Фету. - У меня кладбищенский сторож в знакомцах ходит , у него и пересидеть можно...Несусветный ливень намечается...
Возница - старый севастопольский унтер - в Крымскую кампанию служил под началом поручика Льва Толстого , о чём он немедленно доложил Фету , как только тот сошёл с парома , - большой Севастополь с Северной стороной был разделён бухтой! - и стал искать извозчика.
Мог ли Афанасий Фет отказаться от такого сопровождающего , хотя тот и запросил намного дороже? Не мог. Хотя и не в обычаях Фета было переплачивать - скуповат был старик!
По дороге к кладбищу возница сообщил Фету о последнем бое на Малаховом кургане , - географическая точка известная всему миру! - и о том , что только благодаря геройству унтера , то есть его геройству , поручику Льву Толстому удалось избежать гибели.
В последнем бою на Малаховом кургане Толстого не было. Об этом Фет знал точно. Как-никак , был он близок с графом.
«Пусть врёт , - подумал Фет , - надо будет не забыть рассказать об этом унтере Льву Николаевичу...»
- Так как, Ваше благородие , пересидите дождь?
- Дождя не будет , служивый , не должно сейчас быть дождю.
Бывший унтер взглянул на иссохшую под июньским зноем землю, на порыжелые бока кладбищенских кипарисов и согласился:
- Точно, может и не быть. Давно дождя ждём...
Афанасий Фет снял фуражку и подставил лысую голову тёплому ветру.
- Пойду , служивый , ты меня не жди... А Льву Николаевичу я непременно поклонюсь от тебя...
Фет вошёл за кладбищенскую ограду и остановился. Его «встретил» памятник генералу Хрулёву. Мрамор памятника успел потускнеть , но надпись светилась золотом: «Хрулёву - Россия».
Фет подошёл вплотную к мраморной колонне и , подслеповато щурясь , прочитал слова , заставившие сжаться его сердце:
 
 
«Пораздайтесь, холмы погребальные,
потеснитесь и вы, благодетели.Вот старатель
ваш пришёл доказать любовь свою, дабы видели
все, что и в славных боях и в могильных рядах не
отстал он от вас. Сомкните же теснее ряды свои,
храбрецы беспримерные, и героя Севастопольской
битвы окружите в вашей семейной могиле».
 
«Благодетели» , «старатель»... Фет знал - это были любимые слова Степана Александровича Хрулёва. «Благодетели» , - говорил он всегда о своих солдатах. «Старатель наш» , - отзывались они в свою очередь о генерале.
Почему же тогда , когда их произносил живой Хрулёв они не затронули поэтическую душу Афанасия Фета , а сейчас , повторенные в камне , заставили сжаться его сердце!?.
Фет был знаком со Степаном Александровичем Хрулёвым и знал , что в жесточайшем бою за Малахов курган 8 сентября 1855 года Хрулёв был ранен. Ранен в том самом бою , последнем за Севастополь , о котором упоминал старый унтер.
Но не умер тогда генерал от ран , а дожил до седых волос и скончался в Петербурге в 1870 году . Выполняя волю покойного , Хрулёва похоронили здесь , на Братском кладбище...Потеснились «благодетели», пропуская своего «старателя»...
Фет идёт мимо надгробных плит , и увлажненные глаза непроизвольно выхватывают черные точечки букв , буквы складываются в фамилии рядовых и офицеров , названия рот и батальонов.
Впоследствии Афанасий Афанасьевич Фет напишет у себя в дневнике:
«... Нигде и никогда не испытывал того подъёма духа , который так мощно овладел мною на Братском кладбище. Это тот самый геройский дух , отрешенный от всяких личных стремлений , который носится над полем битвы и один способен стать предметом героической песни...»
И родится стихотворение, которому Фет даст название:
 
 
СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ
 
Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов , мирт и каменных гробов!
Рукою набожно сложила здесь отчизна
Священные тела своих сынов.
... Из каменных гробов их голос вечно слышен ,
Им внуков поучать навеки суждено ,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен ,
Что им завидовать грешно...
 
Так напишет Афанасий Фет 4 июня 1887 года , через восемь лет после посещения Братского кладбища.
Но неужели эти строки написал тот самый «сладкозвучный» Фет , которому принадлежат такие строки:
 
Ночную фиалку лобзает зефир,
И сладостно цвет задышал...
 
« Истины нет, говорит Фет, мы ничего не значим, поэзия есть не что иное как безумие, а потому она ближе к истине...»
Из письма Полонского к Майкову.
 
Неужели эти гражданские стихи написал тот самый Афанасий Фет, стихи котрого лучшие композиторы России превратили в романсы: «Я тебе ничего не скажу» , «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Опавший лист дрожит от нашего движенья»?
 
Тот и не тот. Каждое поколение прочитывает больших поэтов заново.
Евгений Винокуров сказал как -то о Фете:
«Через всё творчество Фета , то затихая , то громко звуча , проходит одна отчаянная , рыдающая нота , одна звонкая трагическая доминанта... Не идиллик , как принято считать , а поэт напряжённый , динамичный , дерзкий...»
 
«Дерзкий» - не винокуровское определение. Понятие это принадлежит Льву Толстому. В одном из своих писем он заметил:
«И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость , свойство великих поэтов?»
 
Значит , не только последующие поколения прочитывают поэта заново , но и для современников он разный?..
«Если бы Фет (или Шеншин Аф.Аф.) не был оригиналом и притом не был бы чем -то цельным и единым , несмотря на сотни противоречий и софизмов , трудно было бы с ним ужиться...»
Всё из того же письма Полонского к Майкову.
 
... Над часовней Братского кладбища продолжали плыть низкие пузатые облака и казалось , что стоит им опуститься чуть-чуть ниже , они зацепятся за полированный каменный крест и прольются дождём. Но ни капли не упало на сухую жаждующую землю.
Фет дошёл до часовни. Оттуда доносилось заупокойное пение - отпевали защитников обороны , которые пережили своих товарищей и умерли тихой смертью....
Постояв несколько минут , Фет направился к выходу , где его поджидал знакомый возница - старый унтер.
Старик был слегка пьян и радостно бросился к Фету - хотел дорассказать некоторые подробности о военной жизни графа Толстого! Но , увидев воспалённые веки Фета , борозды от слёз на измятом пыльном лице , всклокоченную бороду , остановился и произнёс , словно извиняясь:
- Жалеете , Ваше благородие , нашего брата...Где-то и мне здеся отведут местечко...
Фет промолчал , видно не расслышал. А возница продолжал:
- Эх , побили мы тогда бусурманов, крепко побили , но и нам , что там говорить, перепало...А поручик Лев Николаевич Толстой - геройский был офице р, что тебе из пистоли стрелял , что шашкой рубал...
Фет вздохнул , хотел сказать: «А брехун , ты, братец!», но сдержался, ещё до парома не довезёт!..
До самого причала ехали молча , и лишь когда к дощатой пристани подошёл паром , Фет сказал вознице , вкладывая в свои слова иронию:
- Передам от тебя привет Льву Николаевичу...Помнит , небось , своего геройского унтера...
Возница отвернулся. Пробубнил:
- Не служил я под его началом , Ваше благородие. Ныне многие на графе зарабатывают...
- Не служил?
- Так точно , не служил. А служил я под началом майора Эраста Абазы - тоже геройского командира.
- Неужто того самого , что написал музыку к словам Тургенева «Утро туманное, утро седое»?..
- Уж не знаю , тот или не тот , только погиб он. На Братском и похоронен...
Фет только сейчас заметил , что на груди у старого унтера кресты да медали. И только сейчас Фет увидел , что вместо ноги у возницы деревяшка.
- Прости , братец , - сказал Фет, - а я о тебе Бог знает что подумал. Прости великодушно...
 
Над Северной стороной многострадального Севастополя плыли пузатые облака и тучи , обещая дождь , но дождя не было...
Дата публикации: 22.01.2006 13:07
Предыдущее: НЕЗАБУДОЧКА - ЦВЕТОЧЕКСледующее: ВОВА , ВОВОЧКА , ВОЛОДЯ - ( Из серии " Мои друзья - поэты " )

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михаил Лезинский[ 22.01.2006 ]
   ИЗ АННОТАЦИИ К КНИГЕ "НА КРЫМСКИХ ПЕРЕКРЁСТКАХ", ВЫШЕДШЕЙ В ИЗДАТЕЛЬТВЕ "ТАВРИЯ" В 1977 году.
    Тираж - 50 000 экз.
   
    Эта книга - результат разысканий, встреч, раздумий о прочитанном журналиста М. Лезинского, рабочего по профессии. На ее страницах речь идет о выдающихся писателях, чье творчество связано с Севастополем, - об Афанасии Фете., Марке Твене, Михаиле Зощенко. Читатель встретится с интересными людьми, влюбленными, как и автор, в природу - садовником парка Дома творчества "Коктебель" С. Клименко, инструктором по туризму С. Вересовым, профессором Гришаевым...
    Особое место занимает очерк "В старых генуэзских башнях" - о героях сводного пограничного полка НКВД, защитниках Балаклавы.
    Заканчивается книга рассказом о путешествии из Симферополя в Ялту- по 24-му всесоюзному маршруту.
   
   
    ...Море плещется.
    Терпкий ветер,
    Будоражь, тревожь и зови!
    Крым, я шлю тебе строки эти
    Как признанье мое в любви!..
   
    Не мне принадлежат эти строки. Давным-давно я прочитал их и запомнил на всю жизнь. Они стали моими.
    Автор
   
    Предисловие к этой книжке написал известный писатель Станислав Славич. Оформили же её известные художники: Борис Жутовский - тот самый Борис Жутовский, участник "бульдозерной выставки" в Москве и Александр Блискунов - профессор медицинского института.
    Их совместная работа - эта удивительная история, которая ещё будет мною написана.
   
    СУДЬБЫ И ТРОПЫ
   
    Крымское краеведение обладает удивительной притягательной силой. По себе знаю: для человека пишущего жить в Крыму и не написать о нем, о его прошлом и настоящем, о природе края, о людях, оставивших след на этой земле, почти невозможно. А свой след оставили здесь многие, о многих написано, но всплывают все новые имена. Вот и в этой книге читатель, может быть, неожиданно для себя встретится на крымской земле с русским поэтом Афанасием Фетом, американским писателем Марком Твеном, сатириком Михаилом Зощенко.
    Этими встречами мы обязаны любознательности автора очерков, его интересу ко всему, что касается Крыма, что написано о нем. Конечно же, в основе их лежат литературные источники, но М. Лезинский тактично домысливает детали, бережно воссоздает обстановку давнопрошедших событий...
    Однако еще интереснее те встречи, которые явились результатом собственных кропотливых исследований л поисков автора. Вернее даже сказать: они не просто интересны, а насущно важны. И тут хочется прежде всего обратить читательское внимание на очерк "В старых генуэзских башнях". Он делает нашим достоянием дотоле неизвестные факты истории легендарного сводного полка пограничников, которым командовал удостоенный посмертно звания Героя Советского Союза подполковник Герасим Рубцов.
    Заняв в первые недели обороны Севастополя рубеж у Балаклавы, пограничники удерживали его до конца. Какие люди, благородные и мужественные, сражались в рядах полка! Имена некоторых из них как бы затерялись в водовороте событий, другие лишь бегло упоминались в различных публикациях. Очерк М. Лезинского хоть отчасти (потому что поиск должен быть продолжен), но восстанавливает справедливость, говорит о тех, кто сам сказать о себе, увы, уже не может.
    Защитники Севастополя, даже оказавшись во вражеском плену, в гестапо, в лагерях смерти, продолжали борьбу с гитлеровцами. Судьба одной из севастопольских женщин - военного врача Зинаиды Васильевны Аридовой - прослежена в очерке. Поразительная судьба!
    А история полустакана молока, который получали в рубцовском полку раненые и дети! В ней отразились и драматизм обстановки, и высокий гуманизм наших людей, отстаивавших Севастополь. Обратите внимание на главу, повествующую об этом, Она так и называется - "Полстакана молока".
    Не будет преувеличением сказать, что очерк "В старых генуэзских башнях" проясняет еще одну страничку в летописи борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на крымской земле.
    М. Лезинский предпочитает писать либо о том, что сам увидел или досконально изучил, либо о том, что является итогом его собственного опыта. Рабочий-электрик по специальности, он написал славную, сдобренную юмором повесть о сельских электрификаторах. Живет в Севастополе - пишет о нем. Исходил горный Крым, особенно его юго-западную часть,- потянуло рассказать об этом. Так появились очерки "Легенды и быль Батилимана", "По горным тропам крымским".
    Не станем возводить в ранг особых достоинств то, что автор хорошо знает места, о которых пишет,- так и должно быть в краеведении. Однако он их не только знает в мельчайших подробностях (об этом можно, в частности, судить по многочисленным весьма дельным рекомендациям туристам), но и любит. И любовь эта не декларируется - она стала как бы самой атмосферой очерков. Хотелось бы, чтобы читатель ее и почувствовал, и разделил. Не умозрительно, а, так сказать, практически. Необходимость в этом крайняя. Сохранение природных и исторических памятников стало проблемой в Крыму. Возникла она в основном из-за туристов - кому же как не им включиться в благополучное ее разрешение!..
    "На крымских перекрестках" - не путеводитель, несмотря на обилие содержащейся в книге информации о тех или иных местах. Однако очерки М. Лезинского, думается, станут добрым спутником каждого, кто "болен" Крымом, кто любит его и хочет его узнать. Чем-то они развлекут вас, кое о чем важном и непреходящем заставят подумать, а в чем-то, хочется верить, и помогут полезным советом.

Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта