Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Буфет. Истории
за нашим столом
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЧАСТЬЯ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: ПрозаАвтор: Людмила Ливнева
Объем: 9086 [ символов ]
Саша Чёрный. Замираю у окна.
*** ("ЗАМИРАЮ У ОКНА")
 
Замираю у окна.
Ночь черна.
Ливень с плеском лижет стёкла.
Ночь продрогла и измокла.
Время сна.
 
Время тихих сновидений,
Но тоска прильнула к лени,
И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Закачались, унеслись.
Тихо новые зажглись...
Из-за мокрого стекла
Смотрят холодно и строго,
Как глаза чужого бога, -
А за ними дождь и мгла.
 
Лоб горит.
Ночь молчит.
Летний ливень льнёт и льётся.
Если тело обернётся, -
Будет свет,
Лампа, стол, пустые стены,
Размышляющий поэт
И глухой прибой вселенной.
 
Лирическая тема стихотворения Саши Чёрного *** («Замираю у окна») – влияние окружающего мира на личность поэта и творческий процесс создания стихов.
В стихотворении реализуется линейное развитие темы, которое находит своё выражение в трёхчастной композиции.
Графического деления на строфы в стихотворении нет. Это обусловлено особой формой организации произведения, речь о которой пойдёт ниже.
Для облегчения анализа мы условно разделили стихотворение на три смысловые части.
Введение темы даётся в первой части стихотворения, где намечаются основные константы произведения: время творчества – ночь, сопровождение творчества – ливень, а также с помощью определённо-личного предложения («Замираю у окна») в ткань повествования вводится лирический герой.
Своё развитие тема получает во второй части стихотворения, где описывается одухотворённая картина летней ночи и идущего в ней ливня, которую наблюдает лирический герой.
Разрешение темы даётся в третьей части стихотворения, где тема, заявленная в начале получает своё подтверждение в последних строках, констатирующих связь: «размышляющего поэта» с «глухим прибоем вселенной».
Творчески процесс, по мнению автора, тесно связан с окружающим поэта миром. Он протекает в самое таинственное время суток – ночь, его сопровождают – ливень и тихие ночные сновидения. Лирический герой в этом произведении абстрагируется от своего «Я»: мы видим его около окна, наблюдающего за ночным ливнем, потом план изображения смещается, и мы понимаем, что обернувшись, он увидит самого себя. Ночь, ливень, в сознании лирического героя наделяются жизнью, которая затем пытается всмотреться в него самого. План восприятия расширяется: в жизнь проникает трансцендентальное начало («глаза чужого бога), а в шуме обыкновенного ливня поэту слышится «глухой рокот вселенной».
Ведущим приёмом организации текста является лексический повтор.
Лексические повторы передают основные константы окружающего поэта мира:
1. Время творчества:
а). «Ночь»: «ночь черна», «ночь продрогла и измокла», «глаза ночных видений», «ночь молчит».
б). «Время сна»: «время сна», «время сновидений».
И характеристика этого времени: «тихий» - «время тихих сновидений», «тихо зажглись».
2. Сопровождающее творческий процесс явление: «Ливень» - «Ливень лижет стёкла», «летний ливень» и характеристика этого явление: «мокрый» - «ночь измокла», «из-за мокрого стекла».
Также эти повторы соединяют между собой отдельные смысловые части стихотворения: слова с семой «ночь» встречаются во всех частях произведения, «ливень» - в первой и третьей, «время сна» - в первой и второй частях. Лексический повтор: «стекло» - «ливень лижет стёкла», «из-за мокрого стекла» также связывает между собой две части стихотворения: первую и вторую.
Повтор: «глаза» - «глаза ночных видений», «глаза чужого бога» используется для обозначения тождественных по своей сути явлений: запредельных глаз, смотрящих из темноты летней ливневой ночи.
Лексический повтор: «льнёт» («тоска прильнула к лени» и «летний ливень льнёт и льётся») объединяет между собой разнородные явления. Автором показывает процесс неспешного движения, как в природе, так и в душе лирического героя.
В качестве вспомогательных приёмов в этом стихотворении используются следующие:
1. Олицетворение.
С помощью него автором рисуется одухотворённая картина дождливой летней ночи: «ливень лижет стёкла», подобно собаке, лижущей руку человека, «ночь продрогла и измокла» напоминает нам попавшего под дождь прохожего, забывшего захватить зонтик, «тоска прильнула к лени», «летний ливень льнёт», как дети льнут к матери, «ночь молчит» также, как и человек. Почти вся вторая часть стихотворения представляет собой один большой метафорический образ:
... И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Закачались, унеслись...
Из-за мокрого стекла
Смотрят холодно и строго,
Как глаза чужого бога...
 
Поэтом рисуется тьма ночи, наполненная жизнью, взглядами, пытающаяся заглянуть в комнату лирического героя.
2. Эпитеты, характеризующее тот или иной предмет или явление действительности: «ночь черна», «тихих сновидений», «ночных видений», «жадно впились», «новые зажглись», «из-за мокрого стекла», «смотрят холодно и строго», «чужого бога», «летний ливень», «размышляющий поэт», «глухой прибой».
Эпитеты, выраженные наречиями и кратким прилагательным, придают речи динамику.
Эпитет «глухой прибой вселенной» имеет метафорический оттенок. Он употребляется в значении – либо «неявный по звуку», либо «скрытный, затаённый».
3. Употребление синонимов (включая контекстуальные).
С помощью них автор даёт физическую картину действительности:
Тишина: «время сна», «время тихих сновидений», «тихо новые зажглись», «ночь молчит», «глухой прибой вселенной».
Тишина, молчание ночи, сны, которые возможны только в тишине, глухой, то есть негромкий, прибой вселенной – всё это создаёт творческую атмосферу.
«Ливень» и «дождь», находящиеся между собой в отношениях, целого и его части, в данном стихотворении выступают как контекстуальные синонимы. Последние также используются и для описания самого ливня: «с плеском лижет стёкла» и «льнёт и льётся».
Для описания процесса визуального восприятия мира используются следующая описательная конструкция: «глаза...жадно в комнату впились» синонимичная по своего значению слову «смотрят». Однако она имеет градационной оттенок и выражает высшую степень желания «увидеть».
4. Антитеза.
С помощью неё поэт разделяет два мира: тот, который ЗА окном тёмен и холоден, тот, в котором находится «размышляющий поэт» светел и наполнен теплотой, пусть даже она исходит от самого человека:
Темнота: «ночь черна» и «мгла» I Свет: «будет свет», «лампа».
Холод: «ночь продрогла и измокла», «смотрят холодно и строго» I Тепло: «лоб горит», «летний ливень».
5. Параллелизм конструкций.
Проявляется как на уровне отдельных предложений:
Лоб горит.
Ночь молчит.
так и на уровне организации однородных членов предложения, связанных между собой соединительным союзом «И»: «продрогла и измокла», «холодно и строго», «льнёт и льётся».
Кроме того, в стихотворении встречается:
6. Упорядоченное перечисление однородных членов:
Будет свет,
Лампа, стол, пустые стены,
Размышляющий поэт
И глухой прибой вселенной.
Эти приёмы придают речи автора чёткость и динамичность, определённый ритм прочтения текста.
7. Парцелляция:
И глаза ночных видений
Жадно в комнату впились.
Закачались, унеслись.
Тихо новые зажглись...
Используется автором для актуализации важных в смысловом плане отрезков речи. В начале показывается процесс «всматривания» в комнату, он прерывается, «ночные видения» начинают «качаться», то есть терять свою чёткость и «уносятся», то есть исчезают из поля видимости лирического героя, затем «зажигаются» глаза новых видений.
8. Ассонанс:
1. На «о» - «а» придаёт речи плавность, протяжённость, мелодичность, характеризует спокойное состояние рисуемого предмета или явления. Наиболее ярко представлен во второй смысловой части стихотворения:
Из-за мОкрого стеклА
СмОтрят хОлодно и стрОго,
Как глазА чужОго бОга, -
А за ними дОждь и мглА.
2. На «е» - «и» помимо вышеозначенных характеристик придаёт речи мягкость и нежность: «лИвень с плЕском лИжет стёкла», «врЕмя тИхих сновидЕний».
Аллитерация: на «л» подобно гласным «е» и «и» придаёт речи мягкость, напевность, своеобразную лёгкость. Наиболее ярко выражено в строке: «Летний Ливень Льнёт и Льётся». Вкупе с мягким знаком мягкость достигает высшего уровня проявления.
9. Анафора:
Время сна.
Время тихих сновидений...
Если принять во внимание, что это одно и то же, поскольку «сон» и «сновидение» явления не просто близкие, а очень близкие, то в данном случае мы можем говорить об особом проявлении в тексте такого приёма поэтического синтаксиса, как композиционный стык. С помощью него соединяются две смысловые части стихотворения: первая и вторая.
10. Инверсия: «с плеском лижет», «в комнату впились», «смотрят холодно и строго» не так заметна на общем фоне конструкций с прямым порядком слов. В целом придаёт речи поэтическое звучание, протяжность, напевность.
11. Сравнение: «как глаза чужого бога» выступает в своём прямом значении: сравнивает одно явление с другим, ему тождественным (см. выше).
Таким образом, мы видим, что стихотворение Саши Чёрного *** («Замираю у окна») характеризуется художественным единством формы и содержания. Лирическая тема, заявленная в начале, проходит через весь текст произведения, реализуется посредством самых разнообразных художественно-изобразительных приёмов, и находит своё подтверждение в финале.
Дата публикации: 14.12.2005 23:22
Предыдущее: Литературный конкурс «Грани безумия. По ту сторону зеркал». Мои десятки.Следующее: Дождь

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Наталья Балуева[ 15.12.2005 ]
   Люда, испытываю гордость за то, что мы в одной команде.
   Вы просто умничка:)
 
Людмила Ливнева[ 15.12.2005 ]
   Я просто улыбнусь. :)
   Приятно, что заметили эту вещь. Не столько из-за того, что я тут понаписала, сколько из-за чудесного стихотворения Саши Чёрного, которое я очень люблю. :)

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта