ЗАГЛЯНУТЬ В ДУШУ (размышления вслух) …Собрались друзья-приятели летним, выдавшимся свободным от работы из немно-гих выходных дней в страдную-то пору, да и порешили поехать на бережок реки. Оно у водички-то в жаркий день приятно посидеть, вспомнить прошлое, позаглядывать в бу-дущее, поговорить о том, да о сём…Ну и, само-собой разумеется, шашлычком в кои поры побаловаться. Ну а к этому, чего уж там… не грех и по стопочке опрокинуть. Девчонки, это мы жён своих так называем в добром-то настроении, там из сумок повытаскивали да поразложили на «скатерть-самобранку» всё, что заботливо припасли перед отъездом. Ну мужики, естественно, гурьбой у одного мангала хлопочут… Норовили было бутылочку с собой прихватить, да девчонки до поры-до времени запрет наложили.. Ну вот «на сухую» и поторапливались поскорее довести до употребит-ельской кондиции то, что на шампуры нанизали. Потихонечку разговаривают меж со-бой. А разговор-то, по-настоящему, и не вяжется…. «Вот ты, Антон, намного поболее нашего по жизни-то прошлёпал. Набрался, видно, жизненного опыта да ума-разума. Порассказал бы чего». «А чего рассказывать-то? Она, жизня-то, у каждого само-по себе движется, вроде бы…Да и, опять же, от самих себя зависит. И, кажется, никогда не понять ни одного человека что у него на уме, в душе, что на сердце носит…А ежели глубже разобраться – то каждый с души-то, из сердца своего всё напоказ выставляет своими деяниями..» «Это как же?!» «А вот так же! Присмотритесь, прислушайтесь внимательнее к тому или иному человеку, а у коих книжечки почитайте и многое о нём поймёшь, узнаешь.!» «Нут-ко, нут-ко! Будь добр, Антоша, просвети, а мы послушаем!». «Да ты, Стёпка, не ёрничай!... Смотри вон лучше за шашлыком! Видишь – подгорает! Хорош! Собирай шампуры и к девчонкам! Заждались уж. Да и нам пора бы, а то… «маковой росинки»…» Вот тут обстановка резко поменялась. Уже не до разговоров. Загомонили. Сняли шампуры и к «скатерти-самобранке»…Что-то тихонько забулькало… «Парнишки и девчонки! Без тоста – пьянка, а с тостом – мероприятие! Кто первым?!». И… полились тосты, как водится: «За дружбу!» «За здоровье и жизненное благополучие»… И вот уже кто-то тихонечко завёл: Расцвела под окошком белоснежная вишня, Из-за тучки далёкой показалась луна… Все дружно подхватили. И…полилась над водной гладью реки эта широкая, мелодичная песня их молодости, может быть не воспринимаемая сегодняшними молодыми людьми, да может быть и они-то, эти уже возрастные люди, тоже вначале-то пели не вдумываясь в смысл слов, в плач души, вырывающийся из песни… Не во всех, но в большинстве нынешних «дрень-брень» нет душевного тепла, да и слов-то…Только что грому, да шуму через край… В ушах гудит, а в душу, в сердце не входит. Но ведь в жизни-то всё не так! В жизни-то размеренность, спокойствие должно быть, а не скачки, не суматоха бесполезная. …Приходилось ли Вам, когда-нибудь, задумываться над жизненным бытиём людей? Нет! Не с критической точки зрения, не с похвалой или презрением тех или иных чело-веческих деяний, а простого душевного человеческого бытия. Заглядывали ли Вы, когда-нибудь, в душу человеческую? Не со злом, не с любовью, а так, просто чтобы понять что же в душе-то того или иного человека… Приходилось ли Вам, когда-нибудь, ощутить себя в той или иной ситуации, «мысленно оказавшись в таковой другого человека? А приходилось ли Вам, когда-нибудь, глубоко продумать в какой обстановке создаётся то или иное человеческое творение и понять это творение своим сердцем, мысленно оказаться там – в том творении, в той обстановке, когда оно создавалось, прочувствовать ту обстановку на себе самом? Научные открытия… Спортивные достижения… Дерзания человеческой мысли… Произведения из под кисти художника… Произведения из под пера поэта, писателя… Музыка… Тексты песен и эмоциональность их исполнения… Нет! Не те творения, которые создаются из корыстных побуждений, только ради материальной выгоды! Не те творения, которые создаются с мыслью и ради своей популярности, навязывания своего величия обществу. Может быть обществом и это воспринимается, может быть, в наше настоящее время и без этого не обойтись, но…это всё не от души, не от сердечного тепла и не искренне. В таких деяниях сквозит пустота, продуваемая, выдуваемая всеми жизненными ветрами внутреннюю светлость человека. Отсутствие искренности, сопереживания, доброты, внутренней тоски по тем или иным явлениям жизненным при творении деяний, при повседневности бытия – не затрагивают души и сердца других людей, не остаются жить в большом или малом обществе, в памяти человеческой на долгие годы – прозвенели, протрещали и… улетели, рассеялись как дым, не оставляя себя впитанием в души человеческие, как пустоцвет, не оставляющий после себя плодов… Мне частенько становится жаль тех – не искренне творящих, как жаль и тех, кто не может, или не хочет, понять людских творений, воспринимает, читает, смотрит, ощущает поверхностно, не вникая глубоко в суть, не может, или не хочет мысленно оказаться «там» - среди, героев литературного произведения, вместе с ними прочувствовать «ту» атмосферу бытия. А разве не жаль тех, кто не может, или не хочет мысленно оказаться, скажем, вместе с исполнителем в той среде о чём повествует исполнитель, будь то в песне, читаемых стихах, рассказах, театральных постановках. Мне кажется, что это несчастные люди, не умеющие или не желающие мысленно побывать «там», ощутить всё на себе, а потом уже научиться делать какие-то жизненные выводы. Порой оказывается таким близким тебе самому то о чём повествует исполнитель. Вот прислушайтесь внимательно к песням в исполнении Людмилы Зыкиной! «Деревенское детство»… Ведь это же, томящее сердце и душу ностальгией, о тебе самом, о твоём детстве! Как с душой и искренне написаны слова! Тут тебе и деревенская природа, а на лугу пасутся усталые кони, и сама деревня-то «посредине России стоит», здесь и бытиё деревенское «…на лавочке деды шутливо про своё вспоминают житьё», здесь и утренние зорьки.. и по утрам «…ведёрки звенят у колодца», вечерами «…заливаются в клубе гармошки». А деревенское детство… то «..ныряет в речушку с обрыва», то «…на санях(санках) по снегу несётся». А какое исполнение! И вот… снова оказываешься в своём детстве… А с какой неповторимой душевной силой передаётся исполнительницей сердечная девичья боль в песне «Травушка примятая».! Слушая песню, наяву представляешь душевные муки обманутой девушки, её не сбывшиеся мечты, её чёрные мысли, тянущие к омуту «…там, где глубина…» А внимательно ли мы слушаем песни в исполнении Валентины Толкуновой? Только вдумайтесь – ведь очень много песен она исполняет о себе и от себя. Какие-то с болью души, плачем сердца исполняются. Вот, например, «Где ты раньше был?» - это ведь про неё! Это ведь она пролила не мало слёз по своей любви, это ведь она «шла над пропастью» с нелюбимым, это ведь она всю жизнь ждала прихода своего любимого, который пришёл слишком поздно, когда уже всё переболело и ей «одной теперь хорошо», а вновь «полюбить … уж не хватит сил». Сколько душевных терзаний, сердечной боли скрывают в себе:«Яблонька», «Горький мёд», «Чужой помады след», «Ночной звонок», «Сон-трава», «Радуга» и ряд других!... И сколько теплоты, любви к родным, родимой сторонке, идущих от всей души, от всего сердца, вложено в: «Носики-курносики»,«Поговори со мною, мама»,«Домик на окраине», «Домик в деревне», «Уголок России»!... …Анна Герман…Будучи в состоянии неимоверной болезности, поёт душой, плачущим сердцем своим … поёт и видит всё, изложенное в песнях, как будто наяву и там себя…. Ну, коли мы уж заговорили о знаменитостях, то никак невозможно обойти Надежду Бабкину с её : «Шумел камыш», «Купите папиросы». Сейчас они исполняются, может быть, несколько наигранно(в исполнительском стиле Н.Б.) , но вслушайтесь и «войдите» сами в текст песен – какие слова! Какое трагическое бытиё в них! И той обманутой девушки… и того мальчика-сироты…Если мысленно оказаться «там» - нельзя не ощутить в своей душе, сердцем своим искренних состраданий. А теперь – дальше, в глубь старины, в песни, которые запрещали петь, которые и сейчас не поют…Вот «Былинная история» - как больно! «Двадцать лет служил, да ещё пять лет…», а когда «Генерал домой ему отпуск дал…» и прибывая домой - какое горе, какую боль испытал солдат Царской Армии!... Он думает, что на крыльце его встречает молодая жена и упрекает её, будто бы ей «…хорошо жилось…», но тут же боль в самое сердце – жена « пятый год в сырой земле…», а встречает его родная дочь…Велит солдат налить «зелена вина»,чтобы заглушить всю боль душевную и «По щекам его, по седым усам толь вино текло, толи… слёзоньки». Какая сердечная боль, какие муки, материнская любовь к родным детям отражены в народных песнях «Камера шестая», «В воскресенье мать-старушка», «По диким степям Забайкалья». А вот, льющиеся с болью и тоской из глубины души, песни «Осыпаются листья осенние», «Не для меня придёт весна», «Глухой, неведомой тайгою», «Колыма», «Столица Колымского края», «Помню двор». и десятки подобных… Ну как можно читать, слушать без сострадания, без душевных переживаний и даже без минутных слёз песни о трагической, не сбывшейся любви?! «Сказали мил помер», «Когда я на почте служил ямщиком», «Была весна», «Вот мчится тройка почтовая», «Ямщик», «Очаровательные глазки», «Под твоим окном», «Где эти лунные ночи?», «Любовь цыганки», «Как у нас под окном», «По Муромской дорожке», «То не ветер ветку клонит», «Песня цыганки», «Потеряла я колечко», «Люблю и страдаю» и множество других. В каждой песне образные сюжеты, заставляющие быть «там», сопереживать, близко воспринимать всё происходящее. Порой становится невмочь долго вслушиваться в песни, вчитываться в литератур-ные произведения, всматриваться в произведения художников, кинемотографистов и в другие творения людские. Тогда мы попросту прекращаем или приостанавливаем это делать. А вот наяву «там» «тогда» это сделать невозможно. «Там» всё продолжается от начала до конца! И всё это человеку даётся прочувствовать на себе. Если он мысленно оказался «там». И это ведь не только в хмурости, в трагической обстановке, но и наоборот в самой благоприятной и счастливой можно почувствовать себя так же. Вот две песни: первая «На Родине», вторая «Хороши весной в саду цветочки». Первая (слова Т.Л.Шепкиной-Куперник написаны в 1905 году) – тяжелейшая наполненная большой трагедией… От Порт-Артура, «с кровавых Маньчжурских степей» возвращался к семье калека-солдат. «Спешил он жену молодую И малого сына обнять, Увидеть любимого брата, Утешить родимую мать». Но…в родном доме («убогом жилище») живут чужие люди и никто из родных его не встречает. Он начинает расспрашивать где тот, где другой, где третий… Но…жена, сын, мать его погибли… Жена зарублена полицейской шашкой, сын убит полицейской пулей, мать «…избита казацкой нагайкой, до ночи едва дожила». Оставалась одна надежда – брат… Но и брат… «Убит он у Чёрного моря, Где их броненосец стоит… За то, что вступился за правду, Своим офицером убит». Тогда у этого солдата, как и у миллионов людей России, вскипает гнев на произвол полиции, царских приказов… «Ни слова солдат не промолвил, Лишь к небу он поднял глаза. Была в них великая клятва И будущей мести гроза». Заглянуть в душу этого человека самому, ощутить в своём сердце боль его сердца, оказаться «там» - на месте солдата-калеки, почувствовать его состояние на себе… Страшно! Тяжело! Эмоционально невозможно без слёз! А ведь написано женщиной… А каково в реальной обстановке?!... Да и излагать словами…Но и читая, надо всё это видеть, ощущать – тогда придёт глубокое понимание произведения… Совсем другое дело «В Хороши весной в саду цветочки». Оказавшись «там», видишь, что весной не только «хороши цветочки», но «…Ещё лучше девушки весной…» и сердце наполняется томящей сладостью предстоящей встречи с любимой девушкой. Трепетное волнение души героя песни передаётся в тебя самого и «…Сразу жизнь становится светлей». А у кого-то вот уже «…счастье где-то не далёко Подойду и постучу в окно: =Выйди на крылечко, Ты моё сердечко! По тебе тоскую я давно…» Здорово оказаться на их месте! Тут тебе и радость любви, и объяснение в любви и, конечно же он получит взаимность!.... Или вот, опять же про любовь, «Дайте в руки мне гармонь»… Ох уж этот «ухажёр-забава»! Как он здорово умудрился «позабыть знакомый путь» к дому девушки… И вот…ты уже «там»… отправился совсем в противоположном направлении, чтобы побыть подольше с любимой… А тут вот уже в другой песне … другой… «…И увёл девчонку от крыльца родного…» ******************************************* *** …Вот так-то… Прямо Газмановское: «Мои мысли – мои скакуны…» И вот эти-то мысли не дадут покоя, пока не проникнешься духом авторов различных произведений, дабы понять душу человеческую через эти произведения. Я твёрдо уверен, и придерживаюсь правил – в малом ли, большом ли творении сделать так, чтобы мои произведения затрагивали глубину Души Человеческой, не оставляли пустоты в душе и сердце, не становились просто сиюминутным блеском и только-то, но помнились, переживались Читателем вместе с тем, что изложено. Иначе зачем что-то творить в пустоту, никому не нужное?! ******************************************* *********** |