Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 54020 [ символов ]
Крымские легенды.
Крымские легенды.
У многих людей Крым запечатлен в сознании, у некоторых – в самом сердце. Для пополнения знаний о Крыме, для наполнения сознания: часть Крымских легенд узнайте…
 
Медведь-гора.
 
В Крыму вечно жили люди: только сам Крым постоянно менялся, постепенно терял свою первозданность. Южный берег Крыма покрывал дремучий лес: люди в этих местах жили-укрывались среди дикой природы. Прятались от природных стихий, угроз, напастий… Единственным спасителем людей – считали бога: к нему обращались с просьбами, молитвами о милости, снисхождении, даровании судьбоносной щедрости… Шло время… Люди обустраивали свои жилища, быт и труд пытались облегчить. Учились у природы: люди перенимали полезное нечто.
Зем первый начал собирать камни между деревьями на своем открытом участке. Ему огромных трудов стоило вычистить, выровнять поле: вспахать кривую борозду, засеять… Узнал особую новость: начала щедро плодоносить Благодарная Матушка-Природа! Сама вырвалась радость из его уст и тела, хлынула безмерным потоком. Трудовую продуктивность Зем перевоплощать начал: в новое направление качества. Сытнее стало: чаще посещает веселость, оправданная беззаботность. Уже горы, лесные заросли не кажутся опасными ему: только страховестными... Даже суровое море: в моменты прибоя, часы яркого солнца, временами становится ласковым. Манит свежестью: не кажется злой стихией, кошмарной угрозой…
Все реже Зем обращается к вечному своему покровителю богу с мольбой и молитвой: находит все меньше поводов его беспокоить, тревожить… Как-то спокойно обходится без покровительства. Еще немного, еще чуть-чуть: он о самом существовании бога позабудет. В его покровительстве перестает нуждаться: обходится без привычного хлебосольного гостеприимства.
Разгневался бог на Человека: полетел за помощью на север к лежбищу огромного белого Медведя: скован ледовыми цепями. Усилием воли бог льды раздвинул: помог белому Медведю освободиться от ледового плена. Бог указал белому Медведю новый маршрут движения: на юг, в теплое море. Роль белого Медведя изменилась: должен напугать самовольного Зема, прежде послушного - его наказать. С некоторых пор поумнел: инициативным, непредсказуемым он стал...
Белый Медведь давно скучает без большого дела: рад стараться! Радостью ударила его в голову подаренная свобода: возбудила желания, напрягла силу, вывернула наружу мощь белого Медведя с огромным туловищем. Доплыл до Фороса белый Медведь. Поскучал Медведь некоторое время в воде, остыл: вышел греться на сушу. Вознесся сразу громадной горой, а густая шерсть на нем уподобилась деревьям, отжившего свое время дремучего леса. Могучие лапы Медведя сдавливают тяжестью крымскую почву: под ним прогнулась. Округлая, покатая его вершинная спина: подтянулась до уровня облаков. Вздыбили стеной громаду: морские волны вызвали наводнения, оползни, шквалы бурных потоков…
Огромный белый Медведь смотрится непривычным чудом среди крымского пейзажа. Заряжен энергией дикий зверь: направился вдоль берега. Неловкими движениями, тяжестью крушит все подряд на своем пути. Лапы движениями резкими давят нежные признаки жизни. Могучие когти вгрызаются в почву: оставляют громадные борозды. Первопричина эрозии: промоины становятся оврагами, разрушаются, предстают взору в виде ущелий… Сползают склоны, срываются скалы, рушатся крымские горы, просыпаются дробными осколками… Обнажается взору каменистая материнская порода… Видоизменяется рельеф…
Белый Медведь увлекся в разминочном путешествии: радость долгожданной свободы ощутил. Дополнительно взыграла игривость настроения: вошел в раж.
Он озорно ударяет огромными лапами, проемы пути сдавливает могучими лохматыми боками… Подтверждает довольство дикого состояния: страшный рык оглушительно вырывается из его луженой гортани – разносится по округе. Огромный белый Медведь в свободном шастанье пробрался к сокровищнице Крыма, цветущей Партенитской долине. На всем широко взору растворяют в натурально причудливом пространстве обширной местности: возвышаются невысокие холмы. А между ними размещены ухоженные сады, изумрудными соками налитые тяжелые виноградные гроздья. Раскрашенные сочной зеленью луга. Местные пейзажи дополняют красоты, прелести, довольства: дополнены словно специально устроенными в комплекте мощными водопадами.
Далек от осознания гармонии, красот: животное существо, белый Медведь - его одноразово заворожили прелести природы. Зевнул пересохшей пастью: к морю сполз, напился. Утихомирил он ярость: свалился – погрузился в томный отдых. Пролетал бог рядом с проверочной инспекцией: обнаружил ленивца за не установочным занятием. Долго решать не стал: «Понравилось? Навеки оставайся в этом месте!» С тех давних пор осталось каменеть, обдуваться ветрами огромное тело-глыба белого Медведя. Могучие бока сохранились в виде страшных отвесных скал-круч, высокая покатая спина превратилась в округлую вершину горы, голова – острая скала: возвышается над морской пучиной. И густая шерсть сохранилась в измененном виде: растет непроходимая лесная чаща дубового происхождения.
 
Понт Аксинский и Понт Эвксинский.
Случилось это давно… Никто не знает, когда, как и что произошло на самом деле. Но память человеческая сохранила общие детали: о произошедшем реально в действительности нет основания сомневаться. Даже говорят: в те далекие времена-эпохи – летоисчисление вели по другому принципу. Буквами – не цифрами, даже в другом летоисчислении. Все может быть. Нужно терпимей отнестись к нравам древних людей, их знаниям, привычкам, образу поведения и жизни.
В Тавриде всегда жили люди: одни народы сменяли другие. Наш рассказ идет о Горцах: гордых, мирных, трудолюбивых… Оставили после себя добрую память, даже особые воспоминания: важны для нашей и общей истории. Жили те Горцы тихо, мирно… Ни с кем не конфликтовали, не воевали… Не нападали они, их враги тоже не тревожили: не нападали. Тихие, мирные люди: трудились на каменистых крымских почвах, растили детей… Хорошо жили! На склонах гор, крутых холмов научились Горцы выращивать душистый, сладкий виноград… Они обладали знаниями, умениями, навыками: часть винограда подвергали брожению - превращали в вино. Ценили культуру винопития... Знали свои меры: не злоупотребляли хмельными напитками.
Неплодородны горные гряды каменистого склада. Неутомимые, терпеливые, трудолюбивые Горцы знали: можно корзинами наносить почву с равнин, горные расщелины засыпать: появляется их плодородная способность. Преображались горы: постепенно покрывались виноградными лозами, плодовыми деревьями, орехами, кизиловыми кустарниками… Меткие стрелки-Горцы охотились на дичь, но отстреливали не более потребностей питания. Без крайней надобности они не натягивали тетиву, не тратили патроны. Горцы вели здоровый образ жизни, постоянно их селения богатели.
О Горцах Тавриды узнали завистливые жители Эллады: захотели одним мощным ударом захватить все щедроты. Воинственные Эллины соорудили флотилию: отправились к берегам Тавриды. Коварные Эллины решили пристать к берегу под покровом ночи: захватить врасплох спящих Горцев.
Воспользоваться фактором внезапности Эллинам не удалось: засветилось море вдруг голубоватым пламенем. Разбуженные Горцы, распознали коварство сразу и хитрость врага. Обнаруженные Эллины: продолжили приближаться к берегу. Напряглись гребцы: весла плавно разбрызгивали струи воды – мерцают они в ночи, указывают точно направление передвижения вражеских кораблей всех. Даже светится мертвым голубым свечением морская пена: причаливает к берегу…
По сигналу пробудились, собрались в мощный кулак силы Горцев… Женщин Всех, детей отправили в пещеры. Увидели Горцы: противостоят им многие враги – не скрывают намерения. Вооружились все Мужчины: нападение готовятся отразить. Понятно, борьба предстоит жестокая, смертельная.
Предрассветное небо неожиданно покрылось темным покрывалом: отделило явно небесные звезды от моря. Не сразу поняли Горцы и Греки: что произошло? Испуганы, с прибережных скал сорвались гигантские орлы-грифы: устремились к морю. Орлы распластали огромные крылья: кружатся над вражескими судами. Среди Эллинов началась паника: бросили весла – прикрывают головы щитами. Гриф-предводитель грозно бурным клекотом призвал наказать возмутителей спокойствия, этих чужаков. Исполняют приказ орлы: долбят мощными клювами обтянутые кожей щиты воинов-Эллинов.
Горцы увидели место побоища: воспрянули духом. Действуют совместно: со склонов, с берега сбрасывают в море огромные валуны. Закипело море: волны подняло высокие. Небо покрыла темная туча: полил дождь. С тонущих кораблей Эллинов доносятся только стоны и вопли. Грохот доносится с разных сторон. Сохранившиеся Эллины развернули спасенные корабли: спешно ретировались. Направились на запад, в сторону родных портов.
Считают: с далеких времен Греки называют Черное море Понтом Аксинским, Негостеприимным морем. Воинственные их предки передают из поколения в поколение, как завет: не поднимать оружия против Тавриды, даже не плавать по Понту Аксинскому.
А история наша имеет другое завершение. Прошло какое-то время: потянуло Эллинов в эти самые загадочные места, на берега богатой солнечной Тавриды. Послали они всего пять кораблей: с мирными послами и щедрыми дарами для Горцев. Тогда договорились Эллины с Горцами: никогда не поднимут оружия они друг против друга. Завели они мирные отношения, торговлю. Удивлялись часто: мирное, ласковое море – зря назвали Аксинским, Негостеприимным. Нет, море доброе: для друзей - Понт Эвксинский. Это для недругов – Понт Аксинский.
 
Геракл и Скифы.
На окраине Земли в плоском ее пространстве, в пограничной сфере Европы: существует место особой важности, значимости. Это Геракловы столбы. В те времена еще обычный пастух, избранник бога: каждодневную обязанность исполнял прилежно. Пас стадо быков. Выпасать быков доверяли не каждому: пастух от природы создания должен проявлять особое терпение, выдержку – иметь неимоверную силу. Иначе не успокоит, не обуздает непокорного быка. Своенравны, даже непокорны многие быки: считают себя особыми созданиями, баловнями судьбы.
Геракл – многим сильнее, хитрее любого быка. Сдержанный в порывах, он статный, плотный. Мужчина-красавец. Перед кем ему красоваться, соперничать с кем? Внешней атрибутике не придает значения. С могучих его плеч небрежно свешивается слабо обработанная шкура немейского льва: больше обогревает, чем украшает. Да служит вещественным доказательством смелости, отчаянного его геройства. Это в общении и испытаниях перед богом вынужден представать Геракл в полной обнаженности своей натуры: без элементов украшательства, дополнительных хитростей и маскировок.
Следует учесть, знать: у богатырей типа Геракла случаются полные забот времена. Время значимо отражается вокруг и в каждой детали. Стада быков долго топтались на одном месте: на самом прекрасном пастбище портиться начала, истаяла сочная трава. Геракл узнал: сочная трава пышно растет на востоке, на дальнем пастбище в бескрайних степях, в безлюдных местах. Не остается ничего другого делать: он запряг колесницу – медленным ходом погнал свое огромное стадо за Понт Эвксинский.
Климат в степи континентальный: по ночам, на рассвете: прибавляется к свежести холод. Легко застудиться. Геракл уставал днями: с непокорными быками управлялся. Завернулся он в теплую шкуру немейского льва: удобно лег в ложе мягкой травы. Сморила его слабость: сам не заметил момент – глубоким сном уснул беспробудно. Пробудился бодрый Геракл к полдню: важное событие проспал: не обнаружил на месте коней. Исчезла с ними величавая колесница. Не управится он без них со своими быками: начинай заново сторожить – опыт накапливать, экономить на всем для приобретения столь нужной колесницы.
Сильны огорчения Геракла. Решил он: приложит любые старания - найдет своих коней с колесницей. Чего бы это ему не стоило. Не стерпит оскорбления! Насмешника обнаружит, накажет - за озорство или вора - за злую провинность. Геракл отправился пешим в путь: ищет любые следы ценной пропажи. Пытается ее обнаружить: вернуть, а с ней душевное спокойствие. Вернуть силу нрава, былой авторитет: среди богов-небожителей. Да и среди множества поколений носителей жизни, смертных созданий духовного и бездуховного вложения.
Безлюдна огромная Степь: только без присмотра разбрелись по ней его быки. Геракл не встретил никого, не спросил, не узнал ничего о ценной своей пропаже.
В полной таинственности горной стране Таврии: Геракл встретил странную обитательницу пещеры. Она с лицом девы: станом превращалась в змею. Так неожиданно удивленный, смущенный Геракл познакомился с богиней по имени Апа. Узнал: кони его колесницы вовсе не сбежали с пастбища, а с колесницей «приватизированы» этой самой богиней Апа. Разговор у них не получился. Она вернет «имущество» в одном случае, узнал: Геракл непременно должен на ней жениться! «Хватит ему холостяковать: жених достойный - великан, силач!»
Ничего себя обстоятельства, да и категорические условия «сделки» не дают шанса на обдумывание. Без коней и колесницы не сможет Геракл исполнять ответственную миссию Зевса. Вынужден он принять условия богини Апа. Геракл наивный: не оформил юридически договорные условия. Влюбленная в богатыря богиня Апа понимала: стоит ему вернуть свое «имущество» - сразу оставит ее с детьми. Не спешит жена-богиня возвращать Гераклу коней и колесницу. Геракл выбивается из сил: спит урывками. Он днем и ночью верхом в седле на коне: за образцовым порядком в стаде быков.
В семье змееногой богини уже растут трое сыновей. Геракл меркнет на глазах, но продолжает жена водить его за нос: кормит обещаньями. Исполнение любого обговаривает множеством невыполнимых условий. Хитрая Женщина!
Как-то раз Геракла подстерегла хворь духа: не уследил – львы-хищники в стаде загрызли двух быков. Такого никогда прежде не случалось. Поник Геракл: готов изгнать из Таврии всех львов. За львов нашлись добровольные небожители-заступники: через супругу его богиню Апа влияют на действия Геракла.
- Геракл, - придумала жена уже нечто новое, - ты сам хорошо знаешь, как сильно люблю тебя, привязана… Но жизни спокойной не стало мне в последнее время: активничают твои покровители. Чего хотят? Сама вижу: тоскуешь, словно загнали в неволю. Живешь: без права самостоятельного выбора. Стремишься на родину, к столбам своим, Геракловым. У нас лучше, просторнее, красивее, с теплым Понтом Эвксинским. Хорошо: забирай своих коней с колесницей. Лучше скажи, что должна делать с нашими детьми, твоими сыновьями, как только они вырастут? Отослать к тебе или оставить у себя?
Геракл не понял невысказанной хитрости жены: непременно присутствует, ни одна речь без нее не обходится. Геракл снял пояс с золотой чашей на пряжке. Взял лук со стрелой: показал жене умение свое натягивать тетиву.
– Вырастут пусть сыновья, возмужают: тогда каждый по очереди наденет пояс и попробует натянуть тетиву моего лука. Испытание простое: кому мой пояс придется впору, да еще сумеет, как я, натянуть тетиву моего лука – остается он пусть. Не сможет кто справится, отошли того прочь! Пусть старается, учится, накапливает силы…
Повзрослели дети… Старший сын Агафирс и средний Гелон не приблизились к завету отца: слишком большим, тяжелым казался пояс, да силенок не хватило натянуть тетиву лука. В таких воинах страна не нуждалась. А вот младший сын Скиф удачно овладел премудростями силовых профессий, воинского искусства: остался в стране – с тех далеких пор оставили по себе добрую память храбрые воины, потомки мужественных Скифов.
 
О героизме Мужчин и непостоянстве Женщин.
История знаменательная, показательная. В некотором роде характеризует национальные нравы, проявляет единство, существенные отличия Мужчин и Женщин: в их поведенческом состоянии в людском сообществе. Естественно, каждый Человек остается неповторимой Личностью. Предстает во Времени своем, наполнен особыми моральными качествами, в нравственных одеяниях.
Скифские воины отправились на войну: покинули Скифию уже двадцать лет тому. С тех пор нет от них никаких известий. Долгое время их жены томились в ожидании мужей: потеряли всякую надежду на их возвращение, продолжение нормальной супружеской жизни. Решили окончательно многие: мужья погибли в боях – нет резона и смысла дольше их ожидать. Условия сложились образом таким: большинство жен прекратили обет верности – тайно и открыто вступали в браки со своими рабами. По общественному статусу те ущербные, но Мужчины.
Не долго радовались неверные жены. Молнией разнеслись неведомо откуда сообщения: вскоре вернутся по домам скифские воины – герои войны. Известия радостными только кажутся: многих Женщин ввергли в неописуемый ужас:
«Такое несчастье! Что может случиться?!»
Действительно, часть жен ощутили свою греховность: за провинности не хотят отвечать. Посовещались между собой неверные жены: устраивают новые мужья-рабы их вполне – не хотят ничего менять, возвращаться к прошлому. Созвали Женщины своих новых мужей-рабов, нажитых с ними детей…
- Спасаться нужно! - Пояснили в истерической форме – вполне доступно. – Каждый должен думать о себе и всех! Нам всем грозит близкая гибель: от мстителей! Возвращаются победители: воины никого не пощадят! Мужья не простят измены, все погибнем: жены, рабы, ваши кровные дети!
Знавшие за собой вину: имели полное основание остерегаться - опасности они многократно переоценили. Сами гордые и мужественные Скифские воины соскучились по родине, семьям, матерям, друзьям - полны чистых надежд, приятных ожиданий. В приближении радостного часа встречи не терзают их никакие опасения.
Путь на полуостров Таврию проходит по узкому перешейку, в обход соленого озера. Знакомую дорогу перерезает глубокий ров: прежде этой преграды не существовало. Хуже другое: ожидали воины радостную встречу – преграждают путь вооруженные незнакомые люди. Прикрывают дорогу домой! Скифские воины впали в отчаяние: ничего подобного они не ожидали. Воспользовались их долгим отсутствием, неужели захватили родину жестокие завоеватели: придется освобождать ее, сражаться за собственные дома. Вызволять из рабства детей, жен, родственников… Отбивать поля, виноградники, животных… Ожесточенный бой начался! Победители доказывают свое право владеть страной, имуществом распоряжаться, вести мирное строительство, нормальный образ труда-жизни.
На перешейке долго продолжали ожесточенное сражение: лилась кровь, воины погибали… Оба лагеря твердо стояли за правое дело: не намерены отступить, признать поражение перед яростными действиями противника. В один момент передышки: Скифские воины посовещались между собой. Некто высказал мудрое мнение:
- Бесполезно вести бой – на самоуничтожение. Мы не знаем противника: не понимаем, за что они борются? Узнаем врага: легче сможем его победить.
Узнали Скифские воины: воюют они против своих рабов и детей своих жен. Выступают те в роли гладиаторов, дерутся в отчаянии, не щадят жизни. Ведь все равно им уготовано рабство: лучше погибнуть в открытом бою - оставшуюся жизнь не прислуживать победителю. Скифские воины сразу поменяли тактику сражения. Прежде оружием выбрали длинные кнуты, розги: вместо мечей, стрел и копий. Приблизились к рабам: Скифские воины подвергли их оглушительным ударам. Услышали только знакомые звуки розог, свист кнутов: покорились рабы, бросили оружие по бессознательному инстинкту: дико в панике бежали с поля битвы, стали беспомощными. Отдались они в полную меру: воле победителей. Только беспомощно возносили руки над головами: просили пощады.
Легенда не сообщает, как воины-Скифы решали свои семейные проблемы. Верно, прощали жен, признавали незаконнорожденных детей: родственниками – своими. Много лет утекло с тех давних пор: почти никто точно не знает своего происхождения-родства, прежнего состояния. Настало время сплошного равенства, братства, гражданства… Перепуталось все! Растерялись расы, нации, семьи… Даже народы стали условными явлениями: ничего конкретного, точного… Из других народов только Евреи выделяются своей относительной расовой чистотой. Особенно враги наши стараются, часто напоминают: Евреи не должны забыть о своем предназначении. Обязаны они служить Господу, доводить до народного сознания Принципы Морали, воспитывать в духе нравственных норм, следовании по пути Истинному - к безгреховной жизни в Идеальном Обществе.
 
Клятва граждан Херсонеса.
«Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, Херсонесцев, владеющими городом, территорией, укрепленными пунктами.
Я буду единомышлен в спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной гавани, прочих укрепленных пунктов и остальной территории: Херсонесцы ею управляют или управляли, ничего никому, ни Эллину, ни варвару, но оберегать все это буду для Херсонесского народа.
Я не буду ниспровергать демократического строя и не дозволю этого предающему, ниспровергающему и не утаю этого, но доведу до сведения государственных должностных лиц.
Я буду врагом замышляющему и предающему или отторгающему Херсонес, или Керкинитиду, или Прекрасную гавань, или укрепленные пункты и территорию Херсонесцев.
Я буду служить народу, советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан.
Я буду охранять для народа «Састер» и не буду разглашать ничего из сокровенного ни Эллину, ни Варвару, что должно принести вред государству.
Я не буду давать или принимать дара во вред государству и гражданам.
Я не буду замышлять никакого несправедливого дела против кого-либо из граждан, не отпавших, и не дозволю этого и не утаю, но доведу до сведения и на суде подам голос по законам.
Я не буду составлять заговора ни против херсонесской общины, ни против кого-либо из граждан, кто не объявлен врагом народа; если вступил с кем-нибудь в заговор или связан какой-либо клятвою или заклятием, то мне, нарушившего это, и тому, что мне принадлежит, да будет лучшее, а соблюдавшему – противоположное.
Если я узнаю о каком-либо заговоре, существующем или зарождающемся, я доведу об этом до сведения должностных лиц.
Хлеб, свозимый с равнины, я не буду ни продавать, ни вывозить с равнины в какое-либо иное место, но только в Херсонес.
 
Поход Бравлина.
С севера, из Новгорода пошла гулять великая Русь: ужиться в одном месте не могла. Много бзика и показной гордости у каждого Русса: себя понять не в состоянии, других слушать вовсе не намерен. Многоречивое веча: фантазии – не речи, смысла в них никакого; слова без содержания, смысла, да и конкретной формы действия. Правота во всем зияет: нет порядка, смысла, реальности, основы, духовной составляющей… Полное словоблудие возвышенных словес: в прекрасной ажурности червонного золота теснения.
Русский князь Бравлин пришел из Новгорода. Вскоре после кончины Стефана Сурожского (конец VIII-начало IX века), совершил поход на Крым,. Как разбойник и грабитель, он опустошил все побережье Черного моря от Корсуня: овладел Херсоном, Керчью и Судаком. Десять дней подряд продолжали осаду Сурожа: только на одиннадцатый день сломали Железные ворота. Город предали грабежу. С мечом в руке сам Бравлин бросился к святой Софии, в драгоценной раме размещены мощи святого Стефана: он рассек двери храма, захватил его сокровища. У раки святого князя Бравлина настиг паралич. Действие святой силы посчитали за чудо. Князь принял высшую кару: приказал все награбленное вернуть храму. Ответные действия не помогли: тогда князь Бравлин приказал очистить город, вернуть храму все награбленную в Крыму церковную утварь. Последнее действие князя: он решил сам креститься. Преемником святого Стефана являлся архиепископ Филарет: с местным духовенством он провел обряд крещения князя Бравлина. Дополнительно к своей щедрости князь пообещал освободить всех крымских пленных: он почувствовал телесные облегчения лишь на этот раз. Князь Бравлин приветствовал местное население. Так князь из грабителя превратился в богопослушника: без особого шума, в смирении покинул пределы Сурожа.
 
Внук Ходжи Насреддина.
Расскажи кому – точно: не каждый поверит. Ахмед-Ахай прямой внук Ходжи Насреддина: по нисходящей линии родства. Для точности: координаты его жилья – приводим. На географической карте не ищите кишлак Озенбаш, сразу хватайте Бахчисарай: из этого центра Вселенной проложена без поворотов прямая ослиная тропа. Один ишак не блудит: в обоих направлениях знает дорогу, читает ее по звездам и приметам местности.
Все знают степень родства, форму происхождения Ахмед-Ахая: сейчас у него нет документального свидетельства – подтверждения, словно это так важно в век скептиков и вульгарных материалистов для людей с занятием серьезным юмором. Вечно занятый по торчащие уши серьезными делами: Ахмед-Ахай выбрал часок - отправился на осле к местному кадию в Бахчисарай, центр мироздания и коммерции. Кишлачные мудрецы уже давно его подговаривают «отовариться корочками»: документ стал важнее острого дамасского булата, живого слова народного происхождения.
Ахмед-Ахай – дремучий провинциал: далек от городской экзотики, дорожно-уличных проблем, транспортных давок и прочих форм дорожного кровавого жертвоприношения. Спешился чинно с осла возле указанных ворот кадия, рядом с большим барабаном-давулом: к нему привязал свое непослушное глупое животное. Его обязательно используют только в качестве дешевого, естественного средства передвижения «по нехоженым тропам истории», как написал великий классик марксистского и более современного общественно-политического учения диалектического направления. Совершенно спокойный за свое ближайшее будущее: Ахмед-Ахай отправился на прием к кадию в полном здравии, с хорошим настроением попутной радости. Он перескочил через молчаливую очередь – только раскрыл рот для сообщения особой важности:
- Дорогой эфенди… так и так… - не успел он еще затакаться, страшный шум услышал снаружи: - что, как, по какой причине, что происходит?! Началось действие арабской сказки? Слетелись с неба эльфы, гномы? Зашевелилось сразу все подземное царство грешников?
Случилось все просто: оскаленные зубы осел направил на свежую траву: потянул шею. Сам он того не хотел: дернул давул, а тот покачнулся, начал гудеть, заворчал туго натянутой кожей. Осел испугался шума: неловкостью своей вызвал большее верчение давула: барабан загрохотал. Осел испугался: попытался сорваться с привязи. Бросился скачками от испугавшего его шума. Катится за ним, гремит давул. Добежал осел до дворцовой площади, а тут из-за поворота навстречу медленно ковыляет караван верблюдов: весь упакован, тяжело гружен посудой, жестью… Налетел осел с давулом на верблюдов: те с перепугу начали плеваться липкой слюной. Нарушили караванный строй-порядок, разбрелись по улицам и переулкам большого города. Перепугались люди, по улицам бегут-шарахаются, кричат…
«Произошло землетрясение? - Недоуменно спрашивают люди. - Началась война? Так неужели сам Шайтан посетил Бахчисарай? Кого из грешников успел утащить с собой?»
Никто не понимает толком, что происходит? Только спрашивают: на вопросы никто не отвечает. Хотели разграбить караван: только вез он посуду, жесть - не шелк, сукно… Караванщики начали ловить верблюдов: подсчитывают убытки… Успокоились жители города: только к вечеру…
Караванщики пришли к главному кадию: жалуются на Ахмед-Ахая. Кадий впервые услышал это имя – спросил с интересом:
- Что за человек? По каким надобностям приехал в наш город?
- За бумагой-документом он приехал… Хочет получить документ, будто он внук знаменитого Ходжи Насреддина… того самого…
Подключился в разговор кадий – у ворот его дома давул стоял: с него все началось…
- Как я могу дать такой документ, эфенди? Доказательств у него никаких… Он даже бакшиш не захотел платить… А родство с Ходжой Насреддином дорого очень стоит… Даже таких денег нет, сколько заплатить за это надо…
- Нахала надо наказать! – Высказал свое мнение острослов, любимец публики. Он числится чиновником, но платят ему чаще только за подсказку верных решений.
- Наказать? – Главный кадий вспомнил о своем главенствующем положении в обществе: по этой веской причине должен высказать решительное слово – для успокоения народных страстей. – Его можно… наказать! И смотреть за ним в оба: пусть больше не пугает ослов, верблюдов… - Решение главного кадия – вовремя высказал, всех устраивает. Он сам еще весь не раскрылся: находится в мучительном поиске – истина лежит на поверхности, но пока не ухватил ее за хвост. Продолжает рассуждать: - За такой личностью… надо постоянно в оба глаза смотреть, слушать одновременно обоими ушами: ничего не пропустить. Возмутитель спокойствия и общественного порядка. Этот человек… как его зовут? Ахмед-Ахай? Он действительно внук славного Ходжи Насреддина? Я лично думаю: вне судебного решения, только внук известного возмутителя спокойствия, славного, мудрого и… дерзкого Ходжи Насреддина… смог он за десять минут – на весь день! – перебаламутить славный наш весь… огромный город. Лично я, без документа и полагающегося по случаю бакшиша, признать готов того… как его зовут? Ахмеда-Ахая достойным внуком великого предка! Да, помнится, об окончательной, бесповоротной смерти самого славного Ходжи Насреддина сам я однажды уже выдал заключение. С тех пор прекратились, вроде, частые случаи возмущения спокойствия, общественного порядка. Так я – одним росчерком письма: прекращаю нарушения законности, преследую подряд всех нарушителей… Имею с того хороший бакшиш: знаю многих завистников, претендентов на мною реально занимаемую, шашлычно-пловную должность.
В течение пятнадцати месяцев по персидскому календарю обсуждают это важное для мировой истории событие с ослом в славном городе Бахчисарае. Некоторые считают: шутник Ахмед-Ахай привязал немыслящего, упрямого осла своего к давулу – специально, для быстрого розыгрыша легковерной публики. Другие возражают: Ахмед-Ахай туп, как пробка, он только по своей природной глупости привязал осла на этом людном месте, не принял в расчет трусливый его характер...
- Нет, это специально принял, так подстроил: ослу не оставалось больше ничего делать – только сорваться с места, потянуть за собой огромный давул… Перебороздил несколько улиц, добежал аж до Дворцовой площади… Одним своим видом перепугал не только городских баранов, но и мудрых королей пустынь - степенных верблюдов…
- Да, такое надо придумать! Привязанный к давулу осел – взорвет Бухару, Самарканд: что говорить зря о Бахчисарае! Нет у нас такого простора действий, полета мыслей, потенциальной возможности разворота… Население только немного превышает численность ослов!
- Вовсе нет! – Заспорили другие. – Ослы давно достигли равенство: с численностью населения.
- Содержать осла дешевле обходится, чем работника!
- А вот и нет! Ослы требуют свой рацион питания: добавь к размельченной соломе - джугару, сорго.
- Даже рис съедят!
- Кто это: нормальный – кормит осла рисом?! Скажи еще: шашлыками! пловом!
- Ослы не едят животной пищи…
- Ах, не едят?! Так ты уже пробовал кормить? Ну, и что?
- Не едят!
- А ты пробовал кормить?
- Нет, не пробовал!
- Так откуда точно знаешь: не едят?! Свари отборный плов: отдельно подливу… Покорми осла…
- Осел: не бай! С какой стати приглашать к столу, кормить пищей избранных: жирным пловом?
- Каждый осел требует к себе: уважение, почет! Иначе не заставишь его трудиться: по совести!
- Какой осел: трудится по совести? Где найти такого осла?
- Воспитай осла: станет он трудиться по совести! Даже с хозяином по душам разговаривать!
- Какой это осел? И хозяина такого: где сыскать, выбрать?
- С каких это пор ослы: выбирают себе хозяев?
- Пока все хозяева страдают: от упрямства, самовольства ослов!
- Не все страдают…
- А как?
- Отказываются от ослов…
- Просто это сказать… Не осуществить…
- Никому не удается отказаться от осла: вынужден терпеть его упрямство, самовольство…
- Еще приходится кормить… лентяя…
- Не корми!
- Он сдохнет!
- Выбирай: нужен тебе ленивый осел или… сам разленишься?
- Разовьешь ноги…
- А тяжести кто потянет?
- За ослами: все забыли об Ахмеде-Ахае…
- Зачем о нем помнить? Сам о себе вскоре напомнит…
- С таких малых штучек, рассказывают наши отцы-деды, сам молодой Ходжа Насреддин начинал путешествия.
- Тоже удивлял всех?
- И смешил… С ослом соревновался… Жаловался на жену… Смешил…
- Нет, Ахмед-Ахай – наглый юнец! Насмешник! – Кричали мелкие торговцы на городском шуке.
- Идет точно стопами деда…
- Какого деда? Он самозванец!
- На все: воля Аллаха! Повелит Аллах: пойдет Ахмед-Ахай прямо стопами Ходжи Насреддина!
По не уточненным сведениям: и сейчас еще в родном кишлаке Озенбаш живет старец Ахмед-Ахай. Скромничает. Человек из народа. Для маскировки, внешнего удобства косит под простака: великий он пересмешник! Генератор смехо-идей! Ничего не принимай на веру: ожидай подвоха! Приободрись: при удачной шутке.
 
Слезный фонтан.
Отдельные явления природы, изделия рук человеческих: входят навечно почти в историческую сокровищницу культурного наследия Человечества. Только Высшие Силы над ними распоряжаются. Ограниченное условностями Время оставляет свои отметины: почти не властвует.
Исторические свидетельства и легенды удостоверяют: полуостровом Крымом правил грозный, даже свирепый хан Крым-Гирей. Этот беспощадный правитель ни с кем не считался, никого не жалел, не щадил. Хан Крым-Гирей совершал набеги на соседей: сжигал окрестности, оставлял покрытые пеплом почвы - все выгорит до тла. Слезы матерей, мольбы о пощаде не трогали сердце, натуры его жестокой не касались. Трепетали люди от одного его имени, животный страх пробегал украдкой впереди каждого движения хана. Хана Крым-Гирея не пугала его грозная репутация. Хан прослышит вернувшуюся отзвуком молву: радуется даже – не огорчается.
- Хорошо это: боятся. Пусть «слава» бежит впереди: предупреждает. Враги не нападут!
В любом народе проживают немногочисленные мудрецы. Даже в молчащем ханстве проживают мыслящие люди: без них общество не может развиваться, проявляться, видоизменяться… И среди самых покорных ханских слуг берегли себя естественные умники: над ними не властны ханские самодурства.
«У каждого человека обязательно есть сердце, - умники, действительно мыслящие, многоопытные люди на полном серьезе считали, - нет людей без сердец! Пусть даже каменное у человека сердце: отзовется каменным треском. Железное сердце: имеет металлическое звучание. И у Крым-Гирея есть сердце: подобно комку шерсти - теряется звук при прохождении через плотный комок шерсти».
Естественные законы жизни одинаковы для всех: даже ханы им подвластны.
Постарел Хан Крым-Гирей: не успел вовремя свершить все свои земные дела. Подчас сожалеет: обидны прошлые упущения, так бездарно растратил время. Еще появился повод для раздумий: в гарем старому хану доставили невольницу – худенькую, возрастом девочку по имени Диляре-Бикеч. Держится она строго: не старается понравиться хану, как обучает ее евнух. Не согревает лаской, любовью тело старого хана. Понять, объяснить не смог сам хан: чувственное его сердце в определенный момент запылало страстной любовью к недоростку этому. Хан впервые в жизни почувствовал импульс жизни этого своего прежде бесчувственного сердца: даже страдает по причине ее отрешенности, к нему не полного внимания.
Много они говорили. Оказывается, чувственность проявляется и в словах. Вот только недолго в неволе прожила Диляре-Бикеч. При всем достатке: остро чувствовала она отсутствие солнечной теплоты, жизненной радости… Увяла, словно лишенный влаги горшечный цветок. Глубоко перенес хан сердечную боль: не смог выздороветь.
Хан Крым-Гирей вызвал из Персии лучшего мастера-камнетеса пленника-Иудея Омера. Не как властный хан, а Мужчина с чувственным сердцем: он раскрылся.
- Пусть камень через века пронесет мое горе… - Попросил мастера. Позволь камню заплакать, как плачет мужское мое сердце.
- Хороша была девушка? – Все сразу понял, воспользовался «доступностью» властного клиента: откровенно сочувственно спросил Омер. В творческом сознании решает форму, сущность заказа, метод воплощения.
- Что ты хочешь знать о ней? – Ответил хан с несвойственной ему простотой. – Она была молода… Журчащий источник! Прекрасна, как солнце: на рассвете. Изящна, как лань. Кротка, как голубь. Добра, как мать. Нежна, как утро. Ласкова, как дитя. Тебе все понятно, мастер? Соберись!
- Заплакало твое сердце: заплачет и камень. – Заверил Омер. – Есть душа в тебе: нужно открыть душу в камне. Ты хочешь свою слезу перенести на камень? Хорошо: это сделаю. Камень заплачет настоящими слезами!
Омер верно служит Господу: слов на ветер не бросает. На мраморной плите он вырезал, словно живые, несколько лепестков цветка, а в центре, вместо пестиков, поместил живой человеческий глаз: напряженный глаз выдавливает тяжелую мужскую слезу - на упругую грудь камня. Постоянно: день и ночь, годы, десятилетия, века – беспрерывно струятся слезы скорби, ожидания, надежды… Рядом Омер вырезал улитку: символ сомнения. В скорбный момент хана Крым-Гирея одолевали сомнения: почему он так никчемно распорядился жизнью своей? Чего добился? Что еще способен изменить?
 
О Савроматах.
История о Савроматах долгая: о ней рассказал Геродот. Эта история связана с другой: не менее красочной историей об Амазонках.
Эллинам выпала судьба: сразиться с Амазонками, в битве при Фермодонте они победили этих «воинственных дамочек». Их пленных на трех кораблях везли, но Амазонки оказались коварными: напали на охранников – перебили в море Мужчин-Эллинов. И с теми Амазонками случились другие приключения: изводила их морская болезнь, не знали они совсем корабельного дела: не умели ставить паруса, пользоваться кормилом. Даже не умели грести: силенок не хватало, да нет навыков слаженной работы… Амазонки, этого не отнимешь у них: перебили Мужчин-Эллинов, но управиться с кораблями не смогли. Носило их по волнам, оказались в полном управлении стихии ветров.
В свободном плавании прибыли они к берегам Меотийского озера к Кремнам. Размещены владения Скифов. Амазонкам повезло в определенном смысле: сошли с корабля на сушу, тут без особых приключений обнаружили пасшийся табун лошадей. Находчивые Амазонки применили силу: приватизировали лошадей – развернулись удачливые наездницы. Верхом, конницей понеслись грабить Скифию.
Но вскоре Скифы воспрепятствовали самоуправству Амазонок: вступили с ними в сражение. Не знают они языка пришелок. Низкорослых Амазонок по внешнему виду посчитали за юных Мужчин. Обнаружили, уже после сражения, по трупам: Амазонки – Женщины. Не выпадало Скифам прежде сражаться в открытом бою со столь отчаянно, умело сопротивляющимися Женщинами. Не считали никогда Скифы за большую для себя честь воевать с Женщинами: противник мало достойный для них уважения. Оказывается, сами Амазонки отчаянно сражаются в бою: достойные уважения противницы.
Посоветовались Скифы между собой, решили: больше с Амазонками не вступать в открытое сражение, их не убивать. Послали к ним самых молодых своих Мужчин, числом примерно равным Амазонкам. Расположились Скифы рядом лагерем с Амазонками: повторяли примерно их действия. На ответные действия их не провоцировали. Получили приказ: уходить от преследований Амазонок. В настоящее сражение не вступать. Сблизиться с Амазонкой: задание каждого воина – пусть каждая Женщина родит им детей.
Постепенно юноши-Скифы начали приближаться к лагерю Амазонок. И те скоро поняли добрые намерения молодых Скифов: не ожидали от них злых действий. Юноши и Амазонка постепенно начали общаться: переходили в соседние лагеря. Разбрелись парами: начали вместе заниматься грабежом, охотой и любовью. Другие Амазонки в полуденный час расходятся из боевого лагеря: парами… Подобные действия повторяют молодые Скифы. Молодые воины смело приближаются к одиноким Амазонкам: те их не отталкивали, позволяли вступать в интимную связь. Друг друга словесно не понимали: жестами договаривались о будущей встрече на следующие дни в тех же самых местах. Иногда Амазонки приходят с подругами, а Скифы с приятелями: вместе они договариваются об общей встрече.
Встречи продолжаются. Юноши приручают все новых девушек-Амазонок. А через некоторое время оба лагеря соединились: молодые люди жили парами уже, словно создали семьи. Самое трудное в их новом отношении: не понимают язык друг друга – понятное общение проходит только с помощью жестов. Через некоторое время молодые Мужчины объяснили Амазонкам: у них есть родители, почти каждый имеет гражданскую профессию, владеет имуществом. Больше не хотят они вести быт в неустроенном смысле. Предложили: переходите вместе с нами, с нашим народом жить. Обещают: жить только с избранницами, никакие другие Женщины их больше уже не заинтересуют.
«Мы – совершенно другие Женщины, - некоторые Амазонки пояснили, - не сможем ужиться с вашими матерями и сестрами. У нас разные обычаи. Мы обучены стрелять из лука, прицельно мечем дротики, ездим верхом… Нас не обучали женским профессиям. Ваши Женщины не умеют делать ничего, чему мы обучены. Нет, мы не сможем вечно жить в повозках, заниматься домашним трудом… Не можем мы не выходить на охоту, не участвовать в сражениях… Не сможем мы общаться, ладить с вашими Женщинами. Вы хотите вашими женами нас считать: мы согласны, но при одном условии. Заберите у родителей и своих родственников свои части имущества. Себя справедливо наделенными мы посчитаем: вернитесь - станем жить совместно.
Юноши послушались: исполнили условия своих жен-Амазонок – принесли причитающуюся им часть имущества. Но их жены-Амазонки выдвинули новые условия:
«Мы находимся в страхе, опасении… Следует нам оставаться жить в этой стране? Изначально мы опустошали вашу землю. Лишили мы вас родителей, отняли часть семейного имущества. Вы хотите оставаться нашими мужьями, мы станем вашими женами: при условии - уйдем вместе из этой страны. Перейдем реку Танаис: там поселимся». Юноши согласились и на это условие.
Согласные пары перешли Танаис: отправились на восток. Поселились они на равном расстоянии между Танаис и озером Меотиды: в направлении северного ветра. От каждого из этих пунктов они расположились на расстоянии трех дней пути. С тех пор молодые пары заселяют новую местность.
Со времени их поселения: жены савроматов продолжают для них привычный образ жизни. Связаны с охотой, военным ремеслом. Они носят мужскую одежду и ходят на войну. Языком савроматов стал скифский, но говорят они с ошибками часто. Причина простая: Амазонки слабо усвоили язык мужей. Относительно брака: у них установилось строгое правило - девушка выходит замуж только при условии: удастся в честном поединке, в сражении, при случае заманить, убить Мужчину-врага».
 
Справедливая, но жестокая Гикия – героиня Херсонеса.
Мстительность, коварство, фантазия Женщин в сочетании с разнообразными творческими приемами имеет давний исторический опыт. Никто не назовет первый случай мести Женщины, да и самый из них яркий, запоминающийся, из ряда вон выходящий. Одни Женщины-«героини» своих Мужчин кастрировали, а другие убивали: разными «подходящими способами», самыми жестокими - по позыву представлений собственных диких инстинктов.
Легенды оставили в людской памяти несколько характерных эпизодов из истории славного города Таврии Херсонеса. Являлся он колонией: в смысле привнесенного извне демократического общественного устройства. Но при этом, как положено самими соперничающими, конкурирующими богами, существовало в городе имущественное неравенство.
Многолюдным, веселым, бурно развивающимся Херсонесом правил первый архонт Ламах в благие времена. По своим достоинствам-способностям значился он удачливым. По должности и предприимчивому рассудку ни в чем не знал он нужды. Пользовался почти безграничной властью. Добился огромного богатства: не считал слитки золота, серебра. Не держал в памяти названия земельных участков, поголовье скота… Все прибывало: находило отражение в амбарных книгах. Знали точно всякие живые числа: специально уполномоченные казначеи ведомства - вели должный учет.
Ламах больше упивался властью, а богатства его душу слабо тешили. Не очень он доверял материальному: пользовался благами жизни. И все! Золотых тельцов не превращал в кумиров. Отделял он резкой чертой все «мертвое», даже ценное - от «живого».
По постоянным донесениям знал немного Ламах о своем соседе Асандре, царе Боспорского царства. Вел с ним отдельные дела: не дружил. А тот Асандр, должен знать Ламах: самый больший его завистник, ненавистник. В свое время Асандр воевал против Херсонеса: не победил! Он остался в мстительной обиде, черной зависти, злом недоброжелательстве… Очень скрытный царь прятал обуревавшие желания, страсти. Прочно скрывал свою сущность. Тщательно таил глубоко в себе, гнездящуюся куртинами, беспричинно разрастающуюся, казалось, слепую, коварную всю его мстительность.
Прямые действия против Ламаха не помогали Асандру. Решил действовать скрытно: «открыто», добиться желаемого результата – хитростью. Составил он хитроумный план на долгое время постоянного действия.
У Ламаха единственная дочь Гикия. Вполне с демократическими традициями времени: царь Асандр предложил гражданам Херсонеса породниться - выдать красавицу и умницу Гикию за взрослого своего сына. Надеялся Асандр: Ламах не блестит могучим здоровьем, вскоре умрет – тогда сын его станет правителем города. Сами собой все его планы, желания осуществятся: Херсонес упадет к их ногам, а с ним все богатства семьи Ламаха.
Праведные, легковерные, доверчивые, даже наивные херсониситы хотели дружить с соседями: нисколько не подозревали о зреющем плане Асандра. Без душевного волнения, общественного конфликта легко согласились на брак сына Боспорского царя с богатой наследницей Гикией, Женщиной свободных нравов. Только одно ограничительное условие для брачного договора выдвинули, оно кажется нелепым: с момента его заключения - муж Гикии гражданином стал не выездным. Ему не позволят покидать границы Херсонеса, даже для короткого свидания со своим родным отцом. Посчитали этот пункт для себя не опасным боспорцы: без колебания приняли условие. Сын Асандра женился на царевне Гикии.
Как многие предполагали: Ламах вскоре, через два года умер. Созвали совет именитых граждан Херсонеса. Управление городом поручили не сыну Асандра, а уважаемому херсонеситу Зифу, сыну Зифова. Получило оно всенародную поддержку: за взвешенную мудрость. Так в один момент демократы Херсонеса отбросили хитроумный план царя Асандра. Ничего он поделать не может: опротестовать демократическое решение самоуправляемого Херсонеса нет возможности.
Муж Гикии сильно опечален: не потерял полной надежды. Верит в звезду свою. Непременно его счастливая судьба приведет на высшую ступень власти: в некий счастливый момент свалится в руки неограниченное ничем руководство городом-государством. Не надо изнурять себя бесполезной работой: копить силы и в полной уверенности ожидать счастливого случая. Удача непременно клюнет острым кончиком своего клюва.
Прошел год с дня смерти Ламаха: все еще опечаленная кончиной отца, Гикия высказала желание торжественно почтить память отца. Городской совет принял участие в поминках Ламаха. За светлую память отца всю щедрость своей натуры Гикия проявила: открыли кладовые богатых усадеб - раздавали без платы приходящим со скорбью гражданам вино, хлеб, сыр, оливкое масло, мясо, рыбу на массовых мероприятиях… По причине всеобщей скорби, уважительного отношения к памяти недавно усопшего управителя города, торжества в честь памяти Ломаха решили проводить ежегодно в качестве дня скорби, памяти. Этим случаем решил воспользоваться муж Гикии: для собственной пользы. Сын послал к отцу Асандру в Пантикапей своего верного раба. План его кажется совсем простым: отец станет отправлять регулярно морем десять-двенадцать натренированных воинов – с подарками для Гикии. Лодки боспорцев скрытно входили в бухту Символов: лошадьми перевозили подарки. Невооруженные воины сворачивали с дороги, тайными тропами, со стадами Ломаха, через отдельные ворота: пробирались в Херсонес. А уже затем тайно пробирались в дворец Гикии. Муж Гикии обширный подвал приспособил под скрытное жилье своего личного воинства.
За два года во дворце собралось достаточно многочисленное воинство заговорщиков: почти двести воинов. Муж Гикии готов выступить не только против жены Гикии, но против всей общественной структуры демократического Херсонеса. Организованной силой заговорщиков свергнуть народовластие. Сын Асандра посчитал: в день памяти архонта Ломаха херсонеситы все поголовно изрядно напьются, даже накачаются бесплатным виноградным вином – они останутся веселиться до позднего вечера. Как только все улягутся спать, муж Гикии выведет на улицы свое многочисленное воинство: захватят весь город. А к этому времени флот отца Асандра войдет в порт, пристанет к пристани: удар неожиданный нанесет коварно по Херсонесу. Удачей завершится заговор: отцу Асандру и его сыну останется праздновать победу. Завершившие победой заговорщики совершат мгновенно передел власти. Херсонес вернется к традиционному царистскому управлению, станет частью Боспорского царства, как ему уготовано самой судьбой.
Заговор возник опасного свойства и даже в определенный момент имел свой шанс на успех. Но… как это часто, но случайное обстоятельство включается в размеренный разворот событий. Занимает положенное ему место, случайно занятое место в событиях, даже свою силу высказывает категорически. Оно даже вмешивается невероятным способом: парадоксально влияет на мировое происшествие, может направить развитие по совершенно другому пути. Вдруг становится самым «правильным» тот «другой путь», с позиций прошедшего: даже «классическим». Без дара предвидения, повелителя судьбы: историческую закономерность поди пойми заранее. Не только в марксистско-ленинской, «абсолютно истинной» идеологически выдержанной, даже в диалектически-материалистической научно-теоретической манере ее интерпретации. Очень даже помогают построить верную канву мысли, разобраться в хитросплетениях жизни философия, словесная разрядка. Поставить всех участников событий на места свойственного им значения. Положено в данном случае «лирическое отступление»: для уяснения полноты видимой картины.
По причине чрезмерной усталости, старательности или нерадивости нрава, провинилась любимая служанка Гикии. Последовало наказание: ее прикрепили к занятию, но затворили на определенное время в надподвальной комнате. Пусть потрудится, одновременно серьезно подумает о поступке. Еще подумает на досуге о перемене поведения: таков дополнительный воспитательный эффект данного наказания. Служанка исполняла задание: пряла лен. Много в занятии однообразия, механических действий. Служанка допустила оплошность: тихо напевала, неловко повернулась, уронила пряслице - покатилось к стене. На пути не остановленного качения: провалилось глубоко в глубокую щель. Попыталась служанка ручкой освободить пряслице из плена: не смогла. Применила сноровку догадливая служанка, даже силу: вытащила кирпич наружу, достала пряслице… Еще больше ее удивило другое: она услышала мужские голоса, наклонилась – в проем увидела обнаженных по пояс молодых людей. Каждый определенный предмет имел, вооружение? Они о чем-то спорили, просто общались? Что за люди?
Служанка проявила благоразумие: кирпич аккуратно опустила на свое место. Как поступить дальше, служанка пока не решила. Воспользовалась маленьким своим шансом: связалась с подружкой, попросила ее передать госпоже… Лучше даже ее вызвать… Явилась Гикия: поняла сразу – в ее доме замышляют нечто…
Гикия срочно собрала совет старейшин города (признаться, являлись времена те относительно спокойными: любопытные журнационалистники не сбегались при каждом случае).
- Я открою вам тайну. - Им сообщила, - мой муж от отца своего унаследовал ненависть к нашему городу. Много вооруженных боспорцев тайно он привел в дом. Как я догадываюсь, они намерены захватить город в день памяти моего отца. Скоро этот день, - продолжила Гикия. – Мы проведем его, как обычно. В мой дом приходите: веселитесь. Пусть враги ничего не заподозрят. Однако, пейте: знайте меру, об опасности не забывайте. Дома у каждого должны быть припасены хворост и факелы. И когда я дам знак: надо кончать пир - спокойно вы разойдетесь по домам. Раньше обычного велю закрыть ворота. А вы тотчас высылайте слуг с хворостом и факелами: обкладывают пусть весь мой дом, выходы все и входы. Чтобы дерево быстро загорелось, велите облить его маслом. Когда я выйду, зажжете вы хворост, а затем окружите дом и будете следить, чтобы из них никто не вышел живым.
Условлено: в день памяти Ламаха население города веселилось на улицах целый день. Гикия щедро раздавала вино на пиру: часто угощала своего мужа. Сама не пила: она приказала наливать себе воду в пурпурную чашку - по цвету содержимого вода казалась вином.
Наступил вечер… Вроде утомясь, жители разошлись по домам. Позвала Гикия мужа отдохнуть: он охотно согласился – в ней никаких подозрений он старался не возбудить. Она велела закрыть ворота и все выходы: тотчас начали выносить из дома одежду, золото, драгоценности… Гикия дождалась: все в ее доме успокоились. Заснул ее опьяневший муж. Гикия вышла из спальни: за собой заперла дверь. Позвала служанок: вместе с ними оставила двор. На улице она приказала поджечь дом со всех сторон. Огонь быстро захватил все здание. Попытались спастись боспорские воины: убивали их на месте.
Гикия пожертвовала домом: родной Херсонес избавила от смертельной опасности. Не забыли о подвиге своей соплеменницы благодарные граждане: на главной площади поставили Гикии две статуи. На первой: о заговоре мужа она сообщает. На второй: подобна Амазонке, вооруженная – в доспехах она мстит заговорщикам.
Дата публикации: 18.06.2019 14:57
Предыдущее: Среди Евреев много хитрецов!Следующее: Среди самых сексуальных соседей

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта