Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Татьяна Крючкова
Объем: 7369 [ символов ]
Вердикт. Раздумья над «Раздумьями» Сергея Малашко
Раздумья над «Раздумьями» Сергея Малашко
Уважаемый Суд, господа присяжные заседатели и наблюдатели проекта «Вердикт»!
Выступая со стороны обвинения на слушании по делу Сергея Малашко, написавшего произведение «Раздумья о несостоявшейся охоте», я, прокурор Чикатома, заверяю, что не имею никакой иной цели, кроме как обнаружить и доказать наличие или (не дай Бог!) отсутствие вины автора в проявлении признаков мастерства при создании указанного произведения. Степень виновности определит Суд, мое дело – указать на факты, привести улики.
Начнем с темы. Как вы понимаете, охотничьи рассказы не для массового читателя, однако определенную аудиторию они собирают. И этой аудитории близки и понятны чувства литературного героя и самого автора, а потому тема эта имеет равное право для существования, как и многие другие.
Представленное произведение – это не традиционная охотничья байка, это рассказ-размышление. Читатель видит в нем не просто охотника, а противоречивую личность, в которой намешано, казалось бы, несовместимое.
С одной стороны – это мужчина-добытчик, инстинкты которого уходят в глубину веков. Фактически он, как это ни ужасно звучит, убийца птиц и животных. У него даже мечта (заметьте – не голубая, а розовая!) - «сделать колбасу из шеи лебедя». Кое-кто, прочитав такое, содрогнется, ведь лебединая шея у большинства людей ассоциируется с гордой красотой великолепных птиц. Но будет ханжеством обвинять литературного героя Сергея Малашко в «жажде крови», ведь человек – существо далеко не травоядное. Поэтому процитирую выражение из обсуждения присяжных: «Откуда, отчего возникло вдруг декларируемое, как высшее достижение морали, вегетарианство в творчестве?». Возможно литгерой – удачливый охотник. Автор об этом умалчивает. Он вообще не заостряет внимание на моменте убийства, позволив себе единственную фразу с упоминанием действия, ради которого люди вообще-то идут на охоту: «Но есть и другое – смогу порадоваться за друзей, которым в этом году удастся услышать смачный удар об лед или промерзшую землю сбитого красивым выстрелом краснолапого красавца».
Не надо специально вчитываться, чтобы увидеть, что ЛГ скорее чувствительный идеалист-мечтатель, чем промысловик-охотник. Читая произведение, невозможно не почувствовать его романтическую душу. Вот он сожалеет, что судьба отняла у него возможность принять участие в ставшем дорогим и привычным ритуале оценки значимости прожитого года, ритуале очищения души «от шелухи большого города». Он с тоской смотрит любительский фильм о прошлой весенней охоте и вспоминает не количество подстреленных птиц, а «звенящую обволакивающую тишину» тундры, тепло печурки в охотничьей избушке, «шорох ветра, теребящего сухую траву в маскировочной сети». Он грустит от того, что не сможет перед сном «послушать вечернюю тундру, откуда доносятся голоса отдыхающих на озере гусей, раздается пронзительный свист утиных крыльев, всплеск талой воды после посадки шальных чирят». Оттого, что кто-то другой, «затаив дыхание», будет «слушать концерт чиркового селезня, славящего наступающую весну». Разве прагматик-убийца почувствует «свежий аромат весеннего тундрового воздуха», к которому «порыв ветра примешивает легкую дымную горчинку»?
Герой Малашко вспоминает охватывающее его невероятное ощущение внутренней свободы, когда можно быть самим собой, не контролировать поступки и слова, а друзья будут рады тебе такому и будут принимать тебя с пониманием, как и ты их.
Тем не менее, это охотник до глубины души, до мозга костей, выражаясь знакомыми штампами. Отсюда и «бритвой по душе» «гомон стаи», и «ощущение кровотечения из вскрытой вены». Даже свое состояние усталости он воспринимает через сравнение с погибающей соболюшкой, представляя в подробностях и ярких красках потерю собственного душевного равновесия и физических сил. И все потому, что видел и знает, как это происходит.
Приведенные улики, то бишь, примеры, позволяют утверждать, что автор владеет художественными приемами, позволяющими показать характер героя не только через поступки, но и через психологическую составляющую.
Другое дело, что в данном произведении автор не совсем удачно выбрал дневниковую манеру повествования. Собственно, дело даже не в этом, а в сумбурности мыслей, недосказанности и полунамеках, которые допускает подобный прием. Требуется тщательная шлифовка предложений, точность в выборе слов, продуманность структуры «сумбура», чтобы читатель смог почувствовать себя на месте литгероя, а не метаться вместе с ним от одних эмоций к другим.
Попробую указать на некоторые места, которые мне показались неудачными.
Первый абзац. Придумать удачное начало всегда трудно. Простите, не помню кто советовал, написав рассказ, выбросить первый абзац.
Начало должно если не заинтриговать, то хотя бы вызвать интерес. В «Раздумьях» первый абзац у меня вызвал интерес, но вот какого рода – как может быть, чтобы «страдающий непреодолимой тягой к весенней …охоте» человек с наступлением весны лишь «случайно» взглянет в документы на оружие? Вторая половина абзаца – некий анонс последующего содержания. Фраза «…именно тогда началась цепочка событий, не позволяющих мне бросить …надоевшие дела» создает впечатление, что далее речь пойдет об этих событиях, но тайна оказывается фальшивой – автор ее так и не раскроет.
Не поймет читатель и того, чем же так насолил большой «опостылевший» город герою, осквернив его душу негативом и засыпав ее шелухой. Герой пытается казаться сильным мужчиной, упоминая об этом вскользь. Однако сильному мужчине могут быть неприятны какие-то события, люди, но никак не место жительства. Или я чего-то не понимаю в мужчинах.
Третий абзац, где объясняется, почему охота – это больше, чем просто удовольствие. Слов много и все вроде со смыслом: традиции, инстинкты, символ, значимость, а связать их вместе не получается. Нет ясности, как поездкой в тундру можно оценить значимость прожитого года. Понятно только одно: съездил в тундру весной – год прожил не зря.
Лишним показалось упоминание Тартарена в эпизоде со сборами. Иной читатель вообще не поймет, о чем речь.
Очень точно описаны ощущения в эпизоде с вертолетом, но при чем тут «избранные»? На мой взгляд, любой человек, попав в подобную ситуацию, имеет возможность убедиться в правдивости описания автора.
Абзац о диком гусе, которого друзья привезут в подарок, заканчивается так: «По традиции он сразу же летит в котел и готовится по-особому». Ну и как он готовится? В чем особенность? Просто напрашивается оригинальный рецептик. Но мысль автора обрывается и перескакивает на розовую мечту и мясорубку.
Понятно, что герой страдает, что душа «враздрае», оттого и мысли скачут. Это прошло бы в жалобе другу, личном дневнике, который прочитает только его автор, где ему будут понятны намеки на некие обстоятельства. Но для читателя слишком много остается «за кадром».
Где-то в прениях Сергей Малашко признался, что рассказ «не отлежался». В таком случае понятны повторы, отсутствие переходов, встречающаяся несогласованность членов предложения. Думаю, теперь Сергею Львовичу будет легче заниматься шлифовкой и удастся нарисовать того героя, которого он задумал.
Мое твердое убеждение: рассказ не должен подлежать амнистии, он требует доработки, а автор обязан приложить усилия, чтобы подтвердить свое писательское умение и мастерство.
Благодарю уважаемую аудиторию за терпение.
Прокурор ЧИКАТОМА
17.05.2012
Дата публикации: 08.01.2019 07:23
Предыдущее: Вердикт. Архимед Виктора Шилова

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта