Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Юмор на каждый день. Книжное издание

Номинация:

Все произведения

Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Татьяна Попова
Объем: 11904 [ символов ]
Вологодский калейдоскоп
Нормальные люди летом едут «к югу». А чудаки, подобно перелетным птицам, стремятся к северу. И я, как чудаки и птицы, в который раз иду на русский север. Не пешком иду, а на большом теплоходе, по каналу Москвы, по водохранилищам, включая Рыбинское «море», по красавице Шексне.
Всего два дня на Вологодчине. Мало? Очень мало! Но время – величина относительная, и сорок восемь часов иногда дарят целый калейдоскоп впечатлений и эмоций.
Рассвет последнего дня лета я встречаю на палубе. На горизонте – «ядерные грибы» дыма из труб. Живописно, но неэкологично. Череповецкий металлургический комбинат дает стране сталь, работу – людям, деньги на социалку – области, как и 60 с лишним лет назад, как в 90-е годы, когда многие предприятия становились банкротами.
Экскурсовод Лидия знакома нам по прошлым посещениям Череповца. Доброжелательна, компетентна, рассказывает увлекательно и, что особенно трогает – с любовью к родному городу и его жителям. Обязательные для посещения туристами пункты: памятник основателям города инокам Феодосию и Афанасию, Воскресенский собор, площади, улицы, история, современность.
Грустная нота: выставленное на продажу здание, где в годы войны базировался госпиталь, где спасал раненных бойцов знаменитый Амосов.
Трогательная нота: памятник металлургам «Преемственность поколений». Вернувшийся с работы молодой отец надел свою каску на малыша, и тот бодро и гордо шагает в будущее.
Нота боли и гордости: памятник медсестре. Девушка в грубых сапогах, с медицинской сумкой через плечо ведёт за руку малышку, эвакуированную из блокадного Ленинграда. Девочка прижимает к себе куклу – единственное, что осталось у неё от мирной жизни.
Лидия рассказывает: её бабушку и годовалую мама вывезли из блокадного Ленинграда. Тут, в Череповце, местные жители делились с блокадниками всем: квадратными метрами, постельным бельем, куском хлеба. И, что особенно важно – работой. Благодаря таким добрым душам бабушка Лидии смогла выжить, вырастила дочь. Я задала наивный вопрос жителя мегаполиса: «А вы нашли потом семью, у которой жили во время войны бабушка и мама, женщину, что отдала бабушке своё место счетовода?» Лидия засмеялась: «Никого не надо было искать, общались всю жизнь, мы же друг другу ближе иной родни!»
Мы покидаем Череповец и направляемся в село Сизьма. На теплоходе предлагали туристам разные варианты экскурсионного маршрута, но у нас не было мук выбора: едем в Сизьму, туда, где уже были, где ждут нас настоящие подвижники, из ничего создавшие музейный комплекс, восстановившие храм Николая Чудотворца, построившие часовню Ксении Петербуржской. И всё это – в селе, где даже школы нет, а число жителей не дотягивает до трех сотен.
Не умею я рассказывать про святыни. Скажу только, что благодаря самоотверженности работников музея и помощи благотворителей сельская церковь поражает богатством убранства. А с колокольни открывается умиротворяющий вид на село и поля вокруг.
Подробное описание сизьменских музеев (истории села, пива, хлеба, крестьянского быта) – дело неблагодарное: экспонаты, среди которых нет картин кисти Тициана или вещей великих мира сего, лучше рассматривать, слушая пояснения экскурсовода, наслаждаясь своеобразным сизьменским говорком, тщетно пытаясь угадать предназначение мудреных предметов крестьянского быта.
«Залетевших» с юга и из центральной России туристов поражает крестьянский дом. Язык не поворачивается назвать его избой. Он больше похож на рубленный замок, где под одной крышей – и горницы, и место для скота, и поражающий воображение хоздвор, на второй этаж которого по специальному помосту можно въехать на телеге.
Сизьменские экскурсоводы на экскурсоводов-то и не похожи. Они как настоящие хозяева принимают дорогих, долгожданных гостей, с радостью рассказывают о своём житье-бытье, угощают хлебосольно тем, что готовили их прадеды-прабабки, что, как ни странно, готовят до сих пор в Сизьме и окрестных деревнях. Необыкновенно вкусные (оторваться невозможно, а потому все с радостью соглашаются на предложение хозяев взять все, что не смогли съесть, с собой) пироги. Особый напиток – то ли квас, то ли пиво. И, конечно, сизьменские шти. Именно шти!
Рассказ о приготовлении штей звучит почти как сказка. Компонентов у блюда – минимум: капуста, ржаная мука да мясо. Капуста рубится, бродит, пересыпается из корыта в котёл, протыкается специальной палкой, чтобы выпустить газ. В какой-то момент, что меня особенно поразило, заготовка выставляется на мост. Хотя реки в Сизьме нет, моста тоже, действо мне представилось фантасмагорическое: здоровенные мужики тащут не менее здоровенный котел с бродящей капустой на мост через некую гипотетическую реку. На самом деле мост – это что-то типа сеней, соединяющих жилую часть избы с хоздвором.
В общем, в конце концов капустная заготовка для штей оказывается в погребе, на холоде. Хозяйка по мере надобности отхватывает в «тарку» (то есть в посудинку какую-то) нужное количество капусты, бросает её в чугунок, туда же отправляет мясо (раньше – обязательно баранину, теперь требования к мясу не такие строгие, мы ели с говядиной), заливает водой – и в русскую печь. Шти получаются необыкновенно вкусными. Впрочем, не поручусь, что секрет кроется не только в рецепте, но и в русской печке, в чугунке, в свежести мяса, и уж, конечно, в сизьменском воздухе, катализаторе аппетита затравленных выхлопными газами мегаполисов туристов.
Все хорошее, как известно, кончается. Мы, переполненные впечатлениями, съеденным, выпитым, взятым «сухим пайком», а также грибами (пять минут пробежки по перелеску перед отправлением автобуса от часовни Ксении Петербуржской равняется двум набитым лисичками пакетам), прощаемся с радушными хозяевами, с Сизьмой, и возвращаемся в Череповец.
Вы любите сливочное масло? Нет-нет, я не зациклилась на еде. Просто в Череповце мы направляемся в музей Верещагиных. Масло? Причем тут масло? Всем известно, Верещагин – знаменитый художник, показавший в своих картинах весь ужас войны и погибший, как настоящий офицер (он и был им) при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.
Всё так. Но сыновей в семье предводителя череповецкого дворянства Василия Верещагина было четверо. Названный в честь отца великий художник-баталист – второй по старшинству. А старший из братьев, Николай, морской офицер (кадетский корпус окончили все четыре брата) стал создателем целой отрасли промышленности в России – сыро- и маслоделия.
Трудно поверить, но настоящего сыра и сливочного масла (во всяком случае, нормального качества) до конца 19-го века в нашей стране делать не умели. Именно Николай Верещагин стал исследователем, изобретателем, предпринимателем и организатором производства в «одном лице», благодаря ему появилось и прославилось на весь мир вологодское масло с чудесным ореховым привкусом. Ненавижу слово «бренд», но куда от него теперь денешься. Созданное Верещагиным масло стало и остается одним из самых известных брендов не только Вологодчины, но и всей России.
А начиналось все тут, в совсем, в общем-то, небольшом и нероскошном доме дворянина Василия Верещагина в Череповце. И, хотя младшие братья-офицеры, в отличие от старших, не стали знаменитостями, ни один из Верещагиных не посрамил фамилии, каждый служил России.
Вечером наш теплоход покидает Череповец. А утро первого осеннего дня застает нас в селе Горицы. Туман поднимается над Шексной, солнце освещает украшенные резными наличниками дома и храмы Горицкого женского монастыря, где жили не по своей воле многие знаменитые женщины России. Монастырь реставрируется, но как трудно и медленно, как далеко ему до былого величия и процветания!
А мы – в Вологду, на автобусах, по территории национального парка Русский Север, мимо горы Мауры, полей и лугов, сёл и деревень, озёр и речек со смешными названиями, мимо таёжных лесов, где цветут орхидеи (звучит неправдоподобно, но всё так и есть!). Промелькнули на дальнем берегу озера хорошо знакомые нам башни и стены Кирилло-Белозерского монастыря, остался позади поворот к Ферапонтову монастырю.
Деревни и сёла, остающиеся по обе стороны дороги, гордятся своими уроженцами: Гиляровским и Ильюшиным, Рубцовым, Гаврилиным. С левой стороны миражом появляется и тянется, тянется, то исчезая за деревьями, то возникая вновь, уходящая к горизонту синева большой воды. В какой-то момент кажется, что занесло нас-таки на юг, куда-нибудь в Крым, и вокруг вовсе не луга и поля, а таврическая степь.
На самом деле на пятьдесят четыре километра вдоль дороги вытянулось Кубенское озеро. Если не спускать с него глаз, можно разглядеть на острове белоснежный Спасо-Каменный монастырь, один из старейших на русском севере, возведенный в 1260 году спасшимся во время сильного шторма князем Глебом Васильковичем Белозерским. Возрождение монастыря в наше время – тоже дело подвижников, семьи Плигиных.
В семи километрах от Вологды – село Молочное, где продолжают дело, начатое Николаем Верещагиным, где вопреки всем кризисам и реформам делают то самое масло с ореховым привкусом.
И вот мы – в сердце Вологды, на Кремлевской площади. Парадокс: с Кремлевской площади мы идём вроде как в Кремль, и экскурсия называется «Семь чудес Вологодского Кремля», да только Кремля-то в Вологде нет, разобрали его двести лет назад. А кремлём теперь называют Архирейский двор.
Кремль - не кремль, а храмы и укрепления поражают воображение. И экскурсия интересная. Но меня манит высота колокольни Софийского собора. Восхождение требует определенной физической закалки и некоторых усилий, но открывающийся вид того стоит. На продуваемой всеми ветрами смотровой площадке никого нет, и я в одиночестве наслаждаюсь видом на храмы, на реку Вологду, на стайку первоклашек с пожилой учительницей у церкви Александра Невского.
Первоклашки рассматривают памятник Батюшкову. Поэт, офицер, человек судьбы великой и трагической. В Вологде провел последние годы жизни и встретил смерть. Памятник, как мне кажется, очень хорош и необычен, как и сам Константин Батюшков.
Тут же, на Кремлевской площади, в бывшем купеческом доме, больше похожим на небольшой дворец – Музей кружева. Самая, пожалуй, яркая и нежная картинка вологодского калейдоскопа. От стенда к стенду, от зала к залу перед нами разворачивалась история кружевного северного чуда. Говорят, мол, у кружевниц золотые руки. С этим не поспоришь. Только мне кажется, чтобы создавать подобные вещи, одних золотых рук мало. Нужны еще и глаза, чтобы видеть окружающую красоту, и большая душа, чтобы красоту эту чувствовать, и ум, чтобы претворить, переплавить любовь к природе, к людям, к Родине в картину, не кистью написанную, а деревянными коклюшками выплетенную.
Концентрация красоты в Музее кружева зашкаливает. Однако тут можно не только восхищаться и изумляться, но еще и историю изучать. Вот кружевами выписано название: «Северсталь». Да-да, та самая, которой принадлежит Череповецкий металлургический. А вот советский кружевной неологизм «Губкустпромсекция» не так-то просто расшифровать. Кружевной трактор напоминает о сельской механизации, вплетенный в кружево всадник-красноармеец – о Гражданской войне. И вожди тут: Ленин, Сталин и даже Троцкий.
В экспозиции – два свадебных наряда, кружевных, конечно. Один – роскошный, длинный, созданный как выставочный экземпляр. Второе платьице – гораздо проще, короткое (в начале семидесятых такие и носили), мать-кружевница сделала для своей дочки. С ранних дочкиных лет начала его плести, готовиться к будущей свадьбе. И успела – дочь в этом платье замуж вышла, а через много лет подарила платье музею. И скромный по сравнению с другими экспонат, но в душу и в память западает.
Что еще сказать о Вологде? Памятные по песне «дома, где резной палисад» мы видели. Некоторым туристам, правда, показалось, что их недостаточно много сохранилась. Вологда им представлялась тихим патриархальным городишком, сплошь деревянным. А меня вологодский калейдоскоп не разочаровал. Жаль, времени было мало, много не успели посмотреть. Значит, есть повод вернуться.
Дата публикации: 15.12.2018 10:05
Предыдущее: Ночной заплывСледующее: Крик чайки

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта