Кабачок "12 стульев" и журнал с одноименным названием приглашают










Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Вместо обращения к Воланду
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Ольга Гаинут
Объем: 10149 [ символов ]
Артист
Мальчик любил вырезать из дерева разные игрушки.
 
Долго и кропотливо делал Максим очередную маску, старательно
раскрашивал, а потом в школе надевал их на переменах и устраивал
«концерт». Худенький и подвижный, парнишка веселил тех, кто проходил
мимо. Видя радость в глазах людей, мечтал смастерить ещё и куклу на
шарнирах, похожую на настоящую девочку, вырезать собаку с
вращающимися глазами или грустного мальчика Пьеро.
 
Никто не удивился, когда Максим поступил в цирковое училище. На
манеже он преображался, словно удивительный цветок, на первый взгляд
ничем не привлекающий, а распустившись, поражающий красотой.
 
Парень хоть и соглашался со словами Маяковского «Для веселия
планета наша мало оборудована», но старался не хныкать по пустякам и не
грустить.
«Надо самому радоваться, - говорил себе Максим. – А потом, чтобы этот
сотворённый мной же костёр не затухал, поддерживать его шутками. И
будет легче жить».
 
Как чувствительный музыкальный инструмент одаривает красивыми
звуками при первых прикосновениях мастера, так и Максим, заметив
грустное лицо товарища или слёзы однокурсницы, сразу реагировал, не
проходил мимо с безразличным лицом, а старался помочь, отвлекал от
печальных мыслей. Такими отзывчивыми были струны его души.
«Солнечный лучик» - называли парня однокурсники.
 
Максим придумал свой театр из кукол, умело сделанных его
трудолюбивыми руками. Научился рисовать для них жилища и шить им
одежду. И сочинял нескончаемые смешные истории для детей. Он так
высоко поднял для себя планку, что рассказывал детишкам о сложных
вещах простым, понятным и весёлым языком.
 
Однако самой любимой «куклой» была дочь Настюша. Каждый вечер,
укладывая спать свою принцессу, заботливый папа, не обращая внимания
на усталость, доставал свои игрушки.
 
- Вот, моя ласточка, смотри: этот мальчик печален, он влюблён в
красивую девочку и страдает. Да, любовь иногда заставляет и плакать, -
беседовал с пятилетней малышкой, как со взрослой девочкой.
- А мама меня любит?
- Конечно, котенок, - уверял папа.
- Наверно, это как раз та любовь, от которой плачут. Я попросила маму
почитать мне книжку, а она толкнула в спину: «Вот придёт твой папа, у
него и проси». Я заплакала, а она меня не пожалела.
- Знаешь, наша мама Таня занята по дому, устаёт, но ты не сомневайся:
она тебя очень любит.
- А я люблю тебя, папочка. Ты самый лучший. Вчера в садике Маша и
Наташа рассказывали, что ходили на твой спектакль. Все знают, что твои
куклы, как живые. Давай с ними разговаривать.
 
И они принялись дальше фантазировать и смеяться.
 
Уже некоторое время необъяснимая душевная тревога неотступно шла
рядом с Максимом. Он даже как будто улавливал её неприятное дыхание.
Сердцем чувствовал приближение беды. Вскоре она, непоправимая и
страшная, облюбовала его дом.
Когда Настеньке купили двухколёсный велосипед, Татьяна один день
пыталась играть роль заботливой мамы, а на второй решила: «Меня никто
не учил, и она сама сможет. Не велика наука». И принялась болтать с
гуляющими мамочками. Девочка не смогла справиться с набирающим
скорость велосипедом и на полном ходу выскочила на проезжую часть
улицы, где нескончаемым потоком неслись автомобили.
 
«Девять лет назад мы встретились в парке культуры, - вспоминал
Максим. - Татьяна показалась мне не от мира сего: тихая, задумчивая,
мечтательная. Все знакомые девушки отличались шумным нравом и
подвижностью, многие курили. А Татьяна непохожестью на других сначала
удивила, а позже зацепила что-то нежное в моей душе.
Я влюбился без памяти. Так и летал на крыльях счастья. Как хмельной,
ходил кругами вокруг её дома в надежде неожиданно встретить. Наконец
всё-таки решился войти, поднялся и позвонил. А сердце, казалось,
грохотало молотом. Даже прижал руки с груди, чтобы этот стук не услышал
спускающийся сосед».
 
«Ах, ты глупый и доверчивый чудак, - Татьяна, оставаясь одна дома,
открыто издевалась над мужем. – "О чём ты мечтаешь, мой тихий ангел?"
Фу ты, нашёл тихого ангела! Видно, правильно я играю роль. Какая же я
умница! Да и мамочке спасибо за науку. Вот пусть теперь ублажает свою
задумчивую мечтательницу».
 
Наскоро приготовив ужин, чтобы отвязаться от Максима, молодая
женщина наряжалась и уходила с подругами гулять. Ей неудержимо
хотелось радоваться жизни. Под радостями она понимала свободу, весёлые
компании. Муж никак не вписывался в этот круг, зато заработанные им
деньги считал общими, как было принято в его семье.
 
- Татьянка, пора нам ребёночка родить, - настаивал Максим.
Он, как всякий душевный человек, давно понял, что не получается у
них хорошей семьи, но ждал, что жена повзрослеет, изменится.
«Уж с рождением ребёнка не останется она такой же бездушной, -
убеждал себя. - Может, в ней спят ласка и нежность, а крошечное существо
разбудит эти чувства?"
 
И чудо в их жизни произошло.
«Вот она - моя радость, моё настоящее счастье, - смеялся сквозь слёзы
Максим и проводил с дочкой всё свободное время.
«Нет, зря я поддалась на уговоры Максима родить ребёнка, - ругала
себя Татьяна. - Дочь оттянула на себя внимание мужа, испортила мне
фигуру, выспаться нормально и то не могу. И это жизнь? Ещё и книжки ей
читай, води на улицу. Всё – ей, а мне когда?»
 
Иногда на Татьяну находило что-то похожее на раскаяние: «Ведь
Максим – прекрасный муж. Другой бы, наверно, бросил. И дочь - славная.
Видно, что-то во мне заложено неправильное. Почему меня тянет из дома, а
не домой, как остальных женщин?»
Не находя ответа, решала не залезать в такие непроходимые дебри, а
продолжать жить легко и свободно, как всегда.
 
Изо дня в день муж и жена отдалялись друг от друга. Татьяну это не
сильно беспокоило, а Максим страдал. Не так он представлял семейную
жизнь. Вспоминал, когда родители подарили ему столярный набор и как с
тех пор он «заболел» выпиливанием. Папа советовал, объяснял и помогал.
Потом оба рассказывали маме, как трудно, но интересно было смастерить
даже самую простую вещицу. Втроём смеялись над первыми, не совсем
удачными поделками.
 
"Дочь не сблизила нас, как я надеялся, а наоборот, отдалила, - с
отчаянием думал Максим, - Сколько я старался, чтобы жена изменила
представления о жизни. Столько сил отдавал, доказывая ценности семьи и
доброты, но все мои старания словно падали в бездонную темноту, даже не
зацепившись ни за один выступ. Раньше я смеялся над пословицей
"Горбатого могила исправит". Был уверен, что любого человека вниманием
и нежностью можно изменить. Теперь вижу, как сильно я ошибался».
 
Оставшись с женой в комнате, где уже никогда не прозвучит смех
Настюши, Максим понял, что их разделила звуконепроницаемая стеклянная
стена. Отныне они не слышали друг друга, только видели.
Сидели одни. Молчать было трудно, но и говорить совсем не
получалось. Ещё как-то могли прийти к пониманию, изъясняясь на одном
языке, но и язык общения не совпадал – такими чужими стали за годы
семейной жизни. Связывала их дочка. А теперь белокурой и сероглазой
малышки нет. Значит, вместе им больше нельзя.
 
«Ну и пусть кукует один и воет волком, - зло выпирало из Татьяны, - а
я ещё молода и красива и не должна без конца страдать. Моё счастье не
тут. Человек не рождается для горя и слёз. Завтра же перееду пока к
родителям, а там и мужа найду получше. Уж эти мне артисты,
чувствительные да слабодушные. Натерпелась. Хватит».
 
В гримёрке его душили слёзы. Он готов был рвать на себе волосы.
Присел, пытаясь унять дрожь в руках и ногах, закрыл глаза и погрузился
мыслями в тот день, когда дочь попросила сделать самолётик.
«Папочка, пусть он будет маленький, но мы посадим наших кукол и
полетим к другим деткам, чтобы все смеялись. Ты всё можешь, я знаю».
Тогда он только горячо обнял свою драгоценную «куклу». Зато теперь
обхватил руками голову и мысленно разговаривал с дочкой:
«Крошка моя, деточка, я сделаю тебе самолёт, и мы полетим в самые
красивые театры. Возьмём с собой и обезьянку-проказницу, и кису-
мурлысу вместе с маленьким крылатым клоуном и мудрой старой
фиолетовой рыбой-рассказчицей. Патефон и скрипку? А как же без них!
Музыка - общее чудо. Наши куклы будут веселить многих ребят. Только
ты вернись. Как мне плохо без тебя!»
 
У него разрушилась семья, потерялся смысл жизни. А, не зная, для чего
живёшь, где черпать силы на достоинство, терпимость, радость? Максим
чувствовал внутреннюю пустоту, не заполняемую и потому пугающую.
- Потерпи, дружок, - внушал знакомый артист, - сейчас ты, как
неживая, вытоптанная табуном лошадей земля, но, поверь, росточек жизни
со временем взойдёт, робко потянется к солнцу, и ты снова оживёшь.
Вспомни, ты же солнечный лучик.
Он вслушивался, хотел верить. Однако непоправимое, чудовищное горе
изо дня в день съедало человека.
 
А публика веселилась на его спектаклях. Обмануть их артист не мог. Не
имел права.
«Папочка, ты всё можешь», - неотступно слышался ему голосок
Настюши.
Дети восторженно хлопали в ладоши. Это радость и праздник. Они
понесут их дальше, поделятся с друзьями, запомнят и, может, когда-то
расскажут своим детям.
 
Максим и сам не знал, какие душевные силы спрятаны в нём. Да и
никто не знает, как поведёт себя в сложной ситуации: смех ли обернётся
плачем или рыдания – истерическим смехом.
 
Радостные зрители и подумать не могли, что артист, окаменевший от
горя, с глубоко запрятанными от всех слезами, может беззаботно смеяться,
играть весёлую роль, широко улыбаться и подбадривать, задорно
подмигивая. Каждый спектакль рвал его доброе сердце, но он продолжал
веселить детей в память о дочери.
Это успех и победа артиста.
Настоящего артиста.
Copyright: Ольга Гаинут, 2018
Свидетельство о публикации №377532
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 21.12.2018 22:37

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Алексей Тверской[ 26.10.2018 ]
   Я бы сказал, что этот вариант намного лучше, но и от него отдает канцелярским штампованным языком. Например: заряжался энергией, хорошие качества души, струны души, заботливые руки, выстроила линию поведения и т.д. Радостность - а есть ли в литературе такое слово? Уверен, что нет. Я не слышал до сегодня. Ну и по сюжету. Классика учит, что сначала описательная часть, потом завязка (драма), а потом развязка и финал. Описательная часть слишком растянута. Часть ее можно перенести после драмы. Гибель ребенка поднять выше. потом можно включить размышления и слова жены Максима, ну и т.д. Такие будут мои рекомендации навскидку. Более подробно разбирать не стал.
 
Ольга Гаинут[ 26.10.2018 ]
   Спасибо за внимание, Алексей. Ещё поработаю с учётом ваших поправок.
   Радостность как слово, понятие существует. В небольшой книге великого нашего
   спорсмена -тяжелоатлета Юрия Власова "Формула мужества" он вывел эту самую
   формулу, как совокупность трёх компонентов: радостность, вера в победу,
   презрение к срывам. И раскрывает суть каждого из трёх составляющих. Я эту
   книжку знаю почти наизусть.
Татьяна Крючкова[ 26.10.2018 ]
   Уже лучше. Теперь давайте дальше шлифовать и убирать лишнее.
    Например, на мой взгляд, вот в этом абзаце : "Повзрослев, парень
    заботился о животных, любил людей, особенно -
    маленьких детишек. Хорошие качества души, юмор, задор он, не жалея,
    раздаривал всем, обогащая себя этим. Бывают такие светлые люди.
    Никто не удивился, когда Максим поступил в цирковое училище. На
    манеже он расцветал, словно удивительный цветок, который на первый
    взгляд ничем не привлекал, а распускаясь, поражал красотой". По сути
    здесь можно оставить только одно предложение - Никто не удивился,
    когда Максим поступил в цирковое училище.
    А дальше. Вы ведь хотите просто сказать, что есть люди, которые
    способны шутить в любой ситуации и уместной шуткой снимать
    напряжение. Что Максим был как раз из числа таких людей. Скажите об
    этом проще, без Маяковского и высокопарных высказываний ГГ. Трудно
    представить, чтобы человек мог разговаривать подобным образом сам с
    собой.
    Пройдитесь критически по всему тексту. Если вы уже где-то слышали
    использованные выражения или словосочетания, замените их или
   уберите
    совсем.
    В заключительном абзаце нарушена логика изложения. Сначала должно
   быть то, что
    видят зрители - веселый артист, а потом то, что прячется за беззаботной
    улыбкой.
    Но и это будет еще не конец работы ;)) Алексей прав, надо разобраться
   с
    размерами (если можно так выразиться) элементов сюжета.
    Терпения Вам, Ольга.
 
Ольга Гаинут[ 27.10.2018 ]
   Раз надо, Татьяна, ещё работать, то буду делать. С такой активной помощью можно
   горы свернуть.
   Хочется сказать вам "до скорого свидания", чтобы общение не прервалось.
   
   Терпение и труд всё перетрут.
   
   Вам - удачи и творческих находок.
Галина Пиастро[ 03.11.2018 ]
   Макс-Резус Фактор
   
   Рецензия-размышление­
   на переделанный рассказ «Артист». Автор: Ольга Гаинут
   

   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&;tid=377532&pid=­0­
   
   Уважаемая Ольга.
   Раз уж мы пошли по второму кругу, то сразу о деле.
   
   Я внимательно прочитал вашу переделку. Увидел, что кое-что
   вы подправили в отдельных фразах, следуя советам критиков
   первоначального варианта. Что-то удачно, что-то не совсем,
   но об этом позже.
   
   ОБЩЕЕ
   О герое Максиме
   Посмотрим на этот показательный фрагмент:
   «Повзрослев, парень играл с детьми на площадке,
   заботился о
   животных, любил людей
».
   
   Первое выделенное мной вполне может быть продолжено
   так:
   охранял природу, следовал советам старших и т.д.
   Это же самые что ни на есть общие слова. Это обезличенный
   текст. Это даже не штампы – это лозунги, которыми можно
   призывать, но и то, хоть чуть конкретизируя: о каких
   животных заботиться (обо всех бездомных собаках в их
   городе, о дворовых пёсиках, о слонах на Цейлоне, о змеях в
   Сахаре…..).
   О приморских тиграх, правда, можно заботиться и издалека:
   приобрести карточку «Амурский тигр».
   Здесь можно продолжить такими же обобщёнными
   выражениями, например,
   «старался помочь» (чем, как…?)
   
   Каких людей он любил и в чём это выражалось. Всех-всех?
   Кстати говоря, ведь он так, правда позже, думает о своей
   жене:
   «И с охладевшим от горького разочарования сердцем
   понимал, как же он обманулся». Вот вам и всеобъемлющее
   человеколюбие.
   
   Продолжение фрагмента: «Хорошие качества души, юмор,
   задор он
   раздаривал всем, обогащая себя этим
».
   Вы, продолжая, опять же не сообщаете ни о чём конкретном:
   хороших качеств души много, не говоря уже о том, что нигде
   и никем этот список не утверждён и не проштампован
   печатью.
   
   Эти две фразы уже «убивают» весь рассказ – и любой другой
   бы убили. Можете ли представить себе, что в живом общении
   кто-то так рассказывает о знакомом ему человеке. Нет,
   конечно. Уверен, что нет.
   
   О жене героя
   Следующий момент, который почему-то усилился в этом
   варианте рассказа – это описание жены Максима, Татьяны.
   Вы решили педалировать её плохие качества, но получилась
   почти сатирическая карикатура.
   Первое, что я не понял – а зачем? Зачем обрисована чуть ли
   не Медуза Горгона? Оттенить достоинства Максима?
   Показать, что она чуть ли не довела ребёнка до гибели?
   Именно таким образом доказать, что брак героя оказался
   неудачным (не то слово!), что это ещё один страшный удар
   судьбы?
   И мысли Татьяны, и поступки описаны гротесково.
   
   Впечатление, что был взят список известных человеческих
   качеств, которые розданы так: хорошему человеку –
   хорошие, плохому – отвратительные. И дело с концом.
   
   ЧАСТНОСТИ
   Здесь отдельные замечания о качестве выражений.
   «На манеже он расцветал, словно удивительный цветок,
   который на первый
   взгляд ничем не привлекал, а, распускаясь, поражал
   красотой».
   Расцветал… цветок и распускался (цветок) синонимы
   понятий.
   
   Этот фрагмент рассмотрю по частям
   а) «И сочинял нескончаемые смешные истории. Ведь на его
   представления приходят дети».
   Как связаны эти два предложения, что это здесь «ведь».
   
   б) «Он так высоко поднял для себя планку, что
   непременно пытался правильно
рассказать детишкам -
   будущим жителям планеты - о сложных вещах простым,
   понятным и весёлым языком».
   Это: пытался правильно рассказать детишкам. То есть
   сам не был слишком уверен в правильности понимания…
   Ну, про будущих жителях планеты я писал в прошлый
   раз. А сейчас они не жители?
   
   «беседовал с пятилетней малышкой, как со взрослой и
   умной девочкой
»
   Первая часть после как – понятна. Но вторая: как … с
   умной девочкой
.
   Нехорошо!
   
   «Татьяна, оставаясь одна дома, открыто издевалась над
   мужем
. Ей нравилось вслух смеяться над
   Максимом».
   Открыто – это в присутствии кого-нибудь. И вслух это
   примерно так же.
   
   «Мне от тебя ничего, кроме денег, и не нужно, - спустя
   три года
всё так же разговаривала она с
   воображаемым мужем, ушедшим час назад
на работу.
   Воображаемый муж – это придуманный себе.
   Три года… на час… – впечатление, что все эти годы он сидел
   дома
   
   «Он, как всякий душевный человек, давно понял, что не
   получается у
   них хорошей семьи, но ждал, что жена повзрослеет,
   изменится».
   Тоже писал об этом в прошлый раз: где же это он, готовый
   помочь
?
   Это не душевность, а пассивность чистой воды, да и
   эгоизм..
   
   «Дочь оттянула на себя внимание мужа». Но ведь выше было
   ««Мне от тебя ничего, кроме денег, и не нужно»
   
   «И дочь - славная: красивенькая, умненькая, рассуждает,
   уж не в меня
, думает о чём-то, рисует после раздумий».
   Неужели мать так тщательно скрывала эти мысли от отца
   девочки (да и от нас, читателей), что он не мог помочь жене
   превратить тёплые слова в реальную заботу о ребёнке.
   Впечатление, что это признание Татьяны случайно оказалось
   в тексте рассказа.
   
    «Но в неё ничего не проникает, - с отчаянием думал Максим
   о жене.
   Фразочка и не хороша вообще, и двусмысленна… до ухмылки.
   
   «… дочь не любит, равно как музыку и книги». Так ли это
   «равно»? А уж шаблонность про необходимость любви к
   музыке и книгам аж зашкаливает.
   
   «Тело горело. а внутри себя Максим чувствовал пустоту…»
   Тело горело. Помню, что раньше были подробности, от чего
   это оно так, но кто-то из критиков пожурил за них – и теперь
   оно стало гореть само по себе.
   Ну и а внутри себя это уже вне тела?
   
   ****
   Думаю, что я сказал достаточно.
   Ольга, мои вопросы не требуют от вас ответа в этой теме
   «Платона…» – ну, разве что есть что-то непонятное в них.
   Если считаете представленные здесь мои размышления
   полезными – используйте. Если нет – пусть так.
   
   Ваш
    Макс-Резус Фактор ,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/

Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Тезисы к 6-му Съезду МСП и его решения
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Энциклопедия "Писатели нового века"
Готовится к печати
Положение о проекте
Избранные
произведения
Книги в серии
"Писатели нового века"
Справочник писателей Зарубежья
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов