САМЫЙ ЯРКИЙ ПРАЗДНИК ГОДА - 2018
Новогодний конкурс
Положение
Иноформация и новости
Номинации конкурса


Главная    Лента рецензий    Ленты форумов    Круглый стол    Обзоры и итоги конкурсов    Новости дня и объявления    Чаты для общения. Заходи, кто на портале.    Между нами, писателями, говоря...    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Дежурная по порталу
Наринэ Карапетян
Мир искусства. Приложение к № 8 к журналу
"Что хочет автор"
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Новые авторы недели
Объявления и анонсы
Новости дня
Дневник портала
Приемная дежурных
Блицы
Приемная модераторов
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Рекомендуем новых авторов
Альманах "Автограф"
Отдел спецпроектов и внешних связей
Диалоги, дискуссии, обсуждения
Правдивые истории
Клуб мудрецов
"Рюкзачок".Детские авторы - сюда!
Читальный зал
Литературный календарь
Литературная
мастерская
Зелёная лампа
КЛУБ-ФОРУМ "У КАМИНА"
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Наши юные
дарования
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 4305 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг «Плохая примета»
Как от пустого места, отвернулась — в этой точке и подписала себе приговор Танюша... Ничтожество, оно потому и ничтожество, что мнит себя Наполеоном, а получив орудие мести, пускай и старый наган, остатки разума тут же теряет... И достаточно лишь искры, чтобы взорвать огромную бочку пороха. А искра, она обязательно подвернётся — проверку на вшивость избежать никому ещё не удавалось.
Что это? Глупость? Судьба? Почему-то мне кажется — ничто всуе не пропадает. Мир глядит пустыми глазницами и где-то пишутся книги судеб, потом разными формами возвращаются. Рассказ Марии — одна из них.
Что в рассказе лишнее — вопрос философский. Рассказ и должен быть рассказом, жанр требует совсем не сухой констатации происшествия. На мой взгляд, автор всегда прав, если он овладел мастерством, а Мария владеет. Можно спорить о том, насколько излишни эпитеты, описания, мол «тормозят»... Мне все они интересны.
В маленьком рассказе жизнь семьи как на ладони, и женская доля на ней же. Незаконнорожденная дочка так и осталась для матери байстрючонкой, и вырвались напоследок безумным смехом слова — это о многом говорит — сия деталь как вселенная. Безусловно, она несомненная удача рассказа.
Удача и то, что интрига только приоткрыла дверь, потому что очень интересно, что стало после с Миколкой-гунявым. В полном здравии застрелил в спину безоружную восемнадцатилетнюю девчонку... Ведь явно, жизнь будет дана ему долгая, с внуками-правнуками... Как этот поступок скажется, в том числе и на других членах его семьи, на окружающих людях? Как мир отметит? Потому что где зло, там и добро, пускай не сразу оно проявится, надо только не закрывать глаза, и наше дело — стараться видеть мир во всей полноте, непрерывно расширяясь.
Что есть хорошее произведение? Прежде всего — цельное, растущее из одного зерна, но дающее многие всходы. Оно должно оставлять впечатление, трогать душу, давать ей пищу. Настрой — не последнее дело. Во что верит автор... Его мировоззрение неизменно пропитывает тексты, даже если он ни во что не верит. Впрочем, по моим понятиям, человек, если не ищет, он писать и не будет. Графоманию не рассматриваю — это просто один из видов автоматического, одного да потому, повторяющегося релакса, без конца и без края, тот, что без вектора, просто движение во времени. Кто-то любит уборкой заниматься, кто-то вышивать, кто-то вязать, кто-то в горки ходить, дрова рубить — чтобы просто успокоиться... Каждому своё. А литература — это не релакс, во всяком случае, для автора уж точно. Даже если она для него истинное отдохновение (Господи! И везёт же кому-то!), то и этот счастливец не избавлен от заботы расширения сознания, тяжких сомнений на этом пути, роста мастерства, развития чувств... Читатели остро чувствуют потенциал, даже не отдавая в том себе отчёта, им интересен текст вдумчивый, живой, зовущий! Не на битву, так в гармонию, не в инферно, так к свету, но куда-то вести обязательно надо. Жизнь — это обмен, из текста читатель что-то получить обязательно должен, как и отдать. Чувства, в первую очередь, то, что не даёт засохнуть душе, ответ на чувства свои получить — текст отозваться должен. Вера всем нужна, вера... В жизнь, конечно. Даже если об этом открыто не говорят.
Может, это рассказ-предупреждение? Не думаю. В нас мало что входит из текстов, из чьих-то вещаний, примеров, а вот опыт учит необратимо. Он не передаваем (разве что в традициях, которые необходимо непрерывно поддерживать, иначе забвение не заставит себя долго ждать), потому с каждым новым человеком наступает зановотворение. Тексты лишь направляют, дают фокус, ноту позволяют услышать, увидеть то же самое с другой колокольни, о которой без текста мы ничего бы не знали — повода знать не было. Лишь через тексты-образы (не обязательно буквально тексты) мы можем обмениваться своими мирами — расширяться, причём, во все стороны...
Свет — это свет, а тень — это тень, и она тоже необходимо требует расширения. Мария Гринберг из немногой когорты авторов, которым дана способность двигаться во мраке, исследовать мир на тёмной его стороне. И мир этот не менее интересен, чем освещённый светилом. Что им движет? Как преломляются в нём человеческие судьбы — это видеть и чувствовать дано очень немногим. А потому надо двигаться. Не только на свету, но и во тьме. Двигаться в данной тебе реальности.
Copyright (с): Ольга Немежикова. Свидетельство о публикации №365171
Дата публикации: 16.04.2017 18:21
Предыдущее: Мадина, любовь мояСледующее: Рецензия на рассказ Владислава Кураша «Особо опасный»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Блиц-конкурс
Тема недели
Диплом номинанта
премии "Чаша таланта"
Номинанты премии МСП "Новый Современник"
"Чаша таланта"
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Приглашаются волонтеры!
Направления
деятельности
Реквизиты и способы оплаты по МСП и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Атрибутика наших проектов

Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой