Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Михаил Бычков
Объем: 5912 [ символов ]
Полярная Авиация
Введение
Раньше, до начала 60-х, Полярная Авиация называлась Авиацией Главсевморпути. Довоенные годы стали целой эпохой героического освоения Арктики. Территория выше северного полярного круга была практически недосягаема как для власти, так и для населения страны. Авиация только-только зарождалась Я имею ввиду летательные аппараты для дальних перелётов с более-менее солидной загрузкой. Для обслуживания самолётов не было никаких аэродромов. Сооружались наскоро небольшие посадочные площадки, которые кустарно, в отсутствие средств, людей и техники, оборудовались по трассам от Архангельска до Уэлена. Оборудование таких площадок происходило очень медленно и зависело от непродолжительных летних дней завоза Морфлотом в трудных условиях ледовой обстановки. Поэтому первые площадки оборудовались на берегах Северного Ледовитого океана, а потом и на берегах сибирских рек: Енисея, Лены, Оленька, Яны, Индигирки, Колымы и только в короткое полярное лето.
Площадки были, конечно, примитивные: техника для приглаживания взлётно-посадочных полос, ёмкости для авиабензина, 2-3 домика для столовой, диспетчерского пункта и радиопривода. Все работники – совместители. Работа часто авральная: подготовка взлётно-посадочной полосы после непогоды, заготовка льда для воды, ликвидация последствий ураганов и тп. Народ на таких площадках пребывал в постоянной готовности к приёму любого летательного аппарата при постоянном дежурстве радио и метео средств, не говоря уже о постоянном содержании взлётно-посадочной полосы в полной готовности независимо от погоды.
Таких площадок, безусловно, было недостаточно для регулярной и плановой работы авиации. Поэтому в первые годы деятельности Главсевморпути экипажи самолётов часто совершали посадки вне аэродромов, выжидали погоду, ухаживали за самолётами в суровых полевых условиях. Такие посадки даже не называли вынужденными. С улучшением погоды летели дальше. За первые такие полёты лётчиков высоко награждали, они были без сомнения истинными героями. Жаль, что многих из этих первооткрывателей Арктики и полярных авиатрасс уже нет в живых, и не осталось их воспоминаний. Это, повторяю, было героическое время подвигов и энтузиазма. Среди этих героев лётчики Иван Иванович Черевичный, Михаил Васильевич Водопьянов, Николай Петрович Каманин, Илья Павлович Мазурук, Марк Иванович Шевелёв, Михаил Николаевич Каминский, Это лишь те, которые у меня в памяти. Но их – десятки, сотни лётчиков, штурманов, бортовых и наземных механиков, радистов и многих специалистов на земле, круглосуточно обеспечивающих работу Полярной Авиации.
Я пришёл в Полярную Авиацию уже в 60-е годы, когда она вошла в состав Гражданского Воздушного Флота. Многие достижения той «Полярки» были безвозвратно утрачены. Новое руководство страны порешило, что Север уже обжит и освоен, и можно ликвидировать многие обеспечивающие службы и привилегии тех, кто жил и работал за Северным Полярным Кругом. Была принижена роль авиации в обеспечении функционирования северных территорий и людей, на них проживающих. Печальные результаты такого отношения не заставили себя ждать. Полярная Авиация вообще была ликвидирована. Сейчас её задачи выполняются по спецзаданиям Науки и муниципальных образований отдельные авиакомпании по месту базирования без учёта специфики как в пилотировании, так и, особенно, в навигации, в обеспечении живучести «точек», служб и в оборудовании авиатрасс.
Начинал я свою работу в Полярной Авиации на пассажирских трассах Москва – Архангельск – Амдерма – Диксон – Хатанга – мыс Косистый – Тикси – Чокурдах – Певек и обратно. Рейс самолёта Ил-14 длился 5 суток с ночёвками на двух-трёх аэродромах названной трассы. Особенно сложны, но и интересны, были полёты в полярную ночь. Впечатления неизгладимые. В абсолютной темени вдруг начинает волноваться от горизонта до горизонта невиданной расцветки «знамя» северного сияния. Движение цветов непрерывное. Кажется, что ощущаешь шелест переливающегося полотна. Слов не хватает для выражения эмоций. Благоговейно молчишь, внимая чуду и счастью созерцания красоты неописуемой. Вдруг меняется форма цветного полотна, оно превращается в бурливый веер. Форма цветного действа непрерывно меняется, завораживая и внушая одновременно и восторг, и тревогу.
Лётные будни никогда не напрягали ни физически, ни душевно. Помню постоянное присутствие жажды летать. Угнетало именно отсутствие лётных заданий, необходимость ожидания своей очереди на полёты. Никогда после я не ощущал свою работу как естественное состояние души и тела и не воспринимал её как отягощающую обязанность.
После короткой переподготовки в Учебно-тренировочном Отряде – полёты стажёром «по северам». Притёрлись быстро. Допуск к самостоятельным полётам в составе экипажа мне давал сам Валентин Аккуратов. Контрольный полёт длился несколько дней, на трассе от Москвы до Чукотки и обратно. Это был не только мой отчёт о приобретённых навыках. Валентин Иванович рассказывал и рассказывал, как будто боясь не успеть передать, что знал и пережил, приобрёл за бурные 30-е и 40-е годы. Потом я очень жалел, что не записал его рассказы, что мой дневник был лишь перечислением событий, но не тех знаний, которые я впитывал, общаясь с опытными товарищами.
Жаль, не существует больше Полярной Авиации. На смену моторной авиации пришла тяжёлая, реактивная, неизмеримо более сложная. Для её обслуживания нужны были новые кадры, новые аэродромы и базы обслуживания. В отсутствие всего этого участились аварии и, сожалению, катастрофы. И вместо того, чтобы организовать обслуживание на уровне новых требований, решили просто «Полярку» прикрыть,
Всё вспомнить и рассказать тем, кому интересна история страны – заманчивая задача. Остаётся найти для этого время.
Романтика, восторг воодушевили на стихи. Написал сагу «Северное сияние». Сейчас возвращается интерес к Заполярью. Может, моя сага поможет будущим романтикам в становлении.
Дата публикации: 25.01.2016 15:32
Предыдущее: Замироает сердечкоСледующее: На каменистом ложе пруд...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта