Литературный фестиваль"Современник". Рязань 10-11 ноября
Конкурс имени Игоря Губермана
Конкурсные видео на нашем канале в




Главная    Лента рецензий    Ленты форумов    Круглый стол    Обзоры и итоги конкурсов    Новости дня и объявления    Чаты для общения. Заходи, кто на портале.    Между нами, писателями, говоря...    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Дежурный по порталу Илья Майзельс
Собираю Великолепную десятку!
Тема недели
О Киево-Братской Иконе Божией Матери и о наших братских народах
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Новые авторы недели
Журнал "Что хочет автор"
Объявления и анонсы
Новости дня
Дневник портала
Приемная дежурных
Блицы
Приемная модераторов
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Альманах "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Рекомендуем новых авторов
Отдел спецпроектов и внешних связей
Диалоги, дискуссии, обсуждения
Правдивые истории
Клуб мудрецов
"Рюкзачок".Детские авторы - сюда!
Читальный зал
Литературный календарь
Литературная
мастерская
Зелёная лампа
КЛУБ-ФОРУМ "У КАМИНА"
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Наши юные
дарования
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Юмор и иронияАвтор: Семен Губницкий
Объем: 16447 [ символов ]
Толковый ЭПИ-словарь с литературным уклоном (часть 5)
_____________ Наши ЭПИ-литературные цели ясны, ЭПИ-задачи определены,
_____________ ЭПИ-инструментарий отточен, а толкового ЭПИ-словаря нет.
_____________ Садимся за письмо, товарищи писатели.
_____________ (Политбюро ЦК КПСС и Семен Г.)
 
Полный эпи-перечень худо-бедно толкуемого: эпигалин, эпигастрий, эпигон, эпиграмма, эпиграф, эпидемия, эпидерма, эпизиотомия, эпизод, эпизоотия, эпик, эпикриз, эпикруза, эпикуреец, эпилепсия, эпилог, эпиляция, эпипроектор, эпистола, эпистолярий, эпистрофа, эпиталама, эпитафия, ЭПИТЕЛИЙ, ЭПИТЕТ, ЭПИТРИТ, ЭПИФОРА, ЭПИЦЕНТР, ЭПИЧЕСКИЙ (-АЯ, -ОЕ).
Не тратя пространство, время и деньги (здесь зпт или без зпт — по выбору) зря, (здесь зпт — неукоснительно) квалифицированно приступаем к определениям и толкованиям с примерами.
 
Эпителий —
эпи-слой клеток шахматной доски, выстилающий поверхность и полости тела литературного gross-мастера мудрой игры.
 
Пример эпи-слоя (по мотивам учебника Семена Г. «Уникальный полный курс шахмат»), в котором по клеточкам туда-сюда-обратно ходят-перемещаются шахматные фигурки, высекая иногда искры вечнозеленых шахматных партий. (А комментарии для новичков мудрой игры даны в кругленьких скобочках.)
 
Занавес поднят, играем комедию
Арте дель «Шахматы!». Глянь Википедию!
 
Пешки в равнении строгом (по линиям).
Ладьи (в углах) изучают стиль Плиния.
Кони (в пальто) ожидают кормления.
Слоники хоботы мнут от волнения.
Царь репетирует роль королевича.
Ферзь (королева) тоскует по-девичьи.
 
Подан сигнал к искушению битвою.
Два игрока грех скрепляют молитвою.
Древнее зло, вожделенье с азартами...
Что там приятели прячут под партами?
 
Действие первое. Выступка пешкою.
(Вытолкнул к центру Диктатор, не мешкая.)
Клон вертикальный впритык черноснежкою.
(Им бы заняться фигурной поддержкою...)
Эта позиция — древняя табия.
(Всех нас в конце будет ждать... эпитафия.)
 
Ферзь проявляет замашки босяцкие —
Пешке грозит применением санкции...
(Пешку страшит истребления акция...
Это эмоций сухая фиксация.)
Прыгнул конек — защитил пересмешницу.
Трогать не смей королевскую крестницу!
 
Рябь вариантов пред взором у Белого,
Хочется сразу и всë. Неумелого
Выведем мы новичка на путь истинный,
Знаний полезных и магий таинственных.
 
Слон мерным шагом идет по тропиночке,
В лагере собственном лег он на спиночку
И кособоко взирает на пешечку...
Выбрал объект обожанья (в насмешечку).
 
Все перепуталось в гуще сражения:
Планы стандартные, изыски гения...
(Жутким убийством грозит построение —
Будь начеку и вникай в положение!)
Мысли танцуют, плетут комбинации...
(Шахматы, штанга, балет — гордость нации.)
Время пылает. Горячка цейтнотная.
Черного мучит болячка зевотная...
 
Выскочил конь — на мадам нападение.
Тут и возникло основ потрясение:
Ферзь с Президентом пошел на сближение!
Кажется, мат?? Каково невезение!!
 
Флаги приспущены. Грусть человечества.
Черный монарх пострадал за невежество.
В голову просится вольности хартия.
Вечнозеленая сыграна партия.
 
«Лет эдак с трех изучайте теорию».
(С этою догмою вовсе не спорю я.)
Если развлек вас дебютною новостью,
Выпьем за «детский мат» рюмочку? Полностью!
 
ЭПИТЕТ —
эпи-определение при добром слове критика о литературном произведении, жутко влияющее на последующую выразительность автора.
 
Пример диалектического единства и борьбы противоположностей с изрядным удельным весом эпитетов (диптих, читаемый по желанию в двух направлениях: сверху вниз или слева направо).
 
Зеленеющий лист, _______________ Голодающий глист
Бронзотелый загар. _____________ И пивной перегар.
Ча-ча-ча, шейк и твист, ________ Бронхолегочный свист,
Легкокрылый Икар. ______________ Золотарь, кочегар.
 
Теннисист, шахматист — _________ Фалангист, Чан-кай-шист —
Нежных лет мальчуган. __________ Нож, кастет и наган.
Распасы, мизер, вист, __________ Тошной жизни статист,
Франсуаза Саган. _______________ Сталинград и Афган.
 
На груди вуза ромб, ____________ Оторвавшийся тромб,
Поцелуй милых уст. _____________ Рядом ложе «Прокруст».
Диссертанта апломб, ____________ Визг снарядов и бомб,
Борщ наварист и густ. __________ Позвоночника хруст.
 
Дельтаплановый стерх, __________ Неотмоленный грех,
Яхтопарусный бриз. _____________ Астенический криз.
Направление вверх, _____________ Зуб сломал об орех,
По Европе круиз. _______________ Сын не мой — вот сюрприз!
 
Сладострастие тел, _____________ Перепутанность дел,
Доминирует смех. _______________ На плечах рыбий мех.
Шел по жизни и пел, ____________ Ничего не успел,
На фронтах всех — успех. _______ Кроме глупых потех.
 
ЭПИТРИТ —
не существующая в живой природе семидольная античная строфа, в которой три слога длинные, а один — короткий.
 
Я дивное слово узнал — эпитрит.
В античной строфе он веками сокрыт.
Дубиною знанья спешу всех огреть —
Значенье его... единица плюс треть!
 
Бытует мнение, что «передать эпитрит по-русски из-за отсутствия оппозиции фонологической долготы и краткости в принципе невозможно». Кто бы спорил... А намекнуть (на эпитрит четвертого вида — короткий слог в конце) можно. В виде современного двустопного четверостишия с четырехслоговым семидольным эпитритом в каждой строке...
 
Гракх взял древко. Брут врал дерзко.
Ксеркс сдал крепко. Красс спал мерзко.
Пруст сдал правку. Шварц сжал сказку.
Джойс сплел главку. Брехт стер смазку.
 
А Брукс и Хармс на «поле» не выпущены (оставлены на скамье запасных).
 
ЭПИФОРА —
стилистическая карикатурная фигура, в которой присутствует нелепое повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
 
Очень жизненный пример.
 
Магадан... «Восемь лет. За «гоп-стоп». Твою мать!
По весне «подорву». В Конотоп. Твою мать!
Летом там хороша конопля. Твою мать!
В октябре все пропью. До рубля. Твою мать!»
 
ЭПИЦЕНТР —
перпендикулярная эпи-проекция центра подземного или надземного литературного события (типа взрыва или выпуска в свет) на поверхность Земли.
 
Пример, извлеченный из полудетских и полупоучительных историй из жизни писателя Сеньки (и непосредственно касающийся Земли).
 
Как-то раз, уже будучи сильно взрослым, но оставаясь веселым, прозаик Сенька пришел по приглашению на вечер воспоминаний пожилых людей «Наши детские игры». Готовясь к выступлению, он кое-что прихватил с собой. Для наглядности...
Там он терпеливо переждал всех, кто вспоминал игры своего детства: «классики», «ручейки», «третий лишний», «испорченный телефон», «квач обычный» и «квач железный», «разорви цепи», «корова», «выбивной», «халихоло», «прятки», «казаки-разбойники» и проч., проч., проч... И, к радости Сеньки, никто, ну ни один, не вспомнил НОЖИЧКИ.
 
Сенька и ножичек
 
Наконец-то ему предоставили слово. Оратор вышел на середину зала. Пол под его ногами оказался из кафеля. «Так даже лучше», — мелькнуло в голове у Сеньки, который рассчитывал на не очень твердую деревоплиту.
— Из всех многочисленных игр, в которые я на протяжении многих счастливых лет детства играл в своем проходном дворе и во многих других чужих дворах, безусловно, наилучшей является игра в ножички, — красноречиво начал Сенька.
Тут он достал из кармана охотничий нож внушительных размеров. Затем он нажал на кнопку, и с тревожащим душу звуком выскочило жуткое лезвие изощренной формы. Как и предполагал Сенька, публика, охватывающая его кольцом, чуть-чуть взволновалась. И как бы даже чуть-чуть отодвинулась.
Далее выступающий живописно рассказал присутствующим о двух играх с использованием ножичка: «фигурные ножички» и «Земля».
Игра «фигурные ножички» не требует ума. Чтобы победить, достаточно обладать высокой техникой метания ножичка при разных положениях пальцев («рюмочки», «вилочки»), а также метания с ладошки, с локотка, с коленки, с плечика, через плечо и еще с десяток «фигур», которые немолодой автор уже подзабыл. Однако он хорошо помнит, что нож бросали во влажный утрамбованный песок. А проигравший должен был вытащить зубами из этого песка спичку, глубоко забитую в этот песок игровым ножичком. Естественно, не разгребая песок ни руками, ни ногами, ни вспомогательными предметами. Естественно, когда проигравший доставал-таки спичку зубами, его рот был полон песка... Ха-ха!
Игра в «Землю» намного глубже и стократно полезнее для гармоничного развития детей. Напомню ее основы для тех, кто подзабыл. Игроков может быть и два, и три, и сколько хотите. А можно и самому с собой играть. На земле вычерчивается окружность. То, что оказалось внутри, называют Земля. Ее делят на сектора (говоря языком геометрии) по количеству игроков. Каждому игроку дают сектор (первоначальный капитал, говоря языком экономики) на правах собственности (говоря языком юриспруденции). Ножичек бросают в Землю по очереди в чужое владение. Если он упал плашмя, то право на бросок переходит к другому игроку. А если воткнулся, то — хорошо (для метателя). Тогда режем (проводим линию в направлении прорези). Соответствующая территория разделяется на две части, и тот, кого «подрезали», принимает решение (говоря языком теории принятия решений), какую часть отдать удачливому метателю, а какую оставить себе. Тут не все так просто, поскольку, например, можно выбрать территорию с большей (на глазок) площадью, но с грунтом, податливым для враждебного ножичка, а можно выбрать часть маленькую, но каменистую (почвоведение!). Тут надобно хорошо-о-о соображать. Постепенно получаются весьма причудливые конфигурации территорий с так называемыми «материками», «островами» (вот вам и география) и «колониями» (вот вам и геополитика). Обычно играют «до одной ножки». То есть игрок остается в игре до тех пор, пока его стопа-«ножка» помещается внутри его же территории. Кстати, если территория настолько маленькая, что игрок вынужден стоять на ней на одной ножке, то и метать ножичек при своей очереди хода он обязан, стоя на одной ножке и балансируя (вот вам и гимнастика), что, поверьте на слово, требует очень высокой квалификации.
Дети, есть еще 100 второстепенных правил, которые вам расскажет папа. (Только папа... Хотя и многие девочки, как помнится, с удовольствием играли в Землю. Читатель-ребенок, не исключено, что и конкретно ваша мама, которая когда-то тоже была девочкой и которая сейчас опять занята на кухне, тоже играла в Землю.)
Постепенно игроки выбывают (по бедности) из игры. А победителем объявляется тот олигарх, который захватил всю Землю!
Сенька еще долго расхваливал любимую игру, а под конец своей речи он решился применить к коллегам (по навсегда сбежавшему от них детству) заготовленную дома шутку и сказал:
— А сейчас я ПОКАЖУ, как это выглядит на практике.
Он взял нож за острие и сделал вид, что сейчас резко метнет его в кафельный пол. В первых рядах послышался ропот, а в последних рядах люди встали, чтобы лучше увидеть результат.
Однако метать нож Сенька не стал, а честно признался, что пошутил и что ножичек у него поддельный — лезвие из пластмассы. (Передние ряды остались очень довольны, а задние — не знаю.)
 
А теперь, в соответствии с канонами постмодернистской литературы (дети, за разъяснениями этого умного термина бегом к маме на кухню, а папу не беспокойте — у него ответственный сон на диване), разрушим нормальный ход (бег!!) времени и вернемся в Сенькино счастливое детство.
 
Сенька и Земля
 
Как-то раз будущий прозаик Сенька и его приятель поэт Санька в своем проходном дворе решили сыграть в Землю один на один.
— На что играем? — спросил азартный Сенька.
С древних времен люди играли в игры не просто так, а на что-то. Например, на коня, на королевство, на мороженое, на щелбаны. А бывало и на жену. И на свою, и на чужую...
— Кто проиграет, тот съест... землю, — ответил не менее азартный Санька.
И, вспомнив один случай, иронично добавил: — Только съест не «суп земли», а именно землю.
— Только... — раздумчиво откликнулся Сенька. — Ну, что ж... Если проиграю, обязуюсь съесть землю, и фиксирую свое обязательство вот в этой тетради.
Сенька раскрыл неотделимую от него «Тетрадь для письма» и там что-то накарябал. Санька, зная о чудовищном пристрастии приятеля к фиксированию слов на бумаге, лишь махнул рукой в знак согласия, и игра началась.
 
Возможно, поедание земли проигравшим — не самый лучший приз для победившего. Но если бы игра шла на деньги, скажем на 19 советских копеек (цена одной порции хорошего мороженого во времена детства немолодого автора), было ли бы это лучше? Дети, посоветуйтесь по этому поводу и с папой, и с мамой. Сопоставьте их аргументы и выводы. Сделайте свой вывод. И идя по жизни, следуйте ему. (А мне по этому поводу ничего не пишите.)
Немолодой автор же невнятно пробормочет про «традиции» и сошлется на... «Белеет парус одинокий». Не перепутайте: не на стих Лермонтова, а на повесть Катаева.
В той повести жили-дружили мальчики Петя и Гаврик. И как-то раз Гаврик сказал, что откроет дружку одну ужасную тайну, если тот никому-никому ее не выдаст, а в качестве клятвы молчания пусть Петя... съест землю.
Дети и прочие, не откажите себе в удовольствии прочитать-перечитать знаменитый отрывок. (При этом вы и последующую литературную шутку немолодого автора поймете лучше.)
 
Вернемся к двум С.
Их битва за Землю была очень упорная, и в первой партии чаша весов склонилась в пользу прозаика. Он, подобно Петьке, внимательно осмотрелся по сторонам, увидел под стеной подходящую, довольно чистую землю и, лично выцарапав ногтями щепотку, передал ее проигравшему поэту. Санька же (подобно тому же Петьке), высунув язык, свежий и розовый, как чайная колбаса, положил на него землю. После этого он вопросительно повернул выпученные глаза к приятелю.
— Ешь! — весело сказал Сенька.
Санька зажмурился и начал старательно жевать землю...
Подчеркнем, что Сенька и Санька были игроками одного уровня мастерства, и поэтому, в полном соответствии с теорией вероятности, во второй партии победил Санька.
— Ешь землю! — почему-то мрачновато сказал Санька.
— Я готов, — покладисто сказал Сенька, — но давай сперва кое-что уточним.
Он раскрыл известную тетрадь и обнародовал свое ПИСЬМЕННОЕ обязательство: «В случае проигрыша я съем ТОЛЬКО ВСЮ землю Земли».
Санька был умным мальчиком. Он сразу же вспомнил урок литературы, на котором проходили-пробегали Эзопа, и вспомнил философа-глупца Ксанфа с его знаменитым обязательством выпить море... Минутку подумав, он понял, что бесполезно качать права насчет того, кто должен подготовить землю для поедания — ведь Сенька своими руками «подготовил» для него щепотку земли и будет настаивать на соблюдении симметрии... Еще несколько горьких минуток он проверял в уме юридическую безупречность ловушки. Убедившись, он даже не стал требовать от Сеньки неоклассического: «Но сначала отдели всю землю Земли от вод Земли...».
- Ничего, сволочь, попомнишь! - с достоинством процитировал Петьку начитанный поэт Санька, и приятели продолжили и свою дружбу, и свои жизненные пути. Как ни в чем не бывало.
 
ЭПИЧЕСК (-ая формула) —
выразительная домашняя заготовка, обусловленная тремя факторами: сердечным ритмом, синтаксической схемой спинного мозга и лексической детерминантой головного мозга.
 
Примеры эпических формул первого разряда (сочетание типа «существительное + прилагательное»).
 
Русские былинные формулы: «буйная головушка», «темный лес».
Гомеровские формулы: «крылатые речи», «бесстыдная муха».
Русские юмористические формулы Семена Г.: «глубокоуважаемые читатели», «1-ервая часть».
 
Примеры эпических формул второго разряда (повествовательные).
 
Гомеровская формула: «Солнце едва закатилось, и сумрак на землю спустился»;
Русская юмористическая формула Семена Г.: «А там смотрите сами, и будь что будет».
 
ЭПИЛОГ —
заключительная эпи-часть, прибавленная к законченному художественному произведению неизвестно зачем.
 
Пример прибавления эпи-части к так сказать художественному произведению.
 
И стали они все — глубокоуважаемые читатели, авторы и их литературные герои (и литературные злодеи тоже!) — жить-поживать и добра наживать.
 
ЭПИ-КОНЕЦ (делу юмора венец).
Copyright (с): Семен Губницкий. Свидетельство о публикации №349441
Дата публикации: 30.11.2015 21:50
Предыдущее: Толковый ЭПИ-словарь с литературным уклоном (часть 4)Следующее: Шамилю Тарпищеву и другим ветеранам тенниса

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Доска Почета
Открытие месяца
Буфет.
Истории за нашим столом
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов