САМЫЙ ЯРКИЙ ПРАЗДНИК ГОДА - 2019
Положение о конкурсе
Информация и новости
Взрослая проза
Детская проза
Взрослая поэзия
Детская поэзия




Главная    Лента рецензий    Ленты форумов    Круглый стол    Обзоры и итоги конкурсов    Новости дня и объявления    Чаты для общения. Заходи, кто на портале.    Между нами, писателями, говоря...    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Дежурная по порталу
Людмила Роскошная
Конкурс достойных красавиц для нашего красного жениха!
По секрету всему свету! Блиц конкурс.
О выпивке, о боге, о любви. Конкурс имени Игоря Губермана
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Новые авторы недели
Журнал "Что хочет автор"
Объявления и анонсы
Новости дня
Дневник портала
Приемная дежурных
Блицы
Приемная модераторов
С днем рождения!
Книга предложений
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Вопросы и ответы
Фонд содействия
новым авторам
Альманах "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Рекомендуем новых авторов
Отдел спецпроектов и внешних связей
Диалоги, дискуссии, обсуждения
Правдивые истории
Клуб мудрецов
"Рюкзачок".Детские авторы - сюда!
Читальный зал
Литературный календарь
Литературная
мастерская
Зелёная лампа
КЛУБ-ФОРУМ "У КАМИНА"
Наши Бенефисы
Детский фольклор-клуб "Рассказать вам интерес"
Карта портала
Наши юные
дарования
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: РассказАвтор: Лариса Зеленюк-Ромера
Объем: 10780 [ символов ]
«Василий Тёркин»
Восстановление мирной жизни
 
Было это, когда меня ещё не было.
А жил на свете молодой парень, Сергей Зеленюк.
Послевоенные годы. Парень приехал из далекого села Бухгаков в Крым.
Привела его туда заветная мечта и страстное желание играть на
симферопольской сцене.
"...ну.... не играть, так хоть декорации таскать и смотреть, смотреть,
смотреть на игру больших артистов!"
Администрация театра охотно приняла его на работу, уж очень нехватало
рабочих рук. Городу тоже нужна была помощь.
И закипела столичная жизнь деревенского паренька.
 
Засучив рукава, он, вместе со всеми принялся за работу. За восстановление
мирной жизни. Лечили искалеченную взрывами землю. Латали зияющие
раны - дыры, стелили асфальт.
 
По праздникам пекари выносили свежий хлеб и раздавали его людям.
Подвозили бедоны с молоком и вином. Из репродукторов лилась музыка,
песни. Слышался звонкий смех.
Люди работали с огромным энтузиазмом, тщательно, не обходя малейшие
детали. Восстанавливали, достраивали разрушенные дома, улицы.
Реставрировали театры, музеи. Работа кипела.
Два раза в день по центральным улицам проезжали грузовики с
необходимым материалом для строительства.
Это был приход Новой жизни! Люди чувствовали это и смотрели в будущее
с особой надеждой! И всё это называлось одним словом: "МИР".
Все жаждали ощутить этот свежий глоток мирной жизни.
По вечерам и воскресеньям выходили на улицы: пели, плясали, под
аккомпанимент гармошек, аккордеонов. То здесь, то там кто-то громко читал
стихи, взойдя на самодельные подмостки. Звучали стихи Маяковского,
Есенина, молодых, тогда, поэтов: Окуджавы, Рождественского и
собственные, свежесочиненные.
 
Люди нуждались в зрелищах, и в театре проходили репетиции по вечерам и
ночам. Играли спектакли по воскресеньям и праздникам.
Мой отец был в гуще всех событий и дел. Работал много, засыпал, едва
дойдя до кровати. А досыпал стоя, в туго набитом троллейбусе, как и многие
другие рабочие, начиная свой день в 5 утра.
 
В театре ставили спектакли по пьесам наших современников, отложа в
сторону и "Гамлет", и "Даму с камелиями".
Народу хотелось комедий или же героических пьес с бравурным и
счастливым финалом.
 
Сцена "о Родине"
 
В театр был приглашен московский режиссер, на постановку спектакля
Александра Твардовского: "Василий Тёркин".
Это, своего рода, Ода по герою войны, простому веселому парню, ставшему
всенародным героем*.
На роль Теркина ждали известного артиста А. Максимова.
Этот спектакль, даже в репетиционный период уже вошел в сердца всей
труппы.
Простые понятные диалоги, веселый нрав героя, его искренность и
склонность к балагурству; а также патриотизм, боль за судьбу Родины и
товарищей.
Артист Максимов приехал из города Орел, где в местном театре он с блеском
сыграл роль Теркина. Здесь же, в Симферопольском театре, ему предложили
несколько другой вариант воплощения образа, исходя из возможностей
труппы, декораций и т. д.
Но, он, видимо привык работать «по стандарту» когда-то сделанной работы,
и все время вносил разлад в репетиции, скандалил и держал нервозную
обстановку.
 
Рабочий сцены Сергей Зеленюк, перед своими коллегами, такими же
рабочими, часто цитировал роль Теркина, которую уже знал досконально.
И они по-доброму посмеивались, поддразнивая его.
Как-то раз, во время перерыва, в маленькой каморке, где обычно обедали
рабочие, товарищи попросили Сергея процитировать небольшой момент
сегодняшней репетиции.
Парень охотно согласился и так увлекся, что не заметил, как изменились
лица товарищей. В дверях стоял сам режиссер...
 
А отец продолжал:
«- Теркин? Как же? Знаем, дорог! Парень свой, как говорят.
В общем, парень тот, который, на войне - лихой солдат,
На гулянке гость не лишний
И в работе хоть куда.
- Жаль, давно его не слышно,
- Может, что худое вышло?
- Может, с Теркиным беда..."
 
- Хорошо читаете, молодой человек! - сказал режиссер и Сергей резко
повернулся на голос. - Хорошо! А главное - искренне и просто.
 
Через месяц должна была состояться премьера.
 
В театре суетились. Декораторы заканчивали свою работу, тут и там
раздавался стук молотка, пахло краской. Бутафоры подносили "свежые"
ружья, каски, камни из папье-маше, фрукты из воска и т. д.
Суетились и костюмеры, ведь на генеральную репетицию должно быть всё
готово.
Но, не всё ладилось на репетициях.
 
Одна сцена никак не давалась и её несколько раз переделывали.
Сцена, где Тёркин говорит о Родине, как о матери.
Режиссёр очень любил эту сцену и хотел, чтобы она была особенной,
трогательной, душевной. Другие актёры искренне исполняли свои роли, но
Максимов читал стихи громко, пафосно, наиграно.
 
Режиссёр нервничал и даже хотел отменить премьеру... и снять своё имя с
афиши... Артист зычно возражал и бил себя в грудь, говоря о том, какой он
прекрасный актёр.
Все томились. Администрация была в ужасе, а что, если правда спектакля
не будет? Билеты - то все проданы! Аншлаг!
 
Атмосфера наколилась до предела. Слышна была перепалка между
режиссёром и актёром. Режиссёр не принимал игру артиста и повторял:
«Сойдите с котурнов**, наконец!»
 
Вдруг все вздрогнули от крика режиссёра: "ГДЕ ОН? ГДЕ ОН???"
- Кто, кто?
- Этот парень, что так искренне читал?
Актёры всполошились. Прибежала заведующая трупой театра.
- Кого искать-то?
- Ну, этого... рабочего сцены, черноволосого, не высокого.
- Рабоочего сце-е-е-ны!?
- Да, да! Если Заслуженный артист не справляется, я назначаю на роль
Тёркина - рабочего сцены, с переводом его в актёрскую труппу!
 
Кто-то привёл Сергея Зеленюка.
- Начали, - крикнул режиссёр.
Парень не смутился, неспешно присел у костра (такова была мизансцена), и
начал читать стихи. Все замерли.
По мере развития сцены, к нему стали присоединяться актёры. Сергей так
плавно "влился" в общий замысел, будто он и был тем самым Тёркиным!
Подошло время говорить текст о Родине. Осветители, душой чувствуя
момент, «собрали» весь свет, оставив в луче только артиста.
Когда он закончил монолог, то ни в зале, ни за кулисами, ни на сцене не
осталось равнодушным никого!
Режиссёр медленно встал со своего места в зале, за режиссёрским
"пультом", поднялся на сцену и крепко обнял Тёркина.
Потом, поднял на артиста полные слёз глаза и тихо сказал: "Спасибо, брат!"
 
Коммуна
 
Так, молодой деревенский перень стал артистом. Был зачислен в актёрскую
труппу, с перспективой обучения на актёрском факультете города Киева,
заочно. То есть без отрыва от работы в театре.
 
Премьера спектакля была сыграна 9 мая, на день Победы и прошла с
Триумфальным успехом! Каждую сцену зрители провожали аплодируя стоя.
В финале ещё полчаса звучало оглушительное "Браво!" и нескончаемые
авации.
 
По просьбам зрителей, со следующего дня и ежедневно спектакль должен
исполняться три раза в день.
 
С 6.00 - 8.30 - на заводских сценах
С 10.00 -12.30 - на сцене театра, для молодёжи и школьников
С 19.30 - 22.00 - в обычное время вечернего спектакля
 
Очень быстро по городам Крыма и дальше прошёл слух о замечательном
спектакле, идущем в Симферопольском театре имени Горького.
И специально для приезжих групп (артистов, рабочих, научных деятелей),
спектакль играли дополнительно.
Это значило, что артисты и обслуживающий персонал должны были
оставаться на своих рабочих местах. То есть - жить в театре...
 
О! Это была настоящая коммуна.
Стираное бельё полотнами колыхалось на крыше театра.
В обеденное время повсюду распространялся сытный аромат супов,
жареного лука с картошкой… Все делились друг с другом провизией. Город
дал театру дополнительные пайки.
Хозяюшки радовались банкам сгущёнки, яйцам, маслу, и к чаю всегда были
готовы вкуснейшие пироги!
 
Вокруг театра, улицы Горького и Пушкинская, со сторону ЗАГСа, были
заблокированы публикой, стремящейся попасть в театр. «Лишние
билетики» расходились с молниеностной быстротой.
Всё пестрело от модно одетых людей и букетов.
Когда площадь пустела, «цветочный ковер» долго убирали дворники.
 
Шипы роз
 
Спектакль проходил в замечательной атмосфере. Часто раздавались взрывы
смеха. А во время тяжёлых военных сцен – зал затихал. Было ощущение
что актёры и зрители образуют единый организм, дышат в унисон.
 
Сила обаяния и природное чувство юмора Сергея, исполнителя главной
роли, сыграли на успех спектакля.
Галёрка, в большинстве своём занимаемая молодёжью, реагировала на
сцены очень живо. И в конце спектакля оттуда летели букеты цветов.
 
Как-то раз, на рампу, в вышедших на поклон артистов, полетели одиночные
цветы, не связанные в букеты.
Зритель, видимо, очень хотел, чтобы его цветок достался Тёркину и бросил
крупные розы с длинным стеблем на сцену, метя в артиста.
Роза попала ему прямо в глаз и огромным шипом порвала глазную
роговицу. Занавес закрыли и вызвали скорую помощь.
 
- Артиста нужно немедленно госпитализировать, - требовала крупная
докторша, буравя взглядом сквозь очки директора театра.
- Но...это невозможно... – мямлил директор, зная, что через два часа должен
состояться следующий спектакль.
- Я не лягу в больницу! - запротестовал артист. – Буду играть.
- Да, Вы с ума сошли! Хотите лишиться глаза? – гудела грудным голосом
врач. - У Вас сквозной разрыв роговицы, деформация зрачка и ущемление
радужки в роговичной ране. Немедленно на операцию!
 
Отец отказывался ехать в больницу категорически и врачи пошли на
встречу обстоятельствам. Сделали уколы, забинтовали глаз и сказали, что
будут дежурить за кулисами и делать уколы через каждые полчаса.
Зрителей предупредили о том, что артист, получив «ранение», не поехал
спасать глаз, а остался играть спектакль. Это вызвало ещё больше
восторгов!
Сергей играл самозабвенно и «пиратская» повязка на глазу придавала
образу мужественности. Через каждые полчаса, во время сцен своих коллег,
артист бежал за кулисы, где его ждали медики.
И в финале, где раненый Тёркин ложится на шинель и его окружают
товарищи, артист действительно прочувствовал боль раны и
головокружение.
В эту ночь великие советские врачи спасли глаз герою.
Когда он очнулся, глаз был забинтован, но другим, здоровым Сергей увидел
свою палату до отказа забитую свежими цветами.
*******************************************
******************
 
*В статье «Как был написан „Василий Тёркин“» А. Твардовский сообщил,
что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной
юмористической рубрики в газете «На страже Родины».
 
**
Котурны – В Древнем Риме ботинки -котурны надевали актёры трагедии,
изображающие богов, а иногда императоры, равнявшие себя с божествами.
Этот термин вошёл в переносном смысле в язык, как обозначение высокого
и низкого стиля и тона.
Copyright (с): Лариса Зеленюк-Ромера. Свидетельство о публикации №349000
Дата публикации: 18.11.2015 02:24
Предыдущее: Записки психолога (10) Под звёздным небомСледующее: «Ша-ба-да-ба-да» из серии Мужчины и Женщины

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Ферафонтов Анатолий[ 31.10.2018 ]
   Давненько не захаживал к вам в гости, Лариса. Признаюсь, что с некоторых пор у меня пошла на убыль "прыть общения" с членами портала, пропало желание участвовать в конкурсах. Но сохранилась привязанность к тем людям, которые мне симпатичны. На правах коллеги и внимательного читателя хочу отметить удачно выверенную композицию рассказа, лёгкость стиля и язык изложения, уверенное погружение в материал. Огорчило меня лишь одно: орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные по невнимательности. А удивило по-настоящему отсутствие свежих работ за истекшие почти три года. С прежним уважением и теплом, Анатолий.
 
Лариса Зеленюк-Ромера[ 02.11.2018 ]
   Дорогой Анатолий, Вы бесконечно Правы!!! Я благодарю Вас от всей души! Берусь, берусь! Уже заканчиваю кое-что, в чём стремлюсь
   поделиться с Вами, мой друг! Отправлю рассказ на Ваш э-майл, с Вашего позволения. Перед тем, как его предоставить в Портал.
   Я закончила школу сценаристов в городе Авиньоне. На это ушёл год. Каюсь, была занята.)))
   С теплом,
   Лариса.

Тема недели
Буфет.
Истории за нашим столом
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Проекту "Чаша талантов" требуется руководитель!
Дежурство по порталу как оплачиваемая работа
Приглашаем на работу: наши вакансии
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Региональные
отделения
Форум для членов МСП
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов