Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 15006 [ символов ]
Рецензия на стихотворение Дмитрия Кастреля «Негев»
Дмитрий Кастрель. Негев. Рецензировалось на заседании №9 литературной мастерской «Облик» 02.07.2015
 
   Негев
    Валерию Лисицыну
   
   
    День первый
   
    А хорошо по каменной Негев
    Пройти бросковым силовым маршрутом.
    И если варианты наравне,
    Брать выше, потому что круто.
   
    Вот три часа размеренной ходьбы.
    Грудь дышит. По бедру онемевают ноги.
    Повсюду камень будет, есть и был,
    Он не печатает следы,
    Он говорит: подбей итоги.
    На полчаса один глоток воды.
   
    Вот стенка. Поиграемся в пристенок.
    По осыпи сползаю вкось.
    Ну, ободрался. Заодно прижглось.
    Ни одного целебного растенья,
    Ни хоть бы выжженная ость.
    Горячая Негев.
    Вниз камень полетел, два раза щёлкнул.
    И солнце по ободранной ноге
    Дерёт одёжной щёткой.
   
    Пока баланс.
    Она - хоть страшная - лежит,
    А я - хоть хилый - продвигаюсь.
    Парнас - такой же мёртвый пласт?
    На камень сплюнул и услышал пшик.
    Скала - как пень. Скала - как парус.
   
    В периметре все прелести пейзажа:
    Склон розовый, а тени фиолетовы.
    Но есть Негев. Но нет травы.
    День сам себя сжигает заживо,
    Тень выросла и стала саженью
    От лёгкой мглы до пятен цветовых.
   
    На горизонте солнцу твёрдо,
    Не усидело, провалилось враз.
    И синее сияющее вёдро
    Явилось безразмерной чёрной мордой,
    Уставившейся искрами из глаз.
    Смотреть вот так же, не мигая, не могу
    И выпиваю коньяку.
   
    День второй
   
    А хорошо под вечер, если выпадет пасьянс,
    Надёжно дошагать к друзьям.
    Сказать, как водится: "Я сделал это!
    И напишу про это два сонета!
    Всё было классно!
    Да!"
    И достаётся из багажника вода,
    И пиво, и мозольный пластырь.
   
    Проснулся с ощущеньем недобра.
    И точно: над Негев "шараф".
    Так говорят, когда с утра
    Приходит из Аравии жара,
    На небо наволакивает плесень,
    И даль мутна из-за песчаной взвеси.
   
    На камне кружка закипает от луча.
    Сижу, пью чай.
   
    Играю камешком, похожим на слюду,
    И понимаю: не дойду.
   
    Бросаю всё, что есть, в мешок.
    Встал и пошёл.
   
    Считайте, что уже сказал,
    Как "пот мне заливал глаза",
    Как "не хватало воздуха дышать",
    "С трудом давался каждый шаг",
    Как "сердце вырывалось из ребра"...
    Et cetera, et cetera.
   
    На запад тянется гряда.
    Вот эти камни положили ещё боги.
    С тех пор они лежат всегда.
    На камень излучается звезда.
    Вселенная как есть - до биологии.
   
    Глаз некуда девать.
    Смотреть под ноги как-то глупо,
    А всё вокруг под цвет горохового супа,
    И нечем в этот суп плевать.
    Я делаюсь всё ниже, ниже
    И занижаюсь в каменную жижу.
   
    Хотел потрогать глаз - в глазнице пустота,
    И субъективно наступает темнота.
    Так что дальнейшее я вижу сверху,
    Как из кулис глядят в прореху
    За сценою висящего холста.
   
    Негев с небес - бугристый пляж.
    На плоскости ползёт мураш -
    Неведомо куда, невидимо откуда,
    Теряя направленье и рассудок.
    Я понимаю, что влачусь-то - я.
    Есть интерес, но нет сочувствия.
   
    Наутро начал уточнять,
    Как полз вдоль мёртвого ручья,
    И снизился к сухому руслу.
    Тишь смертная. Я оглянулся.
    На жёлтых обжигающих камнях
    Нет ни следа, ни тени от меня.
 
Два дня эпоса... Лирический очерк, а, скорее, поэма о трекинге по пустыне Негев, в пути — мысли об уделе человеческом. Стихотворение потрясает, чего уж там скромничать, но, вдохновленная, пройду от начала до конца и петлями!
 
День первый - Брать выше, потому что круто. Пока все по плану.
Повсюду камень будет, есть и был,
    Он не печатает следы,
    Он говорит: подбей итоги.
    На полчаса один глоток воды.
На войне как на войне — констатация известных фактов, чуток ободрался на склоне, но — не смертельно.
Пока баланс.
    Она - хоть страшная - лежит,
    А я - хоть хилый - продвигаюсь.
    Парнас - такой же мёртвый пласт?
    На камень сплюнул и услышал пшик.
    Скала - как пень. Скала - как парус.
Сравнение с Парнасом — пробьет ли озарение, будет ли указан дальнейший путь... Пока — пшик, пень (все без толку), но — и парус! Парус — всегда как надежда, и примчится ветер... тот самый...
 
День второй. Начался с бравого рассуждения о возвращении к лагерю друзей, где есть все — вода, пиво, пластырь и автомобиль — шагать больше не надо. Как вершина пути — два сонета! Но герой
Проснулся с ощущеньем недобра.
    И точно: над Негев "шараф".
Примчался... Дальнейшие тяготы пути герой, как истинный герой, опускает, в самом деле — что в них! Вокруг — сотворенное от начала:
Вот эти камни положили ещё боги.
Как антитеза — сравнение этих же камней с гороховым супом, жижей — человеческое сравнение. Но я вновь хочу вернуться к началу произведения и начать уже с замечаний, потому как накопились!
 
Первым делом смутило ударение - НегЕв, потому что, судя по данным Википедии, оно должно ложиться на первый слог - НЕгев. Но задаваемый ямб упорно ударяет второй. Возможно, так звали пустыню друзья-товарищи, но жанр эпоса предполагает довольно точные географические наименования — ведь описываются реальные события. Впрочем, в поиске истины попала на объяснения автора, мол, именно все ТАК и говорили, ну, что ж... И, все-таки, на мой взгляд, географические названия, да таких крупных структур, стоит уточнять или обыгрывать в тексте вольное произношение.
Сама пустыня понравилась — живописна. Люблю естественные ландшафты, да еще такие экстремальные, испытать себя — дело благодатное, коль есть на то возможности. Герой описывает свое состояние во время путешествия, весьма лирично описывает. Кто бы спорил, ходить по пустыне днем, можно сказать, босиком, то есть не на верблюдах - удел упертых путешественников.
Ожидалось впечатлений недетских. Нашла: На камень сплюнул и услышал пшик. Получается, вода на раскаленном камне тут же вскипает. Хотелось бы чуть не запаха жженой резины, особенно когда скользнул по стене. Тут были бы уместны дырки досадные в перчатках, поскольку дотрагиваться-хвататься до таких камней по сползании... Впрочем, может, герой «сползал» на ногах? Обычно руки защищены на подобных маршрутах — в горах, например, но там камни не раскаленные. Это все к тому, что ищу экстрима в узнаваемых точках. Так поняла: было круто - Вниз камень полетел, два раза щёлкнул. Но мне не хватает драмы лишений физических, именно описаний — ведь смысл в описании преодоления себя, прежде всего! Чтобы из-под вынырнуло-таки...
И солнце по ободранной ноге
    Дерёт одёжной щёткой.
Несколько непонятно — как незащищенная кожа не сгорела, или даже не вскипела пузырями? Догадываюсь - ссадина под штанами. Имело бы смысл упомянуть, что повезло, мол, штаны не пострадали. Ведь, так поняла, не было даже ...аптечки!!! Это немыслимо, во всяком случае, в здравом уме. Полагаю, иголки с ниткой, уж точно, не было...
Пока баланс.
    Она - хоть страшная - лежит,
    А я - хоть хилый — продвигаюсь.
Философия бодрит, но мне хотелось бы побольше страшного и хилого. А в тексте много скромности, скрытности, даже сказала бы... Ведь пустыня, где запросто можно умереть. Герой шел один, у него, так полагаю, был маршрут двухдневный. Где он ночевал? Потому что ночь в пустыне — это должно быть тоже событие — египетская тьма. Про рюкзак ничего нет — налегке шел? Ночью в пустыне очень холодно — нужна теплая одежда, как минимум. А что кушал? На чем готовил? Коньяк на голодный желудок? Сколько глотков - «выпиваю»?! Чем закусываю? Когда идет описание приключения — оно очень важно!
День сам себя сжигает заживо,
    Тень выросла и стала саженью
    От лёгкой мглы до пятен цветовых.
В этом месте хотелось бы о головном уборе и одежде (про обувь и перчатки уже говорила — их не хватает). Не хватает именно ощущений героя. Личных. Мне — не хватает. Потому как можно и без человека пустыню описать, а хочется именно человечьих ощущений. Ну почему я должна верить на слово... Каким образом он уберегся? Если день сам себя... Где отсиделся-то?
На камне кружка закипает от луча.
    Сижу, пью чай.
   
    Играю камешком, похожим на слюду,
    И понимаю: не дойду.
   
    Бросаю всё, что есть, в мешок.
    Встал и пошёл.
Баланс шарафом разрушен: не дойду, но — встал и пошел!
Оказывается, мешок был! Неплохой ход, и все же я бы прочитала, на чем он СИДИТ. Что под ним НЕ нагревается, в то время как чай в кружке на камне закипает! Ни на чем долго не посидишь при таком раскладе, но хотелось бы ощущения, опять же, героя на этот счет услышать и увидеть. А то вроде как он морочит читателя. Ведь до металлической кружки просто не дотронуться без перчаток, опять же! Состояние губ, кстати, тоже не последний вопрос, как и глаз, и всего лица. Чем защищались? Для тех, кто в этой пустыне живет, оно — даже не вопрос, а для сибирячки — очень даже любопытно! Впрочем, видела байкеров на фото из Негев — обычно одеты, считай, для жары и не одеты вовсе — все на них как в Европе. Нет, я не сомневаюсь, что все — реальность, но хочу ее ЧУВСТВОВАТЬ! Как в рассказах Джона Маверика (чтобы совсем далеко не ходить), коль у нас эпос! Мне недостаточно Считайте, что уже сказал. Хочется именно общения телом с пустыней — ведь того ради оно и осуществлялось, так понимаю.
Замечание геолога: слюда - среди известняков, которыми сложена Негев?.. Разве что интрузия какая рядом торчала, но она должна была привлечь внимание путешественника, как минимум, другой фактурой, цветом, формой. А всё вокруг под цвет горохового супа. Похоже, слюда здесь для рифмы — это не есть хорошо... Да и камушек ведь должен быть раскален — не сильно-то поиграешь... Впрочем, если поднят из тени — так это надо было указать — придало бы сенсорики. Хотя обычно передвигаются по пустыне с первыми лучами солнца, пока еще «можно» - камни холодные, но тогда вода в кружке закипать не будет — рано. Здесь, на мой взгляд, недостоверность какая-то, если речь идет об утреннем времени.
Бросаю всё, что есть, в мешок - вновь повторила строчку, поскольку крупные предметы не бросают (это — бросить — просто невозможно!) — их тщательно укладывают: палатку, спальник, коврик, горелку, аптечку... Бросают мелкие предметы обычно (в авоську), от положения которых ничего не меняется, да и места, получается, в куле много (?), раз в него можно «бросить». Тут продолжается неясность — где герой ночевал-то? В чем? Каким образом? Если в какой щели — так оно ведь интересно! Тарантулы, скорпионы, гюрзы... Сколько и в чем нес воды? А ведь это очень интересно! Ночью одному в открытом пространстве, да еще во тьме — жутко! В лесу не так страшно, мне кажется. Ночевку имело бы смысл описать со всем бивуачным бытом (хотя бы строфу дать одну), а то получается баловство какое-то. Помню одну байку, от альпинистов слышала. Новичкам инструктор на первой ночевке говорит, когда все с аппетитом и впечатлениями кушают: «Вот это, ребята, и есть альпинизм! А прочее — к нему подходы!» Мне хотелось бы «пустынизма»!!! И еще хочется общения с компасом и картой — как сверял маршрут?.. А то остается только догадываться! Ведь потеряться легко — гряду попутал и ...высох...
Смотреть под ноги как-то глупо — строчка... странная. Я понимаю, что хотел сказать герой, но! Как-то глупо под ноги, да еще в таком маршруте, не смотреть! Обычно, когда идут, да уставшие, в горизонт не пялятся — все внимание дороге. Восторг пейзажа постигается лишь в остановке, но никак не в движении.
И занижаюсь в каменную жижу — понравилось образное описание рельефа, да и мороком потянуло как следует.
Последующая строфа про глаз и холст удачна необыкновенно! Герой дошел до кондиции путешественника по пустыне.
Наутро начал уточнять,
    Как полз вдоль мёртвого ручья,
    И снизился к сухому руслу.
Так полагаю, это уже третий день пошел — уточнение в пункте прибытия. Остается догадываться, что герой шел по маршруту вдоль мертвого ручья. В общем-то, попытка описания похода. Но дана кое-какая география и чуть быта, след... След именно трудностей и открытий, в том числе и себя. Даже километраж бы не помешал. Ведь это вполне мог быть (и, скорее всего, был) очень короткий, но экстремальный маршрут, причем известный — можно было дать более точное наименование того самого мертвого ручья. Или если сам наметил — история, тем более, интересна.
Одиночные маршруты небанальны. Пусть не сразу, но потом они всегда осознаются как веха. Возможно, герой что-то понял не только из области физических возможностей, но пришли какие-то озарения более высокого порядка — о них умалчивается. Жаль... Мне не хватило чего-то очень личного... Из вечности, из пустоты, из темноты... Ведь не путеводитель же читаем... Христос на Голгофу отправился после пустыни... Я к тому, что масштаб-то задан!
Тишь смертная. Я оглянулся.
    На жёлтых обжигающих камнях
    Нет ни следа, ни тени от меня.
Вдумываюсь и вдумываюсь, потому как близки мне походы и понимаю людей, которые ходят. Быть может, потому и нет, считай, кроме кружки, ни слова о быте, что ни следа, ни тени от меня? Но это ведь и так понятно, что ни следа, ни тени, что — мурашом. Есть интерес, но нет сочувствия — вот в этом месте, именно в этом хотелось бы поподробнее!!! Интерес есть — большое стихотворение написано! А в каком случае ожидалось сочувствие?
От самого себя, конечно, не от окружающих — не будем трогать ни в чем неповинных людей — они живут как могут. Что под ним подразумевается? Мне не хватило именно искренности оттуда, из глубин, молчит герой... Ведь испытание организма — дело-то десятое, по большому-то счету... Может, после что случилось? До того? Несчастная любовь? Ну, вдруг... Бессмысленность пребывания в бренном — все достало... Ведь не может же быть, что на пустом месте! Понимаю - герой пришел куда и шел, можно перечесть Екклесиаст — неизменно красиво и правильно, но мне хочется, очень хочется — не от Соломона, а от такого же как я, человека. Вечное давно насквозь проткнуто иглой, отлито в форму, а хочется узнать — свое в чьих-то испытаниях. Внутренности охота, а не геройской оболочки. «Мелкости» проблемы, которая только и бросает к высокому. Помните, в «Царь-Рыбе»: когда прижало, ГГ очень даже вспомнил — за что... И в этом, и только в этом — смысл.
Техника. Рифмы хороши, и весьма хороши. Ямб, разностопность строк — писалось как думалось, строфы различной величины. В принципе, не мешает, как и отсутствие единообразия в схеме рифмовки. Но и веса не добавляет. Одно дело, если бы это была подборка стихотворений в цикл — тогда разномастность только бы украшала повествование. Представляете, «Евгений Онегин» был бы написан в «таком» духе!
В целом описание столь экзотического уголка света весьма любопытно и очень понравилось — «не ходите, дети, в Африку гулять!» - так получилось, а чего не хватило лично мне в части формы и содержания — указала.
Дата публикации: 03.07.2015 15:01
Предыдущее: СнежинкаСледующее: Телефон как отключился

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта