Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 8224 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг «Доброволец»
Несмотря на то, что сделана авторская ремарка Все имена и события, включая мировую войну, вымышлены. Любые совпадения случайны — конечно, история выглядит психологически более чем достоверной. Описанные герои весьма незатейливы в своих проявлениях, характеры демонстрируют, что называется, прямые как колы.
Девочка Люция одурманена идеей быть во всем лучшей — изначально в этом, конечно, ничего плохого нет. Другой вопрос — ради чего (кого) быть лучшей? Одной из лучших, с похвальным листом за успехи в учёбе и примерное поведение, она окончила школу. Рослая сероглазая блондинка, не по годам серьёзная и спокойная, отличная гимнастка и чемпионка района по пулевой стрельбе — Люция не колебалась с выбором дальнейшего пути. Настолько хотела быть лучшей, что давно забыла себя, да и помнила ли... история об этом умалчивает. Полно людей, поддающихся пропаганде, умело подносящей факты и «доказательства», а Лючия росла в авторитарной империи. Такие простаки как Лючия не находят труда лично выяснить — что же стоит за этим «правым делом», они простодушно верят, что кто-то «там», во власти — мудрый, он знает лучше, как должна быть устроена жизнь, и нет для них большего счастья, нежели посвятить жизнь свою идеалам нарисованного будущего. Тем более, островитяне снова совершили злодейский воздушный налёт. Империя, видимо, лишь оборонялась и подло себя не проявляла - Родина напрягала все силы в неравной битве.
Небольшая, но существенная деталь — у девочки не было отца. Во всяком случае, по содержанию мы узнаем, что при прощании Люция На перроне обняла братишек. Взглянула в строгие сухие глаза матери:
«…Aut cum scuto, aut in scuto…» - в глазах обоих женщин, так полагаю, стоял девиз римских легионеров «со щитом или на щите». Вполне возможно, отец погиб на войне, справедливой, конечно же и за него тоже надо отомстить — это по умолчанию.
Еще одно упоминание о матери: Ты совсем как моя мама, учительница, — задумчиво сказала Люция. — Она тоже говорила мне так — на нас ведь вся надежда, мы последние защитники этого мира, не имеем права на жалость. Подаришь мне карточку? Пошлю маме, она будет рада. Эти слова — сразу после зверского убийства и в момент глумления над жертвами.
Психологические установки матери Люции дополняют слова капрала Энн — командира Люции: Время нам такое выпало, надо от мерзости землю чистить, иначе всему конец, культуре, цивилизации — да что тебе объяснять, сама ведь понимаешь?
Потребность в авторитетах у Люции превосходит все и всяческие пределы — она из тех, кому для равнения нужны реальные (назначаемые) люди: вождь (заменяющий отца, которого у ней не было даже в ее мыслях), идеальный командир Энн. Люция же просто благоговейно, снизу вверх смотрела на эту настоящую народную героиню — благодаря таким непреклонным бойцам Империя громила врагов, победно раздвигая свои границы.
Устремленная к «высокому» - к борьбе «за идеалы», Люция устремляется на передовую. «Доброволец» - название рассказа очень характерное. Во-первых, в мужском роде, да и растила ли мать из Люции женщину? Не уточняется, в какой гимнастике она преуспела — явно не в художественной, но пулевая стрельба не замедлила проявить себя в действии по классическим законам драмы. Во-вторых, Люция, действительно, проявила волю служить добру, тому, что было подано как добро.
Конечно, Люция — жертва идеологии. Возникающие сомнения, и возникающие в нужных местах, в правильное время, она усиленно и, надо сказать, довольно быстро подавляет. Струнами пели напряжённые нервы. С гордостью Люция взглянула на распростёртых в кровавой траве варварок — да, всё правильно, так должно быть.
Более того, закалка восприимчивого ума в боевых условиях протекает со скоростью ядерной реакции. Ты просто символ высшей расы! Вот таким будет памятник победе, когда мы наконец растопчем эту погань, - восклицает капрал, потрясенная способностями подчиненной.
Впрочем, страшная тайна, продемонстрированная «расчувствовавшейся» Энн (даже последним нелюдям тяжело хранить собственные, мучащие их тайны), всколыхнула в Люции, таки, серьезные сомнения. Люция в ужасе смотрела в глаза Энн. Там, в глубине этих бездонных провалов, схватились два смертельных врага. Собственная кровь разрывает её… Ненормальная… Что ей чужая боль? (...)
Нельзя было повиноваться ей? Но как можно не выполнять приказ? И разве не тому же учили в школе и дома? Разве не об этом говорил вождь в своей речи по радио в день объявления войны?
«Я требую от моей молодёжи не просто жестокости. Мир должен содрогнуться перед вами!»
И лишь когда Энн была на ее глазах застреляна, Люция всерьез задумалась о себе и месте, которое она занимает — так о чем же она мечтала? И мечтала ли...
…мечтала об этом, героически погибнуть, отдать жизнь за Родину?
Как красиво круглым почерком выводила пропись в школьной тетрадке: «Dulce et decorum est pro patria mori!»
Но это совсем не то, нет!
А Энн, умирая, хрипя, потеряв звериную ненависть, звала ...маму. Лишь уходя на тот свет, отказалась она от наносного, впрочем, не ум ее отказался, а тело. Ум этой женщины был поврежден глубоко необыкновенно — она, конечно, душевнобольная. Так ненавидеть «других» можно, лишь ТАК ненавидя себя. Она искала смерти и сама сеяла только смерть. Ей «не повезло» родиться чистокровной... Что может быть страшнее ТАКОЙ непоправимой обиды больного ума...
Но вернусь к Люции. Заглянув в глаза смерти перед реальной ее угрозой, Полное смертного ужаса тело уже действовало бессознательно. Люция уронила карабин и подняла руки.
С самого рождения человека приучали не думать, а подчиняться. И теперь она, конечно, в шоковом состоянии, вернее, не она — не ум ее, отравленный больной идеологией, а ее тело - подчиняется врагу беспрекословно. Заставь стрелять «своих» - возможно, в этот момент приказ запросто бы сработал - времени адаптироваться просто не было.
Показательна картина допроса Люции.
Офицер слушал, бросая короткие наводящие вопросы. Голос Люции дрожал, но она отвечала быстро, без запинки, совсем как в классе у доски. Она сказала всё, что знала…
…так мало.
Умолкла в отчаянии. Найти лишь одно слово, и он поймёт, пожалеет её?
Нет этого слова.
Никогда не было у Люции своего слова — от себя, изнутри, даже перед лицом смерти она продолжала тупо твердить урок — чужие слова - только так ее учили... А другого она и не искала.
Тем не менее, уже умирая, она, видимо, поняла - подсознанием, почему у нее нет слова и повинилась. Будто снова ощутила — хрустнули под ногами тонкие кости… Безнадёжно прошептала:
Простите…
Третий герой — лейтенант вражеского отряда, конечно, полон ненависти к «высшей расе» - каждая из империй считает противника варварами: Война только начинается. Придём к ним домой. Под корень вырежем нелюдей.
 
Злоба на несправедливость бытия, на невозможность себя реализовать, на протест искать в себе причины и резервы (начинать с себя) всегда выплескивается в поиск внешнего врага. Так было и будет. И грань между миром и войной проходит через сердца ВСЕХ людей, без исключения — грань осознания себя в мире. Увы, искать врагов много легче, чем меняться самому. По большому счету, минувшие войны ничего не меняют в сознании масс — не испытанное на личном опыте не воспринимается последующими поколениями — передается только материальное, духовное же вырабатывается только здесь и заново, всегда самостоятельно, только на личном опыте, в поиске, в усилиях осознать — таков удел. Потому новейшая история всегда начинается заново — в каждом человеке. Но в конечном итоге побеждает не оружие, а уровень сознания. Даже если формально победа была на стороне врага.
Спастись — это понять, осознать причины и принять личное решение — без самообмана нести бремя бытия, а не полагаться на кем-то провозглашенные готовые лозунги, нормы и правила. Художественная литература, которая поднимает войну чувств напрямую в сердцах читателей, заставляет заглянуть в себя и оглянуться вокруг, именно к этому всегда и призывает.
Творчество Марии Гринберг не только не дает забыть ужасы войны, но и пробуждает сознание от инфантильного сна. Редкий автор может работать с подобными темами столь виртуозно. Редчайший.
Дата публикации: 25.06.2015 21:08
Предыдущее: ТополяСледующее: Сижу на лавочке, гляжу на облака

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта